29 Сщмч. Игнатий (в миру – Сергей Садковский ; 1887–1938), епископ. Окончил МДА в 1911 г., с 1920 г. – епископ Белевский. Арестован в 1923 г. и отбывал заключение в Соловках до 1933 г. С 1933 до 1936 г. – епископ Скопинский. В 1936 г. вторично арестован и в 1938 г. расстрелян. Память 28 января/10 февраля. 31 Сщмч. Кронид (в миру – Константин Петрович Любимов; 1858–1937), архимандрит. Родился в Волоколамском уезде Московской губернии. Был келейником наместника Лавры архимандрита Леонида (Кавелина) , затем – настоятелем лаврского подворья в Петербурге. С 1915 г. – наместник Лавры до ее закрытия в 1919 г., пытался спасти ее от разорения и поругания. 11 апреля 1919 г. присутствовал во время кощунственного вскрытия большевиками мощей Преподобного Сергия. Расстрелян близ станции Бутово под Москвой 10 декабря 1937 г. Постановлением Священного Синода канонизирован. Память 27/10 декабря. 32 Протоиерей Иосиф Фудель (1864–1918) – был настоятелем небольшой церкви во имя святителя Николая в Плотниках на старом Арбате, но был известен всей Москве как тюремный батюшка, поскольку служил в храме Бутырской тюрьмы. Отец Иосиф не только окормлял заключенных как священник, но и обучал их грамоте и слову Божию, приносил им книги, уделял много внимания страждущим. 34 Митрополит Макарий (в миру – Михаил Андреевич Невский; (1835–1926) – выдающийся миссионер и проповедник. Окончил Тобольскую Духовную семинарию в 1854 г. и вошел в состав Алтайской духовной миссии. В 1861 г. пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. Перевел много церковных и духовных книг на язык народностей Алтая. С 1884 г. – епископ Бийский. С 1906 г. – архиепископ Томский. В период 1912–1917 гг. – митрополит Московский. Автор многих богословских трудов. Имел почетные звания и награды. Доживал свой век в Угрешском монастыре под Москвой, где и был погребен. В 1957 г. останки митрополита Макария перенесены и захоронены в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры, где устроена церковь в честь Всех святых, в земле Российской просиявших.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

 Игумен Дамаскин ( Орловский ), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Мученик Иоанн (Чернов) . 1880–10.04.1939 . Фото Ивана Чернова, г. Наро-Фоминска начала 1930-х годов и копии документов предоставлены автором//Фома. - – апрель 2017. – С.50-53. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). Крестьянин-псаломщик Иван Чернов в день выборов в Верховный Совет 12 декабря 1937 года вместе с избирательным бюллетенем опустил в урну письмо на имя кандидата в депутаты от Наро-Фоминского района, в котором просил согласно 124 статье Сталинской Конституции предоставить верующим гражданам свободно молиться Богу и ходить в церковь. Это письмо, как и следовало ожидать, вскоре оказалось в НКВД. 28 июня 1938 автор письма был арестован и посажен в Бутырскую тюрьму в Москве. В вину ему ставился сбор подписей под ходатайством за открытие церкви. По оговорам лжесвидетелей Иван Алексеевич был осужден на 5 лет лагерей. Скончался от голода в Беломорско-Балтийском лагере 10 апреля 1939 года и погребен в безвестной могиле в карельских лесах. Репрессиям подверглась также дочь Ивана Чернова Анна, которую 25 марта 1938 года приговорили к пяти годам заключения и отправляли в исправительно-трудовой лагерь в Сибирь, а ее малолетнего сына из семьи изъяли и передали в Наро-Фоминский райздравотдел «для дальнейшего воспитания». О том, как сложились потом судьбы Анны и маленького Паши ничего не известно. Говорят, что :   Говорят, что //Фома. - – апрель 2017. - С.54-55. – (раздел « Вера », рубрика « Говорят, что »). Ответы на следующие суждения и вопросы: Говорят, что дурные мысли имеют свойство материализоваться, поэтому надо думать только о хорошем. На самом деле… Фото Jack Lyons/Flickr/CC BY-NC-ND 2.0. - С.54. Часто спрашивают: кто такие святые? Отвечаем: … Ил.: Лисичка. Михаил Нестеров. 1914. - С.54.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-168-...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АННА (МАКАНДИНА) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Послушница Анна Макандина. Москва, Таганская тюрьма. 1938 год. Фотография с сайта fond.ru Макандина Анна Алексеевна ( 1892 - 1938 ), послушница , преподобномученица . Память 1 марта , в Соборах новомучеников и исповедников Российских , Бутовских и Радонежских Родилась 5 ноября 1892 года в селе Константиново Александровского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина. Окончила сельскую школу. В 1914 году поступила послушницей в Алексеевский монастырь в Москве , располагавшийся в то время на Верхней Красносельской улице. Во все время жизни в монастыре она исполняла послушание на кухне. В том же монастыре находилась её младшая сестра - монахиня Матрона (Макандина) . В 1924 году монастырь был безбожной властью закрыт, и Анна поселилась вместе с монахинями монастыря на квартире; они сохраняли монашеские правила и устав. После закрытия монастыря они состояла членами пошивочной артели " Общее дело " , куда входило более двухсот монахинь и послушниц закрытых монастырей, зарабатывали на жизнь шитьём одеял. В 1930 году власти приняли решение об аресте всех насельников и насельниц закрытых монастырей, и 28 декабря этого года Анна была арестована. Во время следствия содержалась в Бутырской тюрьме . Всего в Москве в декабре 1930 года было арестовано, допрошено и подготовлено к выселению монахов, монахинь и мирян более четырёхсот человек. Их объединяли в группы, которыми занимались отдельные следователи. На вопросы следователя о том, состояла ли она в политических партиях, с кем живет и чем занимается, послушница Анна ответила, что в политических партиях она не состояла и не состоит. Права голоса лишена как монастырская. Вместе с ней живет её родная сестра и ещё три монастырских сестры. Все они занимаются шитьём одеял. «Занимаемую нами квартиру никто не посещал, — сказала она. — Знакомства ни с кем не вели. Добавить к показаниям ничего не могу».

http://drevo-info.ru/articles/6517.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 15 (28) марта Священномученик Алексий Виноградов Священномученик Алексий родился 28 декабря 1871 года в городе Москве в семье чиновника Святейшего Синода Петра Виноградова, впоследствии ставшего священником. По окончании в 1897 году Духовной семинарии Алексей Петрович три года работал учителем, а затем в 1900 году был рукоположен во священника. В 1928 году отец Алексий был назначен благочинным и в 1932 году возведен в сан протоиерея. В 1937 году он служил в храме в селе Новотроицком Высоковского района Тверской епархии. 27 ноября 1937 года отец Алексий был арестован и на следующий день допрошен. – Расскажите следствию о вашей контрреволюционной деятельности среди населения! – потребовал следователь. – Никакой контрреволюционной деятельности среди населения я не проводил, – ответил священник. – Следствие имеет точные данные о вашей контрреволюционной деятельности и требует от вас правдивых показаний, – повторил следователь. – Как я уже сказал выше, никакой контрреволюционной деятельности я не проводил. На этом допросы были закончены, и следователь допросил трех лжесвидетелей, священника и двух крестьян, которые дали необходимые следствию показания, и 5 декабря 1937 года отец Алексий был приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. До отправки в лагерь он находился в тюрьме в городе Ржеве. 9 февраля 1938 года один из заключенных ржевской тюрьмы, осужденный за убийство, направил заявление уполномоченному НКВД, в котором писал, что 22 декабря 1937 года он был переведен в камеру 9, где находилось пятьдесят семь человек осужденных по 58-й статье, и среди них священник Алексий Виноградов, который, несмотря на то, что осужден по 58-й статье, «до настоящего момента настроен против советской власти, агитирует за то, что придет время, работники НКВД во главе с наркомом Ежовым будут отвечать за нас... Сталинская конституция является только как написанный документ, и пользы в жизни от нее нет никому» .

http://fond.ru/kalendar/337/aleksiy/

25 Иеромонах Нафанаил (в миру – Никита Яковлевич Бачкало; 1866-?) – родом из Киевской губернии. В 16 лет стал послушником Киево-Печерской Лавры. Год спустя стал певчим Исаакиевского кафедрального собора в Санкт-Петербурге, где закончил консерваторию, выступал с концертами. К нему приходит слава. После возвращения из турне по Европе, в 1895 г. он уходит в монастырь, в Троице-Сергиеву Лавру. Подвизается певчим, затем помощником регента. В 1897 г. принимает постриг с именем Нафанаил и переводится в Смоленскую Зосимову пустынь. Здесь он организует хор из числа братии, начинает сочинять духовную музыку. То, что со временем появились всем известные напевы Зосимовой пустыни, – его заслуга. В 1898 г. был рукоположен в сан иеродиакона, а через два года – в иеромонаха. В 1912 г. иеромонах Нафанаил назначается регентом главного лаврского хора. После закрытия Лавры начинаются скитания. С 1927 г. он живет в Орехово-Зуеве, нищенствует. В 1930 г. был арестован, через месяц его освободили. Дальнейшая судьба иеромонаха Нафанаила неизвестна. 26 Прмч. Владимир (в миру – Василий Терентьевич Терентьев; 1872–1933), игумен – духовник старца Алексия в последние годы его жизни. В 1931 г. был арестован, проходил по одному делу вместе с другими зосимовскими монахами. Умер в ссылке. Определением Священного Синода от 27 декабря 2005 г. игумен Владимир (Терентьев) был канонизирован. День памяти 18 февраля/3 марта. 28 Михаил Александрович Новоселов (1864–1938) – родился в благочестивой интеллигентной семье. В юности пережил увлечение идеями Л. Н. Толстого, нашел в себе силы преодолеть эти заблуждения и, вернувшись в лоно святоотеческого Православия, занялся религиозно-просветительской деятельностью. Он написал «Письма к друзьям» – апологетические очерки, не потерявшие своего значения до сих пор и впервые изданные целиком в 1994 г. В 1912 г. за заслуги в деле духовного просвещения и христианской апологетики Михаил Александрович был избран почетным членом Московской Духовной академии. В 1918 г. Новоселов участвует в работе Поместного собора Русской Православной Церкви. В марте 1929 г. он был арестован в Москве как «руководитель антисоветских церковников, ведущий их к переходу на нелегальное положение, распространяющий призывы к „мученичеству " ». Его приговорили к трем годам заключения, которое он отбывал сначала в Суздале, а затем в Бутырской тюрьме. В 1930 г. его срок был продлен до восьми лет, которые он провел в Ярославском политизоляторе. Затем – в Вологодской тюрьме, где предположительно в январе 1938 г. его расстреляли. На Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских. Память 8/21 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

В своих убеждениях он не раскаивается и не собирается раска­иваться, он уже примирился с мыслью о том, чтобы за свои убеж­дения умереть в тюрьме, тем более родных у него нет, а друзей он беспокоить не хочет» . 3 января вся камера была лишена прогулки на пять суток. 14 января 1938 года помощник начальника по оперчасти тюрь­мы составил для тройки НКВД справку, в которой писал, обвиняя Новоселова в контрреволюционной деятельности: «Читая газеты, сознательно извращает сообщаемые сведения и клевещет на внут­реннее положение СССР, распространяет заведомую ложь и кле­вету в контрреволюционных целях, подчиняя своему контррево­люционному влиянию сокамерников, разлагающе действует на таковых». 17 января тройка НКВД приговорила Михаила Александрови­ча к расстрелу. Михаил Александрович Новоселов был расстрелян 20 января 1938 года в вологодской тюрьме и погребен в общей без­вестной могиле. Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.  Январь». Тверь. 2005. С. 69-91 Примечания Кожевников Владимир Александрович (1852-1917), историк культуры, публицист, полиглот. Был одним из близких друзей и последователей философа Н.Ф. Федорова, а также редактором и издателем его сочинений. [†] Гааз (Фридрих-Иосиф) Федор Петрович (1780-1853) – старший врач московских тюремных больниц; принципиально избрав главным направлением своей деятель­ности служение ближним, он все свои силы отдавал облегчению участи заключенных. [‡] Архимандрит Иларион (Троицкий), впоследствии архиепископ Верейский. Умер в заключении в 1929 году. Прославлен Русской Православной Церковью в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Память празднуется декабря 15/28. Мощи священномученика Илариона находятся в Сретенском монастыре в Москве. [§] Имеется в виду опубликование декларации митрополита Сергия (Страгородского) и последовавшие за этим события. Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/kalendar/56/mihail/

Ср. Мф. 24, 15-19. Мк. 13, 14-18. Лк. 21, 20-21. Пс. 120, 1. Мф. 6, 2. Слова прп. Ефрема Сирина, которые любил повторять прп.Амвросий Оптинский (см. Монахиня Мария (Добромыслова). Жизнеописание оптинского старца Никона. Козельск, 1996, с. 7). Св. мч. Трифон (ум. в 250 г.) — уроженец Фригии. Имел дар исцелений, которым пользовался для обращения в христианство язычников. Был подвергнут тяжким пыткам и казнен языческим правителем восточной провинции Акилином. Память 1 февраля. Трифон (Туркестанов, 1861-1934) — с 1901 г. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, с 1916 г. находился на покое. С 1923 г. — архиепископ, с 1931 — митрополит. См. о нем: Афанасьев В. Пустынник на миру//ж. «Литературная учеба», 1995 кн. 1, с. 132-191. Пс. 138, 15. Пс. 107, 3. Мф. 5, 48. См. Деян. 20, 7-12. Пс. 36, 31. Мф. 11,12. См.: Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. М., 1992, с. 84-85. Мф. 5, 3-11. Иеромонах Макарий (Чельцов) — в Оптиной пустыни до ее закрытия был старшим рухольным. После ссылки жил в г. Белеве Тульской области, где и скончался в 1939 г. Схимонахиня Августа (в миру Лидия Васильевна Защук, 1871-1938) -духовная дочь прп. Нектария. Петербургская журналистка; после закрытия Оптиной пустыни организовала здесь музей, которым заведовала по благословению прп. Нектария. Незадолго до кончины прп. Анатолия (Потапова) приняла от него постриг в схиму с именем Августа. Арестована в декабре 1937 г. в Белеве вместе с последним оптинским настоятелем свщмч. Исаакием (Бобриковым). После двухнедельных пыток они были расстреляны 8 января 1938 г. (н. ст.) См. о ней: Цветочки Оптиной пустыни..../Сост. С. Фомин. М., 1995, с. 165. Пс. 102,5. 1 Кор. 3, 16. Сергий (Страгородский, 1867-1944) — с 1901 по 1920 гг. управлял Ямбургской, затем Финляндской (с 1905 г.), Владимирской и Шуйской (с августа 1917 г.) епархиями. 28 ноября 1917 г. возведен в сан митрополита. В 1920 г. уклонился в обновленчество, в 1924 принес покаяние Патриарху Тихону. В том же году был назначен митрополитом Нижегородским, в 1926 г. был арестован, в марте 1927 освобожден. С декабря 1925 г. — Заместитель Патриаршего Местоблюстителя. 29 июля 1927 г. подписал знаменитую Декларацию (о которой здесь и идет речь), заявлявшую о лояльности Церкви к существующей власти. С 1934 г. -Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский. С 1 января 1937 г. — Местоблюститель Патриаршего Престола. 8 октября 1943 г. избран Патриархом Московским и всея Руси. См. о нем: «Журнал Московской Патриархии», 1994 5.

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

прохожий 30 июля 2017, 15:08 Было бы интересно прочесть на страницах сайта " Православие.ру " материал разбирающий вопрос появления так называемых большевиков (гонителей) из среды крещенных православных людей. Как это так была православная страна, храмы, монастыри, академии, а потом раз откуда ни возьмись появились гонители и все поломали. В 19 веке в Екатеринодаре (ныне Краснодар) дворяне те, что побогаче ( " знатнее " ) на богослужении отделялись от простых людей ширмочкой. Суть в том, что большевики гонители и прочие в ту пору это те же крещенные русские люди чуть ранее. Василий Петрович 30 июля 2017, 01:42 Страшно что в последнее время и среди именующих себя " православными " появляется мода на всё советское. Дескать, ух, КАКОЙ СИЛОЙ мы были, весь мир нас боялся! И не хотят слышать о планомерном уничтожении Церкви, о страшном геноциде русского же народа... Инна 28 июля 2017, 12:56 мой прадед прот. Леонтий был расстрелян 28 декабря 1938 года. К тому времени уже не служил, моя бабушка очень не любила обновленцев. Пётр 28 июля 2017, 11:40 Это была настоящая тьма, поразившая наш народ, опустившаяся на нашу землю. Тьма не должна повториться. Пётр 28 июля 2017, 00:48 Что тут сказать? Ничего кроме одного: истинно. 27 июля 2017, 23:30 О людях, сторонниках Сталина и его последователях думаю молится нужно. Хотя вряд ли кто это сделает. Если Господь попустил произойти этим трагическим событиям в истории нашей страны, наверное в назидание нам, после живущим. Нужно знать и помнить, чтобы не повторилось подобное. Юлия 27 июля 2017, 23:27 Слезы на глаза навернулись, когда читала. В нашей семье сразу после революции пропал без вести мой прапрадед - отец Василий Гончаров. В семье тоже было 11 детей. Даст Бог, на следующий год поеду навестить его храм в Базарово (Тверская область). Настало время узнать, как это происходило. Сколько горя! серг 27 июля 2017, 18:35 У нас в храме выставка идёт ,к 100-летию революции.Фото Прокудина -Горского, как страна до революции жила и генералы гражданской войны эту страну защищавшие.Вечная им память

http://pravoslavie.ru/105379.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 15 (28) февраля Преподобномученик Павел (Козлов) Преподобномученик Павел родился 24 июня 1879 года в деревне Зуево Зубцовского уезда Тверской губернии в семье крестьян Федора и Марии Козловых и в крещении был наречен Петром. Петр с детства мечтал стать монахом, и 15 января 1906 года поступил послушником в Валаамский монастырь. 14 декабря 1908 года он был перемещен в Кременецкий Вознесенский монастырь в качестве келейника игумена Аполлинария и 18 августа 1910 года был зачислен в число послушников этого монастыря. 28 февраля 1911 года послушник Петр был пострижен в монашество с именем Павел и 30 октября того же года был рукоположен во иеродиакона. 24 октября 1913 года иеродиакон Павел перешел в Валаамский монастырь, а 31 декабря 1916 года он был зачислен в число братии Нило-Столобенской пустыни Тверской губернии. 9 мая 1917 года иеродиакон Павел был рукоположен во иеромонаха . В середине двадцатых годов власти закрыли Нило-Столобенскую пустынь, и иеромонах Павел стал служить в приходском храме. В 1930 году, воспользовавшись тем, что он не смог вовремя уплатить налоги, власти приговорили его к пяти годам ссылки, которую отец Павел был отправлен отбывать в город Енисейск. Наученный в монастыре всякому делу, он зарабатывал на жизнь починкой сапог, пилкой и колкой дров. Чувствуя, что слабеет здоровьем, он подал властям заявление о сокращении срока ссылки по состоянию здоровья и по прошествии четырех лет получил разрешение вернуться на родину. В 1935 году архиепископ Тверской Фаддей (Успенский) направил его служить в храм села Борки Зубцовского района; здесь отец Павел прослужил до 19 февраля 1938 года, когда был арестован и заключен в тюрьму города Зубцова. В день ареста следователь допросил иеромонаха Павла и секретаря сельсовета. Последний показал, что священник рассказывал ему, каковы были условия заключения, что в лагере процветает воровство и что кормят заключенных очистками от картофеля. В 1937 году при уплате налогов за церковь священник будто бы говорил, что большевики берут налоги и с колхозников, и с церкви, хотя говорят, что Церковь отделена от государства. Говорят одно, а делают другое. Говорил, что раньше крестьяне работали на барина, а сейчас хуже чем барщина: колхознику не дают отдохнуть, он работает целый день, а получать ничего не получает.

http://fond.ru/kalendar/242/pavel/

В декабре 1929 г. архиепископа Илариона власти решили перевести в Среднюю Азию. Во время этапа святитель заразился сыпным тифом. «Вот теперь-то я совсем свободен, никто меня не возьмет», – умирая, говорил архипастырь (память 28 декабря). Массово арестовывались и священники. Жене осужденного в 1931г. сельского пастыря Гавриила Масленникова (память 18 ноября), арестовавший его милиционер однажды упал в ноги с рыданиями: «Что мне было делать? Пришла разнарядка на трех человек. Кого брать? Ну конечно, в первую очередь пришлось брать священника». В январе 1931 г. в Архангельске был произведен массовый арест группы духовенства во главе со священномучеником епископом Антонием (Быстровым) (память 16 июля). Вместе с ним были арестованы 20 человек, в том числе ссыльные архиереи – Аверкий (Кедров), Тихон (Шарапов), Иннокентий (Тихонов). Все они проходили по «Делу контрреволюционной группировки духовенства епископа Антония (Быстрова)». Архипастырям пришлось пройти через изощренные пытки – заключенных кормили селедкой и не давали воды. Поводом стала помощь, которую святитель оказывал гонимым. Епископ Антоний отказался стать осведомителем, ему ухудшили условия заключения, что ускорило его смерть. В начале 1930-х гг. ограбление крестьян в ходе коллективизации привело к массовым народным выступлениям в ЦентральноЧерноземном регионе. Протесты, названные советской пропагандой «кулацкими мятежами», были жестоко подавлены, а местное духовенство обвинено в подстрекательстве. Среди десятков арестованных были и архиереи – архиепископ Курский Дамиан (Воскресенский), епископ Рыльский Иоанн (Пашин), епископ Орловский Николай (Могилевский) . Двое из них, архиепископ Дамиан († 1937) и епископ Иоанн († 1938), впоследствии были расстреляны (память 3 ноября и 11 марта). Массовый расстрел арестованного духовенства был проведен в 1932 г. и в ростовской тюрьме. Среди более чем ста пастырей погибли и архиереи – митрополит Серафим (Мещеряков) и епископ Александр (Белозер). Совместные собрания духовенства и паствы, организация помощи заключенным, даже простые контакты приводили к обвинениям в создании «контрреволюционной организации».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010