Игумен Дамаскин ( Орловский ), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Мученик Иоанн (Чернов) . 1880–10.04.1939 . Фото Ивана Чернова, г. Наро-Фоминска начала 1930-х годов и копии документов предоставлены автором//Фома. - – апрель 2017. – С.50-53. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). Крестьянин-псаломщик Иван Чернов в день выборов в Верховный Совет 12 декабря 1937 года вместе с избирательным бюллетенем опустил в урну письмо на имя кандидата в депутаты от Наро-Фоминского района, в котором просил согласно 124 статье Сталинской Конституции предоставить верующим гражданам свободно молиться Богу и ходить в церковь. Это письмо, как и следовало ожидать, вскоре оказалось в НКВД. 28 июня 1938 автор письма был арестован и посажен в Бутырскую тюрьму в Москве. В вину ему ставился сбор подписей под ходатайством за открытие церкви. По оговорам лжесвидетелей Иван Алексеевич был осужден на 5 лет лагерей. Скончался от голода в Беломорско-Балтийском лагере 10 апреля 1939 года и погребен в безвестной могиле в карельских лесах. Репрессиям подверглась также дочь Ивана Чернова Анна, которую 25 марта 1938 года приговорили к пяти годам заключения и отправляли в исправительно-трудовой лагерь в Сибирь, а ее малолетнего сына из семьи изъяли и передали в Наро-Фоминский райздравотдел «для дальнейшего воспитания». О том, как сложились потом судьбы Анны и маленького Паши ничего не известно. Говорят, что :   Говорят, что //Фома. - – апрель 2017. - С.54-55. – (раздел « Вера », рубрика « Говорят, что »). Ответы на следующие суждения и вопросы: Говорят, что дурные мысли имеют свойство материализоваться, поэтому надо думать только о хорошем. На самом деле… Фото Jack Lyons/Flickr/CC BY-NC-ND 2.0. - С.54. Часто спрашивают: кто такие святые? Отвечаем: … Ил.: Лисичка. Михаил Нестеров. 1914. - С.54.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-168-...

20 февраля 1936 года его назначили епископом Мичуринским, викарием Тамбовской епархии. В апреле того же года он прибыл в город Мичуринск, где служил в храме в честь святого Илии Пророка и проживал по адресу: г. Мичуринск, ул. Достоевского, д. 16. В одной из последних проповедей владыка Венедикт сказал: «Если власть потребует от вас отказаться от веры как пережитка, каждый должен претерпеть все мучения и даже смерть». Высокопреосвященнейшего Венедикта арестовали 28 апреля 1937 года в Мичуринске сотрудники НКВД и поместили в местную тюрьму. Его обвиняли как «идейного вдохновителя и организатора церковно-монархической повстанческой организации, ставящей своей задачей объединение всех церковных организаций под единым флагом». На заседании Тройки УНКВД по Тамбовской области 6 декабря 1937 года его осудили по статье 58–10, часть 2 и 58–11 УК РСФСР. Архиепископа Венедикта приговорили к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор привели в исполнение 20 января 1938 года в Тамбове. Сведений о захоронении владыки Венедикта не имеется. Высокопреосвященного Венедикта (Алентова) реабилитировали постановлением Президиума Тамбовского областного суда 21 июня 1957 года. Упокой Господи, душу убиенного раба Твоего, архиепископа Венедикта, и сотвори ему вечную память! Литература и источники: ФГАСО г. Вязьмы. Ф. 596. Оп. 1. Д. 295. Л. 167. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943. Сборник в 2-х частях. Составитель М.Е.Губонин. М., 1994. С. 966. За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь . (1917–1956) Кн. I. (А-К). ПСТБИ. М., 1997. С. 236. За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь . 1917–1956. Биографический справочник. Кн. 3. В. ПСТГУ. М., 2017. С. 206–207. История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. ПСТГУ. М., 2006. С. 481–482, 622. Христофоров В.С. Венедикт (Алентов) /Православная энциклопедия. T.VII. М., 2004. С.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

17 августа 2020 года на заседании Синода Украинской Православной Церкви было принято решение провести сбор средств в епархиях для помощи братской Антиохийской Православной Церкви , верующие и храмы которой существенно пострадали в результате взрывов в порту г. Бейрут. За три месяца было собрано более 2 миллионов гривен. Собранные средства уже переданы Антиохийской Церкви.  Установлено общецерковное почитание блаженного Иоанна Босого, Христа ради юродивого, который был местночтимым святым Киевской епархии . Память угодника Божия установлена 29 декабря по новому стилю. Священный Синод благословил местное почитание пяти подвижников благочестия в Сумской и Александрийской епархиях: преподобномученика архимандрита Аристарха (Ситала), а также священномучеников пресвитеров Василия Слотвинского, Феодора Статкевича, Александра Балануцы и Иакова Ильичевского. Епископом Новобугским, викарием Николаевской епархии , избран клирик Николаевской епархии архимандрит Варнава (Гладун). Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5732715.ht...

Невозможно без волнения знакомиться с краткими биографиями бойцов бригады, их объяснительными записками: «Сержант Блинов Алексей Григорьевич. Родился 27 .12. 1918 в г. Богородск Горьковской области. Призван в РККА 03. 09. 1938 г. За бои на Халхин-Голе. Указом от 17.11. 1939 г. был награжден медалью «За отвагу». Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. В составе 2-й Особой партизанской бригады Северо-Западного фронта с 28 декабря 1941 г. С июня 1943 г. в составе 3-й ЛПБ. Разведчик отряда Тебенькова 3-го полка сержант Блинов А.Г. расстрелян немцами 7.07.1943 г. Место захоронения неизвестно». «Младший сержант Волков Михаил Александрович. Родился 22.12 1917 г. в пос. Кусья Чусовского района Молотовской области. Призван в РККА в 1938 году. Служил в 524 сп 112 сд. Был в окружении в районе г. Невель. С 4 февраля 1942 г. в составе 2-й Особой партизанской бригады Северо-Западного фронта. С июня 1942 г. в составе 3-й ЛПП. С октября 1942 г. в составе 13-й Калининской партизанской бригады. Командир отделения бригады был убит в бою 15.03. 1943 г. в районе д. Алексино Локнянсокго района Калининской области». «Евстигнеев Андрей Сергеевич. Родился в 1917 г. в г. Рузаевка Мордовской АССР. В РККА призван в марте 1939 г. Иссинским РВК. Служил в 91 осб. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. С 28 января 1942 г. в составе 2-й Особой партизанской бригады Северо-Западного фронта. С июня 1943 г. в составе 3-й ЛПБ. Разведчик 51-го отряда Евстигнеев А.С. убит в бою 17 сентября 1942 г. в районе оз. Тресно Карамышевского района Ленинградской области (ныне Псковской) области. Место захоронения неизвестно. Награжден медалью «За отвагу». «Копылов Аркадий Георгиевич. Родился 29.01.1918 г. в с. Таналык Новоорского района Оренбургской области. Окончил педагогическое училище и работал учителем. Призван в РККА 18.11.1939 г. Новоорским РВК. Служил в 415 сп. Участник Великой Отечественной войны с 25 июня 1941 г. Воевал в Латвии в 46 мсп 46 тд 21 мк, у г. Двинск. Был в бою с 26 июня по 3 июля. 10 июля попал в плен, 28 июля из плена бежал. 14 сентября примкнул к группе политрука Костарева. С 6 февраля 1942 г. в составе 2-й Особой партизанской бригады Северо-Западного фронта в отряде С группой бойцов участвовал в диверсии на ж.д. С июня 1942 г. в составе 3-й ЛПБ. Сержант Копылов Аркадий Георгиевич героически погиб в бою за Партизанский край осенью 1942 г. Место захоронения неизвестно».

http://ruskline.ru/analitika/2023/10/29/...

Из материалов следственного дела следует, что священник Николай Васильевич Лебедев осужден 28 декабря 1937 года Тройкой при УНКВД СССР по Саратовской области по статьям 58-10,58-11 УК РСФСР и приговорен к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор приведен в исполнение 21 марта 1938 года в Ахунах близ Пензы. Дочери до последнего надеялись на то, что отец жив и обязательно разыщет их. 27 марта 1989 года священник Николай Васильевич Лебедев был реабилитирован Пензенским областным судом. Мария Николаевна Лебедева после последнего ареста мужа и его исчезновения в 1937 году приняла монашеский постриг (в 1938 году) и до конца своих дней усердно молилась Господу, невзирая на то, что в любой момент она могла быть арестована за свои убеждения и, так же как и ее муж, исчезнуть в недрах сталинского ГУЛАГа. Нам известно, что Мария Николаевна проживала с 1950 года вместе с дочерью Валентиной в городе Армавире Краснодарского края, а затем в городе Ярославле. В начале 1980 года она вернулась в Пензу и проживала по улице Куйбышева, затем приняла схиму под именем Магдалина. По воспоминаниям дочерей, вела аскетический образ жизни, носила вериги, отличалась строгим постничеством. Перед смертью передала свои старинные иконы и книги в Пензенскую епархию. Скончалась схимонахиня Магдалина (Лебедева) в 1984 году в Пензе . По благословению архиепископа Пензенского Серафима (Тихонова) она была похоронена на кладбище села Новые Пичуры Наровчатского района. Дочери Лебедевых - Таисия Николаевна (родилась 9.10.1922 года) и Валентина Николаевна (родилась в 1926 году) - сумели сохранить память о родителях и передали свои воспоминания, документы и фотографии православным краеведам города Пензы. И память эта звучит как набат. Список использованных источников и литературы Неопубликованные: Опубликованные: Интернет-ресурсы: Дворжанский А. И., Зелёв С. В., Владимир Клюев, протоиерей . Праведный верою жив будет. Пензенский мартиролог пострадавших за веру Христову. М.: Новые решения, 2014. С. 237. Дворжанский А. И., Зелёв С. В., Владимир Клюев, протоиерей . Указ. соч. С. 238.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/m...

7 декабря 1937 года «тройка» НКВД по Московской области приняла постановление о расстреле митрополита Серафима. 11 декабря 1937 года на полигоне в Бутово священномученик Серафим был расстрелян. Через два дня после ареста митрополита Серафима нагрянувшие в дом сотрудники НКВД вывезли облачения, иконы, книги и ноты, принадлежавшие владыке. Оказалась безвозвратно утраченной последняя, неизданная часть «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». Через несколько дней арестовали келейниц владыки – монахинь Веру и Севастиану. Удивительна их судьба: ордер был выдан только на монахиню Веру, но мать Севастиана добровольно последовала вместе с ней. В лагере в 1938 году она умерла, а мать Вера, отбыв в заключении пять лет, вышла на свободу и скончалась в 1961 году. В 2005 году монахиня Севастиана была прославлена в сонме новомучеников и исповедников Российских († 1938; память 28 июня). В 2002 году стали известны новые свидетельства о митрополите Серафиме, открывшиеся в связи с канонизацией двух священнослужителей нашего храма – священномучеников Алексия (Никитского) и Симеона (Кулямина). Священник Алексий и диакон Симеон служили в Троицкой Церкви пос. Удельная с начала 20-х годов. Притеснение служителей Церкви со стороны советской власти в это время выражалось, в частности, в непосильном налоге как на них самих, так и на общины, которые должны были платить налог за использование здания церкви. И священноначалие, и рядовые пастыри писали заявления с протестом против фактического ограбления верующих. Одно из таких заявлений священнослужители Троицкой церкви сделали в 1937 году после того, как районный финансовый отдел в несколько раз по сравнению с предыдущим годом увеличил налог с дохода причта. В результате 26 января 1938 года отец Алексий и отец Симеон были арестованы сотрудниками НКВД. Как следует из материалов допросов отца Алексия и отца Симеона, в вину им обоим ставилось близкое знакомство с митрополитом Серафимом. Из протокола допроса священномученика Алексия: – Следствию известно, что вы 2 мая 1937 года собирались на квартире

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Эти рвы уравняли всех Четвертый год на Бутовском полигоне проходит акция «Голос памяти». 30 октября, 2015 Четвертый год на Бутовском полигоне проходит акция «Голос памяти». 30 октября 1974 года политзаключенные мордовских и пермских лагерей начали голодовку. Они объявили ее в знак протеста против политических репрессий в СССР. В память об этом постановлением Верховного Совета РСФСР от 18 октября 1991 года «Об установлении Дня памяти жертв политических репрессий» 30 октября вспоминают всех невинно убиенных, замученных в лагерях, сосланных, умерших от голода людей. Тех, чья жизнь была насильственно оборвана во времена социалистического строительства. Четвертый год на Бутовском полигоне проходит акция «Голос памяти». Она начинается с панихиды в храме новомученников и исповедников Российских. Затем в течение дня на самом полигоне, возле расстрельных рвов читают имена тех, кто был убит здесь во время Большого террора в 1937-38 годах. Возраст убитых разнится от 14 до 80 лет. Русские, китайцы, латыши, поляки, корейцы, грузины, немцы, евреи, украинцы, белорусы, татары, болгары, поляки, — всего больше шестидесяти национальностей… Недаром сегодня в Бутово приехали представители разных посольств. Они тоже читали списки расстрелянных – с акцентом, иногда запинаясь на сложных фамилиях. За ними к микрофонам выходили обычные люди, приехавшие в Бутово почтить память тех, кто был здесь расстрелян. Один человек читает список расстрелянных за один день. Самые многочисленные расстрелы в Бутове пришлись на декабрь 1937 и на февраль 1938 годов: 8 декабря было расстреляно 474 человека, 17 февраля – 502 и 28 февраля – 562 человека. Фамилии идут в алфавитном порядке, за русскими Петром Косолаповым, Косьмой Крюковым и Анной Курочкиной следует Салимбек Киримбеков, за Абдулом Азизовым — Тихон Афонин, за Шамилем Татуковым — Николай Французов, Люй Юй Шин Тин Лин и Гуань Цзы У. Сергей Чапнин, ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» «День памяти жертв политических репрессий – событие, которое требует личного отношения и личного действия, память, которая раскрывается в поступке.

http://pravmir.ru/eti-rvyi-uravnyali-vse...

Во время пребывания в лагерях работала на лесоповале, медицинской сестрой, участвовала в театрально-эстрадном коллективе, состоящем из заключённых 19 октября. ПРАВМИР. В Петербурге скончалась российская актриса, театровед и писательница Тамара Петкевич. «Автор замечательных книг, актриса, жертва политических репрессий. Ей было 97 лет, — написал на личной странице в соцсети депутат городского парламента Борис Вишневский. — До последних дней она сохраняла ясность мысли и твердость духа. Светлая память прекрасному человеку», — сообщил публицист Николай Подосокорский в своем блоге. Тамара Петкевич родилась в Петрограде в разгар гражданской войны — в 1920 году. Ее отца репрессировали в 1937-м. В 1938 году поступила в 1-й Государственный институт иностранных языков (факультет английского языка и литературы). В конце декабря 1940 года вышла замуж и уехала к мужу в ссылку в город Фрунзе. Работала театральным художником во Фрунзе. Там в 1942 году поступила в медицинский институт, но 4 мая 1943 года была репрессирована по обвинению в контрреволюционной деятельности. Во время пребывания в лагерях работала на лесоповале, медицинской сестрой, участвовала в театрально-эстрадном коллективе, состоящем из заключённых. Играла в спектаклях, поставленных режиссёром Александром Осиповичем Гавронским. Реабилитировали ее только в 1957 году. Два года спустя Петкевич вернулась в Ленинград, поступила в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии на театроведческий факультет. В 1993 году выпустила свою первую книгу мемуаров о сталинских лагерях «Жизнь — сапожок непарный», высоко оцененную читателями и критиками. Через несколько лет вышло продолжение  «На фоне звезд и страха». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 28 апреля, 2022 9 февраля, 2022

http://pravmir.ru/skonchalas-aktrisa-i-p...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 15 (28) марта Священномученик Алексий Виноградов Священномученик Алексий родился 28 декабря 1871 года в городе Москве в семье чиновника Святейшего Синода Петра Виноградова, впоследствии ставшего священником. По окончании в 1897 году Духовной семинарии Алексей Петрович три года работал учителем, а затем в 1900 году был рукоположен во священника. В 1928 году отец Алексий был назначен благочинным и в 1932 году возведен в сан протоиерея. В 1937 году он служил в храме в селе Новотроицком Высоковского района Тверской епархии. 27 ноября 1937 года отец Алексий был арестован и на следующий день допрошен. – Расскажите следствию о вашей контрреволюционной деятельности среди населения! – потребовал следователь. – Никакой контрреволюционной деятельности среди населения я не проводил, – ответил священник. – Следствие имеет точные данные о вашей контрреволюционной деятельности и требует от вас правдивых показаний, – повторил следователь. – Как я уже сказал выше, никакой контрреволюционной деятельности я не проводил. На этом допросы были закончены, и следователь допросил трех лжесвидетелей, священника и двух крестьян, которые дали необходимые следствию показания, и 5 декабря 1937 года отец Алексий был приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. До отправки в лагерь он находился в тюрьме в городе Ржеве. 9 февраля 1938 года один из заключенных ржевской тюрьмы, осужденный за убийство, направил заявление уполномоченному НКВД, в котором писал, что 22 декабря 1937 года он был переведен в камеру 9, где находилось пятьдесят семь человек осужденных по 58-й статье, и среди них священник Алексий Виноградов, который, несмотря на то, что осужден по 58-й статье, «до настоящего момента настроен против советской власти, агитирует за то, что придет время, работники НКВД во главе с наркомом Ежовым будут отвечать за нас... Сталинская конституция является только как написанный документ, и пользы в жизни от нее нет никому» .

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/337/Alek...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 15 (28) февраля Преподобномученик Павел (Козлов) Преподобномученик Павел родился 24 июня 1879 года в деревне Зуево Зубцовского уезда Тверской губернии в семье крестьян Федора и Марии Козловых и в крещении был наречен Петром. Петр с детства мечтал стать монахом, и 15 января 1906 года поступил послушником в Валаамский монастырь. 14 декабря 1908 года он был перемещен в Кременецкий Вознесенский монастырь в качестве келейника игумена Аполлинария и 18 августа 1910 года был зачислен в число послушников этого монастыря. 28 февраля 1911 года послушник Петр был пострижен в монашество с именем Павел и 30 октября того же года был рукоположен во иеродиакона. 24 октября 1913 года иеродиакон Павел перешел в Валаамский монастырь, а 31 декабря 1916 года он был зачислен в число братии Нило-Столобенской пустыни Тверской губернии. 9 мая 1917 года иеродиакон Павел был рукоположен во иеромонаха . В середине двадцатых годов власти закрыли Нило-Столобенскую пустынь, и иеромонах Павел стал служить в приходском храме. В 1930 году, воспользовавшись тем, что он не смог вовремя уплатить налоги, власти приговорили его к пяти годам ссылки, которую отец Павел был отправлен отбывать в город Енисейск. Наученный в монастыре всякому делу, он зарабатывал на жизнь починкой сапог, пилкой и колкой дров. Чувствуя, что слабеет здоровьем, он подал властям заявление о сокращении срока ссылки по состоянию здоровья и по прошествии четырех лет получил разрешение вернуться на родину. В 1935 году архиепископ Тверской Фаддей (Успенский) направил его служить в храм села Борки Зубцовского района; здесь отец Павел прослужил до 19 февраля 1938 года, когда был арестован и заключен в тюрьму города Зубцова. В день ареста следователь допросил иеромонаха Павла и секретаря сельсовета. Последний показал, что священник рассказывал ему, каковы были условия заключения, что в лагере процветает воровство и что кормят заключенных очистками от картофеля. В 1937 году при уплате налогов за церковь священник будто бы говорил, что большевики берут налоги и с колхозников, и с церкви, хотя говорят, что Церковь отделена от государства. Говорят одно, а делают другое. Говорил, что раньше крестьяне работали на барина, а сейчас хуже чем барщина: колхознику не дают отдохнуть, он работает целый день, а получать ничего не получает.

http://fond.ru/kalendar/242/pavel/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010