9 мая 1928 года. Постановление Временного Патриаршего Синода в Москве за 104 (указ владыке Евлогию): Архиерейский Собор и Синод в Сремских Карловцах упраздняются; каноническим признается только управление русскими церквами в Западной Европе Преосвященным митрополитом Евлогием. 22 июня 1928 года. В Окружном послании митрополит Антоний (Храповицкий) прямо заявил, что митрополит Сергий, подчинившись коммунистам, отпал от веры. 5 июля 1928 года. Архиерейский Синод подтверждает определение Архиерейского Собора 1927 года об административном отделении от митрополита Сергия. Весна 1929 года. «Мольба ко всем Православным Церквам» митрополита Антония (реакция на волну антицерковных гонений в СССР) – с просьбой выступить в защиту русского народа (несколько воззваний в течение года). Положительный отклик архиепископа Кентерберийского и членов Палаты лордов и англиканского духовенства. 31 декабря 1929 года. Архиерейский Синод выражает благодарность, дата торжественного собрания в память жертв большевистского террора – 27 января ст. ст. 2 февраля, 16 марта 1930 года. Послание Папы Пия XI с инициативой провести международное и межконфессиональное «Моление о страждущей Русской Церкви» (состоялось 16 марта в Лондоне). 15 февраля 1930 года. Ответная реакция Москвы: советские власти организовали два интервью митрополита Сергия – для советской и иностранной прессы, – в которых отрицались факты гонения на Церковь в России. 10 июня 1930 года. Митрополит Сергий подписал Постановление об увольнении митрополита Евлогия от должности Управляющего русскими церквами в Западной Европе за организацию молений в защиту Русской Церкви. 21 июля 1930 года. Письмо митрополита Евлогия митрополиту Сергию с отказом подчиниться увольнению и с сообщением о разрыве административно-канонических отношений с Московской Патриархией. 17 февраля 1931 года. Митрополит Евлогий перешел в юрисдикцию Вселенского (Константинопольского) Патриарха. 30 апреля 1931 года. Московская Патриархия приняла решение о запрещении митрополита Евлогия и его клира в священнослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В январе 1930 года храм святого благоверного князя Александра Невского был закрыт и в его здание был переведен краеведческий музей. Музей находился в здании храма до января 1998 года. 8 сентября 1999 года был совершен чин освящения храма Архиепископом Викентием. В мае 2008 года храм Александра Невского пережил пожар, и был восстановлен на средства жертвователей и благотворителей. Настоятель храма благочинный церквей красноуфимского округа митрофорный протоиерей Андрей Иванков. Собор «Александра Невского» был построен в 1914 году по проекту Дмитрия Павловича Рябова. Проект был выполнен безвозмездно. История создания храма была связана со смертью Российского императора Александра ll, убитого народовольцами 1 марта 1881 года. Тогда в России прокатилась волна строительства новых церквей в память 25-летия царствования царя. Из воспоминаний жителя Красноуфимска Павла Сергеевича Сигова. В них он пишет о своем отце – Сергее Петровиче Сигове – «… еще лет за 30 до своей смерти, когда исполнилось 25 лет царствования Александра ll, у отца явилась мысль построить в городе на Сенной площади Церковь «в память 25-летия благополучного царствования царя — освободителя». Отец был глубоко убежден, что царь освободил крепостной народ от рабства. В то время отец состоял гласным Городской Думы, решил через нее провести в «жизнь» запавшую в его голову идею: сначала он списался со своим племянником архитектором в Петербурге Дмитрием Павловичем Рябовым и, получив от последнего план и смету на проектируемую церковь, составил подписной лист для пожертвований на церковь, подписал на нем от себя 10 рублей, и затем предложил своим своякам Константину Артемьевичу и Ивану Артемьевичу Шевелиным, из них первый пожертвовал 100 рублей, второй – 50 рублей. Набрав, таким образом, рублей 300, отец внес в Городскую Думу доклад о постройке церкви, приложив к нему план, смету и собранные деньги. Городская Дума приняла проект моего отца лишь после бурных прений. Из всей отцовской речи я помню лишь часть предложения: «Я как один из тех двадцати миллионов, освобожденных от крепостной зависимости».

http://sobory.ru/article/?object=15157

21 ноября 1937 года отец Кронид был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Он обвинялся в том, что фактически оставался наместником Свято-Троице-Сергиевой лавры, хранил официальную печать наместника и пользовался ею. По его благословению благочинный округа назначал вернувшихся из ссылок и заключений монахов Лавры на приходы округа, — им было устроено на приходы более пятидесяти иеромонахов. Архимандрит Кронид (Любимов) был расстрелян 10 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле. Святый преподобномучениче отче Крониде, моли Бога о твоей братии, о людях, вынесших смертную тяготу богоборчества, и о тех деятелях церковных, которых ты спас и взрастил во времена потравы! Выдающиеся музыкальные способности монаха Пимена, прекрасное знание богослужебного чина и умение управлять хором обратили на себя внимание Высокопреосвященного Филиппа (Гумилевского), архиепископа Звенигородского, управлявшего в то время Московской епархией. Владыка Филипп определил монаха Пимена регентом хора Богоявленского Дорогомиловского собора в Москве, и вскоре 16 июля 1930 года рукоположил монаха Пимена во иеродиакона, а 12 января 1931 года — во иеромонаха. Это участие архиепископа Звенигородского в судьбе будущего Патриарха Пимена вполне закономерно и естественно, и на этом основании дает нам возможность помянуть не только Высокопреосвященного Филиппа, но и Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского), рассказав попутно об атмосфере тех лет. Позволю себе привести сведения из материалов протоиерея Александра Ранне, клирика кафедрального Софийского собора Великого Новгорода: «Архиепископ Филипп (Гумилевский), викарий Московской епархии, член Синода, был заключен в тюрьму в 1936 году; по просьбе сестры из дальних лагерей был переведен во Владимир. В Москве он должен был дождаться вечернего поезда... Конвойные уважили просьбу архиепископа Филиппа, пожелавшего проститься с Патриархом Сергием. Они привезли владыку в Бауманский переулок, где была резиденция, и в этот день работал письмоводитель Патриарха отец Сергий Лебедев. Когда владыку Филиппа ввели, Патриарх отсутствовал (он служил Литургию где-то в пригороде), и встреча не могла состояться. Опечаленный владыка оставил Патриарху письмо. В этом прощальном письме содержались следующие строки: " Владыко святый, когда я размышляю о Ваших трудах для сохранения Русской Церкви, я думаю о Вас как о святом мученике, а когда я вспоминаю о Ваших ночных молитвах все о той же Русской Церкви и всех нас, я думаю о Вас как о святом праведнике " . Дольше архиепископ Филипп оставаться и ждать возвращения Патриарха не мог. Сопровождавшие его конвоиры требовали немедленного следования на вокзал, так как дальнейшее промедление могло скомпрометировать их самих.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1227643...

В 1848 году Иларион Иванов обращается к архиепископу Владимирскому и Суздальскому Парфению с просьбой о присоединении их к православию на правах единоверия и разрешении устройства в Дубасово единоверческой церкви. К прошению присоединились и сами Комиссаровы. В приложенном списке желающих значилось 218 душ мужского пола и 316 женского. В виду такого значительного числа возвращающихся в лоно Церкви раскольников высокопреосвященный Парфений отнесся к сей просьбе чрезвычайно внимательно и, наведя справки, обратился в Священный Синод, который своим указом от 10 сентября 1848 года одобрил постройку единоверческой церкви при Дубасовском заводе. В 1849 году деревянная церковь во имя Святителя Николая была построена и 5 декабря того же года освящена. Сам Иларион Иванов в общении с архиепископом зарекомендовал себя грамотным, умным и начитанным человеком, а потому Высокопреосвященный Парфений сам предложил назначить Илариона священником данного храма, но Иванов отказался, а вскоре (1 января 1851 года) скончался, оставив о себе добрую память в сердцах всех знающих его. Устройством дубасовской церкви раскол был ослаблен, а приход со временем возрос до 1000 душ только мужского пола, и впоследствии из него образовалось два новых самостоятельных прихода в слободе Мстера Вязниковского уезда и в деревне Григорьеве. В 1875 году купец Владимир Иванович Комиссаров строит в 6 км от Дубасово Новогординский стекольный завод (с 1924 г. завод «Красное Эхо»), увеличивая часть православного населения в этой местности. Новогординцы были приписаны к храму Покрова на Покрово - Башевском погосте, но некоторые из них посещали и Дубасово, тем более там была усадьба барина, и вид красавицы-барыни в изысканных одеждах на гулянии вызывал неподдельный интерес у молодых крестьян и крестьянок. Документальных сведений нам пока узнать не удалось, но, по свидетельству местных жителей, в 1886 году в Дубасово был построен новый каменный храм и освящен уже во имя Казанской Божией Матери. В 1930-х годах он был закрыт, разорен, и впоследствии здесь был устроен склад комбикормов.

http://sobory.ru/article/?object=04010

К сожалению, великолепие Усть-Вымского церковного ансамбля сегодня можно увидеть только на старых фотографиях. Гонение на церковь при советской власти ударило и по усть-вымским храмам. В 1930-е годы они были закрыты (трагичной была судьба священников). Бездумно разрушены Благовещенская и Вознесенская церкви, колокольня, утрачены могилы пермских святых. Уцелели лишь Стефановская и Михайло-Архангельская церкви, да и то потому, что в первой помещалось пожарное дело, а во второй - столовая начальствующего состава, находившегося на другом берегу Выми Вогваздинского лагеря печально известного ГУЛАГа. Долгие годы они стояли в запустении, медленно разрушаясь. И лишь в 1980-е годы были отреставрированы. Сегодня лишь в Усть-Выми можно увидеть церкви XVIII века. Стефановский и Михайло-Архангельские храмы - старейшие каменные строения на территории Республики Коми. Македонская Н. М. Стефанова Усть-Вымская Архангельская пустынь. Описание Зверинского В.В. 1330 Стефанова Усть-Вымская Архангельская мужская пустынь, ныне село Усть-Вым или Михаило-Архангельское Вологодской губернии Яренского уезда Часовской волости, в 83 верстах к востоку-юго-востоку от Яренска, при впадении реки Выми в Вычегду. Основан в последней половине 14 века первым епископом Пермским Стефаном для сотрудников его, распространявших христианство между зырянами. До начала 16 столетия пустынь была резиденцией преемников святителя Стефана, в 1503 году епископия переведена отсюда в Вологду, а в 1764 году сам монастырь закрыт и церковь обращена в приход. В Благовещенской церкви сооружена общая гробница над епископами пермскими Герасимом, Питиримом и Ионой, над которою лежит икона с изображением сих святителей и надписью 1607 год; память их чтится 29 января. Находилась на правом берегу реки Вымь при впадении её в Вычегду. Ныне село Усть-Вымь - районный центр в Коми. Основатель пустыни - святитель Стефан епископ ПермскийСтефан родился в Устюге в семье клирика соборной церкви. Мать Стефана происходила из народа коми, просторно жившего в Пермском крае, занимавшем громадную территорию. Пермяне, жившие по берегам Вычегды и её притоков назывались зырянами. Благодаря матери, Стефан отлично говорил на зырянском наречии. Повзрослев и не чувствуя привязанности к мирской жизни, Стефан отправился в Ростов, где был принят в число послушников Иоанно-Богословского монастыря и вскоре удостоился иноческого пострига. Больше 10 лет провел Стефан в стенах Ростовского Иоанно-Богословского монастыря, за это время он окреп духовно, изучил богословскую литературу и перевёл на зырянский язык тексты богослужебных книг, составив зырянскую азбуку (анбур).

http://sobory.ru/article/?object=14466

Крики и возмущение ни к чему, однако, не привели, и через некоторое время все разошлись. Власти все же разрешили отцу Виктору служить в храме, и на Пасху состоялось богослужение, и еще после Пасхи он служил, и все в храме молились три дня. 21 ноября 1930 года местный уполномоченный ОГПУ, собрав некоторые сведения о крестьянах-лишенцах и о священнике от местных коммунистических активистов, испросил разрешения у своего начальства на проведение арестов. На следующий день отец Виктор, шестеро крестьян и две монахини были арестованы и заключены в тюрьму в городе Саранске. Через день следователь допросил священника. Выслушав предъявленные обвинения, отец Виктор заявил, что никакой ан­тисоветской агитации он не проводил, что все его внимание и си­лы отдавались чисто духовным вопросам и, когда в селе проводи­лись какие-либо собрания, он о них совершенно не знал. 5 декабря, предъявив священнику обвинение в антисоветской агитации, следователь снова его допросил. «В предъявленном об­винении в антисоветской агитации, которую я проводил через ку­лаков и монашек, – ответил священник, – я виновным себя не признаю, так как во все время моей службы в селе Хлыстовке свя­щенником я все время был увлечен религией. Если проходили ка­кие кампании, то я на них не обращал внимания, а также никакой агитации не вел; наложенные на меня различные налоги выплачи­вал аккуратно… Во время закрытия церкви, а также и при откры­тии ее, я в селе Хлыстовке не был... а также не участвовал ни в ка­кой антисоветской агитации... Во время Пасхи 20 апреля 1930 года меня пригласило крестьянство села Хлыстовки отслужить обедню, на что я согласился, а после обедни ходил по домам и служил молебны...» 10 января 1931 года тройка ОГПУ приговорила священника к расстрелу. Священник Виктор Европейцев был расстрелян 30 января 1931 года в Саранской тюрьме и погребен в общей без­вестной могиле .   Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.  Январь». Тверь. 2005. С. 141-143 Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

http://fond.ru/kalendar/70/viktor/

— Мой двоюродный дед Николай Севастьянович служил священником в Пермской губернии, — говорил отец Фёдор. — Чекисты его пытали: на морозе облили водой, а потом добили выстрелами. Случилось это 28 декабря 1918 года. А недавно Церковь причислила деда Николая к священномученикам. В том же году был расстрелян другой мой родственник — священник Симеон Конюхов, в 1927 году умер в тюрьме священник Пётр Конюхов, в 1930-х годах скончался в заключении протоиерей Павел Конюхов, а в 1937 году расстреляли ещё одного моего двоюродного деда священника Петра Севастьяновича Конюхова. Родной дед Фёдора, Михаил Севастьянович, был военным геодезистом, служил в армии и лично знал полярника Георгия Седова. — Дед хотел, чтобы я стал путешественником, — говорит Фёдор Конюхов. — Подарил мне свой крестик и сказал, чтобы я, когда вырасту, донёс его до Северного полюса. Вот какой удивительный был наказ. И я его выполнил. Крестик этот никогда не снимаю. А молитвами не раз спасался в самых безнадёжных ситуациях. В этих случаях ко мне часто приходит на помощь святой Николай Чудотворец. Так было, например, когда убийственный ураган «Даниэль» перевернул мою яхту в Атлантическом океане, и я остался жив только чудом. Со мной была иконка святого Николая, и я реально ощутил его присутствие. Мы и встретились в часовне во имя Николая-угодника. Её Фёдор построил в память о погибших путешественниках и моряках. В священники его рукоположили четыре года назад. Только что он сообщил Оскару, что готовится встречать в океане Пасху. Всё приготовил. Молится только, чтобы шторма не было. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 30 октября, 2018 24 октября, 2018 27 марта, 2023 10 января, 2020

http://pravmir.ru/tihookeanskaya-pasha-o...

Виктор Васильевич Фролов Да разве поймёт сейчас этот рабочий, предки которого тоже были достойной частью Российской империи, что вот из этих дверей увели Михаила Селезнёва, осуждённого тройкой ПП ОГПУ МО по статье 58 УК. И сюда ему не разрешат больше вернуться после трёхлетней ссылки в Казахстане. Он будет вынужден уехать в Рязань. Проработав там два года в районной поликлинике, он снова был арестован. «При обыске изъято распятие…» – указано в документах. Он был осуждён на 10 лет и отправлен в Архангельскую область – в Котласский лагерь ГУЛАГ НКВД. 3 июня 1942 г. решением особого совещания НКВД он был приговорён к высшей мере наказания – расстрелу. Они не знали, что Михаил Селезнёв за месяц до приговора скончался… Лучше вернуться к храму, украдкой оглядываясь на ослепшие окна старого дома. Надо отдать должное – православные храмы, помимо своей эсхатологической спасительной миссии, собрали вокруг себя в последнюю четверть века, в той или иной степени, пространство русской истории и культуры. И помогают каждому из нас собирать эту память на семейном уровне. А это тоже спасительно. …Хоронили заключённых Котласского отделения ГУЛЖДС НКВД на левом берегу Малой Северной Двины, в общих могилах. По данным на 1 января 1942 г., в лагере было 2186 заключённых, содержавшихся в нечеловеческих условиях. К концу года погибло 1918 человек…   Вспоминается протоиерей Вячеслав Шапошников, замечу, один из лучших поэтов XX века. Художник, литератор. Его отец, священник разрушенного храма, как раз в 1930-е, 1940-е гг. скитался с маленьким сыном по обездоленным русским деревням, встречая народ – то помрачённый безверием и гонящий священника, то запуганный до онемения, – но были и тогда люди, истово и бесстрашно верующие. Продолжая стезю отца, Вячеслав Шапошников в 1990-е гг. стал священником, ему выпало собрать у себя на приходе в Костроме остатки обездоленного лихолетьем народа. О выпавших на долю его семьи событиях он писал: Переломная эпоха… Нет конца и края ей. Переломов хряст и грохот –

http://pravoslavie.ru/106988.html

Во время Первой мировой войны, сдав сестринские экзамены, старшие княжны работали в царскосельском госпитале. В качестве хирургической сестры милосердия Великая княжна Татьяна Николаевна принимала участие в сложных операциях и, когда требовалось, ежедневно, даже в свои именины , ездила в лазарет. Великая княжна Татьяна Николаевна вместе со всеми своими сестрами и братом была жестоко убита только потому, что родилась в царской семье и до конца оставалась верной своей вере, своим родным и своему Отечеству. На сегодняшний день в святцах Русской Православной Церкви числится, вместе с Великой княжной Татианой Николаевной, еще девять имен подвижниц, засвидетельствовавших свою верность Христу во время массовых гонений на Церковь в 1930-х годах. Список Новомучеников и Исповедников Российских растет из года в год, и, может быть, скоро мы станем свидетелями прославления и других Татиан. Согласно официальному календарю Русской Православной Церкви, мы чтим память преподобномученицы Татьяны 8/21 октября, исповедницы Татьяны (Бякиревой) 10/23 декабря; преподобномученицы Татьяны (Грибковой) 1/14 сентября; мученицы Татьяны (Гримблит) 10/23 сентября, мученицы Татьяны (Егоровой) 10/23 декабря; мученицы Татьяны (Кушнир) в Соборе новомучеников; преподобномученицы Татьяны (Фомичёвой) 20 ноября/3 декабря и преподобномученицы Татьяны (Чекмазовой) 28 сентября/11 октября. Об одних мы знаем достаточно много, о других до нас дошли лишь самые общие сведения. Но есть нечто общее, что объединяет всех этих великих женщин, стоящих, как мы верим, у Престола Божия возле своей Небесной покровительницы – святой Татианы Римской, и повторивших ее подвиг спустя столетия здесь, на русской земле. Преподобномученица Татиана (Грибкова) (1879-1937), чья память празднуется в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников, родилась в семье извозчика в деревне Щукино, ныне ставшей одним из московских районов. В 1896 году девушка поступила в Казанский Головинский женский монастырь, где прожила почти тридцать лет, пока обитель не закрыли большевики.

http://pravmir.ru/tatyanin-den-25-yanvar...

24 октября 1904 года с благословения и разрешения Епископа Орловского и Севского Кириона (Садзагелова) храм был освящён в честь и память Преображения Господня архиманритом Свенского монастыря Анатолием в сослужении протоирея Владимира Попова, благочинного священника Иакова Соломина, местного священника Иакова Миловидова и иеромонаха Свенского монастыря Корнилия. В 1905 году по распоряжению Епархиального начальства от 14 января 1905 года) на новый каменный храм были перевешены колокола со стоящего рядом старинного деревянного Спасо-Гробовского храма (снесён в 1925 году). С западной стороны обоих храмов была устроена каменная ограда с железной решёткой, такими же воротами и двумя калитками. С восточной стороны ограда сделана деревянная с каменными столбами. С южной и частью с западной и восточной стороны устроено деревянное ограждение как обоих храмов, так и причтовой усадебной земли, на которой осенью было посажено до трёхсот плодовых деревьев. Все эти работы проведены на средства церковного старосты купца Павла Семёновича Могилевцева. 18 июня 1917 года храм посетил Епископ Елецкий, викарий Орловской Епархии Амвросий, оставивший в его летописи такую запись: " Какой чудный сей храм! Особенно понравился мне иконостас. Честь и слава и благословение жертвователям и устроителям! " Павел Семёнович Могилевцев завещал родному храму 10 тысяч рублей на поминовение его после смерти. С уходом его из жизни неизменным членом церковно-приходского совета храма в честь Преображения Господня была его вдова Зинаида Фёдоровна. В 1929 году церковь была закрыта для Богослужений на долгое время - до 1992 года. Доподлинно известные имена священнослужителей, состоявших в штате Спасо-Гробовского храма до его закрытия, внесены в синодик и в настоящее время поминаются в алтаре во время Богослужения. С 1930 года в здании храма размещался клуб для рабочих механического завода Внешний вид храма был обезображен: барабан с шатром и все купола разобраны. Позже, когда здесь располагались судебно-медицинская экспертиза и морг, внутреннее пространство было разделено перекрытиями на три этажа, площадь их разделена перегородками на кабинеты, пробиты новые окна и допущены другие искажения архитектурного облика храма. С третьего этажа поднималась лестница под самый купол, к смотровой площадке, предназначенной для обозрения через окна окрестностей города.

http://sobory.ru/article/?object=00660

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010