Озеро Неро саженях во ста от монастыря; оно неглубоко и простирается верст на 10 длины и верст на 5 ширины; рыбы в нем мало и та, говорят, очень не хороша на вкус, отзывается болотом. Монастырь Богоявленский штатный, небогатый средствами; братии в нем теперь всего человек с десять. Настоятель отец-архимандрит Нафанаил, из протоиереев, человек весьма хороший и гостеприимный. Говорят, что со времени своего поступления в настоятели он ежедневно совершает раннюю литургию. По выходе из церкви, я намеревался посетить его, но он предупредил меня, прислав ко мне своего келейника пригласить к себе. Ему на вид лет 60, ростом он выше среднего, весьма благообразен, волосы и прекрасная борода с проседью; он из себя не тучен, в движении много живости, весьма разговорчив и в обхождении очень ласков. Узнавши, что я приехал на извозчике, он просил меня отпустить его и предложил мне не только свою карету на все время моего пребывания в Ростове, но просил меня оставить гостиницу и перебраться в монастырь в настоятельские келии, находящиеся в большом двухэтажном корпусе, которые он не занимает, находя более удобными для своего помещения келии казначейские. Один из братий обители, отец Сергий, рассказывал нам, что в настоятельских келиях чудится; что однажды пришлось ему там ночевать одному, и что едва он заснул, как вдруг предстал ему человек высокого роста и весьма страшный, с рыбой в руках... От страха и ужаса спавший пробудился. Это случилось не только с одним отцом Сергием, но повторялось неоднократно и с другими. Между братией там вкоренилось поверье, что эти явления потому будто бы бывают, что монастырь находится на той самой местности, где стоял идол Велеса, которому приносили в жертву рыбу, и по суеверию считают, что это Велес является в виде страшного человека. До поступления своего в монашество отец-архимандрит Нафанаил был священником в селе Краснаше, к которому приходом деревня Коробова, принадлежащая в собственности потомкам известного Ивана Сусанина, пожертвовавшего своей жизнью для спасения юного Михаила Романова, которого хотели убить поляки. В бытность его в означенном селе священником ему поручено от правительства позаботиться об улучшении быта крестьян-собственников Сусаниных (или, как их называют, белопашцев), потому что они живут в крайней бедности и весьма худо, пользуясь прежними льготами и не подлежа никакому начальственному надзору, и эта совершенная свобода и самоволие довели их до последней степени нищеты и дурного поведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Вместе с тем, старческое руководство занимается совершенно особое место среди других христианских аскетических практик. Действительно, большинство из них направлены, так сказать, на самого подвижника. Личная молитва, пост, чтение Писания требуют его собственных усилий; совсем иначе обстоит дело с духовным руководством. Оно в принципе существует только тогда, когда есть двое — учитель и ученик. Поэтому для характеристики старчества описание подлинного ученика и его действий не менее важно, чем описание истинного старца. Смирнов С.И . Духовный отец в древней Восточной Церкви. История духовничества на Востоке. Ч. 1. Сергиев Посад, 1906. Например, под сильнейшим влиянием труда С.И. Смирнова находился автор «Пастырства монастырского», который значительную часть своего повествования об истории старчества, фактически, свел к истории духовничества, исповедальной практики, а не старческого руководства. Экземплярский В.И . Старчество//Дар ученичества. Сборник/Сост. П.Г. Проценко . М., 1993. С. 153, 213. Там же. С. 137-140; Игнатия (Петровская), монахиня . Слово о старчестве//Альфа и Омега. 1996. 2/3 (9/10). С. 198-202. О нем: Жизнь и деяния прозорливого старца отца Петра Томаницкого, заштатного священника в слободе Входо-Иерусалимской, близ города Углича. Ярославль, 1886; Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX bb. Сентябрь. М., 1909 (переиздание: Козельск, 1994). С. 19-61. В учебных заведениях духовного ведомства фамилии учеников часто менялись, например, в случае, если в заведении были однофамильцы. Иеромонах Адриан сын сельского диакона, в 1819 г. поступил в пошехонский Адриановский монастырь, в 1826 г. пострижен и рукоположен во священника, на подвиг старчества вступил в нач. 1830-х; из-за конфликта с игуменом, запретившим принимать народ (его указание старец неукоснительно выполнял), в 1851 г. перешел в Югскую Дорофееву пустынь, где и скончался. (Югская Дорофеева пустынь ныне находится на дне Рыбинского водохранилища.) О нем: Сказания о жизни и подвигах старца Адриана, иеромонаха Югской Дорофеевой общежительной пустыни.

http://bogoslov.ru/article/442197

Таковы они: Игрицкая Песочинская икона Богородицы явилась в пустыни Игрица, при реке Песочине, близ Костромы, в ветхой церкви, на престоле, в 1624 г. Там увидели ее пастухи боярского сына Емелиана Севрюгина, лишенного зрения. Емелиан просил отца духовного отслужить молебен пред иконой и получил исцеление. Тогда на месте явления ее основан был Песоченский монастырь. Чудотворную Игрицкую икону ежегодно с великим торжеством носят в Кострому. Югская икона Богоматери находится в Югской Дорофеевой пустыни, близ г. Мологи. В 1615 г. старец схимонах Дорофей из монастыря близ г. Пскова решился идти на родину, в село Никульское, близ г. Мологи. Когда пред отправлением в путь молился он пред иконой Богоматери в храме, то услышал голос, который повелевал ему взять с собой икону Богородицы Одигитрии и указывал место, где находится эта икона. Он так и сделал. На пути, уже близ села Никульского, на берегу реки Юги, старец, отдыхая, поставил икону на дерево, и когда после отдыха хотел снять ее с дерева, то никак не мог сдвинуть с места. Вдруг услышал голос: «Напрасно ты стараешься снять Мой образ. Я хочу, чтобы здесь сооружена была обитель для иноков. В ней да пребудет Мой образ и с ним Моя благодать». После того Дорофей построил тут келью, поставил в ней икону и стал подвизаться. Икона прославилась исцелением больных. После смерти старца здесь основан был монастырь, получивший название Югской-Дорофеевой пустыни от имени старца и реки Юги. Шуйская Одигитрия находится в соборном храме в г. Шуе, Владимирской епархии. Празднование сей иконе установлено в 1831 г. в память избавления города от холеры. Бывает крестный ход с ней вокруг города. Икона в первый раз ознаменовала себя прекращением морового поветрия в 1654–1655 гг. Супральская, находящаяся в Супральском Благовещенском монастыре, Гродненской епархии, в 16 верстах от г. Белостока. Икона прославилась в 1500 г. когда был основан монастырь. К иконе стекаются многочисленные толпы богомольцев западнорусского края, не только православных, но и христиан римской Церкви и протестантов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

27- е. Воскресенье. Была в церкви. После обедни топила печку, утром было топить некогда. День почти весь скучала. Да, грустно, тяжело, а ничего не могу сделать с собою. Так тому, верно, быть. 29 - е . Сегодня был в школе инструктор. Дети, слава Богу, хорошо отвеча­ли, только по арифметике прошли мало по программе. Ну, наверстаем. Зато по русскому с лишка. Был школьный совет. Решили деревни Яковлевку и Куряниново перевести в Партусовскую школу. 1 октября . Была в церкви в Покровском монастыре, за всенощной и за обедней. Так было много народа, особенно за обедней, что невозможно было руки высунуть перекреститься. Слава Богу, нива, возделанная нашим архи­пастырем, дает богатый плод. Были люди за тридцать, за сорок верст. Обед­ня шла до двух часов, и никто из народа не ушел. Все ждали благословения архипастыря. Благодарим Тебя, Мати Божия, за ту духовную радость и уте­шение, которую мы, недостойные, получаем в день честного Твоего Покро­ва, в Твоем Божественном храме. Помоги нам встать на путь добра, истины и веры! 2 октября. Сегодня возвратилась из дома. Поопоздала, шла очень быстро. Вероятно, от этой быстрой, не по силам ходьбы у меня вечером открылась сильная рвота. 4- го. Была у обедни в соборе. Там за литургией была Царица Небесная Югская. Служба шла очень торжественно. Хлопочут, чтобы Царицу Небес­ную принести в Архангельский приход, не знаю, что будет. Из Углича воз­вратилась в восьмом часу вечера. На улице идет снег. 5 октября. Учеников было только семь человек. Идет сырой снег, так многим нечего обуть. Яковлевские и куряниновские ученики будут ходить ко мне, отхлопотали, ходили матери в Совет. Там заявили: „Лучше мы, не­грамотные, туда пойдем, нам все равно без толку учиться“. 6 октября. Сегодня учеников было побольше, двадцать семь человек. На улице сильная вьюга. Очень холодно. 14 октября . Нет ничего определенного относительно учеников в моей школе. То заговорят, что в Киндякове откроется школа и из моей школы уйдут туда, то приказ деревням Куряниново и Яковлевке перейти в Партусовскую школу, а от меня не уходит ни один человек. Все эти разговоры, предположения ужасно надоели, хотя бы на один конец. Взрослые тоже бу­дут у меня учиться. Просила, чтобы учитель Партусовской школы А. Яковле­вич кинул жребий, кому достанется заниматься, так нет, просит Христа ради, чтобы я занималась. Пишу второй год и все ною. То сама себе покоя не най­ду, то люди беспокоят. Не пора ли переродиться, не пора ли (взять себя) по­крепче натянуть вожжи. Не знаю, что и сделать. Попросить ли на это совета у людей или самой решить, в какую направиться сторону, по какой дороге идти. Господи, не могу разобраться – грешу я своим нытьем или нет. Укажи Ты мне такого человека, который бы точно разъяснил мне правильность или неправильность моих поступков, действий.

http://fond.ru/kalendar/581/iraida/

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Храм Успения Божией Матери в Балобанове не подвергся осквернению и закрытию, и воды искусственного Рыбинского моря, покрывшие целые города, монастыри и храмы, его не затопили. Незадолго до войны список с чудотворной иконы «Одигитрия Югская» был передан хранившими его верующими в Успенский храм, где он находится и по сей день. Забегая вперед, скажем, что жители поселка Балобаново в июне 2005 года установили на берегу Рыбинского водохранилища четырехметровый поклонный крест в память о затопленной Югской Дорофеевой пустыни, всех захороненных в ней и погибших при затоплении... Село Балобаново, где с августа 1968 года начал служить отец Владимир, было краем больших панорам, неоглядных далей. Постепенно батюшка привык к новому месту, только не мог привыкнуть к «социалистическому предприятию», на котором ему приходилось теперь работать. Глава государства Никита Хрущев тогда учудил следующее. Он решил, что коль скоро рабочий день на производстве длится восемь часов, то это должно касаться всех советских людей, в том числе и попов. Священников вдруг стали заставлять сидеть в храмах в течение всего рабочего дня. Это бы еще ничего, хуже было другое. Люди в храм приходили после рабочей смены. А церковь должна была быть к этому времени уже закрыта. – Не положено, рабочий день окончен. Предприятие закрывается. Вечером надо Всенощную служить, а староста замок вешает, говорит людям: – Утром приходите. Тогда же, в ноябре 1968 года, отец Владимир получил распоряжение от главврача санэпидстанции города Рыбинска следующего содержания: «Рыбинская городская санэпидстанция располагает сведениями о фактах опускания детей в купель во время их крещения. Это явилось причиной появления случаев кожных и простудных заболеваний среди новокрещеных детей. На основании Постановления 1107 Совета Министров СССР от 29 октября 1963 года санэпидстанция категорически запрещает купание в купели во время их крещения. В случае невыполнения данного требования санэпидстанция будет вынуждена привлечь виновных к административной ответственности» (орфография подлинника. – Ред.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

12 октября) и Шуйская (2 ноября). В 10-ю пятницу по Пасхе: Ченстоховская в селе Каташине (6 марта), Бежевская (11 апреля), Пражевская (29 июня), Балыкинская (30 июня), Домницкая (8 сентября), Дубовичская (13 сентября), Трубчевская (см. под 3 октября) и Дехтяровская, именующаяся так по месту своего пребывания в селе Дехтяровке Новгород-Северского уезда Черниговской губернии. Сия икона явилась в 1392 году; Богородица изображена на ней обнимающей обеими руками шею Богомладенца. В тот же день празднуется икона Богоматери Борщаговская, находящаяся в селе Братской Борщаговке, в 10 верстах от Киева, и икона Мельнинская, которая имеет пребывание в селе Мельня Конотопского уезда Черниговской губернии. Июнь 2 июня Груздовская икона Сведений о месте и времени явления сей иконы нет; находится она в селе Груздове (отсюда ее наименование Груздовская) Олончанского уезда Виленской губернии. Киево-Братская икона См. сведения о ней под 6 сентября. Кипрская икона Сведения о ней читай под 20 апреля. 3 июня Югская икона Сия икона находится в Югской Дорофеевой пустыни, в Троицком храме ее, по левую сторону царских врат в иконостасе. Она покрыта драгоценной из жемчуга ризой, осыпанной бриллиантами и драгоценными камнями. О месте и времени явления ее известно следующее. В 1616 году, в начале царствования Михаила Феодоровича Романова, на Россию сделали нападение шведы. Разоряя все попадавшееся им на пути, они дошли до Пскова и стали опустошать его окрестности, грабить дома, жечь церкви и монастыри. В это время в Печерской обители, расположенной близ Пскова, жил и подвизался один благочестивый схимник Дорофей. Когда этому Печерскому монастырю стала угрожать опасность со стороны шведов, Дорофей решил оставить его и возвратиться на родину свою, в село Никульское близ города Мологи. Приняв такое решение, он пришел однажды в монастырскую церковь и стал молиться перед Печерским образом Богоматери. Вдруг он услышал от иконы голос, который повелевал ему идти на определенное место и взять там образ Богоматери Одигитрии, чтобы отнести его на свою родину; при этом голос добавлял, что если он исполнит все это, то Господь дарует ему спокойное житие на родине.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Шпилевская, в монастыре близ г. Сум, в 12 вёрстах. Крестный ход из монастыря в Сумы в Октябре, а на третий день Светлого Праздника обратно в монастырь. Шуйская (Одигитрия-Смоленская), 1654г., Июля 11 и 28, Ноября 2, во вторник Пасхи и в первое воскресенье Петрова поста, во Владимирской епархии, в г. Шуе, в соборном Воскресенском храме (Русский Паломник 1891, Экономисса, на Афоне, в лавре святого Афанасия, 5 Июля. Божья Мать на престоле, справа святой Михаил Синадский, слева святой Афанасий Афонский . Югская (Южная-Одигитрия), 1615г., Июля 28, в Югской пустыни, Ярославской епархии, близ Рыбинска, (Кормчий. 1896 привезена основателем пустыни старцем Дорофеем из Псково-Печерского монастыря. Юсковская, в селе Юсковцах, Полтавской епархии, Лубенского уезда Икона чудной кисти. Явленная, см. Фанеромени. Якобштадтская – в Якобштадте, Рижской епархии. Яноборская. Ярославская, XIII в., Июня 8, в Ярославле, в соборе. Ярославская-Казанская, 1588г., Июня 2, в Ярославском женском монастыре. Ярославская-Печерская, 1823г., Мая 14, в Ярославле, при Архиерейском доме. Яскинская, или Яскино-Печерская, 682г., Мая 3; принесена в Киев из Царьграда в 1085г. Ястребская, на о. Кипре, найдена чрез ястреба в терновом кусте; празднование 9 Июля. Яхромская (Успение), 1462г. Октября 14, во Владимирской епархии, в Космине монастыре, на р. Яхроме, Юрьев-Польского уезда. Без всякого сомнения, и во многих других местах обретаются святые иконы, более или менее давно, по вере и местным преданиям, чтимые яко чудотворные; но сведений о них мы никаких не имеем. Впрочем, «Икону и не свидетельствованную и не объявленную чудотворной благоговейно чтить всегда справедливо и полезно» – учит нас святитель московский Филарет. «Всякая святая икона должна быть благоговейно чтима, по возведению сего почтения к первообразу»... Выслушаем ещё несколько уроков от того же учителя Церкви. «Может родиться вопрос, каким образом некоторые иконы соделываются чудотворными, а другие нет? На сие могу отвечать просто: не знаю. И не стыдно дать такой ответ. Если мы не можем изъяснить многих действий и тайн природы: то, как можно требовать, чтобы мы могли изъяснить действия и тайны благодати, которые, без сомнения, выше и сокровеннее действий и тайн природы? Изъясните мне: каким образом одни и те же силы стихии – земли, воздуха, света – у одного и того же растения – лилии – дают листку зеленеть, а цветку, возникающему из зелёного стебля, белизну? А если сего не можете сделать, то кольми паче не можете требовать, чтобы изъяснили вам, каким образом сила благодати простирает своё действие чрез один ею избранный естественный предмет и даёт ему преимущество чудотворности, а другой оставляет в простоте естественного действия... Сокровенность и неизъяснимость даже нужна в действиях благодати, дабы дать свойственное место и достоинство вере. Если бы не было сокровенного и неизъяснимого: к чему относилась бы вера? Сокровенному и неизъяснимому верим; открытое и объяснённое просто знаем...»

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Обозревши монастырь и церкви, я направился уже идти к воротам, чтобы возвратиться к себе в гостиницу, но келейник архимандрита остановил меня на кофе; и так я пошел к настоятелю и весьма в приятной с ним беседе провел весь вечер и возвратился в гостиницу уже в десятом часу вечера. В понедельник, 27 числа, я служил утром молебен чудотворной иконе Югской Божией Матери, празднуемой в один день с иконой Смоленской, июля 28, потом, по приглашению отца казначея, посетил его, пил чай в его келии, очень хорошей и просторной в одной из башень на юго-западной стороне. Отец казначей, по-видимому человек добрый, без всякого лукавства монах усердный, средних лет. Пообедав у отца архимандрита с моими двумя спутниками, мы с ним простились и поехали на монастырских лошадях в тарантасе в Рыбинск, куда прибыли в 4 часа пополудни и, по предложению отца архимандрита, пристали на монастырском подворье, недалеко от главной городской площади и по-близости от собора. Намереваясь на следующий день отправиться обратно в Ярославль, я решился воспользоваться остатком дня и посетить игумению жадского монастыря, к которой я имел поручение от преосвященного насчет болгарок. Этот монастырь, или женская община, весьма недавнего происхождения и обязана своим существованием некоему рыбинскому богатому купцу Миклюкову, человеку весьма благочестивому и монахолюбивому. Лет 16 тому назад там, где ныне монастырь (кажется Успенский) была деревушка и дача. Тетка Миклюкова, почтенная старица, пожелала устроить общину и боголюбивый ее племянник поспешил осуществить ее желание: деревню перенесли в другое место и приступили к основанию обители; тогда в Ярославле был архиепископом преосвященный Нил. Приглашенный Миклюковым, он торжественно совершил закладку. Тут протекающая речка называется Черемухой, а бывший ручеек превращен в пруды. Около монастыря прекрасная ограда, теплая церковь каменная, в связи с игуменской келией, из которой хоры в церковь ; все строения очень хороши, а большой собор во имя Успения отделывается и будет благолепен. Теперешняя настоятельница третья со времени учреждения обители. Расстоянием от города версты две или менее, но дорога глинистая и от ненастья была вязкая. Дослушав вечерню, которая была на исходе, и, побывав у игумении, я возвратился опять в Рыбинск, в гостиницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010