После кончины Дорофея священники села Никульского решили поставить принесенную им икону в своей приходской церкви. Они взяли ее и с крестным ходом перенесли в сельскую церковь. Однако Богородице не было угодно, чтобы Ее икона пребывала в селе Никульском. Поэтому, когда на другой день священники пришли в свою церковь, то иконы там не нашли. Отправились в келью Дорофея и там нашли ее стоящей на прежнем месте и с горящей перед нею свечой. Они взяли икону и поставили в приходской церкви, но она опять исчезла из храма и снова оказалась в келье старца Дорофея. Священники, не оставляя мысли поставить икону в приходской церкви, в третий раз пытались взять ее, но на этот раз какая-то невидимая сила удержала их. Видя безуспешность своих попыток, священники оставили икону в келье старца и более уже не покушались взять ее в свою церковь. Богомольцы по-прежнему стекались к иконе Богоматери, прося у Нее помощи и утешения в своих делах, а также исцеления от болезней. Богоматерь посылала многим исцеления и помощь по вере их. Вскоре о сих чудесах стало известно Ростовскому митрополиту Варлааму II, который, в свою очередь, донес о них патриарху Филарету. Последний, доложив о том царю Михаилу Феодоровичу, с его согласия послал Варлааму грамоту, в которой давал разрешение на устроение обители там, где пребывала чудотворная икона Богоматери, принесенная старцем Дорофеем. Обитель в скором времени получила основание. В ней была построена деревянная церковь во имя Успения Богоматери и кельи для желающих вести иноческую жизнь. Место для обители было пожертвовано благочестивыми боярами Димитрием Погожевым и Орестом Глебовым, которые отвели для нее землю на протяжении двух верст по реке Черный Юг. Новоустроенная обитель получила название Дорофеевой Югской, по имени старца Дорофея и реки Юга, а отсюда и сама чудотворная икона Богоматери, находящаяся в ней, стала называться Югской. Многие чудеса и исцеления совершились у сей иконы; они не прекращаются и доселе. Приведем некоторые из этих чудес. В 1654 году Рыбинскую слободу, впоследствии обратившуюся в город Рыбинск, посетила страшная моровая язва. Когда Югская икона Богоматери была принесена туда, язва сразу же прекратилась. В память этого чудесного избавления в начале XVIII-ro столетия было установлено совершать крестный ход с Югской иконой в Рыбинскую слободу.

http://pravicon.com/info-1350

2 Рыбинское водохранилище, или Рыбинское море, планировалось как самое крупное в мире. Строительство Рыбинского гидроузла началось в 1935 г. у деревни Переборы, выше места впадения Шексны в Волгу. Осенью 1940 г. русло Волги перекрыли, 13 апреля 1941 г. после наполнения чаши Рыбинского водохранилища ушла под воду восьмая часть Ярославской земли, в том числе 80 тыс. га лучших в Поволжье пойменных заливных лугов, также более 70 тыс. гектаров веками возделываемой пашни, более 30 тыс. гектаров пастбищ, более 250 тыс. гектаров грибных и ягодных лесов. 3 Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь, основан в 1875 г. Со временем монастырь стал одной из трех «женских лавр» России, наряду с Дивеево и Шамордино. В канун 1917 г. в нем проживали почти 700 насельниц. Леушинский монастырь пользовался духовным покровительством св. прав. Иоанна Кронштадтского . Начиная с 1891 г. кронштадтский пастырь почти каждое лето посещал Леушино. Монастырь оставался действующим до 1931 г., а в 1941–1946 гг. был затоплен водами Рыбинского водохранилища. 4 Югская Дорофеева пустынь находилась в 15 км от г. Молога; была основана при впадении р. Юги Черной в р. Югу Белую в самом начале XVII в. В монастыре находилась чудотворная Югская икона Божией Матери. В 1920 г. в стенах монастыря разместили детскую трудовую коммуну. Все земли и многие хозяйственные строения вне монастыря отошли колхозу. К середине 1920-х гг. монастырь был закрыт окончательно, а в 1930-е на территории бывшего монастыря обосновался «Волгострой». 5 Некоторые историки не признают документ, сообщающий, что при затоплении края под Рыбинское водохранилище погибли люди. Недоверие к документу вызвано в основном тем, что не сохранился его оригинал, только сканированная копия. Также вызывает у исследователей сомнение достоверность того факта, что водохранилище якобы заполнялось постепенно, по несколько сантиметров в день, в течение семи лет (с 1940 по 1947 г.). 6 Здесь и далее цитируется по воспоминаниям протоиерея Павла Недосекина (сына протоиерея Владимира Недосекина).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

29 января 1921 года здание подворья Югского Дорофеева монастыря было принято комендантом города. В храме, судя по документам, оставались престол и жертвенник. Те же документы предписывали сжечь иконостас домовой церкви, поскольку его невозможно было разобрать и передать в только что открытый храм святого благоверного князя Александра Невского села Макарово (община которого обращалась с такой просьбой в отдел культов Рыбинского Совдепа). В советское время верхние этажи часовни и прилегающих зданий были жилыми. В нижних находились часовая мастерская и торговые помещения. Из публикаций прессы конца ХХ века известно, что в это время местами еще сохранялись настенные росписи. Так, в 1998 году автор этих строк побывала в квартире, расположенной в часовне по приглашению хозяйки этой квартиры, которая, сняв все слои обоев, обнаружила под ними в межоконном проеме яркие, в полный рост изображения двух святых. В 2015 году Рыбинская епархия обратилась к местной власти с просьбой передать здание бывшей часовни Югского Дорофеева монастыря в ведение Русской Православной Церкви. В 2017 году решение о передаче здания было принято, начался процесс расселения жильцов. У городской администрации Рыбинска есть намерение нынешним летом провести косметичекий ремонт здания и затем передать его в ведение Рыбинской епархии. Анна Романова, Пустынь расположена на равнине, при слиянии речек Белый Юг и Черный Юг, в 18 верстах от города Рыбинска. Основана в 1615 году старцем Дорофеем, схимонахом Печерскаго монастыря. Церкви: 1) Каменный холодный собор во имя Живоначальной Троицы, об одном приделе, построен на монастырския средства в 1793 году, освящен в 1811 году. Под собором, с северной стороны, небольшой теплый придел, в память явления чудотворной иконы Божией Матери, именуемою Югскою. На месте, где погребено тело преподобнаго Дорофея, устроена гробница его; 2) Церковь каменная, теплая, во имя Молчанской Божией Матери, об одном престоле. Освящена в 1828 году. Празднование 24 апреля; 3) церковь каменная, теплая, во имя Святаго Николая Чудотворца, освящена в 1842 году, об одном престоле. Празднование 9 мая; 4) Церковь каменная теплая, во имя Успения Пресвятой Богородицы, освящена в 1846 году, об одном престоле; 5) Церковь каменная, теплая, во имя Святаго Пророка Божьего Илии, об одном престоле, на монастырском, кладбище, разстоянием от монастыря в полуверсте, освящена в 1899 году. Все вышепомянутыя церкви построены на средства пустыни.

http://sobory.ru/article/?object=34875

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДРИАН ЮГСКИЙ (Семёновский Андрей; 1800, с. Семёновское Пошехонского у. Ярославской губ.- 7.08.1853, Югская Дорофеевская пуст.). Род. в семье диакона. Закончил ДУ. В 1820 г. оставил семинарию и поступил в Адрианов Пошехонский мон-рь в послушание к старцу Иннокентию. В 1821 г. был причислен к братии, посвящен в стихарь. 4 апр. 1826 г. принял постриг с именем А. в честь прп. Адриана Пошехонского , 2 нояб. 1826 г. был рукоположен во диакона, 9 нояб.- во иеромонаха. В мон-ре устроил гостиницу для паломников, обновил колодец прп. Адриана и построил над ним часовню, где больные стали получать исцеление по его молитвам. В 1831 г. назначен на должность казначея. А. Ю. был строгим постником, питался только черными сухарями и водой, никогда не ел горячей пищи, ничего не имел своего; был усердным молитвенником, ежедневно прочитывал всю Псалтирь; обладал даром прозорливости, отличался смирением и кротостью. За свое строгое подвижничество претерпевал многочисленные жестокие нападки бесов, временами явные для окружающих. Братия мон-ря, не понимая напряженной духовной брани, к-рую вел подвижник, сочла его душевнобольным, и А. Ю. был выслан из обители к родственникам. В это время начался подвиг служения А. Ю. ближним. Во всей тяжести перенесший духовную брань и суровым подвигом достигший торжества духа над плотью, А. Ю. направлял своих собеседников к христ. жизни. Своим духовным детям А. Ю. рекомендовал умеренный пост, чтение Четьих-Миней, Добротолюбия , аскетических творений преподобных Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, говоря, что учение Церкви уясняется при очищении души личным подвигом. После возвращения А. Ю. в Адрианов Пошехонский мон-рь было решено сделать его настоятелем обители. Не желая этого назначения, инок принял обет молчания и подвиг юродства, 2 года скитался по лесам; много странствовал, собирая средства на мон-рь и одновременно наставляя в христ. жизни жителей тех мест, где останавливался. А. Ю. имел многочисленных учеников, приезжавших к нему или руководимых старцем через переписку. А. Ю. почитали не только отдельные люди, но и целые города, напр. Бежецк, где из его последовательниц составилась Благовещенская жен. община, к-рой старец руководил неск. лет, а окончательное ее устройство передал по завещанию свящ. Петру Томаницкому, принявшему на себя подвиг юродства и проживавшему близ Углича. После кончины благоволившего ему настоятеля мон-ря иером. Иринея А. Ю. подвергался клевете и оскорблениям со стороны братии и в 1851 г. перешел в Югскую Дорофеевскую пуст. Перед кончиной сподобился явления Пресв. Богородицы со святыми и Спасителя, погребен в Югской пуст. напротив алтаря соборной церкви.

http://pravenc.ru/text/63624.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 62  голоса:  4.5 из  5) Июнь 2 июня Груздовская икона Сведений о месте и времени явления сей иконы нет; находится она в селе Груздове (отсюда ее наименование Груздовская) Олончанского уезда Виленской губернии. Киево-Братская икона См. сведения о ней под 6 сентября. Кипрская икона Сведения о ней читай под 20 апреля. 3 июня Югская икона Сия икона находится в Югской Дорофеевой пустыни, в Троицком храме ее, по левую сторону царских врат в иконостасе. Она покрыта драгоценной из жемчуга ризой, осыпанной бриллиантами и драгоценными камнями. О месте и времени явления ее известно следующее. В 1616 году, в начале царствования Михаила Феодоровича Романова, на Россию сделали нападение шведы. Разоряя все попадавшееся им на пути, они дошли до Пскова и стали опустошать его окрестности, грабить дома, жечь церкви и монастыри. В это время в Печерской обители, расположенной близ Пскова, жил и подвизался один благочестивый схимник Дорофей. Когда этому Печерскому монастырю стала угрожать опасность со стороны шведов, Дорофей решил оставить его и возвратиться на родину свою, в село Никульское близ города Мологи. Приняв такое решение, он пришел однажды в монастырскую церковь и стал молиться перед Печерским образом Богоматери. Вдруг он услышал от иконы голос, который повелевал ему идти на определенное место и взять там образ Богоматери Одигитрии, чтобы отнести его на свою родину; при этом голос добавлял, что если он исполнит все это, то Господь дарует ему спокойное житие на родине. Дорофей тотчас же после утрени отыскал в указанном ему месте икону Богоматери, повергся перед ней на колени и начал усердно молиться. Окончив молитву, он взял икону в руки, которая при этом сразу просияла необыкновенным светом. Дорофей с радостью поспешил к настоятелю Печерской обители Иоакиму и рассказал ему подробно как о видении своем, так и об обретенной им иконе Богоматери. В заключение он просил настоятеля разрешить ему удалиться из Печерской обители. Архимандрит Иоаким, не поверив рассказу Дорофея, не соглашался отпустить его, чем весьма опечалил подвижника. Вернувшись в келью, Дорофей пал ниц перед иконой Богоматери и в горячей молитве излил свою скорбь и недоумение по поводу отказа настоятеля, прося у Пресвятой Девы помощи и утешения. Целый день и ночь провел он в молитве. И вот Богоматерь является во сне архимандриту Иоакиму и говорит ему гневным голосом:

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Отслужена Божественная литургия над затопленным мологским Афанасиевским монастырем Рыбинск, 11 июля 2016 г.      Божественная литургия совершалась 9 июля 2016 года, в день памяти Тихвинской иконы Божией Матери, над одним из затопленных водами Рыбинского водохранилища монастырей – мологской Афанасиевской обителью. В этой обители находился почитаемый образ Богородицы – " Тихвинская " , сообщает пресс-служба Рыбинской епархии . Согласно преданию, икону принес из Ярославля как отцовское благословение мологский князь Михаил Давидович. После революции икону из монастыря забрали и поместили в мологский музей. Затем началась кампания по изъятию из музеев предметов из металла, и икона пропала.      Божественную литургию в памятный день отслужил епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин в сослужении протоиерея Василия Денисова, иерея Иоанна Перевезенцева и клириков Рыбинской епархии. Совершалось богослужение на корабле, проходящем над местом, где находилась обитель. Традиция совершать Литургию над затопленными святынями Мологской земли не столь древняя. Первая Божественная литургия была совершена в 2012 году. Молога. Вид на Афанасиевский монастырь. Начало 1900-х.      Молога находилась в 32 км от Рыбинска и в 120 км от Ярославля в местности богатой водами, при слиянии реки Мологи с Волгой. 14 сентября 1935 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о начале строительства Рыбинского и Угличского гидроузлов. Жителей выселили, а к 1947 году территория города была полностью затоплена. Под воды вместе с городом ушли: Афанасьевский монастырь, главной святыней которого была чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, четыре храма.      В общей сложности при строительстве Рыбинского и Угличского гидроузлов и заполнении водохранилища разрушены и затоплены около 800 сел и деревень. Под водами Рыбинского водохранилища оказались более 50 храмов и 6 монастырей, среди которых: Югская Дорофеева пустынь, располагавшаяся на полпути от города Мологи до города Рыбинска; обширный комплекс Мологского Афанасьевского монастыря, основанного в XIV веке; Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь, находившийся между Череповцом и Рыбинском близ реки Шексны; Паисиев Покровский монастырь, стоявший на берегу Волги близ г. Углича. 11 июля 2016 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/95257.html

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Балобаново) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Успения Пресвятой Богородицы построен на средства прихожан в 1752 году. В советские годы не закрывался. Сохранились интерьеры XIX века, резной иконостас и росписи ярославских мастеров. В храме хранится почитаемая Югская икона Божией Матери. Содержание История [ править править код ] Древнее село Балобаново, где расположена церковь, раньше стояло на Мологском тракте. Первый этаж Успенского храма был возведён в 1740-1752 годах и является самой старой постройкой среди действующих церквей Рыбинского края. А верхнюю церковь освятили только в 1828 году. В Успенском храме сохранились интерьеры XIX века, классический многоярусный резной иконостас, изготовленный в 1825-1827 годах, с иконами работы архиерейского иконописца Николая Антонова и стенная роспись, исполненная в 1837 году ярославскими мастерами и поновленная в 1950-е годы. Сохранил свои интерьеры и нижний зимний Никольский храм. Здесь иконостас был установлен в 1840-х годах рыбинским мещанином Василием Сырцовым, а иконы для него создал ярославский иконописец Павел Ушаков. В 1871 году мологский мещанин Виссарион Рождественский написал в алтаре пять клейм и на своде «звёзды по золоту». Сам храм росписей не имел. Существующая роспись выполнена в 1980-е годы в стилизованных традициях ярославской школы XVIII века. В годы советских гонений двухэтажный храм облагался весьма внушительным налогом на недвижимость. Община с большим трудом оплачивала этот налог. Древняя церковь выдержала все испытания. Это был один из немногих храмов в окрестностях города, не закрывавшихся в советское время. На протяжении многих лет в приходе сохраняется традиция почитания Югской иконы Божией Матери, бывшей в дореволюционные годы главной святыней Рыбинского края. После закрытия Югской пустыни чудотворный образ, там хранимый, бесследно исчез, а в Успенской церкви села Балобаново прихожане сохранили один из монастырских списков святыни. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Успения_П...

После кончины Дорофея священники села Никульского решили поставить принесенную им икону в своей приходской церкви. Они взяли ее и с крестным ходом перенесли в сельскую церковь. Однако Богородице не было угодно, чтобы Ее икона пребывала в селе Никульском. Поэтому, когда на другой день священники пришли в свою церковь, то иконы там не нашли. Отправились в келью Дорофея и там нашли ее стоящей на прежнем месте и с горящей перед нею свечой. Они взяли икону и поставили в приходской церкви, но она опять исчезла из храма и снова оказалась в келье старца Дорофея. Священники, не оставляя мысли поставить икону в приходской церкви, в третий раз пытались взять ее, но на этот раз какая-то невидимая сила удержала их. Видя безуспешность своих попыток, священники оставили икону в келье старца и более уже не покушались взять ее в свою церковь. Богомольцы по-прежнему стекались к иконе Богоматери, прося у Нее помощи и утешения в своих делах, а также исцеления от болезней. Богоматерь посылала многим исцеления и помощь по вере их. Вскоре о сих чудесах стало известно Ростовскому митрополиту Варлааму II, который, в свою очередь, донес о них патриарху Филарету. Последний, доложив о том царю Михаилу Феодоровичу, с его согласия послал Варлааму грамоту, в которой давал разрешение на устроение обители там, где пребывала чудотворная икона Богоматери, принесенная старцем Дорофеем. Обитель в скором времени получила основание. В ней была построена деревянная церковь во имя Успения Богоматери и кельи для желающих вести иноческую жизнь. Место для обители было пожертвовано благочестивыми боярами Димитрием Погожевым и Орестом Глебовым, которые отвели для нее землю на протяжении двух верст по реке Черный Юг. Новоустроенная обитель получила название Дорофеевой Югской, по имени старца Дорофея и реки Юга, а отсюда и сама чудотворная икона Богоматери, находящаяся в ней, стала называться Югской. Многие чудеса и исцеления совершились у сей иконы; они не прекращаются и доселе. Приведем некоторые из этих чудес. В 1654 году Рыбинскую слободу, впоследствии обратившуюся в город Рыбинск, посетила страшная моровая язва. Когда Югская икона Богоматери была принесена туда, язва сразу же прекратилась. В память этого чудесного избавления в начале XVIII-ro столетия было установлено совершать крестный ход с Югской иконой в Рыбинскую слободу.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Обозревши кремль снаружи, мы взяли извозчика и поехали в Богоявленский монастырь, окруженный пустырями, отделяющими его от города. Он от Ростова не более как в полуверсте, при озере Неро. На том месте во времена язычества был истукан Велес, которому поклонялись жители Ростова и окрестностей. Преподобный Авраамий, Валаамский постриженник, недовольный почетом, который ему оказывали братия на Валааме за его подвижническую жизнь, и, ревнуя по Бозе, удалился сюда и, построив себе близ озера хижину, стал распространять веру Христову. Он сподобился видеть Иоанна Богослова, который вручил ему жезл, осененный крестом для сокрушения Белеса. Крест этот существует поныне, а жезл, отделенный от креста, был взят Иваном Грозным. Впоследствии преподобный Авраамий соградил небольшой храм на том месте, где находился сокрушенный им Велес, а потом устроил и монастырь и был в нем первым архимандритом при епископе Иларионе; скончался в половине XI века, а по мнению преосвященного Макария, около 1045 года 67 . Мощи преподобного Авраамия почивают на вскрытии (в приделе, во имя его устроенном), в арке под сводами. При гробнице сохраняется под стеклом архимандричья шапка преподобного из шелковой ткани с золотым шитьем и меховым околышем. Шапка весьма низкая, пряма, без развала кверху, но несколько скругленная и формой подобной той, которая хранится в Московском Успенском соборе при мощах святителя Петра. Думают, что это не есть подлинная шапка преподобного, которая не уцелела, но была сделана впоследствии при митрополите Ионе лет около трехсот тому назад. Крест медный, которым был увенчан жезл, врученный преподобному Авраамию святым Иоанном Богословом, хранится в храме; он шестиконечный, длиной в 7 вершков, в середине распятие, по бокам в круглых клеймах изображения Богоматери и Иоанна Богослова, на самом верху в круглом клейме изображение в виде Ангела, Спаса Эммануила (как принято изображать на иконе Троицы), а пониже лики Архангелов Михаила и Гавриила. Церковь соборная каменная с пристройками начала XVI века; вероятно, и колокольня того же времени; все прочие здания монастырские гораздо позднейшего построения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

     – Рыбинское водохранилище начали строить в 1935 году с великой целью – обеспечение экономического роста молодого социалистического государства, остро нуждавшегося в дешевой электроэнергии. С началом этого строительства началась новая, а точнее – закончилась старая страница в жизни Мологского края – богатейшего края, расположенного в междуречье рек Волга, Молога и Шексна. Ушли под воду прекрасные заливные луга и пастбища, многочисленные села и деревни, тысячи и тысячи людей были сорваны со своих мест. Тех, кто сопротивлялся, силой вывозили из родных домов, несогласных отправляли на «стройку века». От отчаяния люди привязывали себя к неподвижным предметам, чтобы погибнуть под натиском наступающей воды, предпочтя смерть в родном доме насильственному выселению… Вода размывает могилы на городском кладбище, выбрасывает на поверхность крестики, кости… Батюшка собирает эти страшные находки. Осенью, когда уровень водохранилища опускается настолько, что обнажаются километровые отмели по берегам, выходят на поверхность улицы Мологи – остатки мостовых, фундаменты домов и храмов. Тогда отец Анатолий берет лодку и отправляется в город, которого нет. Вода размывает старые фундаменты, могилы на городском кладбище, выбрасывает на поверхность монеты, крестики, кости… Батюшка собирает эти страшные находки, отвозит их к себе. Косточки захоранивает на сельском кладбище, а монеты и крестики собирает в отдельную коробку – отец Анатолий хочет создать в своем селе музей Мологского края.      – В апреле 1941 года строительство было завершено, и началось наполнение чаши водохранилища. Наступавшая вода поглощала то, что не удалось спасти при выселении. Уходили под воду дома, кладбища, уникальные заливные луга и пастбища. Уходили под воду древние храмы и монастыри. Было затоплено более 700 сел и деревень, 140 храмов, три монастыря. Ушел под воду город Молога – древняя княжеская столица; затоплено три четверти города Весьегонска. Перенесено было на новое место старинное село Брейтово, стоявшее при впадении легендарной реки Сить в Мологу. Ушли под воду монастыри: Югская Дорофеева пустынь, Мологский Афанасьевский монастырь, Леушинский Иоанно-Предтеченский монастырь. 130 тысяч человек оказались вынужденными переселенцами. Полное затопление завершилось к 1947 году. Над всей затопленной территорией, дважды превышающей по площади Люксембург, наступила мертвая тишина…

http://pravoslavie.ru/75550.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010