Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОРОФЕЙ Прп. Дорофей Югский в молении перед иконой Божией Матери. Икона. Кон. XIX в. (частное собрание) Прп. Дорофей Югский в молении перед иконой Божией Матери. Икона. Кон. XIX в. (частное собрание) († 1622, Югская пуст.), прп. (пам. в неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Югский, Ярославский, основатель Югской Дорофеевой во имя Св. Троицы пуст. (в 15 верстах к северо-западу от Рыбинска). Сведения о преподобном содержатся в «Сказании о чудотворной иконе Божией Матери Югской» (списки не ранее 1-й пол. XVIII в.; при составлении, вероятно, был использован краткий монастырский летописец) и в рукописном «Описании Югской Дорофеевой общежительной пустыни» 1849-1850 гг. (РГИАХМЗ). Прп. Дорофей Югский в молении перед иконой Божией Матери. Икона. Сер. XIX в. (частное собрание, Ярославль) Прп. Дорофей Югский в молении перед иконой Божией Матери. Икона. Сер. XIX в. (частное собрание, Ярославль) По преданию, Д. был уроженцем с. Нижненикульского в Рыбинском у. Принял монашество и схиму в Псково-Печерском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре ; заключившись в келье, святой пребывал в посте и молитве. 5 мая 1615 г., во время нападения на псковские земли швед. отрядов (см. Смутное время ), на утреннем богослужении Д. услышал голос, повелевший ему взять икону Богородицы и идти с ней на родину. Обойдя обитель, Д. нашел чудотворный образ, просиявший необычным светом (см.: Югская икона Божией Матери ). Настоятель Псково-Печерского мон-ря архим. Иоаким после явления ему Пресв. Богородицы благословил Д. покинуть мон-рь. Святой намеревался вернуться в родное село, однако обрел место для молитвенных подвигов у слияния рек Чёрной и Белой Юги (остановившись здесь на отдых, он поставил образ Божией Матери на сосну; когда святой собрался продолжить путь, икона чудесным образом не отделялась от дерева). Д. построил здесь келью, затем часовню. Для молитвы перед чудотворным образом к нему начали приходить окрестные жители, совершались многочисленные исцеления. Святой был погребен в сооруженной им часовне. Югская пуст. устроилась вскоре после кончины преподобного. В XIX - нач. XX в. гробница святого с возложенными на нее веригами находилась в нижнем храме монастырского Троицкого собора (построен в 1793-1811). В 1920 г. в упраздненной Югской пуст. была основана детская трудовая колония, в 1941 г. мон-рь был затоплен Рыбинским водохранилищем. Канонизация Д. подтверждена включением его имени в Собор Псково-Печерских святых (празднование установлено в 1996) и в Собор Ростово-Ярославских святых (празднование установлено в 1964). Память святого в Ярославской и Ростовской епархии местно почитается 5 июня.

http://pravenc.ru/text/180249.html

Югская Пустынь (акватория Рыбинского водохранилища). Югская Дорофеева пустынь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1615. Год утраты:1941 (снесена при расчистке ложа Рыбинского водохранилища) Ссылки:   Адрес: Россия, Ярославская область, Рыбинский район, акватория Рыбинского водохранилища в 1,2 км западнее д. Свингино Координаты: 58.115605, 38.592074 Проезд:на автобусе от Рыбинска до д. Свингино, далее на лодке. Изменить описание объекта Постройки монастыря: Собор Троицы Живоначальной  (1793-1811) Церковь Молченской иконы Божией Матери (1817-1828) Церковь Николая Чудотворца (1842) Церковь Успения Пресвятой Богородицы (1846) Часовня в здании братского копуса  Колокольня  (1839-1857) Другие объекты: Церковь Илии Пророка (1899, утрачена) на монастырском кладбище (около 0,5 версты от монастыря) Церковь Николая Чудотворца  (1905) и часовня (середина XVIII века, утрачена) на бывшем подворье монастыря в г. Рыбинск В год 400-летия монастыря на ближайшем берегу водохранилища у с. Свингино была построена мемориальная часовня Карта и ближайшие объекты 400 лет со времени основания (03.06.1615) преподобным Дорофеем Югской пустыни во имя Югской иконы Богоматери Праздник Югской иконы Божией Матери считается днём основания Югской Дорофеевой пустыни. Согласно преданию, старец-схимонах Дорофей, в конце XVI - начале XVII в. подвизавшийся в Псково-Печерском монастыре, в 1615 г. возвращался с явленной ему иконой Одигитрии к себе на родину - в с. Нижне-Никульское, близ Мологи. Достигнув места слияния рек Белая Юга и Черная Юга, получил знамение от иконы, повелевшей основать здесь монастырь. Старец устроил на этом месте келью и часовню. Вскоре к нему начали приходить местные жители для поклонения чудотворному образу. После смерти Дорофея (1622) по благословению патриарха Филарета (в миру Фёдора Никитича Романова) на месте строений пустыни была возведена обитель. Не сохранилось документов, отражающих этот период её истории. Известно только, что первая деревянная церковь во славу иконы Божией Матери Одигитрии и придел к первоначальной церкви во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы были построены на средства и трудом окрестных жителей. Пустынь получила название Югской Дорофеевой (Рыбинский уезд).

http://sobory.ru/article/?object=34875

Морев Ф. Югская Дорофеева общежительная пустынь. Ярославль, 1894. Корсаков Г. Югская пустынь//Молога : история и судьба древней русской земли. Рыбинск, 1999. Вып. 4. С. 65-71.  Дополнение к церковному календарю на 2002 год. Романов-Борисоглебск (Тутаев), 2002. С. 35, 46-47.  Буланин Д. М. Сказание о иконе Богоматери Одигитрии Югской//Словарь книжников и книжности Древней Руси/РАН, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). СПб,. 2004. Вып. 3 : (XVII в.), ч. 4. С. 579-581. Источник: ЯОУНБ им. Н.А. Некрасова. Ярославский календарь на 2015 год. Продолжается реконструкция Стоялой улицы. Будут обновлены, как планируется, и фасады нескольких зданий. В том числе — бывшей часовни подворья Югского Дорофеева монастыря, что на перекрёстке Крестовой и бульвара Ушакова. После этого часовню планируют передать в ведение Рыбинской епархии — такое решение принято в администрации города Рыбинска. 16 июня — праздник Югской иконы Богоматери. И в этот день ежегодно на берегу Рыбинского водохранилища совершают Божественную литургию под открытым небом — недалеко от места, где находился затопленный в 30-е годы ХХ века Югский Дорофеевский мужской монастырь. Здание подворья Югского Дорофеева монастыря находится на пересечении улиц Крестовой и Стоялой – в том месте исторического центра, которое уже, как минимум, четыре столетия остается одним из самых оживленных в нынешнем Рыбинске и прежней Рыбной слободе. Строительство подворья связано с историей особого почитания чудотворного образа Югской иконы Божией Матери, в котором рыбинцы видели покровительство Царицы Небесной своему городу. Летом 1701 года, после того как в город была принесена из Югского Дорофеева монастыря эта икона, в Рыбинске прекратилось «моровое поветрие». И с этого же года Югскую икону стали приносить в Рыбную слободу (позднее — город Рыбинск) ежегодно в дни Петровского поста, а затем и дважды в год. В честь первого принесения чудотворного образа в Рыбинск была выстроена небольшая деревянная часовня — «для собрания в церковное той пустыни строение и для монахов непрестанного сбора». В 1735 году, когда в Рыбной слободе случился большой пожар, она сгорела, и «место часовенное оставалось незастроенным до 1743 года, когда по прошению игумена Иосафа с братией было дозволено ее восстановить. По доброхотству и усердию рыбинских граждан к Югской обители ей была предоставлена городская земля для устроения при часовне постоялого двора».

http://sobory.ru/article/?object=34875

Ю Югская Димитриевская пустынь Мужская, упразднённая в 1764 году, находилась в Вологодской Епархии, а ныне состоит в Ярославской. Крестьян было за нею 49 душ. Югская Троицкая Дорофеева пустынь Общежительная мужская Ярославской Епархии. Здание в ней все каменные великолепные, которые после пожара, бывшего в 1805 году, покрыты железом кроме ограды. В 1802 году по представлению Павла, Архиепископа Ярославского, а по докладу Святейшего Синода Именным Указом положено в этой пустыни быть монашествующих 30 человек. О прочем см. под словом Дорофеева Троицкая Югская пустынь. Юнгинский Спасский Козмодемьянский монастырь См. Козмодемьянский Спасский Юнгинский. Юрьевский Архангельский монастырь См. Архангельский Юрьевский. Юрьевский Введенский монастырь См. Введенский Юрьевский. Юрьевский Богоявленский Балахонский монастырь Мужской упразднённый, находился в Нижегородской Епархии в Балахонском уезде. Юрьевский Новгородский монастырь 1 класса мужской, находится в уезде Великого Новгорода, на левом берегу реки Волхова, при Устье ручья Княжева, с западной и южной сторон обтекающего монастырь и впадающего в Волхов, близ озера Мячина и истока Волховского из Ильменя, на возвышенном месте, в весеннее время отовсюду окружаемом водой и составляющем остров, расстоянием от Новгорода к югу в 3 вёрстах. Местоположение этого монастыря настолько возвышенно, что со всех сторон виден он на нарочитое расстояние. С северной стороны в 3 вёрстах по прямой линии находится Великий Новгород со всеми предместьями и частями оного, с восточной стороны – древний Славянский город, ныне село, именуемое Городище (где жил Князь Великий Рюрик, а в последовавшие времена – Великокняжеские Наместники) и близлежащие монастыри Кириллов, Сковородский; с южной – озеро Ильмень и, при истоке из оного Волхова, холм, знаменитый в древности капищем главного языческого Славянского бога Перуна, по низложению которого построен был на том месте монастырь Перынь. По сравнению с окрестными монастырями и по огромности здания своего (см. ниже) он именовался в древние времена Лаврой и имел приписных к себе 15 монастырей (см. ниже). Этот монастырь по древности своей принадлежит к первейшим Российским обителям. Ибо основан он ещё в 1030 году при Князе Новгородском Ярославе 157 , в крещении наречённом Георгий или Юрий, а потом с 1093 года Новгородским же Князем Мстиславом Владимировичем, наречённом во св. крещении Георгием и сыном его Всеволодом возобновлён и распространён.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В начале XVIII в. вместо деревянного храма возвели два каменных. Тогда же были построены каменные корпуса братских келий. В 1793 г. началось сооружение собора во имя Живоначальной Троицы (Троицкий или Свято-Троицкий собор; освящён в 1811 г.). Он представлял собой четырёхстолпное двусветное здание, завершённое пятью восьмигранными барабанами и по архитектурному облику близкое к собору Казанского монастыря Ярославля. Именно здесь под спудом покоились мощи основателя монастыря прп. Дорофея Югского. В XIX столетии хозяйство обители значительно разрослось. В 1817-1828 гг. на средства помещицы Веселицкой возведена однопрестольная и однокупольная тёплая церковь иконы Божией Матери Молченская (Молченская церковь), служившая храмом монастырской богадельни. Её формы повторила церковь Николая Чудотворца (Никольская), сооружённая в 1836-1842 гг. Они заменили соответственно северо-восточную и юго-восточную башни монастырской ограды. В 1846 г. освящена каменная пятиглавая церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы (начало строительства - 1839 г.). Поставленная на цокольном этаже и увенчанная пятью декоративными куполами, она была тёплым храмом обители. В 1839–1857 гг. возведена четырёхъярусная колокольня. К середине XIX в. эти постройки вместе с каменной оградой с башнями образовали единый архитектурный ансамбль в стиле классицизма. Вне обители располагались три каменные гостиницы для приезжих богомольцев, баня, амбары, конный двор, кузница, плотина для задержания при монастыре воды и монастырский сад. В начале XX в. Югская Дорофеева пустынь принадлежала к числу самых богатых и благоустроенных обителей епархии, сильнейших в России подвижнических центров. После Октябрьской революции монастырь был закрыт, а ценности изъяты. В 1920 г. здесь разместили детскую коммуну, в 1930-х гг. обитель передали под жильё Волгостроя. Большинство жилых и хозяйственных построек вне её периметра, а также земельные массивы окрест монастыря перешли во владение совхоза " Юга " . Разрушен при затоплении Рыбинского водохранилища в апреле 1941 г.

http://sobory.ru/article/?object=34875

На эти годы – первую половину XIX века – пришелся расцвет Югской Дорофеевой пустыни. Хотя в начале XVIII века постройки монастыря все уже были каменными, однако они были небольшими и сдержанными по архитектуре. В то же время, может быть именно благодаря своей чудотворной иконе, Югская Дорофеева пустынь была единственным в округе монастырем, который не был закрыт в результате реформы Екатерины II, хотя и был лишен всех земельных угодий. Позднее именно здесь, в Югской обители взялись возрождать древние традиции общежительного устава. Навыки этого уклада принесли сюда иноки Саровского монастыря Анастасий, Гедеон и Дамаскин, позднее продолжившие возрождение общежительства в стенах Толгского монастыря и в Ниловой пустыни на Селигере. В середине XIX века здесь, на Юге, был выстроен единый монастырский архитектурный ансамбль, величием, гармонией и красотой не уступавший лучшим обителям Севера России. Настоятелями монастыря в те годы были игумен Варфоломей (Поповский), выходец из Брянской Белобережской пустыни, состоявший в переписке со святителем Игнатием Брянчаниновым, и архимандрит Поликарп (Тугаринов). Здание часовни подворья Югской Дорофеевой пустыни в Рыбинске это и своего рода памятник выдающемуся деятелю Русской Церкви архимандриту Поликарпу (Тугаринову), по инициативе которого это здание в 1877 году было перестроено в соответствии с проектом архитектора В.И. Озерецковского. Архимандрит Поликарп был многолетним участником, а затем руководителем одной из самых успешных миссий Русской Православной Церкви в Китае в 1838-1950 годах, которая в то время была, по сути, единственным представительством России на Востоке. Высокообразованный священнослужитель, он стал знатоком восточной культуры и успешным дипломатом. Письма отца Поликарпа из Китая сегодня опубликованы и представляют интереснейший материал для исследователей. По возвращении с Востока всю свою жизнь он провел в родном Ярославском крае, избрав для жительства Югскую Дорофееву пустынь, в которой он был настоятелем последние 30 лет своей жизни. Отметим при этом, что в то же время он исполнял обязанности благочинного рыбинского и мологского соборов, а также Мологского Афанасьевского и Рыбинского Софийского монастырей.

http://sobory.ru/article/?object=34875

Или бывшая пустынька на Донщине, Воронежской Губернии в Задонском уезде находилась по Московской дороге, от города Воронежа вёрстах в 70, а от Задонска в 20. Сия пустынь стояла на возвышенном утёсистом берегу над Донщиной, т. е. над протоком, по коему текла прежде река Дон, но после, отклонившись в другую сторону, оставила там только вид залива или озера. Пустынька сия, как видно из одного доношения Преосвященного Митрофана, Епископа Воронежского, писанного к Святейшему Патриарху Адриану, строена 1690 года из Москвы от Антония, Архимандрита Донского Богородицкого монастыря. Государь Император Великий, в бытность свою в 1698 году на Воронеже, подарил сию пустыньку Воронежскому Архиерейскому дому на храмовый соборный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы во время самой Литургии. Пустынь сия с прочими уничтожена ещё до Штатов, и ныне видны только одни ямы и следы строения. Дорогошанский Троицкий монастырь Упразднённый мужской. Находился в бывшей Крутицкой Епархии, в Мещовском уезде. До учреждения в 1764 году Духовных Штатов было за ним 944 души крестьян. Дорофеева Троицкая Югская или Южская пустынь Ярославской Епархии заштатная мужская. Находится при реках Юге Чёрной и Юге Белой, от города Рыбинска в 15, от реки Волги в 3 вёрстах. Положение низкое и песчаное, и в весеннее время всё покрывается водой, которая тогда окружая монастырь проходит и внутрь оного. Обитель сия основана в 1615 году старцем Дорофеем, принёсшим из Псково-Печерского монастыря чудотворный образ Божьей Матери, именуемый Одигитрии, а ныне Югская. Здания в этой пустыни все каменные следующие: 1) Соборная ЦЕРКОВЬ во имя Живоначальной Троицы, построена в 1717 году иждивением доброхотных дателей. В этой церкви находится и вышеупомянутая чудотворная икона; 2) ЦЕРКОВЬ над Святыми воротами во имя Успения Божьей Матери; 3) КОЛОКОЛЬНЯ; 4) КЕЛЬИ Настоятельские и братские; 5) ОГРАДА кругом монастыря. До учреждения в 1764 году Духовных Штатов было за этой пустынью только 9 душ крестьян и настоятельство Строительское, а иногда и Игуменское; ныне же с 1764 года Строительское. При этой пустыни ежегодно Июля 28 числа в праздник чудотворной иконы Божьей Матери Югская бывает ярмарка.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

После трапезы меня провели осматривать соборный храм, который выстроен по Саровскому образцу: стоит в самой средине монастыря; около него большое свободное пространство; он обширен и очень благолепен во всех отношениях. Одно мне не понравилось, что в алтаре есть гипсовые изображения молящихся ангелов; видно, что скопированы с итальянских, и потому отзываются чем-то католическим и в православном храме не соответствуют прочей обстановке. Мощи преподобного Дорофея, основателя и первоначальника обители (в 1615 году, а преставившегося в 1622) ,почивают под спудом, в придельном храме, возле собора; по нем совершают панихиду. По имени первоначальника своего пустынь именуется Дорофеевою, а название Югской получила от двух рек, Черного Юга и Белого Юга, при слиянии которых находится, и настоящее ее название Дорофеева Югская, но в народе ее называют просто Южской; она общежительная, заштатная. Бывают две ярмарки, одна 28 июля, другая в Преображениев день. Потом водили меня осматривать две небольшие церкви, находящиеся по углам монастыря, обе весьма красивы. Мне предлагали было пройти в ризницу осмотреть достопримечательности, но было очень свежо и я отказался. Площадка, на которой расположен монастырь, почти квадратная, и думаю, что и в длину и в ширину должна иметь саженей по 60; дорожки вымощены камнем, кустов и растений нет. Одну из сторон, восточную, занимает ограда, в средине которой Святые врата, а с прочих сторон здания, в которых помещаются: просфорня, трапеза, кухня, погреба и прочие хозяйственные строения, все выходит лицевой стороной на монастырь. Воду для монастырской потребности откуда-то из за ограды привозят в бочках и посредством жолобов переливают ее в кухню и куда нужно. Нахожу, что это очень затруднительно, и думаю, что гораздо легче бы провести ее в монастырь один раз и навсегда, посредством труб, да безопаснее было бы на случай пожара, и не представляется большого затруднения, потому что вода от монастыря недалеко, разве только нехороша и не пригодна для употребления, о чем я, впрочем, не расспрашивал и делаю это замечание, соображаясь с местностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

В 1620 г. Иерусалимским патриархом Феофаном IV и др. священнослужителями игум. Исаия был тайно хиротонисан во епископа Перемышльского и Самборского, но кафедру не занял из-за гонений униатов. В акте от 1 окт. 1622 г., выданном на основание братства при Троицкой ц. г. Лубны, он титуловался как «епископ Заднепрский, экзарх Константинопольский» (Там же. С. 55). После кончины кнг. Раины ее наследник, двоюродный брат Константин Вишневецкий, 15 сент. 1622 г. выдал М. м. подтвердительную фундушевую грамоту. Также Вишневецкий в 1621 г. позволил устроить Слепородский мон-рь, ставший приписным к М. м. 4 дек. 1622 г., во время гонений на православных в Речи Посполитой, еп. Исаия направил к царю Михаилу Феодоровичу и к Московскому патриарху Филарету (Романову) посольство во главе с насельником М. м. иером. Гедеоном (Слобиной), которое передало государю просьбу братии об оказании материальной помощи. Царь и патриарх откликнулись на эту просьбу ответным письмом от 14 сент. 1623 г., пожертвовав для обители «3 сорока соболей», а также предоставив мгарскому игум. Василию богатое жалованье для обители, с к-рым тот вернулся в Мгарь в дек. 1623 г. В 1622-1623 гг. игуменом был Пафнутий (Ольшанский). 7 янв. 1623 г. в Лубенском магистрате в актовую книгу на свои земельные участки внесли дарственную запись лубенские жители: «Стефан Жук атаман войска запорожского, Федор Пырский и Ян Генрик до монастыря Мгарского Лубенского на хвалу Божию». С дек. 1623 г. настоятелем М. м. стал бывш. игумен Густынского мон-ря старец Исаия, «честный муж», в 1625 г. его сменил игум. Василий. В 1624 г. по приказу кн. Вишневецкого Лубенский староста Андрей Калиновский выдал акт о передаче возникшего около обители Мгарского хутора в ведение братии: «Хутор Мгарский с подданными, на том грунте сидящими, пускаем в посессию (владение.- В. П.) его милости о. Исаии, епископу архимандриту» ( Лазаревский А. М. Лубенщина и князья Вишневецкие: (1590-1648). К., 1896. С. 28). Этот хутор, вероятно, находился на месте совр. с. Мгарь.

http://pravenc.ru/text/2562746.html

Значит приезд архимандрита, о котором говорит здесь Наседка, падает приблизительно на года 1622–1625. А так как в самый этот приезд Дионисий имел дело с «экономом» и даже, как видно, советовался об этом деле с Наседкой, то и время самых бедствий его от «эконома» определяется теми же годами, т. е. 1622–1625. Панин же не был казначеем уже в 1619 году, а Пестриков вступил в должность казначея только в 1630 г.; след, ни тот, ни другой не могли быть утеснителями Дионисия. После найденных нами хронологических указаний не трудно определить и личность «эконома». Таковыми согласно с временем страданий Дионисия могли быть только или казначей, а потом келарь Моисей, или казначей Спиридон Соловецкий или же, наконец, келарь Александр Булатников. Но ни Моисей, ни Спиридон не были «экономами» в Симоновом смысле, потому что о последнем еще известно, что он был жив и занимал ту же должность и после смерти Дионисия (1633 г.); между тем как Моисей умер в 1622 году, а Спиридон не был казначеем с 1625 г. Остается один – келарь Александр Булатников, бывший келарем в 1622–1641 г. г.: он то и был тем самым «экономом», от которого страдал Дионисий. При таком решении вопроса о личности эконома становится понятной вся история бедствий Дионисия. Дело в том, что Александр Булатников был таким лицом в монастыре, которое имело возможность нисколько не бояться архимандрита. Происходя из бояр и имея богатое состояние 622 , он кроме того был человеком весьма близким к царю. Вспомним, что Александр имел случай беседовать с царем Михаилом о таком предмете, который касался самой интимной стороны царской жизни. Михаил Федорович очень скорбел о том, что у него не было сына – наследника, и вот он однажды в приезд Булатникова в Москву в беседе спросил его: «кто-бы обрелся в вас, аще веси, таков муж праведен, иже бы нам печаль сию разрешил?» Александр на это сказал, что он знает такого мужа, который может попросить у Бога для царя «плод сыновства», и указал на преп. Елеазара, с которым он жил раньше в Соловецком монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010