Спасала своя лошадка, выносившая на всем скаку хозяйку из разных неприятных ситуаций. Но с конца 1920-х годов храмы, в связи с политикой безбожия, проводимой в стране, стали закрываться один за другим... Деревни в округе остались без церковного богослужения, без священнического окормления. Город Молога, впоследствии затопленный Годы 1929–1930-й для русского крестьянства были годами катастрофическими. Крестьяне-единоличники, особенно самые трудолюбивые, самые успешные, рассматривались властями как «пособники буржуазии», «пережитки проклятого прошлого», «кулаки», «подкулачники» (иногда сюда же попадали и недовольные жизнью бедняки). Они объявлялись «врагами» в родной стране. Начались ссылки, насильственные переселения в далекие необжитые районы, где нередко старики и дети умирали от голода и холода в первую же зиму. Деревни пустели, хозяйства разваливались. Тех, кто в ссылках и поселениях умудрялись наладить новое справное хозяйство, снова «раскулачивали» и выселяли на другие «дикие» земли. Далеко не у всех хватало мужества начинать все сначала. Последствия этого бедствия ощущаются и в наше время. В начале 1930-х годов Пармен Степанович, имевший крепкое единоличное хозяйство, был арестован за решительный отказ вступать в колхоз. Три года он провел в числе сотен тысяч заключенных и спецпереселенцев Волголага на строительстве Рыбинского водохранилища 2 . Его жена, Валентина Андреевна, осталась одна с тремя маленькими детьми. Площадь, отведенная по проекту под Рыбинское водохранилище, составляла около 5 тысяч квадратных километров. В зону затопления попадали 663 деревни. С географической карты должен был исчезнуть старинный красивейший город Молога со всеми своими храмами и монастырями, кроме того, Леушинский Иоанно-Предтеченский монастырь 3 и Югская Дорофеева пустынь 4 . (Частично подтоплялись города Калязин, Углич, Мышкин, Весьегонск и некоторые другие.) Необходимо было переселить на новые места 130 тысяч человек. На территориях, подлежащих затоплению, располагались 408 колхозов, 46 сельских больниц, 224 школы, 258 предприятий местной промышленности.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В духе постановлений этого собора Алексей Михайлович разослал окружную грамоту 487 , а патр. Иоасаф II – наставление о благолепном писании икон 488 . Патр. Иоаким запретил печатные свящ. изображения, равно как немецкие еретические 489 и в духовном завещании просил царя об их уничтожении; для удобства надзора за продажей икон он перенес иконный ряд в Москве на печатный двор 490 . Некоторые из иконописцев (например Иосиф Владимиров в XVII в.) и другие лица в своих челобитных царю или письмах жаловались на неприличную продажу, равно как неискусное писание икон, говоря между прочим, что некоторые изображения святых скорее похожи были на изображения животных, чем людей 491 . Но все эти жалобы и меры не имели желательного успеха: недостатки продолжали существовать до самого конца периода. Питая уважение вообще к иконам, русские особенно чтили чудотворные и явленные; из таких известны в XVII в. следующие: Семиезерская 492 , Иверская 493 , Ильинская  –  Черниговская 494 , Оранская 495 , Игрицкая 496 , Югская 497 , Шуйская 498 , Страстная 499 , Неопалимой купины 500 , Всех скорбящих Радости 501 , Грузинская 502 иконы Богоматери, икона св. жен мироносиц и др. Москва по прежнему привлекала к себе местные чудотворные иконы, так например из Казани – Казанскую икону Б. Матери, из нижегородского села Палиц – Страстную, из Царевококшайска – икону жен мироносиц 503 . Из св. мощей одни в большом количестве приносились с Востока, другие открывались в России. Вновь открываемые мощи, также, как чудотворные иконы, свидетельствовались. Уважение к ним побуждало сооружать для них более или менее драгоценные раки и ковчеги. Св. мощи часто раздроблялись, зашивались в антиминсы, употреблялись при освящении престолов и храмов, заключались в кресты, панагии и т. п. Например в большом кресте, который устроил патр. Никон для своего крестного монастыря, было вложено до 300 частиц св. мощей с кровью разных мучеников и частицами палестинских камней 504 . Из св. мощей, открывавшихся в России в данный период, известны: мощи св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Из Богоявленского монастыря я поехал уже в карете в Петровский монастырь, который с полверсты за ним далее от города. Монастырь весьма небольшой, но весь каменный. В холодном соборе почивают под спудом мощи Ордынского царевича Петра, на правой стороне у иконостаса. На стене в возглавии хранятся три иконы: Божией Матери, Святителя Николая и святого великомученика Димитрия, купленные царевичем на торгу. Хотя они и весьма древние по времени, но на вид они не показались мне таковыми; знатоки, впрочем, весьма хвалят искусство оных и почитают их даже замечательными, чего я не нахожу. Соборный храм во имя первоверховных апостолов Петра и Павла конца XVII столетия не представляет ничего особенно достопримечательного ни по внешности своей, ни по внутреннему устроению и украшению. Монастырь, расположенный на берегу озера, весьма чистенький, обнесенный небольшой каменной оградой, не обширен: он состоит из двух корпусов, из коих один настоятельский, другой же братский. Теплая церковь позднейшего построения. Число братства весьма ограниченно: человек семь, восемь, девять, и при моем посещении в братстве не было даже ни одного диакона. Послушники носят мирскую одежду. Монастырем управляет казначей, иеромонах Геронтий, человек средних лет, весьма смиренный и ласковый, постриженник Югской Дорофеевой пустыни. Он принял нас с истинно иноческим радушием. Своим обхождением и характером, сколько я мог судить о нем по первому впечатлению, он напомнил мне отца Арсения, строителя Екатерининской пустыни, что в Московской епархии в моем благочинии. Он, по моему мнению, был бы гораздо более на своем месте в монастыре общежительном, нежели в штатном, что я ему высказал, и он сам со мной в том согласился. Из Петровского монастыря, отслуживши молебен у мощей, мы поехали по шоссе в Белогостицкий монастырь, который отстоит 7 верст от Ростова. Этот монастырь с 1858 года приписан к архиерейскому дому архиепископа Ярославского, и игумен Петровского монастыря, отец Серафим, управляет этим монастырем. Он числится игуменом Петровского монастыря, а живет здесь; ему лет шестьдесят; при других условиях он принес бы обоим монастырям несравненно более пользы. Белогостицкий монастырь основан при митрополите Ярославском Ионе Сысоевиче в 1657 году, благодаря содействию князя Михаила Михайловича Темкина-Ростовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

В Сретенском приделе у южной стены был устроен клирос, рядом с которым стоял позолоченный киот, в котором была помещена Тихвинская икона Божией Матери «в чудесах» в серебряном венце и цате и медном окладе. Рядом с ней в простенке окна помещался образ архистратига Михаила в серебряной чеканной ризе. В следующем простенке южной стены трапезной в киоте, выкрашенном зеленой краской, находилась Югская икона Божией Матери в серебряном окладе и венце. Возглавие и цата иконы были вынизаны мелким натуральным жемчугом, а риза китайским жемчугом. Здесь же у южной стены в следующем простенке был помещен образ «Отечетсво», в окружении написанного вверху Собора архангелов, помещенного в киот и украшенного «позолоченными медными штуками». На восточной стене трапезной, между алтарями приделов, там, где должна быть дверь в летнюю церковь, находился образ Воскресения Христова, по сторонам которого размещались иконы святителей Василия Великого и Иоанна Златоустого. Над ними вверху размещались иконы деисусного чина. С правой стороны у алтаря, образуя в проходе стенку иконостаса, размещались следующие иконы: Толгская икона Божией Матери с предстоящими в молении апостолами Петром и Павлом и Ярославскими чудотворцами, далее – образ Спасителя с евангелистами. Над ними – Собор архистратига Михаила и Сретение Господне. Далее северная дверь иконостаса, которая закрывалась занавеской, над ней образ Покрова Пресвятой Богородицы и пророка Илии. Далее, рядом с дверями – местный образ Покрова Пресвятой Богородицы. С левой стороны прохода, от иконостаса Покровского придела находились следующие иконы: великомученицы Варвары «в житии», великомученицы Екатерины «в житии». Над ними небольшие иконы пророка Илии, святителя Николая Чудотворца, Тихвинская и Толгская иконы Божией Матери. Освящение Сретенского придела состоялось по указу от 26 апреля 1805 года. Одновременно с началом строительства трапезной с её западной стороны была заложена каменная ярусная колокольня, которая была закончена постройкой осенью 1805 года. Подрядчиками на её строительстве был тот же крестьянин Алексей Михайлович Гулькин с братом Григорием. Первый ярус колокольни служил церковной папертью, пол в которой был выстлан диким камнем, с левой стороны паперти был устроен вход на колокольню. Три арки первого яруса колокольни были закрыты деревянными щитами, в которых сделаны створчатые входные двери на церковную паперть, над которыми вставлены полуциркульные рамы со стеклами. Пол паперти был поднят на четыре ступени, выстланные белым камнем. Высота кирпичной кладки колокольни – 14,22 метра.

http://sobory.ru/article/?object=28266

Старец немедленно после утрени пошел на указанное место и действительно увидел образ Богоматери Одигитрии. О всем случившемся Дорофей сообщил настоятелю. Настоятель усомнился в словах старца и не отпустил его. Но ночью Богоматерь явилась во сне настоятелю и, смотря на него с гневом, сказала: «зачем ты препятствуешь старцу Дорофею идти с Моим образом на родину? Этим упорством ты противишься Моей воле». После этого сна настоятель немедленно благословил старца Дорофея идти на родину. Старец отправился в путь, достиг уже Мологского стана и реки Юги и в семи верстах от села Никульского поставил икону на дерево, а сам лег отдохнуть. После отдыха он снова думал продолжать путь, подошел к дереву, чтобы снять с него икону, но никак не мог сдвинуть ее с места. Это удивило старца, но голос от иконы разрешил его недоумение: «зачем ты, говорил голос, напрасно стараешься снять образ Мой? Я желаю, чтобы здесь, где ты теперь находишься, сооружена была обитель для иноков: в ней и да пребудет образ Мой навсегда и с ним – Моя благодать и сила». Дорофей построил себе на этом месте келью, поставил в ней икону и начал подвизаться. Икона вскоре прославилась чудотворениями, и многие больные получили от нее исцеление. По смерти старца, в 1623 году, священники села Никульскаго решились взять из пустыни икону Богоматери и перенести в свою церковь . Икона была перенесена; но на другой день она найдена в кельи старца на прежнем месте. Священники вторично взяли икону и поставили в церкви; но случилось тоже самое. Тогда священники, уверившись в том, что их намерение не угодно Богоматери, оставили икону в пустыне. Чудеса от иконы умножились. О всем этом было сообщено митрополиту ростовскому, Варлааму, а через него донесено патриарху. Патриарх Филарет, с согласия царя Михаила Феодоровича, отправил митрополиту грамоту с дозволением построить монастырь и церковь на месте пребывания чудотворного образа Богоматери. Через несколько времени сооружена была деревянная церковь во имя Успения Богоматери и кельи для монашествующих. Таким образом положено было основание обители, получившей свое название от старца Дорофея и реки Юги – Югская Дорофеева пустынь (Дни богосл. Дебольского. Слава Пресв. Владычицы). Смоленская икона Богоматери в Сергиевской лавре

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

262 Копия с инструкции сей в Новг. Конс. архиве за 1783 год 315. К дополнению инструкции служили частные предписания митр. Гавриила, как напр.: «1784 года октября 29 дня Новгородскому семинарскому правлению объявить всем семинаристам, чтобы ни под каким видом из семинарии без пашпорта под опасением никуда не отлучались; а ежели кто и будет просить кроме вакации, о том наперед представлять вам, кроме случаев нетерпящих времени. А если кто самовольно отлучится, немедленно репортовать». Взято из дел Новг. конс. Архива. 272 Правила общежития за подписом митр. Гавриила в Новг. консист. архиве за 1795 год за 2047. Пред сими правилами выставлены примеры и свидетельства для общежития, заимствованные из новозаветного учения и отеческих и церковных постановлений. 276 Собственноручное письмо Потемкина ризнице Новг. Соф. Собора под 22. Из других актов в собрании рескриптов и писем там же находятся: 1. под 25 подлинный ордер Императрицы от 23 декабря 1792 года о расторжении брака княгини Елены Шаховской с князем Аремберхом и 2. под 38 отношение графа А. А. Безбородко от 30 декабря 1789 года об отправлении находившегося в Дании священника с двумя причетниками в экспедицию. 279 Югская Дорофеева Троицкая пустынь находится в 15 верстах от города Рыбинска Ярославской губернии. Ист. Росс. иерархии Ч. IV. стр. 55 и 56. Ч. VI. стр. 733. 280 Сюда относится и письмо Владимирского епископа Виктора: «Честнейший отец строитель! писали ко мне чрез почту преосвященные – Гавриил, митрополит и Арсений, архиепископ Ростовский: первый о увольнении из вашей пустыни Ростовской епархии в Югскую пустыню строителя, для заведения в ней Саровского устава, человека надежного, и с ним одного или двух монахов. Второй просил, для учреждения в той пустыни общества, по примеру вашей, избрать достойного иеромонаха, который бы мог завести таковый же, каковой и в вашей пустыне, устав. Кто ж именно будет вами избран, о том Его Преосвященство предуведомить; почему и сообщено будет из здешней в Ростовскую консисторию по надлежащему. А как я совершенно ваших уставов не знаю; то сами вы преосв. Ростовского предварительно уведомите, и что к Его Преосвященству от вас будет писано, о том дайте и мне знать. Я, препоручая себя вашим молитвам, пребыть имею ваш усердный благих желатель, Епископ Виктор. Июня З дня 1786 года».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Нижнеломовская (Казанская), явилась 1643г., Июля 8, в Нижнеломове, Пензенской епархии. Никейская, 304, Мая 28. Новгородсеверская, явилась 1301г. Декабря 20, в соборе Новгородсеверска, Черниговской епархии. Новодворская, писана святым митрополитом Петром около 1320г., в монастыре, устроенном в урочище Новый Дворец, потом находилась в Суражском (упразднённом) монастыре, теперь в Ново-Северском-Спасском монастыре; прославилась 14 Августа 1677г. Особо чтимая древняя копия в Каменском Успенском женском монастыре, Новозыбковского уезда, Черниговской епархии; дана в благословение Каменскому монастырю, при его основании в 1687г., от архиепископа Лазаря Барановича. Копия в главном храме Киево-Михайловского Златоверхого монастыря, за правым клиросом (Кормчий 1896, Празднование 20 Декабря. Новоникитская, 372г., Сентябрь 15, явилась святому великомученику Никите. Божья Матерь изображена с Предвечным Младенцем стоящим и держащим крест; список в Москве, в соборе за Золотой Решёткой. Ножевая, на о. Кипре, найдена с висящим при ней ножом. Монастырь, где находилась икона, который и известен по имени сей иконы, 5 Сентября 1892г. сгорел до основания; но икона Богородицы сохранилась целой и находится теперь в г. Левкосии, в метохе сгоревшего монастыря, в Кипре же; празднование 9 Июля. Нямецкая, , 1399, в Нямецком монастыре, в Молдавии; копия с 1846г. в слободе Михайловке, Богучарского уезда, Воронежской епархии; празднование 26 Июня. Овиновская, (Успение Божьей Матери), 1425г., Август 15, в Паисиевом Успенском Галичском монастыре, Костромской епархии. О Всепетая Мати, 6 Октября. Огневидная, 10 Февраля (Кормчий, 1896, Одигитрия (Путеводительница). Под этим названием известны очень многие; мы можем назвать лишь некоторые: Владимирская, Влахернская, Выдропусская, Ираклийская, Лиддийская, Макарьевская, Мглинская, Псковская, Святогорская, Смоленская, Супрасльская, Тихвинская, Чирская, Шуйская, Югская, Феодоровская. Кроме того, иконы этого имени находятся: в монастыре Мела, близ Трапезонта, в Малой Азии; на Афоне, в Ксенофской обители, куда она перенесена из Ватопедской в 1730г.; в Свято-Андреевском скиту, где она известна под именем Скоропослушницы; в России в Вознесенском монастыре в Москве; в Вологодской епархии, в Христофоровой пустыни, в Великом Устюге, в местечке Почепе; в селе Степной Михайловке, Бобровского уезда, Воронежской епархии (куда вывезена, по преданию, из Молдавии); в Белгородском (Курской епархии) Смоленском соборе, XVI века; чудотворения 1703, 1705г.; празднование 28 Июля (Русский Паломник 1896, Ещё бывает празднование Одигитрии во вторник на Пасхе и в другие дни по месту нахождения её.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Примечания: 1 Со временем – после разделения единой Церкви на западную и восточную – эта функция иконы приобретает и еще один оттенок: икона становится свидетельницей Православия, аккумулирует в себе особенности православного вероучения и православного церковного искусства, начинает выступать как наглядный символ православного вероисповедания. 2 Перед иконой Спасителя молился в ночь накануне убийства в своем шатре св. князь Борис с отроком Георгием Угрином. Перед походной иконой изображается Борис и на миниатюрах. Новгород-Северский князь Игорь, как сообщает Лаврентьевская летопись, в ночь перед побегом из половецкого плена также молился перед иконой и крестом и взял их с собой в дорогу. 3 Описание труда иконописцев содержится во многих работах. 4 Конечно, возникли они гораздо раньше XVI века. 5 Мы имеем в виду жаргон офеней, который дал название воровскому жаргону – «феня», «по фене ботать». 6 Киево-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы (описано в Киево-Печерском патерике), Елецкая-Черниговская, Царевококшайская, Жировицкая, Ахтырская. 7 Елеоточивая и многие другие. 8 Писидийская (об этой иконе говорится в материалах VII Вселенского собора), Устюжское Благовещение, Толгская. 9 Знамение (Новгородская), Тихвинская-Афонская, Ильинская-Черниговская, Каплуновская, Плачущая (Сокольская-Румынская), Страстная-Плачущая (Нью-Йоркская). 10 Иверская, Закланная, Ченстоховская, Кипрская, Нечаянная Радость и др. 11 Касперовская, Серафимо-Понетаевская и около трехсот икон, обновившихся в 20-х годах ХХ века. 12 Лиддская-Римская, Иверская, Тихвинская и др. 13 Владимирская, Казанская, Курская-Коренная, Елецкая и др. 14 Скоропослушница, Югская, Смоленская-Соловецкая, Нечаянная Радость и др. 15 Иногда, правда, в таких работах заметно стремление вытеснить православное богословие с иконы (назвав его идеологией) с помощью якобы незаинтересованного научного подхода; на деле же получается вольная или невольная попытка вытеснить богословие методами марксистской идеологии или научного атеизма.

http://azbyka.ru/funkcii-ikony-ikona-i-o...

Ярославской губернии: муж, монастыри – 1) александрова пуст., 2) воскресенский в караше, 3) вознесенский обнорский, 4) воскресенский обнорский, 5) воскресенский угличский, 6) андриевский, 7) на бою никольский, 8) вепрева пуст., 9) акаяниева п., 10) афанасьева любимская пуст., 11) морозова пуст., 12) шеренский успенский, 13) троицкая колесникова, 14) дивногорский, 15) касьянов ученский, 160) водожский богородицкий или спасоломовский, 17) носковский рождественский, 18) островский богоявленский, 19), – рождественская новая пуст., 20) райский златоустовский, 21) репьевский успенский, 22) рябова пуст., 23) сохотская спасская пуст., 24) спасоростовский, 25) княжиино или на песках спасский и 26) тихвинский пошехонский. Девичьи монастыри – 1) троицкий ростовский, что на бору. 2) петровский покровский, 3) троицкий николаевской пошехонский и 4) югская Дмитровская. Сибирских губерний: муж. монастыри – 1) красноярский Введенский, 2) енисейский лосиноборский преображенский, 3) нерчинский успенский, 4) – нижнеудинский спасский, 5) спасский подлемный, 6) иркутская братская пуст., 7) иркутский мугальский, 8) томский кашиношиверский, 9) томский кузнецкий, 10) – тобольский спасский тарский и 11) – якутский покровский. Девичьи монастыри – 1) тобольский рождественский и 2) томский рождественский. Югозападного края: а) Волынской губерний муж. монастыри – 1) островский преображенский, 2) дубенский Крестовоздвиженский, приписанный и почаевской лавре. Девичий монастырь – ясногородский троицкий. б) Минской губернии муж. – монастыри – 1) минский петропавловский (1799 г.). 2) слуцкий братский спасский (1797 г.), 3) угозовский николаевский (1810 г.), 4), старчицкий петропавловский (1817 г.), 5) деревский троицкий (1828 г.), 6) пинский купятицкий (1817 г.), пинский новодворский (1817 г.), 8) мороцкий успенский (1847 г.) и 9) приписной грозовский богословский (1860 г.). Девичьи монастыри – 1) минский петропавловский (1796 г.), 2) слуцкий ильиницкий (1855 г.) и 3) дятловицкий спасский (1855 г.). Терской области: моздокский преображенский муж. и девичий.  

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В июле 1917 съездом духовенства и мирян Московской епархии избран архиереем Первопрестольной. На Поместном Соборе Православной Российской Церкви в ноябре 1917 жребием из трех кандидатов митрополит Московский Тихон был избран Патриархом Московским и всея Руси. Погребен в Донском монастыре. Архиерейский Собор 1989 г. канонизировал святителя Тихона (Белавина) , Патриарха Московского и всея Руси, исповедника. 97 Немирович-Данченко Василий Иванович (1848/49–1936), русский писатель, автор многочисленных художественно-этнографических очерков, военных корреспонденций, романов, рассказов, мемуаров. Брат известного режиссера Владимира Ивановича Немировича-Данченко. С 1921 г. в эмиграции. 98 Югская Дорофеева пустынь находилась в 17 верстах от г. Рыбинска при слиянии рек Белого Юга и Черного Юга. Основана в 1615 г. старцем Дорофеем, подвижником Псково-Печерского монастыря. На месте предполагаемого монастыря он поставил на дереве принесенную с собой икону Божией Матери Одигитрии. Затем эта икона стала называться Югской и прославилась многочисленными чудесами. В соборном Троицком храме почивал прах основателя монастыря. В начале 20 в. Дорофеева пустынь принадлежала к числу самых богатых и благоустроенных обителей в Ярославской губернии. При обители содержалась школа и больница, которая обслуживала 5 тысяч человек ежегодно. Пустынь ликвидирована в годы советской власти. 99 Манефа – рясофорная монахиня Мологского Кирилло-Афанасьевского монастыря, была конюхом в обители. Евгения – «бабка Еня», бывшая келейница отца Павла. Обе похоронены на кладбище в Верхне-Никульском. 100 29 октября (11 ноября) – день обретения в 1210 г. св. мощен при. Авраамия, архим. Ростовского (1073–1077). 101 Св. мощи прп. Авраамия Ростовскогос 1991 г. находятся в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре. Они почивают открыто, в раке, в Яковлевском храме – зимой и в Димитриевском храме – летом. 102 Название Леонтиевской церкви прочно закрепилось за тутаевским храмом в честь Вознесения Господня, который находится на южной окраине города в центре большой площади. Когда-то здесь, на посаде, ближе к Волге, стоял деревянный храм Леонтия Ростовского В верхнем (летнем) храме Вознесенской церкви (строящейся стараниями романовских купцов с 1795 г.) в 1880 г. был освящен придел во имя святителя Леонтия Ростовского и преподобного Сергия Радонежского. Уцелевшая в безбожной буре 1930-х годов церковь была закрыта в хрущевскую кампанию в 1960 г. В 1989 г. храм был возвращен общине и по благословению отца Павла с Божией помощью был отремонтирован. Читать далее Источник: Архимандрит Павел (Груздев). Документы к биографии. Воспомининия о батюшке. Рассказы отца Павла о своей жизни. Издательство «Отчий дом», 2005. ISBN-5–87301–148–6 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010