Напоследок пришел он в Россию, принял православную веру и поселился в Ростове, которого местоположение ему понравилось. Там он проводил целые дни на улицах города в добровольном юродстве, а ночи в молитве, в непокрытой куще или хижине из хвороста, которую он построил себе внутри города на одном болотистом пустыре. Современники звали его Твердисловом, потому что слово его всегда сбывалось. Во время брачного пира князя Саввы Оболенского, женившегося на княжне Дарье Луховской, вдруг явился юродивый Исидор. Побранившись с двумя слугами, которые не пускали его в столовую палату и обозвав их «Шемякинским отродьем», он подбежал к новобрачному и подал ему через стол шапку, сплетенную из травы и полевых цветов. «Вот тебе и архиерейская шапка», сказал юродивый. Такой подарок и таинственные слова прозорливого, смутили князя Савву и гостей его, а между тем блаж. Исидор уже скрылся из палаты и шумел с ребятами на улице. Подарок и вещее слово Твердислова не прошли даром. Чрез несколько месяцев молодая княгиня скончалась, а неутешный вдовец князь Савва, оставив все суеты мира, удалился в уединенный монастырь Ферапонтов, в стране Белозерской, принял пострижение с именем Иоасафа и бы (с 1481 по 1489 г.) архиепископом Ростовским (Душеп. Чтение 1876 г., моя статья: «Иоасаф, архиеп. Ростовский»). Блаженный Исидор преставился 14 мая 1448 г. В минуту кончины его по всему городу разлилось благоухание в воздухе. Ростовцы погребли его в самой хижине и над могилою построили деревянную церковь Вознесения Христова, вероятно потому, что в день погребения его, мая 18, было навечерие сего праздника. Деревянная церковь Вознесения Господня заменена каменною, которая построена казною царя Иоанна Грозного в 1566 году; строил царский мастер Андрей Малой. Местное предание уверяет, что он казнен Грозным за уменьшение церкви против назначенной меры. В этом храме почивают под спудом мощи блаж. Исидора. Память его празднуется 14 маия. Блаженный Исидор чтился церковью еще в XV веке. Сам царь Иоанн упоминает его в числе великих Русских чудотворцев, приписывая его молитвам взятие Полоцка в 1563 году («Акт. Ист.», I, 320). По «Иконописному Подлиннику»: «подобием рус, власы велики, брада аки Никиты мученика, подоле, риза на нем едина разодранна серодикая, правое плечо наго, руки крестообразно, ноги голы» (Филимонов, стр. 341, 345). 232. Святый и блаженный Иоанн милостивый и юродивый Христа ради, преставися в лето 7089 месяца сентября в 3 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Во время войн России с литовско-польским государством происходило передвижение границ, в связи с чем менялся и состав епархий Киевской митрополии. В 1500 г. отделилась от последней Черниговская епархия и вскоре была закрыта. С 1563 по 1579 г. часть Полоцкой епархии, с Полоцком, находилась под властью московского митрополита. В состав митрополичьей кафедры входили земли образовавшия в XV и XVI вв. воеводства Виленское, Трокское, Ново-грудское и Киевское, Галичину (позднее имевшую отдельного епископа) и Подолье. Стольным городом митрополитов была Вильна, но они жили преимущественно в Новогрудке (Новгородке). Кафедральным собором в Вильне был собор Пречистые Богородицы, именовавшийся обыкновенно Пречистенским, основанный Ольгердом и освященный в 1348 г. святителем Алексием, тогда епископом Владимирским. В 1511 г. собор был полностью перестроен на средства кн. К. И. Острожского и освящен во имя Успения Пресвятые Богородицы. В нем погребены Ольгерд и супруга его Иулиания, в 1513 г. – вел. кн. Елена Иоанновна. Она завещала храму чудотворную икону Божией Матери Одигитрии. В Вильне тогда существовало 18–20 церквей. Из них наиболее известные: Пятницкая, основанная первой супругой Ольгерда Марией, княжной Витебской, по преданию на месте капища языческого божества литовцев Ракутиса. Это был первый христианский храм в столице Литвы. Николаевская, у которой были погребены свв. мученики Иоанн, Антоний и Евстафий. Храм этот существовал до 1481 г. Святые мощи перенесены были сначала в Троицкий, в половине XVII в. в Свято-Духовский мон. Никольская (Перенесенская) воздвигнута была в 1514 г. кн. К. И. Острожским в память победы, одержанной им над московским войском. В Вильне были монастыри: Троицкий, Георгиевский и Благовещенский. В Св.-Троицком м., в котором первую церковь воздвигла княгиня Мария, кн. К. И. Острожский в 1514 г. построил каменные храм и здания, вместо прежних деревянных. В обители сначала пребывала чудотворная икона Божией Матери Остробрамская, вывезенная Ольгердом в 1363 году из занятой им Корсуни-Херсонеса. Он передал ее княгине Иулиании. Впоследствии образ был перенесен в находившуюся вблизи монастыря часовню у Острого пли Русского конца города. В конце XV в., когда вокруг Вильны была воздвигнута каменная стена, при остром конце ея были устроены главные ворота в виде башни, с часовней внутри. Туда и была поставлена икона. Прежнее именование ея Корсунской стало забываться, и она стала называться Островратской, Островоротной. Когда русское название заменено было польским «Остра Брама», икона и получила нынешнее именование. В начале XVII в. вице- канцлер вел. княжества Литовского Степан Пац и виленские бургомистры Дубовичи построили при часовне католический монастырь и отдали его кармелитам. В 1829 г., когда лик иконы был прочищен и промыт, обнаружена была славянская хвалебная песнь «Честнейшую херувим».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Езова упоминается как место ее добровольного изгнания, ведь всегда так бывает, что благочестие и патриотизм чаще всего подвергаются преследованию. К концу своей жизни, под влиянием благочестивых религиозных чувств, она подарила монастырю Святого Павла 16000 акров земли в Езова, башню, храм, здания, леса и часть рыбного хозяйства. Чтобы обеспечить навсегда заветные монастыри Святого Афона и после своей смерти, она усыновила в 1481 году воеводу Владимира Влаху IV (1482-1496 гг.). Тогда монастыри Хиландар и Святого Павла перешли под покровительство всех последующих воевод, которые должны были, один за другим, быть признаны Блистательной Портой. После смерти Маро 14 сентября 1487 года в Езова обосновались монахи монастыря Святого Павла, которые позже возвели вторую башню. Между двумя башнями находилась могила Маро. Приключения этой земли в последующие века были бесчисленными. Сегодня монастырю уже ничего не принадлежит из этих земель. В заключение мы хотим дать хронологическую канву жизни Маро: в 1418-1435 гг. Маро живет во дворе своего отца в Сербии; в 1435-1451 гг. она находится, в основном, в Эдирне (Андриануполи) в качестве жены султана Мурада II; В 1451-1457 гг. она возвращается в Сербию; в 1457-1487 гг. она остается в Езова, и ее отношения со Святым Афоном расширяются. Ее жизненный путь являет нам все трудности коренных изменений этого периода, когда балканские государства, один за другим, рушились из-за внутренних усобиц и давления со стороны турецких завоевателей. Маро, пребывая в гареме, не принимает ислам, до конца своих дней остается православной и заботится о Православной Церкви мужественно, умно и бесстрашно. Ее память остается светлой, она простирается дальше мифов и фантазии, что ярко впоследствии отражается в поэзии и фольклоре. Она становится символом верной православной христианки: щедрой, любящей монашество, Святой Афон и Христа. Честная, глубоко верующая, она стоит перед вопросом: оставаться с венграми или сойтись с турками? В этот решающий час, жертвуя собой, она следует по второму пути, который считала менее опасным на тот момент. И, кажется, она не ошиблась. Под покровительством турок ей было легче защитить христианство. Ее поведение и ее труд доказывают, что она была храброй и сильной личностью, которая знала, как нужно добиваться своей цели.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=176...

КАРТА Московский Кремль. XVI в. КАРТА Московский Кремль. XVI в. К образцам обетно-мемориального строительства в Кремле в 70-х гг. XV в. относятся 2 деревянных придела Архангельского собора, созданные по обету в память победы, одержанной московским войском в битве с новгородцами на р. Шелони 14 июля 1471 г. По-видимому, по возвращении в Москву вел. князем был заложен придел в честь Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме, а его воеводами Даниилом Дмитриевичем Холмским и Федором Давыдовичем Пёстрым-Стародубским - придел во имя ап. Акилы (в день его памяти произошло сражение). Пострадавшие во время пожара 2 окт. 1475 г. приделы пришлось разобрать, но вскоре они были восстановлены, а в 1481 г. возле Архангельского собора были заложены одноименные, уже каменные приделы. После строительства нового здания собора в нач. XVI в. эти приделы, возможно, были размещены внутри его объема (по крайней мере об этом сообщают источники XVII в.) ( Выголов. 1988. С. 68-70). При свт. Филиппе I возникла идея придать более внушительный облик значительно обветшавшему после ряда пожаров кафедральному Успенскому собору ¾ главному собору автокефальной Русской Православной Церкви. Как сообщает летописец, рассевшиеся своды храма подпирали толстыми бревнами («А та уже церкви ветха, и двигнулися своды ея, дрвомъ убо подкрплени быша», «и блюдшися падениа, уже деревии толстыми комары подпираху» ¾ ПСРЛ. Т. 18. С. 237; Т. 20. Ч. 1. С. 297; Т. 25. С. 293). 4 авг. 1470 г., на 3-й день после пожара, развалился сев. Петроверигский придел собора. После этого свт. Филипп I принял окончательное решение о строительстве нового, большего по размеру храма («восхотеша бо въздвигнути храмъ велик зело» - Там же. Т. 25. С. 293). За образец был принят Успенский собор прежней столицы Сев.-Вост. Руси - Владимира-на-Клязьме, где длительное время находилась митрополичья кафедра. Осенью 1471 г. датируется повеление митрополита готовить для строительства нового Успенского собора белый камень. Зимой камень начали свозить в Москву. Был введен специальный налог «съ всехъ поповъ и манастырей збирати сребро на церковное създание силно», но этого оказалось недостаточно, и свою лепту внесли бояре и купцы: «...яко же събра много сребра, тогда бояре и гости своею волею части своя имениа вдаша митрополиту на церковное созидание» (Там же. Т. 20. Ч. 1. С. 297). Причем представители богатейших семейств взяли на себя попечение о постройке. Были испробованы и иные способы приобретения денежных средств: «По всей своей митрополии он посылал с добром Преч[истой] Богородицы торговати, чтобы что прибыло церкви Божией в поможение» ( Забелин. 1905. С. 112). В ходе строительства нового собора, когда были вскрыты захоронения митрополитов и стали происходить чудеса исцеления у гробницы свт. Ионы, были собраны огромные пожертвования, и «митрополитъ все то отнялъ у поповъ на создание церковное» (ПСРЛ. Т. 20. Ч. 1. С. 298).

http://pravenc.ru/text/2564228.html

Подана сентября 30 дня 1824 года. (ЦИАМ, ф. 203, оп. 747, д. 1031). Другой документ тех же лет свидетельствует о том же: «Ведомость Богородской округи Радонежской десятины церкви Рождества Пресвятыя Богородицы, что у речки Вырки, священником Михаилом Никифоровым с причетники учиненная, сколько в приходе нашем 1827 году с января первого числа обоего пола родилось…» (ЦИАМ, ф. 2127, оп. 1, д. 178, л. 15-А). Исповедные росписи за 1835 (ЦИАМ, ф. 203, оп. 747, д. 1259) и за 1845 (ЦИАМ, ф. 203, оп. 747, д. 1481) также показывают, что освящение не было в память Воздвижения Креста. Поэтому вопрос о том – был ли крестовоздвиженским какой-либо придел церкви, или посвящение было изменено уже на месте, в Дубровке – остается открытым (причем еще надо учесть, что в консисторском указе новая каменная Дубровская церковь также не именуется Крестовоздвиженской, но Свято-Троицкой с приделами Александра Невского и Марии Магдалины (ЦИАМ, ф. 203, оп. 446, д. 14). Очевидно лишь то, что на Выркинском погосте испокон веков строились церкви Рождества Богородицы. Ещё следует признать, что ввиду разорения церковных архивов после революции, нам зачастую неизвестно не только прошлое храмов нашей земли, но неизвестны также и служившие в них священники и причетники. В лучшем случае известны священнослужители XX века – но кто же был на их месте ранее? Чудом сохранившиеся метрические ведомости Богородицерождественской выркинской церкви за 1826-1836 гг – (ЦИАМ, ф. 2127, дд 178-179) позволяют определить имена и состав причта данной церкви за это десятилетие. Итак, вот, кто радел о душах зуевцев в начале царствования Николая Первого: 1. Священник Николай Никифоров. Неизвестно, с какого года он служил в Выркинской церкви; самый ранний обнаруженный мною документ за его подписью датируется 1824 годом. Дата его смерти или ухода за штат определяется приблизительно следующими годами: его последняя найденная запись датируется 1845 годом, а постройку каменной Богородицерождественской церкви уже связывают с именем о.

http://sobory.ru/article/?object=06322

149 Пругавин А.С.Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством. К вопросу о веротерпимости. СПб., 1906, с.126–141. [Пругавин А.С. (1850–1920), известный исследователь старообрядчества и русского сектантства. В молодости участвовал в работе студенческого революционного кружка, был сослан. После революции бежал от большевиков в Сибирь]. 150 См. в: Симеон, архим. Цит. изд. Удивительно, как цензура пропустила такую книгу. Объясняю. Время было уже военное (первая германская война), не до того всем было, да и написана книга, в общем, довольно «елейно», где все резкости смягчены и углы зачищены. 151 Монастырь в 28 верстах от Пскова, при р. Толбе. Основатель (1447 г.) Спасо-Великопустынского, или Елеазаровского, монастыря – преподобный Евфросин († 1481 г., память 15 мая). Мощи его под спудом в соборе монастыря, в церкви Трех Вселенских святителей. 113 Как все это похоже на поступки исключительно пришедших в бесстрашие и безбожных людей. Раньше была просто матерная брань, теперь с направлением и вызовом к Богу. Поскольку эти люди – дети сатаны ( 1Ин.3:8 ) и от него тайком научаются, то невольно воспринимают черты его характера. 157 Полный (русский) текст: «Я, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана» ( Ин.13:26–27 ). Экзегеты, начиная со святоотеческого времени, спорят, причастился ли Иуда? Я думаю, самый текст дозволяет это легко решить, но почему-то на это, если не ошибаюсь, не обращали внимания. Слова «обмакнув кусок» показывают, что речь идет о простом обрядовом действии ветхозаветной пасхи (ср. Исх.12:8 ) и разные талмудические трактаты), а не о святом Теле Таинства, то есть не о Теле Христовом. Его не нужно было никуда макать. И потом, странный момент сатана выбрал бы для своего входа. Ведь всю силу всемогущества (о чем говорят все церковные песнопения) Иисуса Христа он познал только после Воскресения, иначе бы и ход суда над Христом, и обстоятельства распятия были бы, конечно, иные. 158 [Знаменитый иеросхимонах Зосимовой пустыни Алексий (Соловьев Ф. А.; 1846–1928) был тем старцем, который на Поместном Соборе 1917–1918 годов вытянул жребий патриаршества, указавший на св. Тихона (Белавина) . Почти тридцать лет прослужил диаконом в одном из московских храмов; овдовев и устроив судьбу сына, принял монашество. Обладал даром духовного рассуждения. За советом к нему приезжало множество людей из различных слоев общества: от придворных аристократов до крестьян. Особое внимание уделял будущим «ученым» монахам из студентов духовных академий. Николай Беляев начал окормляться у старца по-видимому с 1910 года, оставил записи ответов о.Алексия на волновавшие его в то время вопросы. В дальнейшем старец благословил его на принятие подвига юродства, на уход в затвор и писание книг].

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Одним из первых памятников, который встречался по Средней улице с запада на восток, был Эксокионий. Нужно полагать, что эта местность была поблизости от пересечения улицы стеной Константина, т.к. в IV и V вв. весь этот обширный участок, находившийся между стеной Константина и Феодосия, назывался «за колоннами» (эксокио-ний), где жили готские военные отряды, и где была выстроена для них церковь, в которой совершалось арианское богослужение на немецком языке. В этом направлении, ближе к Золотым воротам, был построен в 463 г. знаменитый Студийский монастырь с церковью св. Иоанна Предтечи, впоследствии получивший громадное влияние в церковной жизни Византийской империи. Переходя в пределы, ограниченные старой стеной Константина, мы встречаем уже более ясные признаки направления Средней улицы. Здесь прежде всего был холм, называемый Ксиролоф, на котором находилось несколько памятников. На месте нынешнего Аврет-базара находилась площадь Аркадия, forum Arcadii, с колонной в честь императора Аркадия и со статуей его, поставленной Феодосием II в 421 г. Колонна Аркадия, украшенная рельефами, стояла на своем месте до 1719 г., когда вследствие землетрясения была повержена на землю. Основание, на котором она была утверждена, сохранилось и доселе остается на своем месте. Ближайшая к аркадиевой площади по Средней улице была площадь Быка — Βος αγορ. Площадь называлась также просто Быком и получила это название от громадного бронзового быка, который иногда служил печью для сожжения преступников. Ныне эта местность известна под именем Ак-серай. Близ площади Феодосия или Тавра было разветвление улиц, именно: одна, как сказано, продолжалась к св. Софии, а другая, тоже из более замечательных, направлялась прямо на запад, мимо храма свв. Апостолов, к Адрианопольским воротам. Находившиеся здесь местности: Амастрийская площадь, Капитолий и Филадельфии — отождествить в настоящее время весьма трудно, не производя раскопок. Что же касается forum Theodosii, то эта площадь вполне сохранилась и составляет одно из центральных мест нынешнего Константинополя. В середине площади находилась колонна, поставленная Феодосием I в память побед его над готами и скифами и украшенная рельефными изображениями, поднимавшимися спиралью кругом колонны. При султане Баязиде II (1481 —1512) на месте этой колонны построены бани и самая колонна уничтожена. Ныне здесь находятся мечеть Баязида и здание сераскирата. Далее Средняя улица ведет к центральным местностям Константинополя. За форумом Феодосия следовал Хлебный рынок — ρτοπλειον, украшенный историческими памятниками. Здесь был водружен Константином на мраморной колонне крест, сделанный им наподобие того, который видел он на небе; здесь же была арка, у которой происходила смена партий, участвовавших в торжественных процессиях. Далее Меса приводила на площадь Константина.

http://sedmitza.ru/lib/text/442754/

На XI-й гробн.: «В лето 6918 (1410) Августа в 12, преставись Благоверный Князь Владимир Андреевич Донской». Немного отступя, следуют десять гробниц. На XII-й гробн.: «В лето 6940(1432) Августа в 19, преставись Благоверный Князь Великий Юрий Дмитриевич» 460 . На боку сей гробницы вырезаны на камне две надписи: 1 . «В том же гробе положен сын его, Князь Великий Василий Юрьевич Косой; преставись в лето 6956(1448) Ноября в 10». 2 . «В семь же гробе положен другой сын Князь Юрьев, Князь Великий Дмитрий Красной; преставись в лето 6949 (1441) Сентября 24». На XIII-й гробн.: «В лето 6940 (1432) Июля в 10, преставись Благоверный Князь Андрей Дмитриевич Донского». На XIV-й гробн.: «В лето 6936 (1428) Августа в 10, преставись Благоверный Князь Петр Дмитриевич Донского». На XV-й гробн.: «В лето 6925 (1417) Июля в 10, преставись Благоверный Князь Иван Васильевич, большей брат Великого Князя Василья Васильевича Темнаго». На XVI-й гробн.: «В лето 7026 (1518) Июня в 26, преставись Благоверный Князь Семион Иванович Колужской». На XVII-й гробн.: «В лето 6981 (1473) Сентября в 12, преставись Благоверный Князь Георгий Васильевич Дмитровской, брат Великого Князя Ивана Васильевича всея Русии». На XVIII-й гробн.: «В лето 7002 (1494) Майе в 29, преставись Благоверный Князь Борис Васильевич Волоцкой». На XIX-й гробн.: «В лето 6989 (1481) Июля в 5, преставись Благоверный Князь Андрей Васильевич, меньшей брат Великого Князя Ивана Васильевича всея Русии». На ХХ-й гробн.: «В лето 6931 (1422) Октября в 7, преставись Благоверный Князь Иван Владимирович Донского». На XXI-й гробн.: «В лето 6934 (1426) Августа в 16, преставись Благоверный Князь Афанасей Ярослав Владимирович Донского». На гробнице вырезано: «Помяни Господи, яко благ, рабы своя». От западных дверей, идучи к северной стене: На XXII-й гробн.: «Лета 7121 (1613) Сентября в 12 день, на память Святаго Священомученика Автонома, преставись Благоверный, Христолюбивый Великий Государь, Царь и Великий Князь Василий Иванович, всея Русии Самодержец, в Польском Королевстве, в 15 лето живота его; а в Польше лежало тело его в Варшаве 23 года. И 143 (1635) года, Великий Государь, Царь и Великий Князь Михайло Федорович, всея Русии Самодержец, со Владиславом Королем Польским учинился в братство и в вечном докончании: для того докончанья посылал ко Владиславу Королю Послов своих великих, Боярина Князя Алексея Михайловича Львова с товарищи: и о теле Царя и Великого Князя всея Руси, чтоб его отпустити, велел Королю говорить, и Владислав Король тело Царя Василия Ивановича всея Росии, Царского Величества Послом отдал. И в царствующий град Москву принесено тело его в лете 7143 (1635) Июня в 10 день, 23 лета государства его». (М)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Серапион Псковский, Спасо-Елеазаровский, прп. Описания иконы Серапион Псковский, Спасо-Елеазаровский, прп. - житие Преподобный Серапион Псковский, Спасо-Елеазаровский (память 15 мая и 7 сентября по старому стилю) Родился в конце XIV века в городе Юрьеве (Дерпте) и был воспитан в строгом благочестии. Хорошо зная Священное Писание и творения святых отцов, был пламенным исповедником православной веры и ревностным обличителем латинского заблуждения. Около 35 лет от роду святой поселяется на реке Толве и становится учеником преподобного Евфросина Псковского (U 1481 г., 15/28 мая), жившего еще в полном уединении, и разделяет с ним пустынные подвиги и труды по устройству обители (55 лет прожили святые вместе). Неизвестно, где и когда принял преподобный Серапион постриг, но к преподобному Евфросину он пришел уже иноком. Ревностно исполняя все монастырские уставы, святой особенно прилежал к церковной молитве и говорил, что: «двенадцать псалмов, пропетых в келлии, не могут равняться единожды пропетой в храме краткой молитве: " Господи, помилуй " ». Ради великих подвигов своих преподобный еще при жизни уд[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1959-1962.] Лицевые святцы русских святых. Сентябрь (лист 1). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Файл 9846.jpg:   Размер: 192x1144, 0.22 MPix, 33 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (103) , (0) . Описание: [Россия. К. XIX.] Псковские избранные святые: Савва Крыпецкий, Досифей Верхнеостровский, Серапион Спасо-Елеазаровский, Евфросин Псковский, Игнатий Псковский, Иларион Псковоезерский. Икона. Россия. Конец XIX - начало XX в. Файл 9847.jpg:   Размер: 895x1200, 1.07 MPix, 167 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (148) , (1) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 9848.jpg:   Размер: 841x1200, 1.01 MPix, 175 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (106) , (0) . Описание: [Москва. 2005.] Собор святых земли Эстонской (фрагмент). Масюкова Н.В. (Иконописная школа). Икона. Сергиев Посад. 2005 год. 146 х 88. Храм Нарвской иконы Божией Матери. Нарва. Эстония. Файл 9850.jpg:   Размер: 589x1200, 0.71 MPix, 115 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (116) , (0) .

http://pravicon.com/icon-2849

Достигнув маститой старости и чувствуя приближение смерти, святой старец призвал к себе братию и, возвестив им скорое свое отшествие, назначил преемником своим достойного ученика своего Пахомия, вместе с ним пришедшего из Переяславля, и убеждал скорбевших иноков повиноваться новому игумену, как отцу, во всех делах добрых. Потом благословил и, с миром отпустив их, приобщился св. тайн и начал готовиться к исходу, молитвенно беседуя с одним Богом. В ночь на 11-е февраля 1392 года во всех кельях иноки вдруг ощутили необыкновенное благоухание и тотчас же поспешили к келье преподобного, но нашли его уже отшедшим: душа преподобного воспарила в горние селения, оставив на убогом одре постническое тело его как бы спящим, самая же келья была исполнена чудным благоуханием. Братия с благоговением поклонились и облобызали св. останки, затем с великой честью, с псалмами и песнями духовными, заглушаемыми и прерываемыми всеобщим рыданием, предали их земле в созданной им церкви, позади правого клироса. Кончина преп. Димитрия последовала при державе вел. князя Василия Димитриевича и при московском митрополите Киприане. Церковь совершает память преподобного Димитрия февраля 11. III. Состояние монастыря после преподобного Димитрия до штатов 1764 года. После кончины преподобного Димитрия, монастырь Спасоприлуцкий при его преемниках – настоятелях, благодаря щедрым пожертвованиям в него усердных чтителей священной памяти основателя его, мало-помалу достиг такого благосостояния, что был некогда одним из важнейших и богатейших монастырей на севере России. Сын в. Князя московского Василия Васильевича Темного, князь Андрей Васильевич Меньшой (род. 1 авг. 1452, сконч. 5 июля 1481 г), грамотой на имя игумена Геннадия  и его преемников определяет количество своей дани с монастырских деревень в Городском стану и в Олареве слободке только в пять рублей. В другой грамоте на имя игумена Макария он «по грамоте отца своего в. кн. Василия Васильевича и по грамоте матери своей в. княгини Марьи» освобождает монастырь, который называет своим, от испрашивания разрешений у княжеских волостелей и их тиунов, если монастырские власти станут на реке Сухоне в Комельском уезде пожни косить, или устраивать езы, или дрова сечь на монастырь или лодку делать или рыбу неводом ловить. Брат князя Андрея Васильевича в. князь Иоанн III подписал эту грамоту на имя игумена Евфросина. В. к. Иоанн Васильевич разрешил, грамотой 7042 г. февраля 5, проводить ежегодно один насад из Двинской земли с монастырским товаром беспошлинно. Главным источником богатства монастыря, как и других древних обителей, служили многочисленные, принадлежавшие ему, вотчины, в которых при составлении монастырских штатов 1764 года числилось 2819 душ крестьян. Вотчины эти находились в нынешних уездах –  Вологодском, Грязовецком, Кадниковском и частью в Московском. В «Цереписной книге» Спасоприлуцкого монастыря на 1693 год состав этих вотчин показывается следующий:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010