Преп. Антоний, будучи иеромонахом, в 1461 году прибыл из белозерской стороны в пустыню на левый берег р. Мологи, и здесь, не вдали от красного холма и в 30 верстах от Бежецка, положил основать обитель. Тогда в здешнем краю еще не было обителей. Преп. Антоний построил деревянный храм в честь св. Николая. К нему собрались братия и он ревностно учил их путям спасения, примером жизни своей и наставлениями. Набожный боярин Иван Нелединский, владелец тех мест, щедро доставлял средства для обители. На его иждивение преп. Антоний построил каменный храм святителю и вскоре по освящении его, в 1481 г. мирно скончался. Мощи его почивают под спудом. 102 В тот же (17) день преставление преподобного на черных озерах В бывшем Богородичном монастыре, на берегу Черного озера, Череповецкого уезда, почивают под спудом мощи преп. Антония чернозерского, основателя пустыми. Подвиги его и их время неизвестны, но вероятно они принадлежали 16 веку. Местная память его чтится 17 января. 103 19 ч. Память о преподобном печерском Мощи преп. Макария почивают В Антониевой пещере. Но подвиги его неизвестны; он не показан и у Кальнофойского. 104 В тот же (19) день преставление блаженного ЕДОРА юродивого Блаж. Феодор 105 родился в Новгороде и в юных летах обучен был чтению книг. Он рано начал любить благочестие, – в среду и пяток не вкушал ничего, и постоянно посещал храм Божий. По примеру великих юродивых востока, он избрал для спасения своего пути, юродства. Не имея нигде постоянного жилья себе, он в морозы ходил босым и полунагим: все, что получал от боголюбивых, раздавал бедным, а сам терпел нужду во всем; ветреная молодежь смеялась над ним, оскорбляя его словами и побоями; но он переносил все весело. Когда другие предавались глубокому сну, Феодор обходил храмы города и молился. Так протекла жизнь его! Современником его был бл. Николай Качанов, живший на Софийской стороне, – тогда как Феодор ходил на торговой. Когда блаженному Феодору случалось переходить волховским мостом на Софийскую сторону: блаженный Николай гнал его на торговую: тоже делал и Феодор, когда заставал Николая на торговой стороне. Блаженные, понимая друг друга и себя, видимой враждой своей напоминали новгородцам их междоусобия, которые так часто бывали кровавыми и по предлогам самым пустым. Случалось, что блаженный Феодор говорил вслух: сберегите хлеб, – и наступал голод. В другое время говорил: «чисто тут будет, – хорошо будет сеять репу», – и пожар опустошал улицы торговой стороны. Пред кончиной своей, говорил он встречавшимся с ним: «прощайте: далеко иду». Он просил похоронить его близь торжища и скончался 19 января 1392 г. В последствии над гробом его построена была часовня и здесь больные получали исцеления. В новой, каменной часовне, при храме победоносца Георгия на Лубянице, построенном еще в 1181 г., и ныне почивают мощи блаженного. Ему есть особая (печатная) служба, по которой чтится память его 19 января и совершается молебствие при мощах его. 106

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Последние чудеса, представленные в Житии, агиограф описывает как очевидец; они произошли, вероятно, не позднее времени правления Ростовской кафедрой архиеп. Вассиана I ( Рыло; 1467-1481). Почитание Л. наравне с Московскими святителями отражено в летописях и др. источниках XV в. Так, в договорной грамоте 1448 г. между вел. кн. Московским Василием II Васильевичем и кн. Иваном Андреевичем Можайским в свидетели призваны святитель Петр, Л., Сергий Радонежский и Кирилл Белозерский (ДДГ. 51. С. 151, 153, 155). В том же году, во время похода вел. кн. Василия II Васильевича на Галич, кн. Дмитрий Георгиевич Шемяка целовал ему крест о соблюдении мира, призывая в свидетели святителей Петра и Алексия, прп. Сергия Радонежского и «Леонтиа епископа чюдотворца Ростовъского» (ПСРЛ. Т. 25. С. 269). Между 1474 и 1480 гг., при архиеп. Вассиане, в Ростовской епархии, а затем в Москве и по всей Руси устанавливается церковное празднование 23 мая 3 Ростовским святителям - Л., Исаии († после 1089) и Игнатию (1262-1288), тогда же, очевидно, был составлен им канон (читается на память Л. 23 мая - Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 38-44). В завершение «Послания на Угру» архиеп. Вассиана к Иоанну III Васильевичу 1480 г. говорится: «...с сими же всеми да будет милость великаго Бога Господа нашего Исус Христа, молитвами Пречистыя Его Матери и всех святых и великих чудотворець земли нашеа, пресвященных митрополит русскых Петра, Алексея и Ионы, и Леонтия, епископа Ростовскаго, чюдотворца Исаиа и Игнатиа...» (БЛДР. Т. 7. С. 398). Со 2-й пол. XV в. в чине проскомидии наряду с первосвятителями Московскими стал упоминаться и Л. Эта традиция сохранилась до наст. времени: в святительском чине при вынимании частицы из 9-чинной просфоры в память св. иерархов наряду с Вселенскими и Московскими святителями упоминаются Никита Новгородский и Л. (см.: Служебник. М., 1984. С. 83-84). Вел. князья не раз приезжали на богомолье в Ростов к Л., о чем свидетельствуют летописи и вклады князей на молитвенную память. Вел. кн. Василий III Иоаннович в 1514 г. пожертвовал к мощам Л. надгробный покров (ГМЗРК), выполненный в мастерской его жены вел. кнг. Соломонии. В 1563 г. царь Иоанн IV Васильевич писал митр. св. Макарию , что Полоцк был взят рус. войсками по молитвам в т. ч. 7 Ростовских святых, первым среди к-рых назван Л. (АИ. Т. 1. 168. С. 320). В соборной грамоте 1564 г. о ношении рус. иерархами белого клобука утверждается, что Л. наряду с Ростовскими святителями-чудотворцами Исаией и Игнатием имел привилегию носить белый клобук (ПСРЛ. Т. 13. С. 379).

http://pravenc.ru/text/2463459.html

Основателем Краснохолмской обители был иеромонах Кирилло-Белозерского монастыря Антоний. В этих краях он обрел чудотворный образ святителя Николая, и в 1461 году на земле бояр Нелединских-Мелецких поставил часовню «для пропитания» и келью «для упокоения». К этому молитвенному старцу стала собираться братия. В 1481 году вскоре после освящения места закладки великолепного Никольского собора, составившего монастырю славу, преподобный Антоний скончался. Его память празднуется в день Антония Великого и вместе с собором Всех Святых в земле Тверской просиявших. Никольский собор был построен не только боярским, но и княжеским попечением при приемнике Антония настоятеле Германе. Краснохолмский Никольский храм был прекрасным образцом московского зодчества второй половины XV века. На стенах собора еще сохранились росписи. Удивительно, что их не смыли ни дожди, ни снегопады… В XVI веке монастырь был в числе крупнейших обителей Руси. В Краснохолмском монастыре велись большие строительные работы и в другие эпохи. Перед революцией в Краснохолмском Антониевом монастыре было четыре каменных церкви, крепостные стены, башни, братские корпуса… Теперь среди развалин не найти и места, где под спудом хранятся мощи преподобного Антония Краснохолмского, как не найти и могилы одного из замечательных настоятелей обители игумена Рафаила. Инок Афона с 1867 года, глубокий почитатель старца Серафима Саровского , иеромонах Рафаил (в миру Николай Ионович Трухин) назначается в 1890 году настоятелем Саровской пустыни. С этого времени отец Рафаил начинает систематический сбор материалов о старце Серафиме, которые и стали впоследствии основанием для канонизации преподобного Серафима Саровского . Отец Рафаил собрал более восьмидесяти случаев исцелений по молитвам к преподобному Серафиму. За четыре года, которые настоятельствовал отец Рафаил в Саровской пустыни, он облагородил места, связанные с памятью Серафима Саровского . Были построены часовня и купальня у Ближней пустыньки. Восстановлены на своих прежних местах у Ближней и Дальней пустынек кельи. На месте разобранного на святыньки камня, на котором молился старец Серафим тысячу дней и ночей, был установлен другой – похожий на прежний, а над ним сооружена деревянная сень. Чугунная узорчатая часовня была возведена над могилой старца Серафима возле Успенского собора. Отец Рафаил начал подготовку и для строительства храма над кельей преподобного Серафима Саровского .

http://azbyka.ru/fiction/uzelki-na-pamya...

Преподобный Евфросин Псковский Преподобный Евфросин Псковский, в миру Елеазар, родился около 1386 года в селе Виделебье, близ Пскова, из этого же села был родом и преподобный Никандр Псковский (память 24 сентября). Родители хотели, чтобы Елеазар вступил в брак, но он тайно ушел в Снетогорский монастырь (на Снятной горе, теперь - в самом Пскове) и принял там постриг. Около 1425 года в поисках более глубокой сосредоточенности в молитве преподобный Евфросин, с благословения настоятеля, поселился в одинокой келлии на реке Толве, недалеко от Пскова. Но забота о спасении ближних заставила преподобного нарушить свое пустынножительство, и он стал принимать всех, кто нуждался в опытном старце-наставнике. Приходивших к нему преподобный Евфросин благословлял жить по скитскому уставу, составленному им самим. Устав преподобного Евфросина представляет собой общее наставление инокам о достойном прохождении монашеского пути - " како подобает инокам пребывати " . Он не содержит строгого распорядка всей жизни монастыря, как, например, устав преподобного Иосифа Волоцкого; богослужебной части в нем нет совсем. В 1447 году по просьбе братии преподобный устроил храм в честь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, которые удостоили его своего явления, и в честь преподобного Онуфрия Великого (память 12 июня). Обитель впоследствии получила название Спасо-Елеазаровской. По смирению и из любви к уединенному подвигу преподобный не принял звания игумена и, предоставив настоятельство своему ученику преподобному Игнатию, жил в лесу близ озера. Скончался преподобный Евфросин в глубокой старости, 95-ти лет, 15 мая 1481 года. На его гробнице, по повелению Новгородского архиепископа Геннадия, был поставлен образ, написанный еще при жизни преподобного его учеником Игнатием, и положено завещание преподобного братии на лоскутке пергамента, скрепленное свинцовой печатью Новгородского архиепископа Феофила. Это одно из очень немногих духовных завещаний, написанных собственноручно подвижниками.

http://patriarchia.ru/db/text/912081.htm...

Скачать epub pdf Память святых апостолов Архиппа, Филимона и Апфии Память 19 февраля По свидетельству блаженного Амвросия , святой Апостол Архипп, один из числа семидесяти, был епископом после святого Епафраса в городе Колоссах 1479 , во Фригии; святой Апостол Павел в своем послании к Филимону называет святого Архиппа своим сподвижником ( Флм. 1:2 ). Святой Филимон был именитый гражданин в Колоссах, святая же Апфия, по свидетельству Иоанна Златоустого, была супругой Филимона. Последний, уверовав во Христа, сделал из дома своего церковь ; таким образом в доме Филимона собирались все верующие в Колоссах и здесь совершались, как бы в церкви, божественные службы 1480 . Потом святой Филимон был поставлен епископом с тем, чтобы помогать Апостолам в распространении Евангелия. Во времена святых Апостолов одни из епископов имели постоянное жительство и занимали одну определенную кафедру, другие же, не имея сего, обходили различные города и селения; такие назывались епископами апостольскими, так как были посылаемы на апостольскую проповедь. Таким епископом был и святой Филимон, сподобившийся быть причтенным, подобно некоторым поместным епископам, к числу семидесяти святых Апостолов; он обходил города Фригии и некоторые другие и везде ревностно проповедовал слово Божие. Сохранилось до нас известие, что он был епископом и в Газе 1481 . Святая Апфия, устроив в своем доме в Колоссах церковь , усердно служила денно и нощно Господу, подвизаясь в молитве и посте; она с радостью принимала и давала пристанище тем, кто трудился, благовествуя учение Христово; она доставляла пищу нищим, убогим и странникам, так что дом ее был не только церковью, но также и странноприимницей, больницей и пристанищем для всех, кто не имел места, где бы мог отдохнуть и успокоиться. Однажды в Колоссах совершался богомерзкий праздник в честь языческой богини Артемиды 1482 . В это время бывшие в сем городе святые Апостолы Архипп и Филимон, собрав всех верующих в дом Филимона и Апфии, возносили Господу обычные свои моления и отправляли Божественную службу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

После сего прошло много времени, и мать преподобного проведала от некоторых людей о месте его пребывания. Взяв с собою все необходимое для путешествия, она пришла к тому месту на берегу реки Толвы, где жил преподобный. Подошедши к его шалашу, она стала просить его, говоря: – Дорогое чадо мое! Утешь старость матери твоей, покажи мне ангельское лицо твое, не дай мне со скорбью сойти в могилу, где почивают и отцы наши. Чрез щель святой Евфросин увидел мать свою и, узнав ее, сказал ей: – Не скорби, мать моя, уйди отсюда и не утруждай старости твоей. Если ты желаешь увидеть меня здесь, то не увидишь уже в той жизни. Иди же в монастырь и, подвизаясь, спаси душу твою. Так и не достигла мать преподобного исполнения своего желания. Со скорбью она ушла от него, поступила в один из монастырей и, проводя дни свои в благочестивых подвигах, оставалась в нем до самой кончины своей. Преподобный же Евфросин, доблестно и славно проведши жизнь свою, преставился ко Господу 3262 . 3257 Описание местности, из которой происходит преподобный, изложено так витиевато, что трудно доискаться смысла в словах. Местность эта названа островом вероятно потому, что на севере ее находится Финский залив и Ладожское озеро, соединяемые рекою Невою, на востоке протекает река Волхов, соединяющая Ладожское озеро и озеро Ильмень, а на западе находится Чудское озеро, соединяемое с Финским заливом рекою Наровою, и далее на юге – продолжение Чудского озера, озеро Псковское. Последнее сближается на юге с озером Ильменем реками Великою и Шелонью. На севере этой местности жили инородческие племена водь и ижора, а на западе – чудь, ливь и литовцы, а сама она была населена славянскими, которые и наименованы, надо думать «уделом Иафета». 3258 Виделебье – село в Псковском уезде. Оно было местом рождения и преподобного Никандра Псковского, память которого празднуется 24 сентября 3261 Разумеется Спасо-Великопустынский Елеазаров монастырь в Псковской губернии на реке Толве в 30 верстах от Пскова. 3262 Преподобный Евфросин скончался 15 мая 1481 г. 95 лет от роду. Мощи его сперва почивали в основанном им Спасо-Великопустынском Елеазаровом монастыре. Впоследствии этот монастырь был перенесен на гору, в нем была построена новая соборная каменная церковь во имя Трех Святителей и в нее были перенесены мощи преподобного, почивающие ныне под спудом близ стены за первым клиросом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

667 ...князь велики стоить под Ростиславлемъ... – Ростиславль – город на Оке в Рязанском княжестве. 669 ...киличиа Григориа Влънина... – Григорий (Гридя) Иванов Волнин, дьяк, посол («киличей») Ивана III при Ахмате; в 1477 г. принимал участие в окончательном присоединении Новгорода. 670 ...княгини великая... разболся... – Мать Ивана III Мария Ярославна (в иночестве Марфа) умерла позже, в 1485 г. 671 ДОПОЛНЕНИЯ В ТЕКСТЕ ЕРМОЛИНСКОЙ ЛЕТОПИСИ, СВЯЗАННЫЕ С ВАСИЛИЕМ ДМИТРИЕВИЧЕМ ЕРМОЛИНЫМ. – Далее приводятся записи ο Ермолине, которых нет ни в СС, ни в других летописях, и которые, очевидно, были добавлены при составлении на основе Севернорусского свода уникального текста, дошедшего до нас в Ермолинской летописи (названной так открывшим ее Α. Α. Шахматовым). Об обстоятельствах и причинах составления такой летописи, связанной с Ермолиным, могут быть высказаны только предположения. Возможно, что Ермолинская летопись, доведенная до 1481 г., была составлена после смерти Ермолина (строительная деятельность его оборвалась в 1472 г., но дата смерти неизвестна) как своего рода памятный летописный свод, – подобно тому как ее протограф, Севернорусский свод 1472 г., мог быть составлен в память Юрия Васильевича Дмитровского, а Троицкая летопись начала XV в. – в память митрополита Киприана. Василий Дмитриевич Ермолин – видный деятель русской культуры второй половины XV в., выходец из богатого купеческого рода, породнившегося с боярами Сорокоумовыми-Глебовыми и связанного с Троице-Сергиевым монастырем (там постриглись дед Ермолина Ермола-Ефрем и его отец Дмитрий-Дионисий). Ермолины в памятниках XV в описываются как люди весьма ученые (отец Василия умел говорить «русски, гречески, половецки»), но недостаточно благочестивые и склонные к «духу хульному». Впрочем, сам Ермолин проявлял интерес не только к искусству (скульптуре, архитектуре), но и к духовной письменности – ему принадлежит «Послание от друга к другу», в котором он сообщает своему корреспонденту, писарю литовского короля, «пану Иакову», как ему получить «добрый список» «Пролога с осмогласником».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аминь. Помяните также во Христе Шахмелик, жену владыки Месропа, в молодом возрасте почившую во Христе. Всего два месяца было, как владыка Месроп рукоположен был в иереи и Шахмелик только стала госпожой, как подобно солнцу отошла ко Христу в 898 году Помяните во Христе достойную поминовения Тнэ-Мелик, достопочтенную мать Шахмелик, которая и сама через пятнадцать дней почила во Христе, над которой да смилуется Бог Христос. Аминь. Помяните во Христе Ованеса и Арус с их невинными ягнятами Агупом и Карамом, безвременно почившими во Христе, которые подарили платок для четьих-миней в память о себе. Да смилуется Христос Бог, отец наш, над переписчиком сей рукописи Дьаконом Саргисом. Аминь. Житие Нерсеса Анкюраци Маленькое житие Нерсеса Анкюраци сохранилось в рукописи Матенадарана 2549 (1464 г.), представляющей собой сборник, в который включены: Толкование Евангелия от Матфея Нерсеса Шнорали, Книга постов Василия, речи, послания, О пророчестве Иезекииля. На странице 255а записано интересующее нас житие, которое опубликовано в Памятных записях армянских рукописей (ч. II, с. 216). Это житие – памятная запись представляет ценность как редкий источник, сохранивший некоторые сведения о жизни Нерсеса Анкюраци и его патриотической деятельности, а также конкретные факты о переселенческой политике турецкого султана Мехмета II Фатиха (1451–1481). Помимо этой записи, имя Нерсеса Анкюраци, как архиепископа города Анкирия, упоминается в Кондаке города Анкирии, который начинается с 1447 г. В нем названы имена «нашего владыки Нерсеса, архиепископа Анкюрии и всей епархии, а также его предшественника архиепископа Иосепа и преемников: архиепископа владыки Николая, который в 1469 г. был рукоположен патриархом Эчмиадзина», хотя этот последний, продолжая Кондак, сам себя именует также «епископом провинции Галатия» 774 . В каталоге рукописей Анкирии под 214 помечена рукопись служебника Маштоц, копированная в Галатии переписчиком Никогайосом. На странице 339а переписчик оставил свою памятную запись: «Закончена сия рукопись под сенью Богородицы в 1464 г.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

В 325 году св. Николай присутствовал на Первом Вселенском Соборе в числе 318 Св. отец и явил свою особенную ревность к защите Православия и посрамлению лжеучения, оправданную Самим Богом. По сказанию предания, на святителя возложила омофор, снятый с него Собором за действие его пламенной ревности против Ария, Сама Богоматерь 1481 . В 343 году, 6 декабря, великий святитель преставился в глубокой старости. Нетленные мощи почившего служителя и ревнителя Божия источали исцеления страждущим. Святители ликийские, при стечении многочисленного народа, предали погребению тело св. Николая в соборном храме города Мир. По высокой святости, многим и великим чудесам, кои святитель Николай совершил на суше и воде как готовый и скорый помощник всякому во всякой нужде, и коими прославился еще при жизни, потом при самом преставлении своем и по смерти, празднование ему началось, конечно, тотчас по отшествии его от земли на небо. В веке св. Андрей Критский восхвалил святителя Николая в слове своем, называя его великим чудотворцем. В веке св. Иоанн Дамаскин , в IX – Феофан и Византий в честь Чудотворца Николая сложили многие хвалебные песни, ныне поемые при богослужении в день преставления его. Праздник св. Николаю Прав. Церковь совершает великий, прославляя святителя равночестно со св. апостолами 1482 . В своих песнопениях Церковь величает его великим чудотворцем; по древнему выражению 1483 , «правилом веры и образом кротости, воздержания учителем, стяжавшим смирением высокая, нищетою богатая, спасителем невинных и великим таинником благодати Божией». Призывает на поклонение ему всех: «Цари и князи да стекутся к нему, да воспоют в нем пастырие и учителие добраго пастыря, иже в недузех – врача, и иже в бедах – избавителя, грешнии – заступника, нищии – сокровище, и иже в скорбех – утешителя, путешествующии – спутника, на мори сущии – правителя, и все везде тепле восхвалят великаго святителя» 1484 . Св. Димитрий, митрополит Ростовский, в слове своем на пречестную память святителя и чудотворца Николая говорил: «Имя Николай греческое и означает победу над людьми. Дивно значение сего имени. Если посмотрим на младенчество св. Николая, то увидим, что он и в то время является победителем естества человеческого. Будучи младенцем, он сам собою три часа стоял на ногах в купели; в постные дни, в среду и пятницу, воздерживался от сосцев материных: а это не выше ли естества человеческого?».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Примеч. Св. мощи сии, как видно из старых описей, по отбытии из монастыря Святейшего Патриарха Никона , при Патриархе Иоакиме были переписаны Патриаршим Ризничим Иеродьяконом Иакинфом, совместно с монастырским Ризничим, и вложены в особую скрыню и долго хранились в монастырской ризнице за печатью. Так в описи 1698 года значится: «В ковчежце мощи разных Святых за печатью отца Архимандрита Никанора, и у того ковчежца приклеен ярлык, а на ярлыке подписано: «В сей скрынке мощи разных Святых 71 (часть), 7201 году. Апреля 13 дня». б. Ковчежец серебряный вызолоченный, в коем хранится длань Св. мученицы Татианы; на оном ковчежце вырезана со всех сторон надпись следующего содержания: «В сем ковчежце мощи Св. мученицы Татианы, десные руки длань, имущая четыре персты, а указательного несть, зане отъят бысть, ее же память празднует Св. Церковь месяца Ианнуария в 12 день. Сию Святую длань Святые мученицы Татианы пожаловала, по Святому и благому своему намерению, в обитель святую Воскресенского монастыря, еже есть Новый Иерусалим, Великая Государыня, Благородная Царевна и Великая Княжна, Татьяна Михайловна, в вечное утверждение неподвижно, в лето 7199 (1691), Ианнуария в 7 день. Месяца Ианнуария 12 дня, Св. Мученица Татиана мучена бысть в лето 5718, и от того времени до 7200 году 1481 год, 4 месяцы и 12 дней, отнели же мощи сия Святые приложишася 1539 лет прейде. Сей ковчежец, по благоговейному и праведному своему усердию ко святой сей мученице, Благочестивейшие и Самодержавнейшие Великие Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, Наследника, внука Петра I, Благоверного Государя и Великого Князя Петра Феодоровича, Супруга его, Благоверная Государыня Великая Княгиня Екатерина Алексеевна, с Императорской своей комнаты повелела умножить, возобновить и яко же зрится украсить лета Господня 1749 года, Апреля 10 дня». В самом ковчежце, по сказанному выше, хранятся святые мощи мученицы Татианы, правая кисть руки без указательного перста, в ладоне же Св. мощей довольно отнято; оные мощи сверху в кисти и между пальцев украшены разным жемчугом, 2 изумрудцами и 2 лаликами. Около рамы в клеймах изображены живописью страдания мученицы Татианы от Царя Тертулиана. В ковчежце весу 1 фунт 86 золотников.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010