917 Ркп. святцы: «святой первый митрополит Михаил, иже крестил Русскую зем­лю, преставился в л. 6500 м. июня в 15 д. и положен был в пещере». И по описанию лавры до 1730 г. память свт. Михаила праздновали 15 июня, а после того положена па­мять 30 сентября ( Евгений (Болховитинов) , митр. Описание Киево-Печерской Лавры). 918 Иоасаф, иером. Сказание об обретении мощей прп. Григория и Кассиана (см.: июньская минея Сергиевой лавры); его же житие прп. Стефана (см.: Филарет, архиеп. Черниговский. Обзор русской духовной литературы). 919 Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. III; Рат шин А. Полное собрание сведений о монастырях. В ркп. уставе Румянцева 1608 г. (Востоков А. Описание рукописей Румянцевского музеума. 449): «июня 15 явле­ние мощей прпп. отец наших Гурия (Григория) и Кассиана, иже в Аввеге». Служба им в ркп. 1592 г. у Царского 563. В 1662 г. за Авнежским монастырем 18 дворов. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т. 2. 920 Житие св. кн. Лазаря см. в: Гласник. Кн. 11. Очень бедно по содержанию: это набор напыщенных, диких фраз, обличающих бедность мысли сочинителя. Чтобы видеть кн. Лазаря, надобно пересмотреть другие памятники былого. 921 Лазарь был из боярского дома Гербляновичей (Раич. История разных славен­ских народов. Ч. 3; Сербляк л. 144). Сам Лазарь говорит, что у него «брат чельник Млье и сестра Драгана» (Хиландар. грам. 1381 г.). 922 Описатель жизни св. Стефана деспота, сына Лазарева, пишет: «Вулкан второй сын Симеона, брат же Саввы, великий князь, роди сына Жупана Димитра, в иноческом сане Давид именовался и светый, созда церковь при реке Лиме в месте Бродареве. Сей же роди сына Вратислава князя. Вратислав же роди Вратка князя; Вратко же роди дщерь Милицу. Сия же была супружница великого князя Лазаря». То же цароставник (см.: Раич. История разных славенских народов. Ч. 3; Никон. л. 2, 289). 923 Марко, сын Вулкашина, называл себя Призренским королем; Владимир, не­законный сын Душана, также писался на монетах королем (Гласник.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

2. Почему мы постимся в эти два дня? Пост среды был установлен в па­мять совета иудеев, собранного в этот день с целью разработать план ареста и вынесения смертного приговора Господу: Тогда [за два дня до последней земной Пасхи Господа] собрались первосвященники и книжники и ста­рейшины народа во двор первосвященника по имени Каиафа, и положили в совете взятъ Иисуса хитростью и убитъ ( Мф.26:3–4 ). В пятницу мы постимся потому, что в этот день Господь был распят. 3. С древнейших времен сохранилось множество исторических свидетельств о посте этих двух дней. Так, Апостольские постановления указывают: «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся в понедельник и четверг. Вы же поститесь или пять дней, или в среду и пятницу, ибо в среду произнесен суд на Господа, когда Иуда за деньги нанялся предать Его, а в пятницу потому, что в этот день претерпел Господь крестную смерть при Понтии Пилате». Подобно вышеприведенному и свидетельство 15 Правила святого Петра, епископа Александрийского, пострадавшего в 311 г. во время Максиминова гонения: «Никто да не укоряет нас за соб­людение среды и пятницы, в которые справедливо заповедано нам поститься по преданию. В среду – по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пятницу потому, что Он пострадал за нас». 4. Из сказанного следует, что пост этих двух дней был обязателен для всех верующих. 69 Апостольское правило предусматривает извержение из сана для клириков и отлучение для мирян, не постящихся в среду и пятницу. 5. Как мы должны поститься в среду и пятницу? Пост этих двух дней всегда был особенно строгим, подобно посту Великой Четыредесятницы и Страстной Недели. Для первых христиан пост среды и пятницы – как и Великой Четыредесятницы – означал сухоядение. А сухоядение, по словам святого Никодима Святогорца , заключается в том, чтобы есть один раз в день в девятом часу после восхода солнца без растительного масла и вина. Итак, если точно следовать церков­ным правилам о посте среды и пятницы, то мы не должны вкушать растительного масла. Как же бесчестят эти дни те христиане, которые едят мясо! И как далеко от правил находятся те, которые позволяют себе масло и при этом полагают, что они постятся!

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

644 Синаксарь по серб. списку Румянцева в Муз. 452 и по Белград. списк. 1340 г. (Записки Императорской Академии Наук. Т. 6). 646 Двинск. л. 7; Собр. л. 3, 108. «Мурмане, – с 500 человек, в бусах и шнеках, повоеваша в Варгузе (река Варгуза Кольского уезда Архангельск, губ.), погост Карель­ский и в земли Заволочской погосты: в Неноксе (Архангельск. уезда), в Карельском монастыре св. Николы, Конечный погост, Яковлю, Курью, Андреянов берег, Кит остров, Кярь остров, Михаилов монастырь, Чиглоним, Хлечинимо; 3 церкви сожгли: а христиан и черноризец посекли». 650 По ркп. святцам в Карельском монастыре покоятся, кроме праведных Антония и Феликса, «праведный Стефан подвижник, преподобные отцы Исайя и Никанор новые чудотворцы». 651 Повесть об обретении мощей и чудесах прп. Евфимия у Царского 136. Новый и полный географический словарь. Ч. 3. 653 Один из лучших современных Агафангелу богословов. Он скончался только в 1851-м году, оставив после себя много прекрасных произведений своего пера. Па­мять о Германе на Афоне еще очень свежа. О нем подробно писал Муравьев в своих «Письмах с Востока». 656 У Халкондилы: «Владислав (ок. 1444 г.), – вышедши из Трансильвании, пере­шел Дунай, перевел все войска свои в страну царскую и расположился лагерем в Доб- родичии, приморской стране Болгар» (Laonici Chalcocondylis. Atheniensis ffistoriarum libri decem. Bonnaë Weber, 1843). 659 Созомен. Церковная история. Кн. 7. Никита Хоният: «Русь, которую и ски­фами называют». Лев Диакон: «Тавро-Скифы, которых общий язык обыкновенно называет Русью». 660 Диалог Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, римским диако­ном, повествующий о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста. 662 По Нестору, издавна жили по Бугу дулебы, по Днестру до Дуная и моря уличи и тиверцы; там великая Скифия греков. 666 Acta Sanctorum ad 20 april. Как память св. Феотима по римскому мартирологу показана апреля 20, так в том же мартирологе память св. Ветрана показана января 25. 667 Ркп. житие прп. Александра, описанное иеромонахом Феодосием, бывшим священником.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

De moderatione in disputando, 36, 173–212. Carmina theologica, 37, 397–522. GREGORIUS NYSSENUS. Oratio catechetica magna, 45, 9–116. De cognitione Dei, 46, 1111–26. ISAAC JUDÆUS. Liber fidei seu de Trinitate et Incarnatione Domini, 33, 1541–6. CÆSARIUS. Dialogi 1–4, 38, 851–1191. AMPHILOCHIUS ICONIENSIS. Fg., 39, 97–118. DIDYMUS ALEX. Fg., 39, 1109–10. EPIPHANIUS.» Expositio fidei, 42, 773–832. Ancoratus, 43; 11–236. De numerorum mysteriis, 507–18. CHRYSOSTOMUS. Catechesis ad illuminandos, 1–2, 49, 223–32; 231–40; 60, 739–42. De perfecta caritate, 56, 279–90. PS.-CHRYSOSTOMUS. De fide, 60, 767–72. De spe, 60, 771–74. De caritate, 60, 773–6; 61, 681–4; 62, 769–72. Homilia de Legislatore, 56, 397–410. THEODORUS MOPSUESTENUS. Fg.,66, 969–1020. PROCLUS. Fg., 65, 885–8. THEODOTUS ANCYRANUS. Expositio symboli nicæni, 77, 1313–48. CYRILLUS ALEXANDRINUS. Homiliæ paschales, 1–30, 77, 401–982. Fragmenta, 76, 1421–54. THEODORETUS. De divina caritate, 82,1497–1522. PS.-JUSTINUS, Quæstiones et responsiones ad Orthodoxos, 6, 1249–1400. Expositio rectæ confessionis, 1207–40. AMPHILOCHIUS SIDENSIS. Fg., 77, 1115–6. GENNADIUS I CP. Fg., 85, 1621–4. TIMOTHEUS III ALEX. Fg., 86, I, 267–70. DIONYSIUS AREOPAGITA, 3–4. JOANNES MAXENTIUS. Fidei professio, 86, I, 89–90. THEODOSIUS ALEX. Fg., 86, I, 285–6. EUSEBIUS ALEX. De caritate, 86, I, 323–28. LEONTIUS ET JOANNES. Collectanea de rebus sacris, 86, II, 2017–2100. PAMPHILUS. Panoplia dogmatica, PGLT, 80. 885–932. LEONTIUS BYZANTINUS. Fg., 86, II, 2003–16. EULOGIUS ALEX. Fg., 86, II, 2939–64. SOPHRONIUS HIER. Fg., 87, III, 4009–12. ANASTASIUS ANTIOCHENUS. De rectis dogmatibus orationes 1–5, 89, 1309–62. Explicatio fidei orthodoxæ [Anastasii et Cyrilli Alexandrini], 89, 1399–1404. MAXIMUS CONFESSOR. Centuriæ 1–4 de caritate. 90, 959–1080. Capitum theologicorum et o_economicorum centuriæ 1–2, 1083–1176. Capita quinquies centena, 1177–1392. Alia, 1401–62. Fg. ex opere 63 dubiorum, 1461–62. Quæstiones ad Theopemptum, 1393–1400. Mystagogia, 91, 657–718.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ИЗ СЕГОВИИ [Хуан из Сеговии; лат. Johannes de Segobia, Johannes Segobiensis; испан. Juan de Segovia] (ок. 1395, Сеговия, Ст. Кастилия - 24 (или 25).05.1458, приорат Этон, Савойя), испан. богослов, деятель Соборного движения . С 1407 г. обучался в Саламанкском ун-те, где ок. 1413 г. получил степень бакалавра искусств, ок. 1418 г.- бакалавра богословия, в 1422 г.- магистра богословия. Преподавал в Саламанке. Его дважды направляли в Рим с поручениями от ун-та: в 1421-1422 гг.- вместе с юристом Иво Мауро (Ибо Моро) к папе Римскому Мартину V , чтобы утвердить новые университетские статуты (утверждены 21 нояб. 1422), и в 1431 г.- вместе с Педро Мартинесом де Коваррубиасом, чтобы заручиться поддержкой нового папы Евгения IV (1431-1447) в конфликте ун-та с архиепископом Саламанки. В 1428 г. И. из С. был назначен папским референдарием; в 1430-1431 гг. проводил в Кордове диспуты с мусульм. богословами. К 1432 г. он возглавлял одну из университетских кафедр богословия, в качестве бенефициев получил каноникат в Толедо и архидиаконию в г. Вильявисьоса (Астурия). В марте 1433 г. как представитель короля Кастилии и Саламанкского ун-та прибыл на Базельский Собор (1431-1449). И. из С. был одним из активнейших участников Базельского Собора, входил в совет «Deputatio Fidei», неск. раз возглавлял его. В февр. 1434 г. Собор поручил И. из С. изучить вопрос об утверждении председательствующих, назначенных папой Евгением IV. И. из С. составил отчет о проведенных переговорах и 3 марта 1434 г. представил его совету. В сент. 1434 - марте 1436 г. сопровождал кард. Хуана Сервантеса на переговорах с папой Римским. По поручению Собора И. из С. защищал доктрину о непорочном зачатии Девы Марии в диспутах с доминиканцами Хуаном де Монтенегро (в 1436) и Хуаном Торквемадой (в 1438). В 1437 г. занимался подготовкой и проведением дебатов по догматическим вопросам: с греками об исхождении Св. Духа (processio Spiritus Sancti), с гуситами о причащении хлебом и вином (communio sub utroque specie). Убежденный сторонник концилиаризма, И. из С. считал Собор законным представительством всей Церкви, чей авторитет стоит выше авторитета папы Римского. Поскольку Собор - воплощение всей общности верующих, «тела» Церкви, то в случае созыва Собора папа Римский уже не обладает над ним властью. Когда папа Евгений IV попытался распустить Базельский Собор, И. из С. выступил сторонником временного отстранения понтифика и, после того как оно состоялось 24 янв. 1438 г., вошел в состав комиссии, которая должна была управлять Римско-католической Церковью в отсутствие папы, а в июне 1439 г.- в состав комиссии, занимавшейся папским низложением. 25 июня 1439 г. папа Евгений IV был низложен Базельским Собором. В окт. 1439 г. И. из С. и еще 2 участникам Собора было поручено назначить выборщиков нового папы и заняться подготовкой конклава.

http://pravenc.ru/text/471247.html

Бог пророком Малахией говорит: «Вы священницы, презирающие Имя Моё... Несть воля Моя в вас, глаголет Господь Вседержитель, и жертвы не приму от рук ваших». «Зане от восток солнца и до запад Имя Моё прославися во языцех и на всяком месте фимиам приносится имени Моему, и жертва чиста, зане велие имя Моё во языцех. Зане Царь велий Аз есмь... И имя Моё светло во языцех» (гл. 1, ст. 10–14). Часто в пророчествах св. пророков есть слова Самого Господа: глаголет Господь Вседержитель; или: говорит Господь Саваоф; или: глаголет Адонаи Господь. Что означают слова «глаголет», «говорит»? Очевидно, они есть словеса Божии, которые слышали св. пророки от Самого Бога в Откровениях. Или, например, вторая Ипостась Пресвятой Троицы есть Бог Слово, Слово Божие. По словам св. Кирилла Александрийского : «Бог отвечал Своим гласом, т. е. через Сына: потому что голос и Слово Отца – Сын " 1421 . Как же после этого можно утверждать, что у Бога нет ни голоса, ни звука, ни речи, ни слова? Не явно ли это значит – отрицать Божественное Откровение? Если в Царствии Бога и Отца нет ни гласа, ни звука, ни Имён, ни пения, пусть на ином, не доступном человеческому разуму языке и голосе, то, что тогда означают Акафистные слова, обращённые к Спасителю: «Дивное Имя Твое, Иисусе, Спасе наш, Ангели поют на небеси, и мы, грешнии, на земли бренными устнами воспеваем: егоже ради помилуй нас», или: «Превеликое Имя Твое Иисусе, Спасе, на небеси одесную Отца седящу Ти почитается...»? Если, по учению Синода, Имя Божие – это «фикция» и оно реально не существует, то как же тогда надо понимать слова апостола Павла: «И даровал Ему (т. е. Отец Небесный Своему возлюбленному Сыну) Имя, которое выше всякого имене, и которому поклонится всякое колено небесных, земных и преисподних»? ( Флп. 2:9 ). Неужели и Небеса, и Земля, и преисподняя будут поклоняться «фикции», вымыслу, пустоте? Ведь почти все молитвы в церковных богослужениях и в келейных молитвословиях оканчиваются прославлением Имени Божия и прошением сподобить вечного славословия имени Отца и Сына и Святаго Духа. Так что невозможным представляется согласиться, что у Бога нет звука, слова, голоса и Имени! Если ничего этого у Бога нет, тогда надо согласиться и с тем, что у Него нет и мысли? А как же без мысли, без замысла Бог сотворил прекрасный Небесный, космический и земной мир? Такое лжеверие неминуемо приводит к материализму и атеизму. Такая рационалистическая имяборческая доктрина и послужила, надо признать, фундаментом государственного переворота и атеизма в России.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Клевещет на существующий государственный строй, якобы действующий вопреки конституции, обвиняя в “гонении на церковь и ее деятелей». Клеветнически обвиняет органы НКВД в пристрастном к нему отношении, в результате чего якобы явилось его заключение в тюрьме, т. к. он не принял к исполнению требований НКВД отказаться от сана местоблюстителя патриаршего престола» 1421 . Несмысленные винтики системы – Артемьев и Яковлев даже не понимали абсурдности составляемого ими обвинения: «Клевещет на существующий государственный строй, [...] обвиняя в “гонении на церковь и ее деятелей " ». Убедительнейшим доказательством гонения на Церковь и ее деятелей был сам находившийся у них перед глазами митрополит Петр, уже двенадцатый год не видевший свободы, но для лейтенантов госбезопасности и факт пребывания главы Русской Церкви в их политизоляторе тоже, видимо, был «клеветой». Справка тюремного начальства послужила основанием для вынесения последнего приговора Патриаршему Местоблюстителю (его даже не стали допрашивать по этому делу). 2 октября 1937 г. заседание Тройки УНКВД по Челябинской области постановило: «Полянского Петра Федоровича, он же митрополит Крутицкий, расстрелять. Лично принадлежащее имущество конфисковать» 1422 . 10 октября 1937 г. в 16 часов митрополит Петр был расстрелян, о чем был составлен приобщенный к делу акт 1423 . Хотя существует предположение, что местом кончины священномученика Петра был Магнитогорск 1424 , вероятнее всего, расстрел был произведен на территории той же Верхнеуральской тюрьмы (возить из тюрьмы в тюрьму заключенных, которых даже не допрашивали, не было никакого резона). Там же, во внутреннем дворе, по свидетельству ее современных служителей (она и поныне функционирует как тюрьма особого назначения), производилось и захоронение расстрелянных. В 1970-е гг. на месте захоронений было осуществлено строительство нового тюремного корпуса, и часть останков была выкопана и вывезена (куда – неизвестно) 1425 . По этой причине надежд на обретение мощей священномученика Петра практически нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

В епархиях Константинопольского патриархата, кроме κκλησιαστικ πιτροπ, которая состоит из трех духовных лиц, обязанных иметь попечение об образовании и благочинии духовенства и о том, чтобы никто, недостойный священства, не мог быть рукоположен 1413 , – в каждой епархии, под председательством епархиального епископа и в зависимости от смешанного константинопольского совета 1414 , существует епархиальный совет ( παρχιακν συμβολιον) 1415 , который заведует всеми недуховными делами епархии, в частности: народными училищами и рассмотрением гражданских споров между христианами православной веры. Подобные епархиальные советы существуют в более или менее измененной форме и в остальных патриархатах 1416 . В Русской церкви, кроме епархиальных консисторий и в зависимости от них, существует несколько духовных правлений, именно в тех епархиях, которые очень обширны, и местные условия которых того требуют. Круг дел этих духовных правлений тот же, что и консисторий, только в более узких размерах, и учреждения эти есть ни что иное, как вспомогательные учреждения при консисториях 1417 . При каждом епархиальном епископе, в непосредственной зависимости от него и с самостоятельным кругом действий, существует епархиальное попечительство, имеющее попечение о сиротах и вдовах духовенства. Это епархиальное попечительство в каждой епархии состоит из шести священников, причем, в целях лучшего ведения дел, оно имеет доверенных лиц во всех главнейших местностях епархии. Членов попечительства, равно как и этих доверенных назначает епархиальный епископ из лиц, предложенных ему консисторией 1418 . Для обсуждения духовно-училищных дел в каждой епархии России бывают съезды епархиального духовенства, на которых, между прочим, рассматриваются и другие вопросы, касающиеся общих интересов епархии 1419 . В Сибинской митрополии епархиальными делами ведают: а) епархиальное собрание и б) епархиальная консистория. Первое в границах епархии, как по составу, так и по кругу действий, находится в связи с народно-церковным собором, а вторая – с митрополичьею консисторией 1420 , и как эта последняя, так и епархиальная консистория разделяются на три отделения, причем членов в них назначает епархиальное собрание 1421 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

S. MAXIMI confessoris acoluthia, 90, 205–22. SYMEON IS METAPHRASTæ acolumhia. Michael Psellus, 114, 183–208 (cum encomio). THEOPHANIS acoluthia, 108, 45–54. Quomodo recipiendi sint Armeni hæretici, 132, 1257–66. Renuntiatio hæreticorum Armeniorum, 1, 864–72. Formula abjurationis Athinganorum, 106, 1333–6. 2 . Preces variæ. S. BASILII orationes sive exorcismi, 37, 1677–86. S. MACARII ÆGYPTII, 34, 449–48. ANONYMUS. Oratio ad S. Angelum custodem, 34, 447–8. S, GREGORII NAZIANZENI precationes, 36, 733–4. S. EPIPHANII precatio et exorcismus, 43, 537–8. S. JOANNIS CHRYSOSTOMI orationes 1–2, 923–8; 1–4, 64, 1061–8. S. SOPHRONII oratio, 87, III, 4001–4. S. JOANNIS DAMASCENI orationes 1–3, 96, 815–8. SYMEONIS METAPHRASTæ precationes, 114, 219–24. NICEPHORI CALLISTI precationes 1–9,147, 575–90. Precatio confessoria, 591–600. MACARII CHRYSOCEPHALI precatio in barbaro-rum incursiones, 150, 237–40. MANUELIS PALæOLOGI preces matutinæ, 156, 563–76. In forma Psalmi, 581–2. GENNADIUS. Precatio ad Christum, 160, 525–8. 3 . Prices poeticæ, . CLEMENS ALEXANDRINUS. Hymni duo, 8, 681–84. METHODIUS. Psalmus de virginitate, 18, 207–14. GREGORIUS NAZIANZENUS. Hymni et preces, I, 1, 29–38 : 37, 507–22; II, 1 passim. SYNESIUS. Hymni 1–10, 66, 1587–1616. HYMNUS ACATHISTUS, 92, 1335–48. SOPHRONIUS. Anacreontics 1–23, 87, III, 2733–838. Troparium horarum, 4005–10. Triodium, 3839–982. MAXIMUS CONFESSOR. Hymni 1–3, 91, 1417–24. ANDREAS CRETENSIS. Canones 1–4, 97, 1305–98, 1421–34. Triodia majoris hebdomadæ, 1399–420. Idiomela 1–6, 1433–8. JOANNES DAMASCENUS. Canones (Hymni), 1–11, 96, 817–54, 1363–72. Alii, 9–14, 1371–1418. Oratio, 853–6. COSMAS HIEROSOLYMITANUS. Canones (Hymni, odæ), 1–24, 98, 459–524. GERMANUS I CP. Hymnus in Deiparam, 98, 463–54. THEODORUS STUDITA. Canones duo, 99, 1757–80. JOSEPHUS HYMNOGRAPHUS. Mariale (Canones et theotocia) 105, 983–1414. Canon in terræ motum, 1415–22. Triodium [ Sophronius], 87, III, 3839–82. GEORGIUS NICOMEDIENSIS. Idiomela 1–3, 100, 1527–30. ANONYMUS. Canon in conception em S. Annæ, 106, 1023–8.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

1418.  Хорошо молиться мне о людях, когда причащусь достойно: тогда Отец и Сын и Святый Дух, Бог мой во мне, и я имею великое пред Ним дерзновение. — Царь тогда во мне, как в обители: проси чего хочешь. К нему приидема и обитель у него сотворима. Егоже аще хощете, просите, и будет вам [Иоан. 14, 23; 15, 7]. 1419.  Нужно такое настроение веры иметь во время молитвы, чтобы и на одну минуту не было в сердце тайного сомнения или тайной мысли, будто Бог нас не слушает, но чтобы во все продолжение молитвы душа представляла себе Бога пред собою и беседовала с Ним, как с Царем. 1420.  Ежели мы грешные молим и умоляем Господа за себя и других; ежели, живя на земле, святые молятся за других и испрашивают им у Бога нужное, то тем более — когда святые переселятся в вечность и будут лицом к лицу с Богом. В силу великой ходатайственной жертвы Сына Божия имеют силу ходатайства по благодати Господа Иисуса Христа и молитвы святых, особенно Пречистой Матери Его. — Это воздаяние от Господа заслугам святых. 1421.  Основание молитвы — стремление образа к Первообразу, как подобного к подобному. 1422.  Во время молитвы имей мысль, что ты [т. е. священник] приставник драгоценнейшего молитвенного достояния Церкви, притом приставник нечистый, недостойный, что твое дело — с благоговением открыв сердце, напоять душу свою этими чистыми струями молитвенного слова, но не мудрствовать об них по-своему. 1423.  Замечательно — сегодня я усомнился, — конечно потому, что подстрекал лукавый, — на счет одного оборота в одной молитве, именно: един имаши власть оставлять грехи молитвами Пречистыя Твоея Матере, и всех святых мол. жене-родил. в 1 день], и посрамился в своем мудровании: враг сразил меня, запнул, возмутивши меня на общественной молитве. В чем же ложна была мысль моя? — Я думал: как! Бог имеет власть оставлять грехи по молитвам Своей Пречистой Матери и святых, а не Сам независимо? — И без молитв других имеет власть, конечно, один имеет власть; но чтобы почтить высокие добродетели святых, особенно Своей Пречистой Матери, которые суть Его друзья, до последних сил угождавшие Ему в земной жизни, — Он принимает их молитвенное предстательство о нас недостойных, о нас, которые часто должны заградить уста свои по причине великих и частых своих грехопадений.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010