Сия древняя деревянная церковь имеет два престола: верхний храм, в честь вознесения Богоматери на небо после её успения, освящен митрополитом Филаретом 28-го сентября 1844 года, а нижний храм, в память Гефсиманского моления Спасителя, освящен им же 8-го июля 1845 г. Иконостас в верхнем храме сделан из кипариса. В церкви нет ни позолоты, ни красок; все богатство её – в простоте. Замечательные предметы в ней следующие: 1) в притворе старинные иконы во весь рост святителей Иоасафа и Серапиона и архимандрита Дионисия – те самые, которые прежде стояли над гробницами их в Троицкой Лавре. 2) В церкви на левой стене – образ Иорданской Божией Матери, который, говорят, принадлежал св. Иоанну Дамаскину. 3) Тут же старинное, писанное на холсте, поясное изображение преп. архиманрдрита Дионисия. 4) На правой стене образ распятия Спасителя, принадлежавший, как говорят, св. Феодору Студиту . Он привезен А. Н. Муравьевым с Афонской горы, где стоял в келлии патриарха Иеремии, жившего там на покое в половине XVI века. 5) Между местными иконами в образе преп. Сергия вставлен крест с золотым сосудцем, в котором хранятся капли крови Христовой. 6) На аналогии в ковчеге – часть древа животворящего креста Господня; крест с мощами, устроенный из дски престола древнего Подсосенского храма; камень от гроба Богоматери и часть масличного дерева из палестинской Гефсимании. 7) В олтаре на горцем месте запрестольный крест и образ Божией Матери взяты из древнего Подсосенского храма. 8) На стене за стеклами висят два холщовые антиминса, один 1616, другой 1619 года. Взяты также из Подсосенской церкви. На первом антиминсе следующая надпись: «лета 7124 (1616) месяца маия в 12 день, на память иже во святых отца нашего Епифания, освятися олтарь пречистыя Богородицы, честнаго её успения, при Благоверном Царе и Великом Князе Михаиле Феодоровиче всея Русии, при митрополите Филарете, при архимандрите Дионисие, и при священнике Феодоре.» На другом антиминсе написано: «освятися олтарь во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во храме пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго её успения, при Благоверном Царе и Великом Князе Михаиле Феодоровиче всея Русии, и при митрополите Филарете Московском и всея Русии, и при келаре Аврамие Палицыне, и при казначее Иосифе Панине, в лето 7127 (1619) марта в 21 день, на память св. мученика Иакова исповедника, индикта в 1.» |
82 Оглашенный – проходящий курс огласительных бесед о вере для подготовки к принятию таинства святого Крещения человек. Молитва чина об оглашенных, совершаемого прежде последования святого Крещения (прим, ред.). 83 Имеется в виду практика Иисусовой молитвы («Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного»), читаемой на вдохе и выдохе (прим, ред.). 86 «Αγου Νικοδμου του »Αγιορετου, Συμβουλευτικν γχειρδιον, τοι περι φυλακς των πντε αισθσεων, ν Βλψ 1969 с. 116–118. (далее – Νικοδμου " Αγιορετου, Συμβουλευτικν γχειρδιον) 87 Ησυχου Πρεσβυτρου, Προς Θεδουλον κατοντς 1, 96, 96, PG 93: 1509Β; Συμεν Θεσσαλονκης, Περι της θεας προσευχς 296, PG 155:545Β; ρχιμ. Αμιλιανο, καθηγουμνου . Μονς Σμωνος Πτρας, Κατηχσεις και Λγοι. ’Ορμλια 1995, т. 1, с. 229. 91 Παλου Μοναχο, Εεργετινς, τοι συναγωγ θεοφθγγων ρημτων, т. 1–4, θηναι 1983– 1985,2, πθεσις 20,1 (Γρηγορου το Διαλγου), σ 252. (далее – Εεργετινς). 94 Проистамен – выборная пожизненная административная должность, второй после игумена человек в афонских монастырях (прим. ред.). 96 Геронтиссой (греч. γερντισσα – досл, “старица”) греки называют игуменью монастыря (прим. ред.). 97 Имеется в виду седмичный круг православного богослужения, зафиксированный в гимнографической книге под названием Октоих, где за каждым днем недели закреплены воспоминания тех или иных сотериологических событий или святых (прим. ред.). 100 Молитва перед чтением Евангелия на литургии, из Служебника. Молитва первого часа, из Часослова. 101 Αποφθγματα Γερντων, ββα Μακαρου 16, PG 65: 269Β; ββα Σιση 37, PG 65: 404Β; Εεργετινς, т. 4, πθεσις 32, 2 (ν τφ Γεροντικω) 1–4, с. 515. 103 Проповедь, произнесенная перед насельницами монастыря в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Ормилии (Метеора, 1970). 109 Николай Кавасила (1322/23– после 1391) – выдающийся эрудит своего времени, ученый широкой ориентации, автор риторических, астрономических, правовых и богословских (сотериологических и литургических) трактатов. Из последних наибольшую известность получили два: «О жизни во Христе» и «Изъяснение Божественной литургии». Николай Кавасила , по ходатайству Фессалоникийской митрополии Элладской Православной Церкви, был причислен к лику святых «за исповедническую и святую жизнь, православное попечение и огромный вклад в дело Церкви и воспитания». Канонизация его в лике преподобных состоялась в 1982 году. Память празднуется 20 июня по новому стилю (прим. ред.). |
Наконец, на другой день, в вечерния сумерки, когда митрополит целыя уже сутки просидел в своей сырой тюрьме, томимый голодом, к нему приехали на конях и седлах Никифор и воины, все переодетые в одежды его изгнанных слуг, и в таком виде с безчестием выпроводили его из столицы. Остановившись неподалеку от Москвы, святитель оскорбленный до глубины души, написал то самое послание к преподобному Сергию, о котором у нас идет речь 517 . Так изображается церковным историком обстановка, при которой писалось послание Киприана к преподобному Сергию. Изображение это могло бы дать нам повод предполагать, что митрополиту не до того было, чтобы наводить точные справки и извлекать точные цитаты из кормчей книги, и что он мог привести нужное ему правило на память, а не по какому-либо особому переводу. Однако, содержание послания, в котором приводятся многие церковные правила, и не на память, а со всею точностию, не оставляет никакого места сомнению в том, что митрополит Киприан писал свое послание с кормчею книгой в руках. Какая это была кормчая, неизвестно, да если бы это была и волынская кормчая, митрополиту Киприану не было никакой надобности излагать содержание 3 прав. собора 879 г. по волынской кормчей, тем более по приписке в конце волынской кормчей, когда он знал более правильные и близкие к греческому подлиннику изложения данного правила, ведь он был знаток церковных правил! Поэтому можно думать, что проф. Павлов выразился слишком сильно, называя разницу в редакции правила 3 собора 879 г. по приписке в конце волынской кормчей и по посланию митроп. Киприана к преподобному Сергию таким обстоятельством, которое исключает всякую возможность связывать послание Киприана с волынской кормчей. Факт утверждения Василием Дмитриевичем представленных ему Киприаном уставов Владимира и Ярослава, как ниже будет об этом сказано, подлежит сомнениям. Но если бы он был верен, то не служил ли бы он ясным знаком того, что митрополит Киприан, потерпевший насилие и сославшийся в своем письме на церковное правило, ограждающее святителя от оскорблений и насилий страхом церковного проклятия, а впоследствии представивший на утверждение московскому князю устав Владимира, мыслил этот устав и означенное каноническое правило в той же связи, которая установилась между ними в волынской кормчей? |
Ладино. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь построена «тщанием помещика генерал-аншефа Корнилия Богдановича Бороздина», героя Семилетней и русско-турецких войн 18 века. Это памятник Екатерининского барокко, в котором уже проявляются черты стиля классицизма. В церкви было два придела: обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме и иконы Одигитрии Смоленской Божией Матери. В настоящее время не действует. Находится в аварийном состоянии. Воскресенская церковь находится в деревне Ладино Новоржевского района. Построена в 1768 году «тщанием помещика генерал-аншефа Корнилия Богдановича Бороздина», героя Семилетней (1756 -1763 годы) и русско-турецких войн 18 века, создателя русской конной артиллерии. Бесстолпная, одноапсидная. Стиль - позднее барокко. Материал - кирпич, оштукатурена. Имела два престола: главный - в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме и придельный - во имя иконы Пресвятой Богородицы Одигитрии Смоленской. Причт состоял из четырех человек. Кроме церкви, в Ладине сохранился помещичий дом с мезонином, старый парк с 200-летними деревьями, пруд, каналы. В имении Бороздиных бывали многие выдающиеся деятели России, в том числе полководец М. И. Кутузов и поэт А. С. Пушкин. http://culture.pskov.ru/ru/objects/object/93 Церковь построена местным помещиком генерал-аншефом Корнилием Богдановичем Бороздиным. Престолов было два - главный - Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, второй - иконы Одигитрии, Смоленской Богоматери. Церковь расположена при въезде в село Ладино, близ дороги, на возвышенном месте. Это бесстолпный одноапсидный храм. К квадратному в плане четверику, примыкает прямоугольный в плане алтарь, в центральной части восточной стены скругленная апсида. С запада примыкает прямоугольная в плане трапезная и к последней - колокольня. Основной двухсветный объем венчает световой барабан, перекрытый куполом. Пониженный объем алтаря перекрыт коробовым сводом с распалубками над оконными проемами. |
Богослужебные указания за 1 апреля 2024 года 19. Понедельник 3й седмицы. Мчч. Хрисанфа и Дарии. Прп. Симеона Псково-Печерского . Прав. Софии, кн. Слуцкой . Иконы Божией Матери, именуемой «Умиление», Смоленской. Прп. Иннокентия Комельского, Вологодского. Вечерня. Примечание. В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространен обычай совершать в вечер четырех воскресных дней Великого поста (как правило, начиная не с Недели Торжества Православия, а со 2й Недели – свт. Григория Паламы, за исключением тех случаев, когда на понедельник приходится Благовещение, 1е и 2е Обретение главы Иоанна Предтечи, память 40 мучеников Севастийских, храмовый или полиелейный праздник) чинопоследование пассии. Об истории и различных вариантах совершения пассии см. в документе «Пассия как элемент богослужения Русской Православной Церкви» (см. в приложении «Богослужебных указаний») . Перед вечерней, совершаемой в воскресенье вечером, на середину храма поставляется большое Распятие и аналой под Евангелие. Начало вечерни обычное. Совершается вход с кадилом – ради великого прокимна. На стиховне, на «Слава, и ныне» или на «И ныне», поется стихира Великого Пятка: «Тебе, одеющагося…». Во время пения этой стихиры отверзаются царские врата и из алтаря выносится Святое Евангелие: предстоятель несет Евангелие, ему предшествует свещеносец; за предстоятелем идут прочие священники по старшинству. Евангелие полагается на аналое перед Крестом, и совершается полное каждение храма. Затем следует акафист Божественным Страстям Христовым, причем 1й кондак хор начинает петь сразу после стихиры «Тебе, одеющагося…». По окончании каждения священнослужители снимают головные уборы. Во время акафиста диакон непрерывно кадит Крест, а на 11м икосе обычно совершается малое каждение. |
1, §145) иеромонахом Сийского монастыря Ионою, по просьбе Богословского игумена Даниила. «Пишу я, – говорит Иона, – не как самовидец; я постриженник другого монастыря и живу далеко от обители святого (Варлаама). Пишу, что слышал я от иноков обители его, от оставшихся достоверных свидетелей, но и они – не очевидцы, слышали от прежних отцев и мне пересказали». Этим житием пользовался я в двух экземплярах: 1) «Иуния в 19 день память преп. Отца нашего Варлаама, Пенежского чудотворца, иже на Ваге», рукопись XVI в., библ. покойного В. М. Ундольского, 2) Под тем же заглавием и той же редакции житие, писанное в 1647 году в Милютинских четь-минеях, Синод, библ. 806. Сверх того сведения о Важской области, деятельности и роде Своеземцевых и о Богословском монастыре заимствованы из следующих источников: 1) Описание Архангельской губернии свящ. Козьмы Молчанова. СПБ. 1813. 2) Статья мещанина Верховажского посада Матвея Мясникова «Историческое описание страны Ваги» в Север. Архиве 1827 г., ч. XXVII; 3)Продолжение той же статьи в Отечественных записках Свиньина 1829 года, ч. XXXVIII; 4) В VIII и IX томах Энциклоп.лексикона Плюшара статьи: «Вага» и «В. С. Своеземцев»; 5)Статья «Вага» в географическом и статистическом словаре Росс. Империи П. Семенова, т. I; 6) Истор. Росс. Иерархии, т. III, с. 393. 26 Границы Важской области того времени: к северу Двинская область, к востоку Великоустюжская страна, к югу Вологодский, а к западу Каргопольский край. Вага причислялась к Заонежской пятине и составляла Важскую десятину. По нынешнему разделенно России, Вага занимала южную часть Архангельской, северную Вологодской и восточною Олонецкой губернии. 27 Заволочьем (со стороны Новгорода) называли земли «за волоком» – между реками Онегою и Двиною. 29 Эти земли простирались «от Шенкурского погоста до Ростовских меж», почти на 200 в. в длину. В. М. Своеземцев заплатил за них князькам 20 тысяч белок и 10 рублей новгородских. В купчей крепости, по которой проданы «земли, озера, реки, леса, мхи, сокольи гнезда и бобровые гоны», назначена неустойка за нарушение договора: 20 гривен золота в пользу князя и посадника. |
Он, может быть, основан одновременно с Воскресенским мон.? “Ист. Росс. Иер.”, IV, 38. 2186 . Успенский – Кладбище – Русских, мужской, ныне памятник над могилою воинов, павших при взятии Казани, Казанской губ. и уезда, в 1 вер. от Казани, при рч. Казанке, у подошвы горы. Основан в 1552 г. царем Иоанном Грозным, где была его ставка и где погребены павшие воины; оставался на этом месте недолго. Разлив весенней воды разрушил монастырские здания в 1559 г., почему монастырь перенесен на Зилантову гору и существует поныне под именем Зилантова-Успенского мон. По перенесении монастыря, на месте его была первоначально поставлена часовня, в которой монастырские служители отправляли панихиды, а при Имп. Александре I воздвигнут памятник с церковью Спаса Нерукотворенного внутри. Кроме костей Русских воинов, под памятником покоятся мощи св. Мученик. Иоанна, Петра и Стефана, память которых чтится церковью 24 янв. см. Зилантов-Успенский мон. 2187 . Успенский – Любецкий на Рожку, мужской, ныне село Любец, Владимирской губ., Ковровского у., в 7 вер. к юго-зап. от Коврова, на прав. берегу р. Клязьмы. Упоминается в 1630 г.; в 1749 г. приписан к Козмину м-рю. “Ист. Росс. Иер.”, V, 32; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 706, 34; “Владим. сборн.”, 1857 г., 114; “Владим. губ. в.”, 1854 г., 32 (м-ри быв. во Влад. губ.); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., Отд. 1, 150 (в 1744 г. имел 16 душ крест.). 2188 . Успенский – Марипчевский, Морипчельский или Моринченский, мужской, ныне погост Морипчелки, Псковской губ., Великолуцкого у., в 40 вер. от Великих Лук, при рч. Выдрице. Уже существовал в XVI ст., что видно из грамоты патриарха Иоакима, в которой сказано, что м-рь разорен литовцами в 1611 г., после того находился в запустении и землями его владели долгое время окрестные помещики. В 1672 г. монастырские земли и самый монастырь приписаны к Торопецким церквам Казанской и Борисоглебской, а в 1676 г. значился за Новгород. архиер. домом. “Ист. Росс. Иер.”, V, 98 (с грамотой 1691 г. патриарха Адриана); Строев, “Спис. |
Постыдное же, и отвратительное, и нечистое писание проклятых: и манихеев, и эллинов, и остальных ересей, как содержащее то, что ложно и суетно, и как выдуманное для славы диавола и его демонов и для их радости, отвергаем с презрением и бросаем от себя прочь, хотя бы оно и заключало [в себе] имя Божие. Таким образом, и в деле, касающемся изображений, должно отыскивать как истину, так и цель тех, кто их устраивает. И если она – истинна и права и если изображения делаются для славы Божией и Его святых, и для соревнования добродетели, и избежания порока, и спасения душ, то должно принимать их с радостью и почитать, как образы, и подражания, и подобия, и книги для неграмотных, и поклоняться, и целовать, и приветствовать глазами, и устами, и сердцем, как подобие воплотившегося Бога, или Его Матери, или святых, соучастников страданий и славы Христа, и победителей, и истребителей диавола, и демонов, и заблуждения их. XI. Если же кто-либо осмелится сделать изображение Божества – невещественного, и безтелесного, и невидимого, и не имеющего формы и цвета, то мы отвергаем от себя, как ложное. И если кто-либо [осмелится сделать изображение] для славы, и поклонения, и чести диавола или демонов, то оказываем презрение и истребляем огнем; и если кто-либо обоготворит изображение людей, или птиц, или пресмыкающихся, или иной твари, того предаем анафеме. Ибо как святые Отцы ниспровергли святилища и храмы демонов и на их местах воздвигли храмы в честь имени святых и эти мы почитаем, – так истребили они и изображения демонов и вместо тех устроили изображения Христа, и Богородицы, и святых. И во время Ветхого Завета, конечно, не воздвигали храмов в честь имени людей Израиля, не праздновалась память человека. Ибо природа людей была еще под проклятием и смерть была приговором [то есть наказанием], почему и была оплакиваема; и тело умершего считалось нечистым, также и касавшийся его. Теперь же, с тех пор как Божество, как некоторое животворящее и спасительное лекарство, соединилось с нашим естеством, наше естество прославлено и превращено в нетленное. Поэтому и смерть святых празднуется, и храмы им воздвигаются, и изображения начертываются. Итак, да знает всякий человек, что пытающийся уничтожать изображение, возникшее вследствие божественной любви и ревности для славы и воспоминания о Христе, или Матери Его – Святой Богородице, или ком-либо из святых и для посрамления диавола и поражения его и демонов его, и не поклоняющийся, и не почитающий, и не приветствующий его как драгоценное изображение и как Бога – враг Христа, и Святой Богородицы, и святых и мститель за диавола и его демонов, делом обнаруживая свою печаль из-за того, что Бог и святые Его чествуются и прославляются, диавол же посрамляется. Ибо изображение есть [своего рода] триумф, и опубликование, и надпись на столбе в воспоминание о победе тех, которые поступили неустрашимо и отличились, и о посрамлении побежденных и низложенных демонов. |
90 Спондилёз – деформация позвонков за счет разрастания костной ткани на их поверхности в виде выступов и шипов. 93 Ион Крянгэ (1837– 1889) – классик румынской литературы, знаменитый сказочник. Был родом из Хумулешт, окончил духовную семинарию и служил диаконом, в 1872 г. был лишен сана. 101 Свт. Каллиник, румынский святой (1787– 1868; память 11 апреля н. ст.), проводивший суровую жизнь в монашеских подвигах, подобно древним пустынным подвижникам, и подобно им обладавший даром мудрости духовной. Рано стал духовником митрополита Румынии, 32 года был настоятелем монастыря Черника, 17 лет – епископом Рымникским. За год до кончины свт. Каллиник удалился в свой родной монастырь. 102 Коливары – прпп. Никодим Святогорец , Макарий Коринфский и Афанасий Парийский и их приверженцы, развернувшие в Греции конца XVIII – начала XIX в. религиозно-просветительское движение, называемое коливадским. Они возродили исихастскую традицию и опубликовали множество творений святых отцов, в том числе знаменитый сборник «Добротолюбие». Название «коливары» происходит от слова «коливо», которое ревнители чистоты Православия и незыблемости святых канонов отказывались освящать по воскресеньям и требовали соблюдения древней традиции совершения заупокойных служб по субботам. 104 Иоанн Иаков Хозевит (1913– 1960), исихаст, румынский и иерусалимский святой. Монашеский подвиг начинал в монастыре Нямц в 1930– 1936 гг. Затем подвизался на Святой Земле, в Лавре святого Саввы Освященного, был игуменом румынского скита святого Иоанна Крестителя на Иордане, затем уединился в пещере святой Анны в пустыне Хозева близ Иерихона, где и провел в молитвенном подвиге остаток жизни. Спустя 20 лет нетленные мощи Иоанна Иакова Румына были обретены в этой пещере и перенесены в монастырь святого Георгия Хозевита, где и ныне почивают открыто для поклонения. 105 Иером. Дионисий Игнат(1909– 2004), подвижник благочестия, афонский старец из келии св. вмч. Георгия, скит Колчу, был современником и земляком старца Клеопы, родом из того же уезда Ботошань. Семнадцатилетним юношей он пришел на Святую Гору Афон и здесь в монашеских подвигах провел всю свою жизнь, 78 лет. |
124. Сколько чего сработано в неделю, Авва поверил в конце недели. Рогожи слагались на паперти храма: их пересчитывали, равно пересчитывали и приготовленные верви. Количество всего вносилось в записную книгу, которая в Августе в общем собрании, подвергалась ревизии. При поверке Аввою присутствовали смотритель дома, кончившего недельничание, и смотритель дома, принимавшего ее; последний, вероятно, для выслушания замечаний, которые надлежало передать работающим (п. 27). 125. Изделия братий тщательно блюлись; и если кто из смотрящих за ними как нибудь портил, терял или затрачивал какое из них, то подвергался за то ответственности (п. 147). 126. Для всех работ и послушаний по монастырю, в саду, в огороде, в поле, недельный распорядитель, после утренних молитв испрашивает у Аввы распоряжений, и что тот прикажет, приводит то в исполнение (п. 25). 127. Устав подробно определяет тот случай, когда выходили на работу за монастырь всем домом, или даже всем братством монастыря. Отправлялись за монастырь или работать в поле, или нарезывать ветви, или собирать дрова, и еще какую то траву, которую солили и употребляли между прочим и во время этих самых отлучек из монастыря, продолжавшихся иногда неделю и две. Вот как уставе определяет весь ход дела при сем! 128. Когда дан знак выходить на работу, выходят все; смотритель дома идет впереди; никто не должен спрашивать, куда и для чего идут;-дома остаться могут только те, кому велит Авва (и. 58). 129. Когда все дома будут собираемы на одно какое дело, смотритель первого дома пусть предшествует всем, а прочие идут за ним по порядку домов и братий (п. 59). Вероятно, в это время нередко отправлялся с ними и Авва монастыря, как можно заключить из примера пр. Феодора. 130. Когда идут на работу, никто не может заходить вперед или выходить из порядка (п. 63. 130). Не должны они говорить между собою; но всякой пусть повторяет на память что либо из Писания и размышляет о том (п. 59). 131. Если встретится кто, и имеет нужду сказать что либо какому брату, к нему выходит привратник монастыря и служит посредником в сношениях его с братом. Если привратника не будет тут почему либо, то смотритель дома, или другой кто, кому это будет поручено, будет давать ответы встречающимся (п. 59). |
| |