Вскоре в Новогрудке состоялась встреча Фотия с Витовтом. Там же митрополит имел беседу с послом византийского императора Мануила II Палеолога Мануилом который, скорее всего, выступал посредником в деле примирения Фотия и Вероятно, уже во время этой встречи была достигнута договоренность о возвращении Фотия к управлению православными епархиями в Великом княжестве Литовском, после чего митрополит получил возможность их объехать и проинспектировать. Из Новогрудка Фотий отправился в Этот визит явно имел символическое значение: Фотий демонстрировал, что восстанавливает свою законную, но попранную Цамблаком юрисдикцию над Первопрестольным градом Русской Церкви. Скорее всего, с этой поездкой связано написание митрополитом еще одного послания братии Киево-Печерского монастыря об исполнении монашеского а также, вероятно, появление датируемого 1420–1428 гг. окружного послания, адресованного православному духовенству, князьям и мирянам Великого княжества Литовского о «казнех Из Киева Первосвятитель направился в Слуцк, где крестил князя Семена Александровича, сына Слуцкого князя Александра (Олелько) Владимировича, внука Киевского князя Владимира Во 2-й половине 1420 — начале 1421 г. митрополит Фотий побывал в Мозыре, Галиче, Львове, Владимире-Волынском, Вильно, Борисове, Друцке, Тетерине, Мстиславле, Из географии поездок св. Фотия видно, что в это время ему подчинялись православные епархии как на территории Литвы, так и Польши, т. е. единство Русской Церкви в этот период было им целиком восстановлено. Весной 1421 г. свт. Фотий вернулся в Москву, но уже летом 1422 г. вновь направился в Великое княжество Литовское на встречу с Подробности этой поездки неизвестны. Возможно, она была связана с тем, что великая княгиня Московская Софья Витовтовна решила посетить своего отца: летописец сообщает, что Фотий поехал в Литву «наперед великиа княгини Софьи». После этого в течение почти 3 лет о деятельности Фотия летописи практически ничего не сообщают, фиксируя лишь факт совершения им в октябре 1424 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591481/

Преподобный Арсений Коневский родился в Новгороде Великом. Он был ремесленником, ковцом по меди. В 1373 году поступил в Новгородский Лисицкий монастырь, где принял монашество с именем Арсений. Одиннадцать лет прожил молодой инок в обители, проходя различные послушания. Стремясь к еще более высоким духовным подвигам, преподобный Арсений ушел на Святую Гору Афон. В одном из афонских монастырей он провел 3 года, занимаясь изготовлением посуды из меди для афонских монахов; много времени преподобный Арсений посвящал молитве. Когда настало время возвращения на Русь, игумен Иоанн благословил его иконой Пресвятой Богородицы, впоследствии получившей наименование Коневской, и передал подвижнику общежительный устав. Дальнейший подвиг преподобный Арсений проходил на Валааме. Часто взывал инок ко Господу, молитвенно просил он указать место для устроения новой обители. И вот однажды, когда он находился в море, случившаяся буря принесла его к острову Коневец, что на Ладожском озере. Здесь по Промыслу Божшо преподобный Арсений поставил Крест доставшись для подвигов, построил часовню в 1393 году. После пятилетнего подвига в скиту преподобный Арсений преобразовал его в 1398 году по благословению Новгородского архиепископа Иоанна (1389–1415) в общежительный монастырь, где построил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, Впоследствии, при архиепископе Симеоне (1416–1421), угодник Божий вновь посетил Святую Гору Афон, где испросил молитв и благословения для своей обители. Оставшиеся без игумена братия монастыря стали претерпевать различные лишения и хотели разойтись. Но живший неподалеку старец Иоанн постоянно молился о них на вершине острова. Матерь Божия явилась ему в сонном видении и утешила: «Скажи сетующим братиям, что Арсений скоро доставит им всякое продовольствие». Действительно, преподобный Арсений скоро возвратился и привез все необходимое. В 1421 году после разлива Ладожского озера братия вынуждены были перейти на новое место на том же острове. Под мудрым руководством преподобного Арсения обитель вновь духовно процвела. Новгородские архиереи не оставляли иноков обители без своей помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Прп. Арсений поселился на возвышенном месте, к-рое после явления Пресв. Богородицы, именовалось Св. горой; затем переселился в бухту, на берег Ладоги. По позднему преданию, через год на Коневец пришел инок Лаврентий, посланный валаамским игум. Силой, чтобы позвать преподобного на Валаам. Но прп. Арсений не согласился. Из печатной редакции Жития (1850) прп. Арсения известно, что в числе первых насельников К. м. были преподобные Феофил и Иаков Омучские, после 1395/96 г. основавшие Феофилову пуст. в Псковском крае (совр. дер. Феофилова Пустынь). В 1398 г. братия К. м. построила первую небольшую ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. В конце правления Новгородского архиеп. свт. Симеона (1416-1421) прп. Арсений вторично отправился на Афон. Во время его отсутствия в К. м. не хватало хлеба, братия голодала и решила оставить мон-рь. Тогда ученик преподобного, старец Иоаким, взошел на гору и стал молиться. В полусне ему явилась Пресв. Богородица, сказав в утешение, что игумен скоро вернется и привезет все необходимое. На следующий день прп. Арсений доставил из Новгорода на 2 больших судах множество припасов. Место молитвы инока Иоакима назвали Св. горой, впосл. там поставили крест, в XIX в. устроили скит, куда в день памяти основателя К. м. совершался крестный ход. Ок. 1421 г., после наводнения, прп. Арсений с братией перешел на более возвышенную часть острова, где обитель находится до наст. времени. Вероятно, летом 1446 (1444 ?) г., во время поездки по Северу, преподобного посетил архиеп. Новгородский Евфимий II Вяжицкий , бывш. игумен Лисицкого мон-ря. Святитель оставил прп. Арсению на память свой ветхий белый клобук. В честь архиерея монастырский залив, где его встретили игумен с братией, назвали Владычной Лахтой. Вскоре после этого события прп. Арсений скончался и был похоронен под папертью ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Впосл. над местом погребения был устроен придел во имя прп. Онуфрия Великого, т. к. коневской подвижник преставился в день его памяти - 12 июня. Еще при жизни прп. Арсения его преемником стал игум. Иоанн.

http://pravenc.ru/text/1841922.html

Преподобный Арсений пять лет подвизался в скиту своем, показывая собою суеверам, что их духи, благотворители и каратели, не смеют коснуться до него. В 1398 году преобразовал он скит свой «на Коневском острове», по благословению Новгородского архиепископа Иоанна (1389–1415), в общежительный монастырь, где построил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Впоследствии, при архиепископе Симеоне (1416–1421), угодник Божий вновь посетил святую гору Афон, где испросил молитв и благословения для своей обители. Во время его отсутствия крайняя скудость провизии повергла всех братий в такое смущение, что они было решились покинуть обитель. В глубокой скорби в постигшем испытании ближайший ученик преподобного благочестивый Иоаким вдали от монастыря, в глухом лесу, повергся со слезами, моля Пресвятую Богородицу помочь им в великом горе. Погруженному в легкий сон, этому старцу в небесной славе явилась Преблагая Царица неба и земли и возвестила о скором прибытии преподобного. На другой день, действительно, прибыл прп. Арсений на двух больших судах со множеством припасов. В незабвенную память этого радостного и дивного явления Божией Матери и в вечное благодарение за материальное попечение Ее о монастыре, по благословению преподобного, на месте явления иноки поставили крест и святую икону Богоматери; самая гора, которую осенило благодатное явление, с тех пор называется «Святою»; впоследствии на месте явления построены часовня и скит. В 1421 году необыкновенный разлив Ладожского озера, смывший некоторые постройки бедной обители, заставил преподобного Арсения перенести обитель на новое место на том же острове, где мало-помалу им был сооружен каменный храм с деревянными келлиями и оградой. Архиепископ Евфимий, поступивший на кафедру с Лисичьего монастыря, много содействовал преподобному в устроении новой обители. Коневец стал тогда известным для многих в Новгороде. Благочестивые новгородцы стали посещать уединившуюся на острове обитель и доставляли ей свои пособия. Святитель Евфимий также посещал Арсения на Коневце и в знак духовной дружбы подарил свой клобук. В память посещения святителя прозвалась самая лахта, или пристань, при которой стоял прежний монастырь, Владычной лахтой. В заботах и трудах об обители и в подвигах иночества прп. Арсений достиг глубокой старости. Если неизвестны годы земной его жизни, то не укрылись годы иноческие, ибо 65 лет провел он в постнической жизни. Поручая обитель свою Матери Божией, обещал прп. Арсений духом не расставаться с братией и в самую минуту своего исхода, поддерживаемый учениками, приобщился Божественных Таин и мирно скончался 12 июня 1447 году.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Index analyticus, 1425–34. JOANNES CITRI ep., s. XIII, 119. Responsa ad Const. Cabasilam episcopum (Leunclavius), 959–86. Alia (in nolis Cotelerii), 1, 863–4; 906. JOANNES CLIMACUS, a. VII, 88. (Ex editione M. Rader.) Scala Paradisi, 631–1164 (Prologus spurius, 627–8). Index capitum, 629–30. Liber ad Pastorem, 1165–1210. Epistola ad Joan. Raithuensem, 625–8. Notitia Labbe-Bellarmin, 579–82. Rader. Isagoge ad S. Climaci Scalam, 585–82. Index analyticus, 1985–2006. JOANNES COMES largitionum, s. V. Relatio in Synodico, с. 16, 84, 605–7. JOANNES II COMNENUS, imperator, Ш8–43, 132. Novellæ constitutiones: 1 .    Aurea bulla pro Venetis, omissa. 2 .  De ecclesia orbata episcopo (Leunclavius), 1149–54. JOANNES CP. DIACONUS s. XI. Vita S. Josephi hymnographi, 105, 939–76. AA.SS. Commentarius prævius, 931–40. Laudatio S. Bartholomæi apost., Latine (Surius), 105, 1421–26. De Dei circa hominem o_economia, 120, 1293–6. Monitum Mai, 1291–2. JOANNES CP., episcopus. Vide J. CHRYSOSTOMUS, J. JEJUNATOR, J. VI., J. XIPHILINUS, J, CAMATERUS. J. VECCUS, J. GLYCYS, J. CALECAS. JOANNES CP. imperator. Vide J. COMNENUS, J. DUCAS J. PALæOLO-GUS, J. CANTACUZENUS.. JOANNES VI, CP., patr., 715, 96. Epistola ad Constantinum papam, 1415–34. JOANNES CYPARISSIOTA, s. XIV, 152. Palamiticarum transgressionum I. l et 4 (Combefis), 663–738 (fg. 148, 76–77). De Deo expositio materiaria decades 1–10, latine, 152, 741–992. Turriani præfatio, 739–42. Index scriptorum laudatorum, 991–95 et 150, 787–94. Notitia FH., 152, 661–64. JOANNES DAMASCENUS, s. VIII, 94–96. (Editio Lequien). 94 . Dialectica, 521–676. Liber de hæresibus, 677–780. De fide orthodoxa (Prologus, 781–84; index cap., 783–88), 789–1228. De imaginibus orationes 1–3, 1231–1284; 1283–1318; 1317–14.20. De recta sententia, 1421–1432. Contra Jacobitas, 1435–1502. Dialogus contra Manichæos, 1505–84; alius (M.), 96, 1319–36. Disputatio Christiani et Saraceni, 1585–98; alius (G.), 96, 1335–68. De draconibus, 94, 1599–1602 et strygibus, 1603–4. 95 . De sancta Trinitate, 9–18.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Посему трудами своими он старался принести плоды, по Евангелию, не в тридцать или шестьдесят, а во сто крат 1874 . Прежде, когда он еще не принял высокого святительского сана, он имел заботу только об одной душе своей, а теперь, когда стал епископом, явилась потребность заботиться уже о душах многих, чтобы можно было с дерзновением сказать Господу Владыке: «Вот я и дети, которых дал мне Господь» ( Ис.8:18 ). Помышляя о сем и о многом другом в любомудренной душе своей, преподобный Евфимий ощущал в сердце своем большое смущение, но все возлагал на Бога, и надежды его не посрамил Господь, Которому да будет слава теперь, всегда и вечно 1875 . Тропарь, глас 4: Избран быв Богови от юности, святителю Евфимие, и сего ради архиерейства саном почтен быв, упасл еси люди, яже тебе Богом врученныя: темже и по преставлении чудес дарования от Господа приял еси, исцеляти различныя недуги. Того моли о нас совершающих честную память твою, да тебе вси непрестанно ублажаем. Кондак, глас 8: Яко архиереем сопрестольник, и святителем изрядный поборник был еси, святителю Евфимие: не престай сохраняя отечество твое, град же и люди, иже тебе верою почитающыя, и честным мощем твоим поклонящыяся, да велегласно тебе вси вопием: радуйся святителю богомудре. 1857 Такое наименование носил в древности нынешний город Новгород. Он был одним из древнейших и известнейших городов в древней Руси. 1861 Новгородский архиепископ Симеон (Сампсон), из простых иноков, управлял Новгородскою епархией после смерти архиепископа Иоанна с 1416 до 1421 года. 1862 В практике новгородских владык это был первый случай, когда заведование церковным имуществом поручено было иноку, до сего времени экономы архиепископского дома в Новгороде избирались из мирян. 1863 Тут разумеется Евфимий I (Емелиан) брадатый, занявший архиепископскую кафедру в Новгороде после краткого правления (с 1421 до 1423 г.) избранного, но не посвященного Феодосия; Евфимий I был архиепископом Новгородским с 1423 до 1429 года. 1864 Хутынский монастырь (Хутынь) основан был в 1192 году знатным новгородцем Алексием, в монашестве Варлаамом, и находится на реке Волхове, на правом ее берегу, в 10 верстах от Новгорода вниз по течению этой реки. 1865 Рождество-Богородицкий Лисицкий (на Лисьей горе) монастырь находился в 7 верстах от торговой стороны Новгорода. Упоминается в 1392 году. 1867 Избрание Новгородского владыки с 1156 г. зависело не от митрополита с собором епископов, а исключительно от самих новгородцев, от их веча. Избирали обыкновенно трех кандидатов, и жребии их полагались на престол в храме святой Софии; два жребия по окончании литургии вынимались один за другим протопопом и объявлялись всему народу; наконец, жребий, оставшийся на престоле, указывал на избранника Божия. Так избран был и преподобный Евфимий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Он начал активно вмешиваться в борьбу между наследниками Баязида, поддерживая то одного, то другого претендента на престол. Такая политика приносила свои плоды: в борьбе за власть тур. принцы искали альянса с Византией. Одновременно М. П. прилагал дипломатические усилия к поиску помощи от зап. правителей, отправляя послов во Францию, в Англию, в Арагон, в Венецию, к папскому двору, однако всякий раз сталкивался с безразличием Запада к судьбе Византии. Внутреннее положение М. П. усугубилось катастрофической нехваткой финансовых ресурсов. Серьезные споры разгорелись в Церкви в связи со смещением К-польского патриарха Матфея I в 1402 г. В Морее нарастало сопротивление местных магнатов. После смерти брата М. П., деспота Мореи Феодора I, в 1407 г. он назначил новым деспотом своего сына Феодора II и лично отправился в Мистру, чтобы усмирить местную знать и упорядочить дела в Морее. После смерти Иоанна VII (1408) М. П. прибыл в Фессалонику, чтобы передать ее под управление др. своего сына, Андроника. В 1414-1415 гг. М. П. вновь побывал на Пелопоннесе и лично контролировал восстановление оборонительной стены (Гексамилиона) на Коринфском перешейке для обеспечения безопасности морейских владений с севера. Смерть имп. Мануила II Палеолога. Миниатюра из Летописного свода. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 29) Смерть имп. Мануила II Палеолога. Миниатюра из Летописного свода. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 29) Междоусобица преемников Баязида I (1403-1413) исключила активные действия турок против Византии. И все же в 1411 г. К-поль был осажден, пусть ненадолго и безуспешно, войсками Мусы, одного из претендентов на тур. престол, поскольку М. П. оказывал поддержку его сопернику в борьбе за власть Сулейману. Ситуация в регионе стала меняться, когда в 1413 г. победу в османской междоусобице одержал султан Мехмед I (1402-1421), консолидировавший тур. владения и укрепивший свою власть в М. Азии. Мехмед еще поддерживал мирные отношения с М. П. Новый этап тур. завоевания Византии начался с воцарением султана Мурада II (1421-1451).

http://pravenc.ru/text/2561896.html

Кафедра новгородских святителей со времени введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державой. Том 1 Источник Том 2 → Содержание Епископы 1. Св. Иоаким Корсунянин (992–1030) 2. Св. еп. Лука-Жидята (1035–1059) 3. Еп. Стефан (1060–1068) 4. Еп. Феодор (1069–1078) 5. Св. еп. Герман (1078–1096) 6. Св. еп. Никита (1096–1107) 7. еп. Иоанн Папин (1108–1130) 8. Св. еп. Нифонт (1130–1157) 9. Св. еп. Аркадий (1157–1165) Архиепископы 1. Св. Иоанн (в иночестве Илия) (1165–1186) 2. Св. архиепископ Григорий (в мире Гавриил) (1186–1193) 3. Св. архиепископ Мартирий (1193–1199) 4. Архиепископ Митрофан (с 1199 по 1211, вторично с 1219 по 1223); 5. Св. архиепископ Антоний (с 1212 по 1220, вторично с 1225 по 1230); нехиротонисанный чернец Арсений (с 1223 по 1225 г., вторично в 1228 г.) 6. Архиепископ Спиридон (1229–1249). 7. Архиепископ Далмат (1251–1274) 8. Архиепископ Климент (1274–1299) 9. Архиепископ Феоктист (1299–1307) 10. Архиепископ Давид (1307–1324) 11. Св. Архиепископ Моисей (с 1324 по 1329 г., вторично с 1352 по 1359 г.) 12. Св. Архиепископ Василий (1329–1352) 13. Архиепископ Алексий (1359–1388) 14. Архиепископ Иоанн 2-й (1388–1415) 15. Св. Архиепископ Симеон (1415–1421) 16. Феодосий – нехиротонисанный (с 1421 по 1423) 17. Архиепископ Евфимий I-й – брадатый (1423–1428) 18. Св. архиепископ Евфимий 2-й Вяжищский (1429–1458) 19. Св. архиеписноп Иона Отенский (1458–1470) 20. Св. архиепископ Феофил (1470–1480) Перечень Новгородских архиереев, составленный в конце XV века, напечатанный в «Духовном Вестнике» 1862 г. за месяц март, стр. 56, 57, 58 и 59     Христианство началось в Новгороде (в 992 г.) вскоре по утверждении его в Киеве, тогда же образовалась здесь и святительская кафедра, которая, в продолжение 168 лет, почти ничем не отличалась в отношении своих прав от других епископских кафедр в Русской земле; она состояла в полной зависимости от митрополита Киевского и не имела тени самостоятельности. Митрополит Киевский по своему усмотрению назначал епископов в Новгород, не посвящал в епископский сан тех, которых предлагали ему Новгородцы (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Dialogus cum Nestorio (M.), 247–56. Quod B. Maria sit Deipara (M.), 255–92. Scholion M. de Θσοτχω 291–2. Explicatio XII capitum, 295–312. Apologeticus pro 12 capitulis centra Orienmales (cum admonitione Garnerii, 313–16, 315–86. Apologeticus contra Theodoretum, 385–452. Apologeticus ad piissimum imperatorem Theodosium, 453–88. De recta fide ad Theodosium, 1132–1200. – ad reginas, lib. 1–2, 1201–1420. Adversus Anthropomorphitas, 1065–1132. Variæ lectiones, 1463–4, Contra Julianum, libri 1–10, 503–1064; 1057–64; Variæ lectiones, 1453–64. Præfatio Spanhemii, 489–504. Fragmenta ex operibus dogmaticis, 1421–54: De synagogæ defectu (M.), 1421–24. Adversus negantes offerendum esse pro defunctis, (Allatius), 1423–26. Contra Synousiastas latine, (M.), 1427–38. Contra Theodorum et Diodorum latine (Mansi et M.), 1437–52. Adversus Pneumatomachos (M.), 1451–54. Varia (M.), 1453–4. Index analyticus in tomum 76, 1463–80. X. EPISTOLÆ 1–88, 77, 9–390. (In Synodico, 84, cap. 1, 56, 85, 108, 194–5, 198, 204–12, 214–15, 217–8). HomiliÆ paschales 1–30 (index, 397–400), 77, 401–982. Arnobii vetus interpretatio latina hom. 17 X (M,), 789–800. Salmasii prolegomena, 391–6. HomiliÆ diversæ, 1–22, 981–1116: 1 . Ephesi habita valde pulchra, 981–86. 2 . Ephesi dicta (in die=templo) S. Joan, ev., 985–90, 3 . De Paulo Emesæ ер. et de Inc. Dom., 989–92. 4 . Ephesi in Nestorium habita, 991–96. 5 . Ephesi dicta... deposito Nestorio, 995–1002. 6 . Ephesi dicta in Joannem, ep. Ant., 1001–1006. 7 . Ephesi priusquam a comite comprehenderetur, 1005–10. 8 . Ephesi in majori Ecclesia, latine, 1005–10. 9 . In Transfigurationem Domini, 1009–16. 10. In mysticam cenam, 1015–30. 11 . Encomium to S. Mariam Deiparam, 1029–40. 12 .In occursum D.-N. .J.-C, 1039–50. 13 .In sanctum festum Palmarum, 1049–72. 14 .De exitu animi et de 2 o adventu, 1071–90. 15 .De incarnatione Dei Verbi (M.) 1089–96. 16 .In die festo S. J. Bapt. contra Nestorium (M.), 1095–96. 17 . In parabolam vineæ, 1095–1100. 18 . Oratiunculæ tres in translatione reliquiarum

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Святитель Евфимий, архиепископ Новгородский в миру Иоанн, родился в Великом Новгороде в последней четверти XIV века. Отец его, священник Михей, служивший в новгородском храме во имя святого великомученика Феодора Стратилата, и благоверная супруга его Анна, долго не имея детей, дали обет посвятить своего первенца Богу. Этим первенцем и был младенец, нареченный во святом Крещении Иоанном. В детстве святой Иоанн сторонился суетных игр, рос задумчивым и кротким. Он постоянно посещал храм, прислуживал за богослужением своему отцу. Отданный учиться, мальчик заметно преуспевал в изучении Священного Писания . Достигнув пятнадцатилетнего возраста, отрок Иоанн взял родительское благословение и присоединился (не ранее 1411 года) к четырем инокам, основавшим незадолго до того обитель в урочище Вяжище (Вежище) в окрестностях Новгорода. Игумен обители Пахомий, который был прозорливым, с радостью принял нового инока, посланного Богом, и постриг его с именем Евфимий. Несколько лет подвизался святой инок Евфимий в Вяжищском монастыре, во всем проявляя смирение и послушание, усиленно предаваясь молитве и посту. Молва о его добродетелях дошла до святителя Симеона, архиепископа Новгородского (1415–1421), который призвал инока Евфимия и назначил его своим экономом (вероятно, тогда же святой Евфимий был возведен в сан иеромонаха). В новой и весьма ответственной должности святой Евфимий не только честно и исправно вел хозяйственные дела огромной епархии, но и не оставлял своих иноческих подвигов, вызывая всеобщее изумление. Так продолжалось и при преемнике святителя Симеона, нареченном архиепископе Феодосии (1421–1423). При архиепископе Новгородском Евфимии Брадатом (1423–1428) святой Евфимий отпросился на безмолвие в Хутынский монастырь. Вскоре по просьбе иноков Лисицкого (основан в конце XIV в.) Рождество-Богородицкого монастыря он принял игуменство в этой обители (в семи верстах к северу от Новгорода). В течение пяти лет игумен Евфимий управлял Лисицким монастырем, подавая всем инокам пример духовной мудрости, простоты и добросердечия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010