Мефодию – в трех списках, из которых старейший писан в 1699 г. Калайдович К.Ф. Описание мужского монастыря св. чудотворца Николая. 902 Калайдович К.Ф. Описание мужского монастыря св. чудотворца Николая. «Память преподобного празднуется в обители и в окрестных селениях июня 14 д.» (Там же). По другому источнику, прп. Мефодий преставился 4 июня 1392 г., а память празднуется в один день с памятью Мефодия патриарха, 14 июня ( Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. V). 903 О сочинениях св. Иоанна см.: Филарет, архиеп. Черниговский. Историческое учение об отцах Церкви. 907 Надпись на раке святителя ( Евгений (Болховитинов) , митр. Описание КиевоПечерской лавры). Митр. Евгений говорит, что по этой же надписи свт. Михаил погребен был в Десятинной церкви и в Антониеву пещеру перенесен при игум. Феоктисте в 1103 г. (см.: Евгений (Болховитинов) , митр. Описание Киево-Печерской лавры; Он же. Описание Киевософийского собора. Киев, 1825). В надписи нет этих известий: откуда взяты они, неизвестно. Но в том нельзя сомневаться, что в Антониевой пещере мощи св. Михаила положены гораздо после 991 г., так как в этом году еще не было Антониевой пещеры. 909 Писали неосторожно: «мы знаем по летописи Несторовой, что святитель Михаил был родом из Сирии, и во время крещения Владимирова прислан был к нему (к кому? к крещению?) в Херсон». 911 Populus Ruthenorum – in flumine Dniepr ab episcopo Corsunensi et presbyteris ex Graecia adductis baptisatur ( Jan Dlugosz . Annales seu cronicae incliti Regni Poloniae, lib. I-XII. Lib. I). Слова Длугоша повторяют Меховита: per episcopum Korshcimiensem ( Maciej Miechowita. Chronica Polonorum) и Стрыковский: od. biscupa Korsunskiego... (Maciej Stryjkowski. Kronika Polska, Litewska, Zmudzka i wszystkiej Rusi). 916 Никон. л. 1, 92–94. 103. 101; Книга степенная. Ч. 1. В последнем только одно известие о свт. Михаиле, что будто он родом из Сирии, не может быть принято критикою, так как оно невероятно само по себе, тогда как известие Иоакимовой летописи – самое естественное. |
2032 . Соколова – Богородицкая – Каширская, мужская пустынь, ныне деревня Соколова Пустынь, Московской губ., Серпуховского у., в 41 вер. к вост.-юго-вост. от Серпухова, на лев. берегу р. Оки. По описи 1578 г. находилась в следующем состоянии: «а на м-ре церк. Преч. Богородицы, древеная, на каменное дело.... да другая церк. Усекнов. честн. главы Крестит. Господня Ивана, с трапезою, древеная, клетцки, ветха, стоит без пенья; а церкви поставленье и церковное строенье игумена Иосифа Сокола с братьею. Да игумен же Митрофан с братьею сказал, что государь пожаловал прежнего игумена Варсанофья с братьею на церковное сооруженье и на монаст. строенье в 77 году (т. е. 1569 г.) 40 руб. денег». Затем видно, что после Варсонофия был игуменом Дионисий, а после него в 1576 г. Пафнутий. В 1679 г. пустынь приписана к Коломен. архиер. дому. Последний игумен Иосиф упоминается в 1739 г. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 172; Ратшин, 528; Бакмейстер, “Топогр. известия”, 72; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 796, 8; Калачев, “Писцов. кн. ст.”, I, Отд. 2, 1430 (влад. в Раставском стане Кашир. уез.), 1521 (подроб. опись м-ря и его владений). 2033 . Соколовская, мужская пустынь, близ села Соколова, Московской губ., Звенигородского у., в 36 вер. к сев. от Звенигорода и в 15 вер. от Воскресенского, Нов. Иерусалим, м-ря, там, где ныне в роще сохранились два дуба. История ее неизвестна, но здесь, по преданию, спасались пустынники Никон, Тихон и Василий. Последнего местные жители забыли, но о первых двух память сохранилась, даже соседние крестьяне называют село Соколово не иначе, как «Тихон–Никон». Икона их находится в местной церкви. Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 85, 210. 2034 . Сокольская, мужская пустынь, совсем уничтоженная, Рязанской губ. и уезда. В описании славяно-русских рукописей книгохранилища ставроп. Воскресенского, Новый Иерусалим называемого, м-ря против книги «Служебник» Москов. печати отмечено, что она по повелению архим. Арсения в 1703 г. отослана в приписную Сокольскую пустынь Рязанского уез. “Чтения в И. Общ. ист.”, 1871 г. I, смесь, 6. |
Полезные ссылки Сейчас в разделе 164 чел. Всего просмотров 2.5 млн. ©2024 Богослужение сегодня к содержанию Начало богослужебного дня в 16:00. Богослужебные указания Богослужебные указания за 30 марта 2024 года 17. Суббота 2й седмицы. Поминовение усопших. Прп. Алексия, человека Божия. Прп. Макария, игумена Калязинского, чудотворца. Совершается заупокойная служба Триоди в соединении со службой Октоиха и рядовой службой Минеи (прп. Алексия, человека Божия). Повечерие великое (без поклонов): По 1м Трисвятом – тропарь, глас 2й: «Апостоли, мученицы и пророцы…». «Слава» ин тропарь глас тот же: «Помяни, Господи…», «И ныне» Богородичен, глас тот же: «Мати Святая…». По 2м Трисвятом – тропари Часослова (обычные), глас 6й: «Помилуй нас, Господи…». По «Слава в вышних…» – поется служба свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского (с 18 марта), и заупокойный канон Октоиха, глас 1й (с утрени субботы, без ирмосов). Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как заменяется заупокойным. После канонов – «Достойно есть». По 3м Трисвятом – кондак, глас 8й: «Со святыми упокой…» (вместо «Господи Сил…»). «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Возглас: «Молитвами святых отец наших…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескверная, Неблазная…», «И даждь нам, Владыко…», «Преславная Приснодево…», «Упование мое Отец…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш…». Обычное прощение. Ектения: «Помолимся…». Полунощница обычная – субботняя. Утреня начинается обычным порядком (см. 10 марта). Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» , глас 2й, с заупокойными стихами: 1й – «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи»; 2й – «Память их в род и род»; 3й – «Души их во благих водворятся». Тропарь, глас 2й: «Апостоли, мученицы и пророцы…» (дважды). «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Мати Святая…». |
прот. Кекелидзе в книге «Литургические грузинские памятники», стр. 228–313. Ср. там же, стр. 488–506. Прот. Кекелидзе (Лит. Груз. памятники, стр. 499) определяет время происхождения греческого оригинала Великого Синаксаря совершенно точно 895–906 годами на том основании, что в Синаксаре есть память св. патриарха Антония, умершего в 895 г., и нет памяти следующего патриарха Николая, умершего в 906 году; совершенно таким же образом определяет он и время появления синаксаря Устава Великой Церкви, изданного проф. Дмитриевским, годами 878 (смертью патриарха Игнатия, имеющегося в числе святых Синаксаря) и 886 (смертью патриарха Фотия, отсутствующего в Синаксаре). Но мы совершенно не понимаем такого метода определения. Наличность памяти Антония и Игнатия, конечно, свидетельствует, что памятники в их настоящем виде не могли появиться ранее смерти этих лиц, но отсутствие в числе святых, указанных Синаксарем, следующих за Антонием и Игнатием патриархов Николая и Фотия свидетельствует не о том, что Синаксари составлены до смерти этих патриархов, а о том, что они явились до дня внесения и утверждения Николая и Фотия в числе святых, последовавшего конечно не тотчас же после их смерти, а значительно позже. В действительности Великий Синаксарь никак не мог явиться ранее второго десятилетия XI века. Св. Афанасий, умерший между 997–1011 г.г. (см. у нас выше, стр. 29), еще не знает никакой более полной записи монастырского устава, кроме ‘Υποτπωσις; – а св. Феодора Студита . Несомненно не знал его и знаменитый организатор Афоно-Иверской Лавры св. Евфимий, действовавший между 997 и 1012 годами. О св. Евфимии известно, что он «введши в своем монастыре священные чины и последования всего года в том виде, как они изложены в «Великом Синаксаре», однако почему-то перевел на грузинский язык не «Великий» Синаксарь, а «Краткий». Биограф одного из преемников св. Евфимия – Георгий объясняет этот факт тем, что у св. Евфимия, «всецело занятого переводами других книг, не было времени для перевода более пространного Синаксаря. |
– Максим Иванович, ты уже спасен, ты уже в Царстве Небесном. – А кто это знает: в Царстве ли? – ответит блаженный, глянет на образ Царицы Небесной. – Царица Небесная! – воскликнет и заплачет. Очень любил Максим Пасху. Зная службу на память, он подпевал на богослужении, а потом сидел до рассвета, молился. На Пасху, говорил, — солнце играет. Незадолго до своего ареста (1928) Максим Иванович пришел к о. Николаю Житникову и сказал: – Отец Николай, давай багаж собирать. И действительно, вскоре они оба были арестованы. Как выяснилось, секретарь деревенского комитета бедноты (позже председатель колхоза) Василий Сорокин и его сын Владимир пожаловались на юродивого в ОГПУ, просили забрать его в тюрьму. За блаженным и отцом Николаем приехали в село. Стояла зима. Андрей Груздев спросил у милиционера, в чем обвиняют Максима Ивановича? Милиционер ответил: «Да нам не жалко. Он нам не мешает, но на него уже третье заявление подано с просьбой арестовать. Так что собирайся, Максим Иванович, поехали». Максиму не потребовалось время на сборы: у него не было вещей. По пути одна женщина спросила у Максима, куда его везут. Он радостно ответил: «К Царю на обед!» Он знал, что впереди его ждут жестокие побои и смерть, но и видел, какую награду приготовил ему Господь за страдания. В кинешемской тюрьме юродивому организовали пытки, держали то в жаре, то в холоде. Священник Николай Житников был свидетелем мучений и убийства блаженного и говорил, что святой безропотно переносил страдания и «умер, как великий праведник». За что арестовали блаженного? А все-таки, за что же арестовали блаженного Максима Ивановича? Чем помешал «странненький» главе деревенской бедноты Сорокину и его сыну-трактористу? Вроде не кулак, чтоб позавидовать, и не видный катехизатор молодежи? Так за что? Клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), автор житий новомученников и исповедников российских, игумен Дамаскин Орлов, на вопрос, чем советской власти мешали юродивые, говорит так: |
Кровь их насквозь пропитала всю землю в Колизее. Недаром св. Григорий Двоеслов, папа римский, дал послам императора Юстиниана, пришедшим к нему из Византии, как высшую святыню, горсть земли из Колизея, завернув ее в богатую ткань; причем, заметив, что они не понимают значения этого дара, сказал им с сердечным умилением: «Вы не понимаете, что я даю вам: эта земля пропитана кровью мучеников за веру». Первый, чья кровь обагрила песок Колизея, был священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохский (память 20 янв. и 29 дек.). Мужественно выступали за Христа на арене того же Колизея великомученик Евстафий Плакида и его супруга Феопистия и их чада Агапий и Феопист (память 20 сент.), св. мученица Татиана (память 12 янв.), свв. мученики Персидские князья Авдон и Сеннис (память 30 июля), священномученик Елевферий (память 15 дек.) и множество других страстотерпцев Христовых, из которых одни здесь же обрели себе блаженную во Христе кончину, а другие, явившись внезапно, подобно пророку Даниилу, пастырями львов яко овец, выходили из Колизея Божиим велением невредимы для того, чтобы на ином пути страданий стяжать мученические венцы. С водворением мира в Церкви Божией при св. равноапостольном царе Константине гонения на христиан прекратились; но гладиаторские бои в Колизее все продолжались до начала V в., когда они были отменены указом императора Гонория. О прекращении их в церковной истории блаженного Феодорита, епископа Кирского, рассказывается так: «Был тогда некто Телемах, возлюбивший подвижническую жизнь. Удалившись с Востока и с известной целью прибыв в Рим именно в то время, когда происходило то ненавистное зрелище, он сам вступил на поприще и, сошедши вниз, покушался остановить бойцов, действовавших друг против друга оружием. Но зрители кровопролития были раздражены этим и, воспламенившись неистовством демона, который увеселяется человеческой кровью, побили камнями поборника мира. Узнав это, дивный царь причислил Телемаха к победоносным мученикам, а нечестивое зрелище отменил». |
Певцы: «Аминь». «Буди имя Господне…» (трижды). [«Слава, и ныне».] Псалом 33й. Во время чтения или пения 33-го псалма иерей раздает антидор (хранившийся с полной литургии) молящимся. Затем иерей, благословляя народ, произносит: «Благословение Господне на вас…». Певцы: «Аминь». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей творит отпуст . Певцы поют многолетны. Примечание. Церковный Устав указывает дни, когда может совершаться Литургия Преждеосвященных Даров. Это среды и пятницы первых шести седмиц Великого поста, четверток 5й седмицы, Понедельник, Вторник и Среда Страстной седмицы, 24 февраля и 9 марта, храмовый или полиелейный праздник (если случится в седмичные дни – не в субботу и Неделю) . Совершение данной Литургии в других случаях, например ради погребения или поминовения усопших, будет недопустимым и неоправданным нарушением Устава, поскольку на Преждеосвященной литургии нет самых важных и действенных поминовений: в конце анафоры (Евхаристического канона) и с изъятием частиц в память усопших и омовением их в Крови Христовой. Именно потому, что Литургия Преждеосвященных Даров не может быть заупокойной, в ее чинопоследовании не предусматривается произнесение заупокойной ектении и присоединение каких-либо заупокойных песнопений (за исключением стихиры на вечерне на «Господи, воззвах» в пятницы 2й, 3й и 4й седмиц, поскольку в субботы этих седмиц совершается поминовение усопших). Поэтому не следует допускать совершения Литургии Преждеосвященных Даров в другие дни, кроме указанных Церковным Уставом. Великое повечерие с каноном прп. Андрея Критского – по чину понедельника 1й седмицы (см. 5 марта). 1 Четвертая песнь канона Минеи (сщмчч. |
Раскрывая тему состояния души падшего человека в словах на Неделю Великого поста, посвящённую памяти преподобной Марии Египетской, святитель Иннокентий, показывает, как Святая Церковь любит по-матерински своих чад, помогает увидеть греховную болезнь души, осознать свою внутреннюю нищету перед Богом, призывает к исканию святости, чистоты и правды, стремлению к совершенству, которым обладала преподобная Мария. «Преподобная Мария являет нам образ грешницы, которая решительно разрывает узы греха, начинает подвижническую жизнь и удостаивается чрезвычайных даров благодати Божией. Кто после этого может отчаиваться в спасении?.. Но неужели и нам идти в пустыню?.. Душа! Довольно тебе и той пустыни, которая откроется в тебе, если ты внутренне отречёшься от мира» , — говорит нам святитель Иннокентий. Цикл бесед на Страстную седмицу посвящён теме страданий, распятия и крестной смерти Спасителя Господа Иисуса Христа. В «Слове в Великий Понедельник» святитель Иннокентий указывает нам причину памяти праведного Иосифа: «Он ныне и воспоминается, дабы мы в самом начале поприща крестного привели себе на память, что все обстоятельства страданий Христовых не только были предсказаны словами у пророков, но и предызображены в жизни и деяниях праведников ветхозаветных» . Преосвященный архипастырь указывает на то, что для христиан поучителен пример жизни праведного Иосифа. Он пишет: «Самая жизнь и судьба Иосифа для нас весьма поучительны. Это — образец чистоты, невинности, терпения, потом смирения в счастии и великодушия к своим гонителям» . Раскрывая духовное значение проклятия Господом бесплодной смоковницы, святитель Иннокентий указывает на то, что «проклятая смоковница выражает судьбу и каждой души грешной и нераскаянной… Души грешные и нераскаянные есть древа бесплодные, которые множеством листьев только показывают вид жизни, а на самом деле ничем не награждают трудов, над ними положенных» . В «Словах в Великий Пяток» святитель Иннокентий затрагивает множество тем, связанных с размышлениями о спасении, о Жертве Сына Божия, о покаянии как основе жизни с Богом. Особой темой является тема демократии как «гласа народа», тема мнимой правильности сделанного им выбора. Никто из проповедников не акцентировал внимание на этом моменте: «Вместо гласа Божия, каковым привыкли иногда называть глас народа, из уст иудеев раздался ужасный голос духа злобы: не Сего, но Варавву!.. Видите, когда и где явилась уже во всей силе слепота мнений и приговоров народных, коим лжеименная мудрость возмнила ныне подчинить благоустройство обществ человеческих!» . Вот чем оборачивается желание правителей заигрывать с толпой — её призывом казнить Праведника и вместе с Ним убить Истину. |
Тропарь праведной Еввуле Никомидийской Всерадостное дарование от Бога/святым женам - святыя дети;/всерадостное даяние и тебе, святая Еввуло, -/святый великомученик Пантелеимон,/милости тезоименитый,/недугующих целитель и наш заступник./Слава убо о вас Всемилостивому Владыце,/слава Подающему вами цельбы,//слава предстатели наши вас Показавшему. Кондак праведной Еввуле Никомидийской, глас 3 Память твоя, Еввуло,/веселит чтущих тя,/матерь славнаго Пантелеимона,/с нимже Божию Престолу предстоящи,//молися прегрешений оставление дати нам. Полезные ссылки Сейчас в разделе 108 чел. Всего просмотров 2.5 млн. ©2024 Богослужение сегодня к содержанию Начало богослужебного дня в 16:00. Выберите настройки для вашего храма в Личном кабинете . Богослужебные указания Богослужебные указания за 12 апреля 2024 года 30. Пятница 4й седмицы, Крестопоклонной. Прп. Иоанна Лествичника. Празднество в память сретения Пресвятой Богородицы и прав. Елисаветы, матери св. Иоанна Предтечи. Свт. Софрония, еп. Иркутского. Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона. Литургия Преждеосвященных Даров. Совершается служба Триоди (Креста). На великом повечерии в четверг вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба прп. Иоанна Лествичника (с этого дня). Примечание. Стихиры на «Господи, воззвах» прп. Иоанна Лествичника (см. в Минее 30 марта) не переносятся на повечерие, поскольку, согласно указаниям Постной Триоди, они поются на вечерне в четверг вечера (см. примечание 29 марта). На утрене – кафизмы 13я, 14я и 15я. Поется канон Креста и трипеснцы (ср.: 28 марта, примечание 1). По 9 песни – светилен гласа. Канон рядовой службы Минеи поется на повечерии. На 1м часе кафизмы нет; на 3м часе – кафизма 19я; на 6м часе – кафизма 20я; на 9м часе кафизмы нет. На часах и на изобразительных – кондак Триоди (Креста), глас 7й: «Не ктому пламенное оружие…». |
39 Sanctus Damasus, papa. De explanatione fidei. Ex concilio urbis Romae sub Damaso papae. PL. XIII col. 374–375. 40 Ср. «Но когда я упомянул о Петре, то мне пришел на память и другой Петр, общий наш отец и учитель (т.е. епископ антиохийский Флавиан), который, сделавшись преемником добродетелей того Петра, наследовал и кафедру его.» Свт. Иоанн Златоуст . Беседа II O надписании книги Деяний. Цит. по: E. Giles. Documents illustrating papal Authority. р. 168. 41 «Нельзя подрывать права примасов провинций и лишать митрополитов древних привилегий. Престол Александрии не должен потерять ничего от чести, удостоенной через св. Марка, евангелиста и ученика блаженнейшего Петра, Диоскор пал по своему упорству в нечестии, поэтому блистание столь великой Церкви не может быть помрачено никакими облаками. Церковь Антиохии, также, в которой проповедовал блаженный апостол Петр и впервые появилось имя христиан ( Деян. 11. 26 ), должна сохранять положение, определенное Отцами и, будучи на третьем месте, никогда не должна быть понижена с него. Одно есть престолы, другое–председатели, и честь каждого предстоятеля. И великая честь каждого–собственная чистота. И если в любом месте она не теряет своей почести, насколько она более славна, когда пребывает в величии града Константинополя, где многие священники находят защиту отеческих канонов и пример благопристойности». Epistola CVI. col. 1007. 43 Веллей Патеркул. Римская История кн. 2, 35. Электронный ресурс: . Дата обращения: 18.03.2020. 45 Эквитами изначально называли солдат военной кавалерии римской армии, которая комплектовалась представителями патрицианской знати. Впоследствии –привилегированное сословие в Древнем Риме, второе после сенаторов. 46 Октавиан Август. Res gestae divi Augusti (Деяния божественного Августа). 14. Электронный ресурс: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1316001000 . Дата обращения 18. 03. 2020. 50 Секст Аврелий Виктор. Извлечения о жизни и нравах римских императоров. (Epitome de Caesaribus). 31. Электронный ресурс: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1466000200 Дата обращения: 18. 03. 2020. |
| |