4Цар.15:8 .  В тридцать восьмой год Азарии, царя Иудейского, воцарился Захария, сын Иеровоама, над Израилем в Самарии и царствовал шесть месяцев. 4Цар.15:9 .  Он делал неугодное в очах Господних, как делали отцы его: не отставал от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех. 4Цар.15:10 .  И составил против него заговор Селлум, сын Иависа, и поразил его пред народом и убил его, и воцарился вместо него. 4Цар.15:11 .  Прочее о Захарии написано в летописи царей Израильских. 4Цар.15:12 .  Таково было слово Господа, которое он изрек Ииую, сказав: сыновья твои до четвертого рода будут сидеть на престоле Израилевом. И сбылось так. О дате стиха 8 сравни комментарии к ( 4Цар.14:23 ). В стихе 10 в евр. тексте неясное и едва ли не поврежденное выражение кебал-ам (иначе каблаим, кодекс 174 у Кенникотта); LXX передают как собственное имя лица: Κεβλαμ, слав. «Кевлаам», но лучше – как в русск. синод. и у проф. Гуляева: «пред народом» (Vulg. palam). Co смертью Захарии, этого четвертого преемника Ииуя, прекратилась династия последнего на Израильском престоле согласно данному самому Ииую пророчеству (ст. 12, ср. 4Цар.10:30 ). 4Цар.15:13 .  Селлум, сын Иависа, воцарился в тридцать девятый год Азарии, царя Иудейского, и царствовал один месяц в Самарии. Царствование 19-го израильского царя Селлума, который, по И. Флавию, был другом Захарии и вероломно умертвил его, длилось лишь 1 месяц. Если Захария, царствовавший 6 месяцев, воцарился в 38-м году царствования Азарии иудейского ( 4Цар.15:8 ), а Селлум – в 39-м, то, очевидно, 1-й начал царствовать во второй половине 38-го года. 4Цар.15:14 .  И пошел Менаим, сын Гадия из Фирцы, и пришел в Самарию, и поразил Селлума, сына Иависова, в Самарии и умертвил его, и воцарился вместо него. 4Цар.15:15 .  Прочее о Селлуме и о заговоре его, который он составил, написано в летописи царей Израильских. 4Цар.15:16 .  И поразил Менаим Типсах и всех, которые были в нем и в пределах его, начиная от Фирцы, за то, что город не отворил ворот, и разбил его, и всех беременных женщин в нем разрубил.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 22 1–9. Воцарение Охозии, 7-го иудейского царя, его нечестивый союз с царем израильским и гибель от руки Ииуя. 10–12. Кровавое царствование жестокой Гофолии. 2Пар.22:1 .  И поставили царем жители Иерусалима Охозию, меньшего сына его, вместо него, так как всех старших избило полчище, приходившее с Аравитянами к стану, – и воцарился Охозия, сын Иорама, царя Иудейского. См. выше ( 2Пар.21:17 ) и комментарии к этому стиху в «Толковая Библия», т. III, с. 139. 2Пар.22:2 .  Двадцати двух лет был Охозия, когда воцарился, и один год царствовал в Иерусалиме; имя матери его Гофолия, дочь Амврия. Согласно еврейскому тесту и Vulgata стиха 2 Охозии при воцарении было 42 года, между тем по стиху 20 главы 21 отец Охозии Иорам умер сорока лет, следовательно, сын его имел тогда значительно меньшее число лет. Согласно ( 4Цар.8:26 ) Охозия воцарился 22-х лет. Дата «22» стоит и в маргинальналиях кодекса 500 у Росси. Эту же дату принимают LXX по Александрийскому кодексу и кодсам 19, 55, 93, 108 (в принятом греческом тексте имеется: v τν εκοσι – около 20 лет); она удержана в славянском и русском текстах и параллельное место ( 4Цар.8:26 ) всецело подтверждает это чтение. Ошибка масоретского текста легко могла произойти из смешения букв (каф, 20) и (мем, 40). 2Пар.22:3 .  Он также ходил путями дома Ахавова, потому что мать его была советницею ему на беззаконные дела. 2Пар.22:4 .  И делал он неугодное в очах Господних, подобно дому Ахавову, потому что он был ему советником, по смерти отца его, на погибель ему. Нечестивый характер однолетнего (ср. ст. 4) царствования Охозии здесь изображается так же, как и в параллельном месте ( 4Цар.8:27 ), но с добавочным замечанием, что нечестие его слагалось под влиянием Гофолии и других родственных ему членов дома Ахава. 2Пар.22:5 .  Также следуя их совету, он пошел с Иорамом, сыном Ахавовым, царем Израильским, на войну против Азаила, царя Сирийского, в Рамоф Галаадский. И ранили Сирияне Иорама, 2Пар.22:6 .  и возвратился он в Изреель лечиться от ран, которые причинили ему в Раме, когда он воевал с Азаилом, царем Сирийским. И Охозия, сын Иорама, царь Иудейский, пришел посетить Иорама, сына Ахавова, в Изреель, потому что тот был болен.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

был смертельно ранен Ахав. Если так, то Ахав умер в том же 6-м году царствования Салманассара II, к которому, по надписи этого ассирийского царя, относится и его борьба с союзниками, во главе которых стоял царь сирийский. Если уже под 18-м годом Салманассара II в ассирийском памятнике упоминается об изъявлении покорности этому ассирийскому царю Ииуем израильским, то и библейские свидетельства о продолжительности царствования двух ближайших преемников Ахава могут быть соглашены с этим показанием ассирийского памятника. По 3Цар.22:51 , Охозия, сын и непосредственный преемник Ахава, воцарился в17-й год Иосафата иудейского и царствовал два года, так, однако ж, что его преемник Иорам другой сын Ахава, воцарился еще в 18-м году Иосафата. Следовательно, если Ахав умер Охозия воцарился в 6-м году Салманассара II, то и восшествие на престол Иорама должно было последовать уже в следующем 7-м году того же царя. Иорам по 4Цар.3:1  царствовал 12 лет, которых конец совпадает с 18-м годом Салманассара, когда по ассирийскому памятнику изъявил покорность этому Салманассару уже Ииуй. Последний, по этому вычислению, должен был в тот год только что воцариться. Если так, то от 18 года Салманассара II до 1 года Саргона прошло столько же, сколько от вступления на престол Ииуя до падения Самарии и от воцарения Гофолии, одновременного по Библии с воцарением Ииуя, до 6 года Езекии включительно. Между тем по Библии в Иудее царствовали: Гофолия 7 лет Иоас 40 Амасия 29 Озия 52 года Иоафам 16 лет Ахаз 16 лет и Езекия 6, всего 166 лет. Продолжительность царствования царей израильских в промежуток между теми же событиями определяется цифрами, дающими меньшую сумму. Ииуй, вступивший на престол в одно время с воцарением Гофолии в Иерусалиме, царствовал 28 лет Иоахаз 17 лет Иоас 16 лет Иеровоам II 41 год Захария 6 месяцев Селлум 1 мес. Манаим 10 лет Факия 2 года Факей 20 лет Озия 9 лет, всего 142 года 7 месяцев, «Христ. Чтен.», 1884 г. По списку же эпонимов, не допуская в нем перерыва, от 18-го года Салманассара II (=1-го года Ииуя) до 1-го года царствования Саргона (=года падения Самарии), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/o...

в 739–738-м. Но если допустить это, то, по-видимому, нарушается согласие библейской хронологии с ассирийской: имея в виду таблицу г. Якимова должно было бы воцарение Гофолии и 1-й год Ииуя также отнести не к 841-му году (к которому воцарение Ииуя и одновременное воцарение Гофолии относятся по ассирийским надписям), а несколько позднее. Однако и этот недочет был бы устранен, если не предполагать, как делает г. Якимов (см. стр. 42), соцарствований Иоахаза и Иоаса израильских (в числе 17 лет Иоахаза израильского первый и последний годы могли быть неполные, и потому промежуток от 23-го года Иоаса иудейского по 37-й, каковой промежуток в Библии представляется соответствующим 17 годам Иоахаза, на самом деле приблизительно таков), а также Амасии (в первые годы царствования) и отца его Иоаса. Можно было бы предположить в таблице г. Якимова приблизительно такое изменение. С 841–40 по 812-й г. Ииуй; 812–796 Иоахаз; 796–780 Иоас, несколько лет правивший совместно с Иеровоамом 2-м; 791–750 – Иеровоам 2-ой; 750-й 6 месяцев Захарии: – Селлума месяц; может быть, был некоторый промежуток, пока шла борьба за престол; 749–739 Менаим; 739–737 Факия; 749–730 Факей; 730–722 – Осия. В таблице царей иудейских: 841 – Гофолия; 834 – Иоас; 795–766–5 – Амасия, правивший последние 24 года совместно с Озией; 789 – вступление Озии; около 765 г. его единоличное правление; ок. 738 г. смерть Озии; ок. 749–8 – вступление Иоафама; ок. 743–2 вступление Ахаза; ок. 783 – единоличное правление Ахаза; ок. 728–7 – вступление Езекии – 212 Отнесение похода Феглаффелласара к концу царствования Ахаза и вышеозначенное предположение о соцарствованиях, как нельзя лучше, изъясняло бы то обстоятельство, что за 6-ой главой Исаии, написанной «в год смерти Озии» (6:1), прямо следует глава 7-я, которая начинается словами: «и было во дни Ахаза сына Иоафамова, сына Озии, царя иудейского, пошли Рецин, царь сирийский и Факей, сын Ремалиин, царь израильский, против Иерусалима», смерть Озии (около 739–8 г) случилась бы незадолго до похода Феглаффелласара ( – на Дамаск около 734 г а затем на Израиля), по поводу которого написан отдел Ис.7–12 гл.; главу 6-ую от 7-ой не отделял бы длинный промежуток 16–летнего царствования Иоафама ( 4Цар.15:33 ), потому что часть правления Иоафамова совпадала бы с правлением Озии, часть – с правлением Ахаза; не дается ли даже в упоминании об Озии в Ис.7:1 намека на то, что смерть Озии (6:1) случилась еще недавно и была у всех в памяти? Наконец, не было бы также отделено долгим промежутком времени написание глав 13–14:27, относящихся ко времени похода Феглаффелласара (если не допускать соцарствований, то поход относился бы к началу царствования Ахаза, – 4Цар.15:37 ), и пророчества о филистимлянах – 14:28–32, произнесенного в «год смерти Ахаза».

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

4Цар.16 ,21гл.), а равно не скрывает «доблестей, благочестия и мужественных подвигов» царей израильских: Иоаса, Иоахаза, Амврия, Ииуя ( 3Цар.16:27 ; 4Цар.10гл.), их побед над иудейскими царями ( 4Цар.13:12;14:28 ). Наконец, так резко, обличительно, в таком мрачном фоне изложить «отечественную историю», с такими скорбными общими ее выводами (как напр. 4Цар.17,24:19–20 ,25гл.), с столь резким приговором и судом над иудейскими и израильскими царями, с постоянно встречающимися (несколько раз в каждой главе) упоминаниями об их «грехах и преступлениях» и гневе Божием, и с заключением: о падении израильского и иудейского царств, – все это мог сделать лишь или не Иудей, а какой-либо заклятый враг иудейства, или Иудей, но личность слишком высокая по своим воззрениям, далекая от всяких влияний и волнений, свободная от национальных даже (не говоря о личных) пристрастий…, а имевшая в виду одну лишь «святую правду». Таково только и может быть объяснение происхождения и авторитета книг Царств. Другого разумного ответа нельзя дать на это. Исследователей и толковников книг Царств еще с древнего времени, как видно из одного письма е Иерониму (Epist. 52,5), затрудняла, как и в книге Судей, хронология книг Царств. Это затруднение производить синхронистическое исчисление лет правления иудейских и израильских царей. так, С Ровоама до 6-го года Езекиипадения израильского царства, по истории иудейского царства протек 261 год, а по истории израильского царства за тот же период протекло 240 лет. Т.о., получается разница в 21 год. Много подобных же разностей встречается и в других хронологических датах. Например, по 4Цар.15:30 Осия умертвил Факея и воцарился на 20 году правления иудейского царя Иоафама, а по 4Цар.16:1 Ахаз воцарился вместо Иоафама на 17 году правления Факея. В новое время к затруднениям, вызываемым датами свящ. текста, присоединились хронологические даты внебиблейских, особенно ассирийских памятников, преимущественно, так называемый «канон епонимов», т.е. исчисление лет ассирийских правителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Этим объясняется и то, что в книге Судей нередко время деятельности их определяется числом 40, 80 лет. (2, 4 и 46 стран.). – Но можно ли с этой гипотезой Нибура согласить то, что в книгах Царств и Судей встречаются числа лет, не подходящие к системе 480 лет? Откуда видно, что предполагаемый Vierhundertachtziger считал между годом возвращения из плена и годом построения храма Соломонова 480 лет? Как могли изменения, сделанные чрез den Vierhundertachtziger, получить общее распространение, тем более что они должны были касаться по местам не только числа лет, но и имен царей и порядка повествования (если напр. Vierhundertaclitziger изменил год падения Самарии на 6-й Езекии вместо 13-го Ахаза; см. стр. 23)? 207 Если даже летописи, как говорит Нибур, не были свободны от некоторых ошибок (9–12 стр.), допущенных будто бы по различным соображениям царей, (которые вели летописи, 12–13 стр.) или в зависимости от теократических и иеговиетических взглядов (14 стр.); то однако имеет ли все это отношение к достоверности хронологических данных, особенно из времен Озии и Езекии, сравнительно недалеких от писателя книги Царств? [Равным образом, лишено какого-либо твердого основания то мнение Нибура (14–20 стр.), что писатель книг Паралипоменон имел пред собою лишь т. н. «Мидраш» на «книгу Царей», но не сами летописи (ср. напр. 2Пар.32:32; 33:18–19 ), что он не имел пред собою никаких записей пророков – Аддо (11:22), Ииуя (20:34), Исаии (26:22; ср 32:32), Хозая (33:19). Откуда, напр., его сведения о религиозном преобразовании Езекии, о походе Сеннахерима, об Озии (26–32 гл.), лишние против книги Царств, если он пользовался не историческим источником, а только «Мидрашем». 208 Не делается ли намека на это событие в словах Ис.3:4 : «и дам им отроков в начальники,... притеснители народа моего дети». Глава 3-я написана незадолго до смерти Озии (ср. 6:1), последовавшей около 742 года. Если Ахаз умер ок. 727 г., то начало его правления относилось бы приблизительно к 743 году: тогда Ахазу действительно было лет 19–20 ( – «дам отроков в начальники», согласно с 4Цар.16:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Григория еп. великой Армении. В Октябре: 5-го, св.м. Харитины; 9-го, преп. Андроника и Афанасии; 10-го, свв.мм. Евлампия и Евлампии; 13-го, свв.мм. Карпа, Папилы, Агафапола и Агафоники; 15-го, св. преп.м. Лукиана; 17-го, св. преп.м. Андрея Критского ; 19-го, св.м. У ара; 22-го, священ.муч. Аверкия, еп. Иерапольского; 24-го, св.м. Арефы; 25-го, свв.мм. Маркиана и Мартирия; 27-го, св.м. Нестора; 29-го, св.преп. Анастасии Римляныни; 30-го, св.м. Епимаха. В Ноябре: 2-го, свв.мм. Акиндина, Пигасия, Анемподиста, Елпидифора и Афония; 4-го, преп. Иоанникия великого; 7-го, св.мм. Иерона; 9-го, преп. Матроны и Феоктисты Лезвианыни; 10-го, св.м. Ореста; 11-го, св. великомученика Мины; 15-го, свв.мм. Гурия, Самона и Авива; 18-го св.м. Платона; 22-го, свв.мм. Киликии, Валериана, Тивуртия и Максима; 24-го, св. великомученика Меркурия; 26-го, преп. Алипия столпника. В Декабре: 3-го, преп. Иоанна молчальника; 8-го, преп. Потапия; 10– го, свв.мм. Мины, Ермогена и Евграфа; 11 -го, преп. Даниила столпника; 11-го, св. Спиридона еп. Тримифунтского; 13-го, свв.мм. Евстратия, Авксентия, Мардария и Ореста; 14-го, свв.мм. Фирса, Левкия, Каллиника, Филимона, Аполлония и пр.; 15-го, священ.муч. Елевферия; 19-го, св.м. Вонифатия; 20-го, св. Игнатия Богоносца ; 21-го, св.м. Иулиании; 22-го, св. великомученицы Анастасии узорешительницы; 23-го, свв. десяти мм. иже в Крите; 23-го, свв. 20.000 мм. Никомедийских; 29-го, преп. Маркела, игумена обители не усыпающих; 30-го, св. девицы Анисии; 31-го, преп. Мелании Римляныни. В Январе: 2-го, св. Селивестра, папы Римского; 5-го, преп. Аполлинария; 7-го, повесть о честной, крестившей Господа руце св. Иоанна Предтечи; 8-го, свв.мм. Иулиана и Василиссы; 9-го, св.м. Полиевкта; 10-го, преп. Маркиана пресвитера; 11-го, преп. Феодосия великого; 13-го, свв. мм. Ермила и Стратоника; 15-го, преп. Иоанна Кущника; 22-го, св. апостола Тимофея, единого от 70-ти; 23-го, св. Климента Анкирского. В Феврале: 1-го, св.м. Трифона; 6-го, св.м. Агафии; 6-го, свв.мм. Фавсты, Евкласия и Максима; 7-го, преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

224 Имя Гиезий означает “долина видения”. После известных событий Гиезия с Нееманом мы видим его при дворе царя Иорама повествующим о чудесах пророка Елисея (IV Цар. 8, 5–6). 225 Имя Ииуй означает “Господь есть Он”. Он был сыном Иосафата, внук Намессиев, десятый царь Израильский, родоначальник пятой династии. По смерти он был погребен в Самарии. Имя Ииуя встречается на многих древних Ассирийских памятниках и, между прочим, на черном обелиске, находящемся ныне в Британском музее. 226 Имя Иоахаз означает “которого укрепляет Бог”. Иоахаз был сыном Ииуя. Он наследовал престол в 856 году до Р.Х. Был идолопоклонником и упорствовал в нем до своей смерти. 227 Имя Иоас означает “Бог подпора”. Иоас был двенадцатым царем Израильским, сыном Иоахаза, внуком Ииуя. Был чуть менее нечестив, чем большая часть царей Израильских. По свидетельству Иосифа Флавия он был даже добрый человек и в своих действиях не походил на отца. После шестнадцатилетнего царствования (841 – 825 гг. до Р.Х.) Иоас умер и погребен в Самарии в гробницах царей Израильских. 228 Имя Иеровоам означает “народ умножается”. Иеровоам II, царь Израильский, был сыном Иоаса и правнуком Ииуя. Правил с 835 по 794 года до Р.Х. Его царствование продолжалось 41 год. Это был предпоследний царь Израильский. 229 Пророк Иона был сыном Амафия из Гафхефера. Он принадлежал к колену Завулонову. Одно из Иудейских преданий говорит, что Иона был сыном вдовы Сарептской, которого чудесно воскресил пророк Илия. На пути от Бейрута (Ливан) к Сидону (Финикия) указывают могилу пророка. На пророка Иону указывает Сам Господь наш Иисус Христос в следующих словах: “Ибо как Иона был в чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи” ( Мф. 12, 39–41 ). И еще: “Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка” ( Мф. 16, 4 ; Лк. 11, 29–32 ). Память святого пророка Ионы празднуется Церковью 22 сентября (5 октября). 230 Имя Захария означает “воспомянутый Господом”. Захария был сыном Иеровоама II. После своего шестимесячного царствования был убит Селлумом, сыном Иависа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

«Надлежало совершиться сему тайно, чтобы Иорам был умерщвлен как можно скорее. А если бы он узнал это прежде, то вступил бы в сражение, и на сражении необходимо было пасть многим с обеих сторон» (блаж. Феодорит, вопр. 26). Совершивши помазание, пророк, согласно повелению пророка Елисея (ст. 3), немедленно удаляется, «чтобы не быть схваченным и не подвергнуться опасности» (блаж. Феодорит, вопр. 27). При совершении помазания Ииуя на царство (ср. 3Цар.1:34,39 ), пророк указывает, что новый помазанник явится орудием казни Божией (ст. 7) над домом Ахава (во исполнение предсказания пророка Илии, 3Цар.21:21–22 ), который будет истреблен столь же всецело, как и нечестивые династии Иеровоама и Ваасы ( 3Цар.15:29,16:3 ). Кроме пролитой домом Ахава, особенно Иезавелью, крови пророков и других невинных (ст. 7), тяжким грехом всей той династии был введенный ею официально культ Ваала и Астарты ( 3Цар.16:31–33 ): искоренение его было также задачей Ииуя, точно им выполненной ( 4Цар.10:18–30 ). Без сомнения, в упоминании прежних нечестивых династий заключалось предостережение самому Ииую. Самое имя Ииуя (евр. Негу, «Иегова есть Бог») может указывать на служение его теократической идее, хотя это и не исключало его собственной преступности и повинности суду Божьему ( Ос.1:4 ). Имя Ииуя в форме Iáua встречается и в клинообразных ассирийских документах Салманассара II (860–825), как данника этого царя. 4Цар.9:11 .  И вышел Ииуй к слугам господина своего, и сказали ему: с миром ли? Зачем приходил этот неистовый к тебе? И сказал им: вы знаете этого человека и что он говорит. 4Цар.9:12 .  И сказали: неправда, скажи нам. И сказал он: то и то он сказал мне, говоря: «так говорит Господь: помазую тебя в царя над Израилем». 4Цар.9:13 .  И поспешили они, и взяли каждый одежду свою, и подостлали ему на самых ступенях, и затрубили трубою, и сказали: воцарился Ииуй! Появление и быстрое исчезновение пророка, возбужденный вид его побуждают других военачальников спросить о цели прихода «неистового» (евр.: мешугга, греч.: πληπτος, Vulg.: insanus), как в бранном или неодобрительном смысле называли пророков ( Ос.9:7 ; Иер.29:26 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ст. 15. …И поехал... Ииуй из Беф-Екеда, и встретился с Ионадавом, сыном Рпхавовым..., и приветствовал его..., и приподнял... к себе в колесницу… Рехав, родоначальник благочестивой фамилии Рехавитов, о которой с похвалою упоминает и пророк Иеремия 605 , был сам Кенеянин и происходил от Иофора, тестя Моисеева. Дружбою и союзом с богатыми и независимыми Кенеянами Израильтяне дорожили 606 , и потому – неудивительно, что и суровый Ииуй смягчается при встрече с представителем этого племени (Рехавитом Ионадавом) и заключает с ним мирный договор. Ст. 22. …И сказал он хранителю одежд: принеси одежду для всех служителей Ваала. И он принес им одежду… Здесь разумеются священные или религиозные одежды, которые надевались при богослужебных действиях и жертвоприношениях жрецами языческими и поклонниками идолов. Различные культы идольские различались цветом и формою богослужебных одеяний. Склад этих одежд хранился, обыкновенно, в особых отделениях при капищах. Эти то одежды Ииуй и приказал раздать чтителям Ваала, собравши их к капищу Ваалову, дабы истребить их во время самого богослужения. Здесь был особенный расчет презрения и насмешки, равно, как и суровости Ииуя, задумавшего поразить Ваалово служение, так сказать, в самое сердце. Ст. 30. …И сказал Господь (конечно, через пророка) Ииую: за то, что ты охотно сделал, что было праведно в очах Моих, выполнил над домом Ахавовым все, что было на сердце у Меня, сыновья твои до четвертого рода будут сидеть на престоле Израилевом... Хотя из этих слов, как мы заметили выше, отнюдь не следует, чтобы Господь усвоял Себе, как нечто справедливое и доброе, все жестокости Ииуя к дому Ахавову и все вероломство его по отношению к чтителям Ваала; но все же была, очевидно, некоторая сторона и в поступках Ииуя, которая имела цену даже в правосудных очах Божиих, а потому, и привлекла ему соответственную награду. Это, во-первых, личное и душевное отвращение Ииуя к мерзостям Ваалова служения. А во-вторых, и самая суровость (непохвальная) Ииуева к личным врагам его, проникнутая справедливым сознанием, что эти враги суть, в то же время, и враги Божии, – не чужда была, может быть, некоторого похвального намерения и направления иметь и считать врагов Божиих своими личными врагами. Ведь пощадил же Ахав Венадада, и привлек на себя гнев Божий; пощадил Саул Агага, – и лишился милости Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010