Через некоторое время Венадад, царь сирийский, осадил Самарию. В Самарии случился такой голод, что одна женщина с другою съела собственного сына. Услышав об этом, царь Иорам сказал: «Покарай меня Бог, если голова Елисея останется на нем сегодня», и послал человека снять голову с Елисея, а потом тотчас и сам пришел к Елисею 438 . Пророк сказал ему: «Завтра мера лучшей муки и две меры ячменя будут продаваться по сиклю» 439 . Тут сановник, на руку которого царь опирался, сказал: «Может ли это быть?» Елисей сказал ему: «Ты увидишь это своими глазами, но есть этого не будешь». В сумерки Господь сделал то, что сирийцам послышался стук колесниц, ржание коней и шум большого войска. Они встали и побежали, оставив свой стан. Жители Самарии, узнав об этом, бросились грабить стан сирийский, и продавалась мера лучшей муки и две меры ячменя по сиклю. Сановник, не поверивший пророку, был поставлен у ворот города наблюдать за порядком и был растоптан теснившимся народом. Когда благодеяния Божии не исправили израильтян, Бог наказал их бедствиями. Елисей предсказал женщине в Сонаме, которой воскресил сына, семилетний голод, и предсказание исполнилось. Потом Елисей отправился в Дамаск. Здесь царь сирийский, Венадад, был болен и послал к Елисею Азаила с дарами спросить, выздоровеет ли он. Елисей отвечал: «Пойди, скажи ему: выздоровеешь. Однако Господь открыл мне, что он умрет». Потом Елисей пристально стал смотреть Азаилу в глаза, так что привел его в смущение, и заплакал. Азаил спросил его: «Отчего ты плачешь?» Елисей отвечал; «Я знаю, сколько зла ты сделаешь сынам Израилевым», и предсказал, что он будет царем сирийским. Возвратившись к Венададу, Азаил сказал, что, по словам пророка, он выздоровеет; но на другой день задушил его, а сам воцарился вместо него. После воцарения Азаила в Сирии, царь израильский Иорам отправился на войну против него в Рамоф Галаадский, был ранен и возвратился в Изреель лечиться. Царь иудейский, Охозия, прибыл к нему навестить его. В это время пророк Елисей послал одного из учеников своих помазать на царство Израильское Ииуя, военачальника Иорама, находившегося в Рамофе. Пророческий ученик помазал на царство Ииуя. Войско, узнав об этом, провоз гласило Ииуя царем. Он с войском двинулся к Изреели. Иорам, не зная ничего о случившемся, выехал с Охозией навстречу Ииую, но Ииуй застрелил его и велел бросить труп его на поле Навуфея (Иорам царствовал 12 лет). Потом Ииуй убил также и Охозию. Въезжая в Изреель, он увидел Иезавель, которая нарумянила лицо свое, украсила голову свою, оделась по-царски и смотрела в окно 440 . Он велел выбросить ее из окна, и ее выбросили. Тут растоптали ее, и собаки съели тело ее. Затем, по приказанию Ииуя, были умерщвлены 70 сыновей Ахава, жившие в Самарии, и головы их были сложены в две груды у ворот Изреели; также были убиты родственники и приверженцы дома Ахава ( 4Цар. 6:8–33, 7, 8:1–15; 9, 10:1–17; 2 Парал. 22:3–9). Ииуй. Иоахаз. Иоас. Смерть Елисея. Иеровоам II. Захария

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Вот почему погибают от руки Ииуя многочисленные сыны и внуки Ахава, и сановники его, и названные братья (приближенные) царя Охозии, и жрецы Вааловы, все завлеченные и захваченные хитростью Ииуя. Все эти люди без исключения не только были осквернены культом Ваала, но и были ревностные его распространители, будучи под прямым влиянием цариц Сидонянок – Иезавели и дочери ее Гофолии, – и составляли как бы главную охранную стражу этого культа. Поэтому не должно смущать нас количество человеческих жертв, принесенных Ииуем 1010 : оно было необходимо для спасения и Израиля, и Иуды, от полного разложения. Мы увидим ниже как погибла в Иерусалиме Сидонянка по матери Гофолия; мы здесь укажем, что при Ииуе культ Ваала и Астарты был совершенно уничтожен в царстве Израильском: и хотя в 4 Ц. XIII, 6 мы читаем, что в Самарии при Иоахазе, появляется «дубрава», но мы очень сомневаемся, чтобы это был возврате к культу Астарты, так как в стихе 4-м этой главы сказано об Иоахазе, что он «помолился Господу (Иегове), и услышал его Господь», а в стихе 6-м сказано: «однако ж не отступали от грехов дома Иеровоама, что означает культ тельцов, но не культ языческий. Настоящее идолопоклонство действительно опять является в Израиле после падения династии Ииуя и после смут в Израиле при Осии, сыне Илы (XVII, 1), когда сыны Израилевы «стали поступать по обычаям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых... и поставили у себя статуи и изображения Астарте... и служили идолам (ст. 8 – 12)... «и устроили дубраву и поклонялись всему воинству небесному, и служили Ваалу... и проводили сыновей своих через огонь, и гадали, и волшебствовали» (ст. 16–17). Это новое проявление идолопоклонства, в течение девяти лет царствования Осии, было и последним проявлением его, так как это были последние девять лет существования царства Израильского 1011 . В девятый год Осии взял царь Ассирийский Самарию и переселил Израильтян в Ассирию, и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан 1012 и в городах Мидийских (4 Ц.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Итак, после помазания Ииуя, и провозглашения его монархом Израиля в войсках, он направляется в Изреель, где находился раненый Иорам, царь Израильский, и навещавший его племянник Охозия – царь Иудеи. При приближении конного отряда Ииуя к крепостным стенам Изрееля, Иорам несколько раз отправлял навстречу своих солдат-всадников, чтобы узнать с какими намерениями направляется к крепости вооруженная кавалерия. Но всякий раз парламентарии переходили на сторону приближающегося военного соединения. В конце концов, Иорам и Охозия принимают решение выехать каждый на своей колеснице навстречу. Когда, приблизившись к коннице Ииуя, Иорам увидел своего военачальника, он задал вопрос: С миром ли Ииуй? ( 4Цар. 9:22 ). Ответ был приговором: Какой мир при любодействе Иезавели, матери твоей, и при многих волхвованиях ее? ( 4Цар. 9:22 ). Иорам лишь успел предупредить царственного племянника возгласом: Измена, Охозия! ( 4Цар. 9:23 ), и упал, сраженный насмерть стрелой, пущенной Ииуем. Царь Охозия, внук Иезавели, также не избежал этой участи. После преследования-погони, он был убит у города Мегиддо, в Изреельской долине ( 4Цар. 9:27 ). Необходимо отметить, что Священное Писание неоднократно подчеркивает, что во главе войска, против которого выступили коалиционные армии двух царств – Иудеи и Израиля, был Азаил. И пошел он с Иорамом, сыном Ахавовым, на войну с Азаилом, царем Сирийским. ( 4Цар. 8:28 ). И возвратился Иорам царь, чтобы лечиться в Изрееле от ран, которые причинили ему Сирияне в Рамофе, когда он воевал с Азаилом, царем Сирийским ( 4Цар. 8:29 ). Иорам же находился со всеми Израильтянами в Рамофе Галаадском на страже против Азаила, царя Сирийского ( 4Цар. 9:14 ). Впрочем, сам царь Иорам возвратился, чтобы лечиться в Изрееле от ран, которые причинили ему Сирияне, когда он воевал с Азаилом, царем Сирийским ( 4Цар. 9:15 ). А в следующей цитате можно усмотреть оценку, которую дал дамасскому монарху библейский летописец: И сел Ииуй на коня, и поехал в Изреель, где лежал Иорам, царь Израильский, для лечения ран, которые причинили ему Сирияне в Рамофе, когда он воевал с Азаилом, царем Сирийским, сильным и могущественным, и куда Охозия, царь Иудейский, пришел посетить Иорама ( 4Цар. 9:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kamenny...

Когда был назначен день для «праздничного собрания ради Ваала» (ст. 20).... «пришли все служители Ваала; не оставалось ни одного человека, кто бы не пришел; и вошли в дом Ваалов, и наполнился дом Ваалов от края до края» (ст. 21). Капище Ваалово, как все языческие капища, состояло из небольшого очень храма, окруженного обширным двором, на котором собирались поклонники Ваала. Мы при этом не можем не заметить что как бы ни был двор этот обширен, – он не имел бы возможности вместить в себе всех явных отступников от культ: Иеговы, если бы большая часть двух миллионного населения предалась культу Ваала. И это относится далее к тому расчету, если бы под именем служителей Ваала разумелись одни главы тех семей, кои открыто предавались идолопоклонству 1023 . Поэтому мы думаем, что благодать Господня, глаголавшая устами пророков Илии и Елисея, сотворила великое чудо в среде Израиля, обратив к Господу Богу сердца большей части Израиля. Чудо это, как все великие чудеса Божии среди народов, перерождает сердце человеческое и уподобляется семени, «которое входит и растет, и человек не знает; ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» ( Mapka IV, 27–28 ). Серп, посланный Господом, когда настала жатва (id. ib. 20), был для Израильтян тот плодотворный для них и для всего человечества плен Ассирийский, когда они разнесли по Азии верования в Единаго Бога, Творца мира, – как мы о том говорили выше, – забыв в стране пленения об идолопоклонстве. Пока Израиль жил в Палестине, культ истинного Бога, – хотя преобладавший в стране, – не был заметен, ибо торжественный церемонии, о которых остается память в летописях, принадлежали двору царскому, который до Ииуя был предан Ваалу, а после Ииуя держался культа тельцов. Но мы думаем, что народ стал более и более памятовать о Боге завета и если служил тельцам, – то все-таки с убеждением, что он кланяется Богу Творца мира. Выше мы сделали предположение, что никак не более 1 / 40 части Израиля было при начале царствования Ииуя предано культу Ваала.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

После гласа, предупреждающего Илию о грядущих явлениях, Илия становится у входа в пещеру и покрывает милотью своею лице свое: «И был к нему голос, и сказал ему: что ты здесь, Илия? » Опять Господь милостиво приказывает ему раскрыть пред Ним свою душу, и Илия (ст. 14) повторяет те же слова, которые он высказал (ст. 10) во время первого откровения в пещере. Тогда Господь Сам глаголет к нему. Ответ Господа можно разделить на две части. Первая (ст. 15 – 17) заключает в себе повеления о том, что должно исполнить пророку; вместе с тем в этих повелениях раскрываются и будущие события. Вторая часть (ст. 18) успокаивает Илию в том, что далеко не весь Израиль отступил от Господа. Ст. 15. «И сказал ему Господь: пойди обратно своею дорогою чрез пустыню в Дамаск; и когда прийдешь, то помажь Азаила в царя над Сирией. А Ииуя, сына Намессиина, помажь в царя над Израилем; Елисея же, сына Сафатова, из Авель-Мехолы, помажь в пророка вместо себя. Кто убежит от меча Азаилова, того умертвит Ииуй; а кто спасется от меча Ииуева, того умертвит Елисей». Мы видим, – рассматривая эти слова Господа и соображая их с последующими событиями, – что они должны были исполниться не немедленно, а предначертывали судьбы народов и династий на довольно продолжительное время, так как например после Ахава царствовали еще два сына его, а Венадад Сирийский убит Азаилом уже после взятия Илии на небо (4 Ц. VIII и XIX). Это впрочем и сказано в словах Господа об Елисее: «помажь в пророка вместо себя»; очевидно, что грядущие события должны были совершиться при том пророке, который был помазан вместо Илии. Об Илии мы знаем, что он (3 Ц. XIX, 19–22) призвал Елисея, хотя мы не читаем ничего об исполнении самого обряда помазания. Затем в книгах Царств мы не видим, как исполнено было Илиею помазание на царство Азаила и Ииуя. Мы знаем из 4 Ц. VIII, 11, что Азаилу объявлено, что ему Господь повелевает быть царем Сирии чрез Елисея; а Ииуй по 4 Ц. IX, 1 и сл. помазан в Рамофе Галаадским отроком Елисея. Комментаторы расходятся в толковании об образе исполнения Илиею Божиих повелений. Одни (преимущественно английские богословы) полагают, что в помазании «пророка вместо себя» допускается уже мысль, что Илия может поручить помазание новых царей тому, который избран Богом заменить Илию, так как и Елисей не сам помазует Ииуя, а посылает вместо себя отрока.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ст. 8. ...И сказал Ииуй, получив из Самарии в корзинах головы казненных сыновей Ахавовых: разложите их на две груды у входа в ворота (Изрееля), до утра... В этом распоряжении наглядно выступает жестокая и мстительная сторона сурового нрава Ииуева. Мало было ему погубить племя царское; ему нужно было еще устроить страшное зрелище для народа из голов казненных! Ст. 9. …Поутру он (Ииуй) вышел,… и сказал всему народу: вы невиновны... Ужасной картиной отрубленных голов Ииуй, в одно и то же время, хочет и потрясти народ, чтобы расположить его к безусловной покорности себе, и, в то же время, успокоить общественную совесть в измене прежнему царскому дому. Это видно, особенно, из дальнейших слов Ииуя. ...Вот, я восстал против государя моего (Иорама), и умертвил его; а их всех кто убил?.. Т. е., смотрите, – самые приближенные и преданные дому Ахава поспешили избить детей его, лишь только я объявил себя противником этого дома. Значит, не есть ли все это дело, скорее, дело рук Божиих, чем результат народного восстания или измены?! Ст. 10. …Знайте же теперь, что не падет на землю ни одно слово Господа, которое Он изрек о доме Ахава.... через раба своего Илию 600 … Как ни силился Ииуй прикрыть свою жестокость волей Божией, однако же, она остается на полной его ответственности. Хотя он и был, действительно, орудием гнева Божия на дом Ахавов, но из этого еще не следует, чтобы все его поступки надлежало усвоять непосредственно воле Божией. Проявления злой и честолюбивой воли Ииуя Господь только поправляет к Своим невидимым целям, между тем, как зло остается все-таки злом, ответственным для его совершителя 601 . Таким образом, жестокости и вероломство Ииуевы 602 отнюдь не были внушением Божиим, а плодом личных страстей и честолюбия Ииуя, стремившегося как можно прочнее укрепить за собою престол Ахавов поголовным истреблением его дома. Ст. 12–14. …Находясь на пути при Беф-Екеде пастушеском, встретил Ииуй братьев Охозии, царя Иудейского... И взяли их живых, и закололи их – сорок два человека... Беф-Екед буквально с еврейского значит дом перевязок, или дом уз. Название пастушеского указывает на цель и назначение этого дома, или урочища. Туда пастухи иригоняли своих овец и связывали их для стрижки шерсти. Что касается братьев Охозии, о которых здесь говорится, то слово брат, очевидно, употреблено здесь не в собственном смысле, а в значении родственника, вообще, ибо родные братья Охозии еще прежде того были истреблены, при нашествии на Иудею Филистимлян и Аравитян 603 . Родственников же Охозии, истребленных Ииуем при описываемом случае, 2-я книга Паралипоменон называет прямо – сыновьями братьев Охозии 604 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

8 В двенадцатый год Иорама, сына Ахавова. Т.е. в 841 г. до Р.Х. 8 Гофолия. См. ком. к ст. 18. 8 И ходил путем дома Ахавова, и делал неугодное в очах Господних. Как и его отец Иорам, Охозия подражал религиозной политике Ахава и насаждал в Иудее поклонение хананейскому божеству Ваалу. См. ком. к 3Цар. 16,31–33 . 8 И пошел он с Иорамом, сыном Ахавовым, на войну. Ранее Иосафат, царь иудейский, выступил вместе с Ахавом, царем израильским, против сирийцев в Рамо-фе Галаадском ( 3Цар. 22 ). Данный совместный поход, как и предыдущий, окончился поражением ( 3Цар. 22,32–37 ). 8 И возвратился Иорам царь... в Изрееле. В Изрееле находилась одна из резиденций северных царей ( 3Цар. 18,45 ). в Рамофе. Т.е. в Рамофе Галаадском. Глава 10 10 семьдесят сыновей. В это число, по всей вероятности, входят и внуки царя. Сколько жен было у Ахава, неизвестно. старейшинам. Ср. 3Цар. 8,1 . Из-за отсутствия царя Ииуй обращается к старейшинам общин. воспитателям. Т.е. людям, ответственным за воспитание царского потомства ( Руфь. 4,16 ; Есф. 2,7 ). 10 начальствующий над домом царским. См. ком. к 3Цар. 4,6 . градоначальник. По-видимому, та же должность, о которой идет речь в 3Цар. 22,26 . и старейшины, и воспитатели. См. ком. к ст. 1. 10 возьмите головы сыновей государя своего. Ииуй облек свое требование в двусмысленную форму. Древнееврейское слово, переведенное как «голова», может быть переведено и словом «глава» т.е. «главный». Поэтому не совсем понятно, что именно требовал Ииуй: головы всех сыновей Ахава или же прислать к нему тех, кто в их среде считался главным (старшим). 10 и закололи их семьдесят человек. Старейшины Самарии исполнили требование Ииуя, поняв его буквально; тем самым сбылось еще одно пророчество Илии ( 3Цар. 21,21–24 ). 10 И умертвил Ииуй всех. Действия Ииуя выходили далеко за рамки того, о чем говорилось в обращении Господа к Илии ( 3Цар. 21,21–24 ), а так же адресованного непосредственно ему пророчества (9,7–10). 10 о здоровье сыновей царя и сыновей государыни. Т.е. о семьях Иорама и Иезавели. Их родственники, встреченные Ииуем, ничего не знали о произошедшем перевороте.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Близ этого же Изрееля был на смерть пронзен стрелою Ииуя Иорам Израильский, сын Ахава. В самом городе находился дворец Ахава. У окна его Иезавель, разукрашенная и нарумяненная – кто поймет всю меру злобы, отчаяния и яростной гордыни, раздиравших в эту минуту ее неукротимое сердце – ожидала въезд Ииуя в город. Когда Ииуй вошел в ворота, она сказала: «Мир ли Замврию, убийце государя своего?!» (Она назвала его Замврием по имени военачальника, который убил своего царя Елу, чтобы захватить его трон, но царствовал всего семь дней). И поднял он лице свое к окну и сказал: «Кто со мною, кто?» И выглянули к нему два, три евнуха. И сказал он им: «Выбросьте ее». И выбросили ее. И брызнула кровь ее на стены и на коней, и растоптали ее. И пришел Ииуй, и ел, и пил, и сказал: «Отыщите эту проклятую и похороните ее, так как царская дочь она». И пошли хоронить ее и не нашли от нее ничего, кроме черепа и ног, и кистей рук... Так исполнилось пророчество: и будет труп Иезавели на участке Изреельском, как навоз на поле, так что никто не скажет: «Это Иезавель». Уничтожающие слова! Багровый оттенок здешней почвы – точно в ней заключен огонь и, как лужа крови перед глазами, напоминает о зловещем прошлом этого места!.. Поздно ночью я приехал в Дженин. Приют я нашел в доме араба-горожанина, который случайно встретился мне на улице и зазвал к себе. Селяне здесь носят кефию, абай и грубые туфли, горожане же одеваются совсем иначе: ситцевая ватная куртка, перехваченная широким пестрым поясом, согревающим живот, просторные темные шаровары и башмаки, из-за которых всегда видны нитяные чулки; на голове феска. Чем знатнее и богаче горожанин, тем более темных цветов в его платье. Фески – особенно у служащих чиновников – обыкновенно почти совсем черные. Мой хозяин окружил меня самой предупредительной и услужливой заботливостью. Еще недавно он служил чиновником в Бейрутской таможне и теперь видимо хотел показать, что европейца он умеет принять по-европейски. На стенах его приемной, среди видов Бальбека и Дамаска, я с удивлением увидел портрет нашего Государя лубочного издания и такую же картину – «Как мыши кота хоронили».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В главе VIII-й четвертой книги Царств мы видим царя Иорама беседующим с Гиезием, как мы думаем, уже прокаженным 974 , – и расспрашивающим этого бывшего слугу Елисея о деяниях великого пророка, которого чудеса он видел и сам и во время похода против Моава, и в исцелении Неемана, и во время набегов Венадада (VI, 8–23), и наконец во время осады Самарии. Очень вероятно, что Елисей, – видя, что Иорам после избавления его от бедствий рукою Господнею, забыл благодеяния Его и опять впал в нечестие, и может быть даже по наущению матери своей Иезавели воздвиг гонение на рабов Господа, – удалился из Самарии. Мы видим, что в VIII главе Елисей находится в Дамаске; в IX-й находится (если не ошибаемся) где-то на Иордане, откуда посылает слугу своего помазать на царство Ииуя, вследствие нечестия дома Ахавова. Мы видим Елисея в городе Самарии лишь предсказанием о смерти его, в то время, когда внук Ииуя, Иоас, приходит к нему 975 . Самые расспросы Иорама об Елисее бывшего слуги его доказывают, что Иорам, – чувствовавший невольное уважение и благоговение к пророку, которого он боялся, – считает его или умершим, или переселившимся далеко от Самарии, и во всяком случае давно отсутствующим. Мы выше, в сказании о Сунамитянке, говорили, как она с сыном подходит к царю в то время, когда Гиезий рассказывает царю о воскрешении ее сына более семи лет тому назад (ср. VIII, 1). Самого пророка Елисея мы видим перед концом царствования Иорама в Дамаске (VIII, 7 и сл.). Он не скрывается, так как мы видим, что царь Сирии Дамасской, Венадад, узнает во время своей болезни о его присутствии и приказывает своему слуге Азаилу 976 « веять дары и идти навстречу человеку Божию и вопросить Господа (Иегову) чрез него, говоря: выздоровею ли я от болезни» (VIII, 8). Здесь в особенности замечательно, что святейшее имя Господа Бога Израилева все более и более становится известным между язычниками и прославляется ими. Такова была высшая духовная цель пророчеств и чудес, явленных среди язычников. И пошел Азаил навстречу пророку с великими дарами (VIII, 9), и вопросил его, и сказал: «Венадад, царь Сирийский, послал меня к тебе спросить: выздоровею ли я от сей болезни?» «И сказал ему Елисей: пойди скажи ему: выздоровеешь. Однако открыл мне Господь, что он умрет» (ст. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Влияние и даже настоящую власть пророка Илии, превышающую власть царя, признает Авдий, глава правительства царя Ахава, исполняющий повеление пророка, хотя это угрожает его жизни (см. 3Цар.18:7–16 ). Признает ее и разумный офицер царя Охозии, сына Ахава, который, имея приказ арестовать, а, возможно, даже убить пророка Илию, на коленях умоляет пощадить его жизнь и подчиненных ему пятидесяти солдат ( 4Цар.1:9–14 ). Еще более активно ведет себя его ученик и приемник Елисей, который не только борется за чистоту служения Господу, обличая народ Израиля и его царей, но нередко прямо вмешивается в дела государства. Он принимает главнокомандующего враждебного соседнего и очень сильного Сирийского государства Неемана, ведет с ним переговоры, распоряжается его действиями, причем на территории Израильского Царства – при полной пассивности и беспомощности своего царя (см. 4Цар.5 ). По прямому повелению Елисея один из сынов пророческих – учеников его школы – осуществляет государственный переворот: «Елисей пророк призвал одного из сынов пророческих и сказан ему: опояшь чресла твои, и возьми сей сосуд с елеем в руку твою, и пойди в Рамоф Гашадский. Придя туда, отыщи там Ииуя, сына Иосафата, сына Намессиева, и подойди, и вели выступить ему из среды братьев своих, и введи его во внутреннюю комнату; и возьми сосуд с елеем, и вылей на голову его, и скажи: так говорит Господь: помазую тебя в царя над Израилем». Потом отвори дверь, и беги, и не жди» ( 4Цар.9:1–3 ). Произошло не только смещение нечестивого, но законного царя Иорама и его убийство Ииуем, одним из его генералов, но и смена правящей династии. Это деяние Елисея было, по-видимому, не только высшей точкой его личного вмешательства в дела государства, но и пределом внешней активности всех пророков в истории ветхозаветной Церкви. Государственный переворот, устроенный Елисеем, привел к огромному числу жертв, причем, далеко не оправданных. Казни многочисленных детей и всех родственников царей Израиля и Иуды прямо противоречили Закону Моисееву, говорившему о личной ответственности каждого за свои поступки и о прямом запрете мстить детям за преступления отцов. Такие казни являлись вполне традиционными среди языческих народов и царств. Но то, что было сделано по приказу Ииуя, помазанного в нового царя по распоряжению Елисея, должно было привести в ужас самого пророка: «взяли царских сыновей, и закололи их – семьдесят человек, и положили головы их в корзины, и послали к нему в Изреель» ( 4Цар.10:7 ). Такая жестокость была совершенно чудовищной с точки зрения Закона и превосходила даже языческие обычаи и нравы.

http://azbyka.ru/vnimaya-golosu-prorokov

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010