Другие (преимущественно немецкие ортодоксальные богословы) полагают, что надобно понимать стихи 15 – 16 гл. XIX 3-й книги Царств буквально, тем более, что Господь начертывает Илии и путь чрез пустыню в Дамаск, и потому надо думать, что Илия сам исполняет данное ему Богом повеление, и что помазание Азаила в Сирии и первое помазание Ииуя совершены Илиею, но оставались в тайне, как оставалось в тайне первое помазание Самуилом Давида задолго до его воцарения (I Ц. XVI). Эти первоначальные помазания предназначенных Богом лиц по всей вероятности и не могли быть поняты помазанными, доколе Господу Богу не угодно было привести в исполнение предначертанные Им события во времена, Ему одному известные. По наступлении же сих времен Елисею приказано было объявить Азаилу и помазать (вторично) Ииуя, дабы подвигнуть их к исполнению предначертанного. Мы склоняемся к последнему взгляду. Мы должны сказать еще несколько слов о помазании пророка и помазании царей. В Св. Писании, кроме вышеприведенного места об Елисее, нигде не встречается указаний на помазание елеем пророков. Выражение пророка Исаии (LXI, 1): «Дух Господень на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелить сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и слепым прозрение» – есть пророчество Мессианское, – т.е. глаголющее о Том, Который называется Помазанным, Христом, Мессиею, – и говорит о помазании духовном (Луки, IV, 18 – 19). Поэтому мы не уверены в том, чтобы над Елисеем должно было совершиться помазание елеем. Нам кажется, что слова о помазании Елисея во пророка должны быть понимаемы в том же смысле, в котором Господь глаголет Моисею об Иисусе Навин: «Возьми себе Иисуса Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою... и дай ему славы твоей» ( Чucл. XXVII, 18 –20 ). И еще Второз. XXXIV, 9: «Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои». И еще в Числах XI, 24 25 мы читаем, что Господь «взял от Духа, который на Моисее, и дал семидесяти мужам старейшинами И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать». Таким образом мы видим помазание духовное, заменяющее обряд помазания елеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

И вот, голос от Господа говорил к нему: «зачем ты здесь, Илия». Он отвечал: «Я сильно возревновал по Господе Боге, Вседержителе, когда увидел, что сыны Израилевы оставили Твой завет, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечем, я один остался, и уже моей души ищут, чтобы отнять ее». Господь сказал: «возвратись и поди к Дамаску, и когда придешь, помажь Азаила царем Сирии, также помажь Ииуя царем над Израилем; а Елисея, сына Сафатова, помажь вместо себя пророком. Тогда, если бы кто избавился от меча Азаилова,–такого умертвит Ииуй, а кто спасется от меча Ииуя, такого накажет смертию Елисей. Впрочем, Я сберег для Себя семь тысяч человек в Израиле: все они не преклоняли колен своих пред Ваалом, и уста их не целовали идола». Этот Божественный ответ внушал пророку, что в руках Промысла и текущие перемены в судьбах царств достаточны для обуздания нечестия; Церковь же избранных, и во времена тяжких гонений, не оскудевает; у Господа всегда есть сокровенные праведники, неведомые миру. Около этого времени Бенадад, царь Сирийский, собрал все свое войско, заключил наступательный союз с тридцатью двумя царями и со множеством конницы и колесниц пошел на Ахава. Царь Израильский заперся в Самарии. Бенадад послал к нему в столицу послов объявить, что он намерен у него отобрать серебро и золото, жен и прекрасных детей его. Ахав предложил и себя, и все свое имущество в полное распоряжение Бенадада. Царь Сирийский, нашедши безусловную покорность в Ахаве, стал сожалеть, что не предложил ему более тяжких условий; он тотчас же прислал обратно послов своих сказать, что завтра придут в Самарию слуги его, обыщут домы царя и всех подданных его и оберут все, что только найдут самого лучшего. Тогда Ахав созвал на совет старейшин Израилевых и сказал им: «Бенадад через послов требовал у меня моих жен, детей, моего серебра и золота; я ни в чем не отказал ему, но, не удовольствовавшись этим, он непременно хочет сделать вам зло, намерен разграбить и ваши имущества! Совет и весь народ решил противиться насилию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

И, не ожидая от него ответа, пророк убежал, потому что так велел ему сделать Елисей. Военные иронически спросили Ииуя: – Зачем приходил этот неистовый? Но как только узнали, что Ииуй помазан в нового царя, они закричали: «Да живет царь!» Здесь мы видим действие священного помазания, которое способно преобразить сердца даже закостенелых скептиков. Вскоре Ииуй нападает на сына Ахава, Иорама, и убивает его вместе с царем иудейским, Охозией, поплатившимся за свое нечестие. Труп Иорама бросили на поле Навуфея, и так исполнилось пророчество Илии, и отомщена была пролитая невинная кровь. Когда Ииуй прибыл в Изреель (вторая столица Израиля), тогда Иезавель накрасилась и надела все свои украшения, чтобы показать свое бесстрашие. Увидев нового царя, она спросила: – Мир ли убийце господина своего? Но Ииуй приказал выбросить ее из окна, и брызнула кровь ее, и кони (священные животные Ваала, которому она кланялась) растоптали ее. Когда же захотели ее похоронить, то не нашли от нее ничего, кроме черепа, ног и кистей рук. Так сбылось слово Илии: «На поле Изреельском съедят псы тело Иезавели, и будет труп Иезавели на участке Изреельском, как навоз на поле, так что никто не скажет: это Иезавель» ( 4Цар. 9, 36–37 ). И истребил Ииуй всех родственников Ахава, как и предсказал Господь. Он решает уничтожить всех поклонников Ваала и с этой целью устраивает большой праздник в честь идола. Все его жрецы собираются в капище, Ииул приказывает казнить их всех, разрушает капище и делает в нем место нечистот. Так исполнились слова Бога, сказанные Илии на Хориве, что Ииуй вместе с Азаилом Сирийским и пророком Елисеем совершат казнь над идолопоклонниками. Но и Ииуй не захотел уничтожить золотых тельцов, и потому Израиль был обречен. Смерть Елисея (4Цар. 13, 14–21) Елисей заболел смертельной болезнью, и к нему пришел царь Израильский Иоас, сын Ииуя. Он плакал над ним и восклицал, повторяя невольно слова самого Елисея при вознесении Илии: «Отец мой! отец мой! колесница Израиля и конница его!» ( 4Цар. 13, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Иезавель Иезавель (имя финикийского происхождения) ( III Цap. XVI:31, XVIII:4 ; 4Цap. IX, 37 ) – дочь царя сидонского Ефваала, жена Ахава, седьмого ц. израильского. Брак Ахава с Иезавелью положил начало падению царства Израильского. Вредное влияние Иезавели чрез ее дочь Гофолию распространилось даже на царство Иудейское. Она сразу ввела в страну Израильскую боготворение финикийского божества Ваала (бог солнца), что охотно принял и допустил ее легковерный и нечестивый муж. Далее мы видим, что Иезавель употребляла всевозможные усилия к тому, чтобы истребить всех пророков Божиих, хотя и не успела в своем злом намерении, так как Авдий, начальствовавший над дворцом Ахава, успел скрыть сто пророков Господних в пещерах и питал их хлебом и водою ( III Цap. XVIII, 1 ). С другой стороны, она содержала на своем собственном иждивении 450 жрецов Вааловых и 400 пророков Астарты, называемых дубравными (ст. 19). Во всем Израиле осталось только 7000 мужей, не преклонявших колен перед Ваалом ( III Цap. XIX, 18 ). Засим она грозит пр. Илии смертью в отмщение за то, что он избил ее лжепророков при потоке Кисонском. Но в самом ярком свете является пред нами эта развратная женщина в деле между Ахавом и Навуфеем, из принадлежавшего сему последнему виноградника. По умерщвлении Навуфея в кн. Царств немного говорится об Иезавели, хотя она и пережила своего мужа и двух его преемников, Ахазию и Иорама. Впрочем, горечь ответа Ииуя, на вопрос Иорама: с миром ли Ииуй? – Какой мир при любодействе Иезавели, матери твоей, и при многих волхвованиях ее? ( 4Цap. IX, 22 ), прямо и ясно указывает на то, какой образ жизни продолжала вести она. Затем Ииуй пронзил Иорама стрелой и отправился в Изреель. Получив о сем известие, Иезавель нарумянила лицо свое (по обычаю Востока), украсила голову свою и, смотря в окно дворца, спрашивала въезжавшего в ворота Ииуя: мир ли Замврию, убийце государя своего? В ответ на это Ииуй приказал выбросить ее из окна, и брызнула кровь ее на стену и на коней, и растоптали ее ( 4Цap.IX, 30 ). Через несколько часов в тот же день как царская дочь она, но не нашли от нее ничего, кроме черепа, ног и кистей рук. Во исполнение предсказания пр. Илии псы съели тело ее, и был труп Иезавели на участке Изреельском, как навоз на поле, замечает свящ. писатель в кн. Царств ( 4Цap. IX, 37 ). Самое имя Иезавель сделалось синонимом всякого нечестия и разврата. В этом смысле оно употреблено в Откровении ( Omkp.II, 20 ), именно в словах Господа, обращенных к ангелу Фиатирской Церкви; но разумеется ли здесь какое-либо частное лицо или какая-либо секта, как, напр., николаиты, – неизвестно. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Ииуй, поднявши свое лицо к окну, велел выбросить ее вон, что и было исполнено несколькими евнухами. Стена дома и кони всадников были окроплены её кровью, а труп её раздавлен наехавшими на неё колесницами ( 4Цар.9:32,33 ). Когда Ииуй после пиршества велел похоронить Иезавель, «так как она – все же царская дочь», то от неё были найдены только череп, ноги и кисти рук. Ииую было принесено известие об этом, и он напомнил окружающим «слово Господа, которое Он изрек через раба своего Илию Фесвитянина» о доме Ахава ( 4Цар.9:36 ). – Этим кровавое дело Ииуя не было окончено: исполняемому им суду над нечестием подлежал весь дом Ахава и все служители Ваала. Семьдесят сыновей и внуков Ахава жили в Самарии; головы их Ииуй повелел старейшинам самарийским в один из ближайших дней доставить в Изреель. Исполненные ужаса перед страшным мстителем преступления, старейшины послушались его повеления, обезглавили семьдесят потомков Ахава, сложили их головы в корзину и послали к Ииую в Изреель, а он велел сложить их у ворот города и затем обратился к изумленно смотрящему на этот страшный божественный суд народу с такими словами: «знайте же теперь, что не падет на землю ни одно слово Господа, которое Он изрек о доме Ахава; Господь сделал то, что изрек через раба Своего Илию» ( 4Цар.10:10 ). Затем, истребивши в Изреели всех родственников, священников языческих, всех вельмож и близких к дому Ахава ( 4Цар.10:11 ), Ииуй отправился в Самарию, главное седалище нечестия и идолослужения. На пути он встретил братьев Охозии, царя иудейского, которые, ничего не зная о судьбе своих израильских родственников, шли в Самарию навестить их; все они – числом сорок два – по распоряжению Ииуя были заколоты у колодца при Беф-Екеде ( 4Цар.10:14 ). Оставалось еще уничтожить главный очаг нечестия – Самарийский храм Ваала со всеми его служителями. Этой цели Ииуй достиг хитростью. Под предлогом, что «Ахав мало служил Ваалу, а Ииуй будет служить больше» ( 4Цар.10:18 ), он собрал всех пророков, священников и служителей Ваала в храме идола, который и «наполнился весь от края до края» ( 4Цар.10:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Илия лег и заснул под деревом. Господь не оставил Своею милостью пламенного ревнителя Его славы и послал Илии утешение в лице Ангела своего. Коснувшись спящего пророка, Ангел сказал: «встань, ешь». Илия проснулся и увидал в головах у себя хлеб и кувшин с водою. Подкрепившись пищею, Илия снова заснул; в другой раз пробудил его Ангел Господень, предлагая пищу, и снова Илия встал, ел и пил. Эта небесная пища так подкрепила пророка, что он затем совершил сорокодневное путешествие до горы Божией, Хорива. Здесь пророк поселился в одной из пещер и проводил жизнь в молитве, посте и размышлении. Обдумывая положение израиля, пророк пришел к мысли, что ни обличения, ни чудесные знамения не могут вразумить заблуждающихся израильтян и прекратить в среде их нечестие, и что остается только поразить их гневом суда Божия, открывающегося или в бурях, или в землетрясении, или в пламени. Но вот пророк услыхал голос Иеговы: «зачем ты здесь, Илия?» «Я, ответил пророк, сильно возревновал по Господе Боге Вседержителе, когда увидел, что сыны израилевы оставили Твой завет, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечем; я один остался, и уже моей души ищут, чтобы отнять ее». Божественный голос повелел пророку на следующий день стать на горе в ожидании откровения. Еще рано утром начались знамения явления Иеговы. Первоначально разразилась ужасная буря; ужасный ветер дробил скалы и разрушал горы; но Иеговы не было в этом ветре. Буря сменилась землетрясением, но Иеговы не было и в землетрясении. После землетрясения пронесся огонь; но Иегова не был и в огне. За огнем последовало веяние тихого и приятного ветерка, и «там был Иегова». Илия покрыл лице свое милотью. Божественный голос воззвал его, и пророк поведал ему прежние свои жалобы на нечестие Израиля. Тогда Господь сказал: «возвратись и поди к Дамаску; и когда придешь, помажь Азаила царем Сирии, также помажь Ииуя царем над Израилем; а Елисея, сына Сафатова, помажь вместо себя пророком. Тогда, если бы кто избавился от меча Азаилова, такого умертвит Ииуй; а кто спасется от меча Ииуя, такого накажет Елисей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Истина восторжествовала, и жрецы были преданы смерти 781 . – Вопреки закону, повелевавшему служить Богу на одном месте, Илия создал жертвенник на Кармиле, «потому что «праведнику закон не лежит, но беззаконным и непокоривым» (1 Тим., I. 9)» 782 . – Попалив жертвы, политые водой, пророк «ясно предвозвестил нам об имеющем совершиться впоследствии тайнодействии крещения. Ибо троекратно возлитою водою возжигается огонь для того, чтобы показать, что где таинственная вода, там и Дух воспламеняющий, горящий, огневидный, нечестивых сожигающий, а верных освящающий» 783 . – Когда Иезавель узнала об истреблении языческих жрецов, «послала посланца к Илии сказать:.... пусть то-то и то-то сделают мне боги, и ещё больше сделают, если я завтра, к этому времени, не сделаю с твоею душею того, что сделано с душою каждого из них (т.е. жрецов). Увидев это, он встал и пошёл, чтобы спасти жизнь свою» 784 , «потому что был не пророк только, но и человек» 785 . Спасаясь от преследования Иезавели, пророк дошёл до горы Хорива. Здесь Господь сказал ему «пойди обратно своею дорогою чрез пустыню в Дамаск; и когда придёшь, то помажь Азаила в царя над Сириею. А Ииуя, сына Намессиина, помажь в царя над Израилем, Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя. Кто убежит от меча Азаилова, того умертвит Ииуй; а кто спасётся от меча Ииуева, того умертвит Елисей» 786 . Получив от Бога указанное повеление, Илия выполнил его по отношению к одному лишь Елисею 787 , «потому что Елисей, прияв через него пророческую благодать, и на тех (т.е. на Азаила и Ииуя) перенёс дарование и сообщил им царственную благодать» 788 . Когда дни служения пророка на земле окончились, ему суждено было, подобно Еноху, быть взятым живым на небо 789 . Незадолго до своего вознесения, «Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. И сказал он: трудного ты просишь» 790 . «Сказал сие не по скупости сообщить благодать ученику, но радея о всём человеческом роде.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Исх.34:6 ). Почувствовав присутствие Божие в веянии тихого ветра, пророк Илия вышел из пещеры, в которой он был во время потрясающих явлений природы, и в благоговейном трепете пред Неприступным Богом закрыл плащом (милотью, LXX: ν τ μιλωτ; Vulg.: pallio; евр. аддерет) лицо, как Моисей при бывших ему на Хориве же богоявлениях ( Исх.3:6,33:20,22 ; ср. Ис.6:2 ). 3Цар.19:15 .  И сказал ему Господь: пойди обратно своею дорогою чрез пустыню в Дамаск, и когда придешь, то помажь Азаила в царя над Сириею, 3Цар.19:16 .  а Ииуя, сына Намессиина, помажь в царя над Израилем; Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя; 3Цар.19:17 .  кто убежит от меча Азаилова, того умертвит Ииуй; а кто спасется от меча Ииуева, того умертвит Елисей. 3Цар.19:18 .  Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его. Если в ст. 11–12 заключается символический ответ на слова пророка (ст. 10, 14), то теперь дается другой ответ Божий на то же недоумение пророка – повеление Божие ему – «помазать»: Азаила – царем над Сирией, Ииуя – царем над Израилем и Елисея – преемником Илии в пророческом служении (ст. 15). Эти три столь различные деятеля объединяются здесь, как имеющие служить выполнению воли Божией планов Божиих об Израиле в частности: Азаил, царь сирийский, впоследствии сделался бичом гнева Божия на Израиля и постоянно теснил его извне ( 4Цар.8:12,29,10:32,13:3,7 ); Ииуй совершил трудные внутренние потрясения в Израильском царстве: он уничтожил дом Ахава и культ Ваала, им введенный ( 4Цар.9:24,33,10:1–28 ); пророк Елисей явился прямым продолжателем дела пророка Илии: борьбы против язычества в Израиле, и был орудием научающего и наказующего действия Божия, – конечно, не через вещественный меч, как первые два (ст. 17), а через меч пророческого слова ( Ис.49:2 ) и всей пророческой его деятельности. Пророк Илия самолично выполнил лишь третье повеление Божие – о поставлении Елисея в преемники себе (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Полной религиозной реформы он никак не мог произвести. Вот народ настолько в этом плане неподатлив, что (вот, централизованный культ – культ, где нужно поклоняться) он наряду с этим практикует дома, на местных холмах, на высотах и даже на плоской крыше своего дома! Уж что легче – вышел по винтовой лестнице на плоскую крышу и вот – служит небесному воинству. Очень удобно. Богине неба печёт пирожки с изюмом, и вот, подносит ей, и молится. Так, вот, здесь тоже о нём говорится: « Только высоты не были отменены и народ еще не обратил твердо сердца своего к Богу отцов своих [вот не обратил твёрдо]. Прочие деяния Иосафата, первые и последние, описаны в записях Ииуя, сына Ананиева [Ничего от этих записей не сохранилось. Очень много из книг, которые имели, вот, авторы этих Паралипоменон, были тогда, но до нашего времени они не дошли. Исчезли, пропали, в результате депортации, пожаров, разрушений, ограблений – пропадали рукописные сокровища. Сжигались целые библиотеки, и всё, понимаете, так . Вот при таком небрежном отношении мы также можем . Вот сейчас намечается – я не знаю, варварское просто дело, если его не остановить, – Снодальные библиотеку хотят взять какие-то структуры под президентские или какие, что ли, апартаменты, и эту древнейшую, ценнейшую библиотеку переселить куда-то! Ведь вы знаете, для того, чтобы перевести вот такое книгохранилище, нужно только несколько лет описи, потому что . Затем нужно всё это так упаковать – под охраной ведь всё может пропасть! Ведь это затея может быть такая – чтобы многое уничтожить! Перевезти! Это невозможно трогать такие книгохранилища и вдруг – ни средств, ничего , я не знаю, – чтоб мы вообще остались без всякой памяти исторической. Ведь там снодальные архивы за весь снодальный период – это с лишком триста лет! Это же с Петра начиная! Всё это если пропадёт – мы останемся без церковной истории. Это же перевозить всё нужно, следить, чтобы не украли, чтобы не подменили, не со . Вот, я не знаю, как. Прочие деяния Иосафата внесены в книгу, вот, Ииуя, сына Ананиева, – она была! Записи эти пропали] в книгу царей Израилевых. Но после того вступил Иосафат, царь Иудейский, в общение с Охозией, царем Израильским, который поступал беззаконно [вот с этим Охозией, который умер], и соединился с ним, чтобы построить корабли для отправления в Фарсис» Вот знаменитый Тартесс. Что это за Фарсис? Употребляется – есть понятие – золото из Фарсиса ( Иер. 10:9 ). Полагают, что это Индия. Вот в Индию Соломон посылал корабли, и за несколько лет оттуда они приплывали с золотом, с красным сандаловым деревом, обезьянами, редкостными животными, с павлинами – и всё это привозилось и свозилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

После смерти Иеровоама II над Израилем воцарился его сын Зхарьяху (Захария), последний представитель династии Ииуя. Процарствовал он недолго, всего лишь полгода (4Цар 15:8-9). А затем, вполне в традициях Северного царства, «составил против него заговор Селлум, сын Иависа, и поразил его пред народом, и убил его, и воцарился вместо него» (4Цар 15:10). Писатель Четвертой книги Царств видит в этом событии исполнение обещания, данного Богом основателю династии Ииую: «Таково было слово Господне, которое Он изрек Ииую, сказав: сыновья твои до четвертого рода будут сидеть на престоле Израилевом. И сбылось так» (4Цар 15:12). Для Израиля, где, в отличие от Иудеи, власть не была централизована и где сильны были родоплеменные традиции колен, царствование одной династии на протяжении девяноста лет (а именно столько царствовал Ииуй и его потомки) было довольно долгим периодом стабильности и благоденствия. В этом, говорит писатель Четвертой книги Царств, была награда Ииую за его рвение в искоренении финикийского культа Ваала, официально введенного в Израиле Ахавом. Ииуй покончил с «домом Ахавовым», истребил всех его потомков, положив тем самым конец династии Амврия (омридов). В 4Цар история Ииуя, начиная от его тайного помазания на царство пророком Елисеем до его смерти, описана подробно, особенно пластично и ярко описываются кары, которым подверг Ииуй «дом Ахава» и жрецов Ваала (4Цар 9-10). Репрессии были столь жестоки, что надолго запомнились в Израиле (ср. Ос 1:4). Но хотя Ииуй и проявил похвальную ревность в борьбе с культом Ваала и с его проводниками, в утверждении, очищении и централизации культа YHWH он не был столь же ревностен: «Истребил Ииуй Ваала с земли Израильской. Впрочем, от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех, от них не отступал Ииуй – от золотых тельцов, которые в Вефиле и которые в Дане. И сказал Господь Ииую: за то, что ты охотно сделал, что было праведно в очах Моих, выполнил над домом Ахавовым все, что было на сердце у Меня, сыновья твои до четвертого рода будут сидеть на престоле Израилевом.

http://bogoslov.ru/article/4241753

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010