Прор. Елисей помазал своего ученика, военачальника Ииуя, на царство, повелев ему от лица Господа истребить дом Ахава, «чтобы... отмстить... за кровь всех рабов Господних, павших от руки Иезавели» (4 Цар 9. 7). Ииуй преследовал Иорама, ссылаясь «на любодейство [евр.   - неверность Господу] Иезавели... при многих волхвованиях ее» (4 Цар 9. 22). Когда И. услышала весть о гибели Иорама от руки Ииуя, то, надев царские одежды, она встала у окна и гордо и бесстрашно приветствовала убийцу, сравнивая его с Замврием , узурпатором царского трона. В ответ оскорбленный Ииуй приказал евнухам при дворе И. выкинуть ее из окна. «...И брызнула кровь ее на стену и на коней, и растоптали ее» (4 Цар 9. 33), а псы обглодали труп И. Картина гибели И. напоминает предсказания о наказании израильских царей Иеровоама I (3 Цар 14. 10-11) и Ваасы (3 Цар 16. 3-4). Ииуй распорядился похоронить останки И. так, как хоронят дочь царя (4 Цар 9. 34). Гибель И. в точности соответствовала предсказанию прор. Илии: «...на поле Изреельском съедят псы тело Иезавели, и будет труп Иезавели на участке Изреельском, как навоз на поле, так что никто не скажет: это Иезавель» (4 Цар 9. 36-37). Согласно Иосифу Флавию, отец И., царь Ефваал, был священником финик. культа богини Астарты ( Ios. Flav. Antiq. VIII 13. 2; Idem. Contr. Ap. I 18). Вероятно, в Финикии, так же как и в Месопотамии, дочь царя назначалась верховной жрицей главного местного божества - Ваала Мелкарта. Поэтому так широко распространились финик. религ. традиции в Израиле при И., к-рая еще до замужества имела опыт гос. управления ( Yee. P. 849). Ап. Иоанн Богослов сурово осуждает Церковь малоизвестного г. Фиатира (М. Азия) за то, что попускает «жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать [πορνεσαι] и есть идоложертвенное» (Откр 2. 20-23). Именем Иезавель (отсылая к 3 Цар 18. 19; 4 Цар 9. 22) ап. Иоанн называет некую малоазийскую лжепророчицу, к-рая заняла влиятельную позицию в христ. общине Фиатиры и смущала верующих лжеучением. Глагол πορνεειν, как и производные от него формы, в этом и в др. местах Апокалипсиса (Откр 14. 8; 17. 2, 4) употреблен скорее всего в переносном смысле ( Aune D. E. Revelation 1-5:14. 2002. P. 204. (WBC; 52A)). По мнению свт. Андрея Кесарийского († 614), ап. Иоанн Богослов иносказательно употребляет имя Иезавель, подразумевая под ним ересь николаитов ( Andr. Caes. Apoc. II 6). Позже это имя стало нарицательным - так называли грешных и нечестивых жен, восстававших против учения Церкви и святых ( Ioan. Chrysost. In Psalm. 92. 2; Athanas. Alex. Ep. ad epp. Aegypti et Libyae. 23; Greg. Nazianz. Or. 35). В раввинистической традиции И. предстает главной виновницей совершенных в период правления Ахава преступлений (Санхедрин 10. 2, 28b).

http://pravenc.ru/text/293569.html

Ст. 2. …Пришедши туда, отыщи там Ииуя,... и вылей на голову его елей помазания ... Почему не сам Елисей совершает помазание над царем Израильским? По мнению блаж. Феодорита, «надлежало совершиться сему тайно, чтобы Иорам был умерщвлен, как можно скорее. А, если бы он узнал это прежде, то вступил бы в сражение, и на сражении необходимо было пасть многим с обеих сторон» 581 . Не для того ли, чтобы скрыть все это дело, Елисей и посылает юнейшего из своих учеников, и, по совершении порученного дела, велит ему немедленно бежать назад 582 . Ст. 3. ...И скажи: так говорит Господь: помазую тебя в царя над Израилем... Еще пророк Илия получил от Господа повеление помазать Ииуя на царство Израильское 583 , но это дело он, вероятно, тоже не без воли Божией, поручил своему преемнику Елисею. А это потому, конечно, что еще не наступил предопределенный от Господа день суда над нечестивым домом Ахава. Во дни же Елисея мера долготерпения Божия к сынам Ахава наполнилась. Ст. 4. …И пошел отрок, слуга пророка, в Рамоф Галаадский. И пришел, и вот, сидят военачальники... Из священного повествования видно, что Рамоф Галаадский был в описываемое время и главным местом, и целью военных действий. Еще Ахав хотел отвоевать сей город Израильский у Сирийцев с помощью Иоасафата; но сам погиб на войне 584 . Сын его Иорам, тоже, в союзе с родственным Иудейским царем (Охозией), решился, во что бы то ни стало, привести намерение отца в исполнение; и, хотя тоже получил опасную рану, заставившую его удалиться для излечения своего в столицу (Изреель), но Рамоф, как видно по ходу рассказа, был взят у Сирийцев. При всем том, Сирийцы не хотели отказаться от намерения снова завладеть этим важным пунктом, – и потому нужно было держать там войска ноготове. Ст. 6–7. ...так говорит Господь, Бог Израилев:... ты, Ииуй, истребишь дом Ахава, чтобы Мне отомстить за кровь рабов Моих,... павших от руки Иезавели… Таким образом, главной виновницей гонения на рабов и пророков Божиих при Ахаве провозглашается здесь нечестивая жена его, – как это видно было из предыдущих повествований 585 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

11 весь народ земли. См. ком. к ст. 14. 11 сотников и телохранителей. См. ком. к ст. 4. 11 Семи лет был Иоас. В первые годы своего царствования Иоас находился под благотворным влиянием Иодая (12,2; 2Пар. 24,22 ). Глава 12 12 В седьмой год Ииуя. Т.е. в 835 г. до Р.Х. и сорок лет царствовал. Иоас царствовал с 835 по 796 г. до Р.Х. 12 И делал Иоас угодное в очах Господних. Иоас один из немногих царей иудейских, получивших положительную оценку автора. 12 только высоты не были отменены. Царствование Иоаса было все же отмечено одним недостатком народ продолжал совершать жертвоприношения на «высотах» (см. ком. к 3Цар. 3,2 ). 12 все серебро посвящаемое, которое приносят в дом Господень. Иоас предлагает все накопленные в храме ценности употребить на украшение самого храма (ср. Неем. 10,32 ), поскольку в годы владычества Гофолии убранство храма пришло в упадок (ст. 5; 2Пар. 24,7 ). вносимое за каждую душу по оценке. Израильские юноши, достигшие двадцатилетнего возраста, обязаны были отслужить год на военной службе и внести полсикля серебра на нужды храма ( Исх. 30,11–16 ). сколько кому приходит на сердце. О добровольных пожертвованиях см. Лев. 22,17–25 ; Втор. 16,10.11 . 12 священники, стоящие на страже у порога. Три священника, ответственные за то чтобы в храм не входили те, кому это не положено, должны были сами внести и уложить все приношения в приготовленный Иодаем ящик (22,4; 23,4; 25,18; Иер. 35,4; 52,24 ). 12 писец царский. См. 2Цар. 8,17 . первосвященник. Т.е. Иодай. 12 Но не сделано было для дома Господня серебряных блюд, ножей. См. 3Цар. 7,50 . При благоустройстве храма основное внимание было уделено исправлению повреждений самого строения. В годы правления Гофолии упомянутое здесь убранство храма использовалось в культе Ваала ( 2Пар. 24,7 ). 12 Серебро за жертву о преступлении. См. Лев. 5,16; 6,6.7 ; Чис. 5,7–10 . серебро за жертву о грехе. См. Лев. 4,1 5,13. Работы по восстановлению храма не должны были лишить священников их основного источника дохода ( Лев. 7,7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

131. Ахав и Иосафат (ошибки простоты и лукавства) Во второй книге Паралипоменон (2 Пар. 18) мы читаем, как Ахав, царь Израильский, и Иосафат, царь Иудейский, вопросили одних и тех же пророков и оба не послушались святого Михея, а послушались гордого Седекию. Но во внутреннем устроении этих царей была существенная разница. Ахав искал своей воли и ничего противного ей не хотел принимать от Бога, и Бог попустил ему погибнуть, так что никакие усилия человеческие не смогли спасти Ахава. Иосафат же искал воли Божией, и он лишь по простоте и человеческой немощи послушался лжепророков. Поэтому Бог не покарал его, как Ахава. Когда враги окружили Иосафата, чтобы сразиться с ним, он возопил ко Господу, и Господь помог ему и сохранил ему жизнь, хотя потом через пророка Ииуя укорил за участие в небогоугодном деле. Это образ того, что бывает с теми, кто обращается за советом к лжестарцу или имеет плохого духовника. С одними это случается по их лукавству, а с другими по простоте. Но хотя бедствуют и те и другие, погибают только лукавые, а простых покрывает Господь. 132. Седекия (самочинное старчество) Если Бог не поставил тебя быть пророком (старцем), а ты сам порываешься давать советы, не попустит ли Он тебе в уста духа лжи, и, подобно Седекии, противнику пророка Михея, бегавшему из комнаты в комнату, чтобы укрыться (см. 3 Пар. 20 и 2 Пар. 18), ты не будешь знать, куда тебе деться от раздирающих душу помыслов? 133. Наше помрачение Очень часто бывает, что люди, которые нас любят и нам помогают, кажутся нам в нашем помрачении врагами. Это бывает не только с бесноватыми и душевнобольными, а сплошь и рядом с вполне здоровыми и умными людьми. Мы этого обычно не замечаем, потому что не смотрим на вещи в свете заповедей Божиих и не следуем путем святых отцов. Мы подобны школьникам, которые радостно кричат " Училка заболела! " , не думая, что эта " училка " поставлена Богом преподавать им полезные знания. 134. Бойся смирения отца перед тобой В послании к Евреям апостол Павел пишет: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно (Евр. 13, 17).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

14:12), — то как не бедны, как не несчастны те, которые не могут прогнать и комаров, не только демонов, — те, которые не в силах принести пользы и одному человеку, не только целой вселенной, — и при этом столько мечтают, сколько не мечтает и сам дьявол? . 3. Ничего нет более несвойственного христианской душе, как гордость, — говорю — гордость, а не дерзновение, не мужество, которые хотя близки между собою, однако же, не одно и то же, так что иное — смиренномудрие, а иное — низость, лесть и пресмыкательство. И если хотите, то я представлю вам на все примеры. Известно, что противоположные вещи существуют каким–то образом вместе, как то: плевелы с пшеницей, терны с розами. Но легко обмануться могут дети; а мужи совершенные, опытные в духовном делании, умеют отличать истинно доброе от худого. Пожалуй, мы представим вам примеры того из Писаний. Что такое лесть, низость и пресмыкательство? Сива безвременно льстил Давиду, и оклеветал господина своего; еще более Ахитофел льстил Авессалому (2 Цар. 16). Но Давид был не таков, а смиренномудр. Льстецы бывают лукавы. Так, например, волхвы некогда говорили: « Царь! вовеки живи! » (Дан. 2:4). О Павле же в Деяниях Апостольских найдем много такого, когда он, беседуя с иудеями, не льстил, но смиренномудрствовал, потому что умел говорит и с дерзновением. Так, он говорил: « Мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан » (Деян. 28:17). А что слова эти происходили от смиренномудрия, то слушай, как он упрекает их далее, говоря: « Хорошо Дух Святой сказал: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите » (ст. 26). Видишь ли мужество? Посмотри и на мужество Иоанна Крестителя, какое он показал пред Иродом, говоря: « Не должно тебе иметь жену брата твоего » (Мк. 6:18). Вот дерзновение, вот мужество! А слова Семея: « Уходи, убийца » (2 Цар. 16:7) — не то выражают, хотя и он говорит дерзновенно. Это не мужество, а дерзость, наглость и необузданность языка. Иезавель обругала Ииуя, назвав его « убийца государя своего » (4 Цар.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

29 . И Елисей посланному от царя сказал слово Господне: Завтра в это время мука и ячмень будут без цены, и дешевизна и изобилие будет ( 4Цар.7:1 ). 30 . Не верил царский сановник и говорил: Если бы Господь и открыл окна на небе, и тогда может ли это быть? ( 4Цар.7:2 ). 31 . А Господь сделал так, что стану Сирийскому послышался стук колесниц и ржание коней, шум войска большого, и встали, и побежали в страхе, и оставили и шатры, и коней, и ослов ( 4Цар.7:7 ). 32 . И вышли голодные воины и жители из Самарии, и увидели и шатры, и скот, и вещи, и продукты, и была дешевизна хлеба и мир от врагов ( 4Цар.7:16 ). 33 . Еще Елисей предсказал голод на семь лет, и ушли от бедствия в другую землю и питались там ( 4Цар.8:1 ). 34 . И послал Елисей отрока, и тот вылил елей на главу Ииуя и сказал: помазует тебя Господь в царя Израилю, и ты истреби дом Ахавов и Иезавель, много злодеяний соделавших ( 4Цар.9:67 ). 35 . И умертвил Ииуй вельмож Ахава, и сыновей его, и чародеев и служителей Ваала, и разрушили статуи Ваала и капище, и сделали его местом нечистот ( 4Цар.9:2437 ). 36 . Много пророчествовал Елисей и умер, и похоронили его, и было чудо: погребавшие бросили мертвеца в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои ( 4Цар.13:21 ). 37 . Сыны Израилевы неугодное делали пред Богом, и послал Бог царя Ассирийского, и он переселил израильтян в Ассирию из Самарии, а из Вавилона переселили людей в Самарию, вместо сынов Израилевых ( 4Цар.17:1824 ). 38 . Переселенцы же из Вавилона не чтили истинного Бога, и за это Бог посылал на них львов, и они поражали их. ( 4Цар.17:25 ). 39 . Тогда послали им священника, и тот учил язычников закону Божию, и они почитали Господа, но и истуканам своим служили ( 4Цар.17:2633 ). 40 . При благочестивом царе Езекии пришло Ассирийское войско ко Иерусалиму, и Рабсак воевода гордо взывал: Неужели Господь спасет Иерусалим от руки моей, и хвалился силою своею ( 4Цар.18:35 ). 41 . И послал к пророку Исаии, сыну Амосову (757697) и сказали: день скорби и наказания и посрамления пришел; принеси молитву, ибо Рабсак хулит Бога Живаго и поносит святыню ( 4Цар.19:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

9:1–3). Посылает пророк ученика пророка; тот берет военачальника, потому что тогда Ииуй не был царем, а только военачальником царским, — и говорит ему: иди сюда, и взяв его наедине, передает ему слова пророка и помазывает его в царя. И как только помазал, тотчас убежал, скрылся. Товарищи Ииуя говорят ему: зачем приходил этот неистовый к тебе? Вместо того, чтобы сказать: зачем приходил к тебе этот бесноватый? Они говорят: зачем приходил этот неистовый к тебе (4 Цар. 9:11)? Так издревле были оскорбляемы пророки, — то же терпели и апостолы. Зачем приходил этот неистовый к тебе? Боясь, чтобы не разгласилась весть об избрании на царство, и чтобы чрез то не подвергнуться опасности (отнятие власти у царствующего государя и перенесение ее на другого сопряжено, конечно, с опасностью), говорит: вы знаете болтливость этого человека и что он говорит (ст. 11). Не в душе, но на словах он выражает согласие с ними. «Вы знаете болтливость его». Затем, поняв, что истину никогда нельзя осмеять, насмешники стараются узнать истину: и сказали: неправда, скажи нам . Ты обижаешь своих друзей; дурно делаешь, скрывая тайну. Но если он неистовый, чего вы хотите от неистового? Ты несправедлив к друзьям, Ииуй, если скроешь от нас. Злоба презирает добродетель и преследует ее. Они осудили пророка как беснующегося, и в то же время выпытывают его слова как вестника истины. Что возвестил он тебе, скажи? Он отвел меня наедине. Смотри, какова сила истины: как осмеянная мысль делается предметом поклонения, как пророк неистовый оказывается сильнее законов. Говорит: он отвел меня наедине и излил на меня сосуд елея; и возвысили голоса свои полководцы и воскликнули: да живет царь! Видишь, как в одно и то же время осмеяли пророчество и преклонились пред ним, осудили его и поверили ему. Ты называешь беснующимся, а помазанного беснующимся называешь царем? Так ни нам, ни отцам нашим, ни потомкам — не должно удивляться, если уста еретиков произносят что–либо обидное. Будем же мы похвалу свою полагать во Христе, чтобы и прославиться во Христе, Которому слава и держава во веки.

http://predanie.ru/book/219416-tom-6-kni...

— Что ты здесь делаешь, Илия? Илия ответил: — Ревнуя возревновал я о Тебе, Господе Вседержителе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, жертвенники Твои разрушили и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но моей души ищут, чтобы отнять ее. Господь же, утешая Илию в печали его, открыл ему, что не весь Израильский народ отступил от Него, но Он имеет семь тысяч тайных рабов Своих, которые не преклоняли колен своих пред Ваалом. Вместе с тем Господь возвестил Илии о предстоящей в скором времени погибели Ахава и Иезавели и всего дома их, и повелел Илии предназначить на Израильское царство некоторого достойного мужа, по имени Ииуя, который и имел истребить весь род Ахавов, а Елисея — помазать во пророка [ 25 ].Так, утешив раба Своего, Господь отошел от него. Угодник же Божий, по повелению Господню, ушел от Хорива, по пути встретил Елисея, сына Сафатова, пашущим землю двенадцатью парами волов; возложив на него свой плащ, святой Илия объявил ему волю Господню, нарек его пророком и приказал ему идти за собою. Елисей же сказал Илии: — Умоляю тебя, отпусти меня на короткое время проситься с отцом и матерью моими, и тогда я пойду за тобою. Святой Илия не воспрепятствовал этому. Елисей же, пришедши домой, заколол пару волов, на которых сам пахал, устроил угощение соседям и родственникам, а затем, простившись с родителями, ушел к Илии и всюду следовал за ним, будучи для него слугой и его учеником. В это время царь Ахав, под влиянием своей нечестивой жены Иезавели, к прежним беззакониям прибавил новое, следующее. У одного израильтянина, по имени Навуфея, был виноградник близ владения царя Ахава в Самарии. Ахав предложил Навуфею: — Уступи мне твой виноградник, чтобы он служил для меня садом, ибо он находится близ моего дворца, тебе же я дам другой, много лучше этого; а если тебе это не угодно будет, то деньгами заплачу тебе за твой виноградник. Навуфей отвечал: — Сохрани меня Господь, чтобы я отдал тебе наследие моих предков [ 26 ]. Ахав возвратился в дом свой смущенный и оскорбленный ответом Навуфея, и от досады не мог есть хлеба. Иезавель же, узнав причину печали его, подсмеялась над ним говоря:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Ам.1:3 .  Так говорит Го­с­по­дь: за три пре­ступле­ния Дамаска и за четыре не по­щажу его, по­тому что они молотили Галаад железными молотилами. Возвещение суда Божия над языческими народами пророк начинает с Сирии и Дамаска, главного города Сирии. Пророк возвещает истребление сириянам за их жестокость к жителям Галаада. – «За три преступления Дамаска и за четыре»: особенное выражение, которым указывается на множество преступлений Дамаска (ср. Притч. 30:15, 18, 21, 29 ). – «Потому что они молотили Галаад железными молотилами». Галаад – заиорданская область десятиколенного царства, наиболее страдавшая от сирийских нашествий во время походов Азаила против Ииуя ( 4Цар 10.32–33 ). Железное молотило, евр. charuzah, – колесо или вал, окованный железом, употреблявшийся для молотьбы хлеба. Слова пророка могут быть понимаемы и в буквальном смысле, как указание на применение известной жестокости на войне (ср. 2Цар 12.31 ), и в общем смысле как образ сильного опустошения Галаада сирийцами. LXX евр. charuzah перевели словом πριων пила, и кроме того слово Галаад пояснили дополнением: ν γαστρ χοσας, отсюда, в слав.: «понеже растроша пилами железными имущыя во утробе сущих в Галааде». Ам.1:4 .  И по­шлю огонь на дом Азаила, и по­жрет он чертоги Венадада. Азаил и Венадад – имена сирийских царей ( 4Цар 13.24 ), особенно заботившихся о красоте и славе Дамаска и известных своими отношениями к Израильскому царству ( 4Цар. 12–14 ). Называя имена царей, пророк собственно говорит о судьбе царства их. Пророк возвещает истребление огнем, без сомнения, в связи с опустошением страны врагами. Вместо имени Венадада в слав. чит. «сына Адерова»; так же у LXX и в Сир. В ассир. памятниках Венадад называется Bin-hidri. Ам.1:5 .  И сокрушу затворы Дамаска, и истреблю жителей долины Авен и держащего скипетр – из дома Еденова, и пойдет народ Арамейский в плен в Кир, говорит Го­с­по­дь. «И сокрушу затворы Дамаска», bericha – затворы ворот городских, слав. «вереи». Стоящие далее в ст. 5 географические названия понимают различно.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ам.2:13–16 . Вот Я произведу скрипение под вами, как скрипит телега, нагруженная сеном; и у проворного не станет [силы] бежать, и сильный не удержит силы своей, и крепкий не спасет жизни (animam) своей, и стреляющий из лука не устоит, и быстроногий не спасется, и сидящий на коне не спасет своей жизни (animam), и твердый духом (robusmus corde) среди храбрых убежит нагой в тот день, говорит Господь. LXX: Поэтому вот Я произведу вращение под вами, как вращается телега, наполненная соломою, и у скорохода не станет [силы] бежать и сильный не удержит силы своей, и воитель не спасет жизни (animam) своей и стрелок не выдержит, и быстроногий не будет иметь возможности спастись, и всадник не спасет своей жизни (animam), и тот, который по твердости духа был в числе сильных, убежит нагой в тот день, говорит Господь. Между тем как Я оказывал вам благодеяния, и вывел вас из земли египетской и истребил пред вами Аморрея, чтобы вы обладали землей его, и избирал пророков из сыновей ваших и назореев из юношей ваших, вы поили назореев Моих вином и говорили пророкам: не пророчествуйте. Поэтому, подобно телеге, нагруженной соломой или сеном, и издающей скрипение и шум на большом пространстве, Я, не вынося более ваших грехов и предавая [вас], как солому, на сожжение, возглашу и скажу: не станет силы бежать у проворного, под которым евреи разумеют Иеровоама, сына Наватова, который прежде бежал в Египет ( 3Цар11:40 ). Но мы должны понимать здесь не самих князей, а семейства и потомство их. И сильный не удержит силы своей; под сильным разумеют Ваасу (Basau), который был весьма воинственным ( 3Цар15 ). И крепкий не спасет жизни своей: здесь разумеют Амврия (Amri или Omri). И стреляющий из лука не устоит или не выдержит: полагают, что это сказано относительно Ииуя, сына Намсиева, который стрелой поразил Иорама, царя израильского ( 4Цар9:24 ). И быстроногий не спасется: разумеют Менаима (Мапанеп), который тщетно поспешил отправить дары царю ассирийскому ( 4Цар15:19 ). И сидящий на коне не спасет своей жизни: под ним разумеют Факея, сына Ромелиина, который, соединившись с Арамом, то есть с Сирией, опустошил большую часть Иудеи при царе Ахазе ( 4Цар16:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010