Закрыть itemscope itemtype="" > " Антоновская " продолжает звучать... 24.04.2006 750 Время на чтение 5 минут " Коммунист, взводи курок! " - эта строка из куплета " Антоновской " врезалась в мою память навсегда. Песню тамбовских повстанцев я услышал от отца, известного поэта Николая Леопольдовича Брауна, летом 1954 года в поселке Келломяки (теперь Комарове), где тогда проживала наша семья. Он пел ее, аккомпанируя себе на семиструнной гитаре, на которой хорошо играл. Содержание песни, в моем шестнадцатилетнем возрасте, произвело сильное впечатление, как будто оно относилось не к прошлому, а к настоящему, и было вполне созвучно ему. Обреченность с мужественной готовностью принять смерть, карканье вороны, предвещающее выстрелы коммунистов, осина над темной могилой... раздольная, распевная мелодия запоминалась вместе со словами. " Антоновская " пелась в нашей музыкальной семье. Когда отец о матерью пели ее на два голоса, ими можно было любоваться, но она исполнялась ими не часто, как я понял впоследствии, она связывалась со многими переживаниями моих родителей и событиями довоенных и всех последующих лет, с трагическими потерями, " доля-неволя " подсоветских лет унесла немало жизней и после 1945 года, при послевоенном продолжении красного террора НКВД... На мои вопросы отец отвечать не его шил, однажды он пояснил, что это песня тамбовцев- " антоновцев " , прозванных так по фамилии одного из их руководителей, возглавившего восстание против произвола большевиков. По словам отца, распространенным являлось мнение, что песня была написана или самим Антоновым или, возможно, его братом. Подтвердить это, конечно, некому. Спустя годы отец рассказал, как он, прибывший в Петроград из Орла в 1919 г. в начале 20-х услышал слова и мелодию песни в исполнении поэта Николая Клюева. В гостях у Клюева он, молодой, но уже заявивший о себе в ряде изданий, многократно бывал на Большой Морской, 45. Николай Алексеевич, выходец из крестьян-старообрядцев Олонецкой губернии, исполнял " Антоновскую " в своеобразной манере, сидя на лавке в его подвальной комнате рядом с иконами, покачивая головой, заметно " окая " при напеве слов. Он сообщил отцу, что песню эту очень любит " Сереженька " - так он именовал Есенина.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Екатеринбурге открыт памятник русскому мыслителю Ивану Ильину Церемония прошла в рамках VIII Международных Ильинских научно-богословских Чтений 15.06.2012 799 Русскому мыслителю Иван Ильину в Екатеринбурге установлен памятник, который был отлит из осколков метеоритов. Как сообщил на пресс-конференции в региональном информационном центре «ТАСС-Урал» ректор Уральского института бизнеса имени И.А.Ильина протоиерей Александр Миняйло, осколки небесных тел для памятника православные верующие собирали несколько лет по всей стране, передает ИТАР – ТАСС - Урал . «На реализацию этого проекта ушло около 5 лет. Памятник был создан скульпторами-любителями из города Лесного Свердловской области. В центре композиции изображен в полный рост Иван Ильин с книгой в руке. Памятник был создан на средства православных верующих», - рассказал протоиерей Александр Миняйло. По словам писателя, главного редактора газеты «Завтра» Александра Проханова, памятник Ильину получился достаточно тяжелым. Его устанавливали при помощи большегрузного крана. «Если вы подойдете к памятнику Ильина летней ночью, то увидите над головой монумента желтое сияние-это метеоритный свет. Он как бы напоминает нам о светлых помыслах русского философа, который всегда хотел, чтобы русский народ жил в мире и согласии», - рассказал Проханов. Великий русский мыслитель Иван Александрович Ильин родился в Москве в 1882 году. Окончил юридический факультет Московского университета и был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию, стажировался в вузах Гейдельберга, Фрейбурга, Берлина, Парижа. В 1921 был избран председателем Московского психологического общества, а год спустя вместе с большой группой деятелей культуры Ильин был выслан из России. Участвовал в организации Русского научного института в Берлине, издавал журнал «Русский колокол», опубликовал ряд книг: «Религиозный смысл философии», «О сопротивлении злу силою» и другие. После прихода к власти в Германии нацистов потерял работу, а в 1938 эмигрировал в Швейцарию. Умер в Цюрихе 21 декабря 1954 г.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/06/15/v_...

Закрыть itemscope itemtype="" > В поисках могилы святого Мефодия 27.05.2008 757 Время на чтение 14 минут Вот уже более ста лет археологи спорят о том, где же был похоронен святой равноапостольный Мефодий, архиепископ Моравский? Обзор этой любопытной дискуссии представлен в статье преподавателя Московской духовной академии В. В. Буреги. Сведения о смерти и погребении святого Мефодия сохранились в двух письменных источниках: " Житии Мефодия " и " Проложном житии Кирилла и Мефодия " . Оба памятника были созданы в Моравии вскоре после смерти святителя (†885). Первый из них сообщает, что святой Мефодий скончался " на руках иерейских... в 3 день месяца апреля в 3 индикт в 6393 год от сотворения всего мира " . Ученики, совершив " службу церковную по-латыни, по-гречески и по-славянски,... положили его в соборной церкви " " Проложное житие " более точно определяет место погребения святого Мефодия: " лежит же в великой церкви моравской с левой стороны в стене за алтарем Святой Богородицы " Оба источника ясно говорят о том, что святитель был похоронен в своем кафедральном соборе. Однако в обоих текстах не назван город, в котором этот храм находился. Вполне естественно предположить, что соборная церковь должна была располагаться в столице Великой Моравии рядом с резиденцией князя. Столь скудные письменные сведения о могиле святого Мефодия не позволяют однозначно установить это место. И неудивительно, что в науке еще со второй половины XIX века ведется дискуссия о возможном месте погребения святителя. Долгое время считалось, что разрушенная венграми в начале Х века столица Великой Моравии располагалась в районе современного чешского города Угерске-Градиште. Начиная с 20-х годов ХХ века велись активные археологические раскопки в Старе Место близ Угерске-Градиште, а с 1959 год - в местности Сады (неподалеку от Старе Место). Раскопки подтвердили наличие здесь крупного городского центра IX века. Однако бурное развитие чешской археологии во второй половине ХХ века привело к открытию целого ряда других великоморавских памятников. Так с 1954 и до 1990 года под руководством профессора Йозефа Поулика велись раскопки неподалеку от поселка Микульчице (близ Годонина). Здесь был обнаружен великоморавский центр, по своим размерам значительно превосходящий поселение близ Угерске-Градиште. Достаточно сказать, что в Микульчице был открыт фундамент трехнефной базилики византийского типа - на сегодняшний день самого большого известного нам великоморавского храма (его внешние размеры составляют 36,5 на 12 метров). Часть исследователей полагает, что именно в Микульчице находился политический и церковный центр Великой Моравии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Господь всегда с христианами» Беседа с архимандритом Парфением (Мурелатосом), игуменом монастыря святого Павла на Афоне 02.09.2010 510 Время на чтение 12 минут Архимандрит Парфений (Мурелатос) оставил мир и пришел на Афон в монастырь святого Павла совсем молодым человеком. Через 20 лет братия монастыря избрала его, тогда простого монаха-лесничего, своим игуменом. Сейчас геронда Парфений, более 56 лет подвизающийся на Святой Афонской горе, - один из наиболее почитаемых в греческом мире духовников. - Геронда, в каком году вы пришли на Афон? - Я пришел на Святую Гору в 1954 году. - А как долго являетесь игуменом монастыря святого Павла? - Вот уже 36 лет я игумен. С 1974 года. - Вы застали Святую Гору такой, какой мы ее уже не увидим. Расскажите, пожалуйста, об Афоне тех лет. - В то время многие афонские монастыри находились в состоянии упадка, поскольку в них не бло монахов. Это был такой период, когда, например, в монастыре святого Филофея было пять монахов, в монастыре Симонопетра - человек десять. Здесь, в монастыре святого Павла, было пятьдесят человек братии. Многие келлии, скиты, дома и здания были разрушены. Лишь девять монастырей были общежительными, а остальные одиннадцать - особножительными , в них еще была идиоритмия. Положение было таким, что вставал вопрос, что будет с Афоном дальше? И то, что случилось затем на Афоне, произошло чудесным образом. Господь и Богородица так управили, что все монастыри стали общежительными. А началось это тогда, когда весь Афон праздновал тысячелетие основания Великой Лавры . За это тысячелетие много всего было пережито... Поскольку на Балканах и во всем мире было много войн и неурядиц, Афон тоже пережил и плен, и войны, и убийства, и пиратские набеги. А потом освободился. У турок здесь стояла десятитысячная армия, и Афон должен был всю эту армию кормить. А так как все монастыри были бедными, то закрыли трапезные, и все монастыри стали особножительными, потому что не могли сводить концы с концами. Потом постепенно-постепенно монастыри из особножительных вновь стали общежительными. Так, мой монастырь - святого Павла с 1700 по 1840 год был идиоримическим, а потом стал общежительным. В монастырской летописи рассказывается, как это происходило, как пришел игумен... У Афона длинная история.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Для вас это обернется величайшей погибелью» Обращение игумена афонского монастыря Святого Павла архимандрита Парфения в связи с планами глобалистов поставить под электронный контроль всех людей 25.04.2020 18081 Время на чтение 4 минуты От редакции. На некоторых ресурсах опубликовали на днях видеообращение игумена афонского монастыря архимандрита Парфения. Наша читательница обратила внимание на неточности перевода. На видео 4.49 о.Парфений сказал: нанести начертание на всех людей. А переводчик написал: закрыть на замок весь мир. 5:38 Не верьте сионистам, масонам, сеятелям плевелов, последователям диавола! Они ни во что не верят! Мы же веруем в Истинного Бога, и чего бы нам это ни стоило, мы исповедуем Иисуса Христа, и Сего — Распята. Именно на этом зиждется наша надежда, на всемогуществе Божием и ни на чем другом! (Этот последний фрагмент полностью отсутствует в субтитрах). Предлагаем вниманию читателя точный перевод очень важного для православных людей обращения одного из самых известных афонских старцев. Христос Воскресе! Воистину Воскресе! К вам обращается игумен афонской обители Святого Павла о. Парфений, который пребывает в монастыре св. Павла с 1954 года вплоть до сегодняшнего дня. С помощью Божией, с помощью Пресвятой Богородицы и с помощью святых наших я пришел сюда и стал монахом, и пребываю им вплоть до сегодняшнего дня. И, по милости Божией, мы сегодня с величайшей радостью и любовью отпраздновали Святую Пасху, Воскресение Господа нашего. В этом году, впервые с тех пор, как я оказался на Афоне, мы отмечали этот великий праздник сами. Всегда были рядом с нами, как минимум, сто или даже сто пятьдесят, или двести паломников, и это только в нашей обители. На всем Афоне это число доходило и до пяти тысяч паломников, которые каждый год приезжали со всего мира, чтобы отпраздновать светлый праздник Воскресения Господа нашего. В этом году меня сильно огорчило, что мы праздновали Пасху в одиночестве, ведь согласно принятым мерам верующим запрещен доступ на Афон. Мы отмечали Пасху с теми немногими рабочими, у которых есть постоянный доступ на Святую Гору. Я говорю вам об этом с большой любовью, и у меня болит душа. Я скорблю, ведь раньше рядом с нами были верующие, наше утешение, и мы праздновали Пасху вместе. Мы все вместе восклицали: «Христос воскресе!» и испытывали величайшую радость. А в этом году мы были в одиночестве из-за испытания, которое Господь послал нам, видимо, за наши грехи, и, видимо, для того чтобы встряхнуть нас, ведь люди ушли с пути, предначертанного Господом, и запутались.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/25/dl...

Закрыть itemscope itemtype="" > Дух антихристов и предтечи антихриста К 45-летию со дня кончины 13.04.2021 3621 Время на чтение 12 минут К 45-летию со дня кончины (31 марта/13 апреля 1976 г.) замечательного православного подвижника, богослова, архиепископа Аверкия (Таушева) (1906–1976) ниже мы публикуем одно из его «Слов» (конца 1954 – нач. 1955 гг.). Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Аверкий (Таушев), архиеп. Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Том I. Джорданвилль, 1975. С.71–77. (Репринт.)) подготовил проф. А. Д. Каплин. Авторские слова «в разрядку» по техническим причинам заменены курсивом. «Жирный» шрифт – авторский. + + + ДУХ АНТИХРИСТОВ И ПРЕДТЕЧИ АНТИХРИСТА Учение об Антихристе входило в состав первоначального апостольского благовествования, что ясно видно из 2-ой главы Второго Послания св. Апостола Павла к Солунянам. Дав в 3-4 стихах этой главы характеристику Антихриста, св. Апостол пишет дальше Солунянам: «Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? (ст. 5)».– Нельзя не считать весьма примечательным то, что в кратковременный период своего пребывания в Солуни св. Ал. Павел не только не обошел молчанием учения об Антихристе, как второстепенного и маловажного, но счел нужным изложить это учение со всей подробностью. И в этом своем втором послании он только повторяет сказанное им прежде об Антихристе устно. Почему же так важно знать это учение? Потому, что, как предостерегают нас Святые Отцы, кто пренебрежет этим учением, сочтя его маловажным и несущественным в христианстве, тот не узнает Антихриста и поклонится ему. Неужели можно не узнать Антихриста? Да, можно! Вот как говорит об этом собравший воедино все сказанное об Антихристе древними Св. Отцами Епископ Игнатий (Брянчанинов): «Антихрист назовет себя проповедником и возстановителем истинного богопознания: непонимающе христианства увидят в нем представителя и поборника истинной религии, присоединятся к нему. Явит себя Антихрист кротким, милостивым, исполненным любви, исполненным всякой добродетели: признают его таким и покорятся ему по причине возвышеннейшей его добродетели те, которые признают правдою падшую человеческую природу...

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/13/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения церкви Божией. Часть 5 Слова на Рождество Христово 1943, 1934 и 1954 годов; страницы дневника военных лет 10.01.2011 1201 Время на чтение 33 минут Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Краткое повествование о служении владыки Григория в предвоенные и военные годы предваряет его патриотическое Слово на праздник Рождества Христова, произнесенное в Свято-Троицком соборе прифронтового Саратова накануне Сталинградской битвы. Слова в день этого праздника в другие годы жизни владыки расскажут о Великой Тайне Рождества Христова. Старцы-архиереи хиротонии 1942 года: «...отдать последние силы на дело Божие» «Препояшьте, муж, чресла и выходите на делание... Господь же да вразумит Вас и укрепит и скажет Вам путь в оньже идти к Вашему спасению и к общей пользе, - писал митрополит Сергий (Страгородский) в письме от 10 декабря 1941 года из Ульяновска, куда была эвакуирована Московская Патриархия, вдовому прот. Н.К. Чукову, с 1935 года находившемуся в ссылке в Саратове, - ...я разумею архиерейство и, конечно, с принятием монашества. Буду ждать от Вас ответа, и хотелось бы утвердительного; но, да будет во всем воля Божия, а не наша...». 10 марта 1935 г. настоятель Никольского собора в Ленинг раде митрофорный протоиерей Н.Чуков в пятый раз, начиная с 1918 г., был арестован («...имеет широкие связи, главным образом среди духовенства тихоновского течения, антисоветски настроен»), и 29 марта 1935 г. постановлением ОСО при НКВД СССР приговорен к административной высылке в Саратов на 5 лет. Он подал Ленинградскому митр. Алексию (Симанскому) прошение о выходе за штат, и 6 апреля 1935 г. вместе с матушкой Валентиной Дмитриевной, которая также была выслана, прибыл в Саратов. В течение года, пытаясь найти на работу, он много ходил по разным учреждениям: просился в университет на любую техническую работу в канцелярию, на должность корректора в типографию, секретаря 3-й медицинской клиники, думал о кафедре латинского языка в Медицинском институте или фельдшерской школе, но с «билетом», вместо паспорта, который был выдан ему из НКВД, везде встречал отказ. Ссыльные регулярно должны были отмечаться в местном отделе НКВД. На месяц о. Николаю удалось устроиться в Университетской библиотеке.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > О мучителях Новомучеников Покаялись или «перестроились во мгновенье ока»? 08.02.2023 2782 Время на чтение 7 минут О новомучениках и исповедниках мы помним всегда, не только в день их памяти. Иконы этих святых у нас в домах, в храмах. Новые престолы соборов освящены в их честь. Но в последнее время мы все чаще вспоминаем и об убийцах и гонителях. Причем, не по своей воле вспоминаем, нам навязчиво напоминают о них всеми возможными методами. Гонения на церковь продолжались всё советское время и сколько еще неканонизированных святых сокрыто до поры – знает только Господь. К примеру, в 1954 году в Тайшете умирал владыка Антоний (Марценко), осужденный в 1952-м «за измену Родине». Колыма как ИТЛ и каторга уже перестала действовать, а владык по прежнему ссылали на Север. Об одном из известных богоборцев, активном деятеле богоборческой эпохи 1960-70-х годов в СССР , сейчас мало вспоминают. Это – советский чиновник, глава Совета по делам религий В.А.Куроедов, имя которого может быть нарицательным. В интернете вы не найдёте о нем почти ничего, кроме скудной справки. К примеру, нет фотографии его могилы на Троекуровском кладбище, вы ничего не узнаете о его семье. Но мрачная память о нём в статьях и книгах представителей Церкви жива. Любое исследование духовной истории ХХ века не может обойти эту богоборческую фигуру, так же как и Троцкого, Свердлова с Лениным. Вот, могила Бронштейна-Троцкого известна, мы все видели, как на её фоне гордо фотографируется А.Чубайс. А могилы Куроедова нет, хотя на ее фоне тоже могли бы сфотографироваться очень многие из современных чиновников при власти. «Благодарные потомки» не поблагодарят Куроедова. За путь к национальной катастрофе не благодарят. Куроедов был назначен председателем Совета по делам РПЦ при Совете министров в хрущевские времена, в 1961 году, и быстро положил начало антицерковной реформе, осуществляемой «руками Церкви». Пока граждане СССР радовались первому полету человека в космос, по Матери-Церкви наносились сокрушительные удары.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/08/o_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Первая литургия в Липовке 11.10.2008 876 Время на чтение 5 минут О, милый край, врагом опустошенный, взойдет ли над тобой желанная заря?.. С.С.Бехтеев 8 октября, в день преставления прп. Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, в Липовке, родовом селе поэта Сергея Бехтеева (1879-1954), что лежит примерно в 30 километрах от Задонска выше по течению реки Дон, состоялась первая после закрытия Сергиевского храма в годы лихолетий Божественная литургия. Событие это, без сомнения, весьма знаменательное и даже необыкновенное, что запечатлела и сама природа. Здесь, в Липовке, к примеру, наперекор проливным в округе дождям и ненастью стояла с утра и до 16 часов ясная тихая погода, а порой и поблескивало своим тихим ласкающим золотым светом осеннее солнышко. И хотя сам храм во имя прп. Сергия ещё не восстановлен и смонтированный рядом с обителью вагончик не смог вместить всех желающих (а таковых было около сотни человек), торжество и ликование чувствовалось повсеместно, а неподдельная радость струилась и переливалась в душах присутствующих, аккумулируя некую волнующую энергию праздника и духовной славы, создавая непередаваемую словами атмосферу... Да, время собирать камни, видимо, подошло, и все большее количество наших людей это осознают, приходя с покаянием в храм Божий и внося тем самым свою малую лепту в обустройство новой грядущей России, Богоносной России в духе и славе Самого Христа! Божественную литургию в Церковный и храмовый праздник сослужили два иеромонаха Задонского Рождества Богородицы мужского монастыря: отец Аристарх и отец Ферапонт. О последнем я уже писал на РЛ (см статью " Малая Пасха в Липовке " ). Отец Ферапонт сподобился в этом году на Вербное воскресенье провести в полуразрушенном Сергиевском храме первый за долгие десятилетия молебен с водосвятием, что ознаменовало, как показало само время, начало больших восстановительных работ по возвращению к жизни умирающего забытого людьми (но не Богом!) древнего строения (постройка храма относится к 1769 году).

http://ruskline.ru/analitika/2008/10/11/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Праздник победы русского духа День народного единства подчеркивает единение всех слоев населения, которые независимо от статуса и положения в обществе выступили единым фронтом против врагов Родины 03.11.2018 1954 Время на чтение 3 минуты 4 ноября в России отмечается государственный праздник – День народного единства. 22 октября (ст.ст.) 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанской иконой Божией Матери и, согласно гораздо более позднему свидетельству, поклялся построить храм в память этой победы. 23 октября (ст.ст.) командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц. На следующий день, 24 октября (ст. ст.), гарнизон сдался. В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым Царём Михаила Романова, первого правителя из династии Романовых. В 1630-е годы на Красной площади появился Казанский собор, который некоторые историки считают обетным. В 1649 году Царь Алексей Михайлович распорядился отмечать день Казанской иконы Божией Матери не только летом, но и 22 октября (по юлианскому календарю), когда у него родился первенец Дмитрий Алексеевич. «Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)» сохраняется в православном и народном календаре доныне. В XX и XXI веках дню 22 октября по юлианскому календарю соответствует в григорианском календаре 4 ноября. Именно эта дата — 22 октября по юлианскому календарю, или 4 ноября по григорианскому календарю — выбрана в качестве дня государственного праздника, который отмечается в России с 2005 г. О значении Дня народного единства рассуждает в интервью «Русской народной линии» советник губернатора Курганской области, генерал-майор, профессор, кандидат педагогических наук Владимир Усманов : День народного единства появился в непростое время. Происходил излом нашей советской цивилизации, которая продолжала русскую цивилизацию. Необходимо было заполнять вакуум праздников, потому что одним махом хотели уничтожить советские праздники, что тоже было скоропалительно. Необходимо было все продумывать.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/03/pr...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010