Великий Новгород. Церковь Параскевы Пятницы на Торгу. Карта и ближайшие объекты Церковь Параскевы Пятницы на Торгу построена в 1207 по заказу " заморских купцов " - новгородцев, ведущих заморскую торговлю. Перестроена в 1345 году после пожара. Закрыта. Средневековые храмы Новгорода обладают определенным своеобразием: небольшой, четырехстолпный одноглавый храм с его почти до предела упрощенными формами определяет облик новгородского зодчества второй половины XII в. Пятницкая церковь на Торгу выделяется необычными формами которые, можно сказать, контрастируют с привычными формами соседних зданий. После проведенных исследований и реставрационных работ 1954-57 гг.стало ясно, что необычные формы здания не выводимы из новгородской архитектурной традиции и могут получить объяснение только исходя из общерусского историко-архитектурного контекста домонгольского времени. Впервые летопись сообщает о строительстве церкви Пятницы под 1156 г. Заказчиком ее названы " заморские купцы " . Речь, по мнению исследователей, идет не об иноземцах, а о новгородцах, занимающихся торговлей с заморскими странами. Храм, вероятно, был деревянным: лишь Новгородская третья летопись называет церковь каменной, но это известие большинством исследователей ставится под сомнение. В 1191 г. летопись снова упоминает о строительстве Пятницкой церкви и опять, надо полагать, из дерева. Потом летопись сообщает, что 30 августа 1207 г. " заморские купцы " завершили строительство Пятницкой церкви. В научной литературе именно эта дата считается временем постройки каменного храма. Многочисленные пожары неоднократно наносили урон как внутреннему, так и внешнему убранству церкви. 7 июня 1340 г. случился " велик и лют пожар с бурею и вихрем " " потом же пожару и церковь та падеся " . Пять лет церковь пребывала в руинах. 1345 г. стал временем ее второго рождения: " заложи владыка Василий святую Пятницу, что порушилась в великий пожар, поведением раба божия Андрея, сына тысяцкого и Павла Петровича " . В том же году на память святого Симеона Столпника церковь была совершена. И в дальнейшем храм много раз страдал от пожаров. В 1524 г. в поновлении храма принимал участие Дмитрий Иванович Сырков, видный организатор строительных работ того времени в Новгороде.

http://sobory.ru/article/?object=00316

Виктор Саулкин: - Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Передача радиостанции " Радонеж " звучит в прямом эфире. У микрофона Виктор Саулкин. Сегодня в нашей студии протоиерей  Владимир Соколов, помощник председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, клирик храма Девяти мучеников Кизических. Мы всех поздравляем с Днем Защитника Отечества. А многих из того же поколения, что и мы с отцом Владимиром, поздравляем с Днем, который всегда называли День Советской Армии и Военно -  морского Флота. Мы поговорим об этом подробней, потому что некоторые православные ревнители, на мой взгляд, не по разуму, считают, что мы не должны отмечать этот праздник  - День Советской Армии, потому что она якобы создана в 1918 году Троцким и прочими безбожниками. Мне хотелось еще сказать, что в Троице-Сергиевой Лавре состоялось отпевание. Святейший патриарх возглавил заупокойное богослужение по нашему старцу, всероссийскому духовнику, архимандриту Кириллу (Павлову). Богослужение длилось пять  часов, а затем, когда владыка Феогност сказал: «Все могут попрощаться с батюшкой» -  народ двигался два часа, не меньше,  чтобы попрощаться, отдать старцу последний долг. И в конце богослужения пели: «Христос воскресе из мертвых». Я вчера с Андреем Николаевичем Печерским говорил  об этом. Батюшка был духовником для большей части нашего священства, многих архиереев и, наверное, для миллионов мирян. Потому что за эти десятилетия, с 1954-го года, батюшка принимал исповедь, наставлял своими духовными советами не сотни тысячи, а - я думаю -  миллионы людей. Которые прошли через его келью со своими бедами, скорбями, ища духовной помощи и окормления. Вы тоже были у батюшки, отец Владимир? О.Владимир Соколов: - Да, я был у него несколько раз. В первый раз мы обсуждали философские вопросы. Меня поразило, что отец Кирилл сказал: я не могу об этом судить, потому что я этим не занимался. Очень скромно ушел от вопросов и разговоров. Меня поразила его скромность, хотя я знал, что он может по этому поводу сказать, но он деликатно настаивал на своем. Потом я был у него, чтобы получить благословение на священный сан. Он опять меня поразил своим спокойствием, внутренним миром, молитвой, которую читал.  Я впервые услышал вдумчивую молитву, когда он останавливался, обдумывая каждое слово. Было видно, что, кроме произнесения слов, происходит ещё какой-то процесс. В это молитвенное время возле него крутилась одна женщина, все время дергала его за рукав и приставала: «Батюшка, ну как же мне быть?» Честно сказать,  я уже вышел из себя.

http://radonezh.ru/text/pozdravlyaem-s-d...

Вопрос об отношении Сербии и Европы поднимался уже в трудах сербских просветителей XIX века – Досифея Обрадовича, Вука Караджича и др 1. Но особую остроту эта проблема приобрела в ХХ веке – в связи с модернизацией и европеизацией Сербии, а затем – двумя мировыми войнами и национальными катастрофами. Наиболее глубоко она отражена в творчестве св. Николая Велимировича. Святитель Николай Велимирович (1881-1954) является самым великим сербским философом и мыслителем ХХ века 2. На его творчество наложил глубокий отпечаток трагический опыт сербского народа и других народов Югославии – две Балканские войны, две Мировые войны, австро-венгерский геноцид 1915-16 годов, хорвато-немецкий геноцид 1941-1944 года. Ужасающая жестокость и цинизм народов, почитавшихся культурными и цивилизованными, заставил св. Николая глубоко задуматься о сущности культуры и цивилизации, рассмотреть их не в случайных и сиюминутных бликах рекламы и коньюнктуры, но в вечном свете Евангельской истины и Христовой правды. Естественно, в связи с этими размышлениями неизбежно вставал вопрос и о природе европейского империализма. Впервые этот вопрос встал во время Первой Мировой Войны, когда еще молодой иеромонах Николай Велимирович был должен защищать интересы Сербии и разоблачать проавстрийскую и прогерманскую пропаганду в Великобритании и Америке 3. Одна из основных проблем политической мысли эпохи Первой Мировой войны и один из главных лозунгов союзников – право малых народов на независимость и самоопределение 4: «Мы сто лет отчаянно боролись против жестокой, бесчеловечной идеологии, которую сегодня поддерживает Германия, утверждающей, что малые народы не имеют права на жизнь и свободу. Мы боролись против идеи, которая стара, как Тамерлан и турецкий султан, как австрийский девиз «Разделяй и властвуй» и даже как самые низменные инстинкты человечества» 5. Николай Велимирович стремится дать христианскую основу праву малых народов на самоопределение. Он видит ее видит в Божественном замысле о каждом народе, многообразии созданного Богом мира и равенстве пред Богом всех народов в праве на существование и нравственное, религиозное, культурное и социальное развитие.

http://pravoslavie.ru/38035.html

Высокопреосвещеннейший Николай, митрополит Нижегородский и Арзамасский Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 27 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 21 июня отошел ко Господу Высокопреосвященнейший Николай, митрополит Нижегородский и Арзамасский, третий по старшинству архиерейской хиротонии иерарх Русской Православной Церкви. Высокопреосвященнейший Николай (в миру — Николай Васильевич Кутепов) родился на хуторе Кутепове Больше-Кал­мык­ского сельсовета Болоховского района Тульской области в семье крестьянина. Две его тетки были монахинями в Тульском Успенском монастыре, дяди служили в императорской гвардии. Один из них, Семен Федорович Кутепов, остался служить в РККА и стал прототипом генерала Серпилина в романе К. Симонова “Живые и мертвые”. Окончив школу в Туле, Николай Кутепов был призван в армию и зачислен в Тульское оружейно-пулеметное училище, из которого в 1942 г. отправился на фронт. Воевал под Сталинградом, получил два пулевых ранения и обморожение ног; демобилизован в 1943 г. после ампутации пальцев ног. Был награжден медалью “За боевые заслуги”, орденом Отечественной войны II cmenehu. В 1944 г. поступил в Тульский механический институт. Будучи студентом, прислуживал за архиерейскими богослужениями как иподиакон, а в октябре 1946 г. был назначен секретарем Тульского архиепископа. В 1947 г. Н. Кутепов выбыл из института и начал готовиться в семинарию. В сентябре 1950 г. поступил в III класс Московской Духовной семинарии, которую окончил в 1952 г. В том же году Николай Васильевич уволился с должности секретаря архиепископа и в 1953 г. был принят в штат Вологодской епархии и назначен сверхштатным псаломщиком Череповецкого кафедрального собора. 12 июля рукоположен в сан диакона Казанского храма г. Устюжны. В 1954 г. был отпущен для продолжения образования и поступил в Ленинградскую (ныне — Санкт-Петербургская) Духовную академию, которую окончил в июле 1958 г. Со званием кандидата богословия диакон Николай Кутепов в августе 1958 г. был назначен помощником инспектора и преподавателем Киевской Духовной семинарии; в ноябре 1959 г. рукоположен в сан священника. В декабре отец Николай принял монашество, став последним постриженником Киево-Печерской Лавры (закрытой в 1960 г.), и в начале 1960 г. был назначен инспектором Саратовской Духовной семинарии.

http://pravmir.ru/vyisokopreosveshhenney...

Вятка (Киров). Церковь Екатерины при бывшей женской гимназии. Екатерининская домовая церковь Карта и ближайшие объекты Каменный двухэтажный дом на углу Хлебной площади и Московской улицы был построен в 1799 году по проекту Ф.М. Рослякова. Здание входило в усадьбу купца Афанасия Машковцева. В 1867 году дом был приобретён у департамента уделов для женской гимназии. Здание неоднократно перестраивалось. В результате перестройки в 1899 году, проведённой по проекту И.А. Чарушина, к восточной части сооружения вдоль улицы пристроили актовый зал, три учебных класса и домовую Екатерининскую церковь. В 1954 году архитектор Н.И. Козлов реконструирует здание: соединяет с общежитием и надстраивает два этажа. Чёткий ритм оконных проёмов, объединённых лопатками и гладким фризом на уровне второго и третьего этажей, рустовка цокольной части - основные средства в архитектурном решении здания. Однообразный строй лаконичного декора основного объёма оттеняет нарядное убранство домовой церкви. Эклектичное оформление её фасадов объединяет черты барокко с элементами неоренессанса, формами классицизма и русско-византийского стиля. Двухэтажный четверик церкви был увенчан старозаветным пятиглавием. Луковичная главка с ажурным крестом на фигурном кровельном «постаменте» помещалась на высоком гранёном куполе, четыре малых главки, украшенные у основания кокошниками, располагались по углам объёма на «тумбах», вписанных в аттиковый пояс. Живописный силуэт завершения усложняют выразительные окна-люкарны, по-барочному оформленные волютами, и лучковые фронтоны по центру фасадов. Двойные высокие окна в арочном обрамлении, рустовка спаренных лопаток, филёнки и ниши органично вписаны в архитектурный наряд постройки. Двухъярусный иконостас в псевдорусском стиле, украшавший интерьер Екатерининского храма, был выполнен также по проекту И. А. Чарушина. Иконы принадлежали кисти А.А. Рылова. Archidesignfrom.ru В 1867 году здания городской усадьбы на углу улицы Московской и Хлебной площади (будущей Театральной) были куплены для размещения женской гимназии (главное здание усадьбы было построено в 1799 году по проекту архитектора Филимона Рослякова). В 1897 году попечительницей гимназии стала Екатерина Ивановна Клингенберг, жена вятского губернатора. Своими стараниями она сумела привлечь благотворителей и собрать средства на постройку домовой церкви. Проект составил губернский архитектор И.А. Чарушин, строительство длилось два года. Чарушин сохранил старый флигель, храм устроен выше - в надстроенном втором этаже. С местом на хорах церковь вмещала до 600 человек молящихся. Продолжением церкви служил соединенный с ней тремя широкими дверьми большой актовый зал на 800 человек.

http://sobory.ru/article/?object=14933

Грумм-Гржимайло Наталия Григорьевна, Серафима (Грумм-Гржимайло), монахиня Н. Г. Грумм-Гржимайло Схимонахиня Серафима (Грум- Гржимайло) Дом-музей свт. Афанасия в г. Петушки Наталия и схимонахиня Серафима (в миру Ольга) – дочери знаменитого географа, исследователя Центральной Азии Г. Е. Грумм-Гржимайло. Ольга была послушницей Иоанновского монастыря в Санкт-Петербурге до его закрытия в ноябре 1923 г. Затем – прихожанкой Никольской церкви на Петровском острове. В храмах Ленинграда была в течение 13 лет алтарницей, псаломщицей, звонарем. Писала иконы. В 1945–1949 гг. трудилась в Князь-Владимирском соборе Ленинграда. Обычно сестры писали каждая свое письмо святителю или одна из них дописывала письмо другой. Поэтому их письма публикуются в одном блоке. Сестры проживали в Ленинграде, познакомились с Владыкой до его последнего заключения в 1943 г., скорее всего через вдову профессора Б. А. Тураева , монахиню Иулианию (Тураеву). 1. Около 3 ноября 1954 г. [от Н. Г. Грумм-Гржимайло] Дорогой, дорогой Владыченька! Вас, наверно, очень удивляет наше столь долгое молчание на Ваши два письма, такие ласковые, полные любви. Но, возвратившись из отпуска, я по уши окунулась в работу, так как все было в запушенном состоянии из-за моего отпуска, отпуска других сотрудников и болезни третьих. А квартальный отчет (за 3-й квартал) не за горами. Приходилось начинать свой рабочий день раньше на час, т. е. с 8-ми час[ов] утра, и уходить в 10–11 час[ов] вечера, а последние дни до 12 ч[асов] – 1 ч[аса] ночи. Накануне отчета я совсем не приходила домой и проработала всю ночь. Приходила я домой настолько уставшей, что засыпала, сидя за обеденным столом. Приходилось еще выкраивать время на покупку продуктов, так как Оля после приезда в Ленинград заболела гриппом с осложнением, а потому вставала лишь для того, чтобы что-нибудь приготовить. Она и до сих пор не совсем оправилась, хотя уже выходит. После окончания отчета взяла остаток неиспользованного отпуска (12 дней), но смогу использовать только восемь, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Е.В. Белякова, Н.А. Белякова, Е.Б. Емченко Глава 11. Обсуждение положения женщин в Церкви в XX в. 1. Протестантский вызов и православие в поисках ответа В России процесс включения женщин в церковную жизнь, развивавшийся параллельно с Западной Европой и Северной Америкой, был искусственно прерван революцией 1917 г. Поместный собор 19171918 гг. не успел принять решений по ряду подготовленных докладов, касающихся положения женщин. Принятые постановления о вовлечении женщин в церковную жизнь, об участии их в административных органах церковного управления не были реализованы, тогда как в странах Западной Европы процесс продолжал динамически развиваться. С нач. 1920-х гг. в западном сообществе активизируется экуменическое движение, в ходе которого был выдвинут тезис о том, что Церкви необходимо реагировать на все процессы и изменения, происходящие в обществе, а не ограничиваться сугубо «религиозной сферой». В связи с этим встал вопрос о более активном привлечении женщин к миссии 1 . Как указывает Ф. фон Лилиенфельд, особая ситуация была в послевоенной Германии, когда пасторов-мужчин не хватало и лютеранская церковь сочла необходимым ординацию женщин (ординация не является по учению лютеран таинством) 2 . Возникший в 1948 г. Всемирный совет церквей (ВСЦ) важнейшим направлением своей деятельности назвал борьбу за защиту прав человека: за прекращение дискриминации на основании расовых, половых различий, «преодоление нищеты, несправедливых захватов территорий и политики грубой силы» 3 . В связи с этим активно стал обсуждаться вопрос положения женщин в обществе и Церкви. Эта тема стала предметом обсуждения одного из отделов Всемирного совета церквей – Отдела мирян (Lay Element). Параллельно, на первом же заседании ВСЦ под руководством доктора Кэтлин Блисс (Англия) и Сары Схако (Индия) начала свою деятельность комиссия «Жизнь и деятельность женщин в Церкви» по изучению положения женщин в Церкви и дискриминации их в обществе. Эта комиссия в 1954 г. преобразовалась в Отдел «Сотрудничество мужчин и женщин в Церкви, семье и обществе» 4 . С 1955 г. Мирянским отделом и Отделом «Сотрудничество мужчин и женщин в Церкви» стал ежегодно издаваться журнал «Миряне».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Евгений Алексеевич Карманов 4.11.1927 — 20.09.1998 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 13 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 В воскресное утро 20 сентября 1998 года после тяжелой продолжительной болезни тихо скончался Евгений Алексеевич Карманов, неутомимый труженик и ревнитель церковного просвещения. Родился он в 1927 году в Свердловске в многодетной семье мастера музыкальных инструментов. Е. А. рассказывал, что отец учил его точности и совершенству дела, добротности усердного ремесленного труда. Впоследствии он развил в себе волевые качества настоящего академического ученого, был неутомим и точен в работе. Семья много переезжала, во время войны они жили в Армении, затем вернулись в Свердловск. Крестился в 21 год: попалось Евангелие, прочитал раз, другой, пошел в храм, кто-то им занялся, наставил; накануне крещения всю ночь сам шил крестильную рубашку. Было желание уйти в монастырь, однако до окончательного выбора пути — год на химическом факультете Уральского университета. С 1948 по 1952 г. — учеба в Киевской Духовной семинарии, встреча в Чернигове с отцом Лаврентием, который какое-то время им руководил. Очевидно, в семинарии он был посвящен в стихарь иподиакона и чтеца. Способного ученика приметило не только священноначалие; власти безуспешно пытались склонить его к конфиденциальному общению. Год после семинарии Е. А. провел делопроизводителем у владыки Ермогена (Голубева) в Ташкенте. Затем — Ленинградская Духовная Академия (1954–1958), которую он закончил по первому разряду кандидатом богословия и профессорским стипендиатом по кафедре западных исповеданий. Диссертация: “Краткая история экуменического движения” — единственная тогда работа на эту тему. Вместе с П. В. Уржумцевым Е. А. попал на стажировку в редакцию “Журнала Московской Патриархии” и был привлечен к первому после 1917 г. изданию Библии; держал корректуру. А к изданию Библии 1968 г. Е. А. составил приложения о нумерации псалмов, о книгах канонических и неканонических, о библейском календаре, о денежных знаках в Новом Завете. Он составил и редактировал первое при советской власти издание Молитвослова (1970 г.), первый Православный богослужебный указатель (1976 г.), его перу принадлежат многочисленные статьи и  библиографические заметки в ЖМП, в частности, “Русские паломники на Святой земле” — о первом посещении Палестины верующими из советской России.

http://pravmir.ru/vechnaya-pamyat-3/

Жукова Ксения Николаевна, Анна, Валентина Православные женщины, проживавшие в Енисейске. Судя по письмам, приехали в город издалека, возможно, были сосланы. В книге протоиерея Г. Фаста «История церкви в Енисейске» упоминается Ксения Николаевна Жукова в числе лиц, подписавших договор с горсоветом о передаче Успенской церкви в пользование прихода Православной Церкви в 1946 г. Договор был заключен 3 июля 1946 г. 448 Анна и Валентина ранее принадлежали к одной из тайных обшин, окормляемой, судя по письмам, епископом Нектарием (Трезвинским?) 449 . 1. 1 ноября 1954 г. 450 Христос посреди нас. Милость Божья будет с вами, владыка святый, спаси вас Господи за ваше вниманье к нам, грешным. Получили Ваше письмо с молитвою, сердечно благодарим, читаем утром и вечером на молитве, но этого нам еще мало обличенья, живем – плохо исправляемся, вкоренилось зло и гордость и все прочие пороки, помолитесь, чтобы Господь помог исправиться, думаем стараться, а лукавый опять искушает. Жили мы 5 человек да на дворе во флигеле 4 человека, сейчас остались трое: мы с сестрой да хозяйка Ксенья Н[иколаевна]. Все ушли в казенные квартиры, много настроили казенных. К тюрьме там все новы дома, 9 человек все молились вместе и сейчас когда приходят на праздник. В церковь мы не ходим, грешники, с первых перевыборов, простите, может, и неладно живем и поступаем не так, как надо. Приезжает из Красноярска епископ, и на груди у него медаль с Ленин[ым], и все порядки не как раньше, но я их не сужу, такой им приказ, молитесь, чтобы Господь помог жить по духу, а не по плоти, быть Марфой, а не Марией, получили ваше письмо давненько, пишу 19 октября по-старому, выпал снег, уже 5 дней лежит. Как Ваше положенье, о жизни, ничего Вам не объясняют, когда вас отпустят, пишите в чем будете нуждаться, не стесняйтесь, привет передавайте Аполинарье, очень жаль ее, у них домик свой, огород [?]. Очень хорошо в доме, дом не на планту, в огороде сейчас одна сестра ждет без терпенья [?], все мы вам низко-пренизко кланяемся и просим ваших свя[тых] мол[итв] и Бож[иего] благ[ословения]. Печатно я очень хорошо Ваши письма разбираю, а письменно трудновато, можете изменить почерк [?]... мы все малограмотны. Будьте здоровы и Богом хранимы. Остаемся помнящие Вас

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Закрыть 120 лет со дня рождения Михаила Калатозова. Фильмы, снятые сердцем 28.12.2023 130 Время на чтение 21 минут Источник: Камертон 28 декабря 2023 года – 120 лет со дня рождения великого кинорежиссёра Михаила Калатозова. Михаил Константинович Калатозов (1903–1973) – классик советского кино: кинорежиссёр, кинооператор и сценарист, народный артист СССР. Он принадлежал к поколению ровесников кино, с юности влюблённых в это искусство. В его жизни и творчестве соединились традиции грузинского искусства и опыт лучших мастеров советского кино. Яркая, аристократическая и страстная внешность Калатозова, которого называли «кинематографом», была очень востребована в грузинском кино, но он не стал актёром, полностью посвятив себя любимому делу – режиссуре. Наибольшую известность Михаилу Калатозову принесла военная драма «Летят журавли» (1957). В 1958 году фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» на XI Каннском кинофестивале. И это был единственный случай за всю историю советского кинематографа. Этот фильм до сих пор смотрят и любят не только у нас, но и в других странах: он трогает сердца, потому что был снят сердцем. …Широк был диапазон Мастера. Классикой стали и его фильмы: «Соль Сванетии» (1930), «Валерий Чкалов» (1941), «Непобедимые» (1942), «Заговор обречённых» (1950), «Верные друзья» (1954), «Неотправленное письмо» (1959), «Я – Куба» (1964), «Красная палатка» (1969) и другие. В центре всех его картин находится человек, силу которого и воспевает режиссёр. Основные мотивы творчества Михаила Калатозова – героизм, проявляющийся в борьбе с внешними силами, будь это война или природа, а также способность человека быть ответственным за свою судьбу. По словам Ксении Рождественской, «наверное, за всю историю советского и российского кино не было другого режиссёра, кто умел бы так фокусировать требования времени, показывать самую его суть, исследовать его рычаги, кнопки, приборы. И небеса. Калатозов почти во всех своих фильмах с детским, неподдельным восторгом показывал землю с птичьего полёта, человека в небе, человека, глядящего в небо, человека, подчинившего себе воздух».

http://ruskline.ru/opp/2023/12/28/120_le...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010