Гавриила, схимонахиня В 1950-е гг. работала в тутаевском храме псаломщицей. Святитель Афанасий дал ей наставление: «О судьбах будущего монашества было открыто, что последние монахи и по жизни своей будут как миряне, но что подвиги их будут равны подвигам древних отцов. Это сказано о наших временах. Мы плохие монахи, мы все время в мирской обстановке, у нас мысли мирские, мирские поступки. Но то, что мы в наше лукавое время, при всех наших немощах и грехах, не стыдимся нашего христианского звания и не стыдимся нашего монашеского чина – это одно, – я верю, вменится нам в подвиг, равный подвигам древних отцов-пустынножителей. Только при этом у нас должны быть еще два качества: смирение и любовь. Чтобы в сердце нашем не было и тени злобы или вражды, даже по отношению к врагам нашим. Немощи немощных носите, а не себе угождайте» (20 февраля 1954 г.) 223 . 1. Не позднее 22 октября 1954 г. Преосвященнейший Владыка Святый! Прошу Вашего благословения и св[ятых] молитв. Очень мне хотелось получить лично благословение от вашей святой десницы... но что поделаешь, нет на то Божиего благосл[овения] и Вашего разрешения, потому что я, великая грешница, недостойна принять лично благословение от Вас, Владыка Святый! Очень тяжело слушать, как неверующие, отпавшие от православной веры, глумятся над религией и верующим. Очень жаль Вас, Великий Страдалец Христов, что Вас оскорбляют и томят столько лет. Велика мзда ваша на Небесех, а я, великая грешница, не удостоилась пострадать за имя Христа, не была выслана, хотя много пережила среди неверных, а теперь, Владыка Святый, как ваше благословение, что-то страшно служить при храме Божием, все раздоры, неприятности, все священнослужители только заняты славой и сребролюбием, а не выполнением церков[ных] служб и уставов св[ятых] Отцов. Как мне себя вести, прошу вашего благос[ловения] и совета. Теперь вот я приняла великий Ангельский Образ, а как выполнить эти данные мной обеты среди Мира? Во время молитвы мысли никак не удержишь, чтобы все парило к Богу – душа, ум и сердце. В церкви во время богосл[ужения]: шум, разговоры, а в квартире соседи то и дело ходят, развлекают своими разными пересудами, а не пустить их нельзя. Они начальствующие над нами, и я очень скорблю об этом. Храм Божий оставить – боюсь Бога и служить страшусь, как бы не попасть в сети антихриста. Прошу Вас, Святый Владыка, дайте мне благой совет в моих недоумениях, душа наболела много разных недоумений. Конечно, Вы сами все знаете, все душевные болезни людей, в особенности монашествующих. Посылаю Вам немного гостинчиков, покушайте во славу Божию, и носки – чтобы Вам было потеплей. Затем благословите и простите меня, что я Вас беспокою своим вопросом, и не забудьте меня, многогрешную, в своих св[ятых] молитвах. Ост[аюсь], великая грешница сх[имонахиня] Гавриила.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Георгий (Седов), исповедник Исповедник Георгий (Егор Егорович) Седов родился в 1883 г. в с. Чурилово Юрьев-Польского уезда Владимирской губ. В 1925 г. познакомился с епископом Афанасием (Сахаровым) и стал его духовным сыном. В конце 1920-х гг. он был избран старостой церкви в с. Чурилово. Во время следствия по делу арестованного за проповеди в с. Лыково святителя Афанасия предложил церковному совету составить прошение во Владимирский отдел ГПУ об освобождении из заключения епископа и первым подписал его. В 1936 г. он поселился в г. Тутаеве, работал конюхом. В послевоенный период он стал старостой Воскресенского собора Тутаева и добился освобождения из заключения Владыки Афанасия, приложив немалые усилия и оформив себя опекуном епископа, который, как не имеющий близких родственников, мог быть отпущен только на этих условиях. Егор Егорович одним из первых навестил Владыку в Зубово-Полянском доме инвалидов, обговорив способы, при помощи которых можно было бы добиться освобождения Владыки. После многих хлопот Е. Е. Седову удалось забрать Владыку и поселить его в своем доме в Тутаеве. Скончался 16 декабря 1960 г. Причислен к лику святых определением Священного Синода Русской Православной Церкви 27 декабря 2000 г. (исповедник Георгий Романово-Борисоглебский). Письма написаны без знаков препинания, с большим количеством орфографических ошибок (большинство которых при публикации исправлены, живым характерным языком. 1. 1 ноября 1954 г. 1–Х–54 г. 240 Благословите, П[реосвященнейший] В[ладыко], сообщить о поездке. Приветствую Вас, дорогой наш Папочка, с наступающим праздником Казанския Божией Матери и желаю Вам от Господа Бога доброго здравия и спокойствия. Я по милости Божией и по Вашим св[ятым] молитвам доехал благополучно. В Москве повидался с нужным человеком. Советует до времени быть спокойным. И цветы посмотрел, все оставил им в пользование, а в Загорске М. Н. 241 не видал, а что было у м. М[аргариты] 242 , взял себе. Дедушка 243 приветствует и благодарит и восхищается. Домой приехал, меня не встретили, темно и грязновато было идти. Пришел домой от м. М[аргариты]. Был у м. Сергии 244 , ее не пускали к нам без меня, да и грязно очень было до меня дойти. А я поспешил, до сроку приехал домой, не ждали, так как в Москве все было обделано быстро, только, простите, не посмотрел, что Вы говорили: «ложечку чай заваривать». Хочу написать Титовне 245 , она не найдет ли, да еще простите, не сразу по приезду Вам отвечаю. М. М[аргарита] восхищается об моей поездке, оставляю ее погостить на праздник, не остается, собирается завтра во вторник. Провожу до Яросл[авля], заедет к Титовне, хотела к о. Ио[си]фу 246 , да праздник мешает, до дому хочет добраться. У нея дух-то бодр, да тело немощно, жалось на нея глядя. Посылку не успею собрать сегодня, что будет. По приезду из Ярославля за время отлучки моей накопилось делов, месячной отчет с настоятелем промелишь да разные рабочим будут 247 . Простите, любящий Вас смиренный Е[гор] Е[горович].

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Дата и место рождения О. доподлинно неизвестны; вероятно, он род. ок. 256 г. в Испании. О его семье сведений не сохранилось. Упоминаемое свт. Исидором Севильским сочинение О.- послание сестре, посвященное восхвалению девства,- не дошло до нашего времени ( Isid. Hisp. De vir. illustr. V 6). Ок. 295 г. О. был рукоположен во епископа Кордубы ( Athanas. Alex. Hist. arian. 42; см.: De Clercq. 1954. P. 79). Он присутствовал на общеиспан. Соборе в Эльвире (Илиберрисе; вероятно, ныне Гранада), что явствует из сохранившегося списка участников (Concilios visigóticos e hispano-romanos/Ed. J. Vives. Barcelona; Madrid, 1963. P. 1), а также из ссылки самого О. на 21-й канон Эльвирского Собора в его выступлении на Сардикийском Соборе в 343 г. (11-й канон в греч. версии, 14-й - в латинской). Дата проведения Эльвирского Собора неизвестна. Исследователи расходятся в вопросе о том, был ли данный Собор созван до ( De Clercq. 1954. P. 87-103; Duval, Pietri. 1995. P. 145) или после ( Dale. 1882. P. 12-45) гонения на христиан при императорах Диоклетиане (284-305) и Максимиане Геркулии (285-305, 307-308, 310). Во время гонения О., вероятно, открыто исповедал свою веру и подвергся притеснениям от властей, т. к. в послании имп. Констанцию II он называл себя исповедником ( Athanas. Alex. Hist. arian. 44). Неизвестно, находился ли он в заключении и применялись ли к нему пытки. Не вполне ясны также обстоятельства знакомства О. с имп. Константином Великим. Возможно, О. сыграл какую-то роль в обращении Константина в христианство ( Opitz H. G. Die «Vita Constantini» des «Codex Angelicus» 22//Byz. 1934. Vol. 9. P. 557-558). В нач. 10-х гг. IV в. О. становится одним из важнейших советников императора по религ. вопросам. По поручению Константина Великого он составил список служителей Кафолической Церкви в Африке, к-рым император направил денежные средства ( Euseb. Hist. eccl. X 6. 2). Затем он принимал участие в донатистском споре, поддержав еп. Цецилиана Карфагенского и его сторонников ( Aug. Contr. ep. Parmen. I 5. 10). По утверждению донатиста Пармениана, О. призвал Константина Великого казнить раскольников; по др. сведениям, он, напротив, советовал императору прибегнуть к более мягким наказаниям (Ibid. I 8. 13). Возможно, именно в этот период О. был по неизвестным причинам осужден испан. епископами, но оправдан епископами Галлии. По мнению блж. Августина, испан. епископы также признали его невиновность (Ibid. I 4. 7). О. адресован закон имп. Константина (321), санкционирующий практику освобождения рабов в церкви в присутствии епископа (CTh. IV 7. 1).

http://pravenc.ru/text/2581605.html

Дедюхин (акватория Камского водохранилища). Собор Рождества Христова. /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:Между 1732 и 1739. Год утраты:1954 (взорван) Адрес: Пермский край, г. Березники, Дедюхин (акватория Камского водохранилища) Координаты: 59.450019, 56.689421 Проезд:автобус 22 (Березники-Усолье) до моста через Каму Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Христорождественская деревянная. Построена b XVII в. Взамен её в 1732 г. заложен Христорождественский каменный собор. Построен в 1739 г. Сооружен на средства Пыскорского монастыря. Закрыт. Затоплен водами Камского водохранилища в 50-е гг. ХХ в. Шумилов Е.Н. «Православные и единоверческие храмы Пермского края. Краткий исторический справочник». Построен на средства баронов Строгановых на главной площади города. Трёхпрестольный собор с храмами Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца в трапезной части. Колокольня была увенчана шпилем с крестом и флюгером в виде ангела, имелся набор колоколов и пушка для праздничных фейерверков. Закрыт в 1929 г. Взорван в 1954 г. Сайт «Усольский историко-архитектурный музей «Палаты Строгановых»  http://pstroganov.com/?memorial Наиболее привлекательной и благоустроенной была центральная площадь Дедюхина. Украшением ее являлся каменный собор Рождества Христова. До 1730 г. в документах встречаются упоминания о существовавшем в Дедюхине молельном доме. Христорождественский собор с приделом на северной стороне заложен в том же 1730 г. иждивением Пыскорского ставропигиалыюго монастыря. Каменный на палатах собор с приделом на северной стороне и колокольней выходил на площадь в центре города. Колокольня - восьмерик, венчалась шпилем с крестом и флюгером в виде ангела. Собор трехпрестольный. Главный летний храм - в честь Рождества Христова, зимний, на северной стороне - в честь Рождества пресвятыя Богородицы, и на южной стороне, внутри трапезной церкви - во имя Святителя Николая Чудотворца. В подклете собора, в помещении, где размещалось казначейство, в стену была вмурована кедровая доска с резной надписью, повествующей о том, что здесь похоронен «находившийся у смотрения соляных промыслов губернский секретарь Самуилов, сын Дедюхинского священника, при котором строился храм».

http://sobory.ru/article/?object=37416

Закрыть itemscope itemtype="" > Спасо-Преображенский Валаамский и Коневецкий Рождества Пресвятой Богородицы мужские монастыри в Финляндии под управлением Преосвященного Григория (Чукова), митрополита Ленинградского и Новгородского (1946-1954 гг.) Александрова-Чукова Лидия Константиновна 13.10.2015 1314 Время на чтение 94 минут К 70-летию возвращения братии Валаамского и Коневецкого монастырей в лоно Русской Православной Церкви и 60-летию преставления митрополита Ленинг радского и Новгородского Григория портал Богослов. Ru публикует доклад биографа владыки Л.К. Александровой-Чуковой, представленный на V Валаамских образовательных чтениях 16-18 мая 2014 г. и вошедший в сборник материалов конференции. Послевоенное десятилетие, когда братия Ново-Валаамского и Ново-Коневецкого (Коневского) монастырей вернулась в лоно Матери-Церкви Российской, и по прошествии более полувека, нуждается в исследовании. Открытая в 1892 г. Финляндская архиепископия до 1921 г. была одной из епархий Русской Православной Церкви. С 1905 по 1917 год ее возглавлял будущий патриарх, архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский). С объявлением в 1905 г. гражданских свобод, начался массированный панфинско-лютеранский натиск финляндских сепаратистов на православных карел Русской Карелии - жителей Архангельской и Олонецкой губерний. В 1907 г. по инициативе архиепископа Сергия была создана монархическая церковно-общественная организация Православное Карельское братство, задачей которого была защита интересов карельско-русского православного населения Великого Княжества Финляндского. К 1911 г. Карельское братство практически остановило панфинско-лютеранский натиск на Русскую Карелию. За четыре года никто из православных не перешел в лютеранство, а обратные случаи были . В результате государственного переворота и распада Российской Империи, к концу 1917 г. Финляндская православная архиепископия с кафедрой в Выборге, так же, как и острова Валаам и Коневец, оказалась на территории независимой Финляндии. Братия монастырей и все православные приходы архиепископии в одночасье стали церковью нацменьшинства, так как основная религия Финляндии - лютеранство. Службы в монастырях вскоре стали проводиться на финском языке, и часть насельников приняла финское гражданство.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Куприянов Николай Львович, протоиерей, Куприянова Елена Лазаревна Будущий протоиерей Николай Львович Куприянов родился 1 декабря 1893 г. в г. Белграде, ныне Одесской области, в семье диакона. Окончил Измаильское духовное училище. Поступил в Кишиневскую духовную семинарию. После начала Первой мировой войны добровольно вступил в ряды русской армии. По возвращении с фронта служил псаломщиком в храме с. Яловены в Молдавии. В 1920 г. был рукоположен во иерея к храму в с. Ганска (тогда в составе Польши (?); позднее – в Молдавии). В 1942 г. награжден саном протоиерея и правом ношения палицы и креста с украшениями. Арестован и отправлен в лагерь, где находился со святителем Афанасием. Е. Л. Куприянова с дочерью и внуками, как члены семьи врага народа, были сосланы в Тюменскую обл. Елена Лазаревна работала в больнице. В марте 1955 г. Николай Львович освободился. Был назначен настоятелем Свято-Николаевского храма г. Ишим, где познакомился с людьми, которые помнили и почитали святителя Афанасия, проживавшего в их городе в 1943 г. В 1958 г. Николай Львович с женой переехали в Кишинев. В 1959 г. он служил вторым священником в кладбищенской церкви Кишинева. В 1968 г. был назначен вторым священником Всехсвятского храме в Кишиневе. Скончался 22 августа 1974 года. Похоронен на городском кладбище в Кишиневе 750 . 1. (от Е. Л. Куприяновой и других лиц) 30 октября 1954 г. 30 октября 1954 г. Многоуважаемый наш Богомолец Афанасий Григорьевич! Получив Ваше письмо, спешу сообщить, что живем Вашими молитвами!! Дочь Люся работает заведующей Чебунтанской больницы в 30 кил[ометрах] от р[айо]на Увата. Я лично не работаю, подала заявление о пенсии, пока получаю 150 руб[лей] в месяц, как инвалид II группы, после той серьезной операции в гор[оде] Тобольске, о которой Вы знаете из моих писем к Коле. Чувствую себя неважно, поджидаю своего дорогого друга жизни, а потом и умереть, ведь мне 60 лет, самой страшно за такую цифру, но чувствую, что моя помощь еще нужна, и креплюсь и помогаю семье, как могу.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архим. Кирилл (Павлов). Фотография. Кон. ХХ в. (Павлов Иван Дмитриевич; 8.09.1919, дер. Маковские Выселки, ныне Михайловского р-на Рязанской обл.- 20.02.2017), архим., духовник братии ТСЛ, один из почитаемых старцев РПЦ. Из крестьянской семьи. В 12 лет осиротел. Жил в семье брата, воспитывался бабушкой. В 1933-1937 гг. учился в Касимовском индустриальном техникуме, который окончил по специальности «техник-технолог по холодной обработке металлов резанием». Работал на заводе в пос. Катав-Ивановский (ныне г. Катав-Ивановск Челябинской обл.). В 1939 г. был призван на срочную военную службу, отправлен на Дальн. Восток. Участник Великой Отечественной войны в звании лейтенанта, служил в разное время в минометной роте, танковых частях. Участвовал в обороне Сталинграда (командовал взводом), в боях возле оз. Балатон в Венгрии, закончил войну в Австрии. Был дважды ранен. К. вспоминал, что в апр. 1943 г., неся караульную службу в разрушенном Сталинграде, среди развалин дома нашел Евангелие. Это событие изменило его жизнь, и он обратился к вере. Всю войну он прошел с образом Иверской иконы Божией Матери, к-рый надела на него бабушка, когда провожала на военную службу. Иногда его отождествляют со знаменитым сержантом Я. Ф. Павловым, также участвовавшим в Сталинградской битве и оборонявшим знаменитый дом Павлова, но это был его однофамилец. Был награжден боевыми орденами и медалями. Демобилизован в 1946 г. Работал в Москве на топливной базе на ул. Рогожский Вал. В том же году поступил в Московскую ДС. На каникулах, с 27 июня по 27 авг. 1947 г., жил в Псково-Печерском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре , исполнял клиросное и др. послушания. В 1950 г., окончив семинарию, поступил в МДА. В 1954 г. окончил ее со степенью кандидата богословия за соч. «Учение о Таинствах в творениях отцов Церкви I-II вв. христианства». 25 авг. 1954 г. был пострижен в монашество с именем Кирилл в честь прп. Кирилла Белозерского архим. Пименом (Извековым ; впосл. патриарх Московский и всея Руси). 8 окт. того же года в Успенском соборе ТСЛ Ростовским и Каменским митр. Вениамином (Федченковым) рукоположен во диакона. 30 нояб. в Трапезном храме ТСЛ рукоположен во иерея Псковским и Порховским еп. Иоанном (Разумовым ; впосл. митрополит). К. был пономарем в Троицком соборе, затем лаврским кассиром, помощником казначея, а потом казначеем ТСЛ. В 1965 г. был возведен в сан архимандрита и назначен духовником братии ТСЛ. В 1984 г. был в составе делегации РПЦ, посетившей Св. землю в день престольного праздника в Русской духовной миссии в Иерусалиме. В 1986 г. был освобожден от обязанностей казначея, смог больше времени уделять духовному окормлению братии монастыря и богомольцев.

http://pravenc.ru/text/1840335.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «КИТАЙСКИЙ БЛАГОВЕСТНИК» офиц. издание правосл. Русской духовной миссии (РДМ) в Китае, выходившее в 1904-1954 гг. Изначально назывался «Известия Братства Православной Церкви в Китае» 1 был опубл. 25 марта 1904), печатался в Харбине в 1-й частной типографии братьев Скоблиных. Братство правосл. Церкви в Китае было учреждено в 1904 г. по инициативе еп. Иннокентия (Фигуровского) в связи с Русско-японской войной (1904-1905); при братстве работал Комитет «для попечения о больных и раненых и нуждающихся воинах и их семьях». В 1907 г. журнал был переименован в «К. б.» и стал издаваться в Успенском монастыре РДМ в Пекине, где существовала одна из старейших русских типографий в Китае. Эти изменения произошли в связи с переходом православных церквей, расположенных в Сев. Маньчжурии (до линии Куэчаньнцзы-Пограничная), в подчинение Владивостокской епархии РПЦ. Журнал издавался ежемесячно или каждые 2 месяца, пока существовала РДМ в Китае, предположительно до 1954 г., когда миссия была закрыта. Редакторами были: в 1907-1913 гг.- архим. Авраамий (Часовников), в 1915 г.- архим. Симон (Виноградов) (выпуски 1-6), с вып. 7 (1915) по вып. 3 (1917) - вновь архим. Авраамий (Часовников). Выпуски 4-12 (1917) выходили с пометкой: «За редактора епископ Иннокентий». Позже в качестве редактора вновь упомянут архим. Авраамий (Часовников). Основные рубрики в журнале: «Корреспонденция» (письма из различных отделений миссии), «Официальный раздел», «Хроника церковной жизни» (позднее «Из жизни Миссии»). Периодически печатались статьи по истории инославных миссий в Китае, путевые записи миссионеров, заметки о праздновании правосл. праздников в станах миссии. Вып. 1/2 от 15 янв. 1914 г. начинался с «Воззвания», в к-ром говорилось о важности миссионерского служения в Китае и предполагаемой закладке собора в Пекине в память 300-летия Дома Романовых; читателей призывали жертвовать средства на его постройку. В том же выпуске опубликован указ имп. Николая II Александровича о разрешении сбора средств на строительство собора.

http://pravenc.ru/text/1841147.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАЛОВСКО-КОШИЦКАЯ ЕПАРХИЯ [Словац. Michalovsko-Košická eparchia], Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Объединяет приходы в юго-вост. части Словакии. Кафедральный город - Михаловце. Правящий архиерей - архиеп. Георгий (Странский; на кафедре с 30 сент. 2007). 28 июля 1950 г. епархиальное собрание Прешовской епархии Экзархата РПЦ в Чехословакии под председательством еп. Прешевского Алексия (Дехтерёва) в связи с массовым присоединением греко-католиков к правосл. Церкви приняло решение создать епархию с центром в г. Михаловце. 29 июля в Михаловце состоялось собрание духовенства и верующих, избравшее епископом бывшего греко-католич. свящ. Виктора Михалича (15 авг. это избрание утвердил Синод РПЦ). 3 окт. свящ. Виктор принял монашество с именем Александр и был возведен в сан архимандрита, после хиротонии во епископа 8 окт. он вступил в управление епархией. После издания 23 нояб. 1951 г. патриархом Московским и всея Руси Алексием I Томоса о даровании автокефалии Чехословацкой Православной Церкви (см. Чешских земель и Словакии Православная Церковь ) Михаловская епархия вошла в состав этой автокефальной Церкви. В 1951 г. в состав Михаловской епархии входило 90 приходов и 362 филиала, разделенных на 16 архидеканатов (благочиний). Общее количество православных в епархии составляло 103 917 чел. ( Horkaj Š., prot., Pruinský Š., prot. 1998. S. 304). Большинство верующих были бывшими греко-католиками: в 1953 г. из 66 священнослужителей епархии 38 были бывшими греко-католич. клириками, 25 были рукоположены после создания епархии и лишь 3 были рукоположены до 1950 г. ( Marek P., Lupo M. Nástin djin pravoslavné církve v 19. a 20. st.: Prolegomena k vývoji pravoslaví v eských zemích, na Slovensku a na Podkarpatské Rusi v letech 1860-1992. Brno, 2012. S. 282). Деятельность еп. Александра (Михалича) часто вызывала нарекания гос. органов (на момент хиротонии ему было 72 года), обвинения в неспособности к адм. деятельности и недостаточной лояльности к новой власти. Поэтому 14 февр. 1953 г. был избран викарий Михаловской епархии еп. Мефодий (Милли; также бывш. греко-католич. священник) с титулом «Требишовский», который фактически принял руководство всей епархией. В апр. 1953 г. еп. Александр ушел на покой по собственному желанию († 25 нояб. 1954). 14 апр. 1954 г. правящим архиереем епархии был избран еп. Мефодий (Милли), к-рому на момент избрания было 70 лет. Когда в 1960 г. здоровье еп. Мефодия резко ухудшилось, 4 нояб. 1962 г. викарием Михаловской епархии (с титулом «Требишовский») был рукоположен архим. Мефодий (Канчуга). Но в 1964 г. за самовольную поездку в США он был запрещен в служении. В 1965 г. в викарного еп. Требишовского был рукоположен архим. Кирилл (Мучичка), после смерти еп. Мефодия (4 окт. 1966) он стал правящим епископом Михаловской епархии.

http://pravenc.ru/text/2563822.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАКИМ I († 18.01.1246), свт. (пам. 18 янв.), патриарх Тырновский (1235-1246), 1-й болг. патриарх после восстановления Болгарской Патриархии. Главным источником сведений о его жизни является Житие, единственный список к-рого сохранился под 18 янв. в Праздничной Минее на сент.-февр. западноболг. редакции (нач. XV в.; София. АН Болгарии. Слав. 23). Согласно Житию, И. был «болгарин родом» и принял монашество на Св. Горе. Судя по умолчанию Жития, И. не жил на Афоне в одном из больших мон-рей и не был игуменом. Существует предположение, не получившее развития в лит-ре, но и неопровергнутое, что с И. в афонский период его жизни может быть отождествлен соименный «от Святые горы некий великий старец в преподобных», написавший послание о монастырской жизни, адресованное ученику св. Саввы I , архиеп. Сербского, игум. серб. монастыря Студеница Спиридону ( Турилов А. А. Поучение Моисея и сборник игум. Спиридона: (Новгородский памятник XII в. в контексте русско-южнослав. связей)//Русистика. Славистика. Индоевропеистика: Сб. к 60-летию А. А. Зализняка. М., 1996. С. 89-92). Текст послания известен по 2 пергаменным серб. спискам в конвое сокращенного вида Пандектов Никона Черногорца в древнейшем переводе (РНБ. Q.n.I.27 (кон. XIII - нач. XIV в.). Л. 27 об.- 28 об.; F.n.III. 122 (2-я пол. XIV в.). Л. 175 об.- 176 об.; памятник не исследован и не опубл.). С Афона И. пришел на Дунай и поселился в местечке «над Красном» (совр. с. Красен; Снегаров. 1954. С. 164; Дуйчев. 1983. С. 283) или в с. Червен близ Русе ( Ангелов. 1962. С. 16; Бакалова Е. Към въпроса за отражението на исихазма върху изкуството//Търновска книжовна школа. София, 1974. Т. 1. С. 282), в любом случае в долине р. Русенски-Лом (Стара бълг. лит-ра. 1986. С. 530. Бел. 3). По одной из версий, И. был отсюда родом ( Снегаров. 1954. С. 164; Христов. 1976. С. 43). Вместе с 3 учениками он высек в горах небольшую ц. в честь Преображения Господня. Это произошло до 1218 г., т. к. болг. царь Иоанн Асень II (1218-1241) уже в начале царствования «слышал» о подвигах И. ( Ангелов. 1962. С. 18), посетил его и одарил золотом. Здесь И. называют старцем, что подчеркивает его сан и положение ( Павлов, Грудков. 1999. С. 12). На царские деньги он нанял работников, к-рые высекли ц. во имя арх. Михаила, к-рая является частью пещерного комплекса Михаила архангела монастыря близ Русе.

http://pravenc.ru/text/468925.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010