Скорое разочарование в Исааке Комнине пробудило в Керулларии давнюю мысль заменить царя, тем более что кандидатура имелась – любимый племянник, если считать по его жене, Константин Дука. Впоследствии факт того, что патриарх замыслил очередной заговор против императора, был подтвержден его давним помощником и преемником Константином Лихудом, а также продававшим всех по очереди Михаилом Пселлом 10 . Видимо, Керулларий действовал чересчур прямолинейно и открыто, хотя не исключено, что о его планах донесли сами бывшие сторонники. Пселл в своем сочинении немного проговаривается, что накануне описываемых ниже событий патриарх побывал у императора и весьма дерзко с ним разговаривал. Исаак промолчал, сдержав свой гнев, но внутри себя уже принял решение 11 . Так это было или иначе – достоверно неизвестно, однако император первым делом отослал в провинцию Константина Дуку, а также сослал племянников патриарха – Никифора и Константина Керуллариев. Нужно было изолировать и Михаила Керуллария, но царь не решился арестовать патриарха в столице, опасаясь народных волнений. Чуть обождав, Исаак воспользовался отъездом Керуллария за город и приказал задержать его. 8 ноября 1058 г. варяги, составляющие царскую гвардию, вошли в патриаршие покои, стащили архиерея с трона и препроводили на остров Проконес. Но это было только половиной дела – Комнин понимал, насколько велика опасность волнений в столице со стороны населения, до сих пор считавшего Керуллария законным патриархом. Поэтому император созвал Государственный совет, куда были приглашены высшие сановники Римской империи и некоторые архиереи. На Совете ему напомнили, что согласно установленным традициям отсутствие патриарха на престоле не может длиться более двух дней. Затем он должен быть или предан суду, или добровольно отречься от кафедры. Понятно, что второй вариант казался гораздо симпатичнее, но все понимали – Керулларий по доброй воле не оставит патриаршества. В конце концов решили организовать над Керулларием открытый суд, и Пселл, предавший своего благодетеля, даже взялся составить обвинительное заключение 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слова глубоко уважаемого монарха произвели полное действие. Киевляне с радостию текли к назначенному месту крещения, рассуждая между собою, что если бы не хорош был новый закон, то князь и бояре не приняли бы его, и не осталось во всем городе ни одного человека, который бы воспротивился воле князя . Наутро равноапостольный венценосец, сопутствуемый Собором пастырей, явился на берегу реки Почайны, где собралось уже бесчисленное множество народа. Тогда открылось торжественнейшее зрелище, какое редко повторяется на земле: все эти массы народа — мужи и жены, старцы, юноши и дети — по данному знаку благоговейно вступили в реку: одни по шею, другие по перси, третьи по колена, многие родители с младенцами в руках, а служители Бога вышнего, стоя на берегу, совершали над ними величайшее таинство. В сии священнейшие минуты, повторим слова благочестивого летописца, поистине радовались земля и небо толикому множеству спасаемых! Радовались крестившиеся, радовались крестившие, радовались все свидетели величественного зрелища, но более всех других возрадовался духом главнейший виновник этого торжества, который по окончании священнодействия, возведши очи свои горе, от глубины души воззвал к Богу-благодетелю своему: «Боже великий, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия и дажь им, Господи, уведети Тобе, истиннаго Бога, якоже уведеша страны хрестьянския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежю козни его». Вслед за тем повелел Владимир ставить в Киеве церкви там, где прежде стояли кумиры . Кто был крестителем киевлян? Преподобный Нестор упоминает при этом только о попах корсунских и царицыных, т. е. пришедших с царевною Анною из Царьграда, но современный Владимиру писатель свидетельствует, что тогда пришел в Россию именно епископ греческий и обратил к христианству самую средину страны . Польские историки прибавляют, что это был епископ Корсунский, тот самый, который крестил прежде и Владимира: дело очень возможное, хотя и неизвестно, откуда заимствовано сказание о нем .

http://sedmitza.ru/lib/text/435789/

Страшно разгневавшись, они решили между собою, не посылать в наше место ни одного фунта хлеба, чтобы заставить нас уйти, а некоторые прямо советовали предать нас суду, или изгнать насильно. Решились на последнее. Раз приезжает к нам на лошади один помор, Иван Федоров, с разными запасами и милостынею. Он объявил нам, что если мы останемся в их вере, то получим все это в дар, а если нет, то он изгонит нас из пустыни. Я стал говорить ему кротко: «Пусть лучше уж сами учители ваши едут сюда и предают нас, как сделал отец Тарасий, которого теперь на общественных сходах называют Иудой предателем, – а не ты Иван Федорыч». Умилился Иван Федорович и, поклонившись нам в ноги, сказал: «Живите, рабы Божии! Спасайтесь, как вас Бог вразумит! А я человек незнающий, приехал сюда исполнить данное мне приказание. Возьмите привезенное вам в милостыню и приходите ко мне в дом безбоязненно за всем нужным!» Видя в этом милость Божию к нам, мы, не медля более, приступили ко крещению в озере, при котором жили. Сначала Онисим крестил самого себя, а потом крестил и меня. После того он скоро ушел от меня для проповеди страннического учения по селам и деревням; но в деревне Нюхче был схвачен, как беспаспортный, и отправлен в Архангельск в острог. Оттуда, он взят был на поруки купцом Г. И. Плотниковым, расположенным к странническому учению. От Плотникова, по его согласию, он ушел и опять явился в Поморье для увлечения в свои сети простых людей. Скоро он совсем совратил своего благодетеля Плотникова, так что он оставил жену, детей, дом, и до сих пор неизвестно, где скитается. Между тем, оставшись один, я стал заниматься чтением разных книг и, между прочим, пришлось мне прочитать историю о российских царях, начиная с Рюрика. Эта книга впервые открыла мне глаза. Странники называют двуглавого орла, российский государственный герб, печатию антихриста (поэтому-то «безденежники», к которым принадлежал я тогда, и не принимают монет, имеющих изображение сего герба). А герб сей, говорят они, явился в России со времени Петра I-ro: он присвоил себе власть светскую и духовную и в знак этого ввел двуглавого орла.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/krestjan...

Тюрьмы: Ишимская, Омская, Московские: внутренняя, Лефортовская, Бутырская, Краснопресненская – ноябрь 1943 г. – июль 1944 г. Сибирские лагеря: полевые работы – август – сентябрь 1944 год. Ассенизатор сентябрь 1944 г. – август 1946 г. Арестован 30 августа 1946 г. Мариинский пересыльный пункт, Московские тюрьмы: внутренняя, Бутырская, Краснопресненская август – сентябрь 1946 г. Темниковские лагеря – плетение лаптей. Дубров, лаг. – инвалид безработ. В заключении по приговору – 9 января 1943 г. – 9 ноября 1951 г. Без приговора сверх срока: в лагерях 9 ноября 1951 г. – 18 мая 1954 г. В Зубово-Полянском доме инвалидов – 18 мая 1954 г. неизвестно до каких пор. Сверх срока в заключении 3 года 4 месяца 22 дня. 27 июня 1954 года исполнилось 33 года архиерейства. За это время: на епархиальном служении 33 месяца. На свободе не у дела 32 месяца. В изгнании 76 месяцев. В узах и горьких работах 254 месяца. Обычно, в жизни бывает: чем дольше разлука, тем больше ослабевают связи. Христианская любовь изменяет этот порядок. Мои добрые заботники, движимые христианской, а не мирской любовию, с каждым годом усиливают проявление своей заботы и попечения, с каждым годом умножают свою милостыню. Если в первые 2 года 4 месяца мне было прислано 72 посылки (по 30 посылок в год), то в последний 1954 год их было уже 200. Да не оставит Господь Своею милостию благодетелей моих. Верю: услышат они во оный день: «приидите, благословеннии Отца Моего... В темнице был Я и вы посетили Меня» ( Мф.25:34, 36 ). еп. Афанасий. ЕПИСКОП АФАНАСИЙ (НЕКРОЛОГ) Из «Журнала Московской Патриархии», No 12, 1962 г. 28 октября 1962 года в г. Петушки, Владимирской области, на 76-м году жизни скончался проживавший там на покое епископ Афанасий (бывший Ковровский), викарий Владимирской епархии. Епископ Афанасий (в мире Сергей Григорьевич Сахаров) родился 2 июля 1887 года в семье служащего. Рано лишившись отца, он остался на попечении своей матери, очень религиозной женщины. Чтение и прислуживание в храме являлись его любимым делом от самой юности. Поэтому мать решила дать сыну духовное образование. Сергей Сахаров прошел обычный путь этого образования: сначала в Шуйском духовном училище, затем во Владимирской духовной семинарии и, наконец, в Московской духовной академии, которую он окончил в 1912 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Файл 32186.jpg:   Размер: 600x800, 0.48 MPix, 697 Kb. Дата: 2018-07-05, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (68) , (2) . Описание: Свято-Тихвинский женский монастырь Днепропетровской епархии. Свое название обитель получила благодаря явлению во сне одной из благодетельниц монастыря Марии Гусевой: ей представилось чудное акафистное пение иноков пред неизвестной ей иконой Божией Матери, и было указано небесным гласом: «Сим образом хочу пребывать на месте основания обители». По благословению преосвященного Платона монахиня Феонилла в сопровождении Марии Гусевой и других попечителей отправились в город Тихвин, в Тихвинский му[...] Файл 32607.jpg:   Размер: 637x900, 0.57 MPix, 373 Kb. Дата: 2018-09-05, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (51) , (2) . Описание: ТИХВИНСКАЯ ОПОЛЧЕННАЯ 1 июля 2014 года братия Тихвинского Успенского монастыря торжественно передала список Тихвинской Ополченной иконы Божией Матери представителям ополченцев Донецкой и Луганской народных республик Этот список иконы сопровождал русских ополченцев во время Отечественной войны 1812 года и был с ними на Бородинском поле. Затем Тихвинская ополченная икона Божией Матери сопровождала тихвинскую дружину ополчения и во время Крымской кампании 1855–1856 годов. В праздник Тихвин[...] Файл 32645.jpg:   Размер: 640x550, 0.35 MPix, 79 Kb. Дата: 2018-09-10, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (64) , (0) . Описание: Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове основан в 1370 году преподобным Феодором, бывшим позже архиепископом Ростовским, родным племянником преподобного Сергия Радонежского Тихвинская икона Пресвятой Богородицы была принесена в храм из запасников Государственного Исторического музея, где находилась после 1917 года. Этот чудотворный образ является местночтимой иконой. Каждую неделю перед иконой совершаются акафисты. Файл 32885.jpg:   Размер: 350x578, 0.2 MPix, 274 Kb. Дата: 2018-10-27, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (52) , (0) . Описание: Образ Пресвятой Богородицы Явленной Чудотворной Тихвинской в г. Керенске, Пензенской губ. Судя по надписи, икона бытовала как " Старорусская Пресвятая Богородица " . XIX век. Частное собрание.

http://pravicon.com/icon-317-photo

Часто во время богослужений страдавшие каким-то недугом люди полагали на гробницу святителя платки, брали масло из лампады, висевшей над местом его упокоения, воск от свечи, горевшей во время панихиды. Когда же они помазывали больное место маслом, прикасались к нему кусочком воска, прикладывали платок с гробницы, то получали исцеление. Полежавшие на гробнице платки в течение длительного времени источали благоухание. Иногда большое покрывало с гробницы разрешали доставить больным домой, которые в благодарность изготавливали новые покрывала и жертвовали их в собор. «Описание чудес…» показывает, что люди прибегали к молитвенной помощи святителя Питирима тогда, когда никакие медицинские средства и усилия врачей не помогали. Получившие исцеление сообщали об этом соборным клирикам и тем самым содействовали распространению почитания и прославлению угодника Божия. В XIX веке в Тамбовской губернии начали писать портреты святителя Питирима. Их можно было приобрести в Спасо-Преображенском кафед-ральном соборе города Тамбова. В 1857 году монахиня девичьего монастыря Смоленской губернии «отправилась из Тамбова в свой монастырь, позаботившись предварительно отыскать для себя портрет исцелившего ее угодника Божия Питирима»5. Это является свидетельством почитания святителя еще до его причисления к лику святых. Во второй половине XIX века благодетели наиболее активно стали украшать место упокоения святителя в соборе. В 1876 году на деньги неизвестных жертвователей была изготовлена новая деревянная гробница, покрытая серебряной вызолоченной доской и украшенная разноцветной эмалью и выпуклым изображением епископа Питирима. Один из жизнеописателей святителя, Николай Молчанов, сообщает о важном событии, произошедшем при епископе Тамбовском и Шацком Палладии (Ганкевиче). Он пишет, что «осенью 1882 года, над гробницею святителя Питирима в нижнем соборе поставлен величественный и красивый хрустальный балдахин. Пос-ледний явился, как плод усердия и благоговения к святителю жившей в Тамбове госпожи Панкевич»6.

http://e-vestnik.ru/church/pamyati_pitir...

Это означают слова: «из рода в род», т.е. род настоящий, и следующий за ним, и следующий за тем, и опять следующий и каждый из последующих, именно: твари, во все время продолжающие свое существование, – небо, зем­ля, море, воздух, озера, источники, реки, семена, растения, травы и происходящие от них благодетельные следствия; течение природы, никогда не прерывающееся, дожди, времена года, постоянно повторяющиеся, ночь, день, солнце, луна, звез­ды и все прочее; кроме того дела, совершающиеся в каж­дом поколении, и в частности и вообще к исправлению и ко благу всего человеческого рода, происходившие у иудеев непре­станно чудеса, знамения, промышление Божие, открывавшееся в изобилии плодов, в победах над врагами, и во всем про­чем; также чудеса, бывшие во время пришествия Христова, при апостолах, во время гонений, чудеса многочисленнейшие и много превосходившие величием своим чудеса древние, или наконец дела, совершающиеся в наше время. Подлинно, нет времени, которое, кроме общих дел Божиих, не представляло бы зна­мений промысла Его. «И могущество Твое возвещать»; и посредством благодеяний, говорит, и посредством наказаний, потому что во всякое время Бог не перестает всеми способами промышлять о нашей природе. «О великолепии славной святыни Твоей будут говорить и о чудесах Твоих возвещать» ( Пс.144:5 ). Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз): «красоту хвалы твоей и слова чудес твоих возвестят» ( ωραιτηα του επανου σουκα τος λγους των παραδζων). Сказав о «могуществе» Божием, про­рок показывает, как она велика. Она совершала непростые и необыкновенные дела, но совершала так дивно и необыкно­венно, так выше природы человеческой, что дела Его исполнены чудес и славы. Представь то, что происходило в Египте, в Па­лестине, при Аврааме, при Исааке, при Иосифе, опять в Египте при Моисее, в пустыне, по вступлении в обетованную землю, потом в плену вавилонском, при Навуходоносоре, в пещи (вавилонской), во рве львином, при возвращении из плена, при пророках. Все это возвещает силу, славу и величие Творца, и внушает великое удивление и изумление.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Я хотел бы поставить три простых вопроса. Вопрос первый: все это разве не большее пожертвование обществу, чем какие-либо налоги? Вопрос второй: если тяжелое налогообложение препятствует функционированию церковных институтов или ограничивает ее социальное служение, кто будет заботиться о пожилых людях, кто будет кормить голодных, кто позаботится об удовлетворении нужд, которые не в состоянии удовлетворить само государство? Вопрос третий: когда государство получит деньги, которые оно требует от Церкви, то что оно с ними будет делать? В лучшем случае деньги пойдут в неизвестном направлении или в банки. Но если они останутся в Церкви, они будут распределены между людьми, которым угрожает банкротство. Иными словами, вопрос не в том, даст или не даст Церковь, но в том, отдаст ли она то, что имеет, скандальному, безликому «бедному государству» или непосредственно страждущему и нуждающемуся бедному народу. Чтобы помочь вам это понять, я приведу один пример: если большая митрополия заплатит налоговой службе 300 тысяч евро, что лучше, заплатить налоги государству или дать по 10 тысяч евро 30 людям, у которых банки отнимают дома для продажи на аукционе, чтобы эти несчастные смогли вздохнуть спокойно? Я не согласен с уступками Церкви или, по крайней мере, не понимаю их смысл. Церковь не должна была вести переговоры о своих правах, но должна была защищать права простых людей, потому что, в конечном счете, налогообложение Церкви является узаконенным нечестием по отношению к нашему великому Благодетелю Богу и последним ударом по нашему многострадальному народу! – Мне кажется, есть напряженность и недоверие в отношениях между Церковью и государством. Как вы думаете, владыка, недостаток доверия, которое, хотя о нем нередко не говорится по политическим причинам, в реальности существует? – Несмотря на наше многолетнее сосуществование, в нашей стране Церковь и государство сосуществуют, не зная и не понимая друг друга. К сожалению, даже в последнее время по отношениям доверия и взаимодействия между Церковью и государством был нанесен болезненный удар, и предлагаемые экономические меры представляют собой выражение вражды по отношению к Церкви.

http://pravoslavie.ru/33357.html

1) Внутренних признаков сверхъестественного откровения три: а) высота содержащегося в нем учения, б) чистота его и в) благодетельное влияние его на сердца человеческие. Откровенное учение содержит в себе ответ на самые важные вопросы, над которыми задумывались величайшие мыслители и которых они сами без помощи свыше не могли разрешить, напр.: о существе Божием, о начале мира, о происхождении зла па земле, о загробной жизни и пр. Притом оно сообщает нам истины новые, до сих пор неизвестные и недоступные человеческому уму, и устанавливает новые порядки, новые начала во взаимных отношениях между людьми ( Ин. 13:34 : 2Кор. 5:17 ). И эти истины не только новые, но и вечные (Мф., 24:35; 1Кор. 2:6 : Ис. 40:8 ; Пс. 116:2 ; и Мф. 20:35 ), остающиеся неизменными в своей основе и никогда не могущие устареть и утратить своего глубокого жизненного значения. – Чистота откровенного учения состоит в том, что в нем не может быть никаких противоречий самому себе, здравому человеческому смыслу, естественному нравств. чувству и всем вообще высоким стремлениям и потребностям человека. Откровение истинное, содержащееся в Св. Писании и Св. Предании, дано в разное время, через разных людей и при самых разнообразных условиях, и тем не менее оно не содержит в себе ни малейших противоречий или несогласий, и все попытки отыскать в нем такие противоречия или несогласия оканчиваются полной неудачей. Оно не приноравливается ни к каким принятым мнениям и любимым вкусам людей и не дает никакого послабления и потворства страстям человеческим, но содержит в себе одну чистую и непреложную истину. Нравственное учение богооткровенное или заповеди своею чистотою и святостью бесконечно возвышаются над всеми человеческими законодательствами, имеющими временное и местное значение. – Что касается действия богооткровенного учения на людей, то об нем свидетельствует вся история Божественного откровения как в Ветхом Завете, так особенно в Новом. Достаточно указать на могущественное, возвышающее действие проповеди пророков и апостолов, на необычайное распространение Евангелия мирным путем среди наиболее культурного человечества, на чудное, облагораживающее и возрождающее влияние Библии и христианского богослужения и пр.!

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

1. Никакое творение не является в мир столь слабым и нуждающимся в посторонней помощи, как человек: первым своим криком он как бы уже просит, чтобы приняли в нем участие, оберегли его от опасностей и дали ему образование, необходимое для достижения высшего его назначения. Этого голоса никто так хорошо не понимает и не чувствует, как мать. Сам Бог вложил в ее сердце столь сильное и почти непреодолимое желание принимать на себя всю тягость трудов при первом воспитании своего дитяти. Хотя много проходит месяцев до тех пор, пока дитя придет в состояние лепетать даже только имя матери, однако ж она неутомимо переносит все трудности воспитания и при всем том почитает себя даже счастливою. 2. Прежде всего другого рождающееся дитя надобно охранять от опасностей. Со стороны родителей необходима осторожность, чтобы мать, унимая свое дитя, удерживалась от сильных движений сердечных, не давала дитяти нездоровой пищи или пития и вообще остерегалась всего, что дитяти может повредить. Если мать не может выполнить эту обязанность сама и потому поставлена в опасную необходимость отдать свое дитя кормилице, то в этом случае надобно избирать такое лицо, которого как физическое, так и нравственное состояние известно с хорошей стороны. Кормилицы вообще имеют большое влияние не только на тело дитяти, но и на душу его. Если нельзя найти такого лица, то гораздо лучше воспитывать дитя искусственным образом. Истинная жестокость – когда матери отказываются сами кормить детей только из одной выгоды собственного спокойствия и свое дитя отдают кормилицам неизвестным или известным с худой стороны. Ни мать, никто другой не должен брать с собою спать дитя – из опасения задавить его или как иначе повредить ему. По-видимому, очень простое, но весьма благодетельное изобретение для отвращения этого зла – употребление колыбелей или люлек. Чем обыкновеннее это зло между бедными семействами поселян и рабочих людей, тем чаще надобно внушать матерям таких семейств, чтобы они отнюдь не брали с собою в постель малых детей своих, но довольствовались, как спасительным средством в этом случае, употреблением спокойных и безопасных колыбелей или люлек.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010