Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАВИЛОНСКИЕ ОТРОКИ традиц. наименование друзей прор. Даниила , к-рые были спасены Богом от сожжения в печи в период вавилонского плена при царе Навуходоносоре . История В. о. в Ветхом Завете В библейском повествовании каждый из В. о. имеет парные имена: Анания (Седрах) (евр.   - милость Яхве, евр.   - повеление [бога] Аку (возможно, происходит от имени бога Мардука - покровителя Вавилона ), Мисаил (Мисах) (евр.   - кто как Бог;   - кто как Аку) и Азария (Авденаго) (   - помощь Яхве;    , от аккад. abad-nabu - служитель, раб [бога] Набу). Употребление этих имен В. о. определено различной коммуникативной ситуацией в повествовании: вавилонские имена звучат либо из уст вавилонян - Асфеназа (1. 7), Навуходоносора (1. 49; 3. 14, 26, 28, 29, 30), халдеев-доносчиков (3. 12), либо в контексте отношений с ними (2. 49; 3. 13, 16, 19, 20, 22), в то время как в связи с Даниилом (от лица повествователя) они называются евр. именами (1. 11, 19; 2. 17). Возможно, наиболее частое повторение вавилонских имен в рассказе о спасении в огненной печи является риторическим приемом (P. Coxon). Искажение вавилонских форм имен скорее всего является намеренно-ироническим, с целью противопоставить вавилонскую религиозно-культурную традицию иудейской. «Три отрока в пещи огненной». Клеймо двери в жертвенник из церкви с. Семеновского Московской обл. Нач. XVII в. (ЦМиАР) «Три отрока в пещи огненной». Клеймо двери в жертвенник из церкви с. Семеновского Московской обл. Нач. XVII в. (ЦМиАР) Анания, Мисаил и Азария вместе с Даниилом были избраны начальником евнухов Асфеназом из числа знатных иудеев (по преданию, они были потомками царя Езекии ), и к ним относилось пророчество Ис 39. 7 (Вавилонский Талмуд. Санхедрин. 93b; Hieron. In Is. 39; Orig. In Math. 15. 5) о службе при царском дворе, когда они получили, как и Даниил, новые имена в знак зависимости от победителей-вавилонян и их божеств. В течение трехлетнего периода воспитания и обучения при дворе халд. (арам.) языку и книжности они воздерживались от употребления пищи с царского стола и, хотя вкушали лишь овощи и воду, красотой и здоровьем превосходили др. придворных отроков (Дан 1. 3-20). По окончании воспитания Даниил и В. о. стали служить при дворе Навуходоносора. Даниил накануне данного ему откровения о царском сне обратился к Анании, Мисаилу и Азарии, «чтобы они просили милости Бога небесного об этой тайне» (Дан 2. 17-19), а после того как Даниил открыл и истолковал сон, Навуходоносор по его просьбе поставил В. о. «над делами страны Вавилонской» (Дан 2. 49).

http://pravenc.ru/text/153809.html

Здесь описано торжественное действие при участии всей элиты тогдашнего общества. Заметьте, что это хорошо организованное общество не какой-то дикой страны, а государства с высокой цивилизацией. И оно собирается перед куском золота, перед огромным золотым истуканом. «Тогда глашатай громко воскликнул: объявляется вам, народы, племена и языки: в то время, как услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всяких музыкальных орудий, падите и поклонитесь золотому истукану, которого поставил царь Навуходоносор. А кто не падет и не поклонится, тотчас брошен будет в печь, раскаленную огнем. Посему, когда все народы услышали звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и всякого рода музыкальных орудий, то пали все народы, племена и языки, и поклонились золотому истукану, которого поставил Навуходоносор царь» ( Дан.3:4–7 ). Представляете, какое мощное зрелище: огромные оркестры, которые влияют на сознание людей, вроде нынешних рок-концертов. И сотни тысяч людей падают ниц перед истуканом. Представляете, какое мощное общественное мнение. Как сейчас скажут: как ты можешь устоять перед таким мощным общественным мнением? Сотни тысяч людей вокруг тебя падают, как же ты не поклонишься? Все же так делают? И вот все народы поклонились. Ввержение в печь трех друзей Даниила «В это самое время приступили некоторые из Халдеев и донесли на Иудеев. Они сказали царю Навуходоносору: царь, вовеки живи! Ты, царь, дал повеление, чтобы каждый человек, который услышит звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всякого рода музыкальных орудий, пал и поклонился золотому истукану; а кто не падет и не поклонится, тот должен быть брошен в печь, раскаленную огнем. Есть мужи Иудейские, которых ты поставил над делами страны Вавилонской: Седрах, Мисах и Авденаго (Ананий, Мисаил и Азарий); эти мужи не повинуются повелению твоему, царь, богам твоим не служат и золотому истукану, которого ты поставил, не поклоняются» ( Дан.3:8–12 ). Естественно, нашлись доносчики из числа халдеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Халдеи – это как бы высшая элита вавилонского общества, захватчики, которые организовали это вавилонское государство. Сами жители Вавилона были под властью халдеев. И вот обвинение было двойное: они вообще не поклоняются твоим богам и еще вдобавок истукану не кланяются, т.е. государство отвергают. Кстати, этот текст очень любили ранние христиане. В катакомбах, где служили первые христиане Римской империи, найдено несколько изображений трех отроков в печи. Ведь ситуация, которая здесь описана, была рядовой, будничной. Очень часто находятся «добрые» люди, которые говорят, что есть такие, которые не хотят кланяться, как бы их к ответственности привлечь? Как тогда, так и в римское время, доносчик получал имущество того человека, на кого он доносил, если последний был казнен. «Тогда Навуходоносор во гневе и ярости повелел привести Седраха, Мисаха и Авденаго; и приведены были эти мужи к царю. Навуходоносор сказал им: с умыслом ли вы, Седрах, Мисах и Авденаго, богам моим не служите, и золотому истукану, которого я поставил, не поклоняетесь? Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, которого я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей?» ( Дан.3:13–15 ). Здесь царь прибегает к прямому давлению. И обратите внимание на роль музыки при всем этом действе. Мы видим явный симфонический оркестр, можно сказать, классической музыки. Эта огромная симфония используется для того, чтобы сломать человека, чтобы его личность была раздавлена, чтобы он поклонился твари вместо Творца, чтобы он, оторвавшись от земли, попал в мир духов зла, духов злобы поднебесной и начал служить духам. Эта музыка нужна, для того чтобы создать обезумевшую толпу. Мы видим, что Ананий, Азарий и Мисаил были окружены сотнями тысяч людей, которые поклоняются истукану. На них действует, как мы сказали, зомбирующая музыка, зомбирующее окружение, зомбирующая идеология, а рядом, представляете, стоит огромная физическая вещь – печь.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Конкретно о Михаиле Александровиче доносчик писал, что тот «ярый монархист, безнадежный мракобес, религиозный фанатик». «Новоселов, — пишет доносчик, — говорит: „Вот мой товарищ умер у меня на руках в камере, у него кончился старый срок, но дали новый, он прожил несколько месяцев нового срока и нового режима. Было ясно — больной человек, но в больницу не взяли, и он умер у меня на руках…“». «Когда я читал вслух газету „Гудок“ за 1 января 1938 года, — пишет Базилевский, — в которой сообщается о том, что Германия имеет много концлагерей и еще открывает новые, что много сидят осужденных в тюрьмах, не считая следственных, получается в общем полтора человека на каждую тысячу,-то в это время Новоселов подходит к Арутюняну и говорит ему: „Чья бы корова мычала, а уж советская молчала бы“». Других антисоветских высказываний Михаила Александровича доносчик не приводит, но и этого, по-видимому, было вполне достаточно для тюремного руководства. На основании доноса тюремщиками была составлена характеристика (авторы — явно люди интеллигентные, разбиравшиеся в поэзии!): «Михаил Александрович Новоселов, 74 года, сидит уже 9 лет, имеет высшее „богословское образование“, и на этом „образовании“ построено все его мировоззрение и политическое убеждение, что выражается в его религиозном фанатизме и в политическом мракобесии. В своем проповедовании он всю эту философию наполняет конкретным содержанием из Библии, Нового и Ветхого Завета, из Евангельских пророчеств и предсказаний, стараясь преподносить это в форме задушевных (религиозно-философских) бесед, каждая из которых сопровождается одной из молитв или какого-либо религиозного, мистического содержания стихотворения. Поэтическая форма является особенно заманчивой, так, например, он специально подбирает поэтов-мистиков, интуитивистов: Полонского, Фета, Баратынского, Мошкова — и у них выбирает наиболее мистическое, религиозное, например „Вечерний звон“, „Воскресение Христово“, „Благовест“, „Молитва“, „Рождество“, „Храм“, „Слово Божие“ и так далее.

http://pravmir.ru/publicist-mixail-novos...

Доносчик пишет в донесении: к игумену Иоанну (Соколову) «опять приходил Иван Крестьянкин и рассказывал, что к ним в храм назначили нового настоятеля». — Да это же Шверник и Молотов в одном лице, — так отозвался старец о новом настоятеле и добавил. — Пишут, пишут, уже много написали. Следующая запись сделана в день ареста отца Иоанна (Крестьянкина) . В этот день, как подслушал доносчик, отец Иоанн должен был приехать к старцу, но не приехал. Ждали его до ночи, а потом старец сказал, что Ванечку уже взяли. И доносчик записывает слова старца, сказанные им тогда об арестованном отце Иоанне: — Он же, как свеча, пред Богом горит! А ещё старец говорил об отце Иоанне: — Дивный батя! Постник, как древние. После освобождения из лагеря отец Иоанн (Крестьянкин) год служил в Троицком соборе города Пскова. Прихожане полюбили ревностного батюшку и очень огорчились, когда он внезапно исчез из Пскова и уехал в деревеньку под Рязанью. Зачем надо было менять службу в знаменитом соборе на полуразрушенный деревенский храм? Долгое время это оставалось загадкой. Но сегодня уже известно — батюшку должны были снова арестовать. И прозорливый старец Иоанн (Соколов) написал тогда батюшке, что на него заведено новое уголовное дело: «Мы молимся, чтобы оно не имело хода, но ты из Пскова исчезни». Кстати, о прозорливости старца свидетельствуют и показания доносчика. В одном из донесений осведомитель сообщает, что к игумену Иоанну (Соколову) приходил неизвестный беглый священник. А священник с горечью рассказывал старцу, что гонят и травят их, как собак. Он уже четыре месяца скрывается в лесу и не может повидать своих детей и матушку. — Детка моя, потерпи ещё немного, — сказал ему старец. — Вот наступит 1956 год, и будет полегче. В 1956 году после разоблачения культа личности Сталина действительно стало полегче, и начался процесс реабилитации невинно осуждённых людей. Незадолго до смерти старец предсказал, что отпевать его будет отец Иоанн (Крестьянкин) , а похоронят его на Армянском участке Ваганьковского кладбища: «Там у меня много родных». Старцу не поверили. Отец Иоанн служил тогда на дальнем приходе Рязанской епархии. И как это он окажется в Москве? А про Армянское кладбище хожалка старца Степанида и слышать не хотела. Она уже твёрдо решила, что похоронит старца на Преображенском кладбище возле могилы своей сестры.

http://azbyka.ru/fiction/mihajlov-den-za...

Высказывание ответчика в отношении истца " Это интересный человек. Спросите любого из духовных чад отца Александра Меня, они вам скажут, что это сумасшедший доносчик, который в 80-е годы писал в КГБ на других духовных чад отца Александра Меня доносы. Сегодня этот человек считает себя чуть ли не главным религиозным лидером России. Наверное, считает, что... " , свидетельствует лишь о том, что ответчику эти сведения ( " Спросите любого из духовных чад отца Александра Меня, они вам скажут, что это сумасшедший доносчик, который в 80-е годы писал в КГБ на других духовных чад отца Александра Меня доносы... " ) стали известны от духовных чад Александра Меня, от которых ответчику также стало известно, что они были осуждены по доносу истца в эпоху социалистического атеизма. Таким образом ответчик во фразе: " Это интересный человек. Спросите любого из духовных чад отца Александра Меня, они вам скажут, что это сумасшедший доносчик, который в 80-е годы писал в КГБ на других духовных чад отца Александра Меня доносы. Сегодня этот человек считает себя чуть ли не главным религиозным лидером России. Наверное, считает, что... " высказал как свое собственное мнение об истце, основанное на мнении и информации, ранее распространенной 3-ми лицами, т.е. полученной ответчиком от 3-х лиц, в том числе и от духовных чад Александра Меня, так и мнение этих 3-х лиц. По ходатайству ответчика судом были опрошены свидетели: Дворкнн А.Л., Развеев Б.Б. и Огородников А.Н. При этом Дворкнн А.Л. суду пояснил, что он знал от Иоанна Мейендорфа о том, что Бычков являлся провокатором. Свидетель Развеев Б.Б. суду пояснил, что в 1981 году по заявлению истца в прокуратуру Москвы, в котором истец утверждал, что он (свидетель) ярый антисоветчик, что так-то и так-то себя ведет и ему место только за решеткой, его (свидетеля) стали преследовать и в конце-концов осудили за антисоветскую пропаганду. При этом свидетель Развеев Б.Б. суду также пояснил, что фактически истец Бычков был агентом КГБ и должен был наблюдать и давать информацию на всех приближенных к отцу Александру Меню, в связи с чем, по мнению свидетеля, Бычков и не был арестован, когда других арестовали за встречу, организованную им же (Бычковым). Свидетель Огородников А.Н. суду пояснил, что от Александра Меня он узнал о Бычкове и о том, что Бычков " стукач и агент КГБ... от которого сложно избавиться... " . Не доверять показаниям указанных свидетелей у суда оснований не имеется, тем более, что доказательств опровергающих их доводы и выводы истец суду не представил.

http://religare.ru/2_36712.html

Доносчик сообщает: к игумену Иоанну (Соколову) «опять приходил Иван Крестьянкин и рассказывал, что к ним в храм назначили нового настоятеля». – Да это же Шверник и Молотов в одном лице, – отозвался старец о новом настоятеле и добавил: – Пишут, пишут, уже много написали. Следующая запись сделана в день ареста о. Иоанна (Крестьянкина). В этот день, как подслушал доносчик, о. Иоанн должен был приехать к старцу, но не приехал. Ждали его до ночи, а потом старец сказал, что Ванечку уже взяли. И доносчик записывает слова старца, сказанные им тогда об арестованном о. Иоанне: «Он же как свеча перед Богом горит!» А ещё старец говорил об о. Иоанне: «Дивный батя! Постник, как древние». После освобождения из лагеря о. Иоанн (Крестьянкин) год служил в Троицком соборе города Пскова. Прихожане полюбили ревностного батюшку и очень огорчились, когда он внезапно исчез из Пскова и уехал в деревеньку под Рязанью. Зачем надо было менять службу в знаменитом соборе на полуразрушенный деревенский храм? Долгое время это оставалось загадкой. Но сегодня уже известно – батюшку должны были снова арестовать. И прозорливый старец Иоанн (Соколов) написал тогда батюшке, что на него заведено новое уголовное дело: «Мы молимся, чтобы оно не имело хода, но ты из Пскова исчезни». Кстати, о прозорливости старца свидетельствуют и показания доносчика. В одном из донесений осведомитель сообщает, что к игумену Иоанну (Соколову) приходил неизвестный беглый священник. Он с горечью рассказывал старцу, что гонят и травят их как собак. Он уже четыре месяца скрывается в лесу и не может повидать своих детей и матушку. «Детка моя, потерпи ещё немного, – сказал ему старец. – Вот наступит 1956-й год, и будет полегче». В 1956 году, после разоблачения культа личности, действительно, стало полегче и начался процесс реабилитации невинно осуждённых людей. Незадолго до смерти старец предсказал, что отпевать его будет о. Иоанн (Крестьянкин), а похоронят его на Армянском участке Ваганьковского кладбища: «Там у меня много родных». Старцу не поверили. Отец Иоанн служил тогда на дальнем приходе Рязанской епархии. И как это он окажется в Москве? А про Армянское кладбище хожалка старца Степанида и слышать не хотела. Она уже твёрдо решила, что похоронит старца на Преображенском кладбище возле могилы своей сестры. А после смерти старца выяснилось, что получить разрешение на захоронение «зэка», нелегально скрывающегося в Москве и не прописанного в столице, практически невозможно. Уж и «барашка в бумажке» совали кому надо, но везде был получен отказ. И тогда Евпраксия Семёновна поехала на Армянское кладбище, где у неё был участок. Только зашла в ворота, а навстречу ей бежит директор кладбища:

http://zavet.ru/a/rss_1296145032.html

6) Не знаю, клялись ли Виленские монахи не служить обедни по чиноположению Греко-восточной Церкви, как утверждает доносчик: однако же, они её служили два года тому назад при мне, и даже ныне служат, как видно из слов самого доноса. По моему распоряжению, Босяцкий устроил в монастырской церкви престол по правилам Восточной Церкви, вместо Римского (иконостас был здесь и прежде), приобрёл от русских купцов приличные священные облачения, выписал из Петербурга недостающую священную утварь, дискос со звездою и копьё, завёл из монастырских мальчиков певческую. Из выше прописанного ваше высокопревосходительство можете видеть, что я, осматривав один только раз Виленские мужской и женский монастыри и не имея причины обращать на оные более внимания, нежели на другие монастыри и церкви пространной епархии, вверенной моему управлению, могу однако же, по собственным уже моим сведениям, отвергнуть большую часть показаний, определительно доносчиком изложенных, насчёт помянутых двух монастырей. После сего мне позволительно надеяться, что и несколько остальных показаний сего рода, о коих мне неизвестно, также не заслуживают на уважение. Если доносчик осмелился утверждать ложь в предметах, по которым его всякий бы мог обличить самым лёгким образом: как же можно верить его показаниям общим и двусмысленным по предметам непроницаемою тайною обыкновенно скрываемым, и даже о том, что говорится на исповеди? О Вышинской я менее ещё могу сомневаться, нежели о Босяцком. Она, по случаю расстройства Виленского монастыря, перемещена сюда нарочно из Минской обители и назначена настоятельницею ещё в 1827 году, как известная тогдашнему епархиальному начальству по своим похвальным качествам. В 1833 году монастырь её найден мною в отличном порядке, так что я счёл себя обязанным ободрить её публичною похвалою. Не только не замечено описываемого в доносе ужасного послабления с её стороны подчинённым монахиням: но, напротив, все они жаловались на строгость затворнической жизни, в которой их содержала настоятельница, так что, наконец, по сему особенно поводу почти половина из них вышли ныне в Римский обряд.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Областным правителям, которые равнодушно могли произносить смертные приговоры, или сами разделяли мнения народа, открылась полная свобода приносить христиан в жертву народного фанатизма, для приобретения тем любви к себе. При преемнике Траяна, Адриан (117–138 г.), они могли думать, что усердие в гонении на христиан доставит им благосклонность даже императора; так как всем известна была его набожная преданность отечественному идолослужению. Когда в 124 году, путешествуя по Греции, он посвятил себя в еллинские мистерии, враги христианства сочли это знаком усилить нападение на Церковь . Не стесняя себя законными формами судопроизводства, народ требовал повсюду немедленной казни христиан, как преступников, без всяких допросов, справок и отлагательств. Два ученых христианина, Кодрат и Аристид, представили тогда государю свои апологии, или сочинения, написанные в защиту своей веры. Трудно решить, имели ли они на него какое-нибудь влияние; во всяком случае ревность его к древней римской вере была не столько велика, чтобы подавить свойственную ему любовь к справедливости. Не чуждые справедливости областные правители так же не могли одобрять совершения казни без законного исследования дела, в удовлетворение только воплям черни. Проконсул Малой Азии Серенний Граниан жаловался на затруднительное положение, в какое ставят областного правителя подобные случаи, и это было поводом нового закона касательно христиан, изданного Адрианом на имя преемника Серениева Минуция Фундана и других проконсулов. Ненависть, по которой язычники обвиняли христиан в мнимых преступлениях, не довольствуясь осуждать их за одну веру, послужила в настоящем случае на пользу Церкви. Находя, что, без соблюдения правильности в судопроизводстве, невинные могут подвергаться одной участи вместе с виновными, Адриан повелел принимать только правильные доносы на христиан, за справедливость которых доносчик отвечал бы перед судом, а изветы и вопли толпы оставлять без внимания, притом – обращать внимание на личную правдивость доносчиков и решать дело так, что если обвиняемые действительно окажутся виновными в нарушении законов, то должны подлежать казни по мере преступления, если же окажутся невиновными, то должен быть наказан доносчик, как злодей 151 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/i...

поиск:   разделы   рассылка Петр Сергеев Признание антиклерикала Журналист " Московского Комсомольца " Сергей Бычков настаивает на том, что он лжец, сумасшедший и доносчик Источник:  Правая.RU Журналист Сергей Бычков из газеты " Московский комсомолец " продолжает настаивать на том, что " он лжет " , что " это сумасшедший доносчик, который в 80-е годы писал в КГБ на других духовных чад отца Александра Меня доносы " , что " это человек душевно больной " , что " он вымещает личную скорбь шизофренического плана " , что " теперь свои доносы он оформляет в виде статей " . Именно в этих словах сформулировал протоиерей Всеволод Чаплин, выступая на радио " Эхо Москвы " , давно сложившееся мнение о Сергее Бычкове православной общественности, всех непредвзятых наблюдателей или просто людей, имеющих объективное представление о реальной жизни Русской Церкви. Журналист " Московского комсомольца " попытался оспорить в судебном порядке эти обвинения. Однако, скрупулезно изучив в трех заседаниях представленные православной стороной процесса доказательства, Преображенский суд Москвы отказал С. С. Бычкову в удовлетворении его иска о защите чести, достоинства и деловой репутации, а также о взыскании в пользу истца 100 тысяч рублей в качестве возмещения морального вреда. Фактически это означает, что такие понятия, как " честь " , " достоинство " и " деловая репутация " , были официально признаны неприменимыми в отношении информационного киллера Бычкова. А " в качестве возмещения морального вреда " от услышанной в свой адрес горькой правды ему вместо церковных ста тысяч рублей предложено утешаться стандартным вознаграждением в сумме тридцати сребреников (см., в частности, об этом на интернет-сайте " Правая.ру " в статье " Как интернет-портал " Кредо.ру " оформил господина Бычкова " . Подобный исход беспрецедентного судебного процесса для любого журналиста означал бы полный крах репутации и карьеры с последующим моральным запретом на профессию. Впрочем, к Сергею Бычкову это вряд ли имеет отношение, поскольку по роду своей деятельности и по призванию он является не журналистом, а информационным наемником, сеющим ложь, организующим провокации, исполняющим заказные клеветнические акции, – словом, обслуживающим персоналом антицерковных сил.

http://religare.ru/2_37879.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010