— Все это пустяки, — сказал Лайтвуд. — Пустяки? — негодующе и удивленно повторил Райдергуд. — Совершенные пустяки. Это значит только то, что вы подозреваете этого человека в преступлении, не больше. У вас, может быть, есть для этого повод, а может и не быть никакого повода, но нельзя же его осудить по одному вашему подозрению. — Разве я не сказал, — сошлюсь на того, другого хозяина, как на свидетеля, — разве я не сказал в первую же минуту, как только раскрыл рот, сидя на этом самом стуле и ныне и присно и во веки веков (он, видимо, считал эту формулу чуть ли не равносильной присяге), что я согласен поклясться на библии, что это его дело? Разве я не сказал «ведите меня, и я приму присягу»? А сейчас я что говорю? Вы же не станете это отрицать, адвокат Лантвуд? — Конечно, не стану; но вы беретесь присягать только в том, что у вас есть подозрения, а я вам говорю, что этого мало. — Так, по-вашему, этого мало, адвокат Лантвуд? — недоверчиво спросил Райдергуд. — Разумеется, мало. — А разве я говорил, что этого довольно? Сошлюсь на другого хозяина. Ну, по-честному? Разве я это говорил? — Что бы он ни имел в виду, он, конечно, не говорил, что ему больше нечего сказать, — негромко заметил Юджин, не глядя на Райдергуда. — Ага! — торжествующе воскликнул доносчик, уразумев, что это замечание, хотя и не совсем ему понятное, было, в общем, ему на пользу. — Мое счастье, что у меня был свидетель! — В таком случае, продолжайте, — сказал Лайтвуд. — Говорите все, что вы имеете сказать. Чтобы потом не придумывать. — Тогда записывайте мои слова! — нетерпеливо и тревожно воскликнул доносчик. — Записывайте мои слова, потому что теперь пойдет самая суть, клянусь Георгием и Драконом! Только не мешайте честному человеку пожать то, что он посеял в поте лица! Так вот, я даю показание; он сам мне сказал, что это его рук дело. Разве этого мало! — Следите за своими словами, любезный, — возразил Мортимер. — Это вам надо следить за моими словами, адвокат Лайтвуд: я так сужу, что вы будете отвечать за последствия! — Потом, медленно и торжественно отбивая такт правой рукой по ладони левой, он начал: — Я, Роджер Райдергуд, из Известковой Ямы, промышляющий на реке. сообщаю вам, адвокат Лайтвуд, что Джесс Хэксем, обыкновенно прозываемый на реке и на берегу Стариком, сам сказал мне, что это его рук дело. Мало того, я слышал из ею собственных уст, что это его рук дело. Мало того, он сам сказал, что это его рук дело. И в том я присягну!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

Некто Иванов деловито и безграмотно «стучал»: «Товарищ Маленков, просим срочного принятия мер к начальнику управления Озерлага МВД СССР тов. Евстигнееву. Во-первых, карьерист. Во-вторых, служит врагам народа. Просим проверить его происхождение и особенно его жены. Его жена, бывшая заключенная, дала подписку служить врагам народа, будучи в заключении. И сейчас, пользуясь служебным положением мужа, помогает врагам народа. Помогает устраиваться бывшим заключенным по 58 статье на работу в Управление особого лагеря, принято по ходатайству жены Евстигнеева 3-я часть заключенных, бывших репатриантов, евреев, у которых есть родственники в Америке, и прочих проходимцев...» Самого Евстигнеева анонимный доносчик характеризовал так: «Высшего образования не имеет, нечестный, малосознательный, марксизм-ленинизм знает поверхностно... Заелся, что помещик. Ездит в рабочее время на охоту на легковой машине. Имеет на стороне 2-ю жену и дочку двух лет. Морально разложившийся. Просим помещика убрать, разоблачить и привлечь к ответственности» 673 . Проверкой этой анонимки занималось Управление МВД Иркутской области. О результатах докладывалось: «Проверкой фактов о незаконных действиях начальника Управления Озерного лагеря МВД СССР полковника Евстигнеева установлено, что часть из этих фактов нашла свое подтверждение». Жена начальника лагеря, А.И. Евстигнеева, действительно была осуждена в 1936 г. на два года за растрату материальных ценностей и отбывала наказание в Бамлаге. «Что касается засоренности аппарата Управления Озерного лагеря лицами, не внушающими политического доверия, то эти факты подтвердились полностью», – говорилось в заключении комиссии. Проверка установила, что в Озерном лагере работало более 300 сотрудников, на которых имелся серьезный компрометирующий материал: судимость за контрреволюционные преступления, пребывание в плену и т.д. Нашли и еврея, у которого родственники за границей, и сына кулака и всех других, о ком писал анонимный доносчик. ЦК КПСС потребовал от руководства ГУЛАГа «очистить аппарат Управления Озерного лагеря МВД от лиц, не внушающих политического доверия» 674 . Поступило также указание заменить и самого начальника Управления Озерного лагеря полковника СК. Евстигнеева, что, однако, выполнено не было. Евстигнеев оставался руководителем Озерного лагеря до конца 1957 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Воспитательный персонал в семинариях был малочислен и недостаточен для осуществления задач воспитания: ректор, инспектор, помощник инспектора (по штату полагался один на 250 воспитанников) и надзиратель (в лучшем случае два). Ни ректор, ни инспектор практически не участвовали в наблюдении за учениками, следовательно, весь надзор лежал на двух последних. Естественно, они не справлялись. Просто уследить за всеми было трудно (тем более что приходилось ездить на отдаленные квартиры, в которых проживали ученики), не говоря уже о живом общении с воспитанниками с целью их духовно-нравственного воспитания. «Помощниками инспектора становились обычно худшие выпускники академий, - пишет Г. Колыванов, - для которых не было преподавательских вакансий. При первой же возможности они старались уйти с этой должности… Надзирателями (в семинариях - Ю. Ф.) обычно становились молодые люди, только что окончившие семинарию. По причине нехватки надзирателей на эту должность иногда назначались воспитанники старших классов. Они пользовались обычно презрением со стороны воспитанников».  «Ректор епископ Христофор и инспектор архимандрит Антоний, - пишет митр. Евлогий, - наше высшее начальство, и мы, студенты, до той поры были два разных мира. Ни близости, ни общего у нас не было. Ректор был сухой и бессердечный человек… Недоступность внешняя сочеталась со  склонностью к строгому формализму… Был нам чужд и инспектор о. Антоний (он был не из духовного звания). Человек мелко придирчивый, тоже узкоформальный, он старался ввести в Академию дисциплину кадетского корпуса, допекал нас инструкциями». В своем усердии некоторые «воспитатели» доходили просто до абсурда. «У надзирателя, Василия Николаевича Никольского, появилось усердие не по разуму. Видимо, с намерением что-либо узнать, он после ужина, ранее других воспитанников, забрался в их спальню и лег на чью-то койку, укутавшись с головой одеялом. В спальню постепенно после ужина стали заходить воспитанники и ложиться спать. Перед сном, как водится, занимались различными разговорами, не предполагая, что их подслушивают. Неожиданно явился хозяин койки и обнаружил непрошенного гостя. Получился скандал». Некоторые члены инспекции заводили себе из самих же студентов доносчиков и шпионов. Как правило, это были семинаристы, уже исключенные из других семинарий, и, в силу своего положения,  бравшиеся за эту работу. Сами воспитанники шпионов ненавидели: устраивали им побои, а в Тифлисской семинарии  была попытка сбросить одного из доносчиков с балкона четвертого этажа.

http://pravoslavie.ru/2218.html

В школах, начиная с подготовительного класса, детей учат доносить: друг на друга, на своих родителей, на учителей. Система доносов поощряется учителями и администрацией школ. Учат доносить, вроде бы, с позиции их собственной безопасности. Обучение начинается с привития навыков детской бдительности. Обнаружение признаков начинающегося пожара, предотвращение аварийных ситуаций в школе, наличие подозрительных машин возле школы и своевременный доклад учителю или администратору. Но где кончается объективная бдительность и начинается субъективный донос, школьникам не объясняют. Их, наоборот, открыто учат доносить на однокашников, которые приносят в школу контрабанду или оружие, которые, по мнению доносчиков, ведут себя неправильно. Даже если донос ложный, доносчики поощряются. Сызмальства они учатся быть, прежде всего, индивидуалистами и эгоистами. Если в школах 50-х годов доносчиков не жаловали, то с начала 70-х годов и по сей день доносчики в американских школах – в почете. Дети не беспокоятся о том, что поступили необъективно или аморально. Их не обучают морали в общедоступном смысле. Под базу оправдания любых доносов ложится утверждение: «Я донес на одноклассника, чтобы обезопасить себя и других учеников». Но у одноклассника, на которого донесли, тоже находится веский довод: «Я принес в школу оружие, чтобы обезопасить себя и других». Поэтому, в массе, американские дети вырастают гедонистами, то есть людьми, для которых их собственные желания и потребности стоят на первом месте. Их личная безопасность на первом месте. Их мнение и желание – самые главные и важные, хотя их никто никогда не учил тому, что такое правильное мнение. У них с раннего возраста развиваются свои собственные представления и фантазии о жизни, понятия о любви, дружбе, взаимопонимании и уважении к окружающим. И часто такие молодые люди поступают соответственно своему пониманию жизни: одни, считая, что их не уважают или не понимают, приносят в школу оружие и учиняют массовый расстрел однокашников и учителей; другие, к которым родители не проявили достаточно любви, зарубив их топором, насилуют своих младших сестер; третьи, возненавидев общество, забираются на крышу здания и стреляют в прохожих.

http://pravoslavie.ru/36766.html

Состояние христиан при императоре Коммоде и мученичество Апполония – Император Север и гонение при нем – Перепетуя и ее сотоварищи – Пасхальный вопрос – Папа Виктор и св. Ириней – Монтанизм и его учение – Тертуллиан – Развитие христианского учения – Монархианские ереси – Праксей – Ноет и Савеллий – Философумены – Савеллианство – Климент Александрийский – Аллегорическое толкование – Неоплатонизм Хотя апологетам и не удалось своими сочинениями добиться узаконенной веротерпимости по отношению к церкви, они все-таки не остались без влияния. Дело, которое могло находить столь способных и ученых людей, выступавших на защиту его своим пером, постепенно приобретало новое положение. Старая ходячая клевета исчезла; более просвещенные из язычников начали сознавать, что если их религия хочет выстоять против Евангелия, то должна быть преобразована не только в обрядности, но и в учении. Отсюда мы видим в этом периоде попытки со стороны философов присвоить своей системе некоторые из истин, которые впервые провозглашены были христианством, сблизить их различными путями с Евангелием, и вообще старание о примирении учений. Из государей, занимавших императорский престол, некоторые царствовали лишь короткое время и не оставили никаких следов в истории церкви. Коммод, недостойный сын Марка Аврелия, будто бы под влиянием своей фаворитки, наложницы Марции, щадил христиан и возвратил многих из них из ссылки 190 . Но хотя это царствование вообще было временем покоя для церкви, во время его совершилось одно замечательное мученичество, именно мученичество Аполлония , римского сенатора, который был обвинен в принадлежности к христианству одним из своих рабов. Доносчик был предан смерти через раздробление ему ног; Аполлоний прочитал защиту своей веры перед сенатом и был обезглавлен 191 , и случай этот приобрел известность в качестве показателя современного состояния христиан, которые по закону подлежали смертной казни за свою веру, и однако же находили покровительство в самом законе, назначавшем то же самое наказание для их обвинителей. С этим случаем, однако же связываются различные затруднения: даже если признавать все эти обстоятельства истинными, то, все-таки, останется вопрос: был ли доносчик наказан за оскорбление христианина, или за нарушение своей обязанности, как раба по отношению к господину 192 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как волков от овец, отделил он любезных ему от ненавидимых им, дав избранным воинам (опричникам) подобные тьме знаки: всех их он от головы до ног облек в черное одеяние и повелел каждому иметь у себя таких же, как и одежды, коней; всех своих воинов он во всем уподобил бесоподобным слугам. Куда они посылались с поручением произвести казнь, там они по виду казались темной ночью и неудержимо быстро носились, свирепствуя: одни не смели не исполнить воли повелителя, а другие работали своей охотой по своей жестокости, суетно обогащаясь, – одним видом они больше, чем страхом смерти, пугали людей. Читающие это от изображения вещи поймут и свойство ее. О пленении Новгорода 626 и о том, как царь в яростном гневе пролил кровь на святой город острием меча Сильнее всей земли, всех ненавидимых царем, он (царь) некогда излил ярость своего гнева на моих 627 людей. Это нашествие его на меня было по всему подобно нашествию нечестивых, потому что он был внимательным слушателем ложных доносчиков и руководился одним непроверенным мнением. От чужих и неверных не предполагал я получить столько зла и страданий, сколько я принял труда от моего владыки, от его рук, из-за наговоров на меня лживых доносчиков, ибо он всю землю мою напоил кровью, подвергая всех моих людей различным мучениям; не только землю (кровью) покрыл, но и воду ею сгустил, и один только Бог знает, кто виноват, – тот или они. Всякое место от рук убивающих до того наполнилось телами мертвых, что не было возможности пожрать их трупы всяческим животным, по земле рыскающим и в водах плавающим, и по воздуху летающим, так как они сыты были выше меры; а для многих тел, которые из-за страха не оберегались и сгнивали, то место было и гробом их. Кто и где был свидетелем сему? Небо со светилами и вместе земля с теми, кто (живет) на ней. А все имение моих людей царь равно разделил по жребию между рабами. Подробного описания обрушившегося на меня царского гнева невозможно и поместить на этой убогой хартии, и никому из земных не исчислить количества погубленных людей, – их число объявится лишь в день суда Божия, в Его пришествие. Во время царского на меня гнева шел 78 год по седьмой тысяче лет 628 . Скудость моего недостаточного понимания всего этого может дополнить словами сила псалма, имеющего то же самое число, а следующего за ним 79-го 629 наполнит эти слова крепостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

424 ...как базарный фокусник... – Circulater – хозяин бродячего цирка, показывающий своих обученных зверей: «вошли три свиньи в намордниках с колокольчиками... я подумал, что фокусник заставит их показывать разные штуки, как это делается перед уличной публикой» (Petr., Cena, 47). 426 Ты поздравляешь меня с получением авгурата... – Было четыре особо почетных жреческих коллегий: понтифики, авгуры, эпулоны и decemviri sacris faciundis. Членами их были сенаторы, упоминавшие в перечне своих должностей жреческое звание как особо почетное наряду с консулатом или наместничеством в Азии или Африке. 427 Другие звания... можно и пожаловать и отобрать...– Плиний имеет в виду светские должности, жреческие все были пожизненными. 428 Секст Юлий Фронтин – трижды консул (73 г., 98 г. и 100 г.). Плиний называет его вместе с Кореллием Руфом самыми уважаемыми людьми в Риме (V.1.5). В 96 г. был назначен Нервой «смотрителем вод» (curator aquarum), написал книгу «О водопроводах города Рима». 429 ...из года в год называл меня, словно выбирая на свое место. – Ежегодно в определенный день каждый авгур называл человека, которого считал достойным себе преемником. При Принципате понтификов и авгуров выбирал сенат; принцепсу принадлежало право рекомендации; Плиний просил Траяна «продвинуть его в авгуры или эпулоны» (Х.13). Выбранное лицо соответственная коллегия «кооптировала». 431 Высказаны были разные мнения... – Письмо Плиния – главный источник сведений о Юлии Бассе. Два частных лица предъявили ему при Веспасиане обвинение, вероятно, в вымогательстве; Мария Приска обвиняли в этом же «многие частные лица», см. III.9.4. Выслан он был Домицианом по какому-то политическому делу: Нерва уголовных преступников не возвращал. 433 ...рассказать о заговоре доносчиков... – Плиний намекает на организованный заговор против наместника: во главе его стоял Феофан, нанимавший доносчиков, которым в случае успешного исхода дела обещана была награда. Возможно, что и сам он был выдвинут врагами Басса с обещанием соответственной «премии» (§ 20).

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

В заключении своего «отчета» уполномоченному ОГПУ епархиальный секретарь представил резюме по ситуации в период так называемого «коренного перелома» в деле колхозного строительства (1929–1930 гг.): «Верующий народ забит, терроризирован, не знает своих прав, да доселе фактически и не имел их . Были случаи обращения в прокуратуру, но в силу известных компаний , она была бессильна помогать. Вас интересует, каковы политические настроения верующей массы и духовенства ? Об этом не нужно расспрашивать, нет нужды выслеживать, ни подслушивать. Довольно немножко сообразить и припомнить не столь давно прошедшее время, когда по пословице человека лупят в хвост и в гриву, когда не дают ему опомниться от бесконечного ряда различных компаний и когда зачастую голова не может себе нигде найти защиты, тогда легко сообразить какие чувства волнуют сердце такого человека. Фактическое бесправие одних, произвол и беззаконие других – это злейшие и коренные враги всякой власти. Если можете припомнить отношение прежних революционеров к старому политическому режиму, то отчасти думаю, похожи и чувства тех, кто теперь оказался в роли притесняемого. Вне всякого сомнения, принцип “власти на местах” в современных условиях, когда у нас в идее уже сложился известный правопорядок, является в высшей степени вредным, он плодит скрытую контрреволюцию и недостаточно устойчивые элементы прямо провоцируют на эксцессы против власти. Пусть бы был закон суров, но он все же лучше произвола, основанного на лозунге: “Власть на местах!” «Делового сообщения» о том, кто именно недоволен советской властью, я сделать не могу, потому, что роль доносчика считаю для себя неприличной и неприемлемой Я закончил свое обращение, употребив почти целый день далеко не лишнего у меня времени, но ожидаю обычного упрека в том, что я написал общие фразы. Я знаю, что для ГПУ гораздо было бы интереснее “деловое” сообщение о том, кто именно недоволен советской властью, кто бранит ее, кто мечтает о скором наступлении конца, но такого “делового сообщения” я сделать не могу, во-первых, потому, что роль доносчика считаю для себя неприличной и неприемлемой , и, во-вторых, потому, что недовольных в том или ином отношении слишком много .

http://pravoslavie.ru/148838.html

В это же время в Московской Руси наблюдается упадок богослужебной жизни. Так в Казани будущий патриарх митрополит Гермоген обращает внимание, что крещёные инородцы, живя по-прежнему с неверными совершенно забывают христианскую веру и держатся языческих обычаев. С другой стороны отпадают от православия и русские, живущие у язычников и немцев. Упадок богослужения наблюдается не только среди простых людей, но и среди священников. Так тиун патриарха Иова, которому было поручено выдавать знамёна священникам, нанимавшимся служить по церквам, докладывал патриарху, что " поповские старосты и десятские в избу не приходят и попов и дьяконов от бесчинства не унимают, безместные попы и дьяконы в поповскую избу не ходят и перед литургией правила не правят, а садятся у Флоровского моста и чинят великие бесчинства, заводят игры, бранятся и борются между собою и тут же нанимаются служить литургию; приезжие попы нанимаются служить и ему, тиуну, ставленых своих грамот не кажут, его не слушают, бранят и позорят " . В то же время политическое состояние русского государства осложнилось рядом неблагоприятных обстоятельств. После двух лет относительно спокойного царствования Бориса Годунова, им овладела сильная подозрительность. Начались доносы и шпионство. Мучимый подозрительностью, Годунов подкупал слуг боярских, поощрял доносчиков. По сказанию Авраамия Палицына " произошло действие страшное:- боярские слуги начали умышлять зло над своими господами; сговорившись между собой человек по пяти, по шести, - один из них шёл доносить, а других поставлял в свидетели. А доносчиков царь Борис жаловал поместьями и деньгами. И от таких доносов в царстве была большая смута; доносили друг на друга - жёны доносили на своих мужей, дети - на отцов; от такого ужаса мужья от жён таились, и в этих окаянных доносах много крови пролилось неповинной, многих казнили, иных по всем домам и разорили. Ни при одном государе таких бед никто не видел " . В числе многих пострадавших от подозрительности Годунова оказалась и вся семья Романовых - сыновья Никиты Романова, брата царицы Анастасии, жены Ивана Грозного.

http://ruskline.ru/analitika/2010/8/03/r...

1) Христиан не следует разыскивать или выслеживать. 2) Раскаяния и поклонения богам достаточно, чтобы оправдать человека. Плиний высказывал сомнения, следует ли наказывать верующего, несмотря на раскаяние, и говорил только о прощении тех, кто с готовностью отказался от веры еще до допросов. 3) Плинию не следовало рассматривать списки христиан, поданные анонимно. Эти условия, поставленные императором Траяном, дают представление о ранних официальных взглядах Рима на христианство. Хотя гонения явно были серьезными, и многие христиане умерли, не совершив никаких преступлений, интересно отметить, что, вопреки распространенному мнению, первый век не был периодом самых жестоких гонений на верующих. Ограничения, которые Траян ставит Плинию, указывают, по крайней мере, на то, что массового истребления христиан не было. Тем не менее, гонения были, и многие христиане умерли за веру. Император Адриан То, что христиан судили, подобно тому, как делалось во времена Плиния, подтверждается еще одним историческим упоминанием. Серений Гранниан, проконсул Асии, также писал императору Адриану (117–138 гг. н.э.), объясняя свои действия по отношению к верующим. Адриан ответил Минуцию Фундану, новому асийскому проконсулу, и выпустил указ против тех, кто ложно обвиняет христиан или обвиняет их без соблюдения надлежащей процедуры. В письме, сохранившемся в труде Евсевия – историка церкви, жившего в третьем-четвертом вв., – Адриан заявляет: «Мне кажется, что дело это нельзя оставить без рассмотрения; нельзя, чтобы люди жили, не зная покоя, и на доносчиков была возложена обязанность вредить и злодействовать. Если жители провинции могут подтвердить свое обвинение против христиан и отвечать перед судом, то пусть этим путем и действуют, но не требованиями и воплями. Весьма приличествует, в случае обвинения, произвести тебе расследование» 460 . Адриан объясняет, что если после расследования вина христиан будет доказана, их следует судить «в соответствии с преступлением». Но если верующие стали жертвами клеветы, за ложные обвинения следует наказывать доносчиков 461 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drevnie...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010