Интересы религии для него стояли на первом плане; ради них он не обратил внимания и на то, что угрожает ему в случае нарушения царского указа. По обычаю всех благочестивых достаточных иудеев, пророк имел в своем доме особую горницу, служившую ему постоянной молельней. По описанию археологов, подобные горницы устраивались с задней стороны дома, на одном из двух задних углов или над задним крыльцом; сюда обыкновенно удалялись для отдыха и уединения от шума и суеты городской жизни, – особенно же для молитвы 1393 . Окна такой горницы в доме пророка Даниила были обращены в сторону Иерусалима, и пророк, открывая их на время молитвы (как бы для живейшего воспоминания о разрушенном храме, – месте особенного присутствия Иеговы 1394 , трижды в день 1395 преклонял колена 1396 и изливал пред Богом горячую молитву, воспевая ему хвалебные гимны. Этого благочестивого обычая пророк не оставлял и теперь, несмотря на то, что, в случае доноса, ему грозила страшная казнь. Между тем, враги Даниила пристально подсматривали за ним, чтобы в удобное время застать его, так сказать, на месте преступления. Узнавши чрез своих шпионов, когда и где пророк совершает свою обычную молитву, они однажды целой толпой вошли к нему в молельню и застали благочестивого старца за молитвой и песнопениями. Тотчас отправились они к царю и сказали ему: «не ты ли подписал указ, чтобы всякого человека, который в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя, царь, бросать в львиный ров?» Царь отвечал: «это слово твердо, как закон мидян и персов, не допускающий изменения». Видя, что царь сам признает изданный им указ ненарушимым, сановники приступили к решительному обвинению царского любимца: «Даниил, который из, пленных сынов Иудеи, не обращает внимания ни на тебя, царь, ни на указ, тобою подписанный, но три раза в день молится своими молитвами» 1397 . Царь, услышав донос на своего любимца, не только не рассердился и не велел сейчас же казнит его (как, может быть, думали доносчики), но напротив – сильно опечалился и стал придумывать средство, как бы спасти обвиняемого старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Искаху (искали) на Иисуса свидетельства, т. е. показания, обвинения в каком-нибудь уголовном преступлении, чтобы можно было предать смерти (да убиют Его); но эти показания и обвинения не могли быть истинными, а были ложными: поэтому евангелист и называет указавших их не иначе, как лжесвидетелями (56 ст.). Искали, – только для того, чтобы по наружности дать законный вид судебному решению, так как смерть Иисуса Христа уже была решена врагами Его (ст. 1). И не обретаху (не находили). И могли ли найти что предосудительное в святейшем Иисусе? Более трех лет Синедрион следил за всеми делами Господа, подсылая хитрых людей, подстерегая каждое Его слово, и теперь – из всех этих усилий не вышло ничего. Вот невольное свидетельство о чистоте жизни и учения Господа нашего Иисуса Христа! Мк.14:56 . Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны. Равна свидетельства не бяху (свидетельства сии не были достаточны.) – для осуждения на смерть, каковы напр. нарушение субботнего покоя или несоблюдение преданий старцев и т. п. И против такого, каким был Господь, смели находиться обвинители?!.. И конечно не нашлись. Свидетельства сии не были достаточны, т. е. были пусты, несильны, и были видимо ложны и совершенно противоречили известному всем характеру Господа. Мк.14:57 . И некоторые вставши лжесвидельствовали против Него и говорили: Мк.14:58 . мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и чрез три дня воздвигну другой нерукотворенный. Мк.14:59 . Но и такое свидетельство их не было достаточно. Нецыи, по Евангелию св. Матфея, двое. Закон требовал двух свидетелей для осуждения обвиняемого ( Числ.35:30 ). Свидетели указывают на слова, которые Иисус Христос сказал при изгнании торгующих из храма в первый год вступления Своего в дело общественного служения спасению рода человеческого. В этих словах Иисус Христос предсказал о Своей смерти и тридневном воскресении после того, как враги Его, первосвященники и книжники, раздраженные изгнанием из храма торговцев, сказали Ему: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? ( Ин.2:16–19 ). Но доносчики с умыслом исказили слова Христовы, чтобы в них можно было найти посягательство на безопасность храма и религии. Храм рукотворенный, т. е. построенный Иудеями, нерукотворенный, – по представлению иудеев, неизвестно какой, всего вероятнее никакой. Но и в этом искаженном виде слова Христовы могли подать повод только к обвинению Его в самовосхвалении, соединенном с неуважением к св. храму, и более ничего, и потому отнюдь не могли служить основанием для смертного приговора и даже просто для судебного преследования. „Поистине, это были лжесвидетели! восклицает Блаж. Феофилакт. „Ибо Христос не говорил: могу разрушить, разрушу, но разрушьте; не сказал притом храм Божий, но храм сей, т. е. тело Мое; опять не говорил: создам, но воздвигну. Итак явно, что Иисусу Христу приписывали то, чего Он не говорил“.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

«Итак произошла о Нем распря в народе. Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук. Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его? Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек. Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились? Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он». (Иоанн 7, 43-49) Очередная попытка ареста Христа сорвалась. Времени оставалось все меньше и меньше. Трагическая развязка приближалась. Перед Пасхой Иисус воскресил Лазаря спустя четыре дня после погребения в пещере. Это чудо произвело большое волнение среди населения Иудеи. Власти в Иерусалиме собрали по этому поводу Совет (Синедрион) и приняли решение «избавиться от Иисуса, но они боялись народа» (Лука 22, 2). Ясно, что это решение носило конфиденциальный характеры страшились бунта, массовых беспорядков. На Совете выступил сам первосвященник Каиафа с поразительной аргументацией обоснования такого решения. Но откуда апостол Иоанн знал, что говорил первосвященник на тайном Совете, принявшем решение убить Христа и дословно привел слова Каиафы? Почему «с этого дня…Иисус уже не ходил открыто среди иудеев» (Иоанн 11, 53), удалившись со своими учениками в подполье, в деревню Ефраим. Кто сообщил Учителю о страшном намерении Совета, о том, что издано распоряжение доносчикам: «если кто прознает, где Иисус, то должен сообщить им» (членам Совета), «чтобы они могли арестовать его» (Иоанн 11. 57). То обстоятельство, что Иисус «с этого дня», как говорит апостол Иоанн, знал о ходе обсуждения его дела на Совете, свидетельствует о высокой степени осведомленности относительно тех мер, которые планировали провести первосвященник и его ближайшее окружение. Это значит, что в среде руководства, в самом тесном приближении к первосвященнику и его тестю, Анне, фактическому главе властей в Иерусалиме, находился источник информации, тотчас узнававший об их намерениях. Он, несомненно, был в курсе всех деталей оперативной разработки, вербовки агентуры, сообщений доносчиков и осведомителей, провокационных замыслов и оперативных комбинаций, маршрутах передвижения Учителя и его учеников. Возможно, именно он сообщил об измене Иуды Искариота и других предателях Христа, а их было немало.

http://pravmir.ru/sinedrion-i-kesar-prot...

Их письмо было написано «буквами Сирийскими и на Сирийском» (т. е. арамейском -  ) языке (1 Езд 4. 6-7); в тексте письма называются по имени еще 2 автора доноса - «Рехум советник и Шимшай писец» (1 Езд 4. 8). В доносе «рабы» царя Артаксеркса, «люди, живущие за рекою» (1 Езд 4. 11) (т. е. в персид. пров. Заречье (  ), включавшей Сирию и Палестину), сообщают царю о том, что восстанавливаемый иудеями Иерусалим - «мятежный и негодный город» и «что если этот город будет построен и стены восстановлены, то ни подати, ни налога, ни пошлины не будут давать» жители города (1 Езд 4. 12-13) (контекст этой фразы не до конца ясен, т. к. налоговая политика Персии той эпохи в отношении завоеванных территорий слабо исследована - Grabbe. 1998. P. 20). Доносчики советуют царю поискать «в памятной книге отцов» его, чтобы удостовериться, «что город сей - город мятежный и вредный для царей и областей» (1 Езд 4. 15). Предупреждение Артаксерксу оканчивается словами о том, «что если город сей будет достроен и стены его доделаны, то после этого не будет» у царя «владения за рекою» (1 Езд 4. 16). Пророки Аггей и Захария. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 201) Пророки Аггей и Захария. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 201) После получения этого письма Артаксеркс приказал исследовать «памятные книги», в к-рых было найдено, «что город этот издавна восставал против царей, и производились в нем мятежи и волнения» (1 Езд 4. 19). Царь приказал Рехуму и Шимшаю остановить строительные работы, что они и сделали при помощи войск. Идентификация группировки, враждебной иудеям (  , букв.- народ Иуды) и называющейся «народ земли» (  ), вызывает споры в науке. В раввинистической лит-ре встречалось мнение, что т. о. обозначены те иудеи, к-рые не слишком ревностно следовали букве закона в отношении ритуальной чистоты и т. п., однако совр. исследователи чаще склонны считать, что здесь имеются в виду представители др. народов, влияние к-рых на иудеев могло бы стать развращающим, будь они допущены к строительству храма ( Grabbe.

http://pravenc.ru/text/189575.html

Когда же дело дошло до самого участия в языческих религиозных обрядах, когда было приказано всем сановникам при звуках оркестра поклониться золотой статуе, – тогда, естественно, друзья пророка не могли изменить своей отечественной религии, не могли поклониться истукану, как богу, и принести жертвы идолам 1151 . Самого Даниила вместе с ними, кажется, не было. По роду своей службы пророк состоял в числе первых сановников государства и должен бы был непременно присутствовать на поле Деире, где был царь и все придворные и высшие чины; если бы даже он выехал из Вавилона по делам службы, то и тогда ко дню торжества был бы вызван в столицу обратно вместе с правителями различных провинций, съехавшихся с отдаленных концов громадной монархии. Скорее можно предположить, что пророк в то время был нездоров или находился в каких-либо таких исключительных обстоятельствах, что не мог явиться к всенародному торжеству. Во всяком случае, о нем не упоминается ни слова. И вот, во время блестящего празднества подходят к царю его приближенные и доносят на ослушников: «царь, во веки живи! ты, царь, дал повеление, чтобы каждый человек, который услышит звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всякого рода музыкальных орудий, пал и поклонился золотому истукану; а кто не падет и не поклонится, тот должен быть брошен в печь, раскаленную огнем. Есть мужи иудейские, которых ты поставил над делами страны вавилонской, Седрах, Мисах и Авденаго; эти мужи не повинуются повелению твоему, царь, богам твоим не служат и золотому истукану, который ты поставил, не поклоняются». Конечно, не ревность и не преданность царю, но скорее всего зависть к этим иудеям, которые из пленников сделались влиятельными чиновниками в Вавилоне 1152 , ненависть к ним и к их религии и желание во что бы то ни стало погубить этих людей 1153 , так как они за свой ум, за свою честность и ревностное исполнение своего долга могли получить первые места в государстве, – побудили доносчиков рассказать о них царю, который без того ничего и не знал бы 1154 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

«Кого ищете?» – «Иисуса Назорея». -, «Это Я " … «Тогда воины и тысяченальники и служители иудейские взяли Иисуса и связали Его» ( Ин. 18,4–15 ). Господь приведен на суд к первосвященнику ночью вопреки закону, а доносчик, мучимый совестью, скрылся и вскоре после того удавился. Опять затруднения: производить суд без свидетелей, предавших обвиняемого суду. Закон Божий гласит: «По словам двух или трех свидетелей должен умереть осужденный на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля. Рука свидетелей должна быть на нем прежде всех, чтобы убить его, а потом рука всего народа» ( Втор. 17, 6, 7 ). При сем оговаривалось: «Разыщи, исследуй и хорошо расспроси» ( Втор. 13, 14 ). Враги Христовы знали, что и теперь народ на Его стороне, и понимали, что им приходится брать на себя по этому ужасному делу большую ответственность, и потому нарушать требование закона они вдвойне боялись. Книга Деяний подтверждает нам, что первосвященники и фарисеи боялись, «чтобы их не побили камнями» ( Деян. 5, 26 ), и они пеняли ученикам Христовым: «Хотите навести на нас кровь Того Человека» (ст. 28). Однако личная месть, злоба и зависть, а еще более забота об излюбленном революционном плане, над которым они работали, брали верх. За неимением свидетелей они по закону должны были бы отпустить Иисуса Христа ( Лк. 22, 68 ), но были далеки от такого намерения и уже вопреки закону сами стали искать свидетелей, т. е. лжесвидетелей, о чем особенно ясно говорят евангелисты Матфей (26, 56–61) и Марк (14, 55–59). Иоанн упоминает и о том, что на первом допросе первосвященник Анна сам начал спрашивать Иисуса Христа об Учении Его и об учениках Его, и когда Господь напомнил ему, что обвинять Его должны другие, то воин ударил Его по лицу, хотя Спаситель указывал именно на требование библейского закона. Ср. незаконный допрос Христа у Пилата ( Ин. 18, 34 ) и апостола Павла в Синедрионе ( Деян. 23, 1–5 ). Остальные три евангелиста повествуют, что утомленные безуспешным опросом лжесвидетелей судьи Христовы, вопреки закону, сами стали требовать от Него, чтобы Он сказал, считает ли Он Себя Христом Сыном Божиим. Господь не отвечал, пока Каиафа не повторил вопроса с заклятием. Тогда Спаситель ответил, но прежде объяснил Свое молчание: «Если скажу вам, не поверите; если же спрошу вас, не будете Мне отвечать и не отпустите Меня» ( Лк. 22, 67–68 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Кто такие господа, кроме Господа, и боги, кроме Бога? Это любопытная вещь. В древности богами — с маленькой буквы, маленький бог — называли людей, в руках которых находится власть над жизнью простого человека: судьи, цари, князья. В псалмах неоднократно эти люди называются богами. Если эти люди боятся Господа, то стараются служить и не переступать границы дозволенного. А если Господа не боятся, то похожи на судью из притчи Господа Иисуса Христа, где Он говорит, что был некий судья в некоем городе, который Бога не боялся, людей не стыдился, ему всё было совершенно безразлично — никакого нравственного закона, ни стыда, ни совести. Вот это те самые «боги». Кстати, если уж говорить о судьях, то многие вещи в Евангелии и в слове Божием понимаются в категориях судебного процесса, например, дьявол — это обвинитель. Представьте себе, что вы будете стоять на суде, — представьте сегодня, потому что рано или поздно это будет, — Господь будет неподкупным Судьёй, а дьявол - обвинителем, он будет стоять между Богом и человеком и говорить: «Вот я знаю, что этот человек делал то-то и то-то, Ты не имеешь права его миловать, Ты не должен его прощать, он виноват в этом, виноват в том». Он будет лжесвидетелем, обвинителем, доносчиком, он будет клеветать Богу на человека и человеку на Бога. То же пишется в Откровении Иоанна Богослова, что сатана занимается двумя главными вещами: он клевещет Богу на людей и клевещет людям на Бога. Людям он говорит о Боге самые разные нелепости или гнусности, а Богу он тоже о людях дерзает говорить нечто: «Сколько Ты можешь миловать этих людишек, которых Ты любишь, которых Ты искупил, которые вообще о Тебе забыли?» Вот такое интересное выражение: «Бог богов». По-славянски: «Бог богов Господь возглагола, и призва землю от восток солнца до запад. От Сиона благолепие... его... приидет, Бог наш, и не премолчит...» 3 грядет Бог наш, и не в безмолвии (т.е. с шумом придёт Его пришествие, не в тишине. — о. Андрей) : пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря.

http://radonezh.ru/analytics/17-04-2015-...

Лишь крепкая вера не боится насмешек и не опасается провалов - она даже и не думает о насмешках и не сомневается в успехе. Таким образом, Господь мог исцелить больного только по вере принесших его. Но есть признаки того, что и сам больной имел веру. Прежде всего, разве находящийся хоть сколько-нибудь в сознании человек, не имея веры, позволил бы людям тащить себя вместе с постелью по улицам и, что еще важнее, разве позволил бы поднять себя на кровлю и сквозь нее спустить в дом? Но есть еще один скрытый знак веры расслабленного. Господь, обращаясь к нему, называет его словом чадо: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. Разве Христос назвал бы чадом неверующего? Разве нераскаянному можно было бы сказать: прощаются тебе грехи твои? При воскрешении сына вдовы из Наина Христос не называет его ни " чадо " , ни " сын " , но юноша. Ибо мертвый не верует и не может каяться. Здесь, однако, Он говорит болящему: чадо! И затем, не сказал ли Господь: если покается брат, прости ему (Лк.17:3-4)? Покаяние, таким образом, есть условие прощения. А покаяние невозможно без стыда и страха Божия и без веры в Бога. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Так подумали те, что не радуются благу, союзники и рабы зла. Они словно говорят: " Кто может прощать грехи, кроме одного Бога? " Эти люди с усохшими душами, считавшие себя величайшими мудрецами и жаждавшие свести Христа хотя бы до своего уровня, если не ниже, - безусловно, не в состоянии были вместить в свой плотской и помраченный ум мысль о том, что Бог мог явиться как Человек и что сие явление Бога в Человеке и произошло в лице Самого Господа нашего Иисуса Христа. Им дела нет ни до страданий расслабленного, ни, тем более, до его исцеления, они отслеживают всякое слово Христово, чтобы получить возможность унизить Христа, устранить со своего пути и из своей совести. " Мстя за свои страсти, они думали, что мстят за богохульство " (Зигабен). Ибо Он был для них слишком велик. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? Присутствующие книжники ничего не произнесли устами своими, но только помыслили в сердцах своих. Не сказано " в умах " , но в сердцах, и это означает, что сия мысль их была соединена с озлоблением и ненавистью. Ибо они прислушивались ко Христу не как верующие и не как объективные исследователи, но как доносчики и гонители. Если бы они были верующими, то радовались бы слову и делу Христову, как прочий народ, который, видев это, прославил Бога. А если бы они сумели стать объективными исследователями, то уверовали бы во Христа, как уверовал сотник под Крестом на Голгофе. Ибо он, объективно и незаинтересованно смотря на все бывшее и видя, каким страхом, землетрясением и ужасом вся природа отозвалась на смерть Христову, воскликнул: воистину Он был Сын Божий (Мф.27:54).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1132...

Мощи его были перенесены из Кипра в Царьград в IX веке, при Льве Мудром. Во время Своей земной жизни Христос сотворил чудо воскрешения из мертвых трижды. Сначала Он воскресил сына наинской вдовицы, которого уже несли хоронить. Второе чудо воскрешения было совершено Господом над двенадцатилетней дочерью Иаира. И наконец, третье – чудо воскрешения из мертвых Лазаря четверодневного. В тропаре (главном песнопении дня Лазаревой субботы) есть слова: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря». Это означает, что воскрешение Лазаря было сотворено ради уверения людей во всеобщем воскресении из мертвых ( объяснение православных молитв ). В Лазареву субботу на трапезе разрешается рыбная икра. ( Другие постные рецепты… ) Читайте также — Лазарева суббота: пробуждение души Свт. Лука Войно-Ясенецкий о Лазаревой субботе «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже…» Общее воскресение… уверяя… Что это значит? Это значит, что Христос воскресил Лазаря для того, чтобы уверить нас в возможности общего воскресения всех людей в день Страшного Суда, чтобы опровергнуть нечестивое мнение людей, утверждающих, будто воскресения мертвых быть не может, будто со смертью человека все кончается, и он погружается в вечную глубочайшую тьму. Св. апостол Павел говорил весьма важные слова о воскресении Господа Иисуса Христа: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 13-14). Вера наша тщетна – вера во Христа, вера в Бога тщетна, если не верить в воскресение, всеобщее воскресение, и прежде всего воскресение Христово. Скажите, разве не терзает сердца миллионов людей тяжкий вопрос: как, зачем, почему попускает Бог, чтобы грешные, нечестивые, угнетающие других, отнимающие имущество вдов и сирот, лжецы, лжесвидетели, доносчики, – чтобы они благоденствовали, как часто видим. Как допускает, чтобы люди благочестивые, люди тихие, люди добрые, люди бедные испытывали тяжкую нужду, подвергались гонениям сильных. Где, говорят, правда у Бога?

http://pravmir.ru/lazareva-subbota/

мученики. Дни св. первомучеников христианских Те из св. мучеников новозаветных, кои первые приняли мученический венец, называются первомучениками. Дни св. первомученика Стефана Его преставление 27 декабря (9 января) Св. Стефан был из 70 апостолов 1656 и принадлежал Церкви Иерусалимской. В числе 7 диаконов он избран был апостолами для попечения о содержании бедных, коим первенствующая Церковь доставляла от доходов своих пищу и одеяние, Стефан был первый между семью диаконами ( Деян.6–7 ) и оттого называется архидиаконом. Исполненный веры и благодатной силы, он творил великие чудеса и знамения в народе. Некоторые из неверующих иудеев вступили в спор со Стефаном, но не могли противостоять мудрости и Духу, с Которым он говорил, и посему сказали, будто они слышали, чго Стефан говорил хульные слова на Моисея (т. е. об уничтожении внешних обрядов закона Моисеева) и на Бога (т. е. о разрушении храма Иерусалимского) и возбудили против него народ. Старейшины и книжники схватили и привели архидиакона в синедрион, представили лжесвидетелей и снова оклеветали Стефана. Но он был невинен, и все, бывшие в синедрионе, видели в лице его лице ангельское. «Это была благодать, – говорит св. Златоуст, – Бог соделал его исполненным такой благодати, кажется мне, для того, чтобы в то время как Стефан намеревался говорить, самым видом его поразить их» 1657 . Первосвященник спрашивал Стефана: правду ли о нем говорят доносчики? Стефан в ответ произнес речь, которой показал, что он верует совершенно согласно с законом, данным через Моисея, и учением пророков, чтит Моисея, благоговеет к Богу и св. храму Его, и заключил, что иудеи жестоковыйные сердцем всегда противятся Духу Святому. От сих слов сердце у них раздиралось, и они скрежетали на него зубами. Стефан, исполненный Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса Христа одесную Бога, и сказал: «Вот я вижу отверстые небеса и Сына Человеческого одесную Бога». Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои и единодушно устремились на него.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010