466 Истор. сосуд. Росс. Карамзина. 1, прим. 285 (49). Et cum Rossi, – говорит также Байер, – omnia tribuunt Photio Patriarchae, ut baptizmum Olgae, ut alia, quae Photii aetati non conveniunt; sequitur, hanc eius magnam in ecclesia Ruthenica auctoritatem ab nullo alio stirpe repeti, quam quod primus eorum Episcopus Photianarum partium fuerit, non Ignatianarum. (Поскольку россы приписывают все заслуги патриарху Фотию – как крещение Ольги, так и прочее, что не соответствует времени его жизни, отсюда следует, что такой высокий его авторитет в Русской Церкви объясняется не какой другой причиной, как той, что первый епископ россов был прислан от Фотия, а не от Игнатия (лат.).) Comment. Acad. Petrop. Т. 6. Р. 338 (162). 468 Assemani. Kalend. eccles. univ. 2. P. 228 и 281; 4. Р. 10 (155). Histoire universelle de 1 " Eglise catholique par Rohrbacher. 12. P. 329. Paris, 1844 (253) и др. 469 Начерт. церк. истории Иннокентия. Отд. 2. С. 4. Москва, 1834 (44). Русск. истор. сборник. Т. 6. С. 319–320. Москва, 1843 (134). 470 Истор. росс. Татищева. Кн. 1. С. 35 и кн. 2. С. 366 (124). Что касается до так называемой Иоакимовой летописи, то, судя по первой половине сохранившегося отрывка, она дошла до нас в сборнике начала XVIII в., а судя по второй половине, составлена, вероятно, на основании какой-либо древнейшей новгородской летописи, для нас потерянной, и сообщает известия о начале христианства в России довольно вероятные как по ходу событий, о которых повествует, так и по тому, что некоторые из этих известий оправдываются другими древними свидетельствами. Но чтобы она была написана первым новгородским епископом Иоакимом Корсунянином или чтобы она сохранилась до нас без изменений, доказать невозможно, и считать сказания ее более, нежели только вероятными, было бы несправедливо (См.: Лавровск. Исслед. о летоп. Иоакимовой в Учен. записк. II Отд. Академии наук. Кн. 2. Вып. 1. С. 77–160 (61)). 473 Именно Кедрин и Зонара называют этого иерарха вообще архиереем, а Глика прямо епископом. См. выше примеч. 432.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Fragm. 1b). В сочинениях греческих драматургов (гл. обр. Софокла и Еврипида) λθεια часто выступает как некая неподвластная человеку данность, как нечто, что не может быть скрыто: так, в трагедии «Царь Эдип» прорицатель Тиресий говорит о «силе истины» (τς ληθεας σθνος), способной сохранить его от кары, которой угрожает ему за возвещение правды Эдип ( Sophocl. Oedip. tyr. 366-369; ср. также: Eur. Iphig. Taur. 1024-1027). Еще с большей силой подобные коннотации выражены во фрагментах из сочинений комедиографа Менандра: «...невозможно скрыть истину» ( Menander. Fragm. 823//Comicorum atticorum fragmenta/Ed. Th. Kock. Lipsiae, 1888. Vol. 3. P. 222); по его словам, если люди намеренно скрывают И., она неизбежно проявится «из самих вещей» ( Idem. Fragm. 925//Ibid. P. 240-241). Т. о., И. выступает здесь как нечто ясное и очевидное, противостоящее любого рода утаиванию и сокрытию (др. примеры употребления λθεια в нефилософской литературе см.: Heitsch. 1962. S. 27-29). Важное смысловое положение слово λθεια занимает в гимнах Пиндара и Вакхилида, где оно используется в довольно широком спектре значений. Пиндар высшей формой И. считал существующую самостоятельно и не зависящую в своем существовании от человеческого восприятия божественную И., к-рая у него в отличие от Гомера уже не может быть понята только как истинность восприятия фактов или как И. высказываний, но становится И. бытия, т. е. особого рода открытостью, к которой может стать причастным поэт (см.: Komornicka. 1972. P. 236-237). В 10-й Олимпийской песни Пиндар гипостазирует божественную И., называя ее «дочерью Зевса» и сравнивая с поэтической Музой: «Ты, Муза,/И ты, Истина, Зевсова дочь (θυγτηρ Αλθεια Δις),/Прямой рукою/Отведите от меня укор/Во лжи... (νιπν ψευδων)» ( Pindar. Olymp. 10. 3-6). Гипостазированная И. здесь становится объектом молитвенного обращения к ней поэта, к-рый ждет от нее поддержки для выполнения своей поэтической задачи. Прежде всего божественная И. должна ограждать поэта от вольного или невольного произнесения к.-л.

http://pravenc.ru/text/675021.html

359 Нынешнего успенского – или праздничного – колокола, весящего 4 тыс. пуд., тогда еще не было. Он отлит, мастером Сливовым, в 1760 г., а в настоящий вес перелит не ранее 1819 года. См. Москва или исторический путеводитель по знаменитой столице государства российского. Москва. 1827 г. II, с. 44. 361 Родной племянник лейб-медика, «королевской прусской надворной фискал и при верховных судах, также и при кенигсбергских магистратах, адвокат» Иоганн-Лудвиг Лесток, тоже усердствовал сочинением и присылкой немецких «Стихов» по случаю коронования императрицы всероссийской. Стихи адвоката тогда не были переложены в русскую прозу и напечатаны в Ведомостях. Вот, для образчика, 1-я строфа: «Промысл спал; статское искусство дремало; всероссийской империум был театр, на котором дикая злость, ярость и свирепство свое излияла; в гордости пышное мечтание помутило и великих мужей ум, и ревность оных преодолело». Эта диатриба – изображение России при Анне Леопольдовне. См. Прим. к «С.-Петербургским Ведомостям» 1742 г. часть 49. 365 Hermann, V, с. 10. О посещении Лестока императрицей именно в этот вечер, см. «С.-Петер. Вед.» 1742 г. 44. 366 Ген. Бускет подписал капитуляцию о сдаче армии своей, всего до 11 т. чел., с артиллерией и лошадьми, 24 авг. 1742 г., в Лиле Гоплаксе. Финляндские полки, всего 10, остались; шведские, всего 4, отправлены на родину «с нашими пашпортами». См. Прим. к «С.-Петерб. Вед.» 1742 г. 82 и др. 368 Этот капитан Лесток был родной племянник лейб-медика, назывался Христиан-Вернер-Теодор и, впоследствии, служил в России полковником. Впрочем, политик-фельдмаршал не ограничился угождением одному лейб-медику: с трофеями, набранными в разных случаях, прислан в Москву Бестужев, генерал-адъютант Ласси, родственный вице-канцлеру. 372 Обнаружившись в Петербурге, на святой неделе 1743 г. это покушение имело поводом ссору двух солдат на улице, которых хотел развести офицер из немцев. Так как этот офицер оттолкнул буянившего гвардейца, то последний крикнул к себе других – и все бросились за немцем в дом, ворвались в комнаты, взбежали на чердак, где чуть не заколотили до смерти Лассиева адъютанта Сотрона и капитана Брауна. Зачинщики были строго наказаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

12 Манускрипт Питу у Фабера описывается так: unicum, neque illud pervetus exemplar., in charta, manu gallica.. quod praeterea etiam librorum Cassiani de Incarnatione Christi epitomen eadem manu scriptam contineret, illam fortasse, quam Eucherium Lugdunensem episcopum confecisse testis est Gennadius. Migne. 10, 914 c. 14 II-й fr. заключает в себе 1) окружное послание Сардикийского собора; 2) его же послание к папе Юлию; 3) покаянные письма Валента и Урзакия к Юлию и Афанасию; и 4) никейский символ; IV fr,: послание папы Либерия к восточным епископам об отлучении Афанасия (Studens paci); XII fr.: послание Либерия к итальянским епископам (363 г.) и послание итальянских епископов к иллирийским епископам (363 или 364 г); XIV fr.: послание Валента, Урзакия и др. к Герминию (366 г.). XV fr. Ответ Герминия к Руфиниану, Палладию и пр. (367 г.); VI fr.: Послание Либерия к западным изгнанникам на восток (355 г.); его же послание Цецилиану, еп. Сполетинскому (354); его же послание к восточным епископам об отлучении Афанасия, и своем присоединении к Сирмийской формуле (357 г.); его же послание к Валенту и Урзакию о ходатайстве перед императором о возвращении в Рим, и его же послание к Викентию из ссылки (358); X fr.. послание восточных епископов (омиусиан) к ариминским делегатам в Константинополь (359 г.). 15 XI fr.: заключает в себе 1) послание отцов Парижского собора к восточным епископам-омиусианам (380 г.) и 2) послание Евсевия Верчельского к Григорию Испанскому (Иллиберийскому); ХШ fr,: послание еп. Герминия adversus arianos, (quid jam subscripserant in concilio ariminensi, scientes, quod male fecerunt (365); III fr.: соборное определение восточных епископов в Сардикии (Филиппополь) к африканским епископам (343 г.); VIII fr.: 1-е послание ариминского собора к Констанцию, – (в связи с кратким историческим замечанием о твердости ариминских епископов, решившихся не поддаваться на унию, предложенною Урзакием и Валентом); IX fr.; 2-е послание ариминских отцов с изъявлением их согласия – исключить термины; οσα и δμυοσιος, V fr.: послание папы Либерия к Констанцию, датируемое 354 г., – с просьбой о созвании собора по делу Афанасия; VII fr.: послание имп. Констанция к ариминским отцам от 27-го мая 359 г., и постановление ариминского собора твердо держаться никейской веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavi...

Одна из христианских эпитафий, найденных в итал. г. Таркуиния, гласит: «Евтихий исповедник положен в VIII календы сентября в мире Христовом» ( Rossi. 1874. P. 101-112). По мнению Дж. Б. Де Росси, упоминаемый в этой надписи Евтихий был одним из тех христиан, которые пережили гонения и после пыток и тюремного заключения были освобождены и дожили до мирного времени. Учитывая массовость гонений в III в., а также свидетельства церковных писателей о наличии большого числа И. в эту эпоху, можно было бы ожидать обилия сохранившихся эпиграфических свидетельств об И. Однако данные археологии очень скудны в этом отношении: помимо эпитафий из Таркуинии сохранилась лишь одна надпись на миланском саркофаге, приблизительно датирующемся кон. III в. (начало утрачено): «…и увенчаны Господом блаженные исповедники, следующие за мучениками, Аврелий Диоген, исповедник, и Валерия Фелициссима, живые в Боге, сделали себе. Если кто-нибудь после нашей смерти положит [сюда] какое-либо другое тело, тот не избежит гнева Бога и Господа нашего» ( Idem. 1864. P. 30; CIL. T. 5. N 6186). Из содержания этой надписи следует, что саркофаг, на к-ром она была сделана, исп. Диоген еще при жизни приготовил для себя и для некой Валерии (возможно, жены). Утраченное начало надписи, вероятно, упоминало о других, уже скончавшихся, И. или мучениках, которые «увенчаны Господом» и с которыми Диоген, видимо, был знаком (А. Леклерк приводит реконструкцию начала надписи: «Здесь, возле святых… которые умерли (в темнице?), блаженные исповедники…» - Leclercq. 1914. Col. 2512). Присутствующее в этом тексте различение терминов confessor и martyr в др. памятниках не всегда является строгим, иногда название «исповедники» дается мученикам. Одна из римских метрических надписей, датирующаяся понтификатом Дамаса I , еп. Римского (366-384), обнаруженная в крипте пап в катакомбах Каллиста, упоминает о греч. мучениках: «Здесь [покоятся] св. исповедники, которых прислала Греция» ( Ferrua. 1942. P. 19. N 12). По утвердившемуся в науке мнению Де Росси, термин confessores употреблен лишь для того, чтобы соблюсти правильный метр, и на самом деле указывает на мучеников ( Rossi. 1864. P. 108).

http://pravenc.ru/text/675007.html

366 Первое свидетальство об этом Никиты Ираклийского XI–XII в. А. Павлов , Сборник неизданных пам. визант. церк. права, СПБ. 1898 г., 22. Ср. Номоканон при Б. Требн., 331–832. Проф. Алмазов едва ли справедливо относит к XIII в. появление предварительной исповеди пред хиротонией, как общего обычая. Но названный ученый справедливо рассуждает о несоответствии такой исповеди ни формальным требованиям от нея ни внутреннему ее существу: исповедь здесь является способом негласного дознания о нравственных качествах лица, поставляемого в клир, и тайна ее отчасти нарушается. Тайная исп., II, 419–420. 367 Р. И. Б. VI, 91. Эти семь послухов, по-видимому, явились из обычного права. В др.-русском Поучении о благоустройстве семейной жизни с именем Василия Вел. дается совет распоряжаться наследством «пред седмию послухи». Пр. Соб. 1858, III, 511. 368 «А приездили бы к тебе, пишет он Тверскому еп. Илию в 1422 году, те ставленники из тех двух властей (Тверской и Новгородской епархий) кто же с своим отцем духовным, который отец того своего сына духовного, от юности его ведает его житие и чистоту телесную и вся его содеянная от большие вещи и до меньшие; а от шести бы свидетелей от священников от таких же, кто ведает того житие и достоинство к великому Божию священству, взяв грамоту с их подписми и с их печатми, да приносил к тебе, кто ся поручить по том ставленицы и во всем иметь, что он всячски духовне и телесне достоин есть на поставление того великого священства. Занеже должно было всем тем седми священником приехав испоручатися о того достоинстве; но за нужю нынешнего ради времени и за удаление того места и христианьскых ради душ, тако есмь поучинил, чтобы тот отец духовный которогождо ставленика един приездил, взяв грамоту с подписми их и с печатьми». 370 Стоглав, гл. 89. Семь свидетелей в Стоглаве не названы священниками, но это очевидно из дела игумена Артемия, современника Стоглавого собора (см. ниже). 372 «Да вы ж, соборные священники, присылаете к нам ставленниковъ с своими грамотами за соборною печатью: дьяконов во священньство съвершати, а дьяков в дьяконы ставити и градцких, и ис пригородов псковских, и из всего псковского уезда.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

], распорядок, такую силу права приобрел в понятии лам, что действия его доныне ощущаются…» (стр. 254). Нил приводит такие цифры: в 1822 году в Восточной Сибири насчитывалось 2532 ламы (монаха) и 19 кумирен (капищ), в 1842 году стало 5545 лам и 34 кумирни (стр. 256). 364 «все преодолевший и все отвергший» бог Фо — прозвище Будды, преодолевшего все соблазны и искушения мира, отвергшего все его ложные обольщения и мнимые радости и силы. 365 Далай-лама — высшее духовное лицо в ламаизме, почитается живым, вечно возрождающимся (хубилганом) божеством на земле. 366 …поворачивает на спиритскую. — В 70-е годы XIX века в придворных и административных кругах Петербурга наблюдалось усиленное увлечение спиритизмом — шарлатанским производством «чудес», «вызовом духов», «столоверчением» и т. д. Медиумы, производящие эти фокусы, сменяли один другого. С разоблачением медиумических чудес выступали Л. Н. Толстой (пьеса «Плоды просвещения»), Д. И. Менделеев и др. 367 против… рожна прать. Рожон — острый кол, укрепленный в наклонном положении. Лезть на рожон — предпринимать действия, обреченные на неудачу и сулящие неприятности. 368 « О прока» — офранцуженное русское слово напрокат. 369 Епитимья (греч.) — покаяние, церковное наказание. На гражданскую и духовную службу в Сибирь часто посылались лица, неугодные в глазах начальства, совершившие какой-либо проступок. 370 Мережи — сети. 371 «Что ми хощете дати, да аз вам предам?» — слова Иуды Искариота — предателя Христа, с которыми он обратился к первосвященникам иудейским (евангелие от Матфея, гл. XXVI, 15). 372 Повесть о пятистах путешественниках заимствована Лесковым из статей И. П. Минаева «Несколько рассказов из перерождений Будды» (Журнал Министерства Народного просвещения, 1871, «Индийские сказки» (там же, 1871, 4, 5; 1874, 373 Шигемуни — Шакья Муни (более употребительно Сакья Муни) — имя Будды в его земном воплощении в царевиче Гуатаме. В переводе с санскритского означает: царственный богомыслитель (монах). 374 Сумбер (правильнее — Сумер) в буддийской космологии — высочайшая гора, населенная небесными гениями, благожелательными людям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

1965; Brendel. 1944. P. 12-14). С этой т. зр. М. может рассматриваться как развитие зороастрийской идеи «славы» как проявления Бога, отличительными признаками Которого были свет, огонь и солнечные лучи. В соответствии с др. гипотезой М. произошла от триумфальных образов (Sol Invictus) или imago clipeata, медальона (щита) с бюстом античного героя, или императора, несомого крылатыми Никами. Эта иконографическая схема широко использовалась в декорации христианских саркофагов ( Elderkin. 1938; Grabar. 1968; Mizio ek. 1990); была адаптирована христ. художниками для сцены «Вознесение Господне». Третья версия возводит появление М. к традиции передавать Божественную силу в виде десницы Господней в облаках, к-рая со временем была заменена на М. Кроме того, в совр. искусствознании и исследованиях широкого культурологического характера предлагается целый спектр дискуссионных гипотез об источниках форм М. ( Hagstrom. 1998; Pearson. 2002; Todorova. The migrating symbol. 2011). Раннехристианская и восточнохристианская традиции Самые ранние изображения М. в христ. искусстве относятся к IV-V вв., напр., в рим. катакомбах Домитиллы (мозаика «Христос между апостолами Петром и Павлом», 366-384), в базилике Санта-Мария-Маджоре в Риме (мозаики в нефе: «Гостеприимство Авраама» и «Моисей, побиваемый камнями», на триумфальной арке: «Этимасия», 432-440), в ц. Осиос Давид в Фессалонике (мозаика в центральной апсиде, 2-я пол. V в.), в баптистерии в Альбенге (на своде, кон. V в.), на панели деревянных дверей базилики Санта-Сабина в Риме («Второе Пришествие Христа», 432-440). В раннехрист. и ранневизант. время М. имеет преимущественно круглую форму (катакомбы Домитиллы; ц. Осиос Давид; баптистерий в Альбенге; Санта-Сабина), однако встречается также М. овальная (Санта-Мария-Маджоре, мозаики нефа) и миндалевидная (ампулы Монцы 14, 16, VI в., Палестина; сокровищница Дуомо, Монца; мозаика «Богоматерь на престоле с ангелами» в апсиде ц. Панагии Канакарии на Кипре, 30-е гг. VI в.). Преобладает небесный (голубой, синий) цвет М., известна также радужная М.

http://pravenc.ru/text/2561826.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В своем эстетизме он является как бы этическим уродом, но это уродство делает его необыкновенно свободным и смелым во всех суждениях и оценках. Вся культурно-историческая вражда Леонтьева к Европе, его мизоевропеизм 362 , опирается на мотивы эстетические: это объяснение в нелюбви по адресу прозаической дурнушки, скверно и безвкусно к тому же одетой, со стороны пламенного любовника былой красоты 363 , ревниво оплакивающего «растерзавшую свою благородную исполинскую грудь» Европу (V, 239). От этой всеевропейской пошлости, которая проникает и в Россию, Леонтьев первоначально спасается на Востоке, и это его эстетическое бегство предвосхищает будущих европейских экзотиков – Пьера Лоти 364 , Гогена 365 и др. Леонтьев влюбляется в эту восточную экзотику, в эту красочность, примитивность, чувственную негу 366 . И эта способность влюбляться в красочность, из чего бы ни состояли эти цветовые пятна, оставалась у него всегда 367 . II Из того же эстетизма Леонтьева вытекла его теория прогресса в реакции, для спасения красочной сложности жизни и гармонии страданий. «Пора учиться, как делать реакцию» (VII, 211), – пламенно и сурово призывает Леонтьев. Замечательно, что пред его проницательным умом ни разу не стал вопрос: да эстетична ли реакция? Можно ли красиво делать реакцию? Но ведь зато он и оставался только мечтателем реакции, словесным ее Наполеоном! Его реакционность есть лишь немотствующий жест эстетической брезгливости, его тяжбы с культурой. Но в мечтаниях своих он, не колеблясь, приносил в жертву демону красоты – человеческие слезы 368 . Однако как бы ни была бесспорна истина о спасительности страдания, но человек не имеет права, не смеет желать его своему ближнему, притязая быть для него Провидением, и тем более по мотивам эстетическим. И здесь, конечно, Леонтьев имеет против себя и православие с его молитвою: «О, еже избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды». Для своей теории реакционного процесса Леонтьев подыскивает quasi-hayчhoe обоснование в излюбленном своем учении об историческом развитии: исторические народы, обладая определенной продолжительностью жизни (около 1000 лет), проходят состояние первоначальной простоты, цветущей сложности и вторичного, или упростительного, смешения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010