Смутное время. Подмосковье. Войско Самозванца. Художник: С.В. Иванов, 1908 г. Действительно, в период Смуты восприятие народом духовного значения Троицкого монастыря особенно обострилось. Борьба у его ограды рассматривалась как реальное и метафизическое столкновение добра и зла. Возможное падение обители, вероятно, должно было быть понято людьми как исход Божественной благодати из Русской земли, — итог того, что и молитвы преподобного Сергия оказались бессильными, и вековечное попечение Богоматери прекратилось, и Сам Господь, соответственно, явил безучастие к бедам России. Поэтому, несомненно, религиозный смысл защиты обители в сознании её участников и многих сочуствующих должен был совпадать с их конфессиональными и патриотическими интересами. Продемонстрировать это тождество как раз и стремился Авраамий Палицын в своём сочинении. Подтверждением того, что Господь по-прежнему заботится о монастыре и всей России, являются в «Сказании» рассказы о чудесах вмешательства воли Божией в ход борьбы за обитель. В них автор стремился в деталях показать своим читателям, как небесная помощь ниспосылалась защитникам обители в самых трудных для них обстоятельствах. Явление таковой открывалось в видениях. Причём видений удостоивались и защитники монастыря, и осаждавшие. Первым в видениях подавалось поддержка, вторым — устрашение. данном случае термин условный, поскольку в соответствующих эпизодах главное внимание рассказчика обращено не к визионеру и его состоянию, а к личности, таинственно представшей перед ним, явившейся ему во сне или наяву. Так что вернее было бы пользоваться здесь термином «явление». В качестве главного действующего лица в подобных визионерских эпизодах «Сказания о Троицкой осаде» обычно выступает преподобный Сергий Радонежский, реже его ученик преподобный Никон, святитель Серапион Новгородский и др. В пределах текста произведения — от введения, в котором Авраамий сообщает о своих литературных задачах, до заключения в виде «благодарственного»  слова  «о всех чудотворениях» , — великий основатель обители как таинственный соучастник боевых действий предстаёт трижды является пономарю дважды — архимандриту а также (сначала явно, потом сновидно) войску казаков-изменников и казачьим атаманам одновременно; наконец по одному разу — гетману Сапеге с польско-литовскими братии двум галицким казакам из стана монастырскому оборонному и некоему больному насельнику главы:  « О явлении чюдотворца Сергиа и о приступе и о запалении пивного двора », «О явлении Сергиа чюдотворца архимариту Иасафу», «О Иване Рязанце», «О стрельбах по граду ноября в 8 день», «О умножении во граде беззакониа и неправды», «О утешении чюдотворца явлением Илинарху», «О явлении чюдотворца Сергиа», «О том же свидетельство» ).

http://pravmir.ru/kak-prepodobnyiy-sergi...

л. 252. Послесловие: Помощью Святыя Троици съписася книга сиа, ей же именование Лествица, на имя священноиноку Матфею, рукою грубаго и худаго, страннаго, последнего в иноцех, смереннаго многыми грехы Варлама. Слава съвршителю Богу и пречистей Его Матери в векы, аминь. Ты же, взлюбленный о Св. Дусе, о священие Матфее, Христа ради не створи мя забвена, егда предстоиши пред престолом славы, и ту да помянеши мя в священных ти молитвах, а не створи мя забвена грубости ради писаниа. В лето 6920 (1412) написася бо божественаа Лествица мес. октовриа в 14 день, на память св. мученик: Назариа, Геврасиа, Протасиа, Келесиа, в обители препод. игумена Сергиа. В тоже лето и священа бысть церкви в той же обители мес. семитямвриа в 25 день. О ленивый Варламе, готовися к ранам, близ есть конец. 157. (1684). Иоанна Лествичника Лествица, полууст., напис. 1412 года, в осьмую долю, 422 листа. Порядок и заглавия статей те же, что и в предыд. 156 л. 1–223. На обор. л. 18 изображение 30 степеней Лествицы. В начале и конце ркп. приложены мелкие отрывки: л. 1–2. Наказание В. Макария иноком и Наказание В. Илариона. л. 411–422. О осьмих помыслех св. Нила. Избранные главизны от сотниц св. Максима. Св. Лариона. Св. Исаака. л. 409. Летопись киноварью: О Владыко Христе слава Тебе. Всякому бо еси делу зачало и конец. В лето 6920 (1412) написася божественая Лествица. 158. (1683). Иоанна Лествичника Лествица, полууст., нач. XV века, в четверть, 301 лист, заставки и первые строки заглавий покрыты золотом. Список сей сходен с 168, за исключением приложенных на л. 1-м статей: Слово вкратце прозрениа св. Лествица и Предисловия св. Лествиця. л. 298 об. Слово к Пастырю оканчиваетея заключением: Достигохом добре честные и святые книгы, ей же именование Лествиця, написати. Прости господне, где ми ся с небрежением написало, понеже съвршена конца не написах еже похвалити начальника, о Нем же начах писати книгу сию, Бога. На лицевой порожней странице л. 2 полууст. XVI века: Старца Сергиа, по числу 14. 159. (1685). Иоанна Лествичника Лествица, полууст., напис. 1526 года, в осьмую долю, 385 листов.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

л. 2 и 3. Предисловие: Божиею благодатию и преч. Богородица помощию написах сиа каноны на праздники Христовы и на праздники пресв. Богородица, в них же суть написаны неизреченнаго Божия смотрениа тайны и похвалы и того пренепорочныя Матере, в лето 7124 (1616), при државе благовернаго и христолюбиваго Царя и В. Князя Михаила Феодоровича всея Руси, в царьстей обители Пресвятыя и Живоначальныя Троица и препод. отець Сергиа и Никона, при настоятельстве тояже обители господина отца нашего архимарита Дионисиа, его повелениемь и замышлениемь, и при келаре старце Аврамии Палицыне. Писах же с разных списков, тщася обрести правая; и обретох в спискех онех многа ненсправлена. Поведаю же и се, откуду изысках многиа списки. Бе бо в велицей обители сей инок, именем Антоний, православен, божественая писания чтый и мыслене потяся к разумению сих и попремногу тщателен к сих исправлению, ему же поручена служба многостяжательная божественых книг Пресвятыя Живоначальныя Троица и препод. отец Сергиа и Никона книгохранительница. Аз же грешный к нему прихождах часто и молях его, да подает ми разных списков на преписание. Тойже богомудрый инок, любяй истинное и Богу угодное и души полезное, не явися ослушлив ни вмале, но и предваряше словесе моего, и хождаше в многобогатую божественных писаний книгохранительницу: овы убо мне книги многи в келью дая на исправление, овы же тамо многи, елико обретохом, люботрудне купно с ним смотряхом, да обрящем правое и Богу угодное. UI елика возможна моему худому разуму, сия исправлях; а яже невозможна, сиа оставлях, да имущии разум болше нас, тии исправять неисправленая и недостаточная наполнят. Аз же что написах, и аще кая обрящются в тех несогласна разуму истины, и аз о сих прощениа прошю. А кто имать сиа преписовати или пети, да не преписует тако, ни да поет, но истинное да пишет и воспевает, еже есть угодно Богу и полезно души, понеже и аз тако хощу. И не токмо еже зде писах, но и инде что писах и глаголах, и аще что обрящется в тех не угодно Богу и не полезно души ради моето неразумиа и невеждьства, – и о сих молю, да не творит кто тако, но лучшее да творит, еже есть благоугодно Богу и полезно души. И аз о семь радуюся, и тако благодатию Божиею прилагаю сиа, отьемля вину ищущим вину на вред души. Поющих же сиа каноны и послушающих поемаго молю, да Господа ради помолятся о мне, да и аз помилован буду от Бога, понеже не мало потрудихся в сих аз многогрешный инок Арсеней, хотя милость приати от Господа нашего Ис. Христа, емуже всяка слава честь и покланяние с Отцемь и со Св. Духомь во веки, аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

л. 2. Служба св. Серапиону в день его преставления, 16 марта 1516 года и в день обретения мощей 7 апреля 1559 года. л. 15. Житие иже во святых отца нашего Серапиона архиепископа Великаго Новаграда и Пскова. То же, что в пред. 636. (Листы 33 и 43 порожние). л. 34. Служба, июля 14, св. Стефану махрищскому. л. 44. Житие и подвизи препод. отца нашего Стефана иже на Махрищи. Нач. Понеже убо преблагий наш Владыка Бог и Господь Иисус Христос всегда нам устрояя благая и полезная и о нашем спасении промышляя. Составлено (л. 68), по воле митроп. Макария, иеромонахом Иоасафом, игуменом Данилова монастыря. Чудес 12. л. 1 об. Послесловие (окружено рамкою): В лето от создания мира 7185, от Рождества же Господа нашего Иисуса Христа 1677, индикта 15, мес. декемврия написася сия книга Жития иже во святых отца нашего Серапиона архиеп. новогородскаго и препод. отца нашего Стефана иже на Махрищи в дому пресвятыя к Живоначалныя Троиды и препод. и богон. отец наших Сергия и Никона радонежских чюдотворцев убогим архимандритом Викентием. 638. (1399.) Вечерня в неделю Пятидесятницы, устав. крупный, четкий, исх. XVII века, в четверть, 38 листов, заставка с золотом из перевитых кругов. Заглавие золотыми словами: Последование св. Пятидесятниця, свршаемо в неделю Святаго Духа. 639. (1400.) Служба о победе под Полтавою, устав., XVIII века, в четверть, 45 листов. Заглавие: Служба благодарственная Богу в Троице Святой славимому о великой Богом дарованной победе над Свейским Королем Королом (Карлом) XII и воинством его, содеянной под Полтавою в лето 1709 мес. июниа в 27 день. По листам внизу: Сия книга, глаголемая служба плотавьская, Троицкой Сергиевой лавры Собору трапезеннаго церкви чудотворца Сергиа, приложил сию книгу тоя же лавры соборной ризничей иеромонах Филарет Архангелский († 1764), а писал сию книгу церкви Воскресения Христова диаконов сын Афанасей Ивановь Просфирнин. 640. (154.) Сборник богослужебный, полууст., XV века, в четверть, 145 листов, ветхие с наклейками. л. 1. Мес. сентевря 25, память препод. и богон. отца нашего Сергиа. Служба, а потом житие, положенное в Прологе.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

л. 412. Мес. сентевриа 25, память, препод. отца нашего Сергиа. Нач. Сьй преподобный и богоносный отец наш, Сергие роднея в граде Ростове. л. 415. Житие св. Никона, ученика бывшего блаж. Сергиа, сведено вкратце. Нач. Сей блаженый и богоносный отец Никон, рождение имеше град Юрьев зовом. Творение Пахомия Логофеста, см. Оп. рукоп. Царск. 112 л. 142. И предыдущее краткое житие д. б. его же. л. 421 об. Служба преподобному единому, – от находяшейся в общей Минеи 564 л. 83 отлична; помещена здесь вероятно для празднования памяти препод. Никона. л. 423. Служба, июля 24, свв. муч. Борису и Глебу. Последние две паремии те же, какие читаются и ныне, а первая под заглавием: От бытия (4, 8–15) чтение, начин. Рече Каин к Авелу брату своему: пойдеве убо на поле; и бысть повнегда быти има на поли, вьста Каин на Авела брата своего, и уби его. Настоящие чтения вместо указанных под 4 положены Пахомием Логофетом, которому ркп. принадлежала; и самая служба, вероятно, составлена им же. См. 646 л. 357. Несообразности прежних паремий с другими, взятыми из свящ. Писания, не могли не заметить и Архипастыри наши, но оставляли без перемены, конечно, с целью – сильнее подействовать тем на враждовавших тогда Князей. 117. (1590.) Апостол толковый, полууст., нач. XV века, в четверть, 158 листов, начальные 14 утрачены, некоторые переписаны в XVI в., нижний угол поврежден гнилью. Толкование на одну книгу Деяний св. Апостол. 118. (81.) Апостол толковый, полууст., XVI века, в лист, 599 листов, заглавная заставка с красками. Заглавие: Деяниа св. Апостол, списана апостолом и евангелистом Лукою. Толкование Иоанна Златоустаг о и иных святых толкованиа. Толкование начин. после 1-го стиха. См. 116. По окончании толкования на кн. Деяний приложено показание о времени кончины ап. Павла, потом о времени написания сей книги, наконец, о переводе последней половины сего толкования, в таком виде: При Нероне кесари римском мучен бысть св. ап. Павел, мечем главе его отсечене в 36 лето страсти Спаса нашего Ис. Христа в 29 июня; свершися св.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Из русских и славянских Святых встречаются жития: л. 13 об. Сент. 5. Убиение Глеба князя русьскаго. л. 551. Февр. 14. Память препод. отца нашего Кирила философа, учителя словенскаго. л. 40 об. Сент. 16. Св. мученице Людмилы, бабы св. Вячеслава. л. 68 об. – 28. Страсть св. Вечеслава, князя чешьскаго. 727. (1726.) Пролог, сентябрьская половина, полууст., напис. 1632 года старцем Германом Тулуповым, в лист, 786 листов. Заглавие: Пролог с Богом починаем. Благослови отче. Книга, заключающая собрание, кратких повестей о Святых, у Греков называется Синаксарь (Συναξρεον), а слово Пролог (Πρλογοι) значит Предисловие, которое тут и следует: Мнози философиею велми восиявше и яко тщанием множайшем положиша на всяк день поминаемых Святых, отечество и житие и конец, каковый имея кождо, и проч. Первые четыре месяца, с римскими названиями, имеют и славянские. См. 725. Из русских Святых и праздников упомянуты здесь те же, что под 725, за исключением сказания о убиении Михаила кн. черниговского и след. прибавления: л. 85. Сентяб. 25. Память препод. отца нашего Сергиа. л. 268 об. Ноябр. 4. Священие св. София яже в Русии, юже созда благоверный князь Ярослав, и митрополию св. Софеи сотвори, посем церковь на Златых вратех св. Богородица Благовещение, еже бе заложил град великий Киев, посем св. Георгиа монастырь, и проч. л. 279 – 6. Преставление препод. и блаж. отца нашего Варлама игумена св. Спаса на Хутыне. л. 785. Послесловие, в коем сказано, что сия св. книга Пролог от мес. сентября на полгоду шесть месяць написана бысть в дому Пресвятыя и Живоначалные Троицы и великих чюдотворцов Сергиа и Никона, повелением и благословением отца нашего господина архимарита Дионисиа, при келаре старце Александре, и при казначее старце Иосафе соловецких с братиею. А положил сию св. книгу Пролог отец наш архимарит Дионисий Живоначалные же Троицы и великих чудотв. Сергия и Никона в служню слободу, в церковь Рожества Господа Бога и Спаса нашего Ис. Христа от себя по отце своем иноке Феодосие, и по матери своей иноке Улее, и по иноке Еуфросиние, и по Вассе и по своей душе и всех своих родителех, при Рожественском священнике Феодоре Феодорове же сыне Попове стариченине. А писал сию св. книгу Пролог многогрешный чернець Герман Тулупов стариченин в лета от созданиа миру 7140 (1632), индикта 15, мес. июля в 12 день, на память св. муч. Прокла и Лария и препод. отца нашего Михаила Малеина.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Они же решя: «И тебе, яко же рехом, Вселеньскии патриархъ благословяет». Сергие же повеле пред 467 ними поставити трапезу и учреди я. Таже взем поминкы и грамоту патриаршу, и пешь иде к митрополиту в град и дасть ему поминкы и грамоту, поведа же ему глаголаннаа от посланных. Взем же митрополит, нача чести в слух Сергиев, бе же писано сице: «Милостию Божиею архиепископъ Констандина града Вселенскии патриарх кир Филофеи о Святемь Дусе съслужебнику нашего смерениа Сергиу благодать и мир и благословение посилаем. Слышахом же по Бозе житие твое доброе и святое и прославихом Бога по реченному: «тако да просветится 468 свет вашь пред человекы, яко да узрят добрая вашя дела и прославят Отца вашего, иже на небесехъ». Житие же твое и братиа слышавше похвалихом, но еще ти едина главизна недостаточьствует, яко не опще житие стяжасте, его же и самъпророк богоотець Давыд, иже вся осязавыи разумом и ничто же ино възможе похвалити, токмо се, ныне что добро или что красно, но еже жити братьи вкупе. Ныне же пакы аз съвет благ даю вам: послушаите смерениа нашего, приимите обще житие, а мы вас благословяем и за вас молим, Бог вам на помощь и Пречистаа Его Богомати. И наше благословение и молитва моа да есть с вами». Святыи же Сергие преклонь колене, поклонися святому патриарху, иже о поучении, въпрашает же святыи митрополита: «ты же, владыко святыи, что повелеваеши?» Тъи же отвеща: «яко же патриарх повелевает, тожде и аз благословляю». Нецыи же дивишяся Радонежу, како абие славен бысть в Цариграде, еже сам патриарх пишет послание Сергиу, живущему в Радонеже. Прежде бо Сергиа Радонеж не славен бе и не нарочит, но Сергиа ради, живущаго в нем, славен бысть. И тако Сергие взем благословение, абие възвратися в монастырь свои и повеле позвонити в было. И браетиам всем събравшимся, и начят им Сергие глаголати: «разумно да будет, отци и братья, се пишет патриарх Констянтина града и повелевает нам обще житие жити, тако же и митрополит Алексие, вы же что съвещаете о том». Они же с радостью приемше слово реченное, глаголюще: «мы убо зело желаем общаго житиа, аще Богу хотящу».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Крови же зелне 685 текущи, того ради изнемогшю ему и седящю в келии настоящаго, вечеру 686 бывшю, ему и седящю в келии яко въздремавшю. И бысть гласъ при оконци, молитву творяще с кроткым удареньем, именуя себе игуменъ есть, игумена же не 687 бе тогда в обители. И въсхоте брат отврести келию, [но] не можааше от болезни тоя въстати. И бо сами двери отвръзошяся и виде вшедша светлоносна мужа старца, въслед его в святительстеи одежи и другаго вшедша, и пришествием их светъ велик восиа в келии. Немощному же брату благословившюся от них, светлоносныи архиерею келеиное основание показовааше, он же [та вся и места благословляше и] тако обьхождааше и невидими бышя. Възбнув же брат от видениа и болезни на лици своем никако же [ощюти, осязав же рукою] разумев, 688 яко вся болезнь его отогнана бысть виденьем их. Бысть же позна 689 по образу: светлоноснаго мужа быти святого Сергиа, попечение имеюеще о обители, в одежи же архиереистеи Алексеи митрополит, иже в животе пребываа духомь любяаше святого. Вина же явлению оному бысть сиа: яко обители строение благословляеть, брата же болезнующаго исцеляеть. Зрим же и мы: их же зде телеса [неразлучна] 690 , колми паче и по смерти духом съвокуплени суть. Подобааше ведати и се вашеи любви, еже слышахом от великаго старца, предним бывшя сиа в нашя лета и от нас знаем бысть старець, мужь добродетелен и многиа кротости исполнен, сыи Игнатии имянем, архимандрит Дионисьевы печеры Ноугоротскыя, зело честенъ 691 . Сему случися некогда приити в обитель святого, и мимоходящю ему, вечеру сущу, и обита ту. И урани зело ити в путь свои, хотя ускорити, и тем презрев поклонитися гробу святого Сергиа. Исходящю же ему от обители святого и в вратех бывши монастырскых, и внезаапу абие вси уди тела его разслабишася, яко не мощи ему от места оного никако же двигнутися. И тако в тъи чяс разуме вину немощи своея, яко не прииде къ святому гробу поклонитися, сего ради пострада и не може поити. И повеле себе в тъи чяс понести в церковь , принесошя его и положишя у гроба святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И поющим им, мне зрящу, и се от северных дверии явися человек стремовлас, искреглаз, одежду же имяше яко по колену, видение же его бяше чермно. И приходит ко игумену с яростию глаголя: «Что мя обидиши», рече. И емлет игумена, и начат с ним братися. И се явися старец священолепен изо олтаря со жезлом, яко же вижу – Сергиа на иконе написана. И тако приступив, удари жезлом по главе лукаваго стараго злодеа, глаголя: «Почто прикасаешися к рабам Божиим, служащим Ему день и нощь». И абие в тои час окаанныи невидим бысть». Тои же инок Маркел въстав, из церкви отиде в келию свою, здравствуа, свободився от нечистых бесов. Глаголаше же, яко весь день он понеделника светлаго слышах 825 их кричащих тем же гласом, яко же егда 826 аз, страстию содержим бех, окаанне восклицах. Пришедши нощи, получих чистаго здравиа, ни гласа оттоле слышах, молитвами Пречистыа Богородица и чюдотворца Сергиа и всех святых, иже по стопам преподобнаго шествовавших. Аминь. Пришедшу же празднику Господьскому святыа Пятидесятница, во нь же в видении огненых язык сниде Божественыи Дух на святыа апостолы по обетованию Христову. И яко же по вся лета обычаи имут православнии христиане, от различных градов и стран, не точию от московских, но и от окрестных, сиречь от литовских, и рязанских, и тферских, приходят к Живоначалнои Троици и Пречистои Богородици и к чюдотворцеву гробу Сергиеву, и приемляху, еже кто аще что требоваху. Мнози бо от духов нечистых одержими и исцеление получиша, и слепии прозреша; иже по исцелении мнози от них пребыша неисходни из монастыря, в монастырских работах тружающеся и до скончаниа живота, иже и мы видехом. Бывшу убо пятку вечер понахиду великую и в суботу божественую литоргию игумен Мартиниан и со всеми священники съвершив, и поиде с братиею на трапезу по обычаю. И яко бысть Преполовение, приходит ко игумену из церкви понамарь, поведаа ему, яко инокини две стоят у гроба чюдотворцева, и едина имяше обе руце закорчене, ныне же едину показует, яко простил есть чюдотворец. Игумен же отпусти пономаря, веле пождати мал час, донде же братскаа трапеза отидет.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всесилный же Богъ воздастъ вам въскор отмщение». И сия рекъ святый, невидим бысть. Архимарит же повда се видние всей братии. И облекошася во священныя ризы и пша молебны Всесилному Богу и архистратигу Михаилу. На Терентевской же рощи б у них пищаль люта зло, зовома Трещера. Воеводы же повелша стреляти на Терентевскую гору по литовскому наряду из башни Водяных ворот. Удариша по болшой их пищали по Трещер и разбиша у нея зелейникъ. Такоже и от Святых ворот с Красныя башни удариша по той же пищали и разбиша у нея устие. И видша с Троицкого града сущии людие, благодариша Бога, яко разруши злый той сосуд. Архимариту же Иасафу келейное правило 433 правящу и взирающу на образ Пресвятыя Богородица и со слезами прося помощи и заступления, и воздрма. И видит в келию вшедша преподобнаго отца нашего Сергиа и глаголюща: «Въстани, не скорби, но в радости молитвы приноси, предстоит бо и молится Богу о обители и о вас Святая Пречистая Богородица и Приснодва Мариа со аггелскими лики и со всми святыми». Паки же и иныя старцы повдали различная знамения – священноинок Генадей, и священноинокъ Гурей, и священноинокъ Кипреян, и иныя мнози черноризцы и миряне, яко видша святаго Сергиа чюдотворца, ходяща по монастырю и будяща братию и глаголюща сице: «Идте, иноцы, немедлено во святую церковь и обрящете благодать». И потом видша вшедша въ церковь Святыя Троица Серапиона, архиепископа новгородскаго, во святительстей одежди и во святмъ олтари пред образом Святыя Богородица ставша. И обратився к нему святый чюдотворец Сергий, рече: «Отче Серапионе, почто умедлилъ еси принести моление ко Всесилному Богу и Пречистй Богородицы?» Святый же архиепископъ Серапионъ, воздвъ свои руц, и возопи: «О Всептая Мати, рождшиа всх святых святйшее Слово! Ныншнее приношение приемши, от всякия напасти избави всх и грядущая изми муки, вопиющая: аллилуйа!» И абие начаша благовстити к заутреннему пнию. Старцы же, сиа видвше, исповдаша архимариту и воеводам. Сиа же старцы вси отидоша къ Богу еще во осад тогда бывшии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010