Высота монастыря над уровнем моря (основание сторожевой башни) – 444,69 м. К монастырю вели две древние дороги. Одна – из исторического Текоа (в русских источниках Фекоя или Фекуя; сегодня урочище Телль-Текоа), другая выходила из Вифлеема и, обогнув Иродион с востока, приводила к монастырю. Здесь дороги сливались в одну, которая в древности вела к оазису Эйн-Гедди. Хиршфельд предлагает идентификацию монастыря в качестве обители монахов аввы Дионисия и аввы Феодосия, упоминаемых в источниках (у Епифания Кипрского). Если эта идентификация верна, то монастырь был основан еще в IV веке. В противном случае основание обители относится, по-видимому, к V веку. Дальнейшая его история восстанавливается умозрительно, в соответствии с общей историей монастырей Пустыни Святого Града. 614 г. – разрушение в ходе завоевания Святой Земли персами. 629 г. – мощное землетрясение. Постепенное последующее восстановление. Начиная с VII века – приход в упадок и запустение. Впрочем, некоторые пустынные монастыри продолжали свое существование вплоть до X-XIII веков. Возможно, такой была и описываемая нами обитель. Предположение это строится на упоминании некоторыми источниками некоей местности к югу от Вифлеема и Текоа, откуда, согласно книге пророка Даниила, пророк Аввакум был перенесен ангелом в Вавилон (Багдад) к пророку Даниилу: «Был в Иудее пророк Аввакум, который, сварив похлебку и накрошив хлеба в блюдо, шел на поле, чтобы отнести это жнецам. Но Ангел Господень сказал Аввакуму: отнеси этот обед, который у тебя, в Вавилон к Даниилу, в ров львиный. Аввакум сказал: господин! Вавилона я никогда не видал и рва не знаю. Тогда Ангел Господень взял его за темя и, подняв его за волосы головы его, поставил его в Вавилоне над рвом силою духа своего. И воззвал Аввакум и сказал: Даниил! Даниил! Возьми обед, который Бог послал тебе. Даниил сказал: вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя. И встал Даниил и ел; Ангел же Божий мгновенно поставил Аввакума на его место». (Второканон. Даниил 14: 33-39.) Один из таких источников – «Хожение Даниила игумена земли русской», описывающее паломничество игумена Даниила, предпринятое около 1104 г.

http://sobory.ru/article/?object=15748

В первые пять лет своего царствования он не посягал прямо на фиванские традиции, но начал строить в Фивах, бок о бок с великими храмами, большой храм Атону. Недовольство фиванского духовенства вынудило его вступить в открытую борьбу с ним и его богом. Культ Амона был запрещён; вместе с ним подверглись гонению его Триада – Мут и Хонсу, а также Птах, Хатхор и некоторые другие боги. Были посланы экспедиции по всему Египту для уничтожения культа Амона и даже самой памяти о нём, для чего в надписях изглаживались имена Амона и других богов (иногда даже множественное число – «боги») и заменялось именем Атона. Поднимались на высоту обелисков и спускались в подземелья гробниц, разыскивая и уничтожая ненавистное для царственного богослова имя, не щадя даже имени его отца, ибо оно заключало в себе имя Амона. И собственное свое имя царь отринул, заменив его на «Эхнатон», т. е. «угодный Атону». Он объявил себя верховным жрецом этого бога и принял илиопольский титул, равно как и для храма его нашли илиопольский термин «Дом обелиска», а учение об Атоне царь объявил открытым ему самим Ра. Это учение познал он один и передал его людям, это – «учение жизни», и заключается оно в том, что божество проявляет себя в вещественном солнце, которое является его изображением. Его теплота и свет, изображаемые в виде лучей, оканчивающихся человеческими руками, проникают всю природу до глубины морей и сквозь скорлупу яйца, оживляя и питая всю тварь, которая ликует при его сиянии и подобна мёртвой при его удалении с горизонта. Божество не связано с мифологией и географией – оно одинаково близко и египтянам, и инородцам, оно изливает Египту Нил в виде реки, текущей «из преисподней», а сирийцам в виде дождя с неба. Оно одинаково промышляет о людях всех рас и цветов, ибо цвет кожи обусловлен его волей для различения народов друг от друга. Оно должно быть почитаемо везде, и Эхнатон стал строить ему храмы и за пределами Египта. Но Фивы были слишком связаны с Амоном и традициями. Царь покинул этот город и основал себе новую столицу в самом средоточии Египта, руководствуясь, по-видимому, исключительно этим, чуждым традициям, соображением – в Ермопольском номе, близ нынешней деревни Телль-эль-Амарна.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/d...

2 . Все упомянутые события, начиная от крещения Спасителя и кончая браком в Кане Галилейской, совершились в промежуток между январем и мартом – апрелем 27 года по Рождеству Христову (780 год от основания Рима). Первый год служения Христова (от Пасхи 27 года до Пасхи28 года по Рождеству Христову) 3 Изгнание торгующих из храма. Иоанн. II, 12–25. После чуда претворения воды в вино в Кане Галилейской Спаситель отправился в Капернаум, находившейся на берегу Галилейского озера. Может быть на пути Он заходил на короткое время в Свой родной город Назарет, где присоединились к Нему Матерь Его и братья а сестры Его, бывшие замужем в Назарете, остались в нем. Будучи посланным от Бога Мессиею, истинным Царем израильским, Господь никогда не стыдился скромности Своей назаретской семьи и ее низкого общественная положения и позволил Своим родственникам идти с Собою на жительство в Капернаум. 1 . Озеро Галилейское, близ которого находился Капернаум, имеет вид груши, обращенной своим широким концом вверх. Оно походит также на арфу, от которой и получило свое первоначальное название Киннереф, что означает лира или арфа. Наибольшая ширина озера от древней Магдалы на западной стороне до Гергесы – на восточной – 10 верст, а наибольшая длина около 18 верст. Местность около озера отличается необыкновенною красотою и плодородием. По берегам оно образует множество небольших заливчиков или бухт, где в древности стояли цветущие города: Капернаум, Вифсаида, Магдала, Тарихея, Тивериада и другие. На берегу много маленьких раковин, на которые ветром нагоняются чистые, кристаллические волны. Замечают, что вода в озере делается с течением времени все солонее и солонее. Это объясняется сильным испарением воды, вследствие которого осаждается соль. Впрочем, вода в озере и теперь приятна на вкус. Как в древности, так и теперь оно изобиловало и изобилует рыбой. 2 . Вдоль западного берега озера тянется равнина Геннисаретская. Она начинается у местечка Хан-Миния, около 3-х верст южнее Телль-Хума; равнина тянется вдоль озера дугообразно. Здесь пять ручейков, вытекающих из гор и впадающих в озеро, которые служат причиною большого плодородия почвы. В длину равнина около 4 верст, а в ширину около 1-й версты. На ней растут грецкие орехи, пальмы, смоковницы, виноград, пшеница, ячмень, просо, дыни, рис, табак, индиго, лимоны, апельсины и обыкновенные овощи. Климат у берегов озера мягок даже зимою; но летом бывают здесь тропические жары, кроме равнины Геннисаретской, по которой дуют холодные ветерки с Ливанских гор, а западным – жарким и удушливым – ветрам препятствуют западный же горы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchebni...

Hist. rel. 10), описывают кончину визант. имп. Константина I Великого (Ibid. 11; Carm. Nisib. XXI 21), подробности осады города ( Theodoret. Hist. rel. 12; Carm. Nisib. II 15), приводят тексты молитв И. о спасении города (Carm. Nisib. II 15, 18-19). Сведения Феодорита, безусловно, подверглись нек-рому обобщению, однако объем биографических данных остается достаточно большим. Интерес для исследователей представляет связь досье И. с досье Мар Авгена и Мар Милета. По всей вероятности, монофизитский агиограф, автор Жития Мар Авгена, использовал житийную традицию И. Согласно Житию Мар Авгена, И. посылает его к горе Арарат на поиски Ноева ковчега. Контаминация текстов Феодорита и Мар Авгена произошла в монофизитской среде, предположительно в одном из мон-рей обл. Тур-Абдин. Сир. Житие И. (BHO, N 405-406), опубликованное П. Беджаном ( Bedjan. Acta. Т. 4. P. 262-273), представляет собой список версии «Истории боголюбцев». Согласно сир. источникам (Илия Нисибинский, Дионисий Телль-Махрский), И. скончался в 338 г. В греко-сир. традиции Житие И. представлено следующим образом. Святитель род. в Нисибине. Когда И. достиг почтенного возраста, он удалился от мира, проводя весну, лето и осень в лесах под открытым небом, а зиму - в пещере. Пищей ему служили плоды деревьев и коренья. Как усердному молитвеннику ему был дан от Бога дар чудотворения. Через нек-рое время И. отправился в Персию, где было много язычников, чтобы потрудиться в распространении правосл. веры. Однажды он переходил через реку, в к-рой юные девушки стирали одежду. Они не прикрыли перед старцем обнаженные ноги и непочтительно смотрели на него. По молитве И. источник, из к-рого выходил поток, иссяк, а девицы внезапно состарились и поседели. Местные жители умоляли святого вернуть им источник и простить девиц. Святой исполнил 1-ю просьбу, а когда хотел исполнить 2-ю, оказалось, что ни одна из девушек не раскаялась в своем поступке. И. совершил множество др. чудес. Он воскресил мошенника, который, чтобы старец подал его друзьям щедрую милостыню, сначала притворялся мертвым, а потом действительно умер.

http://pravenc.ru/text/200157.html

   распространение Церкви по всей земле — Ис. 42:1-12,54:12-14;    непоколебимость и непреодолимость — Ис. 2:2-3; Дан. 2:44; Дан. 7:13; Зах. 9:9-11;    уничтожение зла, страданий — Чис. 24:17; Ис. 11:1-10;    утверждение радости — Ис.42:1-12,54:12-14,60:1-5,61:1-4;    воскресение плоти — Иов 19:25;    уничтожение смерти — Ис. 26 гл.; Ис.42:1-12,61:1-4; Зах. 9:9-11; Ос. 13:14;    познание Бога — Ис.2:2-3,11:1-10; Иер. 31:31-34;    уподобление Царства Мессии горе — Пс. 2; Ис.2:2-3,11:1-10; Ис. 26 гл.; Дан. 2:34;    торжество истины и справедливости — Пс. 71:10-17; Пс. 109:1-4; Ис.9:6-7,11:1-10; Ис. 26 гл.; Иер. 23:5;    слава торжествующей Церкви — Ис. 26-27 гл.    Иерусалим был ханаанским городом «Ушалим» («основанный богом Шалемом»). Он известен по аккадским документам XIV века до Р.Х. (переписка Телль-эль-Амарна). Библейское предание видит в нем город Мелхиседека, современника Авраама (См. Быт. 14:18), и отождествляет его местонахождение с горой Мориа, на которой Авраам совершил жертвоприношение.    Согласно пророчествам, Илии предстоит снова прийти перед концом мира, чтобы обличить лживость антихриста. Тогда он претерпит мученическую смерть.    Вероятно, Ксеркса (485—465 гг.).    Антиох, претендуя на божественные почести, назвал себя «Киифаиом» — что значит «явление бога». За свои лютые преследования верующих он стал прообразом грядущего последнего гонителя веры — антихриста. Апостол Павел, говоря об антихристе, предсказывает, что он сядет в храме Божием, выдавая себя за Бога (2 Фес. 2:4). Напоминая подобный случай с Антиохом, Иисус Христос, говоря о «мерзости запустения» святилища храма Божия, предсказанном пророком Даниилом (см. Дан. 9:27; Мф. 24:15), напоминает такое состояние Иерусалимского храма при Антиохе Епифане. Антиоха постигла лютая болезнь, от которой он умер, будучи заживо съеденным червями.    Слово «кафизо» на греческом значит «сидеть».    Греческий перевод Библии III века до Р.Х.    Событие это, хотя чрезвычайно редкое, но возможное. Есть киты, которые доходят до 30 метров длины. Желудок этих китов имеет от 4 до 6 отделений, в любом из которых могла бы свободно поместиться небольшая группа людей. Киты дышат воздухом и имеют в голове воздушную запасную камеру размером в 25 кубических метров. Иногда находили животных и людей живыми в голове таких китов. Кит-акула, достигающая 24 метров, тоже может вместить в себе человека, не повредив его физически.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В 1933 г. восточнее от центра (ок. 4 км) открыта постройка с мозаичным полом с сир. надписью, содержащей имена строителей; Барамки назвал это сооружение монастырем IX в. В 4 км к северу от центра И. находятся величественные руины дворцового комплекса Хирбет-эль-Мафджир (исследован в 30-х гг. XX в. Р. Гамильтоном), построенного буд. халифом аль-Валидом в правление его отца Хишама (724-743). Дворец не был окончен, возможно из-за землетрясения 747 г. Это одна из многочисленных загородных резиденций Омейядов 1-й пол. VIII в., архитектура и декор к-рых еще соответствуют античной художественной традиции. Наиболее важными частями являются собственно дворец и находящиеся к северу от него бани; между ними расположен двор с мечетью с вост. стороны. Дворец имеет типичный квадратный план - с помещениями вокруг центрального двора, окруженными стенами с полуцилиндрическими башнями и роскошным порталом. Вход в бани осуществлялся через огромный (35×35 м) вестибюль с 12 экседрами по сторонам и 16 многоколонными опорами, поддерживающими, вероятно, купольные своды. В одном из боковых помещений сохранилась напольная мозаика с изображением дерева и животных по его сторонам. Фрагменты великолепного каменного и стукового декора дворца сохранились in situ, но большая их часть (в т. ч. многочисленные антропоморфные скульптуры) находится в Музее Рокфеллера в Иерусалиме. Ок. 3 км к северо-западу от центра И., за Телль-эс-Султаном, расположена гора Искушения с греч. мон-рем; ок. 5 км к западу, в долине Вади-Кельт,- мон-рь св. Георгия Хозевита (см. Хозива , мон-рь). Ок. 7 км к югу от города находится Наби-Муса, почитавшееся в народной ислам. традиции как место погребения прор. Моисея; к нач. XXI в. здесь расположился обширный караван-сарай (1269, 70-е гг. XIV в., 20-е гг. XIX в.). Ок. 5 км к юго-востоку от центра И. расположен мон-рь прп. Герасима Иорданского (Дейр-Хаджла), к востоку от него - мон-рь Иоанна Предтечи на месте Крещения Господня на р. Иордан (см. Иоанна Предтечи монастырь на Иордане ).

http://pravenc.ru/text/Иерихон.html

С сер. XVI в. М. все реже упоминается в источниках. В османскую эпоху его положение по отношению к главным политическим и экономическим узлам региона оставалось таким же периферийным. Путешественники кон. XVIII-XIX в. описывали М. как маленький городок, полный античных и средневек. руин. Население, занимавшееся прежде всего животноводством, составляли курды, арабизированные туркмены, с кон. XIX в. к ним добавились переселившиеся с Кавказа черкесы, после 1915 г.- армяне. Начиная с эпохи франц. мандата население стало быстро расти: в 1932 г. оно насчитывало 2 тыс. чел., в 1960 г.- 8,5 тыс., в 1981 г.- 30,8 тыс., в 2012 г.- 78 тыс. Подъем региона в последние десятилетия был связан со строительством плотин на Евфрате и с сельскохозяйственным освоением приевфратских степей. Известные епископы М. Филоксен (325), Феодот (378 - после 381), Луций (394), Александр (несторианин, низложен; до 431-435), Панолбий (444), Иоанн, Стефан (до 448 - после 457), Кир (монофизит, низложен в 484), Филоксен (Ксенайа; монофизит; 485-519), Феодор (553), Стефан (кон. VI в.), Михаил (?) (787), Николай (?) (787), Агапий (1-я пол. X в.), Иоанн (XI в.), Никон (XII в.), Константин (XII в.). Епископы Сирийской яковитской Церкви: Иаков (564), Фома (600), Иосиф (685), Иоанн (790), Сергий (между 818 и 845), Авраам (между 818 и 845), Симеон (между 846 и 873), Иоанн (между 878 и 883), Михаил (между 887 и 896), Феодор (между 923 и 935), Иаков (между 936 и 953), Тимофей (между 986 и 1002/3), Филоксен (митр. М. и Гишры; между 986 и 1002/3), Филоксен (между 1031 и 1042), Афанасий (между 1086 и 1088), Филоксен (между 1090 и 1129), Игнатий (между 1090 и 1129), Иоанн (между 1090 и 1129), Бар Андреас (1130, низложен), Бар Туркая (епископ М. и Телль-Башера; XII в.?), Дионисий (1155), Филоксен (между 1166 и 1199), Афанасий (до 1253 - после 1264). Лит.: Le Quien. OC. Vol. 2. Col. 925-930; Le Strange G. Palestine under the Moslems. L., 1890. Beirut, 1965r. P. 36-39; Chabot J.-B. Les évêques jacobites du VIIIe au XIIIe siècle d " après la Chronique de Michel le Syrien//ROC. 1899. Vol. 4. P. 444-451, 495-511; 1900. Vol. 5. P. 605-636; Pauly, Wissowa. Suppl. Bd. 4. Sp. 732-742; Devreesse R. Le patriarchat d " Antioche depuis la paix de l " église jusqu " à la conquête arabe. P., 1945. P. 283-284; Honigmann E. Évêques et évêchés monophysites d " Asie antérieure au VIe siècle. Louvain, 1951. P. 66-68; Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 782-783; Elisse eff N. Manbidj//EI. 1991. Vol. 6. P. 377-383; Большаков О. Г. История халифата. М., 1993. Т. 2; 1998. Т. 3; Todt K.-P. «Notitia» und Diözesen des griechisch-orthodoxen Patriarchates von Antiocheia im 10. und 11. Jh.//Orthodoxes Forum. St. Ottilien, 1995. Bd. 9. S. 173-185; Burns R. Monuments of Syria: An Hist. Guide. L.; N. Y., 19993. P. 159.

http://pravenc.ru/text/2561810.html

Как он жалел об этом растении! 9–11 Пророку Ионе (и читателю) следует понять высочайшую ценность жизни человека. Иона, находясь в бессознательном состоянии из–за жары, был очень огорчен гибелью своего растения. Не будучи глупцом, пророк понимал, что за этим стоит Господь Бог. Однако он продолжал возмущаться и желал себе смерти. Пророк, который только что весьма красноречиво благодарил Господа Бога за свое спасение, теперь желал себе смерти! И причиной тому была гибель растения, которое столь недолговечно на земле! Если Иона мог так заботиться о растении и столь сильно желать, чтобы оно не погибло, то разве не естественно для Господа Бога еще в большей степени заботиться о людях – и даже о животных? Поскольку в любой культуре животные считаются более ценными, чем растения, а люди считаются ценнее животных, то урок Господа для пророка совершенно ясен. Иона желал спасения растению, но не людям. Его шкала ценностей была совершенно ошибочной. Без сомнения, читатели спросят: неужели и мы такие же, как Иона? Неужели же наша шкала ценностей настолько неправильна? Неужели же мы так ненавидим своих врагов и желаем или даже молимся о том, чтобы им было плохо, тогда как самим себе просим прощения и милости? Господь наш Иисус Христос учил нас, что Его последователи должны любить своих врагов ( Мф. 5:44 ). И хотя временами бывает нелегко следовать этому учению, но нарушать его однозначно нельзя. Stuart Douglas Книга Пророка Михея Введение Михей В отличие от Исайи, Иеремии и Иезекииля, Михей не рассказывает о том, как он был призван к служению (ср.: Ис. 6 ; Иер. 1 ; Иез. 2 ). Однако в надписании книги сказано, что «слово Господне… было к Михею» (1:1), и это сделало его вестником Господа (ср.: Ис. 21:10 ). В его книге невидимый Бог становится слышимым. Михей был родом из Морешеф–Гефа (1:1,14) – современного Телль–эль–Джудейде – довольно внушительного кургана, расположенного в предгорьях юго–западной Иудеи на высоте около 400 метров над уровнем моря. Он господствовал над холмистой прибрежной равниной, по которой были разбросаны укрепленные города.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Низложенные К. епископы и их сторонники представили совместную жалобу халифу Харуну ар-Рашиду, воспользовавшись тем, что он пребывал близ сел. Дабик в Сев. Сирии, готовясь к походу на Византию (806/7). Донос, обвинявший патриарха в том, что он не признает арабо-визант. границу и тайно переписывается с ромеями, повлек за собой карательные меры. Были разрушены мн. яковитские храмы, в т. ч. в селениях близ Антиохии и Иерусалима, и даже церковь в Св. граде. К. едва избежал ареста и удалился в Бет-Гуврин, чтобы затем добровольно предстать перед Харуном ар-Рашидом. Секретарь халифа Исмаил ибн Салих отверг обвинения, согласно которым К. якобы подстроил убийство бедуинами епископа арабов Симеона из Губбо-Барройо. К. был оправдан и вернулся в свой мон-рь. Вскоре К. отправил неск. епископов на переговоры с братией обители Губбо-Барройо, но монахи изгнали присланных им иерархов. К. с помощью войска местного эмира заточил непокорных в монастырской темнице. Поверив обещаниям о примирении, патриарх отпустил заключенных, однако его противники не сдержали слова и даже самовольно рукоположили 2 епископов. Все это побудило партию К. вновь обратиться к эмиру и разогнать мятежных. На Соборе в Бет-Гуврине (808) К. анафематствовал их. Насельник монастыря Картамин Авраам, брат убитого еп. Симеона, заявлявший о своей лояльности к К., вскоре перешел в лагерь противников патриарха, к-рые избрали его антипатриархом, после чего их стали именовать авраамитами. Он рукоположил неск. архиереев, оказавших яростное сопротивление решению К. об изменении чинопоследования Евхаристии. Нек-рые из них отправились в Египет и обратились за помощью к копт. Александрийскому патриарху Марку II (799-819), но тот, списавшись с К., выгнал их из Египта и отлучил Авраама и его приверженцев-епископов (письмо патриарха Марка к К. сохр. в составе «Истории Александрийских патриархов» : History of the Patriarchs. 1915. P. 417-418). В Сирии схизма была преодолена лишь при следующем патриархе - Дионисии Телль-Махрском. Др.

http://pravenc.ru/text/1840195.html

С 1967 г. по настоящее время член консультативного совета Израильского общества исследований. С 1984 г. по настоящее время куратор греческого патриаршего музея Иерусалима. 1990-1991 – представитель по надзору за раскопками департамента древностей Израиля и глава подразделения полевых археологических исследований. 1990 – гостевой профессор по курсу «Археология и Новый Завет» университета Пеппердайна, Калифорния. С 1991 г. по настоящее время директор департамента по надзору за раскопками Израильского департамента древностей. С 1994 г. по настоящее время профессор Сивер-колледжа университета Пеппердайна, Лос-Анджелес. С 1999 г. по настоящее время член Верховного археологического совета Израиля.   Руководство раскопками:   1966 -   Тиверия, кладбище эпохи бронзы I 1968 – Иерусалим, гробницы периода Второго храма 1967-1977 – Телль Дан, святилище железного века 1969 – Акко-Птолемаис, древнеримское кладбище 1969 – Ашкелон, древнехристианская базилика 1969 – Бет Шеан, эллинистический город 1970-1974 – Курси, новозаветная Гергесса 1971 – Аррабах, древнехристианская базилика 1972 – Э-Рамма, римские бани 1973 – Иерусалим, хасмонейская крепость 1976-1979 – Маген, древнехристианская базилика 1978-1987 – Капернаум, древний город 1985-2000 – Кесария Филиппова 1990-1991 – Иерусалим, третьи стены   Участие в международных конгрессах   1969. Пятый всемирный конгресс по иудаике. Иерусалим. Статья «Еврейские гробницы периода Ирода в северовосточном Иерусалиме» 1977. XV международный конгресс по византинистике. Афины. Статья: «Настенные мозаики церкви Рождества Христова в Вифлееме». 1980. X международный конгресс по христианской археологии. Фессалоники. Статья «Древнехристианская базилика в Гергессе». 1981. XVI международный конгресс по византинистике. Вена. Статья « Необычная базилика в Магене». 1982. Второй международный конгресс по исследованиям Кипра. 1986. XVII международный конгресс по византинистике. Вашингтон. Статья: «Археология и раннехристианское монашество в Палестине». 1989. XII международный конгресс по средиземноморским исследованиям. Афины. Статья « Первые церкви и монастыри на Святой Земле».

http://bogoslov.ru/person/645347

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010