Сикст V (Феликс Перетти; 1521–1590) – папа рим. с 1585, знаменитый своей административной деятельностью в Папской области и Риме Сильвестр (? – ок. 1566) – священник моск. Благовещенск. собора с к. 1540-х, духовник Ивана Грозного, автор особой редакции «Домостроя» и многих посланий Сим – старший сын Ноя Симеон Иванович Гордый (1340–1353) – великий князь московский и владимирский Симеон Новый Богослов (946–1022) – визант. религ. писатель, поэт, философ-мистик Симеон (? – 927) – болг. князь с 893, царь с 919, расширивший территорию Болгарского царства, при Симеоне зародилось богомильство Сиф – третий сын Адама Скимнос Хиосский (ок. 200 до н. э.) – гр. географ, автор не сохранившегося описания Европы и Азии Сократ (470/469–399 до н. э.) – гр. философ Соловьев Сергей Михайлович (1820–1879) – рус. историк, профессор и ректор (1871–1877) Московского университета Софокл (ок. 496–406 до н. э.) – др. гр. поэт-драматург Спенсер Герберт (1820–1903) – англ. философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, основатель органической школы в социологии Спиноза Бенедикт (1632–1677) – нидер. философ Стагирит – см. Аристотель Сталь – см. Шталь Стефан Яворский – см. Яворский С. Стефенс Джозеф Райнер (1805–1879) – англ. методистский проповедник Стилихон (ок. 360–408) – рим. полководец из вандалов; с 395 фактически правил западной частью Рим. империи в качестве опекуна малолетнего императора Гонория Страбон (64 до н. э. – 23/24 н. э.) – др. географ и историк Строев Павел Михайлович (1796–1876) – рус. историк, археограф Стюарты – королевская династия в Шотландии (1371–1714) и в Англии (1603–1649, 1660–1714) Сулейманы – династия турецких султанов, основанная Сулейманом I в 1520г. Тахмураск – легендарный царь первой династии Ирана Тацит Публий Корнелий (ок. 58 – ок. 117) – рим. историк и писатель Тевдемир (нач. XI в.) – печенежский князь Тейнер Августин (1804–1874) – католический богослов, кантонист и историк, отстраненный от должности префекта в Ватикане вследствие вражды иезуитов Телль Вильгельм – герой швейц. народной легенды XIV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Иларион собрал вокруг себя мн. учеников, к-рые подвизались в отдельно стоящих в пустыне кельях (блж. Иероним называет их мон-рями). Монахи по примеру учеников прп. Антония жили недалеко от своего духовного отца, не составляя общежития или лавры. Впосл. у этой группы иноков, вероятно, появился какой-то центр, т. к. в Житии прп. Илариона говорится о разрушении мон-ря при имп. Юлиане Отступнике (361-363) и о его последующем восстановлении (Ibid. 33-34). По мнению Хиршфельда, мон-рь находился близ совр. дер. Дейр-эль-Балах (Монастырь пальм), а материалом для келий отшельников служили пальмовые ветви и сырцовый кирпич ( Hirschfeld. 2004. P. 67-69). Согласно др. гипотезе, мон-рь находился в Телль-Умм-эль-Амр близ сел. Дейр-эль-Нусейрат в 10 км от Газы. В 1997-2001 гг. здесь был раскопан крупный монастырский комплекс, возникший в IV в. На полу храма над местом расположения небольшой крипты-склепа была обнаружена мозаичная надпись: «Молитвами и заступничеством св. отца нашего Илариона помилуй нас. Аминь» ( Elter, Hassoune. 2005). Хиршфельд отождествлял руины Дейр-эль-Нусейрат с мон-рем аввы Серида, ученика прп. Варсонофия Великого. На 65-м году жизни (ок. 354) прп. Иларион, устав от беспрерывного потока посетителей и желая уединения, покинул Палестину и после долгих скитаний (в Египте, Сирии, Сицилии и Далмации) скончался на о-ве Кипр в 371 г. Исаия Газский, «отец монахов», как его называет Иоанн Руф ( Ioan. Ruf. Pleroph. 73), начал монашескую жизнь в Скиту. После 431 г. он поселился в Бейт-Дальте возле Газы и проводил жизнь затворника, сообщаясь с внешним миром через своего ученика пресв. Петра Египтянина. Вскоре вокруг его кельи сложилась община ( Zach. Rhet. Vita Isaiae monachi//CSCO. 1907. T. 7. P. 9). Некоторые из учеников Исаии подвизались в отдельных кельях в сел. Капарбиана недалеко от Газы ( Ioan. Ruf. Pleroph. 96). Исаия был довольно образованным человеком, сведущим в античной философии, т. к. софист Эней Газский советовался с ним по поводу толкования сложных мест в сочинениях Платона, Аристотеля и Плотина.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

7),- в 5-6 км к северо-западу от центра совр. И. В центре И. (Телль-эль-Хасан) в 1936 г. была раскопана большая (ок. 20×35 м) базилика с 8 столпами и полуциркульной апсидой. Она отождествлена с упоминаемой Прокопием Кесарийским базиликой, которую отремонтировали при имп. Юстиниане. Части надгробия некоего игум. Кириака, умершего 11 дек. 566 г., были найдены при строительных работах на участке, приобретенном начальником РДМ архим. Антонином (Капустиным) в 1874 г. Сейчас здесь расположены 2-этажный дом, дом с часовней и сад. Участок принадлежал РПЦЗ, в наст. время располагается подворье РДМ, обслуживающее паломников. В центре И. находится греч. правосл. ц. св. Закхея. В центре И., на углу участка иером. Иоасафа (Плеханова), который передан РПЦ и сейчас представляет собой полузаброшенный сад, стоит дерево, почитаемое как сикомора Закхея. Здесь в 1883-1884 гг. иером. Иоасафом были открыты фрагменты полов с мозаиками византийской эпохи, позднее изучавшиеся экспедицией Н. П. Кондакова (раскопки Я. И. Смирнова, материалы фиксации не сохр., но фрагменты мозаик заметны в заросшем котловане). В 2008 г. дендрологическая экспертиза (Ю. Н. Карпун) подтвердила, что возраст сикоморы Закхея может превосходить 2 тыс. лет; Л. А. Беляевым проведена археологическая экспертиза иоасафовского участка (обе в рамках совместного визита офиц. делегации ИППО и МИД 13-17 окт. 2008). Планируется археологическая экспедиция для продолжения раскопок на участке. В И. также расположено румын. подворье с большой ц. Рождества Христова и Всех Румынских святых и парекклисионом Всех Палестинских святых (освящены в янв. 2000). Подворье представляет собой комплекс (проект С. Василеску и Х. Гавриса, строительные работы начаты в 1999 и не окончены), построенный в традиц. формах румын. архитектуры. Среди др. построек - францисканский храм и приют Доброго Пастыря (архит. А. Барлуцци , 1924-1925); рус. часовня св. Иоанна Предтечи, ц. св. Петра (1894). К востоку от центра И., в Хирбет-эн-Нитла, в 1954 г. была открыта церковь (5 археологических слоев IV-IX вв.).

http://pravenc.ru/text/Иерихон.html

Пещеры Кумрана Пещеры Кумрана Израильские археологи придерживались неск. иных методов, чем европ. и амер. Они больше уделяли внимания краеведению и сплошным обследованиям территорий (разведки Н. Глюка в пустыне Негев и др.), целенаправленно изучали эпоху поздней бронзы; раннего железа; период Второго храма. И. Ядин развернул поиск памятников последней фазы истории Др. Израиля, особенно периода восстания Бар Кохбы (первые серьезные находки были сделаны в 1951 Хардингом и де Во, в их числе «медный свиток» - список сокровищ кумранитов). В 60-х гг., обследуя Мёртвое м., Ядин по аэрофотоснимкам определил место рим. лагеря под Ен-Геди и нашел останки бойцов Бар Кохбы в окрестных пещерах. Вскоре были изучены остатки крепости израильтян Масады . Н. Авигад Н. Авигад Израильские ученые нового поколения с 50-х гг. начали копать в Асоре (с 1955), на Рамат-Рахель и Араде (Ахарони, 50-60-е гг. ХХ в.), в Ашдоде и в Кесарии (Ави-Йона, А. Негев), исследовали синагоги первых столетий по Р. Х., Мампсис - самый вост. город Центр. Негева. В кон. 60-х гг. раскопки начались в Старом городе Иерусалима (в 1968 под рук. Мазара к югу от Храмовой горы) и на Синае. Одна за другой следовали находки: свиток из Кумрана - «учебник» религ. правил, заметки к постройке храма и даже план военной мобилизации; в одном из многочисленных оссуариев были найдены останки человека, подвергнутого распятию; надписи, содержащие мн. имена, упоминаемые в Евангелиях и Деяниях. Работы, начатые в Еврейском квартале Старого города Иерусалима (под рук. Авигада), открыли виллы и мощеные улицы эллинистической эпохи, остатки древних стен, резиденцию Ирода, термы, визант. церковь. К. Кеньон К. Кеньон Важную роль играли работы 70-х гг. на Телль-эль-Хеси, показавшие сложность укреплений и высокий уровень развития города эпохи бронзы. Было доказано, что обживание телля Хисбан восходит примерно к 1200 г. до Р. Х. и это мог быть древний Сихон. При работах во дворе арм. церкви на горе Сион (Иерусалим) было обнаружено поселение VII в.

http://pravenc.ru/text/Археология ...

Особо следует сказать о новозаветной археологии, сформировавшейся как отдельная дисциплина довольно-таки поздно. Произошло это в силу следующих обстоятельств. Во-первых, на Святой Земле мало впечатляющих памятников новозаветного периода – храмов, акведуков, театров, цирков, ипподромов и т. п., а в XIX в. археологи более интересовались грандиозными памятниками Египта и Междуречья. Во-вторых, в XIX в. казалось, что вполне достаточно изучать памятники Малой Азии, Греции и Италии, на землях которых и разворачивались события новозаветной истории. Исследование эллинистической и римской Палестины началось куда позже. Раскопки производились в местах, упомянутых в Новом Завете. В числе первых объектов исследования стал Капернаум, описанный еще в 1857 г. Э. Робинсоном, идентифицировавшим известную из Нового Завета синагогу, но не сумевшим определить местонахождение самого города (Тел Гум). Далее место часто описывалось, а в 1921 г. Г. Орфали были начаты систематические раскопки, продолженные в 1968 г. В. Корбо и С. Лоффреда. Вифлеем (Бет-Лехем) и Церковь Рождества Христова впервые были обследованы Л.-Х. Винсентом и Ф.-М. Абелем в 1914 г.; в Назарете раскопки проводили П. Вио в 1890–1909 гг. и Б. Багатти в 1954 году. «Кабинетные» археологи также составили многотомные описания новозаветных Антиохии, Эфеса, Лаодикии и Афин. Время между двумя мировыми войнами, – время расцвета археологии Ветхого Завета, не дало никаких серьезных исследований новозаветной Палестины. После бума, вызванного кумранскими находками, положение резко меняется, и уже в 1960 г. Олбрайт в пересмотренное издание «Археологии Палестины» включил следующие памятники: гробницы из Телль Мариса, мавзолей Товиадов в Арак эль-Эмире, эллинистическую цитадель в Беф-Цуре, так называемую крепость Симона Маккавея в Газере, оссуарии и гробницы этого периода, некоторые объекты в Иерусалиме – стены, Арку Ecce Homo («Се Человек»), предполагаемый помост Гаввафа, новозаветный уровень Иерихона (раскопки 1950–1951 гг.), иорданские города Гераса и Петра (Села), синагоги Галилеи (в том числе в Капернауме), некоторые эпиграфические надписи, с именами, известными из Нового Завета. Свитки Мертвого моря не были упомянуты Олбрайтом, но Дж. Райт в своей «Библейской археологии» (1962) (рус. перевод см.: Райт Дж. Библейская археология. СПб., 2003) говорит о них подробно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В те же годы в ряде периодических изданий («Im neuen Reich», «Deutsche Rundschau» и др.) вышла серия просветительских статей Н., призванных заинтересовать читающую публику новейшими открытиями и спорными вопросами библейских штудий («Библейские сказания о праотцах», «Образование Мёртвого моря», «Миф о потопе», «Моавитские подделки»). К более позднему этапу исследовательского пути Н. относится текстологический очерк о Книге Товита (1879), к-рый в определенном смысле предвосхищает его работы, опубликованные в 90-х гг. и отражающие еще одну сферу его интересов - возможность реконструкции по имеющимся древнегреч. изводам евр. оригиналов таких поздних книг ветхозаветного корпуса, как Екклесиаст и Книга Иисуса, сына Сирахова. Н. принадлежат и некоторые изыскания по ветхозаветной топонимике (происхождение названия Беэр-Шевы/Вирсавии) и ономастике (этимология божественных имен Эль и Элохим). Он был одним из ведущих авторов таких специализированных справочных изданий, как нем. Библейский лексикон (Bibel-Lexikon. Lpz., 1869-1875. 5 Bde) и англ. Библейская энциклопедия (Encyclopaedia Biblica. L., 1899-1903. 4 vol.). Н. также обращался к изучению восточнохрист. текстов, в частности опубликовал 2 сир. гимна «На взятие Салахаддином Иерусалима», авторство которых ошибочно приписывалось Георгию Варде , обосновал атетезу Дионисия Телль-Махрского хроники , участвовал в дискуссии о языке оригинала Хроники еп. Иоанна Никиуского, исследовал «Повесть об Ахикаре» (см. Ахикар ) и проч. Важные положения были высказаны Н. в многочисленных рецензиях на публикации европ. коллег по библейской, семит. и восточнохрист. тематике. Работы Н. по истории Корана положили начало его научному изучению. Предложенная им хронология создания частей коранического текста (согласно которой наиболее ранней является 96-я сура, а наиболее поздней - 110-я) сохраняет значение до наст. времени: он выделил 3 т. н. мекканских периода (1-й - 48 сур; 2-й - 21 сура; 3-й - 21 сура) и мединский период (24 суры). Фундаментальная «История Корана» (Geschichte des Qorâns.

http://pravenc.ru/text/2565186.html

И здесь вспоминается житие Серафима Саровского. После монашеского пострига и ухода в саровскую пустынную келью преподобный уже не был в паломничествах. Да и не нужно ему это было. Духом веры, евангельскими истинами и ценностями дышало для саровского чудотворца все, что окружало святого старца. Речку, которая протекала рядышком, он звал Иорданом, два холма — Фавором и Елеоном. И не просто звал — это было состояние души. Конечно же, мы часто переживаем особые чувства, посещая святые места. Но «многие добрые люди находятся дома и своими помыслами, милостыней и добрыми делами достигают мест святых и большое вознаграждение принимают от Бога, они будто бы посетили эти святые места», — писал в XII веке замечательный русский человек игумен Даниил, ходивший в Святую Землю и оставивший бесценный документ — подробное описание своего хождения. В его рассказе не найти слов о том, что его коснулась какая-то особая благодать, что что-то снизошло, осветило, перевернуло. Нет, он просто рассказывает о пройденном и увиденном. Вот подошел он к Иордану: «Вода в реке очень мутная, но вкусная, и не насытишься, когда пьешь эту воду. С нее не бывает болезней и пакостей в животе человека». И, смотрите, как смиренно начинает Даниил свое повествование: «Я, недостойный игумен Даниил, худший из всех монахов, смиренный, одержимый многими грехами, недоволен во всяком деле добром, понужден был своими помыслами и нетерпением, захотел видеть святой град Иерусалим и землю обетованную…» Землю, обетованную Господом, великий ветхозаветный пророк и вождь израильского народа Моисей увидел с высокой горы, расположенной на территории нынешней Иордании. А сколько еще христианских святынь хранит эта древняя земля! Древняя, но до сих пор не открытая ни туристами, ни, что главное, паломниками из России. А между тем здесь вы можете зайти под своды пещеры праведного Лота, в которой он пребывал с семьей во время низвержения Содома и Гоморры. На вершине горы Ор даже с далекого расстояния видна могила первосвященника и пророка Аарона, брата Моисея. Гора Телль-Мар-Ильяс считается местом рождения пророка Илии. К востоку от места Крещения Христа находится земля, откуда Илия вознесся на огненной колеснице на небо. В долине реки Иордан на иорданской стороне подвизалась преподобная Мария Египетская. В замке Мукавир (древний Махайрос) царем Иродом Антипой был обезглавлен Иоанн Креститель. В окрестностях древней Гадары Иисус Христос исцелил бесноватого. Но главная христианская святыня Иордании для православного — место Крещения Спасителя.

http://foma.ru/put-ot-vetxogo-k-novomu.h...

Город и его храмы были восстановлены лишь частично, хотя полного упадка П. в позднеантичную эпоху не произошло. Единственное крупное общественное здание в П. этого времени - христ. церковь, возведенная на агоре в нижнем городе в V в. Тогда же гигантский храм Сераписа был перестроен в христ. базилику, получившую название «Красная базилика». Еще одна церковь возникла на месте Асклепейона, к-рый, по мнению археологов, уже в это время был отделен пустырями от основной городской застройки и стал пригородом П. Почти все комплексы эллинистических храмов и дворцов на акрополе были превращены в частные постройки. В сер. IV-V в. христианская община П. переживала период наивысшего подъема. В 343 г. кафедру П. занимал еп. Евсевий, присоединившийся на Сардикийском Соборе к арианской партии; его подпись есть под письмами, которые группа ариан отправляла из Филиппополя Собору в Сардике. В 360 г. еп. Драконтий был низложен за то, что перешел на кафедру П. из обл. Галатия ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 42-43; Sozom. Hist. eccl. IV 24). В 363 г. еп. Варлаам участвовал в Антиохийском Соборе , на котором Восточная Церковь подтвердила свою приверженность Никейскому Символу веры ( Socr. Schol. Hist. eccl. III 25). В 431 г. еп. Филипп участвовал в Эфесском III Вселенском Соборе и поддержал его деяния. В 449 г. еп. Евтропий присутствовал на 2-м Эфесском Соборе, где, как и многие представители Восточных Церквей, подпал под влияние Диоскора . Через 2 года Евтропий по неизвестной причине уклонился от участия во Вселенском IV Соборе в Халкидоне, но от его имени соборные акты подписал архиеп. Стефан Эфесский. В хронике сиро-яковитского писателя Дионисия Телль-Махрского (IX в.) упоминается епископ П. Иоанн, занимавший кафедру в сер. VI в. и якобы принадлежавший к монофизитской Церкви. С VII в. начался необратимый упадок П. Городская территория вновь значительно сократилась. Визант. имп. Констант II Погонат (641-668) выстроил новые стены, которые охватили лишь верхнюю часть акрополя (сохр. до наст.

http://pravenc.ru/text/2579970.html

И. упоминается в «Хронике» ( Hipp. Chron. 719) и в списке священников как сын Хескии, к-рый в 18-й год правления Иосии нашел в храме книгу закона (673-674) (Ibid. 675-680). В комментарии на Книгу прор. Даниила сказано, что Сусанна, жена Иоакима (Дан 13. 2), названа дочерью священника Хелкии, тогда И. можно считать ее братом. Со всеми пленниками он идет в Египет, живет и проповедует в Тафнисе, побит камнями иудеями ( Hipp. In Dan. I 12. 8; ср.: Clem. Alex. Strom. I 120. 2-3, здесь же отмечается, что современником И. был прор. «Амбакум» - 122. 4). Раввины рассматривали И. прежде всего как пророка, возвещавшего о Суде (Вавилонский Талмуд, Берахот. 57б; Wolff. 1976. S. 10). В то же время они не забывали традиц. образ И., известный уже из Маккавейских книг,- пророка - утешителя и молитвенника за народ. И. часто сравнивается с Моисеем ( Ginzberg L. The Legends of the Jews. Phil., 1939. Vol. 6. P. 386). В последние дни И. вместе с Илией возьмет землю обетованную для народа Израиля (Ibid. P. 341). Иерусалим мог быть разрушен только после того, как И. оставил город, он ограждал его молитвами как каменной стеной (Ibid. P. 393). И. иногда причисляется к библейским праведникам, к-рые живыми были взяты на небеса (Ibid. P. 400, 412), но в текстах сообщается о смерти и даже о мученичестве пророка в Египте, Палестине и Вавилоне. Иудейские легенды о рождении, юности, призвании и служении пророка во многом противоречивы ( Rothoff A. Jeremiah//EJud. Vol. 9. P. 1359-1360). Места, связанные с именем И. Наиболее достоверным, по мнению исследователей, является упоминание о том, что иудеи побили камнями И. и он был похоронен в доме фараона в г. Тафнисе (LXX: Τφναι; в наст. время от города остался курган в окрестностях Телль-эль-Фарамы, близ Порт-Саида) ( Jeremias. 1958. S. 108, 111). Иоанн Мосх сообщает о захоронении останков И. в Тетрапиле, на пересечении 2 основных дорог Александрии ( Ioan. Mosch. Prat. spirit.//PG. 87. Col. 2929). В позднем иудейском предании гроб некоего Иеремии в окрестностях г.

http://pravenc.ru/text/293630.html

Когда Самуил состарился, он сложил с себя звание судии, и помазал в цари Саула из колена Вениамина (5-12). Далее книга Царств повествует о царствовании Саула . Саул сначала был послушен Богу, но потом возгордился и стал пренебрегать волей Божией. По этой причине Самуил по Божьему указанию помазал вифлеемского отрока Давида из колена Иуды в цари над Израилем (13–16). В то время началась война евреев с филистимлянами, и юный Давид с Божией помощью поразил филистимлянского великана Голиафа (17). Поражение Голиафа принесло евреям победу над филистимлянами и славу Давиду, что в свою очередь возбудило зависть Саула. После этого Саул до конца своих дней преследовал Давида, пытаясь его убить (18–24). Заканчивается книга Царств посещением Саулом Аэндорской волшебницы, неудачной войной с филистимлянами и смертью Саула (25–31). Свои скорби по причине несправедливых преследований Саула Давид запечатлел в своих бессмертных псалмах. 2-я книга Царств повествует о сорокалетнем царствовании Давида. Первые годы царствования Давида были очень успешными, потому что Бог во всем помогал ему. Давид отобрал у Иевусеев их крепость Иерусалим, сделав ее своим столичным городом. ( Иерусалим был Ханаанский городом «Ушалим» — «основанный богом Шалемом». Он известен по аккадским документам 14 века — переписка Телль—эль—Амарна. Библейское предание видит в нем город Мелхиседека, современника Авраама (Быт. 14:18), и отождествляет его местонахождение с горой Мориа, на которой Авраам совершил жертвоприношение). Сюда Давид перенес ковчег Завета и хотел было построить первый настоящий храм вместо переносной скинии (храм-палатка). Но Господь через пророка сообщил Давиду, что храм построит его сын (1-10 гл.). Вторая половина царствования Давида омрачилась его грехопадением с замужней Вирсавией и последовавшими за ним семейными и государственными потрясениями. В особенности много скорбей принесло Давиду восстание его сына Авессалома и вспыхнувшая междоусобная война (11–24). Свой грех прелюбодейства Давид горько оплакал в покаянном 50-м псалме.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010