Мокий (ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318; ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), ок. 1320). На иконах и в монументальных росписях Б. часто представлены попарно или группами: Косма и Дамиан; Косма, Дамиан и Пантелеимон (Санта-Мария Антиква (Рим), капелла Драгутина 1282-1283 (Сербия)); икона Б. с мц. Феодотией и на поле иконы свт. Николая, XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае); Кир и Иоанн (собор Рождества Богородицы Антониева мон-ря, XII в., собор мон-ря Осиос Лукас, XI в., ц. Марторана, Палермо, XII в.); Фотий и Аникита (Киличлер-килисе, Эльмалы, XII-XIII вв.). В греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58, XV в.) Б. изображены дважды: Пантелеимон, Косма, Дамиан, Кир, Иоанн, Ермолай в медальонах в чине мучеников (Л. 55-55об.) и в дни памяти в Минее - в рост. В монументальных росписях изображения Б. обычно помещаются в нартексах (Осиос-Лукас, ц. Богоматери Перивлепты в Охриде, 1295; собор мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350), в ряду святых в нижнем регистре росписи наоса ( напр., ц. св. Врачей в Кастории), иногда в алтаре или в боковых апсидах (ц. Иоанна Предтечи в Задаре; ц. св. Анастасии в Задаре, 1285). В ц. св. Ахиллия в Арилье, 1296 г., святые Косма и Дамиан изображены в юж. певнице среди святых в том порядке, к-рый, по мнению В. Джурича (С. 131), соответствует выниманию частиц на проскомидии. В житийных циклах сцены исцелений показаны по типу евангельских чудес исцелений Иисусом Христом слепых, расслабленных, прокаженных (вмч. Пантелеимон - ц. Сант-Анджело ин Формис, XI в.; ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (Македония), 1164; святые Косма и Дамиан - ц. Митрополии в Мистре, XIV в.). Почитание Б. получило широкое распространение на Руси. Изображения святых Космы, Дамиана, Кира (с сосудом для елея) и Иоанна имеются в росписях (на предалтарных столпах собора Рождества Богородицы Антониева мон-ря в Новгороде, 1125), на иконах (святые Косма и Дамиан на верхнем поле иконы свт. Николая по сторонам Этимасии, XII в., ГТГ; на иконе свт.

http://pravenc.ru/text/149067.html

С. Колокольня. D. Капелла Богоматери семи болезней E. Голгофа (верхняя площадка). F. Ротонда 18 столбов или площадь вокруг памятника гроба Господня. G. Памятник гроба Господня. Н. Капелла латинян. К. Арки Девы. L. Соборный греческий храм Воскресения. М. Подземная церковь св. креста 1 . Правая половина входных ворот заделанная. 2 . Левая половина ворот действующая 3 . Место возлежания турецких привратников. 4 . Лестницы ведущие на Голгофу. 5 . Капелла пригвождения ко кресту. 6,7 . Алтарь латинский. 8 . Придел распятия. 9 . Ямина креста Христова. 10 . Расселина скалы. 11 . Вход в капеллу Адама. 12 . Камень миропомазания. 13 . Место стояния св. жен. 14 . Придел Ангела. 15 . Камера св. Гроба. 16 . Камень средоточия земли. 17 . Алтарь св. Марии Магдалины. 18 . Разница латинян. 19 . Монастырь Францисканский. 20 . Темница Спасителя. 21 . Капелла Лонгина сотника. 22 . Капелла разделения риз. 23 . Капелла обретения св. креста. 24 . Место, где был найден св. крест. 25 . Капелла поругания и тернового венца. 1 См. «Церк. Вестн.» за 1882 г. 20, стр. 6. Желательно, для большего русского влияния, иметь побольше недвижимой собственности русской не в Яффе только, но и в других местах Палестины, а особенно в Иерусалиме. 2 Говорим «нынешняя», потому что настоящая-то улица, освященная стопами Спасителя, находится под землею в глубине 30–40 футов, засыпанная древнейшими развалинами, – песком, щебнем и мусором. См. Олесницкого, Св. Земля Ч, 1-я, стр. 499. Раскопки Иерусалима и подземные ходы, коридоры и постройки – все подтверждает слова Христовы, что из современных Христу величественных зданий Иерусалима все они были разрушены, и не осталось камня на камне. 3 Что был это за напиток? По мнению одних уксус с желчью, по мнению других, окисшее вино со смирною; всего вероятнее: окисшее как уксус вино, смешанное с горькою, как желчь, смирною. 5 И по преданию, благоговейно охранял ее до самой кончины, которая последовала в 48 году по Р. Христовом после того, как Богородица Своим словом просветила многие души.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Итак, среди этих сооружений, явившихся на святых местах после полнейшего опустошения их при Гакеме, мы не видим уже реставрации древней базилики Константина, и ее место, по-видимому, не занято ничем, На Голгофе помещается капелла: особая церковь покрывает место помазания пречистого тела Господа. Крестоносцам, овладевшим Иерусалимом в 1099 году, эти сооружения показались бедными и тесными и они решили соединить все отдельные пункты в одном обширном здании. На восточной стороне ротонды Гроба, на месте атриума Константиновых сооружений, воздвигается обширный храм, заключающий хор для каноников, с главным алтарем в честь воскресения Господня; при этом восточные из колонн ротонды Гроба несколько раздвигаются, с целью свободного сообщения между обеими частями. Со всех сторон вокруг этого грандиозного соединения двух храмов устраивается широкая галерея, служащая для крестных ходов 928 . Западная половина сооружений, с пещерою Гроба посередине, в главных частях осталась в прежнем виде. Голгофская капелла, без сомнения, примыкавшая к главному зданию, по свидетельству Иоанна Фоки, имела кровлю из четырех сводов 929 . Главный, богато украшенный, портал был устроен на южной стороне, как и в нынешнем храме Воскресения. По соседству с ним, на западной стороне той же южной площадки, высоко поднималась колокольная башня, а на восточной – особая лестница вела на Голгофу 930 . Кроме главного, южного, Эдризи указывает еще два входа – на западной и северной сторонах. Первым вступали в верхнюю часть ротонды Гроба; но отсюда нельзя было сойти вниз: для этого служили северные двери, с лестницею в 30 ступеней, называвшиеся воротами святой Марии 931 . Капелла святой Елены была построена в земле, на нынешнем ее месте 932 . Все постройки были окончены во второй четверти XII века 933 . Дальнейшие изменения до пожара 1808 года, имевшие целью, в большинстве случаев, исправление или замену отдельных обветшавших частей 934 , не коснулись самого плана зданий; остались верными ему и строители нового храма, законченного в октябре 1810 года. Поэтому нынешний храм Воскресения в главных частях вполне отвечает сооружениям крестоносцев: та же ротонда Гроба, на восточной стороне так же примыкает к ней Католикон – древний хор крестоносцев, та же капелла святой Елены с камерою обретения креста, та же Голгофа, тот же, ныне единственный, а тогда лишь главный, южный портал, та же колокольная башня на левой стороне, к сожалению, лишившаяся своей верхней части.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

Мон-рь Сан-Стефано, древнейший в Б., был основан, по преданию, св. Петронием, погребенным впосл. в этой обители. В ср. века мон-рь стал центром паломничеств. В IX в. он был известен как мон-рь св. Стефана Иерусалимского или «Святой Иерусалим» (S. Gerusalemme), но ни одна из существующих церквей не сохранила посвящения св. Стефану (главный храм мон-ря освящен в память апостолов Петра и Павла). Капелла Сан-Сеполькро (лат. Sanctum Sepulchrum - Гроба Господня) и др. части комплекса, возможно, были основаны в V в., но реставрационные работы 80-х гг. XIX - 20-х гг. XX в. уничтожили большую часть ранних уровней. К V в. относят и часть базилики во имя святых Виталия и Агриколы, перестраивавшейся в VIII в. с использованием строительных кладок рим. периода и в XI в. в ломбардском стиле. В X в. появились, видимо, все основные постройки мон-ря. Группа сохранившихся монастырских капелл и церквей, двор (клуатр) датируются романским периодом (XI-XII вв.) с включением фрагментов более ранних строений. В Сан-Стефано после перестройки XII в. (1140?) находится самая точная из сохранившихся средневек. копий иерусалимского храма Воскресения Христова. Архитектором были выбраны и повторены те детали иерусалимского храма, к-рые передают идею целого: октагональная в плане капелла Сан-Сеполькро внутри заключает гробницу, окруженную 12 колоннами, чья символика подчеркнута евангельским сюжетом: на рельефе у входа в гробницу изображены жены мироносицы, воины и ангел. В Сан-Сеполькро хранится рака с мощами св. Петрония, обретенными в 1145 г. еп. Генрихом; в романский период часовня была расписана (фрагменты фресок перенесены в музей и клуатр). К востоку от Сан-Сеполькро находится двор XII в. с портиками (Cortile di Pilato) и др. капеллами. К ц. Св. Троицы (стены XIII в.) принадлежит капелла св. Креста на фундаментах IX-XII вв. Капелла содержит «копии» Голгофы и Животворящего Креста (промежуток между Голгофой и гробницей соответствует расстоянию между их прообразами в Иерусалиме). Изначально бенедиктинский, в 1447 г. мон-рь был отстроен заново, а в 1493-1797 гг. принадлежал целестинскому ордену.

http://pravenc.ru/text/149693.html

Во время войны 1660 года, не только храм со всеми пристройками и имуществом сожжен и разграблен был злодеями, но и вся церковная земля отнята иезуитами 603 . В Минске кальвинская церковь существовала еще в 16 столетии. Сеньор Зарнович, после опустошительной войны, нашел от нее (в 1667 г.) одни развалины. Вокруг ее также все было разорено и расхищено. Органист какой-то, захватив часть церковной земли, построил на ней дом и завел трактир; все другие церковные земли поступили во владение князей смоленских. По ходатайству Зарновича, земли эти отчуждены были от новых пришлых владельцев, церковище было отгорожено и застраховано, непозволительные постройки, заведенные органистом, снесены; для отправления богослужения устроены (в 1668 г.) сперва навес, сарай (der Schoppen или Schuppen), потом капелла. Не знаем, какова была капелла, но навес тот был в полном смысле сарай, без (достаточного количества) стекол и окон, без досок и скамеек, без железных крюков в дверях или воротах. Но дикое озлобление фанатического народа, не сдерживаемого никакими мерами нового русского правительства, не могло терпеть подле себя и этот убогий приют общественного богослужения еретиков. Сперва капелла, потом навес, дом органиста, принадлежавший теперь капелле – все варварски было сожжено, опустошено. Богослужение евангелики должны были отправлять в замке княгини. Все хлопоты их о постройке нового сбора остались напрасными: некому стало молиться и служить в нем: всех прихожан обоего пола оставалось (в 1684 г.) лишь 60 человек; проповедник не мог жить у них постоянно и только временно посещал их. Но в былое время община эта, подобно двум предыдущим, была очень небедна; владела недвижимым имуществом, домами, капиталом в 1000 гульденов и т. д. 604 . 16–18. В Чернихове, Лебедеве и Семеновичах находились приписные церкви. В Чернихове устроена была капелла, которая служила вместе семейной гробницей местных владельцев Капасцевских. Для отправления в ней богослужения, приезжал проповедник из Минска, на подъем которого ктиторы внесли вклад 605 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Формирование собственно нем. искусства происходило в средние века. Сильнейшим импульсом для развития культуры Г. послужило т. н. Каролингское возрождение, когда происходило (кон. VIII-IX вв.; термин Ш. Л. Монтескьё) распространение христианства и одновременно восприятие элементов античной и визант. культур. Центрические капеллы этого периода построены по композиционным принципам раннехрист. храмов IV-VI вв. (капелла-ротонда Санкт-Михаэль в Фульде, ок. 820-822; дворцовая капелла Карла Великого в Ахене, 786-800, строитель Одо из Меца,- вариация интерьера ц. Сан-Витале в Равенне). Др. тип церквей был разработан в монастырском зодчестве: 3-нефная базилика с плоским перекрытием и мощным трансептом перед вост. апсидой (церковь в Херсфельде, Гессен, 831-850 гг., не сохр.; первоначальный собор в Фульде, 792-819). Для нек-рых церквей характерно выделение зап. фасада, впосл. типичное для базилик романского периода (монастырская ц. в Корвее, Сев. Рейн-Вестфалия, заложена в 822, вестверк - 873-885). Об использовании в каролингский период принципов античной архитектуры говорит пропорциональный строй 3-пролетных монастырских ворот с надвратной Никольской часовней в Лорше (Гессен, 763-774). Дворцовая капелла в Ахене. 786–800 г. Строитель Одо из Меца. Интерьер октагонального зала Дворцовая капелла в Ахене. 786–800 г. Строитель Одо из Меца. Интерьер октагонального зала О взаимовлиянии черт каролингской придворной и церковной культур дают представление произведения резьбы по слоновой кости, металлопластики (реликварий из Энгера, 90-е гг. VIII в., Гос. музеи Берлина), а также миниатюры рукописей дворцовой школы (Евангелие Карла Великого, нач. IX в., Vindob.) и «школы рукописи Ады» (Евангелие Годескалька, ок. 781-783, Parisin.; Евангелие аббатисы Ады, ок. 800 г., Городская б-ка, Трир). Сооружения ранней фазы романского искусства в Г., получившей название оттоновского периода (или Оттоновское возрождение, сер. X - 1-я пол. XI в.), созданы под влиянием античного и визант. искусства, а также архитектуры предшествующего периода: монастырская церковь в Отмарсхайме (1049 г., Эльзас, ныне на территории Франции) повторяет композицию Ахенской капеллы, а хоры собора Санкт-Мария, Космас унд Дамиан в Эссене (хоры ок.

http://pravenc.ru/text/529057.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКСИМ († 6(16?).12.1305, Владимир-на-Клязьме), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), митр. Киевский (1283-1305). М., грек по происхождению, был поставлен в К-поле митрополитом на Русь после кончины св. митр. Кирилла II . Поставление М. «Гречина» в 1283 г. возглавил патриарх К-польский Григорий II Кипрский (1283-1289; будучи известным богословом, он противодействовал сведенному с престола симпатизировавшему униатству патриарху Иоанну XI Векку ). В том же году М. прибыл на Русь. Находившийся в это время в столице Византии Александрийский патриарх Афанасий III (II) Синаит отправил на Русь грамоту со свидетельством о православности византийского предстоятеля. В ней также сообщалось, что угроза Лионской унии после кончины имп. Михаила VIII Палеолога (1261-1282) миновала ( Мейендорф И., протопр. Единство империи и разделение христиан: Св. Григорий Палама и правосл. мистика. Византия и Московская Русь. М., 2000. С. 367). По прибытии на Русь в 1283 г. М. совершил поездку в Сарай к хану Туда-Менгу. Вполне вероятно, что митрополит направился в Орду также и по поручению визант. имп. Андроника II Палеолога Старшего (1282-1328). Вернулся М. на Русь весной 1284 г. Согласно позднейшей Никоновской летописи (20-е гг. XVI в.), по возвращении в Киев новый митрополит созвал в 1284 г. Собор рус. епископов; о причине созыва иерархов и об обсуждавшихся на Соборе вопросах ничего не сообщается (ПСРЛ. Т. 10. С. 162), более ранние источники о нем умалчивают. В 1285 г. М. совершил поездку по митрополии, посетив, в частности, Владимир-на-Клязьме, Суздаль, Новгород. Очевидно, с разорением и запустением рус. юга епархии севера Руси приобрели в жизни митрополии особое значение. В период своего святительства М. возглавил неск. архиерейских хиротоний. В 1288 г. в Киеве был хиротонисан Иаков, еп. Владимирский, в 1289 г.- Тарасий , еп. Ростовский, и Андрей , еп. Тверской (последнего прислал как своего кандидата на епископию св. блгв. кн. Тверской Михаил Ярославич ; новый Тверской владыка был сыном литов. кн. Герденя - Приселков. 2002. С. 344-345). В 1295 г. «приеха Максим митрополит ис Киева, Якова, владыку Володимерьскаго, свед с епископьи… того же лета поставлен бысть Семен епископом Володимерю» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 527-528). Причина сведения еп. Владимирского Иакова с кафедры остается неизвестной.

http://pravenc.ru/text/2561548.html

Кирилл в 1261 г. определил епископа в Сарай, столицу капчатских ханов на Волге, а в 1279 г. по согласию с Великим Ханом Мангушимуром посылал Сарайского епископа Феогноста в Константинополь к патриарху и царю, вероятно для испрошения позволения перенести митрополичью кафедру во Владимир на Клязме. Но ни подлинная причина сего совокупного с ханом посольства, ни успех оного неизвестны. 25 . МАКСИМ грек , посвящен в Константинополе в 1283 г. патриархом не Векком, как пишет Коссов, но Иосифом, или, вероятнее, Григорием II. Ибо Иосиф по возвращении на престол с 1283 г. декабря 30 жил не более двух месяцев и умер в марте 1283 г. Максим хотел удержать свою кафедру в Киеве. Но видя сию столицу малолюдной и всю область ее время от времени более опустошаемую набегами разных орд татарских, жителей разбегающихся в разные стороны, а князей киевских обессиленных, проводил время больше в объездах по епархиям, а наконец утвердил с 1499 г. митрополию свою совершенно во Владимире на Клязме, и там скончался 1305 г. декабря 21. Он в первый (1283) год своего прибытии ездил в Капчатскую орду, которая с сих пор требовала уже, чтобы и митрополиты подобно князьям являлись в нее для утверждения на местах своих и для подноса подарков 95 . По причине сего-то случая, или может быть для утверждения своей кафедры во Владимире, он, возвратясь из Орды, в следующем году созывал в Киеве епископов на Собор; потом три раза был в Греции, а в 1301 г,. будучи там, предлагал вопросы на разрешение 96 . После него бывшие Владимирские и Московские митрополиты хотя именовались Киевскими и всея России, но не жили в Киеве и даже редко, кроме Феогноста, посещали заднепровские православные епархии, а потому мало имели влияния на их церкви, кроме того, что содержали в Киеве только наместников 97 своих, кои управляли здесь духовенством их именем и занимались более собиранием церковных даней, а епархиальные архиереи, удовлетворив сию повинность, сами оставались уже почти независимыми в своих епархиях. Таковые Московские митрополиты были:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

9 мая, в День Победы, на Поклонной горе в Москве пройдет ежегодная общедоступная акция – концерт Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Вечером (в 19:00) на сцене Большого зала Московской консерватории состоится торжественное закрытие фестиваля. На мероприятия будут приглашены ветераны и участники Великой Отечественной войны, некоммерческие общественные организации, воспитанники детских школ искусств Москвы. Хоровая программа Участниками хоровой программы в этом году станут более 20 коллективов из России и Беларуси. Выступления пройдут в храмах и на концертных площадках Москвы и близлежащих городов и будут благотворительными. Среди участников программы московские коллективы: Хор Богоявленского кафедрального собора в Елохове, Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин», Вокальный ансамбль Arielle, Московский Синодальный хор, Патриарший хор Храма Христа Спасителя, Праздничный мужской хор Московского Данилова монастыря, Хор Сретенской духовной академии, Государственная академическая капелла России имени А.А. Юрлова, а также Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки (Санкт-Петербург), Национальный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле» (Петрозаводск), Джаз-хор Свердловской государственной детской филармонии (Екатеринбург), Фолк-фьюжн проект «Красные бусы» (Хабаровск), Византийский хор Axion Estin Николо-Малицкого мужского монастыря (Тверь), Мужской хор ART’o’dox Воронежской филармонии и Хор мальчиков «Юные дирижеры» (Воронеж), Сибирский мужской хор (Красноярск), Хоровая капелла Тюменской филармонии, Концертный хор Межшкольного эстетического центра (Краснодар), Государственный камерный хор Республики Татарстан (Казань), Хор национальной песни филиала Мариинского театра в РСО – Алания (Владикавказ), Государственная академическая хоровая капелла Республики Беларусь имени Григория Ширмы (Минск) и Хор Мариинского театра. Торжественное открытие хоровой программы состоится 17 апреля (18:00) в Москве, в зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя. В концерте примут участие Хор Богоявленского кафедрального собора в Елохове, Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки и Сибирский мужской хор.

http://pravoslavie.ru/153144.html

Вероятно, или в министерстве, или в капелле неверно были поняты слова императора Николая I, ибо только недавно до этого распоряжения государь был в Москве и с большой похвалой отзывался о тамошних службах. Или, быть может, его удивили московские напевы, кое в чем отличающиеся от придворного напева. Московские же дьячки 547 славились своим знанием уставного богослужебного пения. Вмешательство светского учреждения, Придворной капеллы, в компетенцию духовных властей, в данном случае в компетенцию митрополита Московского вызвало острое неудовольствие митрополита Московского Филарета. И митрополит при свидании с министром императорского двора, в ведении которого была Придворная певческая капелла, сказал ему «...Петербург читать учился у Москвы; и Москва еще умеет читать и ныне, что московские псаломщикиотличаются от придворных, без сомнения, тем, что точнее исполняют устав» 548 . Как уже было сказано выше, если Петербург мог хвалиться мастерским исполнением паралитургических композиций подражательного итальянского стиля, то Москва могла похвалиться сохранением традиции уставного богослужебного чтения и пения – традицией, беспрерывно сохранявшейся многими десятками, если не сотнями, лет. Прибытие в Москву Кетова, придворного певчего, знающего только певческую и богослужебную практику придворных церквей и Придворной капеллы, вызвало смущение среди московского духовенства. Митрополиту Филарету пришлось разъяснить взволнованному духовенству, что Кетов будет учить пению и чтению не священников, а только псаломщиков, и то лишь для того, чтобы они знали придворный чин богослужения в высочайшем присутствии и по сему чину поступали бы, когда в придворной церкви будет служба в высочайшем присутствии. Как бы то ни было, но капелла никоим образом не имела права вторгаться в дело обучения пению и чтению московских псаломщиков и священников. Тем более, что в области уставного пения и богослужебного чтения директор капеллы был совершенно некомпетентен. Таким образом возникло и обострилось противопоставление: Придворная капелла с ее ярко выраженным итальянским стилистическим направлением в церковном хоровом пении и Москва с ее богослужебно-певческой вековой традицией. Отношения между капеллой и Синодом на почве богослужебного пения особенно обострились при директоре капеллы генерал-майоре А.Ф. Львове. Эти отношения характерны для следующего, третьего периода второй эпохи в истории богослужебного пения Русской Православной Церкви, почему более подробно об этих отношениях будет сказано в следующей главе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010