Среди них были и преподаватели русских духовных академий, которые вместе со своими коллегами из Императорских университетов внесли существенный вклад в развитие сербского академического богословия. Время их приезда совпало со временем основания в Белграде Православного богословского факультета. В период с 1920 по 1940 гг. на упомянутом факультете работали восемь русских профессоров. Русские преподаватели во многом способствовали как самому учреждению факультета, так и началу образовательного процесса на данном факультете. Помимо помощи в организации работы факультета, они своими научными трудами, опубликованными в сербских богословских журналах, помогли также развитию богословской мысли у сербов. Среди студентов Православного богословского факультета в Белграде было много эмигрировавших русских, ставших потом выдающимися церковными деятелями и учеными, которые свои первые работы опубликовали в Сербии. Самый длинный трудовой стаж на белградском Богословском факультете, по сравнению с другими русскими профессорами, был у доктора церковной истории, бывшего профессора и декана Историко-филологического факультета Новороссийского университета в Одессе Александра Павловича Доброклонского (с 1920 по 1937 гг.). Он был одним из первых русских преподавателей-эмигрантов, который начал работать на Православном богословском факультете и который вместе с тремя сербскими преподавателями составил «ядро» данного факультета. Внештатным профессором только что учрежденного факультета он был избран по решению Совета Белградского университета,  которое было подтверждено указом короля от 9 июля 1920 года . Профессор Доброклонский, «как старший и по возрасту и по сроку преподавательской службы» , был председателем на первом заседании Совета Богословского факультета, которое состоялось 6 сентября 1920 года в кабинете ректора Белградского университета. Доброклонский является автором первого факультетского постановления , окончательная версия которого была принята на заседании Совета факультета в октябре 1920 года . Помимо своей преподавательской деятельности (до конца своих дней (1937) он читал лекции по Общей истории Церкви), Доброклонский занимал многочисленные должности на факультете: он был первым исполняющим обязанности декана (на эту должность он был избран  30 ноября 1920 года) , а потом и первым заместителем декана Богословского факультета (с 23 февраля 1921 года) . С июня 1923 по февраль 1924 гг., во время отсутствия декана Стевана Димитриевича (который побывал в России, куда отвёз гуманитарную помощь для областей, пострадавших от голода) , Доброклонский вместе с профессором Драгутином Анастасиевичем исполнял должность декана факультета (решение Совета факультета от 6 июня 1923 года) . Работая членом комиссии по закупкам богословской литературы для библиотеки факультета (членом комиссии он стал 30 ноября 1920 года) , он своими предложениями оказал существенную помощь в пополнении библиотечного фонда.

http://bogoslov.ru/article/4825605

Только Господу ведомо, как глубока их рана и как глубоко их смирение. Они не только приняли мученическую кончину, их имена были оклеветаны и их могилы украдены. Пятьдесят лет имена их пребывали в забвении, пятьдесят лет ведется упорная работа, чтобы стереть их из людской памяти, ибо те, кто это делает, знают: если нет имени, нет и могилы; нет могилы, не было и убийства. Если не было человека, не было и преступления; не было преступления, не было и преступника. Убить в гневе, в помрачении – это человеческое: грешен человек; но затаптывать и уничтожать могилу убиенного, убивать память о нем – это диавольское. Первым в ряду мучеников, страдальцев, которых мы сейчас вспоминаем, кого видят глаза мои, стоит Ново Делич, бежавший от усташского ножа из Добоя в свой родной край, чтобы спасти свою семью. Остался бы он под ножом усташей, не закололи бы его братья его. Приехал священник Ново Делич на родину, и здесь ему вырезали глаза и, дав в руки Евангелие, приказали: «Читай, поп, Евангелие». На куски заживо резали и в яму сбросили. Во главе сонма мучеников стоит отец Ново Делич из Комарницы. Смотрю в его окровавленные пустые глазницы и вижу в них свой народ закланный. Закалали его – и не заклали, глаза ему выкалывали сейчас, в наше время, так же как когда-то во времена агарянские и австро-венгерские. Уцелевших от многовековой резни ныне на наших глазах уничтожают, завершая дело прежних преступников, Клинтон и НАТО во имя нового мирового порядка. Рядом с отцом Ново Деличем вижу протоиерея, благочестивого Богдана Церовича, и его двадцатилетнего сына Драгутина. Он был убит в самом начале войны, в июле 1941 года, только за то, что был священником. На Евангелии найдена издевательская надпись: «Ликвидировали попа Богдана Церовича, предателя и разбойника. Если не веришь и не уразумеешь, и тебя постигнет его участь». Написано чьей-то безграмотной, но исполненной братоубийственной ненависти рукой. Сохранилось такое свидетельство. Когда, спрашиваю я вас, были предателями Церовичи – потомки и родные воеводы Новицы Церовича? Когда были предателями Алексичи из рода Мирко Алексича, мощи которого покоятся ныне в этой Лавре и который избавил народ от тирана Исмаил-ага Ченгича?

http://predanie.ru/book/87094-slava-i-bo...

Против Стефана устаде са намером да му отме престо и брат од стрица Владислав, син Сремског Драгутина, брата Милутинова. Али се и ова побуна заврши добро по Стефана: Владислав би приморан да се покори Стефану, када увиде да за против - А Стефан, уколико му Бог више помагаше, он утолико биваше све и често квасаше сузама, не само него и свакога дана савест омиваше сузама, себе црвом а не човеком, и себе и пепелом. У Стефана све одисаше страхом и и владаше он мудро и богоугодно, и После смрти прве супруге, бугарске принцезе, Стефан двапут ступао у брак: са Бланком, Филипа Тарентског, херцога и после смрти ове друге жене, са Солунског намесника Палеолога. У мирно време Стефан се стараше о поданика и о Цркви, врлинама као сунце. Он стараше се о чистоти вере и у границама државе. савременик пише о ово: " Господ га изабра и прослави за као звезду светлу и он утврди отачаство многе градове и области; Он посла сина свога против безбожних и нечестивих бабуна. Он однесе победу над " . - Бабунима су се називали богумили, опасни су живели у планинском Бабуни, код Прилепа, и одонуд чинили нападе на православне. Под Стефаном не мало година уживала потпун мир; било метежа, ни ратова са суседима. Благочестиви Стефан бавио се делима добротворства и и храмова како у своме отачаству тако и ван граница. при букну жестоки рат са суседним Бугарским царством. За време Милутинова у Бугарска, раздирана метежима и разоравана упадима, беше знатно ослабила и се могла равнати по са Када видински деспот Михаил постаде бугарским царем, он бугарске области, и притом да поврати неке градове беше заузела. А кад цар Михаил нанесе горку увреду Стефану. сестром Стефановом, Милутина Недом, цар Михаил без икаквог разлога отера од себе жену Неду са малим сином Стефаном, затвори у манастир, а ожени се Теодором, сестром претендента на престо Андроника удовицом бугарског цара Светослава. два суседна владара би више тиме што српски држаше страну законитог цара Андроника српског Стефана беше заволео за време заточеништва у Цариграду; бугарски пак цар Михаил зближи се са супарником Андроника унуком Андроником коме и за руком да отме царски престо своме деди. Андроник и Михаил бугарски склопише одбрамбени и нападни савез против И ова два савезника решише да нападну у 1330. години.

http://pravoslavie.ru/75401.html

6) Даниил 2-й, архиепископ сербский (1323 – 1337). Он написал жития королей и архиепископов сербских, которые вместе с дополнениями неизвестных продолжателей составляют так-называемый сербский Цароставник или Родослов и которые напечатаны г. Даничичем под заглавием: «Животи кральева и архиепископа српских написао архиепископ Данило и други», у Загребу, 1866 303 . Мы уже говорили выше, что книга весьма скудна историческими положительными известиями и что она имеет цену только за отсутствием других памятников лучших, но она весьма замечательна в другом отношении. Если бы справедливо было по одной книге заключать о характере целого народа, то это заключение было бы в высшей степени невыгодное для сербов. Такой ужасной риторики, или даже и более чем риторики, и такой, не знающей совершенно никакой меры хвалебной лести и лжи, мы уверены, не найдешь даже ни у кого из византийцев, как известно, великих мастеров этого дела. Древние сербские государи никак не могут быть похвалены за свои нравы, – почти ни один из них не умирал на престоле, а был сгоняем следующим, не однажды было, что даже сын поднимал руку на отца; и однакож по изображению Даниила все они оказываются такими прекрасными людьми, что не знавши дела придешь в умиление и с недоумением подумаешь, откуда это такой рай на земле. Наша Степенная книга, как известно, тоже не свободна от упрека в риторике и панигиризме, но до сербского Родослова ей еще чрезвычайно далеко (в Родослове описаны жития 4 королей: 1) Уроша Великого или 1-го, 2) Стефана сремского или Драгутина, 3) Уроша 2-го или Милутина, 4) Уроша 3-го или Стефана Дечанского, – одного царя – Стефана Душана и одной кралицы – Елены жены Уроша 1-го; жития архиепископов: 1) Арсения, 2) Саввы 2-го, 3) Иоанникия, 4) Евстафия 1-го, 5) Иакова, 6) Евстафия 2-го, 7) Саввы 3-го, 8) Никодима, 9) Даниила 2-го, и патриархов: Иоанникия и Саввы). По свидетельству Родослова, изд. Данич. стр. 367, архиепископ Даниил «книги многочисленные составлял и изобретал, прежде небывшие николиже», но других книг его, кроме самого Родослова, пока неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

1110 Изд. Ρλλης– Ποτλς, VI. Сербский перевод: Ст. Maraje Властара Синтагмат. Београд, 1907. 1111 См. особ.: Dölger F . Aus den Schatzkammern des Heiligen Berges. München, 1948; Lemerle P . Actes de Kutlumus. Paris, 1945; Guillou A . Les Archives de Saint-Jean-Prodrome sur le mont Menacee. Paris, 1955; Dölger F . Sechs byzantinische Praktika des 14. Jahrhunderts fur das Athoskloster Iberon//Abhandlunger der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. N.F. 28 (1949); Мошин В . Акти из светогорских архива//Споменик Српске акад. наука 91 (1939); Mošin V ., Sovre A . Supplementa ad acta Chi-landarii. Ljubljana, 1948. – Собрание греческих документов сербских правителей представлено в: Соловьев А ., Мошин В . Грцке српских владара. Београд, 1936. 1112 Jorga N . Notes et extraits pour servir à l " histoire des croisades au XV е siècle. Paris, 1899–1916. Vol. I-VI. 1113 Thiriet F. Régestes des délibérations du Sénat de Venise concernant la Romanic Paris; La Haye, 1958–1961. Vol. I-III. 1114 Il libro dei conti di Giacomo Badoer/Ed. U. Dorini e T. Bertelé. Roma, 1956. Интересным источником по поздневизантийской экономике служит счетная книга, изданная X. Хунгером и К. Фогелем: Denkschriften der Österr. Akad. d. Wissensch., Philos.-hist. Kl. Bd. 78, Abh. 2. Wien, 1963. 1115 Информация о правах и функциях соправителя содержится в простагме Михаила VIII от ноября 1272 г. 1116 Pseudo-Codinus . P. 86. Об этом Ф. Дёльгер в BZ 33 (1933). S. 141; Острогорски . Автократор. С. 108 сл. и SK 10 (1938). С. 179 сл., где показывается, что титул автократора не прилагался к соправителям до палеологовского времени. 1117 Nic. Gregoras . I. P. 243 sq. Об этом: Ласкарис . Виз. принцезе. С. 73; М. Однос Милутина и Драгутина//ЗРВИ 3 (1955). С. 77–80 (Динич помещает этот эпизод во время ок. 1315 г.). 1120 Особ, см.: Charanis P . On the Social Structure and Economic Organization of the Byzantine Empire in the Thirteenth Century and Later//BS1.12 (1951). S. 94–153; Каждан А.П. Аграрные отношения в Византии XIII-XIV вв. М., 1952; Rouillard G . La vie ruraledansl " Empirebyzantin. Paris, 1953; Ostrogorsky . Paysannerie; Горянов Б.Т. Поздневизантийский иммунитет//ВВ И (1956). С. 177–199; 12 (1957). С. 97–116; Острогорский Г.А. К истории иммунитета в Византии//ВВ 13 (1958). С. 55–106 ( Ostrogorskij G . Pour l " histoire de l " immunité à Byzance//Byz 28 (1958). P. 165–254); Ангелов Д . Аграрните отношения в северна и средна Македония през XIV век. София, 1958. 1125 К. Чапман ( Chapman . Michel Paléologue. P. 154), как кажется, исчисляет общее количество войск в 20 000, считая 15 000 в мобильном войске и 5000 в гарнизонах по городам. Без сомнения, 15 000 воинов, которые (как полагает Чапман вслед за Хопфом) сражались в 1263–1265 гг. на Пелопоннесе, представляли собой лишь часть наличных войск, поскольку одновременно боевые действия велись и в других областях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этой отчаянной ситуации вновь дали о себе знать антивизантийские планы на Западе. Филипп Тарентский, стремившийся укрепить свое положение в эпирско-албанских областях, соединился с албанцами-католиками и овладел Диррахием. Его поход против симпатизировавшей византийцам деспины Анны Эпирской оказался, впрочем, безуспешен (1306). Но более опасным, чем «деспот Романии и господин королевства Албании», как величал себя Филипп, был для Византии предприимчивый Карл Валуа. Этот безземельный феодал, женившийся в 1301 г. на некогда желанной для Византии Екатерине де Куртенэ, с большим рвением трудился над возрождением завоевательных планов Карла Анжуйского и теперь, когда Византия, казалось, погрузилась в хаос, протянул руку за императорским венцом Константинополя. В 1306 г. он заключил соглашение с Венецианской республикой, которая не смогла удержаться от искушения еще раз вернуться к политике четвертого крестового похода. В 1308 г. последовало заключение договора с сербским королем Милутином, который, однако, как представляется, не полностью порвал с Византией: увязший в многолетней войне (1301–1312) со своим братом Драгутином, он не мог активно выступить против Византии, вновь приступив к завоеваниям в Македонии 1160 . Папа Климент V оказал антивизантийской акции моральную поддержку: в 1307 г. он вновь подверг императора анафеме. Карлу Валуа удалось найти подельников и среди византийских магнатов – обстоятельство, проливающее яркий свет на степень разложения Византии. Наместник Фессалоники Иоанн Мономах и комендант Сард Константин Дука Лампидар заявили о своей готовности признать французского принца своим повелителем. Но самым важным при тогдашнем положении вещей было достигнуть соглашения с Каталанской компанией, которая фактически владела ситуацией на византийском Востоке. Карлу Валуа удалось даже это, несмотря на то что король Фредерик Сицилийский также ревностно добивался сюзеренитета над каталанцами. В 1308 г. уполномоченный Карла, Тибо де Сепуа, прибыл с одиннадцатью венецианскими кораблями на Эвбею, оттуда направился в Кассандрию и от имени своего господина принял у Каталанской компании вассальную клятву.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЕВИЧ [серб. Драгутин (30.07.1877, Крагуевац - 20.08.1950, Белград), серб. византолог, палеограф, археолог, историк Сербской Православной Церкви, проф. философского (1906-1931) и богословского фак-тов Белградского ун-та (1921-1941, 1944-1950), почетный д-р Афинского ун-та (1938), действительный член Сербской АН и искусств (с 1946). Выпускник отд-ния классической филологии Белградского ун-та 1900 г. Как гос. стипендиат с 1902 г. изучал новогреч. язык, греч. палеографию, романскую, визант. и новогреч. филологию в Мюнхене у проф. К. Крумбахера , где защитил докт. дис. «Die paränetischen Alphabete in der griechischen Literatur», издание к-рой (1905) стало его 1-й научной публикацией; проходил специализацию по греч. палеографии в Милане (1903). Преподавал на богословском фак-те Белградского ун-та греч. язык и палеографию, визант. филологию и историю (1906-1921). Работал в б-ках Германии, Австрии, Италии, Греции, России. По поручению Сербской АН и искусств ездил на Афон (1906-1907 и 1912), где скопировал ок. 600 документов. Участвовал в Балканской и первой мировой войнах как солдат серб. армии. В 1916 г. в Афинском ун-те читал лекции о греко-серб. связях эпохи средневековья. Труды А. печатались в Греции, Германии, Франции, Бельгии, Болгарии, Чехословакии; он сотрудничал с Археологическим русским ин-том в К-поле , обращался к вопросам рус. истории. Организатор 2-го международного византологического конгресса в Белграде (1927). Как археолог внес значительный вклад в исследование ряда религ. сооружений на югославских землях. Широкое признание имеют его труды по истории Сербской Православной Церкви. А.- автор статей для Энциклопедии Сербии, Хорватии и Словении, изд. Ст. Станоевичем. Полиглот, переводчик с древнегреч. и новогреч. языков, известный библиофил, завещал свое книжное собрание богословскому фак-ту Белградского ун-та. Соч.: Света Гора у прошлости и Београд, 1907; Кто пострадал на Скафиде. София, 1911; Отац Београд, 1914; Српски архив Лавре Атонске. Београд, 1922; Ucmopuja Buзahmuje: Београд, 1923; Св. Богородице код Kypшyмлuje. Београд, 1923; Првобитни постанак имена и манастира Хиландара. Београд, 1927; Културна ucmopuja Buзahmuje: Београд, 1929; Лев Диакон о годе отвоевания Цимисхием Болгарии от русских. Прага, 1929; Споменици из старих цркава у неиздани или с погрешками издани. Београд, 1931; Година савеза Фокина с Бугарима против Руса. 1932; Кроз jeдhy збирку hobujux аката Цариградске Nampujapшuje о enapxujaмa. Београд, 1933; Летопис Београд, 1934; Неколики неиздати грчки текстови. Београд, 1937; Света словеса св. Саве заиста су nocmojaлa. Београд, 1937; Есфигменские акты царя Душана. Прага, 1938; Из ucmopuje nampujapшuje после Apcehuja III. Београд, 1938; Jeдuha buзahmujcka царица Београд, 1939; Царский год в Византии. Белград, 1939.

http://pravenc.ru/text/114780.html

269 Так говорит ученик Даниила. По его известию, сличённому с грамотой Милютина и родословом, это нападение Франков на Афон окончилось в 1296 г. Феодул магистр, известия которого напечатаны in Anecdota Boissonadi II, 226, относил разорение Афона Каталонцами к 1308 году. Но преимущество остаётся. за современниками. 270 Слова Даниила в Зап. геогр. общ. XIII, 302. Гласник VI. 38. Даниил говорит, что при погребении кор. Елены († февр. 6-го 1306 г.) был он в звании Баньского епископа. 271 Летоп. в Гласнике V, 57. Даниил у Раича II, 421. 422. Так как при погребении кв. Елены в февр. 1306 г. Даниил был уже Баньским епископом, то примирение Драгутина с Милютиным и матерью совершено, без сомнения, в 1305 году. 277 Служба: «святителю Христов, Божественных преданий учителю, тебе, яко истинного пастыря Христос показал есть словесному стаду, Сербским людем, ихже и от соблазнов спасл еси и укрепил их быти в православии». 281 У Григоровича (путеш. 19) Евангелие 1329 г., писанное «повелением преосв. госп. архиеп. всех Срьбских земль и Поморских кир. Данила, тогда владычествующа на престоле св. святителя кир Саввы». Майкову (стр. 50) известен перевод Кормчей, приписываемый арх. Даниилу. 282 Родослов в музее Румянцева, стр. 155–157. Подлинник в Хиландаре; три списка в Карловцах и Львовской университетской б-ке. Ученик Даниила: «провозвести жития Богоугодная господий своих, – благоверных царей земль Сербских – и паки по сих благая действа жизни непорочныя преосвященных архиепископов». После Даниила писались только заметки по годам, краткие летописи. У Шафарика (в памятниках) изданы три летописи: одна оканчивается 1453 годом, другая – 1503 г., третья, изданная по 8 спискам, переходит, по некоторым спискам, в XVII столетие. Троношская летопись, изданная в 5 ч. Гласника, отличается полнотой и в составителе её видно желание излагать события в их связи. Она оканчивается первой четвертью XVI стол. Ещё краткая летопись в Латинском переводе В Псячевича издана – в «ар.» Кукучевича 3, 3–30. Кроме краткости и сухости известий, в Сербских летописях видна ещё одна странность: хронологические показания их большей частью неверны.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В апреле 1941 года Югославия была захвачена Германией. Уже в мае 1941 года четники, предводимые полковником югославской армии Михайловичем Драгутином (1893—1946), открыли мощное Движение сопротивления. К середине лета воевало уже более 50 тысяч партизан, а к концу 1943 года — более 200 тысяч. Правительство Югославии в изгнании присвоило Михайловичу звание генерала (1942), назначило его военным министром, а четников приравняло к военнослужащим югославской армии. Однако в ноябре 1943 года И.Б. Тито, первый секретарь коммунистической партии Югославии, запрещенной в Югославии с 1921 года, организовал Национальный комитет освобождения. Четники не признавали иной формы правления, кроме монархии, и коммунизм в том числе. Тито, придя к власти, запретил Сербскому королю возвращаться в Югославию, казнил в 1946 году в памятный день 4 17 июля вождя четников Драже Михайловича как военного преступника, а с четниками жестоко расправился с помощью армий союзных стран, конкретно — с помощью Советской Армии. Зверства турецких захватчиков в Сербии были особенно жестокими. Так, если султан Мурад, завоевав Византию, постановил отбирать здесь у родителей шести-семилетних мальчиков для нужд Османской империи каждые пять лет, то в Сербии их отбирали всегда, когда только туркам было угодно. Это называлось «дань кровью» («данак у крви» или «детски данак»). Сто дней в году сербы должны были работать на пашу и, кроме того, отдавать десятину от всех своих плодов и скота. Подушную подать платил каждый серб с семи лет. Так как метрических книг не было, то возраст детей определялся приблизительно, путем измерения окружности их шеи. Сербов называли нечистой райей (скотом), им «не дозволяли носить оружие, ездить верхом, одеваться по-турецки» ( Добронравов Н . Сербия. Черногория. Босния. Герцеговина//История Сербии и Черногории. С. 15). Многих славян забирали в рабство, например, целая треть населения города Гребен была уведена Мехмедом Завоевателем в плен (см.: Димевски С . Ucmopuja на Македонската Православна Црква.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3742...

«О.» часто был первым исполнителем сочинений своего дирижера И. Маринковича. Его песня «Гей, трубач» (Xej трубачу), впервые исполненная на праздновании 500-летия Косовской битвы, в 1889 г., стала гимном об-ва. В репертуар хора вошли композиции Мокраняца, Д. Енко, М. Топаловича и др. известных авторов (Г. Хавлас, С. Лжичар, А. Николич, Базен). Исполнялись преимущественно светские композиции, из духовных - Литургия К. Станковича, части Отпевания, «Отче наш», «Христос воскресе» и «Исаия, ликуй» Маринковича. В период между 2 мировыми войнами хор пережил расцвет и приобрел международную известность под руководством ряда дирижеров (Й. Бандур, Й. Србуль, И. Брезовшек, Л. Матачич, Б. Драгутинович, С. Пашчан, М. Милоевич, Х. Маржинец, С. Христич , Б. Цвейич, А. Пордес). В 1931 г. Матачич подготовил концерт правосл. духовной музыки из произведений Мокраняца, Христича, П. Крстича и Милоевича (Отпевание). Исполняя произведения из прежнего репертуара и новые композиции сербских (Бандур, К. Манойлович , Христич, Крстич, Милоевич, М. Вукдрагович, М. Байшанский) и других югославских (Я. Готовац, В. Жганец, Й. Славенский, Э. Адамич, А. Лайовиц, А. Добронич, Б. Папандопуло, Якоб Галлус (Петелин)) авторов, хор способствовал распространению югославской муз. культуры. Успех сопровождал выступления хора в Югославии (в городах Сербии, Черногории, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Словении), а позднее - и за границей (Польша, Чехословакия, Австрия, Венгрия, Швейцария, Германия, Румыния, Турция, Болгария, Греция, Франция). «О.» не только выступал с композициями a cappella , но и участвовал в исполнении больших вокально-инструментальных произведений В. А. Моцарта, Г. Берлиоза, А. Брукнера, И. Ф. Стравинского, А. Онеггера, Р. Вагнера. На фестивале в Мюнхене в 1937 г. артисты хора были признаны «мировыми лидерами». Их интерпретации серб. хоровой музыки в 1928 г. были записаны и опубликованы компаниями «His Master " s Voice» и «Columbia». Собранная на протяжении десятилетий богатая нотная б-ка хора была уничтожена во время второй мировой войны.

http://pravenc.ru/text/2578049.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010