рукописные строчная и прописная буквы -. Др. юго-западнорус. скорописный вариант XVII в.- - послужил основой для совр. начертания строчной буквы в курсиве - д . В серб. канцелярских почерках («ранняя скоропись») 2-й пол. XIII в. появляется начертание Д в форме совр. заглавной печатной А с перекладиной на уровне строки и с левой стороной, продолжающейся вверх после образования угла с правой (грамота короля Драгутина общине Дубровника, ранее 1282). Практически современны ему варианты с укороченной правой ножкой (Г, увенчанное треугольником) в грамотах королевы Елены Дубровнику (1289) и короля Милутина жупану Твртко (после 1289). Не позднее нач. XIV в. в серб. документах встречается начертание буквы в форме строчного Р с наклоном влево, практически без правой ножки (грамота кор. Милутина Дубровнику от 14 сент. 1302) и вариант в форме «клещей» (его же грамота семейству Жаретичей, 1319). В сер. XIV в. известны варианты в форме лат. прописного R (выходная запись писца Иерусалимского устава, 1357-1371 гг.- Прага, Народный музей. IX Н 23) и строчного курсивного k (грамота кор. Стефана Душана рус. Пантелеимонову мон-рю на Афоне от 12 июня 1349). В боснийских канцелярских почерках с кон. XIV в. встречается вариант в форме большого Ь (грамота кн. Павла Радиновича Дубровнику, 1397), а неск. позже - в виде цифры 9 с длинным хвостом под строкой (грамота воеводы Сандаля Хранича Дубровнику, 1419). В памятниках серб. деловой письменности XV-XVII вв. (в особенности в документах слав. канцелярии османских султанов) известны начертания буквы практически без левой ножки, в форме курсивной греч. «альфы» с крючком внизу (грамота боснийского кор. Стефана Томашевича Дубровнику, 1461; письмо султанши Марии (Мары) Бранкович дубровницкой общине, 1470-1487). Серб. печатные каллиграфические руководства XVIII в. ( Орфелин З. Каллиграфия. Сремски Карловци, 1759, 1776) рекомендовали курсивные начертания строчной буквы (наряду с восходящим к полууставному) в форме лат. строчного q, цифры 9 и начертание, близкое к современному.

http://pravenc.ru/text/168466.html

Официально к моменту начала моравского национального возрождения, верховным правителем Моравии (маркграфом) был правитель Австрии. Элита моравского народа состояла из крупных землевладельцев различного национального происхождения, а также духовенства, причём в отличие от Чехии в Моравии духовенство в XIX веке было строго католическим, там не предпринималось серьёзных попыток возродить протестантизм или гуситство (правда, к 1900 г. было некоторое количество православных). К сожалению, моравское дворянство в массе своей было онемечено (исключение - род Пражаков, но и он был полубуржуазным), в то время как крестьяне, духовенство и часть горожан сохраняли национальное самосознание. В связи с пронемецкой ориентацией владельцев крупных капиталов, просветительские организации должны были ограничиваться весьма скромными пределами своей деятельности. Центральное место среди этих учреждений занимала Матица Моравская. Она была основана в 1849 году в Брно под именем Народного общества святых Кирилла и Мефодия. С 1853 года Общество приобрело единое для всех славян название Матицы. В 1859-1863 гг. главой Матицы был профессор Ян Евангелиста Хелцелет (Гельцельт, 1812-1876), учитель генетика Менделя. «Г.В. Вавра в 1899 г. напечатал переписку двух довольно видных в своё время деятелей чешского возрождения - Игнатия Гануша, профессора философии в Пражском университете, автора известного «Мифологического календаря у славян» и доктора Яна Гельцельта, профессора политической экономии в Оломоуцком университете и председателя Моравской Матицы. Корреспонденция, обнимая время с 1849 по 1865 г.г. с небольшим перерывом от 1851 до 1855, содержит много любопытных подробностей отн6осительно как частной деятельности двух чешских патриотов, так и вообще об общественных и культурных течениях этой мрачной для чехов эпохи, так беспощадно разбившей лучшие мечты деятелей 1848...» (10). А.С. Будилович в 1869 году критически оценивал положение Матицы: «В продолжение своего 20-летнего существования не издала и 10 книжек, касса Матицы 5000 флоринов; с 1856 года приостановилось было даже издание календаря; теперь оно как будто просыпается, издаёт сочинения Драгутина Жеротина и ещё кое что, но всё то очень скудно и случайно» (11). А.А. Котляревский в 1876 г. оценивал Матицу гораздо выше: «Моравская Матица издаёт свой журнал, которого идёт уже 7 том («Часопис» издавался с 1869 г. - А.П.). Несмотря на незначительный объём, в нём встречаются статьи, очень важные для чешской и вообще славянской старины. Таковы монографии (архивариуса) (В.) Брандля (главы Матицы в 1894-1901 гг. ), Кульды и Бартоша» (12). В 1868-1894 гг. главой Матицы был родовитый аристократ Эгберт Белькреди, в отличие от собратьев, довольно решительный защитник славянской народности.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/19/...

   В 1913, 1914 гг. Троцкий неоднократно встречался и был в дружеских отношениях с идеологом радикальной организации «Млада Босна» Владимиром Гачиновичем, которая боролась за присоединение Боснии и Герцеговины к Великой Сербии под властью Белграда. Деятельность революционеров югославистов поддерживала тайная организация «Объединение или смерть», более известная как «Черная рука». Ею руководил начальник разведывательного отдела генштаба Сербии Драгутин Димитриевич по кличке Апис (от греч. – пчела, от егип. – бык). Одной из целей заговорщиков было уничтожение Австрийской монархии методами терроризма. По инициативе Аписа несколько боевиков «Млада Босны» были привлечены для организации покушения на наследника австро венгерского престола Франца Фердинанда.    28 июня 1914 г. в Сараево (Босния) замысел был осуществлен, но он принес не те результаты, о которых думали организаторы террористического акта. Вскоре после убийства эрцгерцога Австро Венгрия начала военные действия против Сербии, в связи с чем Россия была вынуждена объявить всеобщую мобилизацию. 1 августа Германия вступила на территорию России.    Началась Первая мировая война. Она не привела к освобождению Царьграда от мусульман, о чем мечтали русские панслависты правого толка, а, напротив, источила силы Российской Империи и обернулась разрушительной революцией.    Крушение Российской Империи и других монархий Европы в пучине войны радикально изменило геополитическую карту мира и повернуло события в иное русло, которое предвидел пророк Достоевский. В результате революции, сначала буржуазно демократической, а потом социалистической, на международной арене появились новые славянские государства: Польская республика (1918–1939), Чехословацкая республика (1918–1938), Королевство Юго­славия (1918–1945), Украинская Народная Республика (1918). Подкарпатская Русь, называемая также Угорской (т.е. венгерской), после драматических революционных событий временно вошла в состав Чехословакии (1919–1945). От самодержавной Российской Империи отделились Финляндия, Латвия, Литва, Закавказье. Перефразируя слова Бакунина о разделенной Польше, можно сказать, что эти молодые государственные образования возникли «на трупе России».

http://ruskline.ru/opp/2022/08/23/ewe_ra...

При таких настроениях в среде духовенства переговоры об унии с Римом могли поставить сербского короля перед лицом серьезных внутриполитических конфликтов. Не случайно, как сообщается в написанной в XIV в. биографии Климента V, папские легаты вернулись, не добившись положительного ответа, так как Милутин опасался реакции православных подданных . Характерно, однако, что и Стефан Драгутин, тесно связанный с венгерским королевским домом , не принимал каких-либо мер, чтобы изменить религиозные воззрения своих подданных. О деятельности приглашенных им францисканских монахов ничего неизвестно, а на боснийских землях под его властью образовалась новая православная епископия . Религиозная ориентация православного населения Сербии к началу XIV в. была, по-видимому, столь определенной, что почвы для попыток сближения с латинским миром уже не существовало. Утверждению враждебной позиции сербского общества по отношению к «латинянам» способствовал ряд фактов. Соответствующую эмоциональную атмосферу поддерживали попытки «латинских» правителей, предпринимавшиеся во 2-й половине XIII — начале XIV в., восстановить Латинскую империю. При захвате ими земель на Балканах там появлялось католическое духовенство, а православное попадало в тяжелые условия. Так, после захвата в 1272 г. Диррахиума войсками Карла Анжуйского в городе появился католический архиепископ, имения православного митрополита были захвачены, а его казна разграблена . Эти попытки возобновления экспансии на Восток сопровождались оживлением проповеди крестового похода против «схизматиков», чьи земли должны были стать добычей завоевателей — приверженцев католической веры. Объектом такого похода должны были стать не только владения Византии, но, несмотря на дипломатические маневры Стефана Милутина, и сербские земли. Пропагандистами этих идей являлись монахи нищенствующих орденов — францисканцы и доминиканцы, к началу XIV в. игравшие уже главную роль в миссионерской деятельности на Балканах. О настроениях, оценках и планах, рождавшихся в этой среде на рубеже XIII–XIV вв., позволяет судить такой источник, как описание Восточной Европы, составленное в начале 1308 г. одним из участников подобных миссий, по-видимому французским доминиканцем, близким ко двору Карла Валуа .

http://sedmitza.ru/lib/text/442949/

Одним из первых, вовлекшим меня в белградскую научную среду, думаю, был Александр Львович Погодин (18721947) – выдающийся представитель русского славяноведения [...] Вскоре после нашего знакомства на экзаменах и наших бесед о моих научных занятиях в России по его предложению я стал членом Археологического общества... наши дружеские отношения неизменно продолжались до его смерти 16 мая 1947 г., и судьба судила мне принять участие в его погребении на белградском кладбище. [...] В Копривнице, параллельно с учительской работой в гимназии и ознакомлением с сербской, хорватской и словенской историей, географией и литературой, возобновил и прерванные студии по древней русской истории и, благодаря исключительному вниманию проф. Степана Ившича в Загребе и проф. Райка Нахтигаля в Любляне, получил возможность широкого пользования библиотечными сокровищами югославской Академии и люблянского славистического семинария. Таким путем я понемногу написал три больших сочинения «Древнейшую этнологию Восточной Европы» (осталась неиспользованной), «Варяжский вопрос» и «Черноморская Русь». [...] Весной 1928 г. мне удалось в Загребском университете защитить и мою докторскую диссертацию о норманской колонизации на Черном море. [...] У меня установилось и личное знакомство, а потом и близкие дружеские связи с русским «Семинарием Н.П. Кондакова » в Праге и тамошними византинистами и историками искусства Н.П. Толлем, Н.Л. Окуневым, Д.А. Расовским и приезжавшим к ним из Гейдельберга Г.А. Острогорским. Но наиболее близкая связь прочно установилась с русскими учеными в Белграде и с русскими обществами в соседнем Панчево, где тамошние соотечественники группировались около панчевского русского госпиталя, высококультурным, гуманитарным учреждением, в котором русские больные из всей Югославии находили приют и помощь талантливых, ученых докторов: интерниста В. Воронецкого, хирургов В.А. Левицкого и Ф.И. Пельцера, А.С. Мандрусова и др. [...] Наладившиеся личные научные связи, успех научных статей и выступлений постепенно родили мысли о возможности университетской карьеры. Я как-то написал об этом А.Л. Погодину, прося у него совета, не попытаться ли мне получить место ассистента в Белградском университете при кафедре славянской истории или византиноведения, и к моему удивлению, получил от него ответ, в котором сообщалось, что он сразу же переговорил обо мне с профессором византиноведения Драгутином Анастасиевичем, который сразу предложил мне участвовать в конкурсе на место доцента византиноведения на философском факультете в Скопле, до того занимаемое профессором Филаретом Граничем, переходившим в то время на кафедру патрологии в Белградском богословском факультете. [...]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Женский монастырь Троноша Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Троноша (серб. Манастир Троноша) — женский монастырь Шабацкой епархии Сербской Православной Церкви на территории общины Лозница Мачванского округа Сербии. Задужбина короля Стефана Драгутина. Памятник культуры Сербии большого значения. Содержание История [ править править код ] Строительство монастыря Троноша началось во время правления в Среме короля Стефана Драгутина , но до окончания постройки король не дожил. Строительство завершила жена Драгутина Катерина Венгерская в 1317 году. Троноша входит в группу дринских монастырей, построенных во времена Драгутина для борьбы против католического и богомильского влияния. Другими монастырями этой группы являются Рача , Папрача , Тамна (Тавна) и Ломница (Ловница) . Согласно преданию монастырь Троноша получил своё название от слияния трёх рек в окрестностях монастыря. После завоевания турками Сербии в 1459 году монастырь был разграблен, сожжён и разрушен. В 1559 году в Троноше был только один конак (жилое здание) и руины старой церкви. Игумену Троношского монастыря Паисию удалось договориться с игуменом монастыря Папрачи Арсением и монахом Геннадием о помощи в восстановлении Троноши. На Пасху 1559 года в Троноше был проведён народный сабор, на котором было решено построить новую церковь на старых развалинах. Уже на Рождество того же года (25 декабря по юлианскому календарю) строительство было завершено. В монастыре был обустроен скрипторий. Как и другие сербские монастыри, Троноша в XVII-XVIII получала помощь из России. В частности, игумен монастыря Михаил посетил Россию в 1625 году для сбора милостыни. В 1791 года иеромонах Троношского монастыря Иосиф Троношац завершил работу над книгой, которая вошла в историю как Троношский родослов о сербских и Это самый значительный сербский книжный памятник второй половины XVIII века, созданный на основе старых книг, принесенных в Троношу из фрушкогорских монастырей. В настоящее время Троношский родослов хранится в Вене.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Святой Стефан Милютин, король Сербский, брат его Драгутин и мать их Елена 9 ноября, 2006. Редакция " Правмира " Святой Стефан Милютин, став королем, мужественно, словом и делом, часто с оружием в руках, защищал православных сербов и другие единоверные народы от многочисленных врагов. Благочестивый Стефан не забывал благодарить Господа за все Его благодеяния. Им построено более 40 храмов, множество монастырей и странноприимных домов. Святой Стефан был младшим сыном короля Стефана — Уроша I и внуком первовенчанного короля святого Стефана (память 24 сентября). Он правил Сербией с 1275 по 1320 год. Престол Стефан Милютин получил от старшего брата своего Драгутина, верного христианина, который после недолгого царствования передал власть брату, а сам, возлюбив отшельничество, затворился в Среме, где совершал тайные подвиги в яме-могиле, выкопанной собственноручно. В своей праведной жизни святой Драгутин много трудился над обращением к истинной вере еретиков-богомилов. Кончина его последовала 2 марта 1316 года. Святой Стефан Милютин, став королем, мужественно, словом и делом, часто с оружием в руках, защищал православных сербов и другие единоверные народы от многочисленных врагов. Благочестивый Стефан не забывал благодарить Господа за все Его благодеяния. Им построено более 40 храмов, множество монастырей и странноприимных домов. Особенно заботился святой об афонских монастырях. Когда сербское королевство пало, монастыри остались очагами национальной культуры и Православия в сербском народе. Святой Стефан скончался 29 октября 1320 года и погребен в Баньской обители. Через два года были открыты его нетленные мощи. Святая Елена, благочестивая мать своих святых сыновей, по смерти мужа всю жизнь посвятила богоугодным делам: строила дома для обнищавших поселян, устраивала обители для желающих жить в чистоте и девстве. Близ города Спича она воздвигла Реческий монастырь и наделила его угодьями. Перед своей кончиной святая Елена приняла иночество и отошла ко Господу 8 февраля 1306 года.

http://pravmir.ru/svyatoj-stefan-milyuti...

Иди со мною, говорил св. Георгий магометанину, я покажу тебе краля Милютина, лежащего в этом городе – Софии; он почивает как уснувший и как цветок издает благоухание70). Блаженный Милютин был младший сын короля Стефана Уроша I и внук первовенчанного71). Старший брат его Драгутин не долго управлял всею Сербиею (1270-1275 г.). Сломав себе ногу, он отяготился в душе тем, что для него отец удален был с престола и добровольно предоставил престол Сербии брату своему Милютину, а сам поселился в Среме72). Драгутин, мало виновный в печальной участи отца, действовал так не только по голосу нежной своей совести, но и по убеждениям сербского народа, весьма строгого чтителя заповеди Божией: чти отца твоего и матерь твою. Вот что пишет серб биограф блаж. Стефана деспота: «уважение сербов к родителям так велико, что   70) Страдание св. Георгия – в Летоп. археогр. коммисии. 71) По известию Гласника XI, 39 в сербской ркп. «Житие богоносного Стефана, правещаго скиптры кралевства въсее сьрбскые земли» Милютина. Это житие, с заменою сербских выражений славянскими, напечатано в Сербляке. – Оно писано не раньше 1360 г. и потому не без ошибок. См. прим. 58. 62. и декаб. 20 прим. 26. 72) Летопись (Гласн. V, 49-58) выставляет управление Драгутина в прекрасном виде. Об отношениях сына к отцу говорит так: венгерский король Владислав выдавал дочь свою за Драгутина с тем, чтобы отец вслед за братом передал управление сыну Драгутину и условие было принято Урошем. Когда же Урош не выполнял условия и думал передать престол Милютину, то венгерский король начал войну, войско его вынудило Уроша удалиться на границу Сербии, а сербское перешло к Драгутину. Время смерти Уроша в летописи – 1270 г. Гласник XI, 146. V, 59. На монетах Драгутин в таком виде: первом. Стефан передает Драгутину Стефану хоругвь с звездою на конце; король без венца, в мантии. Гласник III, 212-214. ни один сын, хотя бы и в своем доме, не смеет вкушать пищу вместе с отцем своим, а стоит у стола как слуга. Это можно видеть как у богатых, так и у бедных, не исключая крайней нищеты.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Главный монастырский храм построен как семейная усыпальница. С правой стороны в наосе находится гробница с мощами ктитора и родоначальника Неманичей, святого Симеона. Перед алтарной преградой с правой стороны расположен киот с мощами святого Стефана Первовенчанного (монаха Симеона), а слева находятся мощи святой Анастасии Сербской, матери святого Саввы. Бесценные сокровища включает в себя монастырская риз­ница. Адрес: Манастир Студеница, Брезова 10б, 36343 Сербия Проезд: Монастырь расположен на правом берегу реки Студеницы, в 39 км от города Кралево. Подробнее... Монастырь Томич [ править править код ] Точно неизвестно, когда и кем был построен монастырь, но впервые он упоминается в 1467 году в турецких дефтерах как «Идин». Судя по тому, что монастырь платил небольшой налог, можно сделать вывод, что это был скромный и бедный монастырь. Турки, вероятно, снесли его, потому что в 1840 году на фундаменте старой церкви была построена новая деревянная. В 1860 году был возведен каменный храм. Монастырь Томич принадлежит к группе монастырей, известной в народе как «Моравская» или «Ресавская Святая Гора». Сюда входят монастыри, расположенные в районе от Ягодины до Свилайнаца, вдоль берегов реки Великая Морава. Адрес: Vojska, Сербия Проезд: Монастырь находится в районе села Войска (серб. Bojcka), на берегу реки Великая Морава. До монастыря можно добраться через Свилайнац (в 110 км от Белграда) и Ягодину через деревню Войска. От Свилайнаца до монастыря – 25 км, от Ягодины – 24 км. От села Войска до монастыря – 4 км по щебеночной дороге, дорога частично проходит вдоль реки Великая Морава. Телефон: +381 35 28 28 38 Электронная почта: tomic.manastir@gmail.com Подробнее... Монастырь Троноша [ править править код ] Строительство монастыря Троноша началось во время правления в Среме короля Стефана Драгутина, но до окончания постройки король не дожил. Строительство завершила жена Драгутина Катерина Венгерская в 1317 году. Троноша входит в группу дринских монастырей, построенных во времена Драгутина для борьбы против католического и богомильского влияния. Другими монастырями этой группы являются Рача, Папрача, Тамна (Тавна) и Ломница (Ловница). Согласно преданию монастырь Троноша получил своё название от слияния трёх рек в окрестностях монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Сербия_(монаст...

Мужской монастырь Бешеново Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Бешеново (серб. Манастир Бешеново) — мужской монастырь Сремской епархии Сербской Православной Церкви. Расположен на южных склонах центральной части Фрушка горы. Содержание История [ править править код ] Монастырь по преданию основал сербский король Драгутин Неманич (1275-1320 гг.) на южных склонах Фрушка горы, вдоль ручья, который сегодня называется Чикош. В исторических источниках монастырь упоминается впервые в 1546 году. Монастырь регулярно упоминаться во всех последующих турецких переписях, проводимых во второй половине XVI века. Монастырская церковь посвящена святым Архангелам Михаилу и Гавриилу (8/21 ноября), святым покровителям короля Драгутина и всех Неманичей. Археологические раскопки указывают на захоронения раннехристианского периода I века. Король Урош (около 1223 г. 01.05.1277 г) получил эти края в качестве приданного. Его сыновья основали здесь монастыри. Один из его сыновей, Драгутин Неманич, стоял во главе Королевства Срем, которое он основал в 1282 году, так как после конфликта со своим младшим братом Милутиным был вынужден отречься от престола сохранив королевский титул. Его первой столицей был Дебрц, находящийся между Шабцем и Белградом. Позже он перенес ее в Белград и таким образом, стал первым сербским королем правившем из столицы. Драгутин Неманич был во главе Королевства Срем до своей смерти в 1316 году. Бешеново единственный монастырь на Фрушкой горе, происхождение которого связано с родословной Неманича. Остальные в основном были созданы во времена последних сербских деспотов Бранковичей. По возрасту монастырь Бешеново сопоставим с Печской Патриархией , первой резиденцией сербских патриархов, которая располагается в Косово и Метохии. История монастыря связанна и с Россией. В XVII веке монахи четыре раза путешествовали в Россию (1628, 1648,1670,1671 гг.) за финансовой помощью. В 1656 году были обновлены кельи и трапезная. Когда в 1690 году монастырь Витовница пострадал от турков, то большое количество монахов, взяв с собой церковные ценности ушли в Бешеново. Среди этих ценностей были четыре Евангелия и серебряная чаша известного ювелира Луки. Эти и многие другие предметы из Бешенова сегодня хранятся в Музее Сербской православной церкви в Белграде.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010