—68— В виду сказанного вполне естественно было христианским паломникам самых первых времен церкви идти на поклонение в Рим, почва которого орошена была кровию мучеников и преисполнена священными гробницами и дорогими для религиозного чувства святыми останками. И христиане не только запада, но и отдаленнейших стран востока усердно посещали город мучеников и святых. По словам Евсевия, знаменитый Ориген , «тогда как римскою церковью управлял Зефирин (202–218), путешествовал в Рим, с намерением, как сам негде пишет, видеть древнейшую церковь римскую». 660 Многие из странников, приходивших на богомолье в катакомбы, оставили даже здесь осязательные следы своих посещений. На стенах подземных ходов и усыпальниц лиц особенно известных, например, св. Каллиста, до настоящего времени сохранились надписи, изображения крестов, сделанные с помощью угля, графита или первого попавшегося острого орудия набожною рукою пилигримов. Одна из самых древних записей этого рода, относимая к 270 году, говорит о посещении Рима целою знатною семьею, приходившею из Персии на поклонение в Рим и здесь претерпевшею мученическую смерть. 661 Но большая —69— часть надписей, принадлежащих раннему времени – эпохе III–IV веков, заключает в себе лишь голые имена посетителей катакомб без означения времени путешествий, родины пилигримов и побуждений, приведших их в священные подземелья. В надписях позднейшего времени нередко, наоборот, изъясняются душевные расположения паломников, их мысли и чувства, по прибытии к месту поклонения; в иных читаются целые молитвы, в которых благочестивые пилигримы выражали свою радость и чувства благодарности к Богу за исполнение своего обета. В одной эпитафии, находящейся на могильном камне, хранящемся теперь в Лионском музее, читается имя христианина: Agapus, отличавшегося кроме прочих добродетелей, особенною ревностью к посещению святых мест (loca sanctorum adsedue). 662 Другая надпись, находящаяся в одной из зал Ватиканского музея, говорит, что христианин, по имени Юстус, счастливо прибыл к месту своего благочестивого путешествия, исполнил свой обет и благодарит за это Провидение. 663 Особенную важность и несомненно научное достоинство придает приведенной сейчас надписи находящееся при ней изображение калиг – двух ножных подошв. Хотя изображение калиг, встречающиеся изредка в катакомбах, и до сих пор составляют научную проблему, но по связи с настоящею надписью и с другими того же содержания, кажется, всего естественнее будет видеть в них символ путешествий, предпринимавшихся богомольцами ко св. местам. Объясняя в данном разе изображение калиг в смысле знака паломничества, мы не отрицаем того, что в других случаях христиане расширяли смысл рассматриваемого символа, выражали им ту мысль, что усопший, на могиле которого изображались калиги, счастливо окончил свое земное странствие, достиг, наконец, цели своего земного скитальчества. – Блаж. Иероним, учась в Риме, любил посещать катакомбы в часы отдохновения от своих учеб-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По нашему мнению, в связь с привозом на Русь в 1655 году «креста Константина» можно поставить и изготовление одного русского креста-реликвария. Кийский крест (илл. 2) был создан для строящегося по замыслу патриарха Никона и царя Алексея Михайловича Кийского Крестного монастыря (или Ставрос как нызывал его патриарх Никон ) на Белом море 88 . Огромный, в меру креста Христова, он содержит в перекрестии частицу Св. Древа в ковчеге, более трехсот частиц св. мощей и камней из святых мест Палестины, получивших обрамление в форме восьмиконечных звезд. Дробницы с изображениями святых, чьи мощи находятся в кресте были сгруппированы в виде геометрического орнамента, подобно драгоценным камням описанных выше выносных крестов X–XIII веков. Патриарх Никон в грамоте об устроении монастыря на о. Кий прямо связывает создание обители с легендарным деянием императора Константина Великого , сооружением обители на Афоне. «В воспоминание же тричисленыя Честнаго Креста победы великий царь Константин возгради в своей державе монастырь во имя давшего ему на враги победу Честнаго и Животворящего Креста Господня, и именова его Ставрос, еже есть Крест, иже и доныне во святей Афонстей горе силою Распятаго стоит неврежден» 89 . Упоминает патриарх Никон и о «кресте Константина», появление которого он относит, однако не к лету 1655 года, а ко временам князя Владимира: «От оных же убо триех честных крестов, их же великий царь Константин сотвори, един принесен есть в Россию при великом князе Владимире иже есть и доныне в царствующем великом граде Москве, егоже божественною и пресвятою силою той царствующий преименитый град Москва, со всеми прилежающими ему странами, блюдом есть и покрываем. егоже животворящим и всесильным действием прежде бывшии православнии велиции князи и цари Российстии светлое одоление и победы над враги своими поставляху, и окрестныя иноверныя страны под богохранимую Российского царствия державу удобь покаряху. Такожде убо и благочестивый христолюбивый великий государь наш царь и великий князь Алексий Михайлович всея великия и малыя и белыя России самодержец, и многих государств государь и обладатель, исполняя Господа нашего Иисуса Христа бывшее к великому царю Константину в видении о честном Кресте, еже носити его пред полками на победу врагов, повеление, и во всем оному первому христианскому Константину царю ревнуяй, оный един от триех Честный Животворящий Крест Господень, благочестиваго своего воинства предполки ностити повеле, и силою распеншагося на Кресте Иисуса Христа истиннаго Бога нашего, врагов Его побеждает, якоже и всеми видимо есть» 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Оглавие позолочено. На лицевой стороне два резных ангела, держащих убрус с Нерукотворным образом, и резные буквы: ΙΣ ΧΣ . На оборотной стороне оглавия – резная надпись: ЛЕТА/(7185)/ГО(ДУ) АВГУ(С))//ТА/ВЪ/(Д)ЕН/СИМЪ/ KP[E](C)TO(M) / ОКО // ЛHIЧE[Й] / AЛEKCEI / ПЕТРОВИЧЪ / БЛAГO(C)ЛOBI(Л) / С[Ы]НА / СВОЕВО // ФЕДОРА / АЛЕКСЕЕВИЧА Рис. 1. Крест-мощевик Ф. А. Головина. 1677 год Боковые стороны креста покрыты резным орнаментальным поясом косых крестов, ограниченных сверху и снизу тонкими линиями, а боковые стороны оглавия украшены повторяющимся орнаментом зигзагообразных полос. По некоторым признакам можно предположить неодновременное изготовление креста и оглавия. Это вытекает из различий в характере орнаментации, технологии оформления и особенностей выполнения надписей. Принимая во внимание прямую связь списка перечисленных святых с южнорусской традицией, а также изображение преподобных Антония и Феодосия Печерских , можно заключить, что крест является работой киевского мастера 1235 . Особенный интерес вызывает состав списка, который формировался, видимо, по какому-то сейчас не совсем ясному принципу. Выяснение причин, по которым были выбраны святые, помещённые в надписи на оборотной стороне креста, составляет одну из основных задач исследования этого уникального памятника. Ещё одной интересной задачей является открытие путей, которыми крест попал к Головиным. Из этой семьи вышло шесть бояр и восемь окольничих. Отец Фёдора Головина, Алексей Петрович, окольничим служил в приказах Ямском и Денежных сборов (1677–1681) 1236 . В 1677 году, когда огромная турецкая армия начала вторжение на Украину и осадила крепость Чигирин 1237 , Алексей Головин был на воеводстве в Киеве 1238 . Возможно, крест был заказан у старцев Печерского монастыря именно в это время. Позже, в 1681 году, А. П. Головин был на воеводстве в Астрахани; находившийся при нём Фёдор зарекомендовал себя смелым и осмотрительным человеком, заслужив чин стольника. Быть может, он был с отцом и во время его пребывания в Киеве.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

По мнению специалистов с X–XIbekob в средокрестии и по краям константиновских крестов появляются пять дисков 123 , чем вводится мотив образа мироздания. Выносной крест XIbeka в серебряном позолоченном окладе из Лавры св. Афанасия связывают с вкладом императора Никифора Фоки. Хотя пять дисков также передают образ мироздания, как и на Велитернском кресте, но их содержание иное. Изображения в дисках Богоматери, Спаса Вседержителя и Св. Иоанна Крестителя образуют Деисусный чин, который пополнен архангельскими ликами и ликами святых, выбранных вкладчиком. Интересно отметить большое количество подвесок, придающих кресту во время шествия много общего с хоругвями византийских военных ходов. Выносные напрестольные кресты появляются в крестных ходах не позже IXbeka. В слове «О святой и нерукотворной иконе Иисуса Христа Бога нашего, как чтилось в городе Эдессе жителями его» в чине Торжества Православия (празднования восстановления почитания святых икон), установленного в 842 году, читаем: «Четверо епископов, …подняв воздвигнутый трон, выходят из скевофилакия с архиереем, шествующим впереди и несущим в руках крест… Архиерей трижды останавливается, осеняет крестом народ и вновь отправляется в путь» 124 . Наличие чинопоследования освящения воды в Византийской Церкви позволяет предположить использование напрестольных крестов и более ранним. Напрестольный, восьмиконечный, деревянный, обложенный серебром крест XV века – вклад императрицы Елены Палеолог в афонский Дионисиевский монастырь 125 (илл. 3). Филигранная скань растительного узора и красные драгоценные камни пополняют символическое содержание креста как образа мироздания и носителя жертвенной крови Спасителя. На лицевой стороне центральный образ распятого Христа обрамляют фигуры Богоматери и апостола и евангелиста Иоанна Богослова, а в навершии – архангела Михаила и архангела Гавриила. На оборотной стороне помещены изображения Крещения Христова в Иордане, св. Иоанна Крестителя, ангелов. Образ христианского мироздания представлен как объединение мира видимого и невидимого вокруг Господа. П. Успенский, путешествовавший в 1848 году на Афон, справедливо отметил, что такого типа восьмиконечные напрестольные кресты получили самое широкое распространение в России, а образцами для них были византийские произведения 126 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Арх. М. Д. К. д. 78. 226 Там же; по 2 ст. 1 экспед. 458-й 1843 г. и по 2 ст. 2 экспед. 21-й 1842 г.; указ М. Д. Кон. от 26 фев. 1842 г. за 1188 в цер. архиве. 231 Карамзин. Ист. Г. Р. т. IX, пр. 138, 268. В 1551 г. Дмитровский поп Федор был поповским старостой. Чт. в О. Л. Д. Пр. 1894 г., сент., стр. 474. 235 Там же, т. I, стр. 514 и т. II, стр. 597. В Крестов, ц. на Октоихе, издан. в 1666 г. след. надпись по листам: «лета 7185 Сент. в 8 день положил кн. сию Дмитровский поп Игнатей Варфоломеев церкви Димит. Селун. в предел Пресвятой Богородицы Казанской, что на Арбатской улице». 237 И всегда малоприходная, церковь в это время имела только два прих. двора–ген. Загряжского и Главной аптеки. См. Арх. М. Д. Кон. вязка по Крестов. мон., д. 59. Руга: денег 25 рублев, муки ржаной 7 четвертей, пшеничной 2 четверти, круп гречневых 1 четверть, солоду ржаного и ячменного 3 четверти, круп ячных 4 четверика, овсяных– 4 четверика, гороху 2 четверика, мяса свиного 5 пуд., мяса говяжьего 5 пуд., масла коровьего 1 пуд, масла постного 1 ведро; покой и дрова; в два года на рясу сукна по 6 аршин. Арх. Моск. Син. Конт. 1773 г. февр. 18, 148. 239 Гора Малеон или Малея состав. восточную часть горы Афонской. На этой горе находилась Кименская обитель, особенно славная в IX в. (Дни Бог Прав. Цер. С.-ПБ. 1846 г. ч I). Верхняя часть храма изображена вместе с домом Пашкова на грав., воспроизведенной в книге Пыляева «Старая Москва». С.-ПБ 1891 г. и в во многих иллюстрир. журналах за 1901-й год. 240 По надписи в Синодике, имевшемся в церкви «с давних лет», о построении церкви сказано- «построена при державе Царя и Вел. Кн. Михаила Феодоровича в память тезоименитства его в лето 7153 июля в 12 день». Арх. Моск. Д. Кон., вязка по Малеин ц. д. 82. Срав. Планы Москвы XVII в., изд. Ком. Печ. Гос. Грам. под ред. С. А. Белокурова , М. 1898 г., стр. 48. Здесь же (стр. 49) и план двора Ф. М. Ртищева, на котором (дворе) «по указу Вел. Государя велено построить церковь и богадельни». 250 Так, в 1690 г. «богадельных нищих – баб и девок» в богадельне было 167 человек. Забелин. Материалы, том I. Фасад богад. дома, имевшего в длину 16 с. 1 ар., помещен в издан. Найденова. 252 Священник переведен к Предтеченской, близ Новодевичьего мон., церкви, дьячок Сила Ипполитов – к ЗачатиевскоЙ, на Углу, церкви, а пономарь Стефан Васильев к Илие-Обыденской. (Там же). Читать далее Источник: Крестовоздвиженский монастырь, ныне приходская церковь Воздвижения Креста Господня в Москве на Воздвиженке : Ист. очерк, сост. диак. Н. Кедров. – 2-е доп. и ил. изд. - Москва : тип. «Московского листа», 1903. - 130 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

– Дочери Иерусалимские! – сказал Он, – не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: «Блаженны неплодные, утробы неродившие и сосцы непитавшие». Тогда начнут говорить горам: «Падите на нас»; и холмам: «Покройте нас». Ибо, если с зеленеющим деревом (как Я) это делают; то с сухим (каков иудейский народ) что будет? Место, на котором должна была совершиться казнь Иисуса Христа, находилось недалеко от Иерусалима, на северной части Сиона; оно называлось Голгофою, или лобным местом. Подошедши сюда, воины начали ставить кресты, а осужденным подали питье из вина, кислого как уксус, и смешанного с миррою, горькою как желчь. Такое питье, производя помрачение рассудка, делало распинаемых менее чувствительными к страданиям. Господь принял поданную чашу, но вкусив немного, возвратил ее назад. Кресты были поставлены. Воины, следуя обычаю, сняли с Иисуса Христа всю одежду, приподняли на крест, распростерли руки, и прибили их к кресту гвоздями. Потоки крови полились на землю. Потом распяли двух преступников: одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус помещен был в середине. На все жестокости и насмешки Он отвечал молитвою: – Отче, прости им, ибо не знают, что делают. Над головами распятых поставили дощечки с означением их имени и преступления. На дощечке, прибитой к кресту Господню, Пилат, в насмешку над иудеями, собственною рукою написал: – Иисус Назарянин, Царь Иудейский. Эта надпись сделана была на трех языках: еврейском, греческом и римском. Судя по ней, многие из приехавших на праздник, и особенно чужестранцы, легко могли подумать, что повешенный на кресте был действительно царь Иудейский. Первосвященники поняли колкость надписи и просили ее переменить. – Напиши, – говорили они, – не царь Иудейский, а выдававший себя за царя. Но Пилат отвечал: – Что я написал, то написал. Между тем воины, окончив распятие, разделили между собою одежды Христовы на четыре части, причем хитон (нижняя одежда), который был не сшивной, а весь тканый, достался одному из них по жребию. Так сбылось сказанное в Писании «разделили ризы Мои между собою, и об одежде Моей метали жребий» ( Пс. 21:18 ). Кончив раздел, воины стали подле крестов стеречь распятых. § 99. Крестные страдания Иисуса Христа

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

В публикуемых каталогах коллекций также встречаются водосвятные кресты-мощевики. В четвёртом разделе «Методология ставрографии» в статье Д. В. Пежемского поднимается вопрос о ставрометрическом исследовании крестов. Автор предлагает универсальную систему измерения всех видов и типов крестов для облегчения задач, стоящих перед хранителями этих памятников. Системный подход к изучению вещей – направление, по мнению исследователя, чрезвычайно перспективное. По традиции, пятый раздел Сборника посвящён обзору новых публикаций и содержит рецензии на пятнадцать книг, изданных в 2002–2004 годах, в той или иной степени затрагивающих проблемы ставрографии. Особый интерес представляют междисциплинарные исследования, за которыми будущее науки. В заключение особо хочу отметить статью Ю. А. Федорова, посвящённую иконографии и разработке современных моделей нательных крестов. Ю. А. Федоров посвятил церковному ювелирному искусству более двадцати пяти лет своей творческой жизни. С 1977 года он стал широко известен как автор нательных и нагрудных крестов, образков, складней и мощевиков. Его книга «Образ Креста» – это серьёзное исследование по истории и символике православных крестов, позволившее ему обобщить весь предыдущий опыт и знания о канонах креста и воплотить новые идеи в своих работах. Его вещи – это не копирование давно известных типов крестов, а живое продолжение традиции. При их создании художником ставилась задача понять и передать то глубокое духовное содержание, которое характерно для древних православных святынь, воистину соответствующих святоотеческой формуле – «православие показуется, но не доказуется». Всё, что создаёт Ю. А. Федоров, всегда востребовано. Индивидуальный подход к каждому изделию с сопровождающими его подробными аннотациями о символике и иконографии – это то, что сейчас становится насущно необходимым людям, которые хотят носить не просто красивую вещь, но и знать о её сакральном смысле. Поскольку на большинстве крестов, включённых в статьи и каталоги музейных собраний, присутствуют сведения о мощах или владельческие надписи, было принято решение приводить надписи в упрощённой орфографии, близкой к современной. Не имея возможности ознакомиться с полным объёмом приведённых в Сборнике надписей на крестах в их оригинальных версиях, редактор-составитель не может нести ответственности за аутентичность их воспроизведения авторами статей. В связи с этим надписи на крестах даны в том виде, в каком они были представлены в авторских рукописях. Это касается и присланных фотоматериалов. В некоторых случаях возможность пересъёмки не слишком удачных кадров отсутствовала по разным причинам, чаще всего в связи с экспонированием крестов в наглухо смонтированных витринах музейных экспозиций (например, Псковского и Муромского музеев). Воспроизведение надписей, унификация терминологии, систематизация каталожных описаний крестов представляются составителю и редакционному совету Сборника важными предметами, требующими серьёзной проработки.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Раздел 3. Музейные собрания. Каталоги Д. В. Шполянская Наперсные кресты-мощевики веков и кресты-мощевики с владельческими надписями в собрании отдела драгоценных металлов Государственного Исторического Музея Коллекция крестов Отдела драгоценных металлов Государственного Исторического музея, представляющая собой одно из крупнейших музейных собраний нательных крестов, насчитывает более 800 единиц хранения, в основном представленных изделиями из драгоценных металлов. Одной из наиболее интересных частей коллекции является большая группа наперсных крестов-мощевиков, которая насчитывает 136 крестов. В связи с большим объёмом материала для публикации были отобраны наиболее ранние православные кресты-мощевики, в количестве 31, относящиеся к XIV–XVI векам. Кроме хронологического принципа, при отборе крестов для публикации во внимание принималась значимость отдельных памятников. Поэтому в число представленных крестов вошли четыре креста-мощевика XV – начала XVIII века, которые содержат владельческие надписи и, за исключением единственного, выходят за избранные временные рамки. Почти все кресты поступили из коллекции Петра Ивановича Щукина 1263 в 1905 году. Он происходил из знаменитой московской семьи – купцов, коллекционеров и меценатов – и был собирателем русских и восточных древностей. Некоторые кресты поступили из Северного краевого музея г. Архангельска в 1935 году, из Боровского монастыря в 1929 году, из Военно-исторического музея и из собрания графа Алексея Сергеевича Уварова. Кресты представлены в хронологическом порядке (от древнейшего к наиболее позднему из выборки), с сохранением принципа описания, принятого в Инвентарной книге Особой кладовой ГИМ (отдела драгметаллов). Четырнадцать крестов публиковались ранее (библиография дана в описаниях каждого предмета), однако большинство из них представлено впервые. При воспроизведении надписей сохранена орфография оригинала, вышедшие из употребления древнерусские буквы заменяются буквами современного алфавита, надстрочные буквы внесены в строку и даются в круглых скобках, цифры в буквенном обозначении переданы арабскими, подтитловые сокращения раскрываются, пропущенные и реконструированные буквы воспроизведены в квадратных скобках. Разделения надписи на части передаются знаком/, разделение на строки – знаком//. Каталог

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

В новгородском кремле найдена дорожка из обломков древних саркофагов и крестов 19 мая 2009 г. 18:04 Дорожка из фрагментов древних каменных саркофагов найдена в новгородском кремле, сообщил РИА «Новости» во вторник источник в Новгородском центре по организации и обеспечению археологических исследований. «Дорожка, мощеная обломками саркофагов и крестов, была случайно обнаружена в понедельник энергетиками под асфальтом при проведении вскрышных работ неподалеку от Златоустовской башни», — сказал собеседник агентства. По предположению источника, дорожка была выложена в советские времена. «Для советских времен подобное использование древних каменных плит не являлось чем-то из ряда вон выходящим», — пояснил сотрудник центра. Саркофаги, фрагменты которых найдены в шурфах, специалисты отнесли к так называемым ящикообразным и предварительно датировали их XII-XIII веками. «Среди них, вероятно, есть относящиеся к домонгольскому периоду истории Древней Руси», — сказал ученый. Кресты, считают археологи, относятся к чуть более позднему периоду. Специалисты затрудняются ответить на вопрос о том, из какого именно некрополя попали в Кремль обломки саркофагов. По словам собеседника, на двух крестах сохранились надписи, которые, возможно, помогут ученым в дальнейшей исследовательской работе. Найденные фрагменты саркофагов и кресты будут переданы на хранение в Новгородский госмузей-заповедник. «Земельные работы проводятся под надзором специалистов, мы планируем расширить зону исследований», — добавил источник. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/648010.htm...

Греческая надпись на кресте Греческая надпись на кресте ( Uh. XIX, 20 ). Надпись на кресте Христовом была, сверх обыкновения, на трех языках. Римляне обыкновенно только на латинском языке изображали имя и преступление присужденного к казни. Такие надписи были над распятыми с Христом разбойниками, что, как замечает св. Златоуст, послужило впоследствии св. Елене между прочим к отличению креста Христова от двух других крестов. Но римский правитель Иудеи, Пилат, для унижения властей иудейских и вообще иудеев, презираемых римлянами, желал придать особенную торжественность казни над Христом, который был осужден как присвоивший Себе достоинство царя иудейского, и чтобы обратить на дело общее внимание разноязычного народа, бывшего на праздник Пасхи в Иерусалиме ( Дeяh. II, 8–11 ), не только придал особенность самому содержанию надписи над Христом (Иисус Назорей царь Иудейский), но и нашел нужным не ограничиваться в надписи только одним латинским языком. Для цели Пилата важно было присоединение языка греческого потому, что со времени завоеваний на Востоке греческого царя Александра Македонского, более 300 лет тому назад, греческий язык сделался между жителями Востока одним из употребительнейших, и между иудеями, пришедшими на праздник из других стран, было весьма много таких, которые язык греческий понимали даже лучше, чем тогдашний еврейский. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010