Двенадцатигранный высокий купол возведен из кирпича. Декор оконного обрамления состоит из красных и черных ромбов; над окнами, в заглубленной поверхности, в штукатурке выведен фронтон, опирающийся на полуколонны в стиле позднего ампира. У окна вост. фасада на каменных плитах с изображением крестов высечены 2 надписи. Первая, исполненная асомтаврули , содержит слова: «Крест Христов». Вторая выполнена смешанным письмом: частично строчным нусхури, частично асомтаврули, высечена на красном камне и заполняет свободные плоскости под поперечными рукавами креста. Расшифровка текста из-за плохой сохранности надписи может содержать неточности: «Помощью Иована убогого, при старосте грешном Перисе (?) была построена эта церковь. Большие тяготы перенес я по убожеству (своему). Грешного сего, помяните в молитве меня, Ефрема, и да возрадует (вас) (?), Господь мой». Палеографически надпись близка к образцам груз. эпиграфики VIII-X вв. (Убиси, Атени Сиони, Гарбани, Агало и др.). В XI в. в интерьере была установлена искусно исполненная резная алтарная преграда из характерного для алтарей Грузии бледно-зеленого камня. Фрагменты преграды во время ремонта XIX в. были вставлены в сев. стену притвора. В 1938 г. наиболее крупные части (за исключением 2 маленьких фрагментов) были извлечены из штукатурки и перенесены в краеведческий музей Телави. Судя по сохранившимся фигурам, рельеф представлял собой композицию из сидящей на троне Пресв. Богородицы (без Младенца) и стоящих по сторонам архангелов. Самеба (2-я четв. VI в.), наиболее ранняя из церквей И., расположена в сев. части монастырского комплекса. Небольшой храм выстроен из булыжника и был существенно переделан в нач. XIX в. митр. Бодбийским Иоанном (Макашвили) . Сохранивший первоначальные формы план церкви, а также ее композиционное решение и отдельные архитектурные детали (глубокие ниши алтаря, равноконечные рукава креста, склеп под храмом, подковообразная форма арок и др.) позволяют классифицировать Самеба как крестово-купольный храм, по архитектуре напоминающий малую церковь (545-557) мон-ря Джвари и древнюю церковь во имя св. Иоанна Предтечи (60-е гг. VI в.) мон-ря Шиомгвиме (основан также одним из 12 сир. отцов, прп. Шио Мгвимским ).

http://pravenc.ru/text/293961.html

В 1915 г. болг. царь Фердинанд, недоброжелательно настроенный по отношению к России, воспротивился тому, чтобы храм носил имя рус. святого, и А. Н. с. был переименован во имя святых Кирилла и Мефодия; заменены памятные доски, изменено расположение икон. Только в 1919 г., когда Фердинанд вынужден был отречься от престола и покинуть Болгарию, Святейший Синод обратился к правительству с просьбой отменить решение о переименовании собора. Вопрос был внесен в Народное Собрание, к-рое возвратило собору первоначальное наименование. 12 сент. 1924 г., в день празднования памяти св. блгв. кн. Александра Невского, митр. Пловдивским Максимом было совершено освящение главного алтаря храма в честь св. Александра Невского, сев. придел во имя святых равноап. Кирилла и Мефодия был освящен 13 сент., а юж.- во имя св. царя Бориса - 14 сент. А. Н. с. занимает центр большой площади, носящей его имя. Крестово-купольный собор (площадь 70 ´ 52 кв. м., объем 86 тыс. м, высота главного купола 45 м, колокольни 50 м, накупольных крестов ок. 5 м, главный барабан 16 м в поперечнике) вмещает более 5 тыс. человек. С сев., вост. и юж. сторон собор опоясывают крытые галереи, в вост. их части размещаются ризница и б-ка. Цоколь собора облицован серым гранитом. Ведущие в храм дубовые двери украшены резьбой, исполненной в древнеболг. стиле. Колокола А. Н. с. отлиты в литейной П. Н. Финляндского (Москва). 2 наибольших по величине колокола украшены барельефными медальонами-изображениями святых, рельефные орнаменты и надписи имеют 5 больших колоколов, у 7 остальных надписи выгравированы. Самый большой колокол весит 11758 кг, самый маленький - ок. 16 кг, звон колоколов слышен за 30 км. В украшении А. Н. с. принимали участие выдающиеся рус. и болг. художники: проф. П. Е. Мясоедов (Господь Саваоф в главном куполе), проф. М. Судковский («Таинство Святой Евхаристии» над горним местом главного алтаря, серафимы на стенах боковых галерей), проф. И. Мрквичка («Отрок Иисус среди книжников в храме» в сев. нише), В. Болотнов («Брак в Кане Галилейской» в юж. нише), акад. А. А. Киселёв («Страшный Суд» над хорами, напоминающий фреску В. М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве), А. М. Корин («Воскрешение Лазаря» и «Нагорная проповедь»), Н. Маринов («Укрощение бури»), А. Белковский («Мария Магдалина»), акад. Г. Желязков («Св. Иоанн Рыльский, отвергающий царские дары»), акад. А. Н. Новоскольцев, проф. А. Митов, проф. Б. Михайлов, Н. Д. Кузнецов, Д. Киплик, Х. Тачев, Х. Берберов, В. Димов, Н. Петров, Вахрамеев, Ланской, Шелковой, Родзянко и др.

http://pravenc.ru/text/64446.html

Практика покрытия золотом, золоченым серебром, многоцветными камнями, эмалями и жемчугом деревянных престолов, алтарных преград, богослужебных крестов, ставротек, икон, переплетов богослужебных книг, рак (саркофагов), ковчегов-мощевиков и других священных предметов широко распространилась в ранневизант. период и получила продолжение в Восточной и Западной Церквах на протяжении столетий. О. в разный период в различных художественных центрах изготавливали в таких техниках, как ковка, выколотка, чеканка, басма, скань, зернь, гравировка, оброн, эмаль (перегородчатая, выемчатая или расписная), литье, чернь и др. Покрытие иконы драгоценным О. уже в домонг. время становится признаком благочестия и почитания образа. Древнейшие О. отковывали из слитков драгоценного металла в тонкие пластины. Согласно замыслу, эти детали украшали в разных техниках орнаментом, надписями или священными изображениями, тщательно подгоняли и соединяли, как, напр., на О. 1-й пол. XII в. большой храмовой иконы «Апостолы Петр и Павел» (сер. XI в.) из новгородского собора Св. Софии (НГОМЗ), состоящем из множества состыкованных тонких серебряных пластин с чеканными изображениями ростовых фигур святых, орнаментами и надписями. Этот О., украшенный чернью и золочением, по мнению И. А. Стерлиговой, демонстрирует мастерство визант. чеканщиков в Новгороде и служит образцом усвоения рус. серебряниками визант. художественного языка. Следует визант. традициям О. 6-конечного напрестольного креста 1161 г., созданного по заказу прп. Евфросинии Полоцкой для собора полоцкого Спасского мон-ря (см. ст. Евфросинии Полоцкой, преподобной, крест). Он также сделан из неск. золотых и золоченых серебряных пластин с изображениями, надписями, орнаментом, украшен камнями и жемчугом. Гладкие пластины изготовлены в технике перегородчатой и выемчатой многоцветной эмали и резьбы и закреплены гвоздиками на деревянной основе креста, выполненной из кипариса. На О. во вкладной надписи имеются сообщения о годе создания, стоимости материалов и работ, заклятие против отчуждения, молитвенное слово заказчицы, а также имя рус. мастера - Богша Лазарь. О. изготавливали также из меди. При раскопках в Новгороде археологического комплекса кон. XII в.- усадьбы иконописца Олисея Гречина - были найдены О. из 2 тонких медных пластин на икону с поясным изображением свт. Николая Чудотворца, а также фрагменты О. с орнаментом для больших храмовых икон, инструменты и оборудование ювелира: чеканы, пуансоны, ножницы по металлу и др.

http://pravenc.ru/text/2578241.html

Надписи на О., состоящие из разных по смыслу фраз, можно условно разделить на вкладные, литургические, поминальные, охранительные, с наименованием частиц мощей и др. ( Игошев. 2009. С. 27-42). Изучение клейм, особых отметок мастеров позволяет точно датировать серебряные О. Самые ранние московские клейма относятся к 1651-1652 гг. В региональных центрах, как показали исследования М. М. Постниковой-Лосевой и ее коллег по хранению драгоценных металлов в ГИМ, до 1700 г. на серебряных изделиях клейма не ставили или могли поставить в Москве в Серебряном ряду (Золотое и серебряное дело. 1983. С. 119, 121, 129). Технологические приемы изготовления О. сохранялись на протяжении средневековья. Серебряными и золотыми О. украшали деревянные кивории, раки, «поставные» и «вислые» светильники, деревянные посохи, предметы для святительских ризниц и храмового убранства. Вероятно, золотыми и серебряными деталями обивали наиболее значимые и почитаемые изображения на древнерус. фресках. В ярославских храмах в XVIII-XIX вв. отдельные изображения на стенописи были выделены чеканными венцами и окладами. Для крепления металлических пластин О. к деревянной иконе использовали гвоздики или мастику, к-рая также предотвращала появление на тонком металле деформаций и вмятин. Перед креплением О. его оборотную сторону нередко покрывали клейкой смесью смоляной или восковой мастики с различными наполнителями, она встречается на басменных О. древнерус. икон, верхних крышек Евангелий, богослужебных крестов. В домонг. период гвозди нередко изготавливали из медного сплава, шляпки золотили; позднее небольшие гвоздики делали из медных сплавов или серебра с округлой плоской прокованной шляпкой. В 1634 г. для гвоздиков на О. Евангелия московскому мастеру Серебряного ряда С. П. Сорокину из царской казны было выделено серебра 31/4 золотника ( Троицкий. 1930. Вып. 2. С. 123). В XVI-XVII вв. гвозди изготавливали из проволоки на специальном инструменте - «гвоздильне» («гвоздильнице»), представлявшей собой 2 железные пластины с прорезанными на них желобками для гвоздей с небольшими расширениями в местах шляпки. Такой инструмент отмечен в монастырских документах: напр., 3 «гвоздильницы» - в Описи Спасо-Каменного мон-ря 1628 г. (Опись Спасо-Каменного мон-ря. 1628 г.//Памятники письменности в музеях Вологодской обл. Вологда, 1985. Ч. 4. Вып. 1. С. 198). Гвозди для О., как правило, изготавливали в больших количествах ремесленники-«гвоздари»: в 1654 г. для басменных и чеканных О. на деревянные напрестольные кресты и деревянные крышки Евангелий в московскую Серебряную палату были куплены «окрепованные гвозди… 4000 трубных, 11 000 мелких» ( Троицкий. 1930. Вып. 2. С. 71). Купленные в 1627 г. для О. в строгановские мастерские в Сольвычегодске 22 узла с медными гвоздями («а в узле по 1000») свидетельствуют о налаженном производстве ( Введенский А. А. Торговый дом XVI-XVII вв. Л., 1924. С. 32). В XIX в. О. крепились на фабричные гвоздики.

http://pravenc.ru/text/2578241.html

М. неск. раз совершал паломничество в Иерусалим, доставляя в груз. обители Св. земли щедрые пожертвования грузинских царей, вельмож и духовенства. Его изображение как ктитора груз. Крестового монастыря в Иерусалиме было помещено в росписи кафоликона мон-ря, вместе с изображениями груз. царей святых Мириана , Вахтанга Горгасали и др. Фреску, ныне утраченную, описал видевший ее в 50-х гг. XVIII в. архиеп. Руис-Урбнисский Тимофей (Габашвили) ( Тимофей (Габашвили). 1956. С. 82, 123). По его сведениям, М. умер в Иерусалиме в 1657 г. и был погребен, очевидно, в Крестовом мон-ре ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 469). В мон-ре Гелати хранилась митра М. (утрачена), обтянутая золотой тканью и богато украшенная драгоценными камнями. На ней были помещены изображения Пресв. Богородицы с Младенцем, Христа, композиции «Тайная вечеря», «Омовение Христом ног апостолов», «Причащение апостолов» с надписями на греч. языке. На тулье были изображены 4 евангелиста и 4 святых: св. Иоанн Предтеча, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Николай, архиеп. Мирликийский, вверху - 4 херувима; митру украшал алмазный большой крест и 7 малых крестов из аметистов, сапфиров и жемчуга ( Кондаков. 1890. С. 38). Ист.: Посольство дьяка Федота Елчина и свящ. Павла Захарьева в Дадианскую землю, 1639-1640/Предисл.: С. Белокуров//ЧОИДР. 1887. Кн. 2. Отд. 1. С. 257-376; Кондаков Н. Опись памятников древности в некоторых храмах и мон-рях Грузии/Груз. надписи прочтены и истолкованы Д. Бакрадзе. СПб., 1890; Церковные док-ты Зап. Грузии/Сост.: С. Какабадзе. Тифлис, 1921. Т. 1 (на груз. яз.); Тимофей (Габашвили), еп. Путешествие/Исслед., указ., слов.: Е. Метревели. Тб., 1956 (на груз. яз.); Иевлев А. Статейный список посольства в Имеретию 1650-1652 гг., сост. Алексеем Иевлевым/Сост., рус. текст с груз. пер.: И. Цинцадзе. Тб., 1969 (на рус. и груз. яз.); Толочанов Н. Статейный список посла Толочанова в Имеретию 1650-1652 гг. Тб., 1970 (на рус. и груз. яз.). Лит.: Ломинадзе Б. Материалы по хронологии Зап. Грузии XVII-XVIII вв.//Мат-лы по истории Грузии и Кавказа. Тб., 1954. Вып. 31. С. 129-143 (на груз. яз.); она же. Из истории груз. феод. отношений. Тб., 1966. Т. 1: Сеньории: Бичвинта (VI-XVIII вв.), Гареджи (XVI-XVII вв.). С. 196-197 (на груз. яз.); Соселия О. Очерки из социально-полит. истории Зап. Грузии феод. эпохи. Тб., 1973. Т. 1. С. 247 (на груз. яз.); Коридзе Т. Максиме I (Мачутадзе)//Католикосы-патриархи Грузии. Тб., 2000. С. 148-149 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2561630.html

во имя ап. Иоанна Богослова. Широкие изразцовые фризы, опоясывающие фасады, фигурные оконные наличники и порталы составлены из «ценинных образцов», имеющих разнообразную форму, рельефные рисунки (изображения львов, единорогов, коней, двуглавых орлов, а также крестов - редкое явление в архитектурном убранстве храмов XVII в.- и др.) отличаются укрупненными размерами. Встречающиеся в изразцовом убранстве буквенные изображения и прочтение отдельных слов свидетельствуют о существовании храмозданной надписи в карнизной части ц. во имя ап. Иоанна Богослова, разрушенной во время бури 1698 г. Вопрос происхождения декора до конца не решен. По мнению М. И. Полянского, изразцы изготавливались в мастерской при Валдайском мон-ре . В. П. Выголов полагал, что изразцовые наборы привозились из Москвы и Ярославля, но не исключал и существования местного новгородского производства. Возможно, изразцы изготавливались в Вяжищах мастерами, прошедшими выучку в валдайской мастерской; известно, что местные мастера Дмитрий, Тимофей Дмитриев, Артемий Митрофанов занимались изготовлением изразцовых печей. Церковь во имя ап. Иоанна Богослова. 1694–1698 гг. Фотография. 2004 г. Церковь во имя ап. Иоанна Богослова. 1694–1698 гг. Фотография. 2004 г. Иконы для иконостасов храмов написал в 1701 г. по подрядному договору кормовой иконописец Иван Яковлев Бахматов; был изготовлен резной иконостас мастерами Василием Яковлевым, Ерофеем Герасимовым, Федором Никоновым, Ерофеем Савельевым. К сер. XVIII в. к В. м. было приписано 1697 крестьян, 1613 дес. земли, в 1764 г. мон-рь лишился вотчин, был отнесен ко 2-му классу. В сер. XVIII в. в мон-рь ссылали клириков и монахов «за непристойные духовному сану поступки», с 1745 по 1766 г. было ок. 40 ссыльных. В сер. XIX в. в В. м. проживало ок. 35, в нач. XX в.- 18 насельников. Из архиереев XVIII-XIX вв. настоятелями В. м. были: Владимирский еп. Виктор (Онисимов), Астраханский архиеп. Антоний (Румовский) , Могилёвский еп. Афанасий (Волховский) , Воронежский еп. Иннокентий (Полянский) , Могилёвский архиеп.

http://pravenc.ru/text/161147.html

В посл. десятилетия XX в. Попконстантинов частично ввел в научный оборот эпиграфический комплекс из раскопок мон-ря IX - нач. XI в. в с. Равна (близ Провадии), посвященного Пресв. Богородице. Наличие на остатках стен разнообразных Г.: греч., слав. глаголических и кириллических, праболг. рунических надписей, надписей «смешанного» типа - греческо-кириллических (более 300), рисунков крестов, монограмм, изображений животных, фрагментов орнаментов, находящих аналогии в украшениях глаголических рукописей,- свидетельствует о существовании здесь в эпоху царя Симеона монастырского скриптория - одного из ранних центров слав. письменности периода «золотого» века древнеболг. книжности, в к-ром насельники мон-ря обучались не только грамоте (найдено неск. греч. и кириллическо-греч. абецедариев ), но и переводческому делу (на это указывают греческо-кириллическая надпись, воспроизводящая 3-й ст. 53-го псалма, греч. надпись, цитирующая 13-16-й стихи 144-го псалма, и др.) ( Попконстантинов К. , Костова Р. Скрипторият в Равненския манастир: Още веднъж за украсата на старбългарските ръкописи от IX-X вв.//Средновековна християнска Европа: Изток и Запад: Ценности, традиции, общуване=Medieval Christian Europe: East and West: Tradition, Values, Communication. София, 2002. С. 719-725). В 1957 г. был открыт скальный мон-рь около с. Мурфатлар, где на остатках стен 6 церковных зданий и построек X в. обнаружено более 100 праболг. рунических и «руноподобных» знаков, кириллических, глаголических, греч. надписей и букв, а также ок. 1 тыс. рисунков. Все они относятся к христ. времени и свидетельствуют о распространении слав. письменности в полиэтнической (праболг., слав., греч.) монашеской среде. К эпохе Второго Болгарского царства относится ряд ктиторских, надгробных надписей на плитах, надписи на крестах, Г. паломников, поминальные Г. на стенах скальных мон-рей в долинах рек Искыр, Русенски-Лом, в с. Иваново, надписи из Македонии и Сербии и др. Среди них есть надписи с датами - 1204, 1252, 1290/91, 1322, 1335, 1342, 1356, 1379, 1491 гг. Средневек. надписи из Боснии и Герцеговины представлены многочисленными надгробными надписями и поминальными надписями на каменных крестах XIV-XVI вв., большое число из них датировано.

http://pravenc.ru/text/166401.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Кафоликон мон-ря Кинигу. Рисунок. ХХ в. [греч. Κυνηγο], мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи, жен., действующий, общежительный. Принадлежит Месогейской и Лавреотикийской митрополии Элладской Православной Церкви, расположен у сев. подножия горы Имитос (Аттика). Основан во 2-й пол. XI или в нач. XII в. В кон. XII в. игуменом К. был Василий Киниг, по родовому имени к-рого мон-рь получил свое название. Упоминание о нем содержится в переписке Афинского митр. Михаила Хониата (Акомината). Обитель также именовалась мон-рем Философон (Θιλοσφων, т. е. философов). Видимо, его ктиторы были связаны с расположенным близ Димицаны мон-рем Философу, также посвященным св. Иоанну Предтече. В нач. XIII в. племянник Василия Лука Киниг обновил К. В надписи на надгробной плите 1235 г. упомянуты «монах Лука ктитор с Философом». Игум. Неофит (упом. в 1238) построил дорогу, которая соединяла Афинскую и Месогейскую равнины. А. Х. С. Миго датировал монастырский собор (кафоликон) 2-й четв. XII в. Однако на фрагменте мраморной плиты, находившейся ранее над одним из порталов наоса, сохранилась надпись с указанием года строительства собора - 1205 г. Кафоликон относится к купольным храмам типа вписанного креста. Своды опираются на мощные предалтарные столбы, в зап. части - на 2 изящные мраморные колонны с ионическими капителями. Апсида 3-гранная с 2-частным окном. Барабан 8-гранный, грани оформлены колонками. Преобладает кладка из неотесанных камней и плинфы; обработанные камни использованы только в кладке конхи и барабана. Нижние части стен сложены из больших частично отесанных блоков туфа, каменных плит и плинфы. Выложенные плинфой арочные полукружия над окнами и порталом составляют скупой, но выразительный декор храма. Над входом в нартекс в стену вмонтирована плита визант. саркофага с рельефными изображениями крестов. В XVII в. к наосу был пристроен нартекс с куполом, в XVIII в.- стоя с арками, часть к-рой снесена. У местных жителей сложилась традиция обвязывать мраморные колонны храма лентами и нитями в надежде, что это избавит их от болезней и др. несчастий.

http://pravenc.ru/text/1684654.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАМНЕ [Груз. ], груз. златоваятель XVI в. Его деятельность пришлась на период возрождения груз. искусства, когда в Грузии наблюдалось относительное внешнеполитическое спокойствие. Известны 6 созданных М. произведений, все они содержат надписи с указанием имени мастера, что является редким фактом в истории не только грузинской, но и всей средневек. чеканки в целом: предалтарный крест из ц. во имя вмч. Георгия в сел. Садгери, выносной крест из мон-ря Гелати (оба в ГМИГ), предалтарный крест из церкви Баракони во имя Пресв. Богородицы в сел. Цеси, киот иконы «Распятие» (икона не сохр.) из Распятской ц. в сел. Кулаши, выносной крест из ц. во имя вмч. Георгия в сел. Хони (все 3 в Кутаисском государственном историко-этнографическом музее ) и киот иконы в честь Успения Пресв. Богородицы из мон-ря Шемокмеди (киот и икона утрачены в 1920, сохр. фото: Нац. музей Грузии. Колл. Д. Ермакова. Негативы 18024, 18025; Кондаков. 1890. С. 123, 124. Рис. 62, 63; Сакварелидзе. 1987. С. 63-65. Табл. 27). Упоминание имен ктиторов-заказчиков, также зафиксированных в подписях, позволяет выделить в творчестве мастера 2 периода: его работу в Самцхе (Юж. Грузия) и в Зап. Грузии. Наиболее значительным произведением М. считается крест из церкви в Садгери (дерево, покрыт позолоченными серебряными пластинами; 2,3×1,06 м). Сохранилась сочиненная клириком садгерской церкви диак. Симеоном Шотисдзе (также Шотишвили) ода, в к-рой прославляются крест и его автор, в ней упомянуты почти все лица, чьи имена присутствуют в надписях на кресте ( Абуладзе, Шарашидзе. 1941. С. 683-688). В тематическую программу креста включены 26 композиций: Деисус (в центре), 13 сцен Господских праздников, житийный цикл вмч. Георгия. М. как мастер групповых сцен умело работает с композицией, его интересует прежде всего человеческая фигура. На крестах из церквей в Садгери и Баракони фигуры образуют высокий рельеф на гладком фоне, мастер пытается создать объемный образ, однако настоящая пластика отсутствует. Для М. характерны в большей или меньшей степени удлиненные фигуры, формы утрированы с нек-рой долей манерности. В творчестве М. привлекает внимание и декоративная составляющая произведений. Орнамент в его исполнении отличается большим мастерством, иногда особой утонченностью (киоты из мон-ря Шемокмеди и из церкви в Кулаши, ручки крестов из мон-ря Гелати и из церкви в Хони). В иконографических схемах его работ присутствует несколько редких типов: на кресте из церкви в Садгери изображены вмч. Георгий, держащий в руках свою отрубленную голову, а также поверженный вмч. Георгием имп. Диоклетиан на коне; на сионе креста из мон-ря Гелати Пресв. Богородица представлена между апостолами Петром и Павлом и др.

http://pravenc.ru/text/2561790.html

Хотя в этой статье были рассмотрены надписи не всех новгородских крестов с мощами, а в комментариях к ним затронуты далеко не все темы, надеемся, что нам удалось убедить читателей в необходимости публикации и изучения записей о священных вложениях. В. В. Игошев. Ярославские серебряные и золотые кресты XVI–XVIII веков (к вопросу о типологии церковной утвари) В храмах и монастырях Ярославля бытовали многочисленные святыни, в числе которых выделялись серебряные кресты разных типов, являющиеся интереснейшими произведениями ярославского церковного искусства XVI–XVIIIbekob 280 . Музейные собрания сохранили несколько десятков крестов этого времени, среди которых особенно часто встречаются кресты-мощевики. Мощи всегда были важнейшими составляющими христианского богослужения 281 , они вкладывались в кресты разных типов – в напрестольные, воздвизальные, водосвятные, наперсные и др. Нередко кресты содержали в себе часть Древа Господня или мощи святых. Такие предметы церковной утвари всегда почитались и поэтому бережно сохранялись. До настоящего времени типология древнерусских и, в частности, ярославских крестов является темой малоизученной, несмотря на большой к ним интерес, проявившийся еще у исследователей церковных древностей XIX – начала XX века 282 . И. П. Сахаров кресты разделял на «напрестольные (благословенные), воздвизальные, запрестольные (выносные), наперсные, походные патриаршие, закладные, тельные», им же отмечались кресты «осеняльные» и «колыбельные» 283 . И. Е. Забелин кресты выделял «по церковному назначению»: «а) напрестольные или благословенные, благословящие;б) воздвизальные, «что выносят из алтаря в день Воздвижения честного креста», и в) запрестольные или выносные» 284 . Н. В. Покровский , упоминая многочисленные древнерусские кресты, сделал верное замечание: «кресты эти имели разное назначение: напрестольные, выносные, наперсные и тельники, киотные и поклонные, хотя это разграничение и не выдерживалось строго и не имело иконографической важности» 285 . Задачей настоящей статьи является показать не только многообразие типов ярославских крестов, но и их назначение при богослужении, а также разнообразие техник, которые были использованы при их изготовлении. На отдельных серебряных предметах ярославской церковной утвари нами также анализируются изображения крестов, являющихся очень важными указаниями на главный христианский символ. Такие изображения крестов являлись смысловым и значимым центром всего предмета церковной утвари и становились ядром его композиции.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010