Христианские древности. Археологические находки в Новгороде предоставляют дополнительные возможности и для изучения церковной истории (см. также ст. Граффити). Христ. древности представлены в археологическом материале Великого Новгорода различными категориями. Одна из них — нательные кресты из цветного металла, янтаря, камня и дерева. Изредка встречаются единичные экземпляры из глины, кости, перламутра и смальты. Самые ранние кресты найдены в слое нач. XI в. Наиболее многочисленной группой являются кресты из янтаря. Кроме нательных крестов известны находки энколпионов (крестов-складней), состоящих из 2 полых створок и предназначенных для хранения священных реликвий. Большинство новгородских крестов-складней относится к одному из самых распространенных в восточнохрист. мире типу энколпионов. Чаще всего на створках энколпионов помещались литые рельефные изображения: на лицевой стороне — распятого Христа, на оборотной — Богоматери и 4 евангелистов. Др. категорию христ. древностей составляют нательные и наперсные иконки из цветных металлов, камня и кости, находки к-рых немногочисленны. Некоторые иконки могли привешивать и к окладам чтимых икон, что соответствует визант. традиции. В одной из берестяных грамот 500) нач. XIV в. упоминается икона с гайтаном (шнурком для ношения на груди). Композиции на иконках определялись их функциональным назначением. Иконки носили на груди в качестве личного предмета благочестия (нек-рые исследователи предпочитают говорить об оберегах), поэтому на них чаще всего изображались патрональные святые или святые, покровительствующие в ратных делах, в пути, в той или иной профессиональной деятельности и др. Великолепным образцом прикладного искусства является каменная иконка (4,3Ч5,8 см), найденная в слое нач. XIV в. На одной ее стороне находится изображение прп. Симеона Столпника и св. Ставрокия, на другой — вмч. Георгия. На обеих сторонах по бокам размещены надписи. Еще одной категорией находок, связанных с религ. культами, являются амулеты-змеевики, к-рые представляют собой круглые 2-сторонние привески: на одной стороне находится каноническое христ. изображение (Христа, Богоматери или святых), на другой — «змеевидная композиция» (голова, фигура или полуфигура, окруженная змеями).

http://sedmitza.ru/lib/text/8742738/

Многочисленны и разнообразны на стенах храмов и рисунки-Г. Наиболее распространены изображения крестов, зачастую сплошь покрывающие участки древней штукатурки. Крест символизировал и замещал собой молитвенный возглас или покаянную формулу. Авторами и персонажами Г. на стенах древнерус. храмов являлись представители разных социальных слоев: Новгородский архиепископ, священники, попович («Моисей п(ь)сал попович», XII в., Георгиевский собор Юрьева мон-ря), пономарь, «проскурница», жена «писца иконного», дьяк («Феодор п(ь)сал, дьяк святого Георгия, на Рождество», XIII в., Георгиевский собор Юрьева мон-ря), князь, отрок, княжеский дружинникдревнейших Г.- XI-XII вв.- свой социальный статус указывали только представители духовенства или дружинники). В новгородском Софийском соборе сохранились автографы художников Стефана, Сежира и Олисея, принимавших участие в росписи собора ( Медынцева. Древнерус. надписи. С. 32-61). Подавляющее число Г. сделано мужчинами. Графико-орфографические особенности Г. показывают, что большинство авторов владели приемами книжного письма и нормами церковнослав. языка. Ряд надписей выполнен орнаментированными почерками, часто сопровождается рисунками крестов, человеческих фигур (монахи, воины, всадники), животных (лошади, зайцы), элементами орнамента. По-видимому, их авторы - профессиональные писцы и миниатюристы. Нек-рые Г. оставлены людьми грамотными, но не слишком искушенными в книжном письме («Далята писал слова», XII в., новгородский Софийский собор; «Лазорь писал грамоту», нач. XIV в., ц. Спаса на Нередице). Язык древнерус. Г. традиционен, в ряде случаев, преимущественно в новгородских храмах, в надписях нашли отражение диалектные черты, «бытовые» графические системы. Однако явления древнерус. речи значительно в меньшей степени отразились в Г. на церковных стенах, чем в берестяных грамотах, что вполне объяснимо: этому препятствовала специфика жанра надписи на церковной стене, функционально и тематически связанного с богослужением, молитвой и покаянием (см. др. т. зр.: Висоцький С. О. Киïвська писемна школа: X-XII ст. (До icmopiï укр. nuceмhocmi). Льbib и др., 1998. С. 185-190; трактовка автором языковых явлений как диалектных и соответственно мн. прочтения не выдерживают критики с лингвистической т. зр.).

http://pravenc.ru/text/166401.html

Самой древней из патриарших грамот является сигиллий патриарха Антония IV (1389), в к-ром Д. м. предоставляется титул и привилегии патриаршего мон-ря. Подобного рода грамота патриарха Тимофея II (1617) называет Д. м. патриаршим и ставропигиальным мон-рем и освобождает его от подчинения власти прота, а также разрешает нек-рые вопросы, касающиеся внутреннего устроения Д. м. и др. Музей-ризница Здесь хранятся наиболее ценные дары, сделанные знатными людьми и иерархами. Многие пожертвованы митр. Белградским Иеремией, послом в Пруссии Иоанном Франкопулосом и христианами из России. В числе экспонатов - некоторые ценные рукописи с миниатюрами в дорогих окладах и др. реликвии, тканые изделия, напр. плащаница XVI в., дар господаря Молдавии Петру Рареша, ценные священнические и архиерейские облачения (саккосы митр. Иеремии и патриарха Нифонта, энколпион последнего, митры, епитрахили, орари, палицы, жезлы, покровцы и др.). Надписи на тканых изделиях содержат сведения об их изготовителях, бывш. владельцах и жертвователях. В ризнице хранятся кресты с Животворящим Древом, ценные резные кресты, священные сосуды, кадильницы, панагии, печати, богатая коллекция древних монет, небольшая пластинка X в. из слоновой кости с резным изображением Распятия с предстоящими у креста Богородицей и Иоанном Богословом, ангелами и воинами. Серебряный и позолоченный оклад массивного рус. Евангелия украшен смальтой и драгоценными камнями разных цветов, между к-рыми помещены изображения евангелистов и Воскресения Спасителя. Из России его привез иеродиак. Симеон, пожертвовавший и позолоченную чашу, также со смальтой, и др. предметы на сумму 1,2 тыс. золотых грошей. Так, существуют еще 5 крестов с Животворящим Древом, украшенных жемчугом и кораллами, самый большой из которых используется на освящении воды и выставляется для поклонения в Крестопоклонную неделю. Есть серебряные с позолотой и смальтой рипиды (1661), резные деревянные панагии, 2 дарохранительницы - русская с эмалью и перламутровая иерусалимская, митры с изображениями и др.

http://pravenc.ru/text/178494.html

Прав. Евфимий связывал упомянутую дату короникона с 14-м циклом, а надпись датировал 1362 г. (Броссе, прочитавший число как 250 в 13-м цикле,- 1030 г.) и относил постройку храма к XIV в. В. Беридзе считал эту трактовку ошибочной, т. к. в надписи нет речи о строительстве храма, и на основании декора датировал церковь 1-й пол. XI в. ( Беридзе. 1981. С. 186-188). По мнению Ж. М. Тьерри, Ленамор был выстроен в X в. и мог быть реставрирован в 30-х гг. XI в., одновременно с кафедралом Ишхани. Святыни Согласно арм. источникам, в Кари долгое время хранился один из крестов просветительницы Грузии св. Нины. Сведения об этом содержатся в сочинениях арм. историков Аарона Ванандеци (X в.) и Вардана Великого (XIII в.), а также в соч. «Чтение о Святом Кресте» в составе в т. н. Тцеренцского синаксаря ( Меликсет-Бек. 1941. С. 61-63; Яков Цуртавели. 1978. С. 131-135; Вардан. 2002. С. 132-133). В них сказано, что перед кончиной мц. Шушаник передала крест св. Нины иноку Андрею, попросив перенести его в Тарон. Из-за трудного пути крест был спрятан в горах Спери, на границе с Тао. Через неск. лет Григорий, сын Хмаяка, племянник Вардана Мамиконяна , перенес его в крепость Капуйт, а оттуда - в Вананд (Кари). Впоследствии этот крест был назван Ванандским, а для его хранения был воздвигнут храм Сурб-Хач (Св. Креста). Крест по распоряжению армянского католикоса Барсега I Анеци (1105-1113) был перенесен в Ани. Во время взятия Ани монголо-татарами (1238/39) крест был утрачен. Считается, что эти сведения касаются не креста св. Нины, сплетенного из виноградной лозы и хранящегося в груз. патриаршем кафедральном соборе Тбилисский Сиони , а одного из крестов (или их частей), к-рые св. Нина воздвигала на вершинах гор во время миссионерской деятельности ( Асатиани. 2003. С. 43-44). С К. е. также связано Бертское Четвероевангелие, созданное в монастыре Берта (Анчийская епархия ГПЦ, ныне в иле Артвин, Турция). Четвероевангелие выполнено на пергамене письмом асомтаврули в 3-й четв. X в. В рукописи содержится завещание, в к-ром упоминаются эриставт-эристави Сумбат III Артануджский († 941) и его сыновья - Давид († 992) и Баграт († 988). Рукопись состоит из 257 листов, иллюминирована изображениями апостолов и «10 канонов» еп. Кесарии Палестинской Евсевия Памфила, вписанных в живописные камары. Рукопись содержит 26 приписок. Исполненная шрифтом нуцха-хуцури (XV в.) строка из «Витязя в тигровой шкуре» Шота Руставели : «Правду говорит апостол, страх порождает любовь» (Л. 237),- это самый ранний известный случай цитирования поэмы. Бертское Четвероевангелие хранилось в Гурии, в XVII в. посредством одного из владетельных князей Гуриели оно попало в Кари. В 1830 г. амер. миссионеры вместе с др. груз. и арм. рукописями вывезли Четвероевангелие из Карса. В наст. время оно хранится в библиотеке Гарвардского ун-та (США).

http://pravenc.ru/text/1681043.html

Двенадцатигранный высокий купол возведен из кирпича. Декор оконного обрамления состоит из красных и черных ромбов; над окнами, в заглубленной поверхности, в штукатурке выведен фронтон, опирающийся на полуколонны в стиле позднего ампира. У окна вост. фасада на каменных плитах с изображением крестов высечены 2 надписи. Первая, исполненная асомтаврули , содержит слова: «Крест Христов». Вторая выполнена смешанным письмом: частично строчным нусхури, частично асомтаврули, высечена на красном камне и заполняет свободные плоскости под поперечными рукавами креста. Расшифровка текста из-за плохой сохранности надписи может содержать неточности: «Помощью Иована убогого, при старосте грешном Перисе (?) была построена эта церковь. Большие тяготы перенес я по убожеству (своему). Грешного сего, помяните в молитве меня, Ефрема, и да возрадует (вас) (?), Господь мой». Палеографически надпись близка к образцам груз. эпиграфики VIII-X вв. (Убиси, Атени Сиони, Гарбани, Агало и др.). В XI в. в интерьере была установлена искусно исполненная резная алтарная преграда из характерного для алтарей Грузии бледно-зеленого камня. Фрагменты преграды во время ремонта XIX в. были вставлены в сев. стену притвора. В 1938 г. наиболее крупные части (за исключением 2 маленьких фрагментов) были извлечены из штукатурки и перенесены в краеведческий музей Телави. Судя по сохранившимся фигурам, рельеф представлял собой композицию из сидящей на троне Пресв. Богородицы (без Младенца) и стоящих по сторонам архангелов. Самеба (2-я четв. VI в.), наиболее ранняя из церквей И., расположена в сев. части монастырского комплекса. Небольшой храм выстроен из булыжника и был существенно переделан в нач. XIX в. митр. Бодбийским Иоанном (Макашвили) . Сохранивший первоначальные формы план церкви, а также ее композиционное решение и отдельные архитектурные детали (глубокие ниши алтаря, равноконечные рукава креста, склеп под храмом, подковообразная форма арок и др.) позволяют классифицировать Самеба как крестово-купольный храм, по архитектуре напоминающий малую церковь (545-557) мон-ря Джвари и древнюю церковь во имя св. Иоанна Предтечи (60-е гг. VI в.) мон-ря Шиомгвиме (основан также одним из 12 сир. отцов, прп. Шио Мгвимским ).

http://pravenc.ru/text/293961.html

В 1915 г. болг. царь Фердинанд, недоброжелательно настроенный по отношению к России, воспротивился тому, чтобы храм носил имя рус. святого, и А. Н. с. был переименован во имя святых Кирилла и Мефодия; заменены памятные доски, изменено расположение икон. Только в 1919 г., когда Фердинанд вынужден был отречься от престола и покинуть Болгарию, Святейший Синод обратился к правительству с просьбой отменить решение о переименовании собора. Вопрос был внесен в Народное Собрание, к-рое возвратило собору первоначальное наименование. 12 сент. 1924 г., в день празднования памяти св. блгв. кн. Александра Невского, митр. Пловдивским Максимом было совершено освящение главного алтаря храма в честь св. Александра Невского, сев. придел во имя святых равноап. Кирилла и Мефодия был освящен 13 сент., а юж.- во имя св. царя Бориса - 14 сент. А. Н. с. занимает центр большой площади, носящей его имя. Крестово-купольный собор (площадь 70 ´ 52 кв. м., объем 86 тыс. м, высота главного купола 45 м, колокольни 50 м, накупольных крестов ок. 5 м, главный барабан 16 м в поперечнике) вмещает более 5 тыс. человек. С сев., вост. и юж. сторон собор опоясывают крытые галереи, в вост. их части размещаются ризница и б-ка. Цоколь собора облицован серым гранитом. Ведущие в храм дубовые двери украшены резьбой, исполненной в древнеболг. стиле. Колокола А. Н. с. отлиты в литейной П. Н. Финляндского (Москва). 2 наибольших по величине колокола украшены барельефными медальонами-изображениями святых, рельефные орнаменты и надписи имеют 5 больших колоколов, у 7 остальных надписи выгравированы. Самый большой колокол весит 11758 кг, самый маленький - ок. 16 кг, звон колоколов слышен за 30 км. В украшении А. Н. с. принимали участие выдающиеся рус. и болг. художники: проф. П. Е. Мясоедов (Господь Саваоф в главном куполе), проф. М. Судковский («Таинство Святой Евхаристии» над горним местом главного алтаря, серафимы на стенах боковых галерей), проф. И. Мрквичка («Отрок Иисус среди книжников в храме» в сев. нише), В. Болотнов («Брак в Кане Галилейской» в юж. нише), акад. А. А. Киселёв («Страшный Суд» над хорами, напоминающий фреску В. М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве), А. М. Корин («Воскрешение Лазаря» и «Нагорная проповедь»), Н. Маринов («Укрощение бури»), А. Белковский («Мария Магдалина»), акад. Г. Желязков («Св. Иоанн Рыльский, отвергающий царские дары»), акад. А. Н. Новоскольцев, проф. А. Митов, проф. Б. Михайлов, Н. Д. Кузнецов, Д. Киплик, Х. Тачев, Х. Берберов, В. Димов, Н. Петров, Вахрамеев, Ланской, Шелковой, Родзянко и др.

http://pravenc.ru/text/64446.html

В пользу этой гипотезы может свидетельствовать совпадение набора библейских сюжетов на «высоких крестах» (Адам и Ева у райского древа, Три отрока в пещи, Переход через Чермное море и др.) со сценами на резных позднеантичных саркофагах ( Werner. 1990; Veelenturf. 2001; Verkerk. 2001). Функции «высоких крестов» также не поддаются однозначной трактовке. Кресты могли использоваться при стациональном богослужении , однако чаще всего они, по-видимому, воздвигались в память о знаменательных событиях или во время широких строительных работ, предпринятых на средства влиятельных покровителей. На нек-рых «высоких крестах» сохранились краткие надписи, содержание которых ограничивается молитвенными формулами. Напр., «Крест с надписями» в Клонмакнойзе был воздвигнут по указанию правителя Фланна Синны (879-916): «Молитва за царя Фланна, сына Маэл Сехналла, молитва за царя Ирландии. Молитва за Колмана, который сделал этот крест для царя Ирландии». Исследователи связывают установку креста со строительством в 909 г. на средства Фланна соборной церкви ( Manning C. Clonmacnoise Cathedral//Clonmacnoise Studies. Dublin, 1998. Vol. 1. P. 57-86). На зап. стороне креста в круге помещено изображение Распятия, ниже - сцены взятия Христа под стражу, поругания и стражи у Гроба (?). На вост. стороне в круге - Христос во славе, в рукавах креста - 3 группы фигур, одна из к-рых, возможно, представляет сцену молитвы Моисея. Ниже представлены 3 др. сцены, к-рые не поддаются однозначной интерпретации. На одной из сцен (в нижнем регистре) представлены 2 фигуры, одна в светской одежде, другая в облачении клирика, которые держат жезл или шест. Эта сцена обычно трактуется как основание мон-ря св. Киараном и правителем Диармадом мак Кербаллом или как сотрудничество между настоятелем общины, епископом и аббатом Колманом, сыном Айлиля, и донатором - правителем Фланном Синной. По др. версиям, здесь изображены Моисей и Аарон или Иосиф, толкующий сны приближенных фараона. На боковых поверхностях представлены 5 композиций, к-рые с трудом поддаются определению (человек, играющий на арфе; духовное лицо с посохом, осеняемое ангелом и др.).

http://pravenc.ru/text/674067.html

Западнее Иордана (в т. ч. в пустыне Негев) они встречаются постоянно, восточнее - спорадически, и время их создания более позднее; в Иордании до кон. V в. мозаик нет (хотя рим. городков там раскопано очень много), а поздние лежат, за немногими исключениями (церковь в Петре и др.), севернее Эль-Мауджиба. В изображениях мозаик зафиксированы колоннадные улицы, отдельные здания, храмы, мон-ри и т. д. Они содержат посвятительные надписи (обычно по-гречески), в к-рых выявлена тесная связь клира с общиной, названы имена ктиторов, членов их семей, стоящих за ними социальных групп, даны краткие (обычно только имена) сведения о мозаичистах; указаны мотивы пожертвований (поминание мертвых, исполнение обета и т. д.). Иконография мозаик синагог Палестины отлична от принятой в диаспоре: в Апамее (Сирия) и Сардах IV в. преобладает геометрический стиль, в Палестине (Бет-Альфа, Сепфорис, Тивериада) - сцены с персонажами (в т. ч. из ВЗ), изображение ритуальных предметов (ниша Торы, менора и т. д.) и сюжеты из классического репертуара (времена года; знаки Зодиака; Гелиос или его колесница). Типы амфор, производившихся в Палестине в ранневизант. период Типы амфор, производившихся в Палестине в ранневизант. период В посл. десятилетия XX в. продвинулось изучение ранневизант. керамики, построены строго датированные колонки стратиграфии на памятниках вдоль границы провинции Аравия (Телль-Хисбан, Пелла, Капернаум, Кесария, Хирбет-Шема, Кейсан, Мерон, Арак-эль-Эмир и др.), Иерусалима; составлена библиография ( Herr L. Published Pottery of Palestine. Atlanta, 1996). К VI в. в районе Иерусалима сложились местные центры производства хорошо обожженной керамики (т. н. столовой византийской); в Иордании были распространены расписные блюда с изображениями людей, животных, растений и крестов, к-рые делали в VI-VII вв. в Герасе. Амфоры, являющиеся маркерами товарного обмена, делали в Газе и Ашкелоне, откуда они достигали Египта, Сев. Африки, Балкан и Зап. Европы. Др. тип амфор связан с торговлей на Красном м. и обнаружен в его портах (Элат, Аксум, Береника), в Йемене, Эритрее и в Эфиопии. Не менее важно изучение производства стекла в Сиро-Палестинском регионе, к-рый снабжал им все древнее Средиземноморье. Химические и морфологические анализы выполнены для сосудов из Герасы. Стеклоделательный комплекс кон. IV в. раскопан под Хайфой (работы Миссурийского ун-та с 1964). Для Палестины характерны также чаши и лампы из стеатита (возможно, связанные с ритуальной практикой иудаизма). Византийская археология и проблемы трансформации византийского города

http://pravenc.ru/text/372678.html

во имя ап. Иоанна Богослова. Широкие изразцовые фризы, опоясывающие фасады, фигурные оконные наличники и порталы составлены из «ценинных образцов», имеющих разнообразную форму, рельефные рисунки (изображения львов, единорогов, коней, двуглавых орлов, а также крестов - редкое явление в архитектурном убранстве храмов XVII в.- и др.) отличаются укрупненными размерами. Встречающиеся в изразцовом убранстве буквенные изображения и прочтение отдельных слов свидетельствуют о существовании храмозданной надписи в карнизной части ц. во имя ап. Иоанна Богослова, разрушенной во время бури 1698 г. Вопрос происхождения декора до конца не решен. По мнению М. И. Полянского, изразцы изготавливались в мастерской при Валдайском мон-ре . В. П. Выголов полагал, что изразцовые наборы привозились из Москвы и Ярославля, но не исключал и существования местного новгородского производства. Возможно, изразцы изготавливались в Вяжищах мастерами, прошедшими выучку в валдайской мастерской; известно, что местные мастера Дмитрий, Тимофей Дмитриев, Артемий Митрофанов занимались изготовлением изразцовых печей. Церковь во имя ап. Иоанна Богослова. 1694–1698 гг. Фотография. 2004 г. Церковь во имя ап. Иоанна Богослова. 1694–1698 гг. Фотография. 2004 г. Иконы для иконостасов храмов написал в 1701 г. по подрядному договору кормовой иконописец Иван Яковлев Бахматов; был изготовлен резной иконостас мастерами Василием Яковлевым, Ерофеем Герасимовым, Федором Никоновым, Ерофеем Савельевым. К сер. XVIII в. к В. м. было приписано 1697 крестьян, 1613 дес. земли, в 1764 г. мон-рь лишился вотчин, был отнесен ко 2-му классу. В сер. XVIII в. в мон-рь ссылали клириков и монахов «за непристойные духовному сану поступки», с 1745 по 1766 г. было ок. 40 ссыльных. В сер. XIX в. в В. м. проживало ок. 35, в нач. XX в.- 18 насельников. Из архиереев XVIII-XIX вв. настоятелями В. м. были: Владимирский еп. Виктор (Онисимов), Астраханский архиеп. Антоний (Румовский) , Могилёвский еп. Афанасий (Волховский) , Воронежский еп. Иннокентий (Полянский) , Могилёвский архиеп.

http://pravenc.ru/text/161147.html

Практика покрытия золотом, золоченым серебром, многоцветными камнями, эмалями и жемчугом деревянных престолов, алтарных преград, богослужебных крестов, ставротек, икон, переплетов богослужебных книг, рак (саркофагов), ковчегов-мощевиков и других священных предметов широко распространилась в ранневизант. период и получила продолжение в Восточной и Западной Церквах на протяжении столетий. О. в разный период в различных художественных центрах изготавливали в таких техниках, как ковка, выколотка, чеканка, басма, скань, зернь, гравировка, оброн, эмаль (перегородчатая, выемчатая или расписная), литье, чернь и др. Покрытие иконы драгоценным О. уже в домонг. время становится признаком благочестия и почитания образа. Древнейшие О. отковывали из слитков драгоценного металла в тонкие пластины. Согласно замыслу, эти детали украшали в разных техниках орнаментом, надписями или священными изображениями, тщательно подгоняли и соединяли, как, напр., на О. 1-й пол. XII в. большой храмовой иконы «Апостолы Петр и Павел» (сер. XI в.) из новгородского собора Св. Софии (НГОМЗ), состоящем из множества состыкованных тонких серебряных пластин с чеканными изображениями ростовых фигур святых, орнаментами и надписями. Этот О., украшенный чернью и золочением, по мнению И. А. Стерлиговой, демонстрирует мастерство визант. чеканщиков в Новгороде и служит образцом усвоения рус. серебряниками визант. художественного языка. Следует визант. традициям О. 6-конечного напрестольного креста 1161 г., созданного по заказу прп. Евфросинии Полоцкой для собора полоцкого Спасского мон-ря (см. ст. Евфросинии Полоцкой, преподобной, крест). Он также сделан из неск. золотых и золоченых серебряных пластин с изображениями, надписями, орнаментом, украшен камнями и жемчугом. Гладкие пластины изготовлены в технике перегородчатой и выемчатой многоцветной эмали и резьбы и закреплены гвоздиками на деревянной основе креста, выполненной из кипариса. На О. во вкладной надписи имеются сообщения о годе создания, стоимости материалов и работ, заклятие против отчуждения, молитвенное слово заказчицы, а также имя рус. мастера - Богша Лазарь. О. изготавливали также из меди. При раскопках в Новгороде археологического комплекса кон. XII в.- усадьбы иконописца Олисея Гречина - были найдены О. из 2 тонких медных пластин на икону с поясным изображением свт. Николая Чудотворца, а также фрагменты О. с орнаментом для больших храмовых икон, инструменты и оборудование ювелира: чеканы, пуансоны, ножницы по металлу и др.

http://pravenc.ru/text/2578241.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010