Другой член Московского Археологического (к этому времени уже Императорского) Общества, В. Е. Румянцев, в специальной статье, увидевшей свет в 1885 году 1249 , уже после проведения «уваровской» реконструкции палат, приводит надпись в факсимильном виде, где также вместо современного «исирта» стоит слово «полата», в остальном в надписи всё совпадает, за исключением некоторого смешения « и » восьмеричного с « » десятеричным, что, видимо, связано с подсознательной попыткой публикатора исправить ошибавшегося резчика. Ещё невнимательность В. Е. Румянцева сказалась в том, что он называет крест восьмиконечным, на самом деле он семиконечный. Подробно исследователь останавливается на указанной выше дискуссионной проблеме значения слова «посправлена». Приведём этот пассаж целиком. «Последнее слово в этой надписи большею частью читают «посправлена», – пишет Румянцев, – но, по мнению Η. П. Розанова, – следует читать «поставлена». В доказательство правильности такого чтения он ссылается, во-первых, на самые Строильные книги, в которых ясно сказано, что палата построена вновь, а не исправлена только, далее, «находящееся в последнем слове буквенное начертание Π нет основания принимать за буквы ПР , потому что в надписи все буквы Р изображены с круглым очертанием вверху, и буква Р или П была бы с нею слитно соединена в верхней своей части. Да и что за важное событие – поправление покоев, которое делавший такие поправки счёл нужным увековечить в памяти особой надписью? – иное дело построение новой палаты». К этому мы со своей стороны присовокупим, что, действительно, самая форма слова „посправлена» по неупотребительности своей уже возбуждает противу себя сомнение. Кроме того, в подтверждение правильности чтения, принимаемого Η. П. Розановым, является ещё и доказательство археологическое. При недавнем возобновлении дома, по очистке со стены старой штукатурки, оказались в стене, находящейся между палатою и соседнею комнатою, в которой помешается теперь библиотека Общества, заложенные кирпичом древние окна, наружные наличники которых были обращены в палату. Следовательно, та часть дома, где находится библиотека, существовала прежде, а палата заседаний в 1657 году была пристроена к ней вновь и заняла часть земли, находившейся уже вне двора, под огородом А. Кириллова , как и сказано в Строильных книгах» 1250 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Ещё один золотой нательный крест из коллекции Британского музея 336 выполнен по образцу «латинского» креста (рис. 82). Лопасти его прямые, средокрестие украшено припаянными шишечками-шариками. Центральную часть изделия занимает крест с Распятием Иисуса. Он также показан по канону «латинского», Спаситель передан реалистично, в характерной позе. Особо подчёркнуты причёска, черты лица, нимб, обнажённая грудь и набедренная повязка. Над головой Иисуса дощечка с надписью из четырёх букв, где читаются первые три: I . D (?), Т . Оконечности креста особо выделены и украшены плохо читаемым растительным узором. К XVI–XVII векам относится серия крестов-тельников из местонахождения Манёвы (Maniowy-5) (Польша), где исследовалось кладбище в районе церкви 337 . Первое изделие представляет собой бронзовый крест, выполненный по стандарту «латинского» (рис. 83). Его лицевая сторона оконтурена по периметру рельефным валиком. Вся поверхность занята выпуклой фигурой распятого Иисуса. Изображение реалистично. Особо подчеркнут нимб в виде лучей над головой Спасителя, грудная клетка и набедренная повязка. В оглавии креста нечитаемые буквы надписи, под ногами Спасителя схематично переданный череп Адама. Оборотная сторона креста также оконтурена по периметру рельефным валиком, который из-за некачественного литья местами не проработан. Практически всю площадь креста занимает фигура с нимбом над головой в виде лучей, со сведёнными к молитве руками и чуть согнутыми в коленях ногами. Из-за некачественного литья фигура передана весьма условно. На горизонтальной лопасти креста поясняющая надпись: MATER DOIO , что означает Матерь Долороса – скорбящая Божия Матерь. В нижней части креста нечитаемое изображение. Второй нательный крест из Манёв несколько меньших пропорций (рис. 84). Он также выполнен по образцу «латинского» креста. Лицевая его сторона оконтурена по периметру рельефным валиком. Всю поверхность занимает фигура распятого Иисуса. Она выполнена рельефно и крайне схематично. Так же условно передана доска с надписью под оглавием креста и череп Адама (?) под ногами Распятого. Оборотная сторона креста оконтурена по периметру рельефным валиком. Центральную его часть занимает коленопреклоненная женская фигура со сведёнными в молитве кистями рук. На горизонтальной планке надпись, которая абсолютно не читается. По мнению авторов статьи, на кресте изображена Пресвятая Богородица 338 . В нижней части креста нечитаемое изображение.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Именно к таковым может быть отнесён серебряный золочёный крест XVI века из собрания Музеев Московского Кремля, поступивший туда в 1925 году через Музейный фонд из Вятки 579 . Этот мощевик представляет большой интерес, прежде всего по своим художественным особенностям. Его чёткий, геометризованный абрис, треугольные завершения нижнего и боковых концов, усложнённая форма крупного гранёного оглавия характерны для XVI века. Иконография литых накладных Распятия на лицевой стороне и херувима с ромбовидным ликом на оглавии, а также сплошь покрывающий лицевую сторону резной узор широкого вьющегося стебля с отходящими листьями, напоминающими полу-пальметты или образующими сердцевидные фигуры, типологически восходят ещё к XIV столетию, но имеют и особенности, появившиеся не ранее XV века. К ним относятся скошенные концы горизонтальных ветвей Голгофского креста: моделировка складок одежд преподобного на обороте креста сдвоенными линиями также указывает уже на зрелый XV – первую половину XVI века. Литые священные изображения на лицевой стороне и оглавии креста выполнены в невысоком, тонко проработанном рельефе, судя по сохранившимся следам, первоначально они были выделены на кресте ещё и позолотой. На обороте креста – резные изображения Голгофского креста с копием и тростью (на оглавии) и Варлаама Хутынского в рост (на нижнем конце). Преподобный представлен в молении, вполоборота вправо, в мантии с откинутым куколем и в шапочке, покрывающей уши, в коротких сапожках и с посохом в правой руке. В средокрестии надписи. ШЕСТЕРЫ МОЩИ СТЫ ( Х ) и ВАРЛАМЪ (последняя буква вырезана зеркально), на концах креста буквы, составляющие имя ИАКОВЪ . В четырёх треугольниках на скосах оглавия тонкие резные буквы ХЕ РО ВИ ME . Резные надписи выполнены уверенно, но расположены небезупречно, вероятно, их резал не профессиональный словописец, а сам мастер креста. Оглавие присоединено к кресту деревянным штифтом, продетым сквозь петли, на нижнем конце петельки для скрепления открывавшихся створок. Ныне крест наглухо заклёпан с правой боковой стороны. Его створки, насколько можно видеть в щель, с внутренней стороны имеют ковчег, внутри сохранились мощи, в том числе и части багряной шёлковой ткани, возможно, от ризы преподобного Варлаама 580 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

3) 36820; 99. Железный квадратный крест с таковыми же цепочками сверху и по бокам креста, весом 4 фунта. 4) 41001; 1903. Нагрудный кованый железный четырехконечный на таковой же железной цепочке. На верхней части высечено „Труд“, в средине дата – 1891 год. 8 дюйм. длины – 7 ширины, весом 5 фунтов. Остальные 14 крестов различнаго веса и формы, сделанные все по образцу древних церковных крестов, надписей дат и изображений не имеют. 21563; 1891. Чугунный литой крест квадратной формы с надписью „Б55;гъ“, весом 5 ф. с пластинчатой жестяной цепочкой. Крест современной недавней работы. Параманды медные. 1) 36890; 99. Медный параманд, спереди железный луженый крест овальной формы. На заднем квадрате по краям надпись: „Аз язвы Господа моего на теле моем ношу“, в средине распятие с копьем и губою. Цепи гнутые из проволоки. Весом 2 фунта. Этот параманд очень тонкой изящной работы, ничем не отличается от современных мягких монашеских парамандов. 2) 39286; 1901. Медный параманд с двумя одинакового размера дощечками, на одной из них выграверован четырехконечный крест. Концы его немного расширены, в уголках сияние. По форме крест напоминает несколько мальтийские и вообще квадратные кресты конца 18 и начала 19-го столетия. Железные. 3) – Шлифованный хорошей слесарной работы с пластинчатыми, входящими одна в одну, на шарнирах цепочкою железный параманд. На передней дощечке, овальной, немного удлиненной книзу, изображение Господа распятого, а на задней восьмиконечного креста и надпись: „Господи спаси благочестивыя и услыши ны“. Судя по надписи, параманд мог принадлежать кому-нибудь из иеродиаконов. В средине креста дата: 1800 год. 4) 39314; 1901. Железный параманд с двумя крестами древней, напоминающей южно-русские Киевские четырехконечные церковные кресты, формы, с витыми наподобие жгутов удлиненными звеньями вместо цепочки. Весом 4 фунта, очень проржавлен, долго находился в земле. Найден при постройке церкви с. Покровского, под Калугой, со скелето Инвентарная опись Историч. Музея. Означенный параманд составляет дар Д-ра С. С. Жданова..

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Мы сказали, что сохранилось до настоящего времени весьма большое количество древних антиминсов. Так как на антиминсах нет надписей, то мы не знаем наверное, есть ли между ними относящееся к периоду до-монгольскому. Но несомненно то, что в сохранившихся антиминсах мы имеем наши антиминсы в их первоначальной, идущей к временам до-монгольским, форме. Эти антиминсы, не имея ничего общего с нашими нынешними, по своей форме суть весьма малые четырёхугольники или четырёхугольные лоскуты, и именно – квадратные, имеющие четверть, четверть с небольшим длины и ширины; по своей материи все они суть если не самый грубый, то весьма грубый холст (подразумевается – белый, некрашеный); все изображения на них (при отсутствии всяких надписей) состоят в начертании трёх небольших крестов, которое обыкновенно сделано не кистью живописца и не красками, а пером и чернилами (наподобие того и с тем искусством, как делаются надписи на почтовых, посылаемых в холсте, тюках) 375 . Если показать человеку не знающему древний антиминс, то, увидав весьма небольшой квадратный грубо-холщёвый белый лоскут, он никак не подумает, чтобы это было то, что есть на самом деле. Что антиминсы были весьма малы и не имели никаких изображений, кроме начертания крестов,– это так было принято. Но материя антиминсов – грубый холст, а не лучшее полотно или не другая доброкачественная ткань 376 , невольно возбуждает недоумение, и тут остаётся одно из двух – или полагать, что холст употреблялся для большей прочности, или же винить епископов в небрежении. Если последнее, то по всей вероятности должно винить епископов не наших, а греческих, которым наши только подражали. (А если наших, то вовсе нельзя будет приводить в их оправдание того, что в древнее время у нас не делалось, может быть, хорошего полотна и никаких других материй: полотно и всякие материи без малейшего затруднения можно было получать из Греции). Принадлежность церквей составляют святые иконы и священные изображения. И так как они составляют и составляли принадлежность не только самых церквей в теснейшем смысле, но и алтарей, то мы должны начать свою речь о них здесь, чтобы выйти вместе с ними в собственные церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Принимая во внимание высочайшее мастерство и профессиональную репутацию Г. В. Алфёровой, а также тот факт, что она специально останавливается на проблеме прочтения надписи и цитирует её в «прежнем» варианте, можно предположить, что изменения в облике креста относятся к периоду после реставрации 1954–1959 годов. Кстати, и в книге известного искусствоведа М. А. Ильина, вышедшей в 1963 году, ещё приведён старый вариант. «В одном из помещений – Крестовой палате – выходящей на юго- восток, – сохранилось в рамке свода резное изображение креста, вокруг которого сделана надпись: «Написан сей святой и животворящий крест в лето 7165 году. Того же лета и палата посправлена " " 1261 , – читаем там. Остаётся, правда, вопрос о том, что именно помешало реставраторам воссоздать точную копию оригинала. Здесь видятся два фактора. Во-первых, они могли не иметь в своём распоряжении того, чем оперировали мы, – а именно литографии 1885 года или фотографии 1940-х годов. Возможности же натурных обследований могли быть ограничены возникшими ко времени реставрации повреждениями камня с утратой ряда деталей (в столь короткий период от 1940-х годов такое маловероятно, но возможно, например, как результат полученных повреждений). Во-вторых, здесь, очевидно, сказывается небрежность и отсутствие собственно ставрографического научного обоснования. Возможно, это объясняется «сменой коней на переправе» – начинал работы один коллектив, заканчивал другой и явно впопыхах. Отсюда, скажем, странная криптограмма РБ на месте типичной МЛРБ , хорошо знакомой даже в советское «безрелигиозное» время археологам, искусствоведам, реставраторам крестов. Наиболее удивительно выглядит подмена Адамовой главы изображением дракона в основании Голгофы 1262 и замена слова «полата» на «испрта». Может быть, последнее связано со стремлением поправить древнего автора и написать-таки слово «исправлена» вместо оказавшегося столь спорным «посправлена»? В любом случае, эту ошибку мог допустить только исполнитель (резчик), но не автор проекта реставрации креста (если таковой имелся). Характерно и то, что в кресте-новоделе отсутствуют наиболее филигранные детали (в т. ч. некоторые криптограммы), требующие тонкой и точной работы резчика.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

ВЫСТАВКИ 1969 Москва; 1979 Нью-Йорк, 82; 1979–1980 Париж, 82; 1985–1986 Белград – Скопле, 51; 1991–1992 Москва; 1992 Москва; 2002–2003 Москва, 54. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12663; Маясова 1971 (1). С. 15, ил. 15; Маясова 1998. С. 47–50; Лифшиц 1998. Ил. с. 80; Маясова 1999. С. 210–212, ил. 2; Гусева 1999. С. 122, ил. с. 123, примеч. 11. 11. ПЕЛЕНА БОГОМАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ Суздаль, мастерская Покровского монастыря (?), изображение и надписи – конец XV в., орнаментальная кайма – середина XVI в. Тафта (XV в., Восток), золотный алтабас (XVI в., Турция), узорный золотный атлас (XVI и XVIII вв., Турция), хлопчатобумажная крашенина, шелковые, хлопчатобумажные и пряденые золотные нити, жемчуг, серебро; ткачество, шитье, низание, тиснение. 65х62 (средник); 99х95 (с орнаментальной каймой); 99х131 (вся) Происходит из Покровского монастыря в Суздале. Поступила из Владимирского музея в 1931 г. 395 Инв. ТК-2777 Кат. 11 На среднике из алтабаса с красным контурным растительным узором по золотому фону размещено шитое по тафте песочного цвета изображение поясной Богоматери с Младенцем на левой руке. Правая рука ее прижата к груди, голова повернута к Младенцу, сидящему прямолично со свернутым свитком в одной руке и с простертой благословляющей другой. По сторонам изображения на голубой тафте в двух кругах, обведенных белым настилом под жемчуг, настилом же выложены монограмма мр у и на двух полосах такой же тафты надписи: хс. Личное шито светло-коричневым некрученым шелком крупными стежками без выделения объема. Черты ликов и контуры рисунка отмечены черным шелком, губы – красным. Некрученым же голубым шелком крупными стежками шиты чепец и зарукавья у Богоматери и коричневым – ее мафорий. Полосы по очелью и вороту ее одежды, одежда Младенца и нимбы шиты пряденым золотом «рядками». Тонкой золотной нитью очерчено зарукавье у Богоматери, красной нитью – складки на одежде Младенца и перекрестье на его нимбе. Контуры фигур и круги (от камней?) на нимбе Богоматери выстланы белыми нитками под жемчуг. На обрамленных с двух сторон жемчужными полосами широких каймах из темно-синей тафты жемчугом по настилу вынизан узор из соединяющихся ромбов с отростками, кругами и трилистниками, с включенными в него серебряными позолоченными тиснеными плашками разной формы (круглыми с оттиснутыми розетками, треугольными и четырхлепестковыми). К этим каймам пришиты другие: слева – из золотного атласа с узором крестов в кругах, справа и внизу – из золотного атласа с цветочным узором. Подкладка из зеленой хлопчатобумажной крашенины. На подкладке пришиты бумажка с надписью черными чернилами: 469//Глав. Опи; и вторая – с такой же надписью, а также шесть матерчатых петель и одно металлическое кольцо.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Рис. 429. Часть известнякового надгробия (в. – 23,5; ш. – 13,0–18,0; т. – 11,0 см) в виде креста с греческой монограммой (Феодор?). Из раскопок храма 1958 г. Так, с ранневизантийского времени, преимущественно c VI–VII вв. и позже местные «mnematon oikodomoi», очевидно, на заказ делали небольшие надгробия из известняка или песчаника, высотой примерно от 0,23 до 0,6 м, чаще всего в виде крестов, обычно с расширяющимися концами, так называемого греческого типа, отражавшего в данном случае голгофские мотивы, реже – в виде простых прямоугольных плит, лишь однажды – яйцевидной формы, опять-таки с прочерченным изображением креста (рис. 428–434) 1595 . Совершенно аналогичные памятники прослеживаются в христианском некрополе Боспора, где им иногда сопутствовали неаккуратно выполненные надписи enthade katakeitai (keitai) такой-то или такая-то (рис. 435) 1596 . Материалом для них всегда служил камень: кирпичных стел с крестами, подобных находкам из некрополя VIII–IX вв. около с. Гончарное, кладбище херсонитов, похоже, не знало (см.: рис. 397–398) 1597 . Позже, в IX–X вв. кресты стали вписывать в круг, стоящий на постаменте, что, видимо, являлось изображением не только иерусалимского креста Господнего, но и просфорного креста – «хлеба живого» как символа Причастия, а значит, жизни вечной (рис. 436–437) 1598 . От большинства античных надгробий их отличает грубость, даже примитивность работы, схематизм, явное нежелание стремиться к тщательной отделке и предельный лаконизм столь же небрежно вырезанных эпитафий, сводившихся к упоминанию имен тех «упокоенных рабов Божьих» (урег anapauseos tes doules tou Theou), кто оказался удостоин такой индивидуальной памяти (Анастасий, Дамиан и Маргарита и их дети, Евфросина, «памятник Лазаря», пресвитеры Стефан и Стефан и Христофор, Кириак, [сын] Феодора?, Георгий Мамси), а иногда лишь к их монограмме (Феодор?) 1599 . В крайнем случае к имени добавлялась надгробная или посвятительная формула «О блаженной памяти и упокоении...» (yper makareas mnemis kai anapauseos tou deinos), которую, возможно, еще при жизни оговаривал заказчик могилы, заранее позаботившийся об ее устройстве 1600 . Уже не было известных прежде, порой пространных рассказов об умерших, тем более их биографий. Как правило, исчезают даже даты жизни или хотя бы кончины, надгробные надписи становятся «вневременными», предельно простыми и скромными.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Некоторые считают, что отдельные орнаменты на древнерусских христианских надгробиях идут из языческих солярных символов. Что Вы думаете по этому поводу?  – Категорически не поддерживаю эту даже не гипотезу, а выдумку. У нас нет никаких оснований думать подобным образом. То, о чем говорю я, основано на подробном исследовании иконографии. Аналоги показывают, откуда взялся тот или иной элемент, как он трансформировался, под каким воздействием. Например, появляется антропоморфный саркофаг, затем – антропоморфная плита и антропоморфная резная композиция. Иконография – логична и не дает воли фантазии. – Насколько в изображениях на саркофагах проявлялись те или иные изображения, которые имели место в церковном искусстве?  Тобразный крест – В очень малой степени. На древнерусских христианских надгробных плитах никогда не изображали крестов. Существует вариант тверского надгробия, где древнее ребро посредине крышки саркофага превратилось в посох или в посохообразный, Тобразный крест. Изображение посоха имеет аналоги и в европейской традиции и указывает не на старость, а на старшинство. Но это изображение характерно для короткого периода времени, и трудно себе представить, что орнаменты на московских плитах переосмыслялись как кресты особой формы. А вот надписи – они как раз связаны с традиционной формой церковной записи. Кстати, когда я говорю, что на надгробных плитах нет надписей, это, значит, нет резных надписей. Возможно, какие-то иные надписи были, но мы их не видим, они утрачены. – Получается, орнамент выполнял чисто декоративно-эстетическую функцию?  – Думаю, что ранний московский орнамент из лент противопоставленных треугольников был распространен в бытовой резьбе по дереву. Мастера просто использовали его, чтобы сформировать композицию надгробной плиты. Нужно разделять два вопроса. Первый вопрос – композиция – как расположены линии на плите. Второй вопрос – из каких элементов ленты составляются.  Как правило, это треугольники, а в позднее время – витой шнур, жгут, толстая такая косичка. Трудно сказать, насколько эти орнаменты символичны, но они имеют прототипы в древневизантийской традиции и даже в дохристианской – это очень устойчивый декоративный мотив.

http://azbyka.ru/death/o-chem-govorjat-n...

205 Ничего общего разсматриваемые знаки не имеют и с встречающимися в египетских каменоломнях красными штрихами, которыми египетские архитекторы на стене скалы изображали предварительно вид и размеры камней, колонн и проч., которые требовалось вырубить (Maspero, Archéologie égyptienne, p. 43–44, fig. 47). 206 У самарян до настоящего времени сохранился обычай кровью пасхального агнца делать подобные метки на лбу детям. По конечно, в более древнее время, метились не одни только дети (Peterman, Reisen, Band I, 237; Kohn, Zur Sprache and Dogmatik der Samaritaner, 65). По раввинскому преданию (Miehna, Menachot, VI, 3; Ker. 5:2) древния помазания елеем как лиц, так и жертвенного хлеба совершались в виде греческой буквы χ, Χ, т. е. приблизительно в том же виде крестика, а знак помазания царей делался в виде кружка (Levy, Neuhebr. Wörterbuch, II, 316). 207 Лампы имеют надписи шрифта Силоамской надписи, к сожалению неразобранные. Можно отличить только группы букв: , т е.: «Кому? Тебе» (см. другие чтения у Ганно, Sceaux et cachets Israelites, 1883, 12–13). Ошибочно в одном из крестов усматривают изображение летящей птицы! 208 И в настоящее время, при освящении оснований больших зданий, закапывают урны и бутылки с медалями, монетами и пр. 209 Когда уже иерусалимский храм был разрушен, рассеянные иудеи долго еще приходили на его развалины и совершали здесь особенный обряд помазания елеем священного камня храма, lapis pertusus (см. Бордосский путник 333 года, изд. В. Н. Хитрово , стр. 27).– 210 Другое возможное здесь предположение: найденная в пещере урна была та самая урна, в которой царь иудейский Иосия, как свидетельствует иудейское предание, в ожидании нападения неприятелей, сокрыл где-то бывший при храме елей помазания, после чего якобы елей помазания перестал употребляться в храме (Иерус. Sota, VIII, 22; Букст. Lexic. II, 642; Леви, Lexicon III, 270). Самое это предание весьма мало вероятно. 211 По вычислению K. Шика юго-западный угол, прибавленный Продом, имел 2600 квадратных метров и простирался на север от юго-западного угла на 60 метров и на восток на 44 метра (Beit el Makdas, 127).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010