Церковь поет! Целая волна мыслей, чувств объемлет ее. Здесь и изумление пред тайною Воплощения Невидимого, изумление смирению Творца. И если кто постарается вникнуть в это, действительно, «мысль ужасается», и не только человеческая, но даже и ангельская… Мало человеческого Первое впечатление, какое я испытывал при чтении службы на этот праздник (а также и на все другие!), весьма примечательное и совершенобратное тому что думают и говорят богословы «нравственно психологического» толка. А именно: они стараются как можно более перенеси в человека, в его «дело», в «наше» участие. В службах необычайно (по сравнению с Божественным делом) мало человеческого, а все, почти все, воздается Богу. Посему суть службы есть Бого-служение, а не человеко-служение; и это богослужение выражается в благодарениях, похвалах, славословиях изумлениях, созерцаниях, восприятии догмата (Божьего дела). И только отчасти просачивается кое-где «требование» и от человека; да и то опять лишь для того, чтобы «достойно» к Божьему делу отнестись и самому человеку, ради которого все делается. Так и здесь: «мало человеческого». Это весьма показательно. Да и «человеческое» (как сейчас увидим) заключается не столько в подвигах наших. «Усвоеиие» догмата благодатию Если ради и для нас что-то уже сделано или делается, то наша обязанность «взять» это, приять или восприять, или (как обычно говорится в богословии) «усвоить». Послушайте эти слова, а особенно последнее: « у (при) — свои — ть». Если присвоить, то значит, не свое, а что-то чужое, вне меня сделанное. Это очевидно! Но с другой стороны, если для меня сделано что-то, то без моего «у-свое-ния» оно так и останется «чужим», не моим, будет для меня тщетно или даже и в осуждение (раб, не отработавший золота данного, наказан геенной). Как же усваивается догмат Воплощения? Прежде всего так же, как и всякий догмат: 6лагодатию, верою и добродетелью. Эти три пути и указываются в службах на Рождество . И опять скажу: совсем мало говорится о сем. Но есть один замечательный стих: «Ce во Своя (к Своим, то есть людям) приходит Христос: присвоили Яму благодатию, добродтельми Божественными вернии» (22 декабря, тропарь шестой песни канона утрени). Итак, Он Сам соединяется с человеческим родом; теперь нам уже можно с Ним соединиться (а через Него с Отцом). Но мы должны соединить себя с Ним сами. Как же? И это опять прежде всего не «нашими» усилиями, а благодатию.

http://pravmir.ru/v-sluzhbax-neobychajno...

Глава 3 Молитва Аввакума пророка с песнию 75 . С Евр: «Молитва пр. Аввакума, на подобие песней», т. е. молитва , которую должно было петь под музыку, потому что, как сказано в конце сей молитвы, она была послана св. Аввакумом начальнику музыкального хора при храме Иерусалимском, и ее должно было петь и вместе играть на музыкальных инструментах. Молитва эта содержит частию пророчество о будущем, частию прославление Господа, проявившого силу Свою в спасении Еврейского народа от врагов и от Египетского рабства. Авв.3:1 . Господи, услышах слух Твой и убояхся. С Евр: «Иегова! я услышал слово Твое, и устремился». Т. е. убоялся я, Господи, когда от Тебя узнал о наказании Иудеев и о разрушении Вавилонского царства. Слова: слух Твой значит: слово Твое, определение Твое. Авв.3:2 . Господи разумех дела Твоя, и ужасохся, посреде двою животну познан будеши, внегда приближитися летом, познаешися: внегда приити времени, явишися: внегда смутитися души моей во гневе, милость (Твою) помянеши. С Евр: «Иегова! Воскреси дело Твое среди времен; яви среди времен; во гневе вспомни о помиловании». Пророк поясняет, почему он убоялся. Потому, говорит, что уразумел дела Твои, познал, что Ты сделал для Евреев, что имеешь соделать для них в будущем, что сделал и сделаешь со врагами нашими. Пророку Божию, конечно, было дано знать и о делах Божиих в спасении рода человеческого Сыном Божиим, как разумеют некоторые из толковников (Бл. Иерон. Август и др). Уразумение сих дел повергло св. Аввакума в страх и изумление. Выразив свое изумление, пророк заверяет, что настанет свыше предназначенное время, когда эти дела Божии будут явлены миру и Господь Бог Сам явится и будет познан людьми. Посреди двою животну 76 познан будеши. «Одни (из толковников), говорит бл. Феодорит, под двумя животными разумели ангелов и человеков; другие же – те из бесплотных сил, которые приближены к Божией славе – Херувимов и Серафимов, а некоторые – Иудев и Вавилонян. Но мне кажется, что пророк говорит не о двух животных, но о двух жизнях – настоящей и будущей, посреди которых является праведный Судия».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Соборность и первенство в Православной Церкви И что делает священник, чего не может сделать психотерапевт – перевод выступления митрополита Диоклийского Каллиста (Уэра) 29 января, 2019 И что делает священник, чего не может сделать психотерапевт – перевод выступления митрополита Диоклийского Каллиста (Уэра) Зачем нужна Церковь? В чем отличительная и уникальная функция Церкви, что она делает такого, что никто и ничто сделать не может? Какую задачу может выполнить Церковь, которую не может с тем же успехом выполнить молодежная группа, музыкальное общество, дом престарелых или фольклорный кружок? Что делает священник, чего не может сделать социальный работник, психотерапевт или консультант по семейным отношениям? Что удерживает Церковь вместе и делает ее единым целым? Когда мы думаем о Церкви, какой зрительный образ или «икону» мы должны мысленно себе представлять? На эти вопросы дает ответы митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) в своем выступлении на I конференции Международной православной богословской ассоциации (IOTA) в Яссах (9-10 января 2019 г.), перевод которого мы вам представляем. Чувство изумления Позвольте мне начать, рассказав о сне, который приснился мне много лет назад. Я был в Вестминстере, в школе-интернате, где я учился в молодости. Друг провел меня через комнаты, которые я знал наяву. Затем во сне мы входили в другие комнаты, которые я никогда не видел — просторные, изящные и наполненные светом. В конце мы оказались в маленьком, темном алтаре с золотыми мозаиками, которые мерцали во свете свечей. «Как странно, — сказал я своему приятелю во сне. — Я годами жил в этом доме и никогда не знал об этих комнатах». Мой друг ответил: «Так всегда и бывает». Я проснулся, и вот — это был сон. Действительно, так всегда и бывает. В окружающем мире и в глубине нас самих всегда есть новые комнаты, которые мы для себя еще не открыли. В особенности это относится ко многим незнакомым комнатам в духовном доме, в котором мы все обитаем — в доме Церкви. «Начало истины, — заметил Платон, — чувство изумления» .

http://pravmir.ru/sobornost-i-pervenstvo...

II. Монастыри в Восточной России К оглавлению В Восточной России татары опустошили в 1237 г. города Рязань, Москву, Владимир, Суздаль, Ростов, Ярославль, Переяславль, Тверь, Муром и многие другие. Везде они опустошили и монастыри: одни пожгли, другие ограбили, а иноков и инокинь частию умертвили, частию увели в плен. То же самое повторялось несколько раз и впоследствии, особенно в первый, тягчайший период монгольского ига, когда даже сами князья русские, враждовавшие между собою, неоднократно призывали татарские полчища для опустошения пределов отечества . К изумлению, однако ж, оказывается, что и в этот период некоторые монастыри в Восточной России восставали из своих развалин, а другие созидались вновь. Во Владимире на Клязьме, бывшем великокняжескою столицею, уже в 1239 г. являются архимандрит Дионисий, игумены и черноризцы, находившиеся при встрече тела великого князя Георгия Всеволодовича, убитого татарами на реке Сити, следовательно, были и монастыри. В частности, здесь упоминаются еще в XIII в. монастыри: Рождественский, или Рождество-Богородицкий, называвшийся великою архимандритиею, в котором погребено (1263) тело святого Александра Невского; Успенский женский, где погребены две супруги и дочь того же великого князя, и Константино-Еленинский, откуда игумен Феодор возведен был (1276) на кафедру епископии Владимирской и Суздальской. Первые два монастыря основаны были в прежнее время, имя последнего встречается в первый раз . В Суздале из прежних монастырей продолжали существовать Ризположенский женский, пощаженный монголами, и Борисоглебский Кидекоцкий, в котором в 1239 г. освящена была Ростовским епископом Кириллом каменная церковь. Вновь устроен монастырь Александровский женский, благоверным князем Александром Ярославичем Невским, этот монастырь служил усыпальницею для суздальских княгинь, как свидетельствуют доныне сохранившиеся памятники двух из них XIII в. В том же столетии мы видим четыре монастыря в Ростове: один из преждеоснованных — Авраамиев-Богоявленский, из которого взят был на кафедру Ростовскую архимандрит Игнатий (в 1261 г.), и три новые: Петровский, построенный Ордынским царевичем Петром при епископе Игнатии (1261–1288); Спасский — женский, созданный ростовскою княгинею Мариею Михайловною († 1271) и называвшийся Княгининым, и Иоанновский, откуда поставлен был (1288) во епископа Ростову игумен Тарасий .

http://sedmitza.ru/lib/text/435891/

Скачать epub pdf НЕДЕЛЯ О СЛЕПОМ Исцеление слепорожденного Однажды, когда Иисус находился в Иерусалиме, творил чудеса и проповедовал учение Свое, враги Его пришли в такую ярость, что хотели побить Его каменьями. Но Он ушел от них и, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Учитель, кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божий. Господь сжалился над несчастным слепым; плюнув на землю, Он сделал брение, помазал этим брением слепому глаза и сказал ему: Пойди, умойся в купальне Силоам. Это был источник в подножии горы Сион. Слепой пошел, умылся и прозрел. Это чудо привело всех в изумление. Неужели, говорили одни, это тот самый, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он; другие: похож на него. Он же говорил: это я. Стали расспрашивать у слепорожденного, как он прозрел. Он отвечал: «Человек, которого зовут Иисусом, сделал брение, помазал мне глаза и велел умыться в купальне Силоамской; я умылся, и вот я вижу». Повели его к фарисеям, а надо сказать, что это чудо было совершено в день субботний. На расспросы фарисеев прозревший юноша опять отвечал рассказом о чудесном исцелении своем. Тогда между фарисеями произошел спор об Иисусе. Некоторые говорили: Этот Человек не от Бога, потому что не хранит субботы; другие же возражали: может ли человек грешный творить такие чудеса? Спросили исцеленного: «А ты что думаешь о Нем?» «Я думаю, что Он пророк», – ответил тот. Но фарисеи все-таки не убедились и столь явным свидетельством силы Божией. Они усомнились, действительно ли тот человек был слеп, и, призвав родителей его, спросили их: Это ли сын ваш, о котором вы говорите, что он родился слепым? Как же он теперь видит? Родители слепорожденного знали, что фарисеи возненавидели Иисуса и уже решили между собой отлучить от синагоги всякого, кто признает Его за Христа. В малодушии своем они побоялись навлечь на себя гнев фарисеев, если воздадут должную честь Тому, Кто исцелил их сына, и потому только отвечали: «Знаем, что это сын наш и что он родился слепым. Как же он прозрел и кто исцелил его, этого мы не знаем; он сам взрослый; пусть сам расскажет».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

382. Слово на освящение храма во имя Св. Живоначальной Троицы, в доме Святейшего Правительствующего Синода г. обер-прокурора и кавалера князя Александра Николаевича Голицына (Говорено октября 1; напечатано отдельно и в собр. 1820 и 1821 гг.) h3 1812 Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет царь славы. ( Ncaл. XXIII. 7 ). Вы слышали среди настоящего тайнодействия сию торжественную весть. Она 914 из уст пророка Давида. И можно ли было не спросить при сем: «кто есть сей царь славы?» ( Ncaл. XXIII. 8 ). Столь превознесенный над всяким величием, что славный царь Израилев является перед ним только провозвестником Его шествия и вратником дома Его, – столь глубоко снисходящий к рабам своим, что желает внити в тесные врата, немогущие вместить его шествия, – «кто есть сей царь славы?» Дух Божий предваряет сие благоговейное недоумение и превращает его в радостное изумление – «Господь крепкий и сильный... в брани, Господь сил, той есть царь славы» ( Пс. 23:8, 10 ), «приходящий вселиться посреде людей своих» ( 3Цap. VI. 13 ) 915 . «Господь крепкий и сильный», который «совершает... силу» свою в самой «немощи» ( 2Kop. XII. 9 ), – Господь «сильный... в брани», победитель мира и ада, греха и смерти, Господь «сил», который водит все воинство небесных и земных тварей в чине их, ополчает их за славу свою и ополчается за благо их, – сей-то «царь славы» преклонился ныне внити под кров сей, дабы утвердить здесь престол своего царства, силы, славы, благости, святыни. Какое блаженство для «души, которая желает и скончавается... во дворы Господни» ( Ncaл. LXXXIII. 3 )! Очами веры она видит теперь, как сии врата вняли гласу Дому-владыки, «вознесли главы свои», соделались «вратами небесными» ( Быm. XXVIII. 17 ). Но примечаете ли вы еще другие тайныя врата, к которым, сквозь сии видимые, взывает вратник Царя славы? «Возмитеся врата вечная» ( Ncaл. XXIII. 7 ), – говорит он. Врата вечные, конечно, не суть те, которые устрояются из древа, и украшаются златом: итак, видите ли вы другие врата, в которые внити, другой храм, который освятить, желает Царь славы?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Глава вступительная Новозаветные известия о братьях Господних и пояснение их    В Евангелиях нередко встречается упоминание о братьях Господних. О них упоминают как евангелисты, так и другие лица, слова которых передаются теми же евангелистами. Иногда эти братья Господни здесь называются и по именам, причем делается указание и на сестер Господних, которые однако же в новозаветных книгах нигде не поименовываются. В этом отношении важны два почти одинаковых свидетельства евангелистов Матфея и Марка. Первый пишет: «И пришед в отечество Свое (т.е., конечно, Назарет), Иисус учил их (Своих последователей) в синагоге их... Они изумлялись и говорили, не плотников ли Он сын? Не Его ли мать называется Мария и братья Его Иаков и Иосий, и Симон и Иуда? И сестры Его не все ли между нами?» (13:54—56). Другой евангелист, указав те же обстоятельства, при каких заходит речь о братьях Господних, влагает в уста изумленного назаретского народа слова: «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона?» (6:3). Мы видим, что повод к указанию на братьев Господних и к называнию их точными именами дан был назаретянами, среди которых раньше жил Иисус Христос, Его мать и братья Его (во время рассматриваемого события все эти лица и Христос жили уже в Капернауме: Ин.2:12), а теперь продолжали жить Его сестры («не здесь ли между нами Его сестры?»), как думают, в качестве уже замужних женщин, — дан был необычайной высотой и глубиной Его учения, а также поразительностью Его чудес (Мк.6:2). Народные толки в Назарете о родственниках Иисуса Христа, мимоходом посетившего этот город, были явлением очень естественным. Каким образом от таких родителей, как плотник (Иосиф, здесь, впрочем, не поименованный, вероятно, ввиду его смерти) и жена его Мария, которая, с точки зрения назаретян, ничем особенным не отличалась, и наряду с такими братьями, которые и на самом деле были совсем незамечательны, мог родиться муж, обладавший необычайными познаниями и мощный духом как пророк? Вот вопросы, какие занимали пораженных проповедью и чудесами Христа Его прежних сограждан. При этом некоторые из них называли по именам не только Его мать, но и братьев Господних. Благодаря рассказанному событию, мы достоверно знаем, что их было четверо, и они носили имена Иакова, Иосия (по более точным научным известиям: Иосифа), Симона (или Симеона, так как Симон и Симеон не два разных имени, а разное произношение одного и того же имени) и Иуды.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2640...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Шестоднев Шестоднев Иоанна Экзарха — жемчужина своего жанра, итог его почти тысячелетнего развития. За образец Иоанн взял прежде всего «Шестоднев» Василия Великого, а также Севериана Гавальского, различные сочинения Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина, Феодорита Кирского, а также Аристотеля, Парменида, Демокрита, Диогена, Фалеса, Платона и других античных философов. Творение Иоанна Экзарха — синтез богословия, философии и естествознания той эпохи. Ко всему прочему «Шестоднев» замечателен с литературной точки зрения. Главным содержанием «Шестоднева» остается благодарное изумление перед творением Божьим, восхищение его делами, любование красотой и премудростью мира.   Пролог      Что прекраснее, что для меня слаще людей, любящих Бога, которые поистине жаждут жизни вечной? Не то ли, чтобы никогда не отступать мысленно от Бога и вспоминать его добрые дела? Так и ты, господин мой, князь, славный христолюбец Симеон, не знаешь усталости, взыскуя Его дел и повелений, желая украсить и прославить себя ими. Такой обычай бывает и у нас: когда видит раб преданный, что его господин совершил нечто хорошее, то не только сам, один, зная это, он хотел бы веселиться и радоваться, но если бы было можно, желал бы, чтобы это услышали все. Если люди, насыщающиеся от питья и еды, становятся румяными, сияющими и веселыми, то насколько выше их тот, пищей и отрадой которого являются мысли о Божьих делах, который хотел бы, чтобы и другие видели их и присоединялись к ним. Такие, как говорит Писание, «вырастят крылья, как орлы, полетят и не утомятся». Ибо радость не знает усталости и растит крылья. И как не возрадуются те, кто ищет и постигает, ради кого небо украшено солнцем и звездами, ради кого земля украшена растениями, деревьями и цветами, опоясана горами, ради кого море и реки и все воды полны рыбой, для кого и рай, само Царство небесное приготовлено? Потом осознав, что не ради кого-нибудь другого, но для них самих, как не будут радоваться и веселиться славящие Бога? К тому же следует представить себе, по какому образу они созданы, каково их назначение, на что они призваны. И все поняв, разве и другие  не будут ликовать и радоваться?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

Скачать epub pdf 3. Непонимание Итак, с первых дней Своего общественного служения Иисус начал формировать вокруг Себя группу молодых людей, которые должны были все время проводить с Ним. В течение какого-то времени Он присматривается к ним, они присматриваются и прислушиваются к Нему. Кому-то происходящее нравится, кому-то нет, соответственно, одни остаются «в команде», другие отходят. По прошествии некоторого времени Иисус из общего числа Своих последователей избирает двенадцать, а затем, согласно Луке, еще семьдесят, которые должны стать продолжателями Его дела на земле ( Лк. 10:1 ). Как складывались взаимоотношения между Иисусом и учениками? Тема этих взаимоотношений – одна из центральных во всех четырех Евангелиях. Значительная часть поучений Иисуса, воспроизведенных в Евангелиях, адресована ученикам. Иисус беседует с ними наедине; отдельно обращается к ним перед тем, как обратиться к народу; по их просьбе разъясняет то, что они не поняли в Его поучениях, адресованных народу. Евангелия приводят диалоги Иисуса с одним или несколькими учениками, фиксируют различные реакции учеников на слова Иисуса и происходящие события: восхищение, изумление, удивление, непонимание, недоумение, неверие, страх, протест. Богатая гамма личных чувств, переживаний и эмоций учеников представлена на страницах Евангелий. При этом некоторые линии взаимоотношений выделены в особую тему: Иисус и Петр, Иисус и Иоанн, Иисус и три ближайших ученика (Петр, Иоанн, Иаков), Иисус и Иуда Искариот. Весь этот огромный материал сам по себе заслуживал бы отдельной книги. В настоящем разделе мы отметим лишь один весьма характерный аспект взаимоотношений между Иисусом и Его учениками: непонимание ими слов и действий Иисуса. Эта тема проходит рефреном и в синоптических Евангелиях, и в Евангелии от Иоанна. Ученики, в частности, не понимали значения притч. Согласно Марку, после того как Иисус произносит притчу о сеятеле, окружающие Его, вместе с двенадцатью ( Мк.4:10 ), спрашивают Его о значении притчи. Иисус отвечает: Вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи. И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи? ( Мк. 4:11–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В.М. Скворцов Введение. Граф Лев Николаевич Толстой в его учение. 2 Проф. Н. Ивановский (Общий очерк) Кому не известно имя Льва Николаевича Толстого, или кто, по меньшей мере, не слыхал про него? В былые времена это – один из крупнейших литературных писателей, приобретший себе известность историческим романов «Война и мир», в коем описывается эпоха отечественной войны 1812 года. Этим романом зачитывались в свое время все образованные люди. И если бы он продолжал идти по этому пути, то, бесспорно, укрепил бы за собой всеобщую славу великого художника. Но в последние десятилетия он задумал обратить свой талант в другую сторону, захотел быть богословом, или, вернее, не прямо богословом, а социальным философом на богословской подкладке. В своих взглядах и стремлениях он явился порицателем общественного строя жизни и особенно хулителем церкви, не в меру забогословствовавшимся, пожелавшим указать совсем другие основы жизни государственной и внести новые понятия об истинах религии. Вследствие такой метаморфозы имя его облетело теперь всю Россию и разделило всех мыслящих людей на два лагеря, на его приверженцев и противников, проникло оно и в темную народную массу. Из последней наиболее воспринимается его учение некоторыми нашими сектантами, особенно духоборцами и штундистами, проникает, оно и в среду старообрядцев. К немалому изумлению приходится видеть его книги на полках в шкафу у беспоповцев, а суждения его выслушивать даже из уст единоверцев. Вот как обаятельно его имя! В своем лице он как бы возглавил у нас все нецерковное и враждебное православию. Церковь и граф Толстой точно арифметические плюсы и минусы, точно две силы: центробежная и центростремительная, точно два течения, влекущие людей в противоположные стороны. Нет надобности говорить, что имя Толстого известно и в Европе и даже в Америке. Совершенно напрасно, поэтому в последней своей исповеди он заявлял, что людей, которые разделяют его взгляды, «едва ли есть сотня». 3 Высшая духовная власть отечественной Церкви, зная о сочинениях Толстого и о том, какое влияние они производят в обществе, долго хранила тем не менее молчание. Но около трех лет назад, и она оказалась вынужденной провозгласить во всеуслышание, что граф Толстой отторгся от православной Церкви и со своей стороны произнести нечто похожее на отлучение, хотя и в мягкой форме сравнительно с формою древних канонических отлучений. Обстоятельство это подняло целую бурю в общественном мнении, заставило встрепенуться близких кровных графа и его самого. Явился протест прямо от его лица не только, как увидим в своем месте, неудачный, но и подтверждающий справедливость и неизбежность отлучения.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010