Среди друзей Иова, сколько бы они ни рассуждали перед ним, не найдется ни одного мудреца. Они искажают правду, смешивая свет истины с тьмой лжи. Иову же не остается теперь ничего иного, кроме как сойти во гроб, в преисподнюю, куда вместе с ним низринется и его надежда на помилование от Бога. Так вместе со страдальцем умирает и его последняя надежда... Иов говорит: Изумятся о сем праведные, и невинный вознегодует на лицемера. Но праведник будет крепко держаться пути своего, и чистый руками будет больше и больше утверждаться. Выслушайте, все вы, и подойдите; не найду я мудрого между вами. Дни мои прошли; думы мои – достояние сердца моего – разбиты. А они ночь [хотят] превратить в день, свет приблизить к лицу тьмы ( Иов. 17:8–12 ). По Златоусту, говоря Изумление об этом объяло праведных ( Иов. 17:8 ; Септуагинта), Иов выражает опасение, что стремящиеся к праведности люди, видя судьбу Иова и понимая, что за их добрыми делами от Бога не обязательно последует справедливое воздаяние, могут совсем отказаться от шествия по пути добродетели. Иов как бы говорит здесь: «Праведники смущаются обо мне. Как... верный может отныне держаться своего пути?.. Как чистый сохранит смелость, когда эти события произошли вопреки его ожиданию?.. Как другие выстоят на пути добродетели?» 740 По сути Иов здесь страшится в первую очередь именно того, как бы праведники, видя ту Божественную несправедливость, что приключилась с ним, страдальцем, вообще не передумали делать добро, решив, что оно для них бесполезно... Упрекая своих друзей, Иов, по словам святителя Григория Великого , подчеркивает, что «они не могут достичь истинной мудрости и пребывают в обмане своей лжемудрости. О таких написано: Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! ( Ис. 5: 21 )» 741 . Иов завершает эту свою речь следующими словами: Если были ожидать стал, то преисподняя – дом мой; во тьме постелю я постель мою; гробу скажу: ты отец мой, червю: ты мать моя и сестра моя. Где же после этого надежда моя? и ожидаемое мною кто увидит? В преисподнюю сойдет она и будет покоиться со мною в прахе ( Иов. 17:13–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Чрез промедление Он сделал их внимательнее. Те, которые искали Его в первые дни праздника и говорили: " где Он " ? теперь, увидев Его неожиданно перед собою, смотри, как поспешили к Нему и старались внимать Его словам, – и те, которые называли Его добрым, и те, которые не считали таким, – одни, чтобы получить пользу и подивиться, другие, чтобы схватить Его и задержать. Говорили же они: " обольщает народ " , вследствие Его учения о догматах, так как не понимали того, что Он говорил; а – " Он добр " , вследствие Его чудес. Итак, Он предстал пред ними, после того как утишил их ярость, чтобы они внимательно могли выслушать Его слова, когда гнев не заграждал уже их слуха. Чему Он учил, евангелист того не сказал; говорит только, что Он учил дивно, что пленил их и произвел в них перемену: такова была сила Его слов! Те, которые говорили: " обольщает народ " , теперь, переменившись в своих мыслях, дивились Ему и потому говорили: " как Он знает Писания, не учившись " (ст.15)? Видишь ли, как евангелист показывает, что и здесь их удивление было полно злобы? Не сказал, что они дивились учению, или что принимали слова Его; но просто: " дивились " , т.е. приходили в изумление и в недоумении говорили: " откуда у Него это " (Мар.6:2)? Между тем это недоумение должно было привести к сознанию, что в Нем не было ничего человеческого. Но так как этого они не хотели исповедать, но ограничивались только удивлением, то послушай, что говорит сам Христос: " Мое учение – не Мое " (ст.16). Опять отвечает на их тайную мысль, обращая их к Отцу и желая тем заградить им уста. " Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю " (ст.17). Эти слова значат вот что: отриньте от себя злобу, гнев, зависть и ненависть, которую напрасно питаете против Меня, и ничто не помешает вам познать, что Мои слова – поистине слова Божии. Теперь эти страсти омрачают вас и искажают в вас правильное и светлое суждение. А если исторгнете их из себя, то уже не будете подвергаться этому.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

В земной жизни человек как будто твердо стоял на земле, на земном шаре, а земной шар, вращаясь вокруг своей оси, стремительно несся в пространстве. То есть, человек, сам того не замечая, был все время в стремительном движении, и в этом был существенный смысл и жизнь человека и всей вселенной. Может быть, и в вечности будет так? Но куда будет направлено движение? Опять-таки, в земной жизни вопрос идет исключительно о материальном движении, о передвижении в пространстве. Но если нашего пространства не будет, а плоть человеческая будет преображенной, каковой было Тело Господа после Его Воскресения, то нужно думать, что стремительный материальный полет вселенной будет иметь иное направление движения: духовное. “И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего” (Откр 21:1–2). Святый город Иерусалим сойдет от Бога с неба. Он будет приготовленный, как невеста, украшенная для своего мужа. Нужно думать, что как весь прекрасный материальный мир был сотворен Господом в шесть дней — с пространством, со временем и со всеми произрастаниями — со всей природой мертвой и живой — Он, Господь был в силе все это создать, — так будет создан Творческой Десницей и прекрасный Иерусалим. “Се, творю все новое” (Откр 21:5). И прежде всего, как свтт. Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и многие другие святители и преподобные и мученики в своих житиях воспевали славу Творцу всяческих, так и в вечности непрестанно, навыкши на земле, они будут творить славу Всемогущему Богу еще более, чем на земле, изумленные Его Красотой, Величием и Премудростью; Премудростью, прежде всего, этого всего нового, что является вечностью, а затем, при созерцании себя самих, новой твари, созданной и возрожденной после грехопадения, — Прекрасным Словом Божиим, Его Единородным Сыном. Славословие Творцу — вот, мне кажется, что прежде всего является образом жизни вечной, ибо

http://pravmir.ru/protoierey-ioann-potap...

Глава вступительная Новозаветные известия о братьях Господних и пояснение их    В Евангелиях нередко встречается упоминание о братьях Господних. О них упоминают как евангелисты, так и другие лица, слова которых передаются теми же евангелистами. Иногда эти братья Господни здесь называются и по именам, причем делается указание и на сестер Господних, которые однако же в новозаветных книгах нигде не поименовываются. В этом отношении важны два почти одинаковых свидетельства евангелистов Матфея и Марка. Первый пишет: «И пришед в отечество Свое (т.е., конечно, Назарет), Иисус учил их (Своих последователей) в синагоге их... Они изумлялись и говорили, не плотников ли Он сын? Не Его ли мать называется Мария и братья Его Иаков и Иосий, и Симон и Иуда? И сестры Его не все ли между нами?» (13:54—56). Другой евангелист, указав те же обстоятельства, при каких заходит речь о братьях Господних, влагает в уста изумленного назаретского народа слова: «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона?» (6:3). Мы видим, что повод к указанию на братьев Господних и к называнию их точными именами дан был назаретянами, среди которых раньше жил Иисус Христос, Его мать и братья Его (во время рассматриваемого события все эти лица и Христос жили уже в Капернауме: Ин.2:12), а теперь продолжали жить Его сестры («не здесь ли между нами Его сестры?»), как думают, в качестве уже замужних женщин, — дан был необычайной высотой и глубиной Его учения, а также поразительностью Его чудес (Мк.6:2). Народные толки в Назарете о родственниках Иисуса Христа, мимоходом посетившего этот город, были явлением очень естественным. Каким образом от таких родителей, как плотник (Иосиф, здесь, впрочем, не поименованный, вероятно, ввиду его смерти) и жена его Мария, которая, с точки зрения назаретян, ничем особенным не отличалась, и наряду с такими братьями, которые и на самом деле были совсем незамечательны, мог родиться муж, обладавший необычайными познаниями и мощный духом как пророк? Вот вопросы, какие занимали пораженных проповедью и чудесами Христа Его прежних сограждан. При этом некоторые из них называли по именам не только Его мать, но и братьев Господних. Благодаря рассказанному событию, мы достоверно знаем, что их было четверо, и они носили имена Иакова, Иосия (по более точным научным известиям: Иосифа), Симона (или Симеона, так как Симон и Симеон не два разных имени, а разное произношение одного и того же имени) и Иуды.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2640...

- Да, конечно, — проговорила Анна со вздохом, так как в этот миг она думала о своем драгоценном ожерелье, которое у нее украли воры. - Собирайте сокровище на небе, — продолжала тихим речитативом Сара, — там ни моль, ни ржа не истребляют, и воры не подкапывают и не крадут, и люди не заботятся о завтрашнем дне, потому что Отец Небесный знает Сам, в чем вы нуждаетесь. А если Он лилии полевые одевает, которые вовсе не трудятся, то может ли Он забыть о детях Своих? Прежде всего, нужно искать Царствия Божьего и правды Его, а прочее все дано будет нам. «Не судите! — говорил Он еще, — потому что мы часто сами имеем больше грехов, чем другие, и как мы судим теперь наших ближних, так будут судить когда-нибудь и нас». Бог гораздо милостивее и щедрее к детям Своим, когда они молятся Ему, чем земные родители к своим детям. Поэтому, если мы будем нуждаться в чем-нибудь, мы должны попросить об этом только Отца Небесного, и если это нужно нам для истинного блага, мы, несомненно, получим просимое. И если мы хотим исполнить закон и пророков, — заметь, какая замечательная у Него мысль, — мы должны поступать с другими так, как хотели бы, чтобы с нами поступали. Его слова привели нас в изумление, так как в них Он ясно открыл, что Он от Бога послан: «Не всякий говорящий Мне «Господи! Господи!» войдет в Царствие Небесное, — говорил Он, — но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! Не от Твоего ли мы имени пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас, отойдите от Меня, делающие беззакония». Но кто слушает слова Мои и исполняет их, тот подобен мужу благоразумному, который построил дом свой на камне. И когда пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, он не упал, так как основан был на камне». И когда Он окончил эти слова Свои, громкий крик изумления вырвался у всех. - Анна, какая властная речь была Его! Жаль только, что я не могла тебе передать ее точно. Впрочем, ты сама можешь послушать Его здесь!

http://azbyka.ru/fiction/syn-kaiafy-pove...

Послушай, что говорит Исаия о серафимах, которые выше архангелов. “ Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном …. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое ” (Ис.6:1,2), то есть, они закрывали свои лица, потому что не могли вынести блеска, выходящего от престола. Что скажешь? Серафимы предстоят и находятся в таком удивлении и изумлении, и это тогда, как видят снисхождение Божие: ангелы же участвуют с Богом в решении и рассуждении [это говорит Златоуст, конечно, от лица тех, которые представляли ангелов участвовавшими в совете Божием о создании человека]. Но это несообразно. Кто же это, кому говорит Бог: “ Сотворим человека ”?  - Это “ Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира ” (Ис.9:6), - Сам Единородный Сын Божий. Ему-то Он говорит: “ Сотворим человека по образу и подобию Нашему ”. Не сказал: “по моему и твоему”, или “по моему и вашему”, но: “ по образу Нашему” , указывая на один образ и одно подобие. А у Бога и ангелов не один образ и не одно подобие. Как действительно может быть один образ и одно подобие у Владыки и у служителей? Таким образом, со всех сторон опровергается ваше понимание; и (под образом) разумеется здесь образ господства, как видно и из последующего. Сказав: “ по образу и подобию ”, присовокупил: “ и владычествуйте над рыбами морскими ” (Быт.1:26); обладание же не может быть одинаковым у Бога и ангелов. Действительно, как (оно может быть одно и тоже) у рабов и у Владыки, у служителей и у Повелителя? Но нам возражают еще и другие некоторые, которые, худо понимая сказанное, говорят, что Бог имеет такой же образ, как и мы. (Писание) говорит не об образе существа, но об образе господства, что мы и докажем из последующего. В самом деле, что Божество не человекообразно, послушай слов Павла: “ Муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей [знак] власти [над] [нею] ” (1Кор.11:7,10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

Пророк Наум именуется Елкосеянином, (по-еврейски – «елгоши») что, вероятно, указывает на имя его отца. По преданию, род Наума происходил из селения, которое позже было названо в его честь. Оно упоминается в Евангелии, как Капер-Наум (т.е. поселок Наума), находившийся на северном берегу Галилейского озера. После разорения Израильского царства ассирийцами в 722 году до Р. Х. предки Наума переселились в Иудею, и здесь Наум проходил свое пророческое служение в начале 7-го столетия до Р. Х. В своей книге, состоящей из трех глав, пророк Наум преимущественно говорит о наказании Ниневии, столицы Ассирийского царства. В прошлом Ниневия служила в руках Божиих орудием наказания и вразумления еврейского народа, почему Исаия называл Ассирию «жезлом гнева Божия, и бичом в руке Его» ( Ис. 10:5–15 ). Наум в таких образных словах рисует наказание евреев ассирийцами: «Господь долготерпелив и велик могуществом, но не оставляет без наказания; в вихре и в буре шествие Господа, облако – пыль от ног Его... Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним. Но Благ Господь – убежище в день скорби – и знает надеющихся на Него» ( Наум. 1:3–7 ). Лет за двести до этого, при пророке Ионе, Ниневия, столица Ассирии, была помилована Богом ради покаяния ее жителей. После этого Ассирия начала быстро расти и усиливаться. Опьяненные своими победами, ассирийцы стали чрезвычайно надменными и жестокими с покоренными ими народами. В своей книге пророк Наум совершенно точно описывает нравственное состояние современной ему Ниневии, как города крови и вероломства. В предстоящем наказании Ниневии пророк видит праведное воздаяние этому городу за пролитую невинную кровь. Действительно, непобедимая дотоле Ниневия была вскоре покорена Набопалассаром вавилонским в 612 году до Р. Х. Ее разорение и последовавший распад всей могущественной Ассирийской империи красочно описали Геродот, Диоскор Сицилийский, Ксенофонт и другие греческие писатели. Причем, как предсказал пророк Наум, Ниневия после своего разрушения как бы совершенно исчезла с лица земли: " Где же, – с изумлением спрашивает пророк, – логовище львов, куда лев таскал сокровища? Все это погибло бесследно» ( Наум. 2:12–13 ). Действительно, в течение двух тысяч лет позабытым оказалось и самое место, где стояла Ниневия и только в прошлом столетии оно было найдено, благодаря раскопкам Раулинсона и других. Эти археологические открытия еще яснее подтверждают истинность и изумительную точность пророчеств Наума. Книга пророка Аввакума

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

9:24 и Марк. 5:39). Эти слова нельзя понимать буквально, так как и о Лазаре, пролежавшем четыре дня в гробу и уже начавшем разлагаться, Господь сказал, что он «уснул» (Иоан. 11:11-14), и лишь потом добавил: «Лазарь умер.» Действительная смерть девицы был столь очевидна для окружающих, что они принялись смеяться над Иисусом. Так как свидетелями великого чуда воскрешения могли быть только люди достойные, способные оценить эту великую тайну Божественного всемогущества, Господь повелел всем выйти вон, оставив лишь трех Своих Апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — и родителей умершей. Взяв девицу за руку, Господь говорит ей: «Талифа — куми,» что значит: «Девица, тебе говорю, встань!” (Марк. 5:41; ср. Матф. 9:25 и Луки 8:54) и мгновенно воскресил ее, при этом она настолько окрепла, что последствия тяжелой болезни нисколько не помешали ей сразу начать ходить, как вполне здоровой. Все изумились, а Господь повелел дать воскрешенной тут же поесть, чтобы убедить родителей, что перед ними их настоящая дочь, а не призрак умершей. По обычаю, Господь запретил разглашать о чуде. Исцеление двух слепцов Затем Иисус вновь пришел «В отечество Свое» (Матф. 13:54; Марк. 6:1), то есть в Назарет — в отечество Матери Своей и Своего мнимого отца, Иосифа, и в место, где Он был воспитан. Там Господь учил соотечественников Своих в синагоге так, что они изумлялись и говорили: «Откуда у Него такая премудрость и силы?» (Матф. 13:54; ср. Марк. 6:2). То не было изумление, какое выказывалось Ему в других местах, — оно было смешано с презрением: дескать, «не плотников ли Он сын? Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?» (Матф. 13:55; ср. Марк. 6:3). Назаретяне либо не знали, либо не верили чудесному воплощению и рождению Иисуса Христа, считая Его просто сыном Иосифа и Марии. Но это нельзя считать простительным, так как и в прежние времена у незнатных родителей рождались дети, ставшие в последствии знаменитыми. Таковыми, для примера, были Давид, Амос, Моисей и другие. Они, назаретяне, должны были бы благоговеть перед Иисусом именно за то, что Он, имея простых родителей, обнаруживал такую премудрость, которая ясно показывала, что она не от человеческого обучения, а от Божественной благодати.

http://sedmitza.ru/lib/text/430490/

В самом деле, если прежде он не мог даже просто ходить, несмотря на то, что его принуждал (к тому) голод, иначе он не захотел бы делить милостыню с носившими его, если бы сам мог ходить, то тем более (не мог скакать) тогда. Да и к чему он стал бы притворяться в пользу тех, которые не подали милостыни? Нет, это был человек благодарный и по выздоровлении. Итак, и то, и другое обстоятельство являет его верным, и его благодарность, и то, что с ним случилось. Не всем, конечно, он представлялся известным, почему и старались узнать, кто он. " И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога; и узнали его, что это был тот, который сидел у Красных дверей храма " (ст. 9, 10). И хорошо сказано: узнавали, так как после того, что случилось с ним, можно было и не узнать его. Это выражение мы обыкновенно употребляем о тех, кого едва узнаем. Итак, следовало поверить тому, что имя Христово отпускает грехи, если оно совершает и такие дела. " И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов " (ст. 11). По благорасположению и любви к ним, (хромой) не разлучался с ними, а может быть, и благодарил и прославлял их. " Увидев это, Петр сказал народу " (ст. 12). Опять Петр и действует, и проповедует. Прежде возбудило иудеев к слушанию чудо (огненных) языков, а теперь это. И тогда Петр начал речь с их обвинений, а теперь с их тайной мысли. Посмотрим же, чем эта проповедь отличается от той и что имеет общего с нею. Та была в доме, когда никто еще не присоединился (к апостолам) и когда они ничего еще не совершили, а эта когда все удивлялись, когда подле стоял исцеленный, когда никто не сомневался, как в то время, в которое говорили, " они напились сладкого вина " (Деян.2:13). И тогда Петр говорил, находясь вместе со всеми апостолами; а теперь с одним Иоанном: он уже не боится и говорит сильнее. Такова-то добродетель: получив начало, она идет вперед и нигде не останавливается. Смотри же, как (Промыслом) устроено было и то, что чудо произошло при храме, чтобы и другие стали дерзновенны.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1664...

Еще при жизни Спасителя ответ на этот вопрос был сформулирован двояко: Человечество никогда не было равнодушным к вопросам об Иисусе Христе. Наличием самых разных вопросов и ответов характеризуется весь период истории человечества до и после Рождества Христова. «Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: Се Человек!» ( Ин.19:5 ) Представитель римского языческого мира Пилат, указывая на Христа, говорит: «Это человек!» Что хотел этим сказать Пилат? Разве евреи не знали, что Христос – человек? Ведь потому они и осудили Христа и привели Его к Пилату, что видели в Нем только человека, а Христос говорил, что Он – Сын Божий ( Мф.26:63-66 ). Вопросы об Иисусе Христе и Его спасительной миссии никогда не были новыми или старыми. Они всегда были насущными вопросами, вопросами настоящего времени. «Кто же Сей, что и ветер, и море повинуются Ему?» ( Мк.4:41 ), «Что есть истина?» ( Ин.18:38 ), — спрашивали в изумлении Его современники. Сам Спаситель спрашивал Своих учеников: «За кого почитают Меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя, другие же – за Илию; а иные – за одного из пророков» ( Мк.8:27-28 ) Шли века, менялись поколения, а эти вопросы всегда волновали людей. И в настоящее время, как и прежде, находясь в поисках ответов на многочисленные вопросы, люди, порой сами того не замечая, просвещаются истинным и животворящим светом Христовым. Многие знали Иисуса Христа как святого Учителя закона, многие знали Его как великою Чудотворца, некоторые предполагали Его как возможного или желаемого царя иудейскою, но Христа – Сына Божия – Спасителя мира и Начальника новой жизни людей в вечном Царстве Божием никто из них не знал, а многие даже и не хотели знать, потому что не стремились понять Его проповеди о Царстве Божием. Пока Он говорил о Божием законе, люди «слушали Его с услаждением и дивились учению Его» ( Мк.9:18; 12:27 ; Лк.4:32 ). Когда же Он напитал в пустыне пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами ( Мф.16:13-21 ; ср. Мк.4:30-44 ; Лк.9:10-17 ; Ин.6:1-14 ), то напитавшиеся люди говорили между собой: «Это истинно тот Пророк, которому должно прийти в мир» ( Ин.6:14 ).

http://azbyka.ru/zavet-bozhij

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010