Глава XXVIII Вот божественные и священные тайны, которые мы видели и слышали, я, Карин, и я, Левкий, – нам не позволено продолжать и поведать другие таинства Господни, как громко провозгласил нам Михаил архангел, сказав: «Идите с братьями вашими в Иерусалим; вы будете в молитвах возглашать и прославлять воскресение Господа Иисуса Христа, – вы, которых Он воскресил вместе с Собою из мертвых. И вы не будете говорить ни с кем из человеков, и вы останетесь как бы немыми, доколе не придет час, когда Господь дозволит вам поведать тайны Его“». Михаил архангел повелел нам идти за Иордан, в место плодородное и обильное, где теперь многие, воскресшие с нами во свидетельство воскресения Христова. Ибо только три дня дозволено нам, воздвигнутым из мертвых, встретить в Иерусалиме Пасху Господню с родными нашими, во свидетельство воскресения Господа Христа. И мы были крещены во священной реке Иордане и получили белые одежды. И после трех дней празднования Пасхи все воскресшие с нами были вознесены на небо; они были отведены за Иордан и никем не видимы. Вот что повелел Господь поведать вам, исповедуйте и воздайте славу Ему, и покайтесь, дабы Он смиловался над вами. Мир вам во Господе Боге Иисусе Христе, Спасителе всех людей. Аминь. Аминь. Аминь». И когда они кончили писать все эти слова в отдельных книгах, они встали. И Карин передал написанное им в руки Анны, и Каиафы, и Гамалиила. Подобно и Левкий написанное им в книге передал в руки Никодима и Иосифа. И внезапно они преобразились и показались облеченными в одежды ослепительной белизны и не стали более видимы. И писания их оказались одинаковы, ни одно не было ни больше, ни меньше другого и не разнились ни в одной букве. Вся синагога иудейская, слыша дивные речи Карина и Левкия, была в изумлении, и иудеи говорили один другому: «Воистину Господь совершил все это, и да будет благословен Господь Иисус во веки веков. Аминь». И они вышли все в большой тревоге, со страхом и трепетом, ударяя себя в грудь, и все удалились к себе. Все, что иудеи говорили в своей синагоге, Иосиф и Никодим тотчас же передали правителю, и Пилат записал все, что говорили иудеи относительно Иисуса, и поместил слова эти в общие записи своей претории.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Другое – незначительное – разночтение 1QIs a заключается в том, что последнее слово стиха , «адам») стоит с определенным артиклем ; таким образом, выражение «сыны человеческие» приобретает более конкретный смысл: сыны человеческие, как жившие прежде, так и родившиеся после Мессии. 52:15 Синодальный перевод: «Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали». Наибольшую трудность, но при этом и наибольшую важность, имеет правильное понимание слова («йаззе»), которое в Синодальном переводе передано «приведет в изумление», («йаззе») означает прежде всего «кропить» и употреблялось для обозначения кропления кровью в день очищения на крышку ковчега завета и кадильного алтаря ( Лев.16:19 ); а также для описания кропления водой на прокаженных ( Лев.14:17 ) и водой с пеплом от красной коровы на нечистых от прикосновения к трупу. Кропление в ветхозаветном ритуале выражало действие очищения и умилостивления. Поэтому вполне допустимо понимание: «Он [Слуга Ягве] окропит многие народы», т.е. очистит их от греха и умилостивит за них Бога, примирив их с Богом. Как вода окропления, которой кропили прокаженных, свидетельствовала об их очищении и давала право жить среди общества Израилева, так и Слуга Ягве Своим окроплением кровью примирит народы с Ягве и позволит им войти в общество Господне. Это понимание слова («йаззе»), не противоречащее общему смыслу еврейского текста, отражено в Вульгате (asperget), у Акиллы, Феодотиона (αντσει), и в сирийском переводе ( от ) – «окропит» или «очистит» от греха. Анализ использования слова («йаззе») в других местах Ветхого Завета приводит к определенной трудности: при употреблении со значением «кропить» оно всегда требует после себя винительного падежа с предлогом для того объекта, к которому относится. В масоретском тексте Ис.52:15 предлог отсутствует, поэтому были предложены другие варианты перевода. Гезениус читает и на основании арабского значения этого корня переводит «заставит прыгать, скакать от радости».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Или, испытавший блага царствия небесного похож на купца, отыскивающего хороших жемчугов, который, нашедши одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее. Ст. 47–50 Опять, проповедь , посредством которой призываются люди в царство небесное, похожа на невод, который, будучи закинут в море, захватил рыб всякого рода; но, когда он наполнился, вытащили его на берег, сели, и хорошее отобрали в посуду, а дурное выбросили вон. Так будет и при кончине века: изыдут ангелы, и отделят злых от праведных, и ввергнут их в пещь огненную: там будет плач и скрежет зубов». Ст. 51–53 Наконец, Иисус Христос спросил их: – «вы поняли это все?» – Ему говорят: «поняли, Господи!» Тогда Он сказал им: – «если так; то знайте, что всякой книжник, ознакомившийся со способом преподавать учение о царствии небесном, должен походить на хозяина, который из кладовой своей выносит то новое, то старое» (так и он должен разнообразить и способ, и предметы учения). 12. Укрощение бури на Генисаретском озере (Мк. 4:35–41; Мф. 8:18, 23–27; Лк. 8:22–25) По вечеру, Иисус Христос, видя вокруг Себя множество народа, сказал ученикам: – «переправимся на другую сторону». – Он вошел в лодку; и они, отпустивши народ, вошли в ту же лодку, в которой Он был, и отправились. За Ним поплыли и другие суда. Во время плавания их, Он заснул на корме, на возглавии. Вдруг, на море поднялась сильная буря; волны били в лодку, так, что она заливалась волнами; и, плавающие, были в опасности. Ученики, подошедши, будят Иисуса Христа, и говорят: «Учитель! как Ты не заботишься, что мы погибаем? Наставник! Наставник! погибаем. Господи! спаси нас; погибаем!» Он пробудился, и сказал им: – «чего вы испугались, маловеры?» – Тогда встал, и, с прещением, сказал буре: – «умолкни!» и волнению моря: – «перестань!» – И буря утихла; улеглись волны; и настала великая тишина. Тогда сказал им: – «что вы так боязливы? как это у вас нет веры?» – Все были в страхе и изумлении, и говорили между собою: «Кто же это, что повелевает ветрам и воде; и ветры, и море повинуются Ему?» 13.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Когда одним повелением: «Умолкни, перестань» (Мк. 4, 39), утихла на море Галилейском жестокая буря, и ученики Его говорили друг другу с изумлением: «Кто это, что и ветры и море повинуются Ему?» (Мф. 8, 27), — то не падем ли и мы ниц вместе с ними перед великим Чудотворцем! Добрые и чистые сердцем из иудеев, видя изумительные чудеса Христовы, говорили между собою: «Когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил?» (Ин. 7, 31). Это знал, это читал блаженный великомученик Феодор, и слова и дела Христовы, точно небесными стрелами, навсегда пронзили мозг и сердце его, и пламенной любовью ко Христу навсегда возгорелось чистое сердце его. И пошел он вслед за Господом Иисусом, и дошел до креста, на котором был распят, как и Он. А мы, маловерные христиане, унываем и падаем духом при первом спотыкании на камнях и рытвинах нашего пути за Христом. Будем ли помнить, подобно блаженному Феодору, и другие слова Христовы: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня…» (Мф. 10, 37)? А блаженный Феодор все презрел ради Христа. Презрел даже царские почести, которые обещал ему Ликиний, пока считал его язычником. А тех, кто только именуется христианами, как легко соблазняют и уводят с пути Христова ничтожные блага и почести земной жизни! Своих верных слуг, всем сердцем возлюбивших Его, особенно мучеников святых, Господь наш Иисус Христос не оставлял без чудесной помощи Своей при невообразимо страшных мучениях их. Огонь раскаленных печей, и кипящее масло, и сера нередко не обжигали их; дикие звери ложились у ног их и лизали их. Вконец истерзанного великомученика Феодора снял со креста и совершенно исцелил посланный Богом Ангел. Зрелище ужасных страданий и потоки крови святых мучеников обращали ко Христу нередко сотни язычников. А мучения блаженного Феодора послужили ко спасению 370 воинов, уверовавших во Христа. Блаженный Феодор был одним из тех, о которых сказал Господь наш Иисус Христос: «…кто нарушит одну из заповедей сих малейших…, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5, 19).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

На всем протяжении Виа Долороза, по библейским преданиям, происходила различные события, непосредственно связанные с именем Иисуса. При каждом таком событии страшное шествие прерываюсь. Канонизировано 14 таких остановок (станций). Каждая из них отмечена церквями, часовнями, мемориальными досками. Поднимаясь вверх по улице, выходим к школе Эль-Омария. Здесь первая остановка на Скорбном пути Господа. Собственно, отсюда и начинается Виа Долороза. От первой остановки Христа каждую пятницу в 3 часа дня монахи-францисканцы устраивают шествие. А две тысячи лет назад здесь был расположен римский преторий. В его северо-восточном углу находилась башня Антония, где, по библейскому преданию, римский прокуратор Понтий Пилат осудил Христа. После этого Иисуса Христа отдали до рассвета под стражу. Некоторые начали плевать Ему в лицо. Люди, державшие Его ругались над ним и били Его. Другие же закрывая Ему лицо, ударяли по щекам и с насмешкой спрашивали: “прореки нам, Христос. Кто ударил Тебя?”. Так сбылись сделанные за сотни лет до того пророчества “ат-Таурат” (Ветхий завет, Библия): “Как многие изумлялись, смотря на тебя, – столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его – паче сынов человеческих! Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои…” ( Ис.52:14 ). И далее: “Я предал хребет мой биющим и ланиты (щеки) Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания” ( Ис.50:6 ). Все эти оскорбления Господь претерпел безропотно в молчании. Первосвященники и начальники еврейские, осудив Иисуса Христа на смерть, сами не могли привести в исполнение своего приговора без утверждения начальника страны – римского правителя, прокуратора. Иудея тогда находилась под владычеством Рима. В это время прокуратором был Понтий Пилат – реальный исторический персонаж, а не “выдумка христиан”, как полагают мусульмане, отрицающие суд, устроенный этим римским деятелем над Иисусом. Пилат был прокуратором (римским администратором) Иудеи. Прокуратор назначался из римского всаднического сословия и должен был подчиняться легату Сирии (сенатору). О предшественниках Пилата известно немного. Первый из них, Копоний, прославился тем, что отремонтировал храм, поврежденный во время мятежа в конце правления бездарного иудейского царя Архелая. Он снискал симпатиею среди иудеев, и его именем были названы одни из городских ворот. Пилат такой популярностью не пользовался. В Евангелиях он представлен как фигура нейтральная, не столько злодей, сколько жертва обстоятельств. В процессе над Иисусом он пытается быть объективным, возможно, даже сочувствует ему, но, по слабости характера и из политических соображений, уступает первосвященникам и дает казни свершится.

http://azbyka.ru/krest-v-mire-polumesyac...

Обращаясь к бывшим язычникам, Павел говорит об иудеях: «В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов». Это значит, что, несмотря на враждебное отношение иудеев к проповеди Евангелия, они остаются Божиими избранниками благодаря тому обетованию, которое Бог дал их «отцам» – Аврааму, Исааку, Иакову, Моисею. В общее русло излагаемой концепции вписываются и слова: «Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы». Их смысл следующий: ранее язычники находились вне спасения, но из-за непослушания израильского народа возможность спасения открылась для них; теперь же они непослушны Богу ради того, чтобы уверовавшие язычники были помилованы, но в конце концов и они уверуют и будут помилованы. Во всем этом Павел видит действие Промысла Божия: «Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать». Это относится к обеим группам, о которых идет речь: иудеям и язычникам. Сначала были непослушны одни, теперь другие, но в конечном итоге милость Божия будет явлена на всех. «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия!» Павел завершает 11-ю главу возгласом изумления перед описанным только что таинственным и мудрым планом спасения людей всеведущим Богом: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо всё из Hero, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь ( Рим. 11:25–36 ). Эти слова, по мнению многих ученых, представляют собой хвалебный гимн, написанный в поэтической форме. 278 В свое время была выдвинута теория о связи между этим гимном и идеями стоической философии. 279 В качестве параллели приводили 280 обращение к космосу слова императора Марка Аврелия: «Все мне пригодно, мир, что угодно тебе; ничто мне не рано и не поздно, что вовремя тебе, все мне плод, что приносят твои, природа, сроки. Все от тебя, все в тебе, все к тебе». 281 Однако, во-первых, Марк Аврелий жил позже Павла; во-вторых, сходство касается только отдельных выражений; в-третьих, знакомство Павла с идеями стоической философии – не более чем гипотеза, не подтверждаемая текстами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Откр.17:6 .  Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим. Далее Иоанн заметил, что жена была упоена кровью святых и свидетелей Иисуса Христа. Это говорит о том, что город Вавилон будет виновен в пролитии крови святых, в жестоком гонении против свидетелей христианской веры. И видя это, Иоанн дивился удивлением великим. Причина удивления Иоанна заключается в таинственном, достойном изумления сочетании зверя и жены, в их взаимной связи, общей деятельности и проявлении в мире. Далее и следует разъяснение. Откр.17:7 .  И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов. Откр.17:8 .  Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится. Зверь есть диавол, так или иначе проявлявший в мире свое господство и свою сатанинскую силу. В прошедшем, т. е. прежде в Ветхом Завете он был князем мира сего и господствовал чрез идолопоклонничество и чародейство. Но потом его не стало, нет его и теперь, т. е. во дни получения Иоанном откровения. Вследствие искупительных заслуг Христа Спасителя диавол лишился своего прежнего обаяния ( Ин.12:31 ) и его не стало на земле, как явного и открытого властителя человеческого рода. Он находится в бездне, т. е. состоянии связанности. Но это заключение не окончательное и не полное. Диавол освободится и выйдет оттуда ( Откр.20:7 ). В погибель, погибель окончательную диавол пойдет только после, в отдаленном для Иоанна будущем. Для диавола как духа бессмертного погибелью может служить не уничтожение, но геенна, вечные мучения, поэтому он и называется сыном погибели ( 2Сол.2:3 ). Исчезновению и появлению зверя удивятся все те, которые не вписаны в книгу жизни ( Откр.13:8 ), но другие, верные христиане будут знать истинное значение появления зверя-диавола в его прежней силе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Поразительна эта сила проповеди Филиппа: Симон выдавал себя за что-то великое, Филипп, конечно, как другие апостолы, считал себя за ничто, все приписывая распятому Иисусу, и сила его слова превозмогла хвастливую гордость волхва. Нельзя полагать, судя по дальнейшему рассказу, что Симон искренно и чистосердечно уверовал в проповедь Филиппа и крестился по чистым убеждениям, но все же и на нем видна сила слова о Христе распятом, и нет невероятного, что сила его слова превозмогла хоть на время злое настроение его души, и может быть светлая минута в его жизни была, когда он просил крестить себя. – Не отходил от Филиппа: т.е. постоянно следовал за ним, как преданный ученик и последователь учения, которое проповедовал Филипп, и которому уверовал Симон. – Изумлялся: приводивший сам других в изумление своими волхвованиями, изумлялся знамениям и силам, бывшим от Филиппа. Что было в этом изумлении: искренняя ли и чистая вера в божественное происхождение этих сил и знамений, совершавшихся перед глазами волхва, или в основе его лежало нечистое, плотское, самолюбивое? Если бы не последнее, то невозможно было бы то, что описывается далее (ст. 18 и д.). Петр и Иоанн в Самарии и Симон волхв (14–25) 14. Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, 15. Которые, пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Сватого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только Находившиеся в Иерусалиме Апостолы: несмотря на воздвигнутое гонение оставшиеся там (ст. 1). – Услышав и пр.: слух, дошедший до них, показался им столь важным, что потребовал немедленного распоряжения с их стороны; слух был тот, что самаряне обратились к Христу и крещены, но не приняли при крещении Духа Св. – Самаряне приняли: собственно – Самария приняла, т.е. главный город самарянский уверовал в Христа, или же обобщается факт и по поводу веры в Христа в одном городе самарийском – говорится, что вообще область Самарийская приняла слово евангельское. Это было важное событие в первенствующей церкви; это была первая страна, принявшая христианство без посредства полного и чистого иудейства, считавшаяся у иудеев за сектантскую или еретическую область, и принявшая его от проповедника-эллиниста (по всей вероятности), причем верующие и крещенные не получили Духа Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

С трепетом и изумлением мы видим, что Христос забывает в этот час о Себе, о Своих страданиях, о Своей оставленности, вся Его любовь обращена к Его Матери. Он не хочет, чтобы Она осталась одна. Скорбь Пречистой становится также Его скорбью. А Матери Божией дано видеть, как Он простирает на Кресте Свои руки за всех людей — за добрых и злых, и даже за ожесточившихся в грехе. В этот час апостол Иоанн Богослов представляет собой всех людей. Господь дает нам Свою Матерь, чтобы Она стала нашей Матерью. Он смотрит на каждого из нас и говорит: «Се, Матерь твоя!» — люби Ее, будь послушен Ей, прибегай к Ней во всех нуждах, да не будет для тебя бесплодным этот бесценный дар. В этот час, когда Господь завершил дело нашего искупления, Божия Матерь была сокровенно единой с Его принесением Себя ради нашего спасения. Более непосредственно и более глубоко чем когда-либо. Духовное материнство Приснодевы было подтверждено Самим Христом на Кресте: «Се, сын Твой». Это второе Рождество. Пречистая Дева родила в Вифлееме Своего Первенца — первого Сына без всякой болезни. Теперь Она рождает Своего второго сына в скорбях Креста. Теперь Она терпит болезни рождения не только ради апостола Иоанна, но ради миллионов других детей, которые будут называть Ее Матерью в течение всех веков. Теперь мы понимаем, почему в Евангелии сказано, что «Она родила Сына Своего первенца» (Мф. 1, 25) — не в том смысле, что у Нее были другие дети по плоти, но потому что Она должна будет родить других детей благодатью Христова Креста и кровью Своего сердца. Она претерпела искупительную скорбь Своего Сына, исполненную плодоношения, и в этой смысле была едина с жертвой Своего Сына. Мы отдаем отчет, что Ее Материнство ради нас было совершенно иного порядка, чем материнство матерей на земле, и безмерно высшее по сравнению с ним, ибо Она рождает нас в жизнь, безмерно превосходящую земную жизнь. «Се, сын Твой». От этих слов Спасителя возросла в Ней любовь, Материнская любовь к нам. Подобно тому как в сердце апостола Иоанна возросла глубочайшая, исполненная благоговения сыновняя любовь к Божией Матери.

http://moral.ru/dom_02_2016/

Слова Спасителя взволновали народ. «Это пророк», — говорили одни. «Он Мессия», — утверждали другие. «Разве Мессия из Галилеи придет?» — возражали им скептики. Этими разногласиями в народе воспользовались первосвященники. Они немедленно послали храмовых служителей задержать Галилейского Проповедника. Но стража вернулась обратно ни с чем: они не могли взять Христа, так как Его проповедь поразила их. «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек» — оправдывались они перед членами Синедриона. Злобные фарисеи в ужасе воскликнули: «Неужели и вы прельстились? Неужели вы, так близко стоящие к нам, могли поверить, что Галилеянин может быть Христом? Вы бы прежде подумали, уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев, людей сведущих в Писании, знающих, откуда придет Христос? Вы увлеклись верой народа, но этот народ невежда в законе, проклят Каково же было изумление раздраженных неудачей фарисеев, когда из их же среды раздался голос в защиту Иисуса Христа. Иудейский начальник Никодим сказал присутствующим: «Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?» Члены Синедриона с злобной насмешкой ответили Никодиму: «И ты не из Галилеи ли? Ведь только невежественный галилеянин может поверить, что Мессия придет из Галилеи! А ты ученый фарисей! Рассмотри же повнимательней Писание и узнаешь, что из Галилеи не может быть даже Никодим не стал с ними спорить, и все разошлись по домам. Женщина, взятая в прелюбодеянии, перед судом Спасителя. Праздник Кущей окончился. Исчезли шалаши и палатки. Иногородние богомольцы разошлись, и столица приняла обычный вид. Храм продолжал жить своей будничной жизнью. Но Христос не ушел из Иудеи. Он в течение двух месяцев, до праздника Обновления, оставался в Иерусалиме и его окрестностях. Днем Он учил в храме, а ночи проводил на Елеонской горе или в селении Вифании, где жил Его друг Лазарь со своими сестрами Марфой и Марией, Враги Христа искали какой-нибудь повод, чтобы схватить Его и предать римским властям для суда и казни, но до сих пор сделать это им не удавалось.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010