XVII-XVIII века характеризуются сложной военно-политической ситуацией в крае. Практически одновременно с рус. колонизацией шло заселение зап. земель совр. К. о. башкирами, что приводило к периодическим русско-башкир. конфликтам, прежде всего в Приисетье. В XVII в. эти земли стали зоной столкновений с калмыками. С 90-х гг. XVII в. сюда стали проникать киргиз-кайсаки (казахи). Постоянные набеги кочевников на рус. поселения потребовали от властей в 70-х гг. XVII - 50-х гг. XVIII в. создания системы оборонительных линий (Исетская, Ишимская, Пресногорьковская, Нижнеуйская), вдоль которых началось формирование казачьих поселений, ставших позднее частью земель Оренбургского казачьего войска. В XVII в. территория совр. К. о. входила в состав Тобольского у., с 1708 г.- в Сибирскую губ., затем - в Исетскую пров. Согласно губ. реформе Екатерины II Алексеевны , различные территории края входили в состав Тобольской, Пермской и Оренбургской губерний. Первыми поселениями, получившими статус города, были слобода Шадринская в 1712 г., с. Николаевское при Далматовском Успенском мон-ре (Далматово; с 1691 с. Николаевское, с 1781 г. Далматово, с 1797 село, с 1945 рабочий пос., с 1947 город) в 1781 г. и Курганская слобода (Царёво Городище) в 1782 г. (переименована в г. Курган). В 1781-1797 гг. Далматово - центр одноименного уезда. Курган и Шадринск сохранили статус уездных центров вплоть до ХХ в. С XVIII в. край использовался как место ссылки: узниками Далматовского мон-ря в разные годы были кнж. П. Г. Юсупова, гр. П. Ф. Апраксин и др. В XIX в. в Кургане на поселении находились нем. писатель А. фон Коцебу, декабристы, участники польск. восстаний 1830 и 1863-1864 гг. и др. Историческая панорама Шадринска. Фотография. Кон. XIX в. Историческая панорама Шадринска. Фотография. Кон. XIX в. С XVII в. регион стал важным центром земледелия (Верхотурско-Тобольский земледельческий р-н) и хлебных поставок на тобольский рынок, а с XVIII в.- важнейшей ресурсной (продовольственной) базой развивающегося Уральского горнозаводского региона. Вплоть до ХХ в. основу экономики составляли аграрное производство и переработка продуктов сельского хозяйства (салотопенные, кожевенные, мукомольные и др. кустарные предприятия). В 1893 г. через территорию совр. К. о. прошла Транссибирская железнодорожная магистраль, что дало толчок быстрому экономическому и демографическому росту Кургана. В 1913 г. открыто сообщение по железнодорожной линии Синарская - Шадринск. С кон. XIX в. в регионе развивалась одна из первых в Сибири маслодельных артелей. В 1907 г. в Кургане создан Союз сибирских маслодельных артелей во главе с А. Н. Балакшиным. В период Столыпинской аграрной реформы территория края стала одним из районов переселения крестьян из европ. части России, а также перевалочным пунктом для переселенцев вглубь Сибири.

http://pravenc.ru/text/2462283.html

Басов Петр Алексеевич , родом из Тверской губ[ернии]. В семинарию поступил в 1909 г[оду]. В настоящее время состоит преподавателем в     Макарьин Александр Никанорович – из питомцев нашей семинарии и Петерб[ургской] академии. Служил по окончании академии в Иркутской семинарии, а затем в 1883 г[оду]   Умер 3 марта 1930 года в г. Бежецке Тверск[ой] губ[ернии], где с осени 1929 г[ода] он состоял преподавателем в ш[коле] 2 ст[упени].   Л. 393   перешел в нашу семинарию, в которой пробыл до 1892 года, когда административ[ным] порядком переведен был в Пермское дух[овное] училище. Последним местом его службы было Устьсысольск[ое] дух[овное] училище. А[лександр] Н[иканорови]ч был добряк по душе и хороший товарищ-сослуживец. К несчастью, излишняя склонность и неумеренность в употреблении хмельного сгубила его. Оставив службу в Устьсысольске, А[лександр] Н[иканорови]ч возвратился в Пермь, где опустился окончательно и, как рассказывают, влачил свое жалкое существование в компании «босяков» и в одно время был найден мертвым под баржей. Заболотский Константин Петрович, питомец нашей семинарии (вып[уска] 1879 г[ода]) и Московской академии. Поступил на службу в семинарию в 1883 г[оду] и служил в ней до 1910 г[ода], когда был назначен инспектором народных училищ Волог[одского] у[езда]. Первые годы службы К[онстантин]а П[етрови]ча не прошли для него гладко. Ученики, вследствие строгих требований, предъявлявшихся им со стороны К[онстантина] П[етрови]ча и небывалого до него множества неудовлетворительных баллов по греческому яз[ыку], устраивали против него   Л. 393 об.   разные выходки. Как со стороны ректора, так и со стороны инспектора ему, кажется, делались предупреждения. Как о товарище-сослуживце о К[онстантине] П[етрови]че можно говорить только с хорошей стороны. К[онстантин] П[етрови]ч всегда являлся неистощимым рассказчиком и интересным собеседником. Своими застольными речами, на юбилеях ли то или на каких-либо товарищеских собраниях, он привлекал к себе общее внимание. Скончался он 28 мая ст[арого] с[тиля] 1923 года.

http://bogoslov.ru/article/6177625

Письмо ставило два весьма сложных вопроса, во-первых, о росписании всех епархий, сообразно разделению государства на губернии и области, во-вторых, о распределении прихожан по приходам так, чтобы число приходских церквей в епархиях соответствовало населенности, с тем, чтобы священнослужители по приходам могли иметь достаточное содержание, но без тягости народной. Оба вопроса оказались очень серьезными и не из легких. Поэтому Св. Синод, не отлагая дела надолго, снесся с Сенатом и на 15 мая назначил первое общее заседание, а до этого времени постарался собрать нужные сведения. По справкам оказалось: а) три самостоятельных и два викарных архиерея жили не в губернских, а в уездных городах своих губерний: Ростовский – в Ростове Ярославской губернии, Славянский – в Полтаве Екатеринославской губ., Белгородский – в Белгороде Курской губернии; новгородский викарий – епископ Олонецкий жил в Олонце, между тем как губернским или присутствующим городом Олонецкой губернии назначался Петрозаводск, московский викарий – епископ Севский жил в Севске, тогда как губернским городом выбран Орел; б) шесть архиереев, в том числе один малороссийский, жили в уездных городах чужих епархий и губерний, а именно: Крутицкий – близ Москвы на Крутицах, Коломенский – в Коломне Московской губернии, Суздальский – в г. Суздале Владимирской губернии, Устюжский – в г. Устюге Вологодской губ., Переяславль-Залесский – в Переяславле Залесском Владимирской губернии , Переяславский (малороссийский) в Переяславле, Киевской губернии. В то время как в Московской и Владимирской губерниях было по три самостоятельных архиерея, в Вологодской губернии – два, а в Калужской, Тульской, Харьковской, Пензенской, Симбирской, Невельской, Выборгской, Саратовской, Пермской, Уфимской, Колыванской, Рижской, Кавказской и Таврической области, в области Войска Донского, а также в Полоцкой и малороссийской Новгород-Северской не было ни одного архиерея. 781 Тогда же были наведены справки о расстоянии губернских городов, не имевших архиерейских кафедр, от их кафедральных городов, или от ближайших к ним кафедр, а также о расстоянии некоторых соседних кафедр друг от друга, например, Устюга от Вологды и Архангельска. 782 Вместе со справками о расстоянии безкафедральных губернских городов от кафедральных в Св. Синоде собрали сведения о некоторых губернских монастырях, где бы, в случае надобности, можно было поместить новых архиереев. 783

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

К числу православных народностей, проживающих в Закавказье, принадлежат и айсоры, или сирохалдеи; это переселенцы из Персии и Турции, бывшие несториане, в большинстве принявши православие. Только в одном селении Карсской области (Самавад) проживают теперь 150 домов несториан вместе с 40 семействами православных сирохалдеев, но и там, с открытием всего два месяца тому назад православного причта и церковной школы, можно надеяться, скоро восторжествует православие. Сирохалдеи говорят языком турецким и ново-сирийским; древнего языка своего, на котором написаны их старинные богослужебные книги, они не понимают; служба совершается у них частью по тем немногим книгам, которые успели перевести русская православная миссия в персидской Урмии, и большей частью на славянском языке. Духовенство айсорское необразованно; сами айсоры к церкви и храмам до последнего времени были мало ревностны. Церковные школы имеются у них теперь во всех 10 приходах Эриванской губ. и по отзывам местных деятелей, оказывают глубокое перерождающее влияние на айсоров, приучая их к истовой православной церковности. Начинают уже поступать от айсоров довольно крупные пожертвования на церкви и школы, чего прежде никогда не было слыхано. Следует упомянуть еще об одном уцелевшем от древности племени – об удинах, проживающих в Нухинском уезде, Елисаветпольской губ. Это остатки древней Албанской митрополии, еще с III века упоминаемой у церковных писателей. Теперь это – жалкие остатки. Мусульмане так сдавили этот народец, что часть удин приняла ислам, и совершенно забыла о своем прошлом, слившись с татарами; другая часть, не пожелавшая ислама, вынуждена была принять армянство, чему способствовало и пермское правительство, которому подчинялось Нухинское ханство; персы не позволяли православным удинам иметь священников, и отдавали их церкви и святые места армянам, лишь бы разобщить удин от православия и убить в них надежды на помощь православных царств: грузинского, потом – русского. Теперь остались только два православные удинские селения: Варташен и Кишлаг; они составляют один приход; церковная школа существует в Варташене, скоро будет открыта школа и Кишлаге.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Строго соблюдая все пункты правил Единоверия, как условия единения единоверцев с православными (1, 16), так и параграфы их внутреннего устройства (2–4, 6, 10, 12–13), Церковное правительство, естественно, больше всего оберегало 5 и 11 пункты. Нарушение последних пунктов еще больше противоречило укрепившемуся тогда взгляду на Единоверие, чем неисполнение остальных условий соединенства старообрядцев с православными. – Допущение обратного перехода по 5-му условию московских старообрядцев, т. е. перехода из православия в Единоверие, означало гораздо большее уклонение от намеченной м. Платоном цели – объединять старообрядцев с православными даже в единстве обряда, чем нарушение 6, 12 и 13 пунктов московского Святителя о деле и судо-производстве в единоверческих приходах. «Первое по словам м. Филарета, прямо значило не приближать к православию и к церкви отчужденных, а увлекать православие с правого пути» 67 . Доказательством того, что и в 1832 году этот вопрос не был принципиально разрешен в смысле облегчения перехода в Единоверие незаписным раскольникам, может служить постановление 1848 года, где он (5 пункт) снова ставится в прежней «Платоновской редакции» 68 . Итак, причина даже единственного за 50 лет Синодского постановления, клонившегося к развитию начал Единоверия 1800 г., заключалась не в принципиальном изменении церковно-правительственных взглядов на Единоверие и отношений к нему. Как, на самом деле, строго и ревниво относились к 5 пункту правил Единоверия, можно видеть из дел старообрядцев калужских, домшинских (Вологодской губ.), сычевских (Смол. губ.), екатеринбургских, пермских, новоладожских (Петербург. епарх.), ярославских 69 . 2) Медленное упразднение преград между Единоверием и Православием, по существу тождественных, строгое проведение церковной властью начал Единоверия по ограниченным пунктам м. Платона, становятся более понятными, когда, кроме установившихся тогда правительственных взглядов на старый обряд, обращается еще внимание на самих единоверцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Simon_Shleev/e...

Пермской губ., в Иркутске и в др. местах. Однако возобладало джадидистское течение, что привело к появлению сети «новометодных» просветительских учреждений: ремесленных школ, мектебе и медресе для юношей и девушек, бесплатных мусульм. б-к и т. д. Мусульманские элиты региона стали принимать участие в политической жизни Российской империи на джадидистских позициях. Наиболее выдающимся сибир. мусульм. политиком стал А. Ибрагимов (1857-1944), уроженец г. Тара Тобольской губ., бухарец по национальности. Это был общественно-политический деятель и миссионер, кади ОМДС, 1-й татар. политический эмигрант и публицист, основоположник исламского социализма у татар. Ибрагимов объединил мусульм. политическое движение в 1904-1906 гг., участвовал в организации и проведении Всероссийских мусульм. съездов, был соавтором программы партии кадетов «Иттифак аль-Муслимин». На ее базе была сформирована мусульм. фракция Гос. думы, в которую вошли и депутаты от Урало-Сибирского региона (22 чел.). Мн. региональные лидеры мусульм. общин поддерживали партию кадетов или были ее членами: З. Агафуров (Екатеринбург), Ш. Шафигуллин (Иркутск) и др. В русско-японской войне приняли участие ок. 60 тыс. мусульман (20% от общей численности солдат и офицеров). По ходатайству мусульман имп. Николай II распорядился назначить в действующую армию мулл для поддержания воинского духа солдат. В армию попало до 300 имамов, некоторые из них особо отличились на полях сражений. Немало в российской армии на Дальн. Востоке было офицеров-мусульман, занимавших высокие командные должности: командиров бригад, начальников штаба дивизии и т. д. Орденами были награждены 194 офицера-мусульманина, Георгиевскими крестами и медалями - 2390 нижних чинов. Японцы создавали для военнопленных-мусульман специальные условия содержания: им выделялись отдельные казармы, для них строились мечети, печатались мусульманские газеты и т. д. Это было 1-м проявлением внимания к мусульманам со стороны японского правительства, рассчитывавшего впосл. использовать российских мусульман в своих интересах ( Исхаков С.

http://pravenc.ru/text/674977.html

п., воссылал Ему свои „ура! виват, осанна, аллилуия“; проповедовал обрезание и субботу; бредил о тысячелетнем царстве Христово-израильском в Иерусалимской республике, которое имеет возобладать всеми царствами и народами на земле и по своему характеру и прелестям малым чем будет отличаться от магометова рая; и при всём том учит, что „Исус, распятый Егова, человекобог, есть простой еврей“, более того, – что „всякому человеку такое же назначение в природе, как и подобным ему обезьянам и другим животным и растениям, т. е. зараждаться, возрастать до определённой величины и снова уничтожаться“. Форменный бред умопомешанного человека! Тем не менее еговизм, появившись в 50-тых годах прошлого века (в Пермской губ.) до сих пор не только не прошёл, но даже растится и множится. Как сообщают в нашу редакцию из Константиноград. у. Полтав. губ., еговизм имеет теперь своих исповедников и пропагандистов и на юге России. Среди православного и штундистского населения Константиноград. у. появились (предполагают из г. Одессы) еговистические рукописи пропагандистского характера. Рукописи вполне отвечают сумасбродству „сионской вести“. Нам доставлено их несколько. Наименее кощунственные из них предлагаем здесь вниманию наших читателей, опустив наиболее возмутительные в них для православного христианина слова и выражения. Лукавый вопрос. „Какая вера, по вашему мнению, есть самая лучшая?“ – спросил однажды какой-то архимандрит. Истинный иудей. Все веры хороши, и все никуда не годятся. Хороши потому, что из каждой можно попасть на десную пред Господа, на страшном суде Его; а все негодны потому, что из каждой можно попасть на ошуюю пред Ним. Мф.25–32 . Красивейшая же и прелестнее всех есть та вера, которая наряжена в порфиру и червляницу и украшена золотом, драгоценными каменьями и бисером, и заражает... из золотой чащи все племена и народы, и у которой пушек больше 413 и попы 414 чревастее и талмудистее. Христианская религия, основанная сатаной на седьмиглавном зверстве, 415 опьянила все народы самым одуряющим раком блуждения её; так что и цари земные с нею же блудили; а торгаши её (торговавшие загонкой душ в химерический рай) и мощами (или реликвиями) человеческими, были вельможами (деспотами) на земле; и потому удались от ней, народ мой, что-б и вы, вместе с нею, не подверглись казням её: ибо грехи её уже дошли до неба и Бог припомнил все (богословские) лжи её, и потому-то в один день постигнут её казни: смерть, голод, плач и огнём сожжена будет, и в этом-то адском христианском найдётся кров пророков, кров святых (миротворцев) да и всех убитых на земле! Ей истинно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Название свое этот толк получил оттого, что последователи его празднуют седьмой день недели – субботу вместо первого – воскресенья. «Субботнее» движение в адвентизме возникло в 1841 г. благодаря баптистке Престон (ум. в 1868 г.), а окрепло благодаря Иосифу Бэтсу, издавшему в 1846 г. трактат о необходимости празднования субботы, и супругам Джеймсу Уайту (ум. в 1881 г.) и, в особенности, Елене, пользовавшейся большим уважением адвентистов за свои «видения», относившиеся большей частью к судьбам адвентизма 7-го дня. 445 До 1858 г. адвентизм 7-го дня распространялся медленно; но с этого времени, особенно, когда была введена десятина (в 1858 г.) и секта сорганизовалась (в нач. 60-х гг.), распространение его пошло быстро. Он распространился не только по всей Америке, но и перекинулся в Австралию, Азию, Африку и Европу. Из европейских сгран адвентизм 7-го дня появился сначала в Швейцарии (в конце 60-х годов),затем в Германии, оттуда проник в Австрию, Голландию, Бельгию и т. д. В России первые семена адвентизма 7-го дня были брошены в начале 80-х годов выселившимися из нее в Америку немецкими колонистами, которые посылали оттуда адвентистские книги и брошюры в Россиию. Первоначально адвентизм появился в Таврической губ., а затем в Кишиневской, Подольской, Волынской, Киевской и Херсонской губ., в Донской и Кубанской областях, в Поволжье, на Казказе, в Привислинском и Прибалтийском краях, в Петрограде, Москве и др. местах до Сибири включительно. С объявлением свободы вероисповедания (17 апр. 1905 г.), адвентисты стали проявлять особую жизнедеятельность. В 1907 г. в Риге было учреждено адвентистское Трактатное Общество, которое стало издавать адвентистские брошюры, книги и журналы на разных языках. С 1 апреля 1908 г. Россия была выделена в самостоятельный унион (союз), с 1 января 1914 г. разделена уже на два таких униона: «Российский», охватывающий собой большинство губерний Европейской России, и «Сибирское унионное поле», в состав которого входят: Сибирь, Туркестан и губернии вверх по Волге, от Астраханской до Казанской включительно, а также Оренбургская, Уфимская, Вятская и Пермская. В этих унионах число последователей адвентизма к апрелю 1911 г. достигло почти 4000 человек 446 , а после того еще более увеличилось. Растет оно преимущественно за счет штундобаптизма и тех православных, среди которых живут штундобаптисты, так что с уверенностью можно сказать, что штундобаптизм подготовил почву для адвентизма. 447

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Появление первых мусульман относится к XII - нач. XIII в. и связано с миграциями тюркоязычных кочевников, принявших ислам в Хорезме. В основном они относились к суннитам ханафитского мазхаба, небольшие общины шиитов появились лишь после распада СССР. Широкое распространение ислама произошло в период вхождения территории края в состав Золотой Орды, а затем в сформировавшиеся на ее основе Тюменское и Сибирское ханства. Большую роль в этом процессе сыграли проповедники из 3 суфийских тарикатов (Ясавийа, Кубравийа, Накшбандийа), что привело к сохранению значительного числа адатов и формированию синкретичной формы регионального ислама, характерной для всей Зап. Сибири. Известно, что представители мусульм. духовенства (сейиды, шейхи, муллы, кади, суфии и дервиши) находились в окружении местных ханов кон. XV-XVI в., участвуя в управлении Тюменским и Сибирским ханствами. В большинстве случаев они были выходцами из Казани, Туркестана, Бухары и Хивы. К началу заселения в XVII в. территории края русскими местные тюркоязычные группы (сибир. татары, зауральские башкиры и казахи) исповедовали ислам. По мере присоединения территории к Русскому гос-ву к кон. XVII - нач. XVIII в. большинство мусульм. групп сконцентрировалось на западе и юге К. о. (совр. Альменевский, Сафакулевский, Катайский и Звериноголовский районы). Кроме автохтонных групп здесь и по Исети и Миассу (совр. Шатровский и Шадринский районы К. о.) проживали общины ичкинских татар. С 1755 г. в связи с изменением гос. политики в населенных пунктах с доминирующим мусульм. населением началось восстановление и строительство мечетей. С 1788 г. местные мусульм. общины были подчинены Оренбургскому муфтияту (в дальнейшем Оренбургское магометанское духовное собрание). Во мн. населенных пунктах этих районов с сер. XIX в. при мечетях стали возникать медресе (крупнейший подобный образовательный центр был в с. Альменеве Челябинского у.) или (в исключительных случаях) мектебе, где преподавали араб., тюрк. и изредка персид. языки. Местными общинами руководили муллы, имевшие достаточно высокий уровень образования. Они активно занимались просвещением местного населения, а также находились на гос. службе (напр., Ф. И. Тынкачев, Г. Сабитов). Однако в деревнях сохранялись также адаты, напр. культ св. могил. В волостях Шадринского у. Пермской губ. в 1870 г. было 43 мечети. К 1906 г. их число возросло до 49, при этом по переписям мусульмане составляли ок. 10%, а в отдельных волостях образовывали доминирующее большинство. В волостях Челябинского у. Оренбургской губ. на 1916 г. было более 35 мечетей и неск. молитвенных домов, в отдельных деревнях было построено по 2 мечети.

http://pravenc.ru/text/2462283.html

В 1682 и 1685 гг. в дер. Поломошной (совр. Яшкинский р-н) были совершены 2 самосожжения, погибли 133 и 40 чел., позднее последовала череда самосожжений старообрядцев в различных поселках. Несколько «гарей» на территории Кузбасса произошло в 1756 г.- в деревне Мальцевой сожгли себя ок. 200 чел., в дер. Мамуровой погибли 175 чел. «Гари» 1756 г., ставшие причиной издания имп. Екатериной II Алексеевной указа в 1765 г. «о недопущении сибирских жителей до самосожжения», стали последними самосожжениями на территории Кузбасса. В нач. XVIII в. в регионе увеличилось число старообрядцев - выходцев из Европейской России (в первую очередь из Нижегородской губ.), они селились в районах первоначального земледельческого освоения (Томско-Кузнецкий регион). С этим потоком связывается именование сибир. старообрядцев кержаками - по названию старообрядческого центра Керженец (совр. Нижегородская обл.). С кон. XVIII в. старообрядцев ссылали в Зап. Сибирь семьями и приписывали к кузнецким заводам. На территории К. о. по численности лидировали беспоповцы. К сер. XIX в. в регионе были представлены следующие беспоповские согласия: поморцы , разделявшиеся на законобрачных поморцев, полубрачных даниловцев и небрачных федосеевцев и филипповцев ; странники, состоявшие из статейников и противостатейников, денежников и безденежников; Спасово согласие , основная часть к-рого принадлежала к «нетовщине глухой», меньшая - к «нетовщине поющей»; близкие к Спасову согласию самокресты (самокрещенцы), рябиновцы (впервые отмечены в регионе в 60-х гг. XIX в.), восточники (дырники). В кон. XIX в. были зафиксированы единичные средники , в Чулымской тайге - т. н. тюменское согласие, в нач. ХХ в. возникло титовское согласие (см. Титовцы ). Большую роль среди беспоповцев в регионе играли странники. Первые бегуны (безденежники) появились в 1836 г. в Верх-Чулымской тайге (здесь сформировался томский центр согласия) под влиянием выходцев из Пермской губ. Андреяна и Силуана. В 1855 г. здесь же были отмечены первые наставники странников-статейников (иерархистов).

http://pravenc.ru/text/1684171.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010