окончилась неудачей: еп. Питирим был убит во время вторжения вогулов под командованием кн. Асыки. Усилия еп. Ионы привели к возникновению на территории совр. П. к. храмов и мон-рей, первый из к-рых - Чердынский во имя апостола Иоанна Богослова мужской монастырь - основан в 1462 г. По мере продвижения рус. поселенцев в регионе вновь присоединенные земли оказывались под окормлением Пермских епископов. После присоединения в 1492 г. к Пермской епархии Вологды центром Великопермской и Вологодской епархии (см. в ст. Вологодская и Великоустюжская епархия ) в течение почти столетия оставалась Усть-Вымь, хотя архиереи продолжительное время проводили в Вологде и в летописях 1-й пол. XVI в. часто именовались Вологодскими. Между 1568/69 и 1572 гг. за главой епархии закрепился титул «Вологодский и Великопермский» ( Черкасова М. С. К вопросу об архиве Вологодско-Пермской епархии в XVI - нач. XVII в.//Двинская земля. Вельск, 2004. Вып. 3. С. 209-210). Собор 1589 г. закрепил перенос центра епархии в Вологду и ее название - Вологодская и Великопермская. В 1647 г. вотчины Строгановых и Пыскорского мон-ря поступили в ведение Патриаршей области . На церковном Соборе в окт. 1657 г. принято решение о создании Вятской и Великопермской епархии (см. в ст. Вятская и Слободская епархия ), 5 дек. был назначен архиерей. В 1658 г. в ее ведение перешли в т. ч. Вел. Пермь, Чердынь и Соль Камская, владения Строгановых и владения Пыскорского мон-ря. В 1799 г. из Вятской и Великопермской епархии, а также из Тобольской епархии (территории, принадлежавшие Тобольской епархии, ныне в составе Екатеринбургской митрополии) была выделена Пермская епархия, границы которой совпадали с границами Пермской губ. (дальнейшую историю епархии см. в ст. Пермская и Кунгурская епархия , а также в ст. Екатеринбургское викариатство ). М. Г. Нечаев Старообрядчество Старообрядчество на территории П. к. начало распространяться во 2-й пол. XVII в. Первыми староверами стали представители местного старожильческого населения, несогласные с реформами патриарха Никона (Минова) .

http://pravenc.ru/text/2580038.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖОХОВ Владимир Платонович (17.05.1917, с. Чёлмохта Холмогорского у. Архангельской губ.- 23.09.1988, с. Усть-Качка Пермской обл.), митрофорный прот. Из рода потомственных дворян. В 1917 г. семья Жоховых переехала в с. Чёлмохта Архангельской губ. из Ростова-на-Дону, а через нек-рое время вернулась обратно. В 1934 г. они приехали в Ленинград. В 1935 г. отец Ж. был арестован и осужден за антисоветскую деятельность, скончался в 1943 г. в заключении в Сибири. Ж. окончил Ленинградский ин-т живописи, скульптуры и архитектуры, обучался у худож. А. И. Лактионова. Работал художником-оформителем в тресте «Ленгоркино» в Ленинграде. Одновременно служил в одном из храмов внештатным иподиаконом. В 1939 г. призван в армию. К началу Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. нес службу на зап. границе СССР. В авг. 1941 г. был ранен и контужен, демобилизован с инвалидностью 2-й группы. Решил посвятить свою жизнь служению Церкви. Прот. Владимир Жохов. Фотография. 1986 г. Прот. Владимир Жохов. Фотография. 1986 г. С 1941 г. Ж. жил в Архангельске, где занимал должность иподиакона и чтеца в Ильинском кафедральном соборе. В апр. 1942 г. из Ленинграда в Архангельск были эвакуированы его родные, вместе с к-рыми Ж. переехал в с. Чёлмохта. Весной 1943 г. вступил в брак и вновь поселился в Архангельске. Работал художником в клубе моряков, а по выходным служил в соборе. В том же году уехал на родину жены во Владимир, служил иподиаконом в Успенском кафедральном соборе. Вместе с Владимирским и Суздальским еп. Онисимом (Фестинатовым ; впосл. архиепископ) был в числе членов Поместного Собора 31 янв.-2 февр. 1945 г. В том же году вернулся в Архангельск. 2 авг. 1945 г. в архангельском Ильинском кафедральном соборе Архангельским и Холмогорским еп. Леонтием (Смирновым) Ж. был рукоположен во диакона, 4 нояб. того же года - во иерея. Служил в Архангельске в районе о-ва Соломбала. В марте 1946 г. по благословению еп. Леонтия направлен для пастырского служения в мурманскую общину, к-рая существовала без храма (закрыт в 1924). Ж. стремился объединить верующих, привлекая в общину интеллигенцию города, собирал средства для помощи семьям погибших бойцов. По воспоминаниям современников, Ж. всегда ходил в рясе. В 1946 г. организовал сбор средств и приобрел в Мурманске дощатое здание под молитвенный дом, к к-рому спустя 3 месяца была пристроена колокольня. Для 3-ярусного иконостаса (сохранился и находится в Свято-Трифоновской ц. в Мурманске) Ж. написал иконы. 19 дек. 1946 г. еп. Леонтий освятил молитвенный дом во имя свт. Николая Чудотворца. В 1985 г. на этом месте был построен каменный Свято-Никольский храм, освященный 19 окт. 1986 г. С 1947 г. служение Ж. проходило в г. Котласе Архангельской обл., где он благоустроил до того закрытый храм, а затем в с. Красноборск.

http://pravenc.ru/text/182339.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРЕФА ВЕРХОТУРСКИЙ (1865, Малоархангельский у. Орловской губ.- 15.05.1903, г. Верхотурье Пермской губ.), прп. (пам. 15 мая, в Соборе Сибирских святых, в Соборе Валаамских святых). Род. в большой крестьянской семье, неск. сестер А. В. были монахинями в елецком Знаменском мон-ре. В 1889 г. А. В. поступил в Валаамский мон-рь . Еще будучи послушником, стал известен строгой подвижнической жизнью. В нояб. 1893 г. пострижен в монашество с именем Арефа и переведен в верхотурский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь вместе с иером. Иовом, назначенным туда настоятелем. В дек. 1893 г. в Екатеринбурге А. В. был рукоположен во иеродиакона, в окт. 1898 г.- во иеромонаха. Нес послушание свечника и заведовал монастырской б-кой. Благочестием и ревностью к монашескому деланию А. В. завоевал любовь братии. После того как архим. Иов ушел на покой в Валаамский мон-рь, А. В. был избран настоятелем, 6 мая 1900 г. возведен в сан архимандрита. Строгое соблюдение устава и старчество были основой духовной жизни мон-ря. При А. В. были построены 2 каменных жилых здания, много хозяйственных построек, каменная стена, гостиницы для паломников, начата постройка каменного здания церковноприходской школы для детей беднейших родителей и школы для глухонемых детей. Значительно расширилась книжная и иконная торговля, за распространение синодальных изданий в 1902 г. А. В. был награжден Святейшим Синодом Библией на церковнослав. языке. По распоряжению настоятеля на письма, поступавшие в обитель со всех концов России с просьбой молитв, обязательно отвечали, часто это делал сам А. В. Он следил за преподаванием в школе, особенно Закона Божия, большое внимание уделял монастырской б-ке; архив мон-ря, в к-ром хранились дела с 1762 г., был приведен в порядок. Было начато подробное описание обители к предстоявшим в 1904 г. юбилейным торжествам: 300-летию со времени основания Верхотурского мон-ря и 200-летию перенесения мощей св. прав. Симеона Верхотурского с места их явления - из с. Меркушина - в Верхотурский мон-рь. Однако до этих торжеств А. В. не дожил. Свою кончину он предсказал за неск. дней, почил в полном сознании, перекрестившись и сложив крестообразно руки, погребен на братском кладбище Верхотурского мон-ря. Местная канонизация А. В. в Соборе Сибирских святых состоялась в 1984 г. В 1994 г. в возрожденной Верхотурской обители были обретены мощи преподобного.

http://pravenc.ru/text/75912.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ Иосифович Сенкевич (15.03.1875, дер. Ясеновка (с. Жировичи) Сокольского у. Гродненской губ.- 11.12.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 28 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), диак. ц. во имя апостолов Петра и Павла в слободе Сосновый Бор пос. Обухово Ногинского р-на. Род. в крестьянской семье. До Октябрьской революции 1917 г. служил в Гос. банке в Гродно, затем в армии, закончив службу в чине унтер-офицера. Во время наступления нем. армии в 1915 г. А. с семьей эвакуировался в Московскую губ. После революции стал уполномоченным по делам польск., нем. и австр. беженцев и пленных по Коломенскому у. А. организовывал их возвращение на родину, однако, когда он обратился в 1923 г. за разрешением на выезд в Польшу, польск. посольство ему отказало. В 1920 г. рукоположен во диакона. В 1929 г. приговорен к 5 годам заключения по часто выдвигавшемуся в то время против священнослужителей обвинению в неуплате налогов, впосл. был оправдан. А. постоянно приходилось менять место жительства. В 1937 г. он был определен на служение в пос. Успенское Ногинского р-на. Священника при церкви не было, из-за чего храм закрыли. А. убеждал прихожан найти священника и отстоять храм, но в 1937 г. это было уже невозможно. Осенью 1937 г. А. получил новое назначение - в Петропавловский храм слободы Сосновый Бор. 25 нояб. 1937 г. А. был арестован, обвинен в контрреволюционной деятельности и шпионаже в пользу Польши и заключен в ногинскую тюрьму. Расстрелян по приговору от дек. 1937 г. Реабилитирован 19 июля 1989 г. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д-20809. Ист.: Бутовский полигон. Кн. 2. С. 246. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Ипатов († 1918), диак., сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Васильевич Введенский (1903 - 1937), диак., сщмч. (пам. 13 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/64600.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИН (Капустин Андрей Иванович, 12.08.1817, с. Батурино Шадринского у. Пермской губ.- 24.03.1894, Иерусалим), архим., ученый-византинист, церковный деятель, с именем к-рого связан период расцвета деятельности Русской духовной миссии на Св. земле. Родители, свящ. Иоанн Леонтьевич Капустин и Мария Григорьевна Варлакова, происходили из семей священников. Андрей Капустин получил образование в Далматовском ДУ и Пермской, а затем Екатеринославской ДС, в 1839-1843 гг. учился в КДА, по окончании к-рой удостоен степени магистра богословия (1844), оставлен преподавать нем. и греч. языки, в окт. 1845 г. стал бакалавром академии. 7 нояб. того же года пострижен в монахи с именем А. митр. Киевским Филаретом (Амфитеатровым). С 1846 г. занимал различные адм. должности в КДА, преподавал на кафедрах нравственного богословия (1846), библейской герменевтики и обличительного (сравнительного) богословия (1847). Наряду с этим по поручению академии в 1845-1850 гг. занимался исправлением рус. перевода гомилий свт. Иоанна Златоуста, писал статьи и проповеди. 15 мая 1850 г. А. был назначен настоятелем церкви при рус. посольстве в Афинах. Одним из важнейших его дел стало восстановление находившейся в руинах древней афинской ц. Ликодиму (св. Никодима, нач. XI в.), начатое в дек. 1851 на деньги рус. правительства и завершенное в 1855 г. После восстановления этот храм, освященный во имя Св. Троицы, был передан России и стал рус. посольской церковью. Все строительные работы, роспись храма, а также предшествовавшие восстановлению церкви археологические раскопки велись под рук. А., к-рый в награду за труды 5 апр. 1853 г. Святейшим Синодом РПЦ был возведен в сан архимандрита (чин совершил митр. Аттикийский Неофит). В то же время им были собраны, изучены и позднее опубликованы более 200 христ. надписей Афин VI-XII вв. (О древних христианских надписях в Афинах. СПб., 1874). Во время своего пребывания в Греции А. начал описывать древние рукописи, совершил поездки в Рим (1852), Иерусалим и Египет (1857), получив возможность познакомиться с различными рукописными собраниями. В 1859 г. он предпринял первое путешествие на Афон, где посвятил много времени исследованию древних рукописей и книг, а также составлению описаний неск. монастырских книжных хранилищ. В это время он познакомился с архим. Порфирием (Успенским) , с к-рым вел впосл. переписку.

http://pravenc.ru/text/114026.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОФЕЙ (Афонин, искаженное Афоник; 2-я фамилия - Федотов) Тимофей Дмитриевич; 26.04.1893, дер. Погореловка Перемышльского у. Калужской губ.- 16.05.1928, г. Вел. Устюг, ныне Вологодской обл.), еп. Никольский. Из крестьянской семьи. По имеющимся сведениям, воспитывался в школе для мальчиков-сирот при Белогорском во имя святителя Николая Чудотворца мужском монастыре Пермской епархии. Окончил ДС. Нек-рое время жил в миру, учительствовал; испытав тяжелые душевные переживания, вернулся «со слезами» в Белогорский мон-рь. Принял монашеский постриг с именем Иерофей. Исполнял послушание регента. Был рукоположен во иерея. После закрытия мон-ря служил в Пермской епархии. С нояб. 1922 г. в Уфимской епархии действовала автокефалия, провозглашенная временно управлявшим епархией Томским еп. Андреем (Ухтомским) и подтвержденная епархиальным съездом. Автокефалия была вынужденной мерой после ареста Патриарха Московского и всея России свт. Тихона из-за угрозы захвата власти в Церкви обновленцами. В связи с арестами правосл. архиереев в Уфимской автокефальной епархии происходили тайные епископские хиротонии. В кон. мая или в июне 1923 г., уже после ареста еп. Андрея, назначенные им викарии Уфимской епархии Давлекановский еп. Иоанн (Поярков) и Аскинский еп. Серафим (Афанасьев) хиротонисали И. во епископа Тайгинского. И. стал викарием Томской епархии, но на кафедру не выехал. Не ранее сер. июля 1923 г., после получения в Уфе известий об аресте Нижнетагильского еп. Льва (Черепанова), управлявшего также приходами Екатеринбурга, Шадринска (Екатеринбургская епархия), Осы и Оханска (Пермская епархия), И. был назначен на новоучрежденную Шадринскую викарную кафедру Екатеринбургской епархии, где он оказался единственным правосл. архиереем. Через нек-рое время хиротония И. была признана Патриархом Тихоном. Имеются свидетельства, что И. посетил Москву, где 23 сент. вместе с Патриархом Тихоном принял участие в хиротонии Лужского еп. Мануила (Лемешевского) . 27 сент. был назначен свт. Тихоном временно управляющим Екатеринбургской епархией. 12 дек. 1923 г. определением Патриарха и Свящ. Синода стал епископом Сызранским, викарием Самарской епархии, 28 дек. того же года - епископом Спасским, викарием Казанской епархии, в нач. 1924 г.- епископом Енисейским, викарием Красноярской епархии. И. не выезжал на места назначений, оставался в Шадринске. Вероятно, невыполнение И. определений Патриарха и Синода было связано с какими-то ограничительными мерами Шадринского окружного отдела ОГПУ.

http://pravenc.ru/text/293760.html

157 Вместе с архимандритом трудились в Петропавловской, за Москвой-рекой церкви священник А. Т. Соколов († 5 янв. 1849), а по его смерти Казанского собора протоиерей А. И. Новоструев. 158 Обитель сию заложил собственными руками преп. Сергий Радонежский и поставил в ней игуменом ученика своего св. Афанасия, который в 1883 г. хиротонисан в патриарха константинопольского. 159 „Преставися сей преп. отец наш игумен Афанасий, второй начальник святыя обители сея, яко повествуется, от мироздания 6.904 лета месяца сентемврия в 12 день и погребен на сем месте“. 160 С 1856 г. он жид на покое в греческой иерусалимской патриархии, † 20 мая 1865 г. Некролог его см. в „Страннике“ 1865, том III, соврем. хроника. 161 Преосв. Дионисий, бывший епископ пермский, конец своей жизни провел в Богоявл. мон., † 24-го апреля 1846 г., погребен в Знаменской церкви Андрониева мон. Митрофан почтил его надгробным словом. Неофит митрополит илиопольский и ливанский, проживавший (с января 1848 г.) в Богоявленском мон. для сбора доброхотных подаяний в пользу Антиохийской церкви, считал Митрофана „одним из лучших друзей“ своих (из письма его от 5 дек. I860 г., на имя Нила М–ча, из Петербурга), † 3 дек. 1853 г. в Богоявл. мон., погребен в Покровском. 162 Слово м. Филарета на освящение храма в г. Бронницах, 3 февраля 1846 года, произнесено было не им „самолично, но через другие уста“ – о. Митрофаном. 163 По Высочайше утвержденному учреждению о губернских правлениях, издаваемые при оных ведомости должны быть разосланы во все церковные приходы, как городские, так и сельские. В 1846 г. они доставлялись в приходы г. Москвы, а с 1847 г. и во все сельские приходы. Митрополит Филарет, по получении, в ноябре 1846 года, программы ведомостей, которую редакция почла долгом предложить на его обсуждение, написал 23 числа след. резолюцию: „Как ведомости пойдут по всем сельским церквям: то полезно было бы, если бы в неофициальную часть входили между прочим статьи понятные и полезные для сельских жителей в духовном и нравственном отношении. Должно надеяться, что начальство издающее ведомости примет сие с благорасположением. Посему пусть Богоявленский о. архимандрит сообразясь представить мне, кто бы из духовенства могли сим заняться и каким образом». О. Митрофаном был сочинен „проект состава духовно-нравственных статей, предназначаемых для помещения в Моск. Губ. Ведомостях“, и также список лиц из моск. духовенства, которые могут быть призваны к сему общеполезному делу. В этот краткий список он и себя включил.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Первым Екатеринбургским епископом был назначен 25 дек. 1833 г. ректор Вифанской семинарии архим. Евлампий (Пятницкий) , епископская хиротония к-рого состоялась 16 февр. 1834 г., он прибыл в Екатеринбург 21 апр. 1834 г. Еп. Евлампий способствовал переходу в единоверие екатеринбургских старообрядческих старшин, содействовал открытию в 1838 г. уч-ща для девочек при екатеринбургском в честь Тихвинской иконы Божией Матери монастыре . 22 июня 1840 г. архиерей был переведен на самостоятельную Орловскую кафедру. Екатеринбургский еп. Мелхиседек (Золотницкий; хиротонисан 6 авг. 1841) в связи с нехваткой кандидатов на места в штате архиерейского дома добился передачи в его управление далматовского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря с предоставлением викарию права рукополагать иеромонахов и иеродиаконов и перемещать нек-рых лиц из мон-ря в архиерейский дом и обратно. Деятельность первых Екатеринбургских викариев пришлась на годы управления Пермской епархией Аркадия (Фёдорова ; 1831-1851, с 1833 архиепископ), известного борьбой со старообрядчеством. В 1845 г. в Екатеринбурге был создан секретный совещательный комитет о раскольниках, в состав к-рого вошли викарный епископ, главный начальник горных заводов и горный начальник екатеринбургских заводов. В годы управления вик-ством Ионы (Капустина; 1846-1859) возникла идея открытия в Екатеринбурге семинарии, но еп. Иона отклонил прошение духовенства, объяснив свое решение тем, что семинарии существуют только в епархиальных центрах, а потому с его стороны подобная просьба будет выглядеть «затеею честолюбивою и властолюбивою». Указом Святейшего Синода от 19 нояб. 1851 г. в состав Е. в. была включена территория Шадринского у. Последующие викарии продолжали заниматься по преимуществу проповеднической и миссионерской деятельностью, чему в немалой степени способствовало то обстоятельство, что в 1863 г. Екатеринбург утратил статус «горного города» и стал уездным городом Пермской губ. 4 февр. 1870 г. Синод выразил благодарность Екатеринбургскому еп. Вассиану (Чудновскому) за заботы по благоустройству уездного ДУ (открыто в 1833).

http://pravenc.ru/text/189629.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Варлаам (Скамницкий), еп. Великоустюжский. Портрет. XVIII в. (РГИА) (Скамницкий [Скамнинский]; 1697, г. Пинск (по др. сведениям, Вильно) - 20.02.1761, г. Вел. Устюг), еп. Великоустюжский и Тотемский. Род. в семье купца. Обучался в КДА до богословского класса, закончил образование в Москве. В 1730 г. пострижен в монашество архим. Германом (Концевичем) в московском Заиконоспасском монастыре. В 1731 г. Киевским архиеп. Рафаилом (Заборовским) рукоположен во иеродиакона. В 1732 г. вызван в С.-Петербург, с 9 авг. служил законоучителем в сухопутном Кадетском корпусе и при школе архиеп. Феофана (Прокоповича) . 3 февр. 1736 г. рукоположен во иеромонаха Архангелогородским архиеп. Аароном, находившимся в С.-Петербурге на чреде священнослужения. В обязанности В. входило присоединение к Православию язычников и иноверцев (в 1736 в числе прочих для наставления к нему были присланы японцы Кузьма Шульц и Демьян Поморцев). В 1739 г. В. и Давиду (Данилевичу) был поручен разбор б-ки архиеп. Феофилакта (Лопатинского) . 4 марта 1739 г. В. был назначен и 8 марта произведен в архимандрита московского Чудова мон-ря. 4 авг. 1740 г. назначен членом Московского синодального правления. С 3 окт. 1741 г. находился в качестве советника в Синоде, определением от 26 июня 1742 г. ему разрешалось ношение архиерейского креста. 25 апр. 1742 г. участвовал в коронации имп. Елизаветы Петровны . В 1742 г. доносил Синоду, что Чудов мон-рь не имеет средств для содержания отставных военных, и сообщал об отказе крестьян монастырских вотчин выполнять работы для мон-ря. 17 сент. 1742 г. представлен кандидатом на Воронежскую кафедру. 1 янв. 1743 г. произносил проповедь в присутствии императрицы. 24 февр. 1743 г. В. был назначен и 27 февр. в присутствии государыни хиротонисан во епископа Вятского и Великопермского, хиротонию возглавил Новгородский архиеп. Амвросий (Юшкевич) . 31 дек. 1743 г. В. доносил Синоду, что на вознаграждение принявших Крещение остяков из келейных денег бывш. Вятского еп. Вениамина (Сахновского) и казенных сумм архиерейского дома истрачено 1566 р.; 1 мая следующего года обращал внимание Синода на строительство татарами мечетей вблизи поселений новокрещеных остяков и предлагал их снести. В Вятке после пожара отремонтировал кафедральный собор и «снабдил его хорошей ризницей». В 1745 г. по причине ссоры с воеводой Писаревым, к-рому В. нанес оскорбление действием в канцелярии воеводы, вызван в С.-Петербург. В 1746 г. в ходе расследования дела о соляных промыслах Пыскорского Спасо-Преображенского монастыря (в Соликамском у. Пермской губ.) монастырские власти показали, что В. неоднократно вымогал у них крупные суммы денег, настоятеля мон-ря архим. Павла сажал под караул, казначея иером. Гавриила приказывал наказать плетьми. Сенат настаивал на суде над В., но, помилованный имп. Елизаветой, он был определен на 3 года жительства в Александро-Невскую лавру.

http://pravenc.ru/text/154209.html

Об устроении общины в Пермскую консисторию писал и благочинный 2-го Верхотурского округа прот. Иоанн Флавианов (1827-1913), служивший в нижнетагильском Введенском храме, к которому первоначально была приписана Скорбященская ц. В сент. 1884 г. Навзорова с 8 женщинами просила епархиальное начальство разрешить возведение построек для предполагаемой обители, а также сообщила, что Входо-Иерусалимское сельское общество Нижнетагильского завода с разрешения кн. Демидова отводит близ Скорбященского храма 2 дес. земли для «заведения» жен. общины. Пермская консистория отклонила это прошение из-за отсутствия у сестер достаточных средств к существованию (только 2 из 14 просительниц имели собственное торговое дело, 3 были домовладелицами), однако указом от 28 сент. 1884 г. позволила основать на отведенном месте женскую богадельню. Наставником и 1-м духовным руководителем сестер стал прот. И. Флавианов, предложивший насельницам общежительный устав жен. Бородинской общины (см.: Бородинский во имя Нерукотворного образа Спасителя женский монастырь ), составленный митр. Московским и Коломенским свт. Филаретом (Дроздовым) . Первоначально в богадельне проживало 14 чел., к 1892 г.- 25 (3 вдовы и 22 девицы), в 1901 г.- 65 чел. В 1885 г. из с. Воскресенского (Шиловка) Верхотурского у. Пермской губ. был перевезен деревянный дом со службами, пожертвованный крестьянкой М. Е. Белоусовой. К осени в собранном на территории богадельни доме поселились сестры. 13 дек. того же года Навзорова вновь безуспешно обратилась в Екатеринбургскую епархию с прошением об учреждении общины. Она писала, что сестры уже построили себе помещение для проживания, а многие тагильчане готовы оказывать им материальную помощь ( Нечаева. 2007. С. 474). В 1892 г. в распоряжении богадельни помимо храма находилось 2 двухэтажных дома, а к 1901 г. было построено еще 2. Имелись надворные постройки, конюшня, коровник. На средства, пожертвованные наследницей строителя Скорбященского храма вдовой М. А. Колчиной, территория богадельни была обнесена оградой.

http://pravenc.ru/text/2565228.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010