Член Оханского Уездного Исполкома Трофим Арсеньевич Паньков не побоялся обратиться в ГубЧК с заявлением о том, что «во время белых Константин Воронцов оказывал пострадавшим всяческое содействие, многих даже спас может быть от смерти. Навещал, снабжал продовольствием находившихся в тюрьме» . Паньков просил ЧК «всесторонне выяснить дело Воронцова, дабы из-за каких-либо личных счетов не впасть в ошибку» . Заканчивалось это обращение так: «А если нет серьезных оснований, то просто осмелюсь даже взять такового на поруки » . Народное движение за освобождение батюшки в г. Оханске приобрело столь внушительный размах, что вскоре и официальный инициатор процесса – начальник Оханской Уездной Советской милиции рапортовал в Губернскую «чрезвычайку»: «По полученным мною сведениям выясняется, что священник Воронцов арестован по личным счетам и по злости, что удостоверяю подписью и приложением печати…» Через пару недель отца Константина действительно выпустили из Губ Исправдома «на поруки», а через два месяца амнистировали . С документальной стороны в этом деле представляет интерес поступивший в Юридический Отдел Пермской Губернской Чрезвычайной Комиссии ответ из места заключения священника. Это извещение за подписью коменданта Концентрационного лагеря , подкрепленное печатью и штампом ЧК и датированное 21 октября 1919 г.: «На отношение от 20 сего октября за 1026 сообщаем, что гр. Воронцов Константин Михайлович освобожден из-под ареста» . Таким образом, ответ позволяет провести хронологическую атрибуцию первых «учреждений» системы ГУЛАГА на территории Пермской губернии. Ответ от 21.10.1919 в юротдел Пермской ГубЧК за подписью коменданта Концентрационного лагеря: «На отношение Ваше от 20 сего октября 1026 сообщаем, что гр. Воронцов Константин Михайлович освобожден из-под ареста» (ПермГАСПИ. Ф. 641/1. Оп. 1. Д. 11084. Л. 36) Запрос Уполномоченного Пермской ГубЧК по Оханскому уезду в Секретно-оперативный отдел (товарищу Патрушеву) от 25 октября 1919 г.: «Прошу сообщить, кто из коммунистов поручался за оханского священника Воронцова» (ПермГАСПИ. Ф. 641/1. Оп. 1. Д. 11084. Л.17)

http://pravoslavie.ru/140240.html

Учение их представляет собою смесь различных воззрений: подобно большинству беспоповцев, они отрицают брак и моление за царя; подобно ветовцам, говорят, что теперь нет ни в чем благодати; подобно сектантам – рационалистам, утверждают, что иерархия не нужна, так как всякий сам себе архиерей и священник; гражданскую власть отвергают, говоря, что всяк сам себе царь, и все люди равны пред Богом, что один глава над всеми – Иисус Христос; денег в руки не берут, паспортов тоже. Секта белоризцев появилась во второй половине XIX столетия во Владимирской губ. г) Неплательщики – толк, распространённый в Пермской губ.; появился он во второй половине прошлого столетия. Последователи его утверждают, что в нынешний век Св. Духа, наступивший с 1666 г., спасение возможно духом, а не плотью и обрядами; никаких внешних знаков молитвы, богослужения и таинств не нужно; не нужно молиться иконам, носить крестов, соблюдать постов. Согласно с таковым учением у них существуют только домашние беседы, на которых читаются Евангелие, Толковый Апокалипсис, творения Ефрема Сирина и др. Св. Писание неплательщики понимают духовно; гражданскую власть считают установлением антихриста и не повинуются; от воинской повинности уклоняются, потому что истинные воины – только те, которые борются с неверными, т. е. не принадлежащими к их толку, и податей не платят (отсюда и название неплательщики), так как платить их будто бы не за что, ибо «земля – Божия». д) Самовосхитители архиерейства. Этот толк появился в недавнее время в Казанской губ., а особенно укоренился в г. Уржуме, Вятской губ. Основателями его были один брачный наставник в Москве и выходец из Прусской обители монах Иаков. Принимая за источник истины только Евангелие и послания св. апостолов, последователи этого толка учат, что священство может быть и без епископской хиротонии, что в нём не сообщается от Бога особой благодати, что можно поставить кого-либо епископом или пресвитером чрез одно избрание общества, подобно тому, как Христос избрал апостолов ( Мар. 3:13–19 ), а апостолы избрали Матфия на место Иуды ( Деян. 1:23–25 ), и что избранные могут совершать евхаристию и преподавать тайну причащения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Ершов Василий Ефимович (1868–?) – мещанин, торговец г. Красноуфимска. Депутат II Гос. Думы от Пермской губ., труд. Старообрядец поморского согласия. – 318 Есьман Владислав Казимирович (1860–?) – поляк, земледелец. Депутат III Гос. Думы от Гродненской губ., польско-литовская группа. Кандидат естественных наук Варшавского университета, податной инспектор. – 323 Ефимов Иван Ефимович (1862–?) – крестьянин-земледелец. Депутат II Гос. Думы от Новгородской губ., беспартийный. – 55 Ефремов Иван Николаевич (06.01.1866–13.01.1945) – крупный помещик, юрист, публицист. Депутат I, III и IV Гос. Дум от области Войска Донского, лидер фракции прогрессистов, член Совета старейшин Думы. Обучался на физико-математическом факультете Московского университета. Один из организаторов партии мирного обновления. В 1915 г. член ЦК «Прогрессивного блока». Масон. Министр юстиции во Временном правительстве. С сентября 1917 г. посол в Швейцарии. После Октябрьской революции эмигрировал. В эмиграции входил в правое крыло группы П. Н. Милюкова. Организатор партии «Союз возрождения России». В эмиграции читал лекции по вопросам международных отношений. С 1926 г. эксперт по российским делам правительства Швейцарии. Один из учредителей народной дипломатической академии в Париже. Умер в Париже. – 262 Желобовский Александр Александрович (1834–1910) – протопресвитер военного и морского духовенства. Родился в Новгородской губ. в семье псаломщика. В 1850 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. 17.09.1859 рукоположен во священника митаевского гродненского полка, далее служил по ведомству военного и морского духовенства. С 1873 г. – протоиерей. В 1888 г. утвержден в должности главного священника гвардии и гренадер, армии и флотов. С 1890 г. – протопресвитер военного и морского духовенства. Как протопресвитер, он обнаружил заботы о развитии христианской настроенности в войсках и о должном значении полковых священников. С этой целью он завел при церквах библиотеки религиозно-нравственного содержания, внебогослужебные беседы, начал издавать журнал «Вестник Военного духовенства», принимал участие в особой комиссии для поднятия религиозно-нравственного воспитания войск. Известен как законоучитель, им был выпущен ряд руководств по Закону Божию, выдержавших несколько изданий. – 239

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Часть мусульман региона с сер. 90-х гг. стала ориентироваться в своей деятельности на ДУМ Центрально-Европейского региона России (ДУМЕР; с 2014 ДУМ РФ) с центром в Москве. В 1999 г. было учреждено его представительство в Пермской обл., а 12 сент. 2006 г. на его основе было создано Централизованное религиозное управление мусульман (ЦРУМ) П. к., под контролем к-рого оказались 15 мусульм. орг-ций региона. В 2001-2002 гг. в ведение сторонников ДУМЕР перешла соборная мечеть Перми. В 2013 г. ЦРУМ П. к. было преобразовано в Централизованную религиозную орг-цию ДУМ П. к. (Пермский мухтасибат). В 2006-2012 гг. председателем ЦРУМ П. к. был Хамит Галяутдинов, в 2013 г. председателем избран имам-хатыб соборной мечети Перми Ильхам Бибарсов. ДУМ П. к. (Пермский мухтасибат) издает газ. «Ислам в Пермском крае» и ж. «Искренность». С 2009 г. в Перми ежегодно проходит межрегиональный форум «Мусульманский мир», в его рамках проводятся круглые столы, научные чтения и конференции, выставки, конкурсы, в т. ч. конкурс чтецов Корана. Иудаизм Первая запись о евреях, ставших постоянными жителями Перми, относится к 1823 г. В этом году пермский магистрат принял в податное состояние 2 евреев, отбывших 10-летнюю ссылку. Пермь являлась местом службы рекрутов-кантонистов из евр. семей, при этом одной из основных целей подготовки к службе в школах и батальонах кантонистов было обращение в Православие: в 1837-1842 гг. в Перми было обращено в Православие 380 мальчиков-кантонистов. В 1840 г. на участке, где хоронили евреев-кантонистов, возникло 1-е евр. кладбище в городе. В 1861 г. в Перми насчитывалось 194 еврея, которые пребывали «все без исключения в военной службе». В 1869 г. в городе действовал молельный дом, в к-ром также размещался хедер. Изменения в законодательстве, направленные на снятие ряда ограничений и предоставление права некоторым категориям евреев на повсеместное жительство (купцам 1-й и 2-й гильдий, лицам с высшим образованием, провизорам, аптекарским помощникам, дантистам, фельдшерам, повивальным бабкам, фармацевтам, ремесленникам), привели к росту иудейского населения региона. Так, в Перми в 1886 г. проживали 190 иудеев, а в 1896 г.- уже 382. В 1886 г. евр. община Перми получила разрешение и в том же году построила деревянную синагогу на ул. Кунгурской (ныне Комсомольский проспект), к-рая именовалась в городе солдатской. Согласно данным Всеобщей переписи населения 1897 г., в Пермской губ. проживали 2075 иудеев, из них 945 (45%) - в Перми. В 1912-1913 гг. по проекту В. Е. Гладких была возведена каменная синагога на ул. Екатерининской. В 1914 г. на углу улиц Екатерининской и Оханской на средства общины было построено здание евр. 2-классного уч-ща, в к-ром обучалось до 170 детей. Община содержала на свои средства богадельню, детский очаг (своеобразный детский дом), погребальное братство, обеспечивавшее в т. ч. охрану кладбища. В Перми действовало отд-ние Об-ва для распространения просвещения между евреями в России.

http://pravenc.ru/text/2580038.html

На 12 апр. 2019 г. в реестр Управления Мин-ва юстиции РФ по П. к. внесены 26 действующих в регионе религ. групп. Прекратившие существование религиозные группы В сер. XVIII в. в регионе появились хлысты , спасавшиеся от «розыска» 1745 г. ( Голикова. 2012. С. 130). В 1909 г. хлыстов в регионе насчитывалось не более 10 чел. В кон. XVIII в. в качестве осужденных на заводах в регионе оказались скопцы . В 1-й трети XIX в. общины скопцов существовали в Красноуфимском и Кунгурском уездах, где они себя называли «новыми израильтянами», а в народе были известны как «сусленники» (Там же. С. 132). Позднее они отмечены в Кунгурском и Осинском уездах. Активно скопцы действовали в той части Пермской губ., к-рая ныне относится к Свердловской обл., к кон. 1-й четв. XIX в. их оплотом там был Берёзовский завод (Там же. С. 131). В 1915 г. прошел судебный процесс над пермскими и екатеринбургскими скопцами (Там же. С. 135). К этому времени в Пермской губ. насчитывалось не более 20 сектантов. В 60-х гг. XIX в. на заводах Красноуфимского у., Верхне- и Нижнесергинском, Михайловском и Атигском, обнаружилось движение немоляков-неплательщиков (в лит-ре их традиционно рассматривают отдельно; в ряде случаев причисляют к беспоповским согласиям), к-рые отрицали церковные таинства, отказывались от службы в армии и требовали привилегий, данных до 1861 г. После первой мировой и гражданской войн немоляки-неплательщики присоединились к катакомбным группам. Свое эсхатологическое религиозное учение создал пермский купец 2-й гильдии А. П. Пушкин (1824-1883). В прошении, поданном в губ. правление в окт. 1864 г., он объявил себя мессией, призванным «обновить мир» и покончить с религ. и проч. разногласиями с помощью новой религии: «Я поставлен Царем над Сионом горой, то есть над сердцем человеческим для собрания языков во Иакове, т. е. Мессии, обетованном примирителе народов, или для соединения церквей в лице единой живой (логичной) религии на земле. Словом, поставлен я обетованным, в последние дни века сего, пастырем народов для упасения их жезлом железным, т. е. Духом Истины, и для устройства благодатного царства человека на земле». У Пушкина было неск. последователей в Перми. В 1866 г. Пушкин отправлен в Соловецкий мон-рь. В 1876 г. в Женеве вышла его книга-откровение: «Суд Божий, или Отзыв членам Св. Синода о пришествии мессии только ныне».

http://pravenc.ru/text/2580038.html

Кроме того, мусульм. население Сибири увеличивалось за счет бежавших от преследований со стороны царской власти, ссыльных, каторжан, рабочих и солдат, среди которых было немало мусульман из Поволжья. Из 100 тыс. татар-мусульман, проживавших в Тобольской и Томской губерниях в кон. XIX в., 35 тыс. были переселенцами из Поволжья и Приуралья. В пореформенный период увеличение мусульманского населения в Урало-Сибирском регионе началось в связи с массовым строительством железных дорог, бурным развитием промышленности, тяжелым экономическим положением на селе, процессами обезземеливания, отходничеством и др. факторами. Татаро-башкир. крестьянство из регионов Поволжья потянулось в города и заводские поселки. Сначала их присутствие имело сезонный характер, однако со временем в урало-сибир. городах и заводских поселениях стало появляться постоянное мусульм. население, к-рое стремилось организовать свою жизнь в соответствии с ислам. вероучением и постепенно формировало в городах привычные для себя религ. институты. Немало мусульм. общин возникло во время строительства Транссибирской магистрали. Весной 1907 г. в Управление гос. имуществом Томской губ. обратились мусульмане, проживавшие в поселке при ст. Тайга Сибирской железной дороги, к-рые просили отвести им казенный участок земли под строительство мечети ввиду того, что их количество «достигло 50 человек и что, кроме того, до 200 человек магометан проживают в этом поселке на заработках» (ЦГИА Респ. Башкортостан. Ф. И-295. Оп. 6. Д. 1536. Л. 1-1 об.). ОМДС и губ. власти дали разрешение на возведение мечети. В той же Томской губ. были зарегистрированы мусульманские общины в пос. Ново-Исламбулак и Судженских каменноугольных копях в 1909 г., а в 1912 г.- в Анжерских копях. Мусульманские приходы, основанные мусульманами-переселенцами, появились на ряде предприятий Енисейской, Иркутской губерний, Забайкальской, Якутской и Амурской областей. В Пермской губ. с 1861 по 1920 г. возникли 24 мусульм. общины в промышленных поселениях, что составляло 7% от всех мусульм.

http://pravenc.ru/text/674977.html

Окружающие настроения содействовали некоторому самообольщению. Лебедев, с излишним упоением говорящий в своём «дневнике» о влиянии эсеров в деревне [с. 93], в одном прав: на левом берегу Волги создалось определённо враждебное отношение к большевикам. Не только в деревнях, близких к восставшим казакам, но почти повсеместно. У меня сохранился доклад лица, командированного из Москвы на Восток «Союзом Возрождения» 326 . Рассказывая о встреченном им антибольшевицком настроении, он передаёт, между прочим, что чуваши и черемисы избивают людей с советским паспортом и красноармейских разведчиков. Несомненно, настроение такое было создано многочисленными карательными отрядами большевиков, которые прошлись по Заволжскому краю и которые повсеместно возбуждали крестьянские восстания. Последние, естественно, учащались по мере продвижения Народной армии и вместе с тем содействовали этому продвижению. Большевицкий историк гражданской войны на Урале (Подшивалов), описывая взрыв крестьянских движений на Южном Урале и в Поволжье [с. 123], должен признать «политически-психологическую неустойчивость масс»: «Деревня за деревней выходили с ружьями, с вилами, возникли крестьянские штабы, руководившие восстанием, появилась знаменитая крестьянская конница, вооружённая одними косами, но смело выступавшая против винтовок и пулемётов и вооружавшаяся потом захваченным в бою оружием». Такими восстаниями весной и летом 1918 г. были охвачены Самарская губ., Красноуфимский и Шадринский уезды Пермской губ., часть Бирского, Уфимского и Златоустовского уездов Уфимской губ., вся северная часть Оренбургской губ. Лебедев, как всегда, когда дело хоть косвенно затрагивает эсеров 327 , в повышенных тонах описывает восторг населения при падении большевицкой власти. «В самой Казани население встретило нас с беспредельным восторгом. В течение 34-х дней, которые мы там оставались, во всех церквах служились молебствия, в мечетях то же самое. Железнодорожные рабочие образовали дружины против большевиков; университет целиком примкнул к нам, городское и земское самоуправление приняло самое деятельное участие в работе по защите города, по организации всего движения и по пропаганде в пользу формирования Народной армии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. Д. Городцов. Фотография. 1910 г. Александр Дмитриевич (30.10.1857, с. Поздное Михайловского у. Рязанской губ.- 12.10.1918, Пермь), оперный певец (бас), хоровой дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Род. в семье священника. Обучался в Скопинском и Рязанском духовных уч-щах, Рязанской ДС. В 1883 г. окончил юридический фак-т Московского ун-та. 5 лет служил в Московской судебной палате. Пел в церковных хорах, в т. ч. в хоре под упр. В. Ф. Комарова , в хоре Синодального уч-ща церковного пения под упр. В. С. Орлова , в хорах Русского хорового об-ва и Московского ун-та. В 1878-1885 гг. обучался сольному пению в частном классе проф. Московской консерватории В. Н. Кашперова. С 1888 г. выступал как оперный певец (под псевд. Градцов) в составе антреприз А. А. Орлова-Сокольского, И. Я. Сетова и др. (репертуар - 62 партии из 42 опер, в т. ч. роли Сусанина, Мельника, Хованского, Кончака, Гремина). С 1895 г. до кончины работал в Перми: являлся руководителем народнопевч. дела Пермской губ., числился на службе в Пермском губ. попечительстве о народной трезвости, с 1918 г.- в губ. Народном комиссариате просвещения. В пермский период жизни Г. организовал и являлся руководителем постоянно действующих летних «Курсов певческой грамоты» - школы для подготовки учителей пения и регентов из числа народных учителей, духовенства, крестьян. За 22 года работы курсов в Перми и Екатеринбурге их окончило ок. 3 тыс. чел. В 10-х гг. ХХ в. бывш. курсисты создали на Урале свыше 400 музыкально грамотных народных хоров, к-рые пели в храмах, устраивали концерты духовной и светской музыки в заводских поселках, селах, деревнях. Для обеспечения регентов и учителей пения нотной лит-рой и муз. инструментами Г. создал б-ку (более 150 тыс. экз.) и собрание муз. инструментов (ок. 350 смычковых и клавишных инструментов). Опубликовал свыше 40 работ по вопросам хоровой культуры и муз. образования. Составил «Сборник церковных песнопений для народнопевческих хоров» (М., 1903) и 6 выпусков хрестоматии «Народнопевческие хоры» (М., 1907-1917), названных акад. Б. В. Асафьевым «своего рода энциклопедией по хоровой литературе». Организовал бесплатный народнопевч. класс в Перми и 20 лет являлся его дирижером. Создал Пермское певческое об-во (1907), был его председателем, а также членом Пермского церковно-археологического об-ва, Пермской ученой архивной комиссии и др. об-в. С 1902 г. член Наблюдательного совета Московского синодального уч-ща церковного пения.

http://pravenc.ru/text/166253.html

Основные направления в изучении П. п. сложились во 2-й пол. XIX - нач. XX в.: публикация исторических источников, собирание, каталогизация и систематизация рукописей, анализ рукописных собраний, публикация музыкально-теоретических трактатов и муз. произведений, осмысление историко-теоретических вопросов в научных работах. Основополагающее значение имели труды В. М. Ундольского , прот. Д. В. Разумовского , прот. В. М. Металлова , С. В. Смоленского , в советское время эти традиции были продолжены Н. Ф. Финдейзеном , Т. Н. Ливановой, С. С. Скребковым, Г. В. Келдышем , Н. Д. Успенским . Новый этап в научном освоении П. п., связанный с именами Н. А. Герасимовой-Персидской и Протопопова, отличают подготовка к публикации большого корпуса муз. произведений выдающихся мастеров В. Титова , Н. П. Дилецкого , анонимных авторов, создание работ о жизни и творчестве авторов П. п. на основе новых архивных данных, монографическое исследование партесного концерта и т. п. П. п. до наст. времени сохранилось в рукописях (известны более 2,5 тыс. партий-поголосников, очень редко партитур). Крупнейшими архивными хранилищами являются Синодальное певческое и Епархиальное певческое собрания ОР ГИМ, Ф. 283 «Культовая музыка» в Российском национальном музее музыки (до сент. 2011 - ГЦММК, после сент. 2011 - Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М. И. Глинки), а также фонды РГАДА, НИОР РГБ, Отделов рукописей РНБ, БАН, Кабинета рукописей РИИИ, ГАТО, ГАЯО, НБУВ, НМЛ, собрания Нововалаамского мон-ря в Хейнявеси (Финляндия). Совокупность рукописных источников показывает широту распространения П. п. в России. Указатель населенных пунктов, церквей и монастырей России кон. XVII-XVIII в. (по материалам певческих рукописей) насчитывает более 150 позиций ( Плотникова. Русское партесное многоголосие. 2015. С. 251-258), области интенсивного распространения партесного стиля: Центральный, Северный и Северо-Западный регионы, также представлены Поволжье и Пермский край. Более 60 позиций занимает Центр. Россия: храмы и мон-ри Московской, Тверской, Калужской, Владимирской, Рязанской, Костромской, Ярославской, Ивановской областей. На Севере партесные рукописи создавались в Вологодской губ. (в Вологодском, Верховажском, Тотемском, Великоустюжском уездах, Кирилло-Белозерском мон-ре), Новгородской губ. (в Кирилловском, Белозерском, Череповецком уездах, в Устюженском мон-ре), Олонецкой губ. (в Вытегорском мон-ре), Архангельской губ. (Каргополь, Холмогоры, Сольвычегодск, Антониев Сийский и Соловецкий мон-ри).

http://pravenc.ru/text/2579061.html

29. Записка Митрополита Филарета о проектируемых мерах против распространения сводных браков между раскольниками на горных заводах Пермской и Тобольской губерний 10 Марта 1840 г. В Декабре 1839 года Обер-Прокурор гр. Протасов получил выписку из журнала секретного Комитета о раскольниках, следующего содержания: в 1836 г. Преосвященный Тобольский 12 узнал, что в Курганском уезде крестьянин Федор Плотников, сделавшись наставником беспоповщинского толка, начал сводить браки и распространять свое влияние на раскольников Пермской губ. Тобольское гражданское начальство оставило это дело без последствий, так как не было открыто, чтобы он совращал православных. Впоследствии оказалось, что Плотников вместе с другими лицами совершил много сводных браков между рабочими на горных заводах и что горный начальник опасается сильного распространения раскольнического влияния между рабочими; поэтому все виновники были задержаны и после допроса была взята у них подписка о не совершении ими впредь подобных браков. Вместе с тем Комитет нашел нужным, для пресечения дальнейшего распространения нового раскольнического лжеучения, принять следующие меры: 1) Сводителей таких браков, когда они будут обнаружены, предавать суду и поступать с ними, как с совратителями. 2) Сведенных таким образом не признавать мужем и женою, а приглашать их узаконить брак венчанием в единоверческих церквах, где совершается Богослужение по старопечатным книгам, к коему они привыкли, объясняя им, сколь для них самих выгодно сие действие, согласное с общими Государственными установлениями; ибо и они чрез то приобретают спокойную жизнь, а дети их будут пользоваться покровительством закона. 3) Сообщить Министру Финансов, что заключение Генерала Глинки о постепенном перемещении в Богословские заводы закоренелых раскольников признано основательным, и что если он не встретит к тому какого-либо препятствия, то предписал бы привести таковое в исполнение. Вместе с тем, предоставить Синодальному Обер-Прокурору предложить Св. Синоду дать подлежащее наставление Пермскому епархиальному архиерею, сообразно с 2-м пунктом сего положения, о венчании раскольников в единоверческих церквах.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010