Они создавались в губ. и уездных городах, в крупных заводских поселениях и даже в деревнях с высоким уровнем экономического развития. В некоторых городах, напр. в Перми, Оренбурге и Троицке, действовало сразу неск. благотворительных орг-ций. Особенно массовым стало открытие благотворительных и просветительских об-в мусульман после издания Манифеста 17 окт. 1905 г., провозгласившего свободу объединений, и «Временных правил об обществах и союзах» от 4 марта 1906 г. До Октябрьской революции 1917 г. в Оренбургской губ. было 33 мусульм. общественные органиции, большая часть к-рых имела благотворительную направленность. На территории Пермской губ. в разное время до Октябрьской революции действовало 10 орг-ций подобного рода - в Кунгуре, Красноуфимске, Перми, Екатеринбурге и на Нижнетагильском заводе. В этот же период появились Благотворительное об-во мусульман-прогрессистов в г. Томске, Иркутское мусульманское благотворительное об-во, попытались создать свое общество мусульмане Новониколаевска, но получили отказ губернатора под предлогом того, что оно «преследует культурно-просветительские цели на национальной почве и ведет к национальному обособлению». Появление благотворительных обществ было связано с развитием в мусульм. сообществе Российской империи массового общественно-политического движения - джадидизма, к-рое начиналось с реформирования системы мусульм. образования. В соответствии с веянием времени в мусульм. общинах Урало-Сибирского региона стали появляться учебные заведения, где преподавание велось по новой методике. Из-за этого начались конфликты внутри общин, ряд консервативно настроенных лидеров выступали против реформ образования. Стоя на позициях кадимизма (от араб. «кадим» - старый), они полагали, что включение в систему образования светских предметов, а также преподавание рус. языка приведут к утере национальной самобытности и к русификации мусульман. Подобные конфликты разгорелись в Челябинске, в ряде деревень Осинского у., на Надеждинском заводе Верхотурского у.

http://pravenc.ru/text/674977.html

В России Г. зародилась позже, чем в Зап. Европе. Централизация рус. гос-ва стимулировала формирование его символики в кон. XV в. (двуглавый орел был заимствован из герба Свящ. Римской империи как визуальная демонстрация претензий на имп. статус), во 2-й пол. XVI в. появились территориальные символы. Полноценные гербы возникли в кон. XVII - нач. XVIII в. под влиянием зап. (преимущественно польск.) культуры. Для развития территориальной Г. большое значение имели военные реформы имп. Петра I (от каждого полка требовалось иметь знамя с гербом того города, где он расквартирован) и реформы местного самоуправления в кон. XVIII в., «Жалованная грамота городам» 1785 г. предписывала каждому городу иметь герб. Большинство городских гербов (более 500) появилось в 70-90-х гг. XVIII в. Частные гербы появились в России в кон. XVII в., в XVIII в. они либо составлялись дворянами самостоятельно для использования в быту (чаще всего для размещения на печатях), либо разрабатывались в специальном учреждении - Герольдмейстерской конторе (создана в 1722, с 1800 - Герольдия, в 1857 учреждено Гербовое отделение Департамента герольдии сената) и выдавались в жалованных грамотах на дворянство или титулы. В 1797-1917 гг. частные гербы кодифицировались в офиц. «Общем гербовнике дворянских родов Всероссийской империи» (более 3100 гербов, 20 частей, из к-рых первые 10 изданы: СПб., Герб Пермской губ. Герб Пермской губ. Гербоведение зародилось в России во 2-й трети XVIII в. под влиянием зарубежного практического и научного опыта. Научный статус дисциплины признан в сер. XIX в. преимущественно в рамках археологии. Существенную роль в ее развитии сыграл труд А. Б. Лакиера «Русская геральдика» (СПб., 1854; 18552; М., 19903), в к-ром излагалась археологическая концепция Г., основывавшаяся на признании самобытности и древности рус. гербов, а также на неоправданных попытках установить их связь с изображениями на древнерус. монетах и печатях. В нач. XX в. были выдвинуты культурологическая концепция Г., рассматривавшая герб как часть истории культуры (Ю. В. Арсеньев), и источниковедческая концепция Г. (В. К. Лукомский, С. Н. Тройницкий), в рамках к-рой разрабатывались методы изучения гербов как источников и гербовая экспертиза. Началось преподавание Г. в археологических ин-тах Москвы (Арсеньев, с 1907) и С.-Петербурга (Лукомский, с 1913). В 1913-1914 гг. в С.-Петербурге издавался ж. «Гербовед», посвященный преимущественно родовой Г. (переизд.: Гербовед, 1913-1914. М., 2003). Были кодифицированы рус. территориальные гербы (П. П. фон Винклер), опубликованы ценные источники (в т. ч. рисунки Титулярника 1672 г., Гербовник А. Т. Князева 1785 г., гербы лейб-кампанцев, «Малороссийский гербовник», составленный Лукомским и В. Л. Модзалевским, и др.); началось систематическое использование архивных материалов. В нач. XX в. Г. окончательно сформировалась в России как отрасль научного знания.

http://pravenc.ru/text/164529.html

Николай Владимирович Павлов, присяжный поверенный. Родился в 1854 г. в дворянской семье, в Талицком заводе Пермск. губ. Окончил гимназию и С.– Петерб. университет по юридическому факультету. В течение двадцати лет состоит гласным уездного и губерернск. земск. собр. Пользуется в Перми популярностью. Председатель конституционно-либеральной партии, объединившей лиц, не во всем сочувствующих программ партии нар. св. Противник автономии Польши и всеобщего избират. права. Принадлежит к партии демократических реформ. Александр Васильевич Перевощиков, крестьянин; родился в 1849 году, окончил народное уч. Занимается сельским хозяйством и торговлей. В течение 8 лет был волостным судьей, четыре трехлетия земским гласным, одно – председат. уездн. управы, член раскладочного присутствия, член попечит. совета женск. гимназии. Участвовал по приглашению губерн. в губернск. совещ. о нуждах сельскохозяйств. промышл. и в комиссии по пересмотру положения, о крестьянах. Имеет крупную земельную собств. и мельницу. Консерватор, стоящий вне парий. Членом Государств. Думы избран крестьянской курией. Николай Степанович Селиванов , 67 л., родился в крестьянской семье Чердынского уез. Грамоте обучался дома. С 1870 г. уездный земский гласный, с 1876 – губернский, два трехлетия был членом уездной земск. упр., семь трехлетий – председателем, два трехлетия членом губернск. упр; состоит товарищ. директора губ. земск. кустарно-промышл. банка; член попечит. сов. чердынск. женск. прогимн., член того же сов. пермск. женск. гимн., член уездн. по крест. делам присутствия, член уездн. уч. совета, был почетн. мир. судьей, гласным чердынской гор. думы, попечитель больницы и т. д. Принадлежит к партии демократических реформ. Василий Николаевич Тохтуев, родился в 1864 г., в семье бывшего горнозаводского мастерового завода Бьем Осинского уез. Окончил начальное уч., занимается сельским хозяйством. Был волостным учетчиком, сельским старостой, сборщиком податей, церковн. стар., в течение 11 лет – волостным старшиной, уездным земским гласным, членом от земства в комиссии по пересмотру положения о крестьянах, доверенным от волости. В 1896 г. ездил в качестве делегата от волости на Нижегородскую выставку для ознакомления с сельскохозяйств. промышленностью. Внепартийный.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/gosuda...

Так, в Нижегородской губ. долгие годы жил и действовал известный Швецов с целой школой своих учеников, каковы братья Мельниковы, Усов и др. Деятельность австрийской воинствующей лже-иерархии простиралась именно на поволжские и восточные губернии. С другой стороны, в этих губерниях усиленно действовала пропаганда штундо-баптизма, опиравшаяся на материальные и духовные силы немецких поволжских колоний. На счёт развития штунды нужно относить % усиление расколо-сектантства и в Псковской епархии. 220 Такова губ. Оренбургская, куда за последнее десятилетие направилось на поселение много штундистов и таврических молокан. Ред. 221 Считаем нужным оговориться, что по подсчёту консистории, раскольников в Олонецкой епархии 5 т. 222 С этой точки зрения нужно признать недостаточными силы миссии в епархиях Московской, Ковенской, Калужской, Псковской, Симбирской (где только с 1901 г. открыта должность епархиального миссионера), Пермской (где совсем ныне нет миссионера, а бывшие, по отзыву епархиального начальства, не напрягали особых усилий в борьбе с огромной силой раскола), Самарской (где на 20 тыс. сектантов – один противо-сектантский миссионер); то же, по-видимому, можно сказать о силах и неустройстве в Вятской и отчасти в Астраханской губ. Ред. 223 У меня хранятся несколько писем от собратьев, испытавших это состояние. Теперь не время их опубликовывать... теперь лишь скажу, что одно из таких писем принадлежит известному миссионеру, всеми из собратьев признанному за талантливого и добросовестного труженика, но которого обвинили не в чём ином, как только в том, что все его беседы и отчёты – дутые писания... 225 Нередко упоминая о Церкви отдельно от народа, считаем необходимым во избежание всяких недоразумений сделать следующее разъяснение: мы не отделяем народа от Церкви, наоборот, считаем его нераздельной, органической частью Церкви. Под Церковью же разумеем учреждённое Господом Иисусом Христом на земле общество людей, неразрывно соединённое ( а не соединённых ) со своим Основателем и Главой, исполненное благодати Св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В ряде регионов Польши создавались церковноприходские братства, содействовавшие созданию церковных хоров и организации их концертов: в 1877 г.- Свято-Николаевское братство в г. Замостье, в 1879 г.- Свято-Богородицкое братство в г. Холм (Там же. 1913. 4. С. 67). В Риге Об-во любителей православного церковного пения открылось 3 нояб. 1891 г. (см.: Арсений (Брянцев). 1908. С. 143-144). Вятское церковнопевческое благотворительное об-во существовало в 1910-1917 гг. Его видным деятелем был свящ. А. А. Игнатьев (впосл. протоиерей), автор трудов по истории и теории церковного пения, регент и учитель пения ( Брандобовская. 2005). Об-во организовывало концерты духовной музыки. С целью расширения влияния на всю губернию в 1915 г. по инициативе прот. А. Игнатьева правлением об-ва было проведено анкетирование вятских хоров и в 1916 г. был издан очерк «Церковно-певческое дело в Вятке и Вятской епархии», содержащий обзор деятельности многих хоровых коллективов. В 1916 и 1917 гг. были организованы церковнопевческие курсы, в работе которых участвовал Никольский. Большим подспорьем в работе об-ва стала переданная ему церковнопевч. б-ка Вятского губ. комитета Попечительства о народной трезвости, собранная А. Н. Карасёвым для певч. курсов в 1904 г. Об-во ходатайствовало перед Синодом об учреждении должности инструктора по церковному пению для Вятской епархии. В деятельности Об-ва участвовали вятские губернаторы и вице-губернаторы, архиереи, крупные промышленники, ученые (Там же. С. 13). Пермский губ. комитет попечительства о народной трезвости проводил курсы певч. грамоты и хорового духовного и светского пения на протяжении более 25 лет. С 1896 г. организатором и наиболее активным деятелем этих курсов был А. Д. Городцов (РМГ. 1909. 18/19. Стб. 488). Курсы, на которых занималось до 80 чел., получавших пособие по 15 р. в месяц, длились ок. месяца (Там же. 1903. 21/22. Стб. 554-555). В 1907 г. Городцов выступил инициатором создания Пермского певч. об-ва и стал его председателем. Попечительство о народной трезвости также выделяло 10 тыс. р. на пособия сельским хорам, нотные издания для них высылал губ. комитет (ХРД. 1913. 4. С. 63-64; РМГ. 1914. 20/21. Стб. 513).

http://pravenc.ru/text/2578093.html

В самом г. Екатеринбурге поморский толк появился в позднейшее время, в 1831 году. Здешняя полиция открыла тайное общество поморцев, сделавшееся известным под именем: «зеленого сада» или «белого винограда». Главные поборники этого раскола, Яков Иванов и Кодратий Федоров, сосланы были в Сибирь на поселение. 8. Шадринском Заблуждения беспоповщины в этот уезд проникли первоначально из Тобольской губ., именно из соседнего Тюменского уезда. В начале прошедшего столетия некоторые из Тюменцев и даже с самого Тобола переселились на богатые рыбою озера, находящиеся в Шадринском уезде. Эти переселенцы и были, вероятно, первыми распространителями поморских заблуждений в Шадринском уезде. Впрочем, поморцы Тобольской губ. посещали жителей Шадринского уезда в различные времена и посевали между ними свои заблуждения. Так они занесли эти заблуждения в приходы: Песчано-Тавалжанский и Ирюмский (ок. 1810 г.). Частые торговые сношения крестьян уездов: Шадринского и Камышловского с Тюменскими поморцами много способствовали распространению поморских заблуждений в Шадринском уезде. Не одни Тюменцы были распространителями поморского раскола в этом уезде. Местные предания уверяют, что в Батуринское село поморский раскол занесен (ок. XVIII ст.) из уездов Екатеринбургского и Верхотурского, в Полевский приход, и деревню Жеребенкову – из Невьянского завода (ок. 1810 г), в Бордокалмацкий – из Челябинского уезда (Уфим. губ.), и это уже в позднейшие времена. В других местах, наприм. в приходах: Песчанском Верхтеченской волости, Каргапольском, Воденниковском, беспоповцы были прежде поповцами, но уклонились в поморский толк – за неимением беглых попов. 68 Смутное время 1812 г. имело свое влияние на распространение и усиление поморского толка в Шадринском уезде. Поморские расколоучители проповедовали в селах и деревнях этого уезда о скорой кончине мира, о пришествии антихриста – Напалиена (Наполеона), и о необходимости для спасения с возможною поспешностью обращаться в поморскую веру. В самом городе Шадринске в тоже время один волостной писарь публично предлагал православным записаться у него в старую веру за известную плату. Эти-то лжеучители, вероятно, ввели между здешними беспоповцами перекрещивание, дотоле здесь неизвестное. 69 9. Камышловском

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

В июне 1918 г., после ареста Пермского и Кунгурского архиеп. сщмч. Андроника (Никольского) , священники Пермской епархии согласно распоряжению архиерея, отданному им заранее, перестали проводить богослужения. Власти, опасаясь народного возмущения, стали вызывать священников в губ. ЧК, чтобы заставить их исполнять требы. Был вызван и М. В ответ на угрозы он сказал: «Я клятву давал перед крестом при рукоположении - подчиняться своему архиерею. И пока он не отдаст распоряжения - венчать, отпевать,- я служить не буду. Вы его отпустите, и тогда я буду совершать требы». Через несколько дней он был арестован и отправлен в тюрьму в Соликамске. 1 авг. 1918 г. Соликамский еп. сщмч. Феофан (Ильменский) во время всенощной под праздник прор. Илии обратился к прихожанам с просьбой усердно молиться о М., т. к. ему грозит расстрел. Для переговоров с властями прихожане выбрали своих делегатов, к-рые предложили отпустить М. под залог, но получили отказ. Власти решили казнить М., но, стараясь избежать народного возмущения, объявили, что его отправят на принудительные работы в Чердынь Пермской губ. 3 авг. М. вывезли из тюрьмы вместе с 2 др. заключенными. Конвоиры из местных крестьян говорили М., что будут стрелять поверх его головы, а он должен упасть и притвориться мертвым. М. отказался, ответив красноармейцам, чтобы они делали то, что им приказали. В пригородном лесу красноармейцы расстреляли вначале 2 др. приговоренных, после чего дали залп поверх головы священника. М. молча стоял у дерева, тогда один из солдат ударил его прикладом так, что он потерял сознание. Священник очнулся уже в сумерках и стал читать отходную молитву над телами расстрелянных. Его услышали конвойные и в темноте неск. раз выстрелили наугад. Пули попали М. в правую руку, в левую ногу и в грудь. На следующий день красноармейцы, посланные закапывать трупы, обнаружили М. живым. Проезжая через окрестные села, они пытались укрыть там священника, но местные жители отказались помогать. М. привезли обратно в тюрьму и поместили вместе с белогвардейским офицером Пономарёвым. На следующий день их вместе вывели во двор, где конвоиры били М. прикладами по голове. Пономарёву удалось бежать, он видел, как красноармейцы волоком притащили тело священника на берег реки, привязали к нему камень и бросили в воду. На следующий день красноармейцы выловили показавшееся из воды на середине реки тело священника, положили на телегу и повезли из города, за телегой шла большая толпа народа. Красноармейцы пытались отогнать людей и стали стрелять поверх голов, затем по толпе, некоторых ранили и только тем и остановили народ. Еп. Феофан отслужил по М. заупокойную всенощную.

http://pravenc.ru/text/2563532.html

С развитием у известного народа и племени мирного порядка общежития умычка невест получает более мирную форму, производится с прямого или косвенного согласия невест и родственников. Этого рода умычка имеется в виду уже в свидетельстве нашей начальной летописи о заключении браков у Радимичей, Вятичей и Северян. Она есть скорее обряд, чем самое дело. С характером обряда умычка невест сохранялась долгое время среди славян; она существует и доселе в Боснии, Герцоговине Болгарии и в некоторых местностях нашей России. В некоторых уездах Витебской губернии еще недавно было в обычае собираться на масленицу на кирмаш, т. е. на гулянье. Во время гулянья молодые парни, условившись с девушками, уходили с ними, отправлялись в лес к заветному дубу и объезжали его три раза. Все это делалось с ведома родственников. В еписейском крае родители сами желают и ждут, чтобы кто-нибудь украл у них дочь, считая неблаговидным делом выдавать ее мужу своими руками; после похищения начинается сватовство и конечно оканчивается к общему удовольствию. И в тех местностях, где обычай похищения невест вышел из употребления, воспоминание о нем живо сохраняется в народных свадебных песнях и обрядах. В народных песнях наших жених изображается «ворогом» по отношению к невесте, отправление невесты к жениху «взятием в полон». Многие свадебные обряды также напоминают вооруженное столкновение между родственниками жениха и невесты. Получить невесту жениху не легко; для этого, говорит народная песня, нужно ему выбить стену каменную, пустить стрелу перловую, надо замки сломать. Поэтому когда поезжане жениха собираются ехать за невестой, они дают клятву стоять друг за друга до последней капли крови, как на войне (в тверской губ.), садятся на коней верхом и берут с собой оружие. Завидев поезд жениха, родственники невесты принимают меры к обороне дома и невесты от нашествия неприятельского, запирают ворота, устраивают искусственные преграды, препятствующие въезду во двор, и сами вооружаются палками или оружием (в малороссии). Поезд жениха вступает в примерную атаку запертых ворот, а из-за ворот или из окон невестина дома отвечают иногда холостыми выстрелами (пермск. и архангельск. губ). Столкновение оканчивается победой нападающих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

«Раю мой, раю, прекрасный мой раю! Мене ради пасаже[н] еси, Еввы ради затворен еси». 1332 Известно, что ни в XVI, ни в XV стол. устные народные произведения не допускались в книгу. Если еще возможно предполагать о том, что устный стих мог быть занесен на страницы сборника XV в., то подобное предположение никак нельзя допустить по отношению к официальному предприятию митр. Макария. Но, хотя плач Адама происхождения литературного, любопытен самый факт широкого распространения стиха в народе, где он известен как в рукописях, так и в устах. Стих о непрощаемом грехе Этот стих известен лишь в трех пересказах: два из них были записаны мною в двух селах на берегу —363— Кандалакшской губы в Архангельской губ.; 1333 третий был записан, 1334 судя по языку, в той же губ. или в Олонецкой, во всяком случае – в пределах прежней Новгородской области. Содержание стиха следующее. Молодец «кается» (исповедуется) матери=земле в трех грехах: он бранил родителей; жил с кумою и прижил с нею отрока; убил в поле крестового брата. Земля говорит, что может простить два первые греха, но не может простить третий грех, так как молодец, убивши крестового брата, тем самым «порубил крестное целование» (или «порушил крестное знамение»). Наиболее любопытным здесь является покаяние пред землею. Покаяние земле – вполне оригинальная черта ереси стригольников, которою последняя отличается от всех других вероучений. Сведение о том, что исповедь священнику стригольники заменяли покаянием земле, мы имеем в обличительном слове, составленном св. Стефаном Пермским в 1386 г. Тихонравов, видевший в учении стригольников отголосок немецкой секты бичующихся (Geissler), или «крестовых братьев», как они себя называли, объяснял покаяние стригольников земле влиянием этих сектантов, которые, приступая к покаянию, ложились длинным кругом на землю, а затем подвергались ударам со стороны мастера. 1335 Стригольники, уравнивая мирян с духовенством, проводили идею равенства и, по всей вероятности, составляли такое же крестовое братство, какое было в немецкой секте. Это обстоятельство еще более связывает стих с учением стригольников. Стригольники могли для распространения своего вероучения прибегать к тем же мерам, что и их немецкие учителя, т. е. слагать устные песнопения. По мнению Тихонравова, происхождение стихов «Божьих людей» и других «духовных» христиан относится к XIV веку, «ибо, говорит Тихонравов, в стригольниках мы видим секту, соответствующую западным хлыстам

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И в том, и в другом случае детей сплавляют в приют, и уж родителям никогда не удается их видеть, ибо «земная привязанность – смертный грех» 109 . Бедственное положение детей в иоаннитских приютах скоро обратило на себя внимание Общества защиты детей от жестокого обращения. Некоторыми из родителей заявлено было о жестоком обращении в иоаннитском приюте содержавшемся Уткиным в д. 3, по Новосивковской улице. Из того же приюта в городскую Выборгскую детскую больницу, с 20 января по 8 марта 1909 г., было доставлено 19 девочек в возрасте от 1 года до 13 лет. Три из них вскоре умерли: 1) Клавдия Миронова, Тверской губ., одного года; доставлена была по данным медицинского освидетельствования, в очень тяжелом состоянии, бледная, истощенная; 2) Федосья Няжина, Пермской губ., 8 л., поступила с явлениями инфлуэнции, кожа всего туловища покрыта расчесами и корами, на ноги гнойники и язвы, пальцы руки отечны – не сгибаются; 3) Юлия Дубец, 13 лет поступила до крайности истощенной, бледной, с невыносимым гнилостным запахом изо рта; все время лежала без движения, не говорила и похожа была на живого мертвеца. Остальные дети – почти все с признаками истощения и плохого питания. Многие из них покрыты струпьями, болячками, язвами, все страдают чесоткой, гноетечением и т. п. Сверх того, некоторый дети страшно забиты, выглядят идиомами и не охотно говорят. Общество защиты детей возбудило дело об отобрании детей из этого иоаннитского приюта и обратилось к градоначальнику с просьбой закрыть приют, в котором систематически калечат и морят детей 110 . С.-Петербургский градоначальник, по распоряжению министра внутренних дел П. А. Столыпина, произвел расследование об иоаннитах, которое и закончилось закрытием, 2 июля 1909 г., всех иоаннитских приютов и отобранием находившихся там детей, взятых в различных местностях Российской империи у состоятельных родителей и привезенных в Петербург. Закрыто было 5 приютов и отобрано 119 детей. Первым закрыт был главный иоаннитский приют, содержавшийся Скориным в д. 4 по Теряевой улице, где в квартире 13 помещалось 79 девочек и 12 мальчиков в возрасте от 2 до 17 л. На предложение полицеймейстера Галле и сопровождавшего его члена Общества защиты детей от жестокая обращения Н. А. Оппеля немедленно освободить детей для отправления их в приют г-жи Михельсон, Скорин после некоторого колебания согласился. Дети, родители которых не проживали в этом доме, были увезены в приют для бесприютных детей г-жи Михельсон. Вторым был закрыт приют в д. 3 по Новосивковской ул., где было взято 20 детей. На вопрос о причине болезненного вида детей Уткин отвечал: «По вашему – струпья, по нашему – бисер, это старая плоть сходит и заменяется новой». Далее отобраны были дети из приютов: Пустошкина в д. 38 по Вознесенскому пр., в д. 11 по Ср. Подьяческой ул. и в д. 19 – 1 по Апраксину пер. При появлении полиции в приюте Пустошкина одна из иоанниток, узнав о цели прихода полиции, набросилась на местного пристава и до крови укусила его за руку.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010