Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЛЕБ (Покровский Виталий Никитич; 8.04.1881, ст. Сходня Николаевской железной дороги (по др. данным, с. Черкизово Московского у. и губ.) - 3.11.1937, Новоивановское отд-ние Сиблага, близ г. Мариинска (ныне Кемеровская обл.)), архиеп. Пермский. Из семьи железнодорожного служащего, личного почетного гражданина. По окончании в 1904 г. Калужской ДС рукоположен во иерея, служил в с. Никитине Мещовского у. Калужской губ. В 1906 г. перемещен на должность калужского уездного миссионера, служил в церкви дер. Дворцы Калужского у., исполнял обязанности законоучителя и зав. церковноприходской школой. С 1909 г. одновременно был назначен на 3-ю священническую вакансию к церкви с. Тихонова (Тихонова Пустынь) того же уезда. С 1917 г. клирик Московской епархии. Учился в МДА в 1917-1921 гг. Был дважды судим в первые годы советской власти. В одном случае суд вынес порицание, во второй раз Г. приговорили к 6-месячному заключению «за оскорбление словами должностного лица», но освободили от наказания по амнистии. С 1921 г. служил священником в с. Наро-Фоминском (ныне г. Наро-Фоминск) Московской губ. 23 дек. 1923 г. рукоположен Патриархом Московским свт. Тихоном во епископа Михайловского, викария Рязанской епархии. С янв. 1924 по май 1925 г. Рязанский архиеп. Борис (Соколов) был выслан из Рязани и жил в пос. Перловка под Москвой, но продолжал руководить епархией, посылая распоряжения Г. и епархиальной канцелярии. Как ближайший помощник правящего архиерея Г. принимал меры к налаживанию в епархии церковной жизни, лично обследовал положение дел в приходах, объезжал отдаленные селения, активно боролся с обновленцами. В 1925 г. он дважды побывал в г. Раненбурге (ныне Чаплыгин Липецкой обл.) для улаживания конфликта между ушедшим на покой викарным еп. Иоанном (Киструсским) и сменившим его еп. Мефодием (Абрамкиным) . Г. неоднократно вызывали на допросы в Рязанский губ. отдел ГПУ, где ему угрожали привлечением к уголовной ответственности из-за якобы незаконной деятельности и существования епархиальной канцелярии. Губ. отдел ГПУ предлагал созвать под своим контролем съезд духовенства и мирян для выборов руководства епархии. Г. отказался созвать съезд без разрешения правящего архиерея. Позднее он показал на следствии: «Лично обязанный данною присягой пред посвящением подчиняться во всем старшему собрату, т. е. архиепископу Борису, не нарушая канонических правил, не мог проявить своей инициативы и никогда бы не изменил своей присяге» (Архив УФСБ по Рязанской обл. Д. 313979. Л. 133).

http://pravenc.ru/text/165095.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Петрович Пьянков (1850(1856), Пермская губ.- 17.12. 1918, Пермь), сщмч. (пам. 4 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. Из семьи псаломщика. В 1875 г., по окончании Пермской ДС, поступил в Казанскую ДА. В 1876 г. ушел из академии, назначен преподавателем в Дубровское нагорное уч-ще. 24 апр. 1877 г. рукоположен во иерея. Служил в церкви с. Григорьевского Оханского у. Пермской губ. В том же году переведен в церковь с. Шерьинского того же уезда, затем - в храм с. Большесосновского (ныне Б. Соснова). В 1881 г. назначен помощником миссионера по Оханскому у. В 1884 г. был назначен помощником настоятеля Свято-Троицкой ц. при Кушвинском заводе Верхотурского у. Пермской губ. и законоучителем в Кушвинский детский приют. В 1887 г. был переведен в больничную ц. во имя Александра Невского в Перми. Одновременно был законоучителем в Пермском реальном уч-ще. В том же году стал членом губ. училищного совета. В 1888 г. на епархиальном съезде избран членом комитета по устройству епархиального жен. ДУ. С 1891 г. был членом епархиального училищного совета. В 1893 г. назначен исполняющим должность председателя совета Пермского епархиального жен. уч-ща. В 1894 г. назначен благочинным городских церквей Перми. В том же году на съезде духовенства избран членом правления духовного училища. Состоял наблюдателем церковноприходских школ Верхотурского у., а также зав. псаломщической школой в Екатеринбурге. С 6 мая 1900 г. протоиерей. В 1909 г. был назначен председателем комитета по постройке пермского каменного храма в честь Рождества Христова. С 1910 г. служил вместе со сщмч. Иоанном Плотниковым в Сретенской ц. при Пышминском заводе. В 1911-1913 гг. состоял председателем епархиальных съездов духовенства и церковных старост. В последние годы служения был настоятелем пермской Воскресенской ц. Награжден орденами св. Владимира 4-й степени, св. Анны 2-й и 3-й степени. 17 дек. 1918 г. вместе со сщмч. Николаем Яхонтовым (по др. данным, со сщмч. Алексием Сабуровым ) схвачен красноармейцами. Был привязан к тюремной кровати и неск. раз погружен в ледяную воду, затем утоплен в р. Каме. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/469181.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Васильевич Беляев (70-е гг. XIX в., Владимирская губ.- 16.06. 1918, Каслинский завод Екатеринбургского у. Пермской губ. (ныне г. Касли Челябинской обл.)), сщмч. (пам. 4 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе святых Челябинской митрополии), свящ. В 1893 г. окончил Владимирскую ДС по 2-му разряду. В 1893-1895 гг. состоял учителем в церковноприходской школе Преображенского погоста Вязниковского у. Владимирской губ. (ныне близ дер. Войново Вязниковского р-на Владимирской обл.). В 1895 г. назначен псаломщиком к Успенской ц. с. Карачарова Владимирского у. (ныне Собинского р-на). В 1897 г. переехал в Екатеринбургскую епархию, где был рукоположен во иерея и 9 дек. определен на священническое место к Прокопиевской ц. с. Неонилинского Шадринского у. Пермской губ. (ныне Шадринского р-на Курганской обл.). Преподавал Закон Божий в местной земской школе. 24 апр. 1898 г. согласно прошению переведен к Казанской ц. жен. общины Каслинского завода, приписанной к екатеринбургскому в честь Тихвинской иконы Божией Матери (Новотихвинскому) женскому монастырю . В то время в общине было ок. 100 насельниц. 21 февр. 1901 г. Каслинская община преобразована в самостоятельную общежительную Казанскую общину, и в 1904 г.- в монастырь. П. преподавал в неск. школах Каслинского завода. В 1904 г. его усилиями была открыта первая в Екатеринбургской епархии 2-классная школа для подготовки учительниц народной школы. Кроме заведования школой и преподавания Закона Божия П. вел во 2-м классе линейное черчение и общую церковную историю, проводил по 11 уроков в неделю. 17 авг. 1905 г. переведен (согласно прошению) в Успенскую ц. Каслинского завода. В сент. того же года назначен зав. Каслинским башкирским приютом, одновременно преподавал Закон Божий в Каслинской жен. церковноприходской школе. В 1915 г. состоял членом Миссионерского комитета по Каслинскому заводу. В свободное от своих священнических трудов время П. занимался хозяйством, благодаря чему мог не только содержать семью, но и давать образование троим детям. Награжден набедренником (1901), скуфьей (1907).

http://pravenc.ru/text/2580132.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Павел Фаворитов. Фотография. 10-е гг. XX в. Иванович Фаворитов (13.12.1883, с. Осенево Мышкинского у. Ярославской губ.- 29.12.1937, г. Кашин Калининской (ныне Тверской) обл.), сщмч. (пам. 16 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи священника. После окончания Ярославской ДС в 1906 г. поступил в МДА. Прослушал полный курс академии, но не представил выпускного кандидатского сочинения. 9 июля 1910 г. выпущен из МДА со званием действительного студента. 19 авг. того же года назначен помощником инспектора Красноярской ДС. 27 авг. 1915 г. переведен на должность помощника смотрителя Соликамского ДУ в Пермской губ. 6 окт. того же года по представлении в МДА кандидатского сочинения удостоен ученой степени кандидата богословия. 13 нояб. 1915 г. рукоположен Пермским и Соликамским еп. сщмч. Андроником (Никольским ; впосл. архиепископ) во диакона, 14 нояб. того же года - во иерея. С 12 янв. по 27 марта 1916 г. и с 1 сент. 1916 по 18 янв. 1917 г. служил преподавателем гражданской и церковной истории в Соликамском ДУ. С 23 мая по 28 июня 1917 г. временно исполнял там же обязанности смотрителя. 28 сент. 1918 г. Соликамским еп. сщмч. Феофаном (Ильменским) назначен временным священником к Спасской ц. Соликамска. 14 февр. 1919 г. назначен настоятелем Спасской ц. Был награжден орденом св. Станислава 3-й степени (1915), набедренником и скуфьей (1917). Предположительно с 1923 г. служил священником храма в честь Рождества Христова в с. Прилуки Мышкинского у. Ярославской губ. (с янв. 1929 - Ивановской промышленной обл.). В кон. окт. 1929 г. был арестован вместе с псаломщиком Невским и 12 прихожанами по обвинению в антисоветской деятельности. Содержался 3 месяца в тюрьме г. Углича. 9 февр. 1930 г. переведен в исправительно-трудовой дом г. Рыбинска Ивановской промышленной обл. Освобожден 26 мая 1930 г. К тому времени Христорождественский храм в Прилуках был закрыт. П. перешел служить священником в г. Калязин Московской (с 1935 Калининской) обл. В 1936 г. был привлечен к уголовной ответственности по обвинению в «присвоении себе религиозными или церковными организациями административных, судебных или иных судебно-правовых функций и прав юридических лиц» (обвинение по данной статье предполагало кратковременный арест или денежный штраф). В 1937 г. служил 2-м священником в храме в честь Успения Пресв. Богородицы с. Константинова Калязинского р-на Калининской обл. 21 дек. 1937 г. арестован вместе с настоятелем Успенского храма свящ. сщмч. Илией Чередеевым по обвинению в контрреволюционной агитации. Был заключен в тюрьму в г. Кашине Калининской обл. Виновным себя не признал. Расстрелян вместе со свящ. Илией по приговору Особой тройки УНКВД по Калининской обл. от 27 дек. 1937 г. Похоронен в безвестной могиле.

http://pravenc.ru/text/2581869.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТФЕЙ Прмч. Матфей (Померанцев). Фреска. 2015 г. Худож. Н. Пискунова (ц. равноап. кн. Владимира при бывшем Московском Епархиальном доме) Прмч. Матфей (Померанцев). Фреска. 2015 г. Худож. Н. Пискунова (ц. равноап. кн. Владимира при бывшем Московском Епархиальном доме) (Померанцев Михаил Владимирович, 1881, с. Толмачёво Брянского у. Орловской губ.- 27 авг. 1918, Пермская губ.), прмч. (пам. 14 авг., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архим. Из семьи священника. В 1896 г. по окончании 2-го Орловского ДУ был принят в Орловскую ДС, в к-рой проучился до 1902 г. В том же году поступил в КДА. В 1906 г. окончил академию со степенью кандидата богословия. 3 окт. того же года назначен преподавателем Орловской ДС. С 10 февр. 1908 г. преподаватель Орловского жен. епархиального уч-ща, 19 июня того же года переведен на должность помощника смотрителя Камышинского ДУ в Саратовской губ. 3 сент. 1911 г. назначен преподавателем Олонецкой ДС. В дек. того же года принял в Киеве монашеский постриг с именем Матфей, был рукоположен во иерея и стал заведующим церковноприходскими школами при Киево-Печерской лавре. 20 марта 1914 г. назначен помощником смотрителя Осташковского ДУ в Тверской губ. С 28 окт. 1916 г. смотритель Осташковского ДУ. 8 февр. 1917 г. стал ректором Пермской ДС с возведением в сан архимандрита. Летом 1917 г. избран членом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг . от монашествующих. Был одним из наиболее активных участников Собора, поддерживал восстановление Патриаршества, выступал за укрепление церковной иерархии, призывал к осторожности во введении в епархиальное и приходское управление выборного начала. Участвовал в работе над проектами соборных постановлений о духовных учебных заведениях, о мон-рях и монашествующих, о приходском уставе, о поводах к расторжению церковного брака. Особенно заметной была деятельность М.

http://pravenc.ru/text/2562654.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Всеволодович Вишневский (27.09.1888, с. Вильгорт Чердынского у. Пермской губ.- 2.12. 1920, Екатеринбург), сщмч. (пам. 2 дек., в Соборе Екатеринбургских святых ив Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Род. в семье священника. До рукоположения его отец, имевший польские корни, был учителем в Перми. И. окончил Екатеринбургское ДУ (1905), затем учился в Пермской ДС (сент. 1905 - апр. 1906). 14 февр. 1907 г. назначен псаломщиком к Троицкой ц. с. Шарташского Екатеринбургского у. Пермской губ., 9 мая переведен в Знаменскую ц. при Верхнетагильском заводе того же уезда. Придерживался левых политических убеждений. Находился под надзором полиции, привлекался к следствию, но арестован не был. 2 мая 1908 г. перемещен (вероятно, в качестве наказания) в бедный приход ц. Рождества Христова с. Реутинского Камышловского у. С 7 июня 1911 г. псаломщик Николаевской ц. при Верх-Нейвинском заводе Екатеринбургского у., в этой церкви служил его отец до своей смерти (1909). Одновременно И. преподавал математику в реальном училище. В кон. 1915 г. он был вновь переведен в Знаменскую ц. Верхнетагильского завода. С 1914 по 1917 г., по сведениям родственников, И. преподавал в Екатеринбурге. В янв. 1916 г. женился. 1 апр. 1916 г. Екатеринбургским и Ирбитским еп. Серафимом (Голубятниковым) рукоположен во диакона в екатеринбургской Николаевской ц. при Нуровском приюте. Однако И. продолжил служить в Знаменской ц. на псаломщической вакансии. 3 февр. 1917 г. переведен на 4-е псаломщическое место в Преображенском соборе Невьянска. Летом 1918 г. И. был свидетелем Невьянского восстания, во время к-рого мученически погибли настоятель собора сщмч. Петр Иовлев, а также диакон и регент сщмч. Вячеслав Луканин и певчие. В нояб. 1919 г. И. рукоположен во иерея Екатеринбургским и Ирбитским еп. Григорием (Яцковским) . Назначен настоятелем деревянного храма в малонаселенном (ок. 200 жителей) с. Федьковка Шуралинской вол. Екатеринбургского у., в 5 верстах от волостного центра. Существует ошибочное мнение, что И. был настоятелем Прокопьевской ц. в др. с. Федьковка Невьянской волости того же уезда.

http://pravenc.ru/text/469075.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ Петрович Соколов (2.03. 1874, Калужская губ.- сент. 1918, г. Кунгур Пермской губ.), сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе Пермских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи потомственных священнослужителей. После учебы в Мещовском ДУ поступил в 1889 г. в Калужскую ДС, к-рую окончил по 2-му разряду в 1896 г. Был назначен законоучителем в народную школу с. Давыдова Медынского у. Калужской губ. В 1897 г. переведен законоучителем второклассной церковно-учительской школы в г. Красноуфимск Пермской губ. 30 янв. 1900 г. рукоположен во иерея. Назначен на должность 3-го священника в храм во имя св. апостолов Петра и Павла пос. Нязепетровский Завод Красноуфимского у. (ныне г. Нязепетровск Челябинской обл.). 13 янв. 1903 г. переведен на должность 2-го священника той же церкви. 31 дек. 1903 г. назначен настоятелем нязепетровского Петропавловского храма. Совмещал священническое служение с преподаванием Закона Божия в 2-классном народном и 4-классном городском уч-щах Нязепетровского Завода; был заведующим Нязепетровской (с янв. 1903), Майчагинской и Гривенской (с окт. 1910) церковноприходскими школами. Избирался кандидатом в члены совета 3-го благочиннического округа г. Красноуфимска, членом комиссии по ревизии денежной части. 7 июня 1911 г. переведен в г. Кунгур настоятелем храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Был помощником благочинного городских церквей. Преподавал Закон Божий в кунгурских жен. гимназии и реальном уч-ще; был заведующим 2-классной Успенской церковноприходской школой. Состоял штатным членом и делопроизводителем Кунгурского уездного отделения Епархиального училищного совета. Избирался кандидатом в депутаты на епархиальные съезды. Награждался набедренником (22 марта 1903), скуфьей (19 мая 1909), камилавкой (6 мая 1912), наперсным крестом от Синода (29 июня 1917). Казнен в Кунгуре в сент. 1918 г. во время массовых репрессий после объявления в стране красного террора. Похоронен предположительно вместе с др. казненными в братской могиле у Тихвинского храма. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Память празднуется 7 июня, в день памяти сщмч. Андроника (Никольского) , архиеп. Пермского. Лит.: Пермские ЕВ. 1919. 1. С. 14; Дамаскин. Кн. 2. С. 113; ЖНИР. Июнь. С. 188. Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2581863.html

12 июня 1919 г. еп. Борис уехал в Омск, где вскоре был назначен «епископом армии и флота». 11 мая 1919 г. по постановлению ВВЦУ Сибири и с согласия Колчака к хиротонии во епископа Соликамского, викария Пермской епархии, был определен архим. Варлаам (Новгородский) , хиротония состоялась 15 июня в Омске в присутствии еп. Бориса. 20 окт. 1919 г. Соликамский еп. Варлаам был назначен временно управляющим Пермской епархией. 1 июля 1919 г. 2-я Красная армия взяла Пермь. В Сибирь вслед за войсками Колчака уехали не менее 300 священно- и церковнослужителей Пермской епархии (почти треть духовенства), большая часть из них осела в Екатеринбурге, Ирбите, Челябинске, Тюмени. 30 янв. 1920 г. скончался от тифа еп. Варлаам (Новгородский), его похоронили в склепе под кафедральным Преображенским собором. По указу Синода епископом Пермским и Кунгурским был назначен Геннадий (Туберозов) , еп. Нарвский, к месту служения он не прибыл. На Пермскую кафедру был определен Коломенский еп. Сильвестр (Братановский; впосл. архиепископ), приехавший в Пермь после Пасхи. Архиерей опубликовал воззвание к духовенству, в котором были слова: «Из трех точек опоры: православие, самодержавие, народность... в конце февраля 1917 г. был выбит средний устой - самодержавие. Поэтому пошатнулась Россия, накренилась и стала катиться по наклонной плоскости» (цит. по: Агафонов. 2003. С. 69). Еп. Сильвестр организовал в Перми 8-месячные пастырско-богословские курсы, работавшие в 1920-1922 гг. Летом 1921 г. сильная засуха поразила Поволжье, Крым, Кавказ и юг Украины, что привело к неурожаю и голоду. В Екатеринбургской губ. голодали 800 тыс. чел., в Пермской губ.- 658 тыс. чел., в Челябинской губ.- 600 тыс. чел. В мае 1922 г. в Осинском у. ежедневно умирали от голода до 120 чел. По инициативе Пермского еп. Сильвестра 18-19 дек. 1921 г. и в Рождество Христово по церквам Перми и Мотовилихи прошел сбор денег и продуктов в пользу голодавших. Епископ поручил заниматься сбором денег и продуктов председателю Союза приходских советов священнику Троицкой ц. завода Мотовилихи П. Козыльскому. С дек. 1921 по авг. 1922 г. в церквах Перми и Мотовилихи собрали 80 млн р. и 27 пудов 17 фунтов продуктов. Еп. Сильвестр произносил проповеди о сострадании и помощи голодавшим. Пермский свящ. А. Бирилов 18 февр. 1922 г., за 10 дней до послания патриарха свт. Тихона о помощи голодавшим, писал в газ. «Звезда» 39) о том, что Церковь собирает деньги, питание, одежду, но этого недостаточно, «необходимо самим приходским советам совместно с духовенством сейчас же... уделить часть церковных ценностей гибнущим от голода». Весной 1922 г. проходили духовные концерты, сбор от к-рых направлялся в пользу голодающих.

http://pravenc.ru/text/2580028.html

О. А. Троицкая Первым архиереем с титулом «Пермский» в 1383 г. стал еп. свт. Стефан . Он и его преемники титуловались так по древнерус. названию народов-носителей пермских языков: коми и коми-пермяков и области их расселения (соответственно Вычегодская Пермь и Вел. Пермь). Христианизация населения земель, ныне входящих в П. и К. е., началась в период деятельности епископов Пермских священномучеников Питирима (1444-1455) и Ионы (между 1455 и 1459-1470). По мере продвижения русских в регионе вновь присоединенные земли в церковном отношении поступали в юрисдикцию Пермских епископов. После присоединения в 1492 г. к Пермской епархии Вологды центром Пермской (Великопермской и Вологодской) епархии (см. ст. Вологодская и Великоустюжская епархия ) в продолжение почти столетия оставалась Усть-Вымь (ныне село Усть-Вымского р-на Республики Коми ), хотя архиереи продолжительное время проводили в Вологде и в летописях в 1-й пол. XVI в. часто назывались Вологодскими. В 1589 г. центром епархии стала Вологда, изменилось и название епархии - она стала именоваться Вологодской и Великопермской. В 1647 г. вотчины Строгановых и Пыскорского мон-ря поступили в ведение Патриаршей области . На Московском Соборе в окт. 1657 г. принято решение о создании Вятской и Великопермской епархии (см. ст. Вятская и Слободская епархия ), 5 дек. того же года на Вятскую кафедру назначен архиерей. В 1658 г. в ее ведение перешли в т. ч. Вел. Пермь, Чердынь, Соль Камская, владения Строгановых и владения Пыскорского мон-ря. В 1799 г. из Вятской и Великопермской епархии, а также из Тобольской епархии была выделена Пермская и Екатеринбургская епархия, границы к-рой совпадали с границами Пермской губ. А. П. П. Пермская епархия в 1799 г.- нач. XX в. 27 сент. 1799 г. Синод представил имп. Павлу I Петровичу доклад о необходимости учредить Пермскую епархию. Пермская и Екатеринбургская епархия была создана согласно резолюции императора на докладе Синода от 16 окт. 1799 г. Епархию отнесли к 3-му (низшему) классу, ей было положено наименьшее содержание из казны. Местопребывание архиерею определено в пермском Преображенском ставропигиальном мон-ре, который было решено упразднить, превратив в архиерейский дом. На Пермскую кафедру назначен Старорусский еп. Арсений (Москвин) (ПСЗ. Т. 25. 19156), 1 окт. того же года он был переведен на Воронежскую кафедру, но не вступил в управление Воронежской епархией. В Пермь он также не выехал. 22 февр. 1800 г. в Пермь прибыл секретарь упраздненной Старорусской консистории с неск. чиновниками. В новую епархию перевезли суздальскую архиерейскую ризницу. 29 февр. 1800 г. на кафедру прибыл хиротонисанный 5 февр. 1800 г. в Казани во епископа Пермского и Екатеринбургского Иоанн (Островский). 4 марта 1800 г. он совершил богослужение в Петропавловском соборе, после чего в полном облачении отправился в здание бывш. духовного правления, где открыли Пермскую духовную консисторию.

http://pravenc.ru/text/2580028.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН Григорьевич Широкинский (6.07.1871, дер. Беляевка Новоузенского у. Самарской губ.- 4.10.1918, г. Пермь), сщмч. (пам. 21 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи сельского священника. По окончании в 1885 г. Саратовского ДУ поступил в Самарскую ДС. 14 дек. 1890 г,. во время учебы на последнем курсе семинарии, был посвящен в стихарь. В 1891 г. окончил Самарскую ДС по 1-му разряду, получил звание студента. 1 авг. того же года был назначен надзирателем Бугурусланского ДУ. К этому времени из-за кончины отца К. был вынужден заботиться о матери и 6 младших братьях и сестрах, а также содержать собственную семью. 30 авг. 1892 г. Самарским еп. сщмч. Владимиром (Богоявленским ; впосл. митрополит) рукоположен во иерея и назначен на священническую должность к Михаило-Архангельской ц. с. Зыкова (Ефремовка) Бугурусланского у. Самарской губ. Помимо пастырской деятельности К. в 1892-1894 гг. служил законоучителем в местной земской школе, а затем был заведующим церковноприходскими школами в с. Зыкове и дер. Сорокино, где также преподавал Закон Божий; в 1894-1901 гг. был законоучителем в школе грамоты в дер. Авдеевка, в 1895-1900 гг. заведовал зыковской народной читальней. Неск. лет К. исполнял обязанности помощника окружного наблюдателя церковных школ, являлся катехизатором в 7-м благочинническом округе (до кон. 1896), состоял в должности помощника благочинного этого округа (до 1899). 1 дек. 1900 г. К. был переведен в Уфимскую епархию и определен на приход в с. Давлеканово Белебеевского у. Уфимской губ. (ныне город, Башкирия). Приход был образован в связи со строительством Самаро-Златоустовской железной дороги, благодаря чему в с. Давлеканове, населенном в основном мусульманами, увеличилось число православных, в т. ч. приезжавших сюда на кумысолечение. Назначение К. настоятелем состоялось в результате неоднократных ходатайств об этом членов строительного комитета - инициативной группы по сооружению давлекановского храма. В кон. 1900 г. по благословению Уфимского еп. Антония (Храповицкого ; впосл. митрополит) в Давлеканове был приобретен молитвенный дом из саманного кирпича, освященный 15 янв. 1901 г. в честь св. блж. Исидора Твердислова, Ростовского чудотворца, Христа ради юродивого. Также в одной из квартир была открыта церковноприходская школа.

http://pravenc.ru/text/1842036.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010