1954. T. 8. P. 145-185; idem. Repertorio del «Sacrificium» (canto ofertorial del rito hispánico) para el ciclo dominical «De quotidiano»//Ecclesia orans. 1984. Vol. 1. P. 57-111; Freeman A. Theodulf of Orleans and the «Libri Carolini»//Speculum. 1957. Vol. 32. P. 663-705; Husmann H. Alleluia, Sequenz und Prosa im altspanischen Choral//Miscelánea en homenaje a Monseñor H. Anglés. Barcelona, 1958. Vol. 1. P. 407-416; Rabanal Á lvarez M. Sobre algunas piezas griegas (transcritas) del antifonario visigótico-mozárabe de la Catedral de León//Archivos leoneses. 1959. Vol. 13. P. 67-85; Werner E. Eine neuentdeckte mozarabische Handschrift mit Neumen//Miscelánea en homenaje a Monseñor H. Anglés. 1961. Vol. 2. P. 977-992; Claire J. L " Évolution modale dans les répertoires liturgiques occidentaux//RGreg. 1962. Vol. 40. P. 196-211, 229-245; 1963. Vol. 41. P. 8-62, 77-102, 127-151; Thorsberg B. Études sur l " hymnologie mozarabe. Uppsala, 1962; Mart í n Patino M. T. El breviarium mozárabe de Ortiz: su valor documental para la historia del oficio catedralico hispanico//Miscelanea Comillas. 1963. Vol. 40. P. 205-297; Millares Carlo A. Manuscritos visigóticos: Notas bibliográficas//Hispania sacra. 1961. Vol. 14. P. 337-444 (отд. изд.: Barcelona; Madrid, 1963. (Monumenta Hispaniae sacra. Subs.; 1)); Baroffio B. G. Die Offertorien der ambrosianischen Kirche: Vorstudie zur krit. Ausgabe der mailändischen Gesänge: Diss. Köln, 1964; idem. I codici liturgici: Specchio della cultura Italiana nel medioevo//Ecclesia orans. 1992. Vol. 9. P. 233-276; Gros M. S. Les fragments parisiens de l " antiphonaire de Silos//RBén. 1964. T. 74. P. 324-333; F é rotin M. Los textos de la antiqua liturgia hispánica, fuentes para su estudio//Estudios sobre la liturgia mozárabe. Toledo, 1965. P. 109-164; Messenger R. E. The Mozarabic Hymnal//The Hymn. 1965. Vol. 16. P. 49-63; Mora Ontalba J. M. Bibliografía general, ediciones de textos, trabajos y repertorios//Estudios sobre la liturgia mozárabe/Ed. J. F. Rivera Recio.

http://pravenc.ru/text/674999.html

О. особенно часто упоминается в источниках эпохи визант. династии Палеологов (1261-1453). В эти столетия икона Божией Матери «Одигитрия» постепенно стала едва ли не главной святыней К-поля, покровительницей города и правящих императоров, мон-рь часто рассматривался как 2-й по значению религ. комплекс в К-поле после собора Св. Софии. 15 авг. 1261 г., в день вступления имп. Михаила VIII Палеолога в освобожденный К-поль, икону «Одигитрия» торжественно возили по улицам в сопровождении шествия ( Georg. Pachym. Hist. Vol. 1. P. 160; Niceph. Greg. Hist. Vol. 1. P. 87). В 1289 г. в О. удалился К-польский патриарх Григорий II Кипрский , отрекшийся от престола. В 90-х гг. XIII в. имп. Андроник II Палеолог предоставил О. в качестве резиденции проживавшего в К-поле Антиохийского патриарха Кирилла II . В 1308 г. патриарх Кирилл скончался, он завещал впредь совершать в мон-ре свое поминовение ( Georg. Pachym. Hist. Vol. 2. P. 580, 615). С этого времени О. более чем на столетие стал метохией (подворьем) Антиохийской Православной Церкви. Официально мон-рь находился в юрисдикции Антиохийских патриархов, в большинстве своем живших в К-поле. В 1296 г., после подавления мятежа Алексея Филантропина, имп. Андроник II посещал О., возносил перед иконой благодарственные молитвы (Ibid. P. 231). Имп. Андроник III Палеолог также молился в О.: в 1322 г.- после завершения гражданской войны и установления мира, в 1328 г.- после победы в гражданской войне и вступления в К-поль, в 1337 г.- после победы в морской битве над турками ( Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 168, 305; Niceph. Greg. Hist. Vol. 1. P. 542). В июне 1341 г. тяжелобольного Андроника III вновь доставили в О., чтобы молиться о его выздоровлении, но вскоре он умер, и в течение 3 дней его вдова Анна Савойская, оставалась в мон-ре рядом с его телом ( Niceph. Greg. Hist. Vol. 1. P. 555, 559; Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 557, 560). Осенью 1342 г. большая толпа горожан пришла к О., чтобы благодарить Богородицу за то, что имп. Иоанн Кантакузин потерпел неудачу в походе на Фессалонику ( Cantacus. Hist. Vol. 2. P. 300). В февр. 1347 г. Кантакузин вернулся в К-поль, победив в очередной гражданской войне, и в первую очередь направился в О. для молебна перед иконой (Ibid. Vol. 2. P. 607). В 1354 г. Кантакузин молился перед иконой накануне коронации своего сына Матфея как соправителя (Ibid. Vol. 3. P. 259). В кон. 1354 г., потеряв надежду сохранить власть, Кантакузин перед иконой в О. клялся передать правление своему бывш. врагу имп. Иоанну V Палеологу , отказаться от союза с серб. кор. Стефаном IV Душаном в обмен на возможность ему жить в К-поле с почетом ( Niceph. Greg. Hist. Vol. 2. P. 555). Победитель Иоанн V, войдя в К-поль, пригласил Кантакузина в О. и там принудил его объявить вновь о своем отречении.

http://pravenc.ru/text/2578201.html

K. Ford/Ed. J. F. Nagy, L. E. Jones. Dublin, 2005. P. 131-140; Wesseling M. Structure and Image in the «Altus Prosator»: Columba " s Symmetrical Universe//Proc. of the Harvard Celtic Colloquium. Camb. (Mass.), 1988. Vol. 8. P. 46-57; Meckler M. Colum Cille " s Ordination of Aedán mac Gabráin//The Innes Review. 1990. Vol. 41. P. 139-150; idem. Carnal Love and Priestly Ordination on 6th-Cent. Tiree//Ibid. 2000. Vol. 51. P. 95-108; Sharpe R. Maghnus Ó Domhnaill " s Source for Adomnán " s «Vita S. Columbae» and Other Vitae//Celtica. Dublin, 1990. Vol. 21. P. 604-607; idem. Medieval Irish Saints " Lives: An Introd. to Vitae Sanctorum Hiberniae. Oxf., 1991; idem. Roderick MacLean " s Life of St. Columba in Latin Verse (1549)//The Innes Review. 1991. Vol. 42. P. 111-132; idem. Iona in 1771: Gaelic Tradition and Visitors " Experience//Ibid. 2012. Vol. 63. P. 161-259; Borsje J. The Monster in the River Ness in «Vita Sancti Columbae»: A Study of a Miracle//Peritia. 1994. Vol. 8. P. 27-34; Stevenson J. Irish Hymns, Venantius Fortunatus and Poitiers//Aquitaine and Ireland in the Middle Ages/Ed. J.-M. Picard. Dublin, 1995. P. 81-110; eadem. Altus Prosator//Celtica. 1999. Vol. 23. P. 326-368; Bradley I. Columba, Pilgrim and Penitent, 597-1997. Glasgow, 1996; idem. Celtic Christianity: Making Myths and Chasing Dreams. Edinb., 1999; Bhreathnach E. The Documentary Evidence for Pre-Norman Skreen, County Meath//Ríocht na Midhe. 1996. Vol. 9. N 2. P. 37-45; eadem. Columban Churches in Brega and Leinster: Relations with the Norse and the Anglo-Normans//J. of the Royal Society of Antiquaries of Ireland. 1999. Vol. 129. P. 5-18; Clancy T. O. Columba, Adomnán and the Cult of Saints in Scotland//The Innes Review. 1997. Vol. 48. P. 1-27; idem. Scottish Saints and National Identities in the Early Middle Ages//Local Saints and Local Churches in the Early Medieval West/Ed. A. Thacker, R. Sharpe. Oxf., 2002. P. 397-421; idem. Iona v. Kells: Succession, Jurisdiction and Politics in the Columban «familia» in the Later 10th Century//Tome: Studies in Medieval Celtic History and Law in Honour of T.

http://pravenc.ru/text/1841806.html

The Praktikos and Chapters on Prayer, trans. J. E. Bamberger OCSO, Kalamazoo, MI: Cistercian Publications, 1981. Evagrius Scholasticus Ecclesiastical History, trans. M. Whitby, Translated Texts for Historians, 33, Liverpool: Liverpool University Press, 2000. Gregory Akindynos Discourse before Patriarch John XIV , trans. (Spanish) J. N. Cañellas in C. G. and V. Conticello (eds.), La théologie byzantine et sa tradition, vol. II, Turnhout: Brepols, 2002. Gregory of Nazianzus Epistle 101, trans. L. Wickham in St Gregory of Nazianzus, On God and Christ, Crestwood, NY: SVS Press, 2002, pp. 155–66. Oration 2, In Defence of His Flight To Pontus, trans. NPNF, series 2, vol. 7, pp. 204–27. Oration 14, On the Love of the Poor, trans. B. E. Daley, SJ, Gregory of Nazianzus, London and New York: Routledge, 2006, pp. 75–97; also trans. M. Vinson, St Gregory of Nazianzus. Select Orations, Washington, DC: CUA Press, 2003, pp. 39–71. Oration 21, On the Great Athanasius, trans. NPNF, series 2, vol. 7, pp. 269–80. Oration 31, The Fifth Theological Oration, On the Holy Spirit, trans. L. Wickham in St Gregory of Nazianzus, On God and Christ, Crestwood, NY: SVS Press, 2002, pp. 117–47; NPNF, series 2, vol. 7, pp. 318–28. Oration 38, On Theophany, trans. NPNF, series 2, vol. 7, pp. 345–52. Oration 40, On Holy Baptism, trans. NPNF, series 2, vol. 7, pp. 360–77. Oration 42, The Last Farewell, trans. NPNF, series 2, vol. 7, pp. 385–95. Oration 43, Panegyric on St Basil, trans. NPNF, series 2, vol. 7, pp. 395–422. Oration 45, The Second Oration on Easter, NPNF, series 2, vol. 7, pp. 422–34. Gregory of Nyssa Against Eunomius, trans. NPNF, series 2, vol. 5, pp. 33–248. Great Catechism, trans. NPNF, series 2, vol. 5, pp. 473–509. Homilies on Ecclesiastes, ed. and trans. P. Alexandre in Grégoire de Nysse, Homélies sur l’Écclésiaste, SC 416, Paris: Éditions du Cerf, 1996. Homily on the Beatitudes, trans. A. Meredith in Gregory of Nyssa, London and New York: Routledge, 1999, pp. 91–9; see also H. R. Drobner and A. Viciano (eds.), Gregory of Nyssa: Homilies on the Beatitudes. An English Version with Commentary and Supporting Studies. Proceedings of the 8th Intl. Colloquium on Gregory of Nyssa, Leiden, Boston and Cologne: Brill, 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-camb...

Lpz., 1910; Bousset W. Der zweite Brief an die Korinther// Idem. Die Schriften des NT. Gött., 19173. Bd. 2. S. 167-223; Weiss J. Das Urchristentum. Gött., 1917; idem. Der erste Korintherbrief. Gött., 192510, 1970r; Goguel M. Introduction au NT. P., 1922-1926. 4 vol. in 5; Reitzenstein R. Die hellenistischen Mysterienreligionen nach ihren Grundgedanken und Wirkungen. Lpz.; B., 19273; Waele F. J. M., de. Uit de geschiedenis van Korinthe in de dagen van Paulus//Studia Catholica. Nijmegen, 1927/1928. Vol. 4. P. 145-170; Evans E. The Epistles of Paul the Apostle to the Corinthians. Oxf., 1930; Roos A. G. De titulo quodam latino Corinthi huper reperto//Mnemosyne. N. S. Lugd. Batav., 1930. Vol. 58. P. 160-165; Cadbury H. J. Erastus of Corinth//JBL. 1931. Vol. 50. N 2. P. 42-58; Loisy A. Remarques sur la littérature épistolaire du NT. P., 1935; Broneer O. Colonia Laus Iulia Corinthiensis//Hesperia. Camb., 1941. Vol. 10. P. 388-390; idem. Corinth: Center of St. Paul " s Missionary Work in Greece//BiblArch. 1951. Vol. 14. P. 78-96; idem. The South Stoa and Its Roman Successors. Princeton, 1954. P. 100-155. (Corinth: Results of Excavations; 1/4); idem. The Apostle Paul and the Isthmian Games//BiblArch. 1962. Vol. 25. P. 2-31; idem. The Isthmian Victory Crown//AJA. 1962. Vol. 66. N 3. P. 259-263; idem. Paul and the Pagan Cults at Isthmia//HarvTR. 1971. Vol. 64. N 2/3. P. 169-187; idem. Isthmia. Princeton, 1971. Vol. 1: The Temple of Poseidon; 1973. Vol. 2: Topography and Architecture; Käsemann E. Die Legitimität des Apostels//ZNW. 1942. Bd. 41. S. 33-71; idem. Einführung// Baur F. C. Ausgewählte Werke/Hrsg. K. Scholder. Stuttg., 1963r. Bd. 1. S. 1 ff.; Grant R. M. The Wisdom of the Corinthians//The Joy of Study: Papers on NT and Related Subjects Presented to Honor E C. Grant/Ed. S. E. Johnson. N. Y., 1951. P. 51-55; Munck J. Paulus und die Heilsgeschichte. Årchus, 1954; idem. Paul and the Salvation of Mankind. Atlanta, 19772; Allo E.-B. Saint Paul: Seconde Épître aux Corinthiens.

http://pravenc.ru/text/2458661.html

1959. Vol. 35. P. 105-186; 1963. Vol. 39. P. 7-92; idem. L " importanza degli scavi lateranensi per la cronologia delle prime pitture catacombali//Ibid. 1968. Vol. 44. P. 81-113; idem. Aristote ou Socrate: A propos d " une peinture de la via Latina//Atti d. Pontificia Accademia Romana di archeologia: Rendiconti. 1969/1970. Vol. 42. P. 173-193; idem. La capella «greca» di Priscilla//RACr. 1970. Vol. 46. P. 291-330; Perler O. Die Mosaiken der Juliergruft im Vatikan. Freiburg, 1953; Klauser T. Die römische Petrustradition im Lichte der neuen Ausgrabungen unter der Peterskirche. Köln, 1956; idem. Studien zur Entstehungsgeschichte der christlichen Kunst. I//JAC. 1958. Bd. 1. S. 20-51; idem. Idem. IX//Ibid. 1967. Bd. 10. S. 82-120; Griffiths J. G. The Vatican Excavations and the Tomb of St. Peter//The Hibbert Journal. L., 1956/1957. Vol. 55. P. 140-149, 284-286; Essen C. C., van. Studio cronologico delle pitture parietali di Ostia//Boll. d. Commissione archeologica communale di Roma. 1956/1958. Vol. 76. P. 115-181; Stuiber A. Refrigerium interim: die Vorstellungen vom Zwischenzustand und die frühchristliche Grabes Kunst. Bonn, 1957; Ferrua A. Una scena nuova nelle pitture catacombali//Atti d. Pontificia Accademia Romana di archeologia: Rendiconti. 1957/1958. Vol. 30/31. P. 107-116; idem. Le pitture della nuova catacomba di via Latina. Vat., 1960; idem. Una nuova regione della catacomba dei SS. Marcellino e Pietro//RACr. 1970. Vol. 46. P. 7-83; idem. La catacomba di Vibia. I//Ibid. 1971. Vol. 47. P. 7-62; 1973. Vol. 49. P. 131-161; idem. La basilica e la catacomba di S. Sebastiano. Vat., 1990; idem. Catacombe sconosciute: Una pinacoteca del IV secolo sotto la via Latina. Firenze, 1990; Sotomayor M. San Pedro en la iconografia paleocristiana: Testimonios de la tradicion Cristiana sobre San Pedro en los monumentos iconograficos anteriores al siglo sexto. Granada, 1962; Farioli R. Pitture di epoca tarda nelle catacombe romane. Ravenna, 1963. (Collana di quaderni di antichità ravennati, cristiane e bizantine; 1); Testini P.

http://pravenc.ru/text/1681353.html

Fribourg, 1992. (Paradosis; 33); idem. L " unité du Pasteur d " Hermas: tradition et rédaction. P., 1992. (Cah. de la RB; 31); idem. Un seul Pasteur, un seul Hermas//RThL. 1992. Vol. 23. P. 482-488; idem. Hermas, un pseudonyme//StPatr. 1993. Vol. 26. P. 136-139; Jeffers J. S. Social Foundations of Early Christianity at Rome: The Congregations Behind I Clement and the Shepherd of Hermas: Diss./Univ. of California. Irvine (Calif.), 1988; idem. The Influence of the Roman Family and Social Structures on Early Christianity in Rome//SBL.SP, 1988. Vol. 27. P. 370-384; idem. Pluralism in Early Roman Christianity//Fides et historia. Longview (Tex.), 1990. Vol. 22. P. 4-17; Miller P. C. «All the Words were Frightful»: Salvation by Dreams in «The Shepherd of Hermas»//VChr. 1988. Vol. 42. P. 327-338; Hahn F. Prophetie und Lebenswandel: Bemerkungen z. Paulus u. z. zwei Texten der Apostolischen Vater//Neues Testament und Ethik. Freiburg i Br., 1989. S. 527-537; Leutzsch M. Die Wahrnehmung sozialer Wirklichkeit im «Hirten des Hermas». Gött., 1989. (Forsch. z. Relig. u. Lit. d. alten und NT; 150); Morgan-Wynne J. E. The «Delicacy» of the Spirit in the Shepherd of Hermas and in Tertullian//StPatr. 1989. Vol. 21. P. 154-157; Murphy F. X. The Moral Teaching of the Pastor Hermas//StPatr. 1989. Vol. 18. P. 183-188; Perraymond M. Alcune visioni nell " arte cristiana antica: Abramo, Giacobbe, Ezechiele, Pastore d " Erma, Felicite e Perpetua//Augustinianum. R., 1989. Vol. 29. P. 549-563; Trevijano Etcheverria R. M. Die Wahrnehmung sozialer Wirklichkeit im Hirtes des Hermas//Salmanticensis. Salamanca, 1990. Vol. 37. P. 239-241; Kirkland A. The Transmission of the «Shepherd of Hermas»//Acta Patristica et Byzantina. Pretoria, 1990. Vol. 1. P. 134-143; eadem. The Literary History of the Shepherd of Hermas Visions I to IV//The Second Century: A J. of Early Christian Studies. Abilene (Tex.), 1992. Vol. 9. P. 87-102; Maier H. O. The Social Setting of the Ministry as Reflected in the Writings of Hermas, Clement and Ignatius.

http://pravenc.ru/text/190137.html

[Stillwater,] 1979; Duval Y.-M. Pélage est-il le censeur inconnu de l " Adversus Iovinianum а Rome en 393?: ou Du «portrait-robot» de l " hérétique chez S. Jérôme//RHE. 1980. Vol. 75. N 3/4. P. 525-557; idem. La date du «De natura» de Pélage: Les premières étapes de la controverse sur la nature de la grâce//REAug. 1990. Vol. 36. N 2. P. 257-283; idem. Pélage en son temps: Données chronologiques nouvelles pour une présentation nouvelle//StPatr. 2001. Vol. 38. P. 95-118; Valero J. B. Las bases antropológicas de Pelagio en su tratado de las Expositiones. Madrid, 1980; Dunphy W. Manuscript Note on Pelagius " «De vita christiana» (Paris, BN Lat. 10463)//Augustinianum. 1981. Vol. 21. N 3. P. 589-591; idem. The Acts of the Synod of Diospolis: Text, Translation, and Notes//Akademia. Nagoya, 1998. Vol. 67. P. 185-228; idem. A Lost Year: Pelagianism in Carthage, 411 A. D.//Augustinianum. 2005. Vol. 45. N 2. S. 389-466; Moreschini C. Gerolamo tra Pelagio e Origene//Ibid. 1986. Vol. 26. N 1/2. P. 207-216; Nuvolone F. G., Solignac A. Pélage et Pélagianisme//DSAMDH. 1986. T. 12. Pt. 2. Col. 2889-2942; Rees B. R. Pelagius: A Reluctant Heretic. Woodbridge, 1988 [переизд.: Idem. Pelagius: Life and Letters. Woodbridge, 1998. Pt. 1]; Tauer J. Neue Orientierungen zur Paulusexegese der Pelagius//Augustinianum. 1994. Vol. 34. N 2. P. 313-358; Dolbeau F. Le sermon 348A de St. Augustin contre Pélage: Édition de texte intégral//RechAug. 1995. Vol. 28. P. 37-63; idem. Un second manuscrit complet du «Sermo contra Pelagium» d " Augustin (S. 348A augmenté)//REAug. 1999. Vol. 45. N 2. P. 353-361; Kessler A. Reichtumskritik und Pelagianismus: Die pelagianische Diatribe «De divitiis»: Situierung, Lesetext, Übers., Komment. Freiburg, 1999. (Paradosis; 43); L ö hr W. A. Pelagius " Schrift «De natura»: Rekonstruktion und Analyse//RechAug. 1999. Vol. 31. P. 235-294; idem. Pelagius: Portrait of a Christian Teacher in Late Antiquity. Aberdeen, 2007; idem. Pélage et le pélagianisme. P., 2015; idem. Pelagius//RAC.

http://pravenc.ru/text/2579904.html

Turnhout., 1953. Vol. 5. P. 147-166; idem. Leandro di Siviglia, Isidoro di Siviglia//Patrologia/Ed. A. Di Berardino. Genova, 1996. Vol. 4: Dal Concilio di Calcedonia a Beda. I: Padri latini. P. 76-78, 81-94; Mancini G. Osservazioni critiche sull " opera di Sant " Isidoro di Siviglia. Pisa, 1955; Pascal P. The «Institutionum disciplinae» of Isidore of Seville//Traditio. N. Y., 1957. Vol. 13. P. 425-430; McNally R. E. Der irische Liber de numeris: Diss. Münch., 1957; idem. Isidoriana//Theological Studies. Baltimore, 1959. Vol. 20. P. 432-442; idem. The Pseudo-Isidorian «De vetere et novo testamento quaestiones»//Traditio. 1963. Vol. 19. P. 37-50; idem. Christus in the Pseudo-Isidorian «Liber de ortu et obitu patriarchum»//Ibid. 1965. Vol. 21. P. 167-183; Fontaine J. Isidore de Séville et la culture classique dans l " Espagne visigothique. P., 1959. 2 vol.; idem. Tradition et actualité chez Isidore de Séville. L., 1988; idem. Isidore de Séville: Genèse et originalité de la culture hispanique au temps des Wisigoths. Turnhout, 2000; Isidoriana: Estudios sobre San Isidoro de Sevilla del XIV centenario de su nacimiento/Ed. M. C. Díaz y Díaz. Léon, 1961; Vega A. C. Cuestiones critícas de las biografías isidorianas//Ibid. P. 75-98; Brugnoli G. Il «Liber de differentiis rerum» di Isidoro di Siviglia//VetChr. 1964. Vol. 1. P. 65-82; Sharpe W. D., ed. Isidore of Seville: The Medical Writings//Transactions of the American Philosophical Society: N. S. Phil., 1964. Vol. 54. Part 2; Gasparotto G. Isidoro e Lucrezio I: Le fonti dei capitoli De tonitruo e De fulminibus del De natura rerum e delle Origines//Memorie della Academia Patavina di Scienze, Lettere ed Arti. Cl. di Scienze Morali. Padova, 1965/1966. Vol. 78. P. 73-130; idem. Isidoro e Lucrezio II: Le fonti dei capitoli De arcu del De natura rerum e De arcu et nubium effectibus delle Origines//Ibid. P. 207-238; idem. Isidoro e Lucrezio III: Le nubi//Ibid. 1966/1967. Vol. 79. P. 39-58; idem. Isidoro e Lucrezio IV: La peste//Ibid.

http://pravenc.ru/text/674918.html

3. «Об Иоанне [Крестителе] и Ироде» (изд.: Mingana. 1905. Vol. 2. P. 377-381; Homilies of Mar Narsai. 1970. Vol. 1. P. 185-191). 4. «О Кирилле [Александрийском] и Нестории» (изд.: Homilies of Mar Narsai. 1970. Vol. 1. P. 287-293). 5. «О Каине и Авеле» (изд.: Mingana. 1905. Vol. 2. P. 386-391; Homilies of Mar Narsai. 1970. Vol. 1. P. 334-341). 6. «О фарисеях и Господе нашем» (изд.: Mingana. 1905. Vol. 2. P. 396-401; Homilies of Mar Narsai. 1970. Vol. 1. P. 393-399). 7. «О царе и мучениках» (изд.: Manna. 1901. P. 222-228; Mingana. 1905. Vol. 2. P. 401-406; Homilies of Mar Narsai. 1970. Vol. 1. P. 520-526). 8. «Об [апостоле] Петре и [императоре] Нероне» (изд.: Mingana. 1905. Vol. 2. P. 391-396). Христология Н. являлся убежденным сторонником строгого дифизитства, центром которого в течение многих лет была Антиохийская школа. В период обучения Н. в Эдесской школе происходило активное усвоение представителями сирийской богословской традиции антиохийской христологии, что стало возможным благодаря переводу с греческого языка на сирийский экзегетических (а затем и догматических) произведений одного из «греческих учителей» - Феодора Мопсуестийского. Примерно в то же время в Эдессе приступили к переводу текстов Диодора Тарсийского. Осуждение одного из учеников Феодора, Нестория, архиеп. К-польского, на III Вселенском Соборе способствовало тому, что вост. сирийцы начали почитать последнего в качестве исповедника, а также получили общее представление о его богословии, хотя и не были знакомы с его основным произведением - «Трактатом Гераклида Дамасского» - вплоть до сер. VI в. Т. о., процесс рецепции восточносир. традицией антиохийской христологии может быть разделен на 2 этапа, причем 1-й этап (V - сер. VI в.), на который приходится в т. ч. деятельность Н., следует соотносить не с «несторианизацией», а с усвоением богословской системы Феодора Мопсуестийского (подробнее см. в статьях Несторианство , Церковь Востока ). Именно Н. осуществил масштабный богословский синтез предшествующей сир. традиции, представленной, в частности, именами Афраата († после 345), прп. Ефрема Сирина († 373), а также Кириллоны (кон. IV - нач. V в.), и христологии Феодора (обзоры христологического учения Н.: Tisserant. 1931. Col. 30; Bardenhewer. Geschichte. 1962r. Bd. 5. S. 408-410; Ortiz de Urbina. PS. 19652. P. 117-118; McLeod. 1973; Idem. 1981; Idem. 2007; Ibrahim. 1974/1975; Селезнев. 2002. С. 58-66; Quasten. Patrology. 2006. Vol. P. 457; Заболотный. 2016. С. 159-162). Этот синтез в значительной степени подготовил офиц. принятие Церковью Востока «феодорианского» варианта антиохийского богословия.

http://pravenc.ru/text/2564704.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010