Padeborn, 1954. Bd. 44. S. 263-279; Stuiber A. Die Diptychon-Formel für die nomina offerentium im römischen Messkanon//EphLit. 1954. Vol. 68. P. 127-146; Eizenh ö fer L. «Te igitur» und «Communicantes» im römischen Messkanon//Sacris erudiri. 1956. Vol. 8. P. 14-75; Ratcliff E. C. The Institution Narrative of the Roman Canon Missae//StPatr. 1957. Vol. 2. P. 64-82; Crehan J. H. Canon dominicus papae Gelasi//VChr. 1958. Vol. 12. N 1. P. 45-48; Gamber K. Die Einführung des Sanctus in die heilige Messe//Heiliger Dienst. Salzburg, 1960. Bd. 14. S. 132-136; Willis G. G. The Connection of the Prayers of the Roman Canon// Idem. Essays in Early Roman Liturgy. L., 1964. P. 121-133; idem. The Roman Canon of the Mass at the End of the VI Cent.//The Downside Review. Bath, 1980. Vol. 98. P. 124-137; Bouyer L. La préface et le Sanctus//La Maison-Dieu. P., 1966. Vol. 87. P. 97-110; idem. Eucharistie: Théologie et spiritualité de la prière eucharistique. Tournai, 1968 2; Massi P. Abele, Abrahamo e Melchisedec nel Canone//Rivista liturgica. 1966. Vol. 53. P. 593-608; Righetti M. Manuale di storia liturgica. Mil., 1966 3. Vol. 3; Vagaggini C. The Canon of the Mass and Liturgical Reform. L., 1967; Ratcliff E. C., Couratin A. H. The Early Roman Canon Missae//JEcclH. 1969. Vol. 20. N 2. P. 211-224; Fiala V. E. Les prières d " acceptation de l " offrande et le genre littéraire du canon romain//Eucharisties d " Orient et d " Occident. P., 1970. Vol. 1. P. 117-133; Gy P.-M. Le Sanctus romain et les anaphores orientales//Mélanges liturgiques offerts au R. P. dom B. Botte à l " occasion du cinquantième anniversaire de son ordination sacerdotale (4 juin 1972). Louvain, 1972. P. 167-174; S á nchez Abell á n F. Canon Romano. Salamanca, 1974; Keifer R. A. The Unity of the Roman Canon//Studia Liturgica. Rotterdam, 1976. Vol. 11. P. 39-58; Marini A. L " epiclesi nel Canone Romano//EphLit. 1976. Vol. 90. P. 243-261; Bouley A. From Freedom to Formula: The Evolution of the Eucharistic Prayer from Oral Improvisation to Written Texts.

http://pravenc.ru/text/1470229.html

O. R. Goths//ODB. 1991. Vol. 2. P. 262. См.: Кулаковский . История 3. С. 414–416. Joannes Chrysostomus . Epistulae ad Olympiadem IX, 5: 14–25. O. R. Goths//ODB. 1991. Vol. 2. P. 262. Ср. упоминание у Сократа о готах как о варварах: Socrates Scholasticus . Historia ecclesiastica VI, 6. См. также: Joannes Philoponus . In Aristotelis meteorologicorum librum primum commentarium Vol. 14.1. P. 126. Ср. в тексте, приписываемом свт. Иоанну Злаутоусту: «Вступи… в церковь персов, в готскую, варварскую, в церковь индусов, негров, где бы ни светило солнце на земле…» ( Joannes Chrysostomus . De Chananaea [Dub.]//PG. 52. Col. 460). О просвещении разных народов, в том числе готов-варваров, проповедовал Василий Селевкийский (V в.): «О удивительные чудеса! Апостол стал говорить — и индус стал научаться; еврей говорил — и варвар стал воспитываться; благодать провозглашалась — и слух принимал слово; готы голос узнали — и эфиопы язык познали…» ( Basilius Seleuciensis . Homilia in pentecosten//PG. 52. Col. 811–812). Martyrium brevior sanctae Euphemiae 10:1–5. Anonymi historia imperatorum. Historia imperatorum liber II (Anastasio–Irene) 485–516. Подробнее см.: A. K. Gepids//ODB. 1991. Vol. 2. P. 844. A. K. Gepids//ODB. 1991. Vol. 2. P. 844. R. B. H. Alemans//ODB. 1991. Vol. 2. P. 56. Vitae Naum Ochridensis. Vita graeca 139–152. O . P . Sarmatians//ODB. 1991. Vol. 3. P. 1844. Об аланах см.: O. P. Alans//ODB. 1991. Vol. 1. P. 51–52. С точки зрения Аммиана Марцеллина. Ср.: Joannes Antiochenus . Fragmenta 21:9–12 P. 477–478. О вандалах см.: R. B. H. Vandals//ODB. 1991. Vol. 2. P. 2151–2152. См.: C. F. Isaura//ODB. 1991. Vol. 2. P. 1014. C. F. Isaura//ODB. 1991. Vol. 2. P. 1014. См.: A. K. Tharacians//ODB. 1991. Vol. 2. P. 2080. А также о фракийских племенах до Р. Х.: Делев П . История на племената в Югозападна Тракия през 1 хил. пр. Хр. (2014). Об освоении Мизии и Фракии римской армией в ΙΙ–ΙΙΙ вв. по Р. Х. см.: Боянов . Римските ветерани в Долна Мизия и Тракия (I–III в.). София, 2008. О Фракии, ее административном устройстве в христианскую эпоху и христианизации см.: Di Berardino Angelo, Gianluca Pila . Atlante storico del christianesimo antico. P. 184–186. При этом Фракийский диоцез, как видно на примере одной его провинций Фракии, в V в. был достаточно христианизирован: Домарадска Л. Етнокултурна и езикова характеристика на населението в провинция Тракия (IV–VI в. н. э.) — по епиграфски данни//Поселищен живот в Тракия. Ямбол, 2006. С. 319–350.

http://bogoslov.ru/article/6170934

A 6th-Cent. Sunagogue at ‘Isfiya//Quarterly of the Department of Antiquities of Palestine. Jerusalem, 1934. Vol. 3. P. 118-131; Garrod D. A. E. et al. The Stone Age of Mount Carmel at the Wady elMughara. Oxf., 1937-1939. 2 vol.; Simons J. Handbook for the Study of Egyptian Topographical Lists. Leiden, 1937; Avi-Yonah M. Map of Roman Palestine. Jerusalem, 1940 2; idem. Mount Carmel and the God of Baalbek//IEJ. 1952. Vol. 2. N 2. P. 118-124; idem. Husifah//NEAEHL. 1993. Vol. 2. P. 637-638; Eissfeldt O. Der Gott Karmel. B., 1953; Galling K. Der Gott Karmel und die Achtung der fremden Götter//Geschichte und Altes Testament. Tüb., 1953. S. 105-125; Goodenough E. R. Jewish Symbols in Greco-Roman Period. N. Y., 1953. Vol. 1; Dothan M. Excavation of a Monastery near Sha " ar ha-‘Aliyah//IEJ. 1955. Vol. 5. N 2. P. 96-102; Bagatti B. Relatio excavationibus archaeologicis in S. Monte Carmelo//Acta Ordinis Carmelitarum Discalceatorum. R., 1958. Vol. 3. P. 277-288; 1961. Vol. 6. P. 66-70; idem. Ancient Christian Villages of Galilee. Jerusalem, 2001; Rowley H. H. Elijah on Mount Carmel// Idem. Men of God: Studies in OT History and Prophecy. L., 1963. P. 37-65; Alt A. Das Gottesurteil auf dem Karmel// Idem. Kleine Schriften. Münch., 19643. Bd. 2. S. 135-149; Ovadiah A. Elijah " s Cave//IEJ. 1966. Vol. 16. N 4. P. 284-285; idem. Corpus of the Byzantine Churches in the Holy Land. Bonn, 1970; idem. Hellenistic, Roman and Early Byzantine Mosaic Pavements in Israel. R., 1987; Hachlili R. The Zodiac in Ancient Jewish Art: Representation and Significance//BASOR. 1977. Vol. 228. P. 61-77; Naveh J. On Stone and Mosaic: The Aramaic and Hebrew Inscriptions from Ancient Synagogues. Jerusalem, 1978; Barag D. A New Source Concerning the Ultimate Borders of the Latin Kingdom of Jerusalem//IEJ. 1979. Vol. 29. N 3/4. P. 197-217; Chiat M. Y. S. A Corpus of Synagogue Art and Architecture in Roman and Byzantine Palestine: Diss. Ann Arbor, 1979. 4 vol.; idem. Handbook of Synagogue Architecture. Chico (Calif.), 1982; Ovadiah A., Silva C.

http://pravenc.ru/text/1681107.html

Bozius Thomas. De signis Ecclesiae. Cologne, 1593. Ulenberg C. Historia de vita, moribus, rebus gestis, studiis doct. Martini Luther. Cologne, 1622. Audin J . M. Histoire de la vie, des ouvrages et des doctrines de Luther (7 éd.). Paris, 1856, 3 vol. Kuhn F. Luther, sa vie et son œuvre. Paris-Neuchatel, Geneve, 1883– 1894, 3 vol. Majunke Dr. La Fin de Luther. Paris, 1893. Denifle H. Luther et le luthéranisme. Paris, 1912–1914, 4 vol. Grisar H. Luther. Fribourg-en-Brisgau, 1924–1925, 3 vol. Grisar H. Martin Luther, sa vie et son œuvre. Paris, 1931 D ö i i n g e r. La Reforme, son développement intérieur et les fruits qúelle a produits. Paris, 1848–1849, 3 vol. Maimbourg L. Histoire du luthéranisme. Paris, 1680, 2 vol. Bossue t. Histoire des variations des Eglises protestantes. Paris, 1688, 2 vol. Beausobre I. de. Histoire de la Réformation. Berlin, 1785, 3 vol. Mignet. Luther à la diète de Worms. Paris, 1835. Audin. Léon X. Paris, 1846. Henri VIII. Défense des sept Sacrements contre Luther. Angers, 1850. Gasparin A. de. Luther et la Réforme au XVI siècle. Paris, 1875. Monumenta Reformationis Lutheranae. Ratisbonne, 1883–1884,2 vol. Janssen J. L " Allemagne et la Réforme. Paris, 1889. 8 vol. Mayer A. Érasme et Luther. Paris, 1904. Imbart de La Tour. Les Origines de la Réforme. Paris, 1905– 1914,3 vol. Jundt. Le Développement de la pensée de Luther jusqúen 1517. Paris, 1906. Cristiani L. Luther et le luthéranisme. Paris, 1909. Cristiani L. Du luthéranisme au protestantisme. Paris, 1911. Cristiani L. Luther au couvent. Paris, 1914. Humbertclaude H. Érasme et Luther. Paris, 1910. Kaikoff P. Der Prozess des Jahres 1518. Gotha, 1912. Pâquier J. Le Protestantisme allemand. Paris, 1915. Boehmer H. Derjunge Luther. Gotha, s.d. Wolf E. Staupitz und Luther. Leipzig, 1927. Febvre L. Un destin, Martin Luther. Paris, 1928. Funck-Brentano F. Luther Paris, 1934. Erasme. Essai sur le libre arbitre. Alger, 1945. Dalbiez R. L " Angoisse de Luther. Paris, 1974. Brecht M. Martin Luther. Stuttgart, 1983–1987, 3 vol.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

1948. Vol. 2. P. 65–88; Grant R. M. Studies in the Apologists//HarvTR. 1958. Vol. 51. P. 123–134; Siniscalco P. Caratteri espressivi ed estetici della profezia vetero-testamentaria secondo la «Cohortatio ad Graecos» attribuita a Giustino 627//Studi storico religiosi. L’Aquila, 1980. Vol. 4. P. 29–44; Marcovich M. Pseudo-Justin: «Cohortatio ad Graecos»: A Lost Edition Princeps?//Illinois Classical Studies. 1981. Vol. 6. N 1. P. 172–174; idem. Patristic Textual Criticism//Ibid. 1988. Vol. 13. N 1. P. 135–149; Simonetti M. In margine alla polemica antiplatonica della «Cohortatio» ps.-giustinea//Religioni e Civiltà. Bari, 1982. Vol. 3: Scritti in memoria di A. Brelich/A cura di V. Lanternari e. a. P. 577–589; Piñero Sáenz A. Plato redivivus: Sobre las concepciones de la inspiración de la «Cohortatio ad Graecos» del Pseudo-Justino//Estudios clásicos. Madrid, 1984. Vol. 26. N 88. P. 395–400; Lilla S. R. S. Introduzione al medio platonismo. R., 1992. P. 133–135. (Sussidi Patristici; 6); Beskow P. En judisk missionsskrift?: Kring frågan om Pseudo-Justinus’ «Cohortatio ad Graecos» Reconsidered//Kyrkohistorisk Årsskrift. Uppsala, 1993. T. 93. P. 49–62; Riedweg Chr. A Christian Middle-Platonic Document: Ps.-Justin’s «Ad Graecos de vera religione», hitherto known as «Cohortatio ad Graecos»//StPatr. 1993. Vol. 26. P. 177–183; idem. Ps.-Justin (Markell von Ankyra?): Ad Graecos de vera religione (bisher «Cohortatio ad Graecos»). Basel, 1994. 2 Bde. (Schweizerische Beitrage zur Altertumswissenschaft; 25) [Рец.: Runia D.//VChr. 1997. Vol. 51. N 1. P. 100–107; Horst P. W., van der.//Mnemosyne. Ser. 4. Lugd. Batav., 1997. Vol. 50. Fasc. 3. P. 366–367; Trapp M. B.//The Classical Review. N. S. L.; N. Y., 1996. Vol. 46. N 1. P. 15–16]; Beatrice P. F. Pagan Wisdom and Christian Theology According to the «Tübingen Theosophy»//JECS. 1995. Vol. 3. P. 403–418; idem. Anonymi Monophysitae Theosophia: An Attempt at Reconstruction. Leiden; Boston, 2001. (VChr. Suppl.; 56); Pouderon B. D’Athènes à Alexandrie: Études sur Athénagore et les origines de la philosophie chrétienne.

http://pravenc.ru/text/Иустин ...

Themes in Haggai - Zechariah - Malachi//Interpretation. Richmond, 2007. Vol. 61. N 2. P. 184-197; Tollington J. E. Tradition and Innovation in Haggai and Zechariah 1-8. Sheffield, 1993; idem. Reading in Haggai: From the Prophet to the Completed Book, a Changing Message in Changing Times//The Crisis of Israelite Religion: Transformation of Religious Tradition in Exilic and Post-Exilic Times/Ed. B. Becking, M. C. A. Korpel. Leiden, 1999. P. 194-208; Tarazi P. N. Israel and the Nations (according to Zechariah 14)//SVTQ.1994. Vol. 38. P. 181-192; Schaefer K. R. Zechariah 14: A Study in Allusion//CBQ. 1995. Vol. 57. N 1. P. 66-91; Floyd M. H. The Evil in the Ephah: Reading Zechariah 5:5-11 in Its Literary Context//Ibid. 1996. Vol. 58. N 1. P. 51-68; idem. Zechariah and Changing Views of Second Temple Judaism in Recent Commentaries//Religious Studies Review. Hannover, 1999. Vol. 25. P. 257-263; Fournier-Bidoz A. Des mains de Zorobabel aux yeux du Seigneur: Pour une lecture unitaire de Zacharie IV 1-14//VT. 1997. Vol. 47. N 4. P. 537-542; Delkurt H. Sacharjas Nachtgesichte: Zur Aufnahme und Abwandlung Prophetischer Traditionen. B.; N. Y., 2000; Leske A. M. Context and Meaning of Zechariah 9:9//CBQ. 2000. Vol. 62. N 3. P. 663-678; Moseman R. D. Reading the Two Zechariahs as One//Review & Expositor. Louisville, 2000. Vol. 97. N 4. P. 487-498; Rudman D. Zechariah 5 and the Priestly Law//Scandinavian J. of the OT. Aarhus, 2000. Vol. 14. N 2. P. 194-206; Bruehler B . B. Seeing through the  of Zechariah: Understanding Zechariah 4//CBQ. 2001. Vol. 63. N 3. P. 430-443; Caldwell E. F. Zechariah 8:1-8//Interpretation. Richmond, 2001. Vol. 55. N 2. P. 185-187; Peels H . G . L. The Blood «from Abel to Zechariah» (Matth. 23, 35; Luc. 11, 50 f.) and the Canon of the Old Testament//ZAW. 2001. Bd. 113. N 4. S. 583-601; Schellenberg A. One in The Bond of War: The Unity of Deutero-Zechariah//Didaskalia. Otterburne, 2001. Vol. 12. P. 101-115; Finitsis A . Zechariah 1-8 and Millennialism//GOTR.

http://pravenc.ru/text/182655.html

Д. являлся автором многочисленных сочинений, таких как тайноводство (μυσταγωγαι), праздничные послания (ορταστικα), толкования на Свящ. Писание (καθηγσεις), полемические трактаты против мелетиан, сторонников софиста Стефана, Петра Каллиникского, тритеитов и др. Он писал проповеди, получившие широкое распространение. Фрагменты одной из них, произнесенной на Рождество Христово в Александрии, сохранились в копт. версии ( Crum W. E. Theological Texts from Coptic papyri. Oxf., 1913. P. 13-23). В писаниях Д. присутствуют анафемы Халкидонскому Собору и томосу папы Льва. Из его сочинений полностью сохранились лишь синодик к Иакову Барадею и письмо на смерть Иакова ( Michel le Syrien. P. 325-334, 339-342). Согласно «Истории Александрийских патриархов» Севира (Ибн аль-Мукаффы) и «Синаксарю Александрийской Церкви», Д. скончался 12 июня (18 числа месяца бауна) 604 г. Ист.: Sewerus ibn al-Muquaffa, Bishop of el Ashmunein. History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria/Ed. B. Evetts//PO. 1907. T. 1. Fasc. 4. P. 97-101; Idem.//CSCO. Arab. Ser. 3. 1962r. T. 8. P. 473-478; Johannes Ephesinus. Historiae Ecclesiasticae pars tertia. IV 41-44, 60-61/Ed. E. W. Brooks//CSCO. Syr. Ser. 3. 1936. T. 3. Pt. 2: Versio; Le synaxaire arabe jacobite (réd. copte)/Éd. R. Basset//PO. 1923. T. 17. Fasc. 3. P. 575-577; Michel le Syrien. Chronique. X 13-14, 16-17, 21-22/Éd. J. B. Chabot. P., 1901. T. 2. P. 325-334, 344-346, 361-371, 382; Peter of Callinicum. Anti-Tritheist dossier/Ed. R. Y. Ebied e. a. Leuven, 1981; idem. Tractatus contra Damianum/Ed. R. Y. Ebied e. a. Turnhout, 1994. T. 1: Quae supersunt libri secundi; 1996. T. 2: Libri tertii capita I-XIX; 1998. T. 3: Libri tertii capita XX-XXXIV; 2003. T. 4: Libri tertii capita XXXV-L et addendum libro secundo. (CCSG; 29, 32, 35, 54); Synaxarium Alexandrinum/Ed. I. Forget//CSCO. Arab. 1926. T. 19. Pt. 2: Versio. P. 174-175, 187; Van Roey A. Het dossier van Proba en Juhannan Barboer//Scrinium Lovaniense: Mélanges historiques E. van Cauwenbergh. Gembloux, 1961. S. 181-190.

http://pravenc.ru/text/168772.html

E. Chronicon civile et Ecclesiasticam anonym i auctoris quod ex unico codice Edesseno prim o edidit. Šarfa, 1904−1911; (полное): Chronicon anonym um ad annum 1234 per tinnes. Ed. J. B. Chabot. CSCO. Vol 81 (SCR SYRI 36). Lovanii, 1916 (вторая часть), 1920 (первая); лат. перевод: Chabot J. B. Vol. 109. T. 56. Lovanii, 1937; φρ. перевод: (первая часть по изданию Рахмани): Nau F. ROC 12 (1907). P. 429−441; 13 (1908). P. 90−99, 436−443; англ. перевод (неполный): Tritton A. S., Gibb H. A. R. The first and second Crusade from an anonym ous Syriac Chronicle. JRAS (1933). P. 69–101, 273−106. Исследование. Baumstark. S. 302. Часть V Сирийские писатели постпатристической эпохи. Переводы Глава 1. Несторианские писатели постпатристической эпохи В этой части мы вкратце рассмотрим тех писателей, которые хотя жили и не в патристическую эпоху, однако составили сочинения, важные в ретроспективном отношении для патристической эпохи. По этой причине мы поведем речь о тех авторах и тех их произведениях, которые содержат указания на прошедшую эпоху. § 153. Католикос Тимофей I Подвизался в монашестве, затем стал епископом Бет-Баггаша, а впоследствии, в 780 г., был посвящен в католикосы. Умер 9 января 823 г. Пользуясь благосклонностью халифов, распространил несторианскую Церковь в Индии, Средней Азии, Китае и Йемене. Создал четыре новые церковные провинции, из которых одна в Армении, а другая в Сирии. На Соборах 790−791 и 804 гг. утвердил почитание несторианского учения. Как Соборами, на которых председательствовал Тимофей I, так и самим католикосом было принято много канонов. Он написал около 200 посланий, и вел диспут о вере в присутствии халифа аль-Махди. Источники сообщают и о других сочинениях Тимофея I, которые, впрочем, утрачены. Издания канонов. Mai A. Scriptorum veterum nova collectio. Vol. 4. P. 26; Braun О. ОС 2 (1902). S. 283−311; Chabot J.-B. Synodicon Orientale. P. 599−608; послания: Timotheus patriarcha. Epistulae. Ed. O. Braun. CSCO. Vol. 74 (Scr. Syri 30). Lovanii, 1914; лат.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Размер, которым написаны гимны свт. Амвросия, – акаталектический ямбический диметр (U_U_U_U_ U) – имеет давнюю историю в античной поэзии. Он встречается ещё у Аристофана в комедии «Лягушки». В латинской поэзии используется у Горация, но, как правило, в составе ямбических дистихов (epod. 110). Впоследствии начинает употребляться самостоятельно. Благодаря своей простоте он не теряет ритмической внятности и с изменением латинской просодии (исчезновением деления звуков на долгие и краткие) и в новых условиях опирается на силовое, а не на квантитативное ударение. В своей классической форме амвросианский гимн состоит из восьми строф, причём нечётные строфы повторяют или распространяют содержание чётных. Внутри каждой строфы смысловая пауза следует во второй строке, в то время как в первой и третьей намечается движение вперёд. Эта форма, по-видимому, осознавалась свт. Амвросием и его современниками как завершённая (подобно «алфавитным гимнам») 38 . Во всяком случае, все аутентичные гимны имеют именно такую структуру. Композиционно они чаще всего делятся на четыре части, по две строфы. Так, в первом гимне, «Aeterne rerum conditor», в первых двух строфах призывается Творец, создавший ночь и день, и отмечается момент перехода от ночи ко дню – время пения петуха. В 34-й строфах говорится о возрождении человека с приходом дня, в частности о покаянии апостола Петра. В 56-й строфах звучит призыв к такому возрождению и говорится о надежде, воскресающей с пением петуха. Наконец, в 78-й строфах звучит моление ко Христу, чтобы Он помог человеку возродиться и исправиться. Подобное композиционное строение наблюдается во многих других гимнах. Первые четыре гимна посвящены суточному кругу молитвы: hymn. 1 – на пение петуха, hymn. 2 – на восход солнца, hymn. 3 – на третий час дня и hymn. 4 – вечерняя светильничная молитва . Следующую группу составляют гимны на церковные праздники: hymn. 5 – на Рождество Христово, hymn. 6 – на Богоявление; hymn. 7 – на Пасху. Далее следуют гимны, посвящённые святым, почитаемым во всей империи: hymn. 8 – в честь апп. Петра и Павла; hymn. 9 – в честь ап. Иоанна Богослова, hymn. 10 – в честь мч. Лаврентия и hymn. 11 в честь мц. Агнес. Затем идут гимны в честь местных медиоланских святых: hymn. 12 – в честь мчч. Набора, Виктора и Феликса, hymn. 13 – в честь обретения мощей мчч. Гервасия и Протасия. Наконец, последнюю группу составляют «гимны, приписываемые свт. Амвросию», в этом издании их пять, хотя hymn. 14 (гимн мученикам) чаще относят к аутентичным гимнам. Последние четыре гимна имеют не по восемь строф, а от двух до четырёх. Три из них (hymn. 1618) также посвящены суточному кругу молитв; hymn. 15 представляет собой похвалу девству. Также мы публикуем известный в православном богослужении гимн «Тебе Бога хвалим».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

В конце концов вся эта редакторская работа досталась Никите. Преподобный Симеон также не давал названий своим гимнам (во всяком случае, большинству из них). Гимны озаглавлены, очевидно, тоже Никитой, причем не всегда заглавия вполне соответствуют содержанию: например, прозаическое введение в гимны, названное «молитвой Святому Духу», скорее представляет собой молитву Святой Троице. Что касается названия всего сборника Ton theion hymnon hoi erotes, которое можно перевести как «Гимны Божественной любви» или «Любовь к Божественным гимнам», а еще точнее «Любовные (излияния) Боже­ственных гимнов», то оно, по-видимому, тоже принадлежит Никите, который был большим поклонником Дионисия Ареопагита и озаглавил сборник своего учителя по аналогии с erotikoi hymnoi — «Любовными гимнами», цитируемыми Ареопагитом. Гимны преподобного Симеона отличаются один от другого по длине. Самый короткий состоит из семи строк, в каждой из которых 12 слогов. Са­мый длинный содержит в себе 858 строк по 8 сло­гов. К нему приближается по размеру послание Стефану Никомидийскому, в котором около 500 строк. Содержание гимнов тоже исключительно разнообразно. Большинство из них говорит о видении Бога, созерцании Божественного света, единении с Богом (1, 2, 8, 9, 11, 14, 15 и т.д.): это в основном описания мистического опыта святого Симеона. Несколько гимнов имеют подзаголовок «О богословии» (31, 33, 38, 52) и затрагивают догматические вопросы, хотя почти везде Симеон выходит за рамки указанной в заглавии темы. Многие гимны обращены непосредственно к Богу — это молитвы в стихах: они имеют подзаголовки «благодарение с исповеданием и богословием» (20), «исповедание, соединенное с молитвой» (46), «моление» (7), «моление и молитва» (37). Отдель­ные гимны обращены к монахам и священникам: здесь и совсем короткое стихотворение, рисующее образ идеального монаха (3), и более пространное поучение новоначальным монахам (4), и рассуж­дение о высоте священнического служения (14) и, наконец, «общее наставление с обличением ко всем: царям, архиереям, священникам, монахам и мирянам» (58).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010