23 марта 1847 г. Нижегородским и Арзамасским еп. Иаковом (Вечерковым) «за отличное доброе поведение и исправное прохождение должности наставника» М. был удостоен 1-й священнической награды - набедренника. 19 окт. 1848 г. по распоряжению духовной консистории М. был назначен членом Нижегородского попечительства о бедных духовного звания. В Н. Новгороде началось становление М. как краеведа и историка. При активной поддержке Нижегородского еп. Иоанна (Доброзракова) он начал обследовать б-ки, архивы губернских и уездных духовных учреждений, ризницы мон-рей и церквей, изучать надписи на колоколах, могильных плитах и иконах. М. активно знакомился с представителями местной интеллигенции, расспрашивал старожилов об истории церковных построек. Познакомился с П. И. Мельниковым (буд. писателем А. Печерским) и В. И. Далем, близкие отношения с к-рыми продолжались долгие годы. Постепенно в Н. Новгороде сложился кружок любителей истории, ведущую роль в котором играл Мельников, вскоре ставший редактором неофиц. части «Нижегородских губернских ведомостей». Только в 1848-1849 гг. на страницах этого издания М. опубликовал 20 статей, преимущественно биографического характера, о бывших иерархах Нижегородской епархии. Деятельное участие принял М. и в работе Нижегородской временной комиссии по разбору древних актов, учрежденной в мае 1849 г. по распоряжению имп. Николая I Павловича . Члены комиссии занялись тщательным обследованием архивов присутственных мест губернии, мон-рей и храмов. Были найдены великокняжеские, царские и патриаршие грамоты начиная с периода удельного Нижегородско-Суздальского княжества и до сер. XVIII в., а также ряд ценнейших столбцов уездных судов городов Арзамаса и Балахны. В 1849 г. М. был избран действительным членом Императорского Русского географического общества (РГО). С 1848 по 1891 г. в распоряжение об-ва было передано 160 корреспонденций из Нижегородской губ., из них за 60-90-е гг. XIX в. только 18, т. е. ок. 11% всего материала. Основная часть хранившихся в архиве РГО документов по Нижегородской губ. датируется 40-50-ми гг. XIX в. Наиболее интенсивные работы по сбору документов проводились в 1849 и 1850 гг. Количество присланных за 1849 г. материалов составило 34 ед. хр., из них 6 принадлежали самому М. В распоряжение об-ва из Нижегородской губ. были направлены 46 корреспонденций, из к-рых 10 вышли из-под пера М.

http://pravenc.ru/text/Макарий ...

С 13 янв. 1879 г. община стала именоваться Благовещенским нештатным жен. общежительным мон-рем, мон. София возведена в сан игумении. Основным источником доходов Б. м. являлись купеческие и крестьянские пожертвования, а также пожертвования горожан (купца М. Г. Крюкова, купчихи Ф. А. Аристовой, крестьянки Е. В. Агафоновой, статского советника М. Г. Петрова, мещанина Архипова). 18 июня 1878 г. был освящен каменный храм во имя святых Космы и Дамиана, в 1882 г.- каменный трехпрестольный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. В 80-90-х гг. в мон-ре были выстроены ограда, кельи, в С.-Петербурге на средства Ф. А. Аристовой приобретен дом, в к-ром по благословению св. Иоанна Кронштадтского была устроена и 17 июня 1890 г. освящена двухпрестольная домовая ц. во имя свт. Николая Чудотворца и святых, празднование к-рым совершается 17 окт., в день спасения имп. семьи при крушении поезда в 1888 г. Впосл. там было открыто подворье мон-ря. В 1895 г. было закончено строительство заложенного в 1884 г. Благовещенского собора, на освящении к-рого 20 авг. присутствовал прот. Иоанн Кронштадтский. 11 окт. 1895 г. о. Иоанн освятил придел Благовещенского собора во имя прп. Иоанна Рыльского и мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии. С 1892 г. Б. м. управляла игум. Антония (Загадашникова), с 1908 г. игум. Евстолия (Осинина). В 10-х гг. XX в. Б. м. вместе с игуменией насчитывал ок. 200, к 1918 г.- ок. 400 сестер. Игум. Евстолия (Осинина). Фотография. 1928 г. Игум. Евстолия (Осинина). Фотография. 1928 г. Постановлением президиума Бежецкого исполкома и Земельного отдела от 18 апр. 1919 г. на базе Б. м. была создана коммуна. До 1930 г. ок. 50 сестер жили в монастырских корпусах. В 1932 г. мон-рь был закрыт окончательно, взорваны Благовещенский и Казанский храмы, разрушена колокольня, в 1926 г. закрыто подворье в С.-Петербурге. Последняя настоятельница Б. м. игум. Евстолия (Осинина) была убита ночью во время чтения Псалтири, похоронена на монастырском кладбище, впосл. уничтоженном. Неск. сестер были арестованы, многие изгнаны из обители, селились на частных квартирах, молились в кладбищенской ц. Зачатия св. Анны, затем в городском храме Нерукотворного образа Спасителя. Известны имена нек-рых насельниц 20-х гг. XX в.: монахини Амвросия (уставщица), София (впосл. псаломщица Спасского кладбищенского храма в с. Красном), Ангелина (впосл. алтарница Введенского и Спасского храмов, затем сослана), Руфина, Валентина, Рахиль, Антонина, Евфросиния, инокини Апфия (иконописица), Зинаида, Конкордия. Служившие в Б. м. сщмч. Николай Сретенский († 17 сент. 1937) и свящ. Иоанн Троицкий были расстреляны.

http://pravenc.ru/text/77786.html

Создание мон-рей продолжалось и в XVI в. В 80-90-х гг. на северо-западе Костромского края, на р. Монзе (правый приток р. Костромы), прп. Адриан Монзенский основал Благовещенский Ферапонтов мон-рь. Два с лишним года в мон-ре прожил прп. Ферапонт Монзенский . Костромской край является родиной свт. Ионы , митр. Московского. В 1433-1453 гг. территория К. и Г. е. неоднократно подвергалась разорению во время междоусобной войны за московский престол между вел. кн. Московским Василием II Васильевичем Тёмным и его дядей Георгием (Юрием) Димитриевичем , князем галичским и звенигородским, а впосл.- его сыновьями Василием Георгиевичем Косым и Дмитрием Георгиевичем Шемякой. После поражения Дмитрия Шемяки в битве под Галичем в 1450 г. Галичское княжество было присоединено к Московскому и преобразовано в Галичский у. В XV - 1-й пол. XVI в. в вост. части Галичского у., примыкающей к р. Унже, стали почитать прп. Макария Унженского и Желтоводского, которого местные жители считали защитником от вражеских набегов. После взятия в 1552 г. войсками Иоанна IV Васильевича Грозного Казани и покорения Казанского ханства рус. население постепенно освоило Ветлужско-Унженское междуречье, вошедшее в состав Галичского у. Жившие здесь черемисы (марийцы) приняли Православие и постепенно ассимилировались. Во 2-й пол. XVI в. Дмитрий Иванович Годунов и его племянник Борис Феодорович Годунов способствовали расцвету Ипатиевского мон-ря, где находилось родовое кладбище Годуновых. С 1584 г., когда Б. Ф. Годунов стал фактическим правителем гос-ва при царе Феодоре Иоанновиче , в мон-ре развернулись широкомасштабные строительные работы, продолжавшиеся ок. 20 лет. За это время на месте деревянной обители был выстроен каменный мон-рь. С сер. XVI в. в крае началось строительство каменных храмов. Во 2-й пол. XVI в. были возведены 6 храмов: Успенский и Троицкий в Костромском кремле, Богоявленский в Богоявленском мон-ре в Костроме, Троицкий и Богородице-Рождественский в Ипатиевском мон-ре, Богоявленский в с. Красном (ныне пос. Красное-на-Волге Красносельского р-на Костромской обл.).

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Первым на Камчатке в 1984 г. был возрожден храм в честь Успения Пресв. Богородицы в Петропавловске-Камчатском. В нояб. 1984 г. на Камчатку прибыл свящ. Ярослав Левко, открывший в Петропавловске-Камчатском молитвенный дом во имя св. апостолов Петра и Павла. В 1989 г. было начато строительство Петропавловского храма, который был освящен в 1992 г. В 1990 г. Камчатка вошла в воссозданную Владивостокскую и Приморскую епархию, в 1991 г.- в Магаданскую и Камчатскую епархию. В 1992-1994 гг. в К. к. было открыто 5 храмов. По решению Свящ. Синода от 23 февр. 1993 г. была учреждена самостоятельная Петропавловская и Камчатская кафедра. В 1993 г. Камчатку впервые посетил Первосвятитель Русской Церкви - патриарх Московский и всея Руси Алексий II . 6 марта 1994 г. во епископа Петропавловского и Камчатского хиротонисан Нестор (Сапсай) . В 1995 г. в помещении бывшего кинотеатра «Родина» был устроен кафедральный собор во имя свт. Николая Чудотворца. В настоящее время епархия имеет 47 храмов, 10 часовен, 2 монастыря (мужской во имя вмч. Пантелеимона в Петропавловске-Камчатском и женский в честь Казанской иконы Божией Матери в Елизовском р-не). 22 марта 2011 г. во епископа Петропавловского и Камчатского был хиротонисан Артемий (Снигур). С первых дней его управления епархией возрождается Камчатская духовная миссия. А. И. Белашов, Д. Л. Кульков Римско-католическая Церковь. В 1912 г. в Камчатской обл. жило ок. 80 римо-католиков, в документах за 1924 г. католич. община не упоминается. 22 дек. 1999 г. в Петропавловске-Камчатском был зарегистрирован католич. приход св. Терезы, община включает ок. 20 постоянных прихожан. Протестантские церкви, деноминации и секты. В 1912 г. в Камчатской обл. жило ок. 2,5 тыс. последователей различных протестант. деноминаций, большинство из них исповедовали лютеранство . После установления советской власти в 1922 г. протестант. группы в регионе не отмечались (кроме общины адвентистов седьмого дня). Появление протестант. общин на Камчатке в 90-х гг. XX в. связано с деятельностью проповедников из США и Юж. Кореи.

http://pravenc.ru/text/1470165.html

выше), целиком сохранились лишь 5-главые церкви Богородицы Одигитрии в с. Кимжа Мезенского р-на АО (1763) и прор. Илии при Артемиеве Веркольском мон-ре в Пинежском р-не АО (1697, 1869). Ряд живописных 9-главых композиций был создан сочетаниями крещатой бочки с восьмериком (ц. св. Иоанна Предтечи в с. Шуя близ Петрозаводска (сер. XVIII в., не сохр.)) и кубоватым покрытием (Никольская ц. в с. Бережная Дуброва Плесецкого р-на АО (1678)), а также размещением дополнительных глав на четверике вокруг шатра (Ильинская ц. в с. Чухчерьма Холмогорского р-на АО (1659, не сохр.) и Сретенская ц. в Заостровье (Рикасове) Приморского р-на АО (1688)) или на восьмерике вокруг центральной главы (церкви Покровская в Кижах и Богоявленская в Лядинах - см. выше). Церковь Преображения Господня в с. Турчасове Архангельской обл. 1786 г. Церковь Преображения Господня в с. Турчасове Архангельской обл. 1786 г. Крестообразные храмыбоковыми прирубами) отличаются, как правило, значительными размерами. На популярность шатровых храмов этого типа могли повлиять формы ц. Вознесения в Коломенском. Особенно близки к ней храмы со слабо выступающими прирубами - церкви Вознесения в с. Пияла Онежского р-на АО (1651; с 4 главками на прирубах) и Успения в с. Варзуга Терского р-на Мурманской обл. (1674). Позже строились и близкие по типу кубоватые 9-главые храмы - Владимирский в с. Подпорожье (1757) и Преображенский (1786) в с. Турчасове - оба в Онежском р-не АО. Ветви креста могли иметь и более обособленные объемы, достаточно низкие относительно центрального шатра (ц. Успения из Александро-Куштского мон-ря, ныне на территории Спасо-Прилуцкого монастыря близ Вологды (сер. XVI в.)) или, наоборот, высокие (ц. Успения из с. Передки, ныне в музее «Витославлицы» в Вел. Новгороде (20-30-е гг. XVI в., завершение перестроено в 90-х гг. XVII в.)). Особое место занимает центрическая 5-шатровая композиция ц. Св. Троицы в с. Нёнокса (1727-1729), на к-рую оказал влияние образ собора Покрова на Рву ( Шургин. 1998. С. 83-100). Под его влиянием был построен и описанный в летописи 6-шатровый Успенский собор Трифонова Вятского мон-ря (ок. 1595; Рузаева. 1997. C. 174-187). Известен вариант с крестообразной 5-банной композицией (ц. Воскресения в Верхоленске Иркутской обл. (1792-1795, не сохр.)). Крестообразные храмы могли также завершаться крещатой бочкой (Успенская ц. в с. Нелазском Череповецкого р-на Вологодской обл. (1694, 1856)). Особое место занимают грандиозные крестообразные деревянные храмы, подражавшие каменным соборным. 5-главый четверик собора арх. Михаила в Шенкурске АО (1681, не сохр.) имел высокие прирубы с дополнительными главами; в целом похожий Воскресенский собор в г. Кола Мурманской обл. (1681, не сохр.) имел также два 5-главых придела, что создавало уникальную 19-главую композицию.

http://pravenc.ru/text/171732.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЛОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Нижегородской и Арзамасской епархии , существовало в 1920-1929 гг. Именовалось по уездному городу Нижегородской губ. Павлово (до 1918 - село Горбатовского у., город с 1919, ныне адм. центр Павловского р-на Нижегородской области ). С 1816 г. в Павлове действовал крупный единоверческий (см. ст. Единоверие ) приход при Богоявленской ц. К 1918 г. в Павлове имелось 8 приходов, 11 храмов и 10 часовен. П. в. предполагалось учредить как единоверческую епископию на основании пункта 19 определения Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , касающегося единоверия (принято 7 марта 1918), и во исполнение указа патриарха свт. Тихона (Беллавина), Синода и Высшего Церковного Совета от 23 июня 1919 г. об увеличении числа епископов. Однако при учреждении П. в. оно не получило статус единоверческого. Указом от 11 дек. 1919 г. патриарх свт. Тихон известил Нижегородского архиеп. Евдокима (Мещерского) о принятом постановлении назначить епископом Павловским, викарием Нижегородской епархии, прот. Александра Надежина (Надеждина; впосл. епископ); архиерейскую хиротонию последнего по пострижении его в монашество предполагалось совершить в Петрограде. Указ патриарха и Синода об учреждении П. в. (наряду с др. викарными кафедрами Нижегородской епархии) последовал 12 дек. 1919 г. ( Бовкало. 1996. С. 340). 20 дек. копия указа была направлена архиеп. Евдокиму. В 1919 г. Павловскому викарию вверялось духовное окормление Павловского и Ардатовского уездов Нижегородской губ.; впосл. к П. в. был присоединен Выксунский у. Епископия включала ок. 90 приходов, мужской и 5 жен. мон-рей. 31 дек. 1919 г. архиеп. Евдоким направил настоятелю Троицкого Островоезерского мужского монастыря игум. Сергию (Теплову) уведомление о том, что в скором времени на Павловскую кафедру будет «назначен особый Епископ, как управляющий полусамостоятельной епархией». Архиеп. Евдоким поручил игум. Сергию «приготовить в своем монастыре помещение для будущего архиерея, настоятеля монастыря». Однако еп. Александр не заместил П. в.

http://pravenc.ru/text/2578624.html

Значительный рост правосл. населения в И. относится к 90-м гг. ХХ в.; он был связан с массовым приездом в И. эмигрантов из стран бывш. СССР и Вост. Европы. В 1991 г. в И. было зарегистрировано ок. 400 православных, в 2002 г.— более 10 тыс., в 2006 г.— более 20 тыс. чел., принадлежащих к разным правосл. Церквам (Антиохийской, К-польской, Румынской, Русской и др.). С МП РПЦ связывают себя ок. 6 тыс. чел. (русские, украинцы, латыши, эстонцы, грузины, молдаване, болгары, принявшие Православие ирландцы). После визита в нояб.–дек. 2001 г. в И. председателя ОВЦС митр. Смоленского и Крутицкого Кирилла ( Гундяева, ныне Патриарх Московский и всея Руси) в Дублине был учрежден приход во имя св. апостолов Петра и Павла. На условиях аренды с правом последующего выкупа приход получил здание бывш. англикан. церкви в р-не Харолдс-Кросс. После ремонта ц. св. апостолов Петра и Павла в Дублине была освящена 10 февр. 2003 г. Магаданским и Синегорским еп. Феофаном (Ашурковым, ныне архиепископ Челябинский и Златоустовский). Петропавловский приход РПЦ в Дублине является Патриаршим подворьем. При храме действует общеобразовательная приходская школа (единственная в И., где преподавание ведется на рус. языке и по российским образовательным программам), организован церковный хор, ведется просветительская и миссионерская работа, выпускается еженедельный печатный бюллетень, функционирует интернет-сайт. Ставропигиальный дублинский приход является самым крупным приходом РПЦ в И. (ок. 1,5 тыс. прихожан). Др. приходы, возникшие позднее в др. городах И., входят в состав Сурожской епархии РПЦ. Приход Богоявления в Атлоне, Введенский приход в Дроэде и приход св. Колмана в Страдбалли (совместный с общиной РПЦЗ) принадлежат, как и дублинский Петропавловский приход, к благочинию Лейнстера. К благочинию Мунстера относятся приходы во имя Св. Троицы в Корке и во имя св. Патрикия в Уотерфорде; к благочинию Коннахта — приход во имя свт. Николая Чудотворца в Голуэе. Кроме Дублина, православные не имеют собственных храмов, но им безвозмездно предоставляется возможность проводить службы в церквах, принадлежащих католич. или протестант. общинам.

http://sedmitza.ru/text/2560402.html

В 1820-1821 гг. по заданию правительства В. совершил путешествие по Ближ. Востоку. Причиной поездки явилось решение вел. кн. Николая Павловича о помощи в восстановлении Новоиерусалимского мон-ря, для чего требовались точные виды и чертежи храма Гроба Господня в Иерусалиме. Особенности рус.-тур. отношений в 1-й четв. XIX в. не позволили предпринять офиц. экспедицию, и поэтому была организована частная поездка В. для изучения христ. памятников в Палестине. Художник был подробно проинструктирован президентом АХ А. Н. Олениным о том, на что следовало обращать внимание во время поездки. Из К-поля вместе с секретарем рус. посольства Д. В. Дашковым В. отплыл на корабле в Палестину, посетил Тенедос, Смирну, Яффу; во время путешествия В. делал рисунки городов и храмов (в т. ч. Софии К-польской и ее интерьера), зарисовки развалин древних памятников, высеченных на каменных плитах узоров и надписей (акварели и сепии с видами К-поля хранятся в ГТГ и ГРМ). За 3 недели пребывания в Иерусалиме он измерил все важнейшие христ. святыни, под предлогом совершения молитв оставаясь в храмах на ночь, и выполнил их чертежи. В. оформил серию из 11 рисунков храма Воскресения Господня, куда вошли план и 3 разреза храма (в т. ч. иконостас и кувуклий со всеми деталями украшений), план самого св. Гроба Господня, перспективные виды экстерьера и интерьера храма, вид придела на Голгофе (изданы В. в качестве гравированного альбома); указал количество икон и лампад, находившихся в отдельных частях храма и принадлежавших разным конфессиям, 2 вида гробниц пророков, общий вид Иерусалима. Во время путешествия по Палестине В. сделал также рисунки Гефсимании, храма Рождества Христова в Вифлееме и самого города, храма на горе Елеонской, мон-рей прор. Илии, прп. Герасима на Иордане, лавры св. Саввы, виды Мёртвого м. Обратный путь В. проделал с остановками на Кипре, на о-вах Родос и Самос, где зарисовал руины храма Юноны. Во время поездки В. вел записи. По возвращении в С.-Петербург в 1821 г. В. представил ок. 90 отделанных рисунков и чертежей, по к-рым он создал картины «Вход в храм Воскресения Христова в Иерусалиме» (1822, ГРМ), «Внутренность придела Голгофы в храме Воскресения» (1824, ГЭ), «Пещера Рождества Христова в Вифлееме» (1833, Псковский музей-заповедник) и др. За палестинские работы В. был награжден орденом св. Анны 3-й степени и пожизненным пенсионом 2 тыс. р. В 1823 г. В. стал профессором за картины «Вход в храм Воскресения Христова в Иерусалиме» и «Вид С.-Петербурга лунной ночью» (нач. 20-х гг. XIX в.); в 1827 г.- советником АХ по перспективной живописи. С 1824 г. работы В. регулярно экспонировались на академических выставках.

http://pravenc.ru/text/155250.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Курской и Рыльской епархии), в с. Большегнеушеве Рыльского р-на Курской обл. Основан решением Свящ. Синода РПЦ от 28 дек. 1998 г. при приходском храме в честь Казанской иконы Божией Матери. Общий вид Казанского мон-ря в Большегнеушеве. Фотография. 2011 г. Общий вид Казанского мон-ря в Большегнеушеве. Фотография. 2011 г. В 1834 г. в с. Гнеушеве (после 1917 Большегнеушево) была возведена деревянная ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. В 30-х гг. XX в. храм был разрушен, на его месте построена деревянная сельская школа. В нач. 90-х гг. XX в. началось возрождение прихода с. Большегнеушева. В 1998 г. здание школы было переоборудовано под храм и обложено кирпичом. Ок. 2000 г. по благословению настоятеля рыльского во имя свт. Николая Чудотворца мужского монастыря архим. Ипполита (Халина; † 2002) в одном из домов Большегнеушева поселились 3 мирянки, ставшие первыми насельницами обители. К нач. 2012 г. на территории К. м. находились храм в честь Казанской иконы Божией Матери с правым приделом во имя свт. Николая Чудотворца, левым - во имя прп. Иоанна Рильского, 2-этажный келейный корпус (2005-2010), трапезная, пекарня, склад, баня и жилой дом. Мон-рь окружает кирпичная ограда (2010). Среди святынь обители - икона Божией Матери «Отрада и Утешение», написанная на Афоне и переданная обители в 2010 г. в дар от монастыря Ватопед . В окрестностях К. м. имеется 2 источника: в честь иконы Рождества Пресв. Богородицы (освящен 21 сент. 1997) и в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен 21 июля 2009) с купелью. К маю 2012 г. в монастыре проживали настоятельница мон. Ипполита (Ильина) и ок. 20 насельниц. Арх.: ЦНЦ. Лит.: Определения Свящ. Синода от 28.12. 1998 г.//ЖМП. 1999. 1. С. 14; То же, от 7.05.2003 г.//Там же. 2003. 5. С. 13; Рус. мон-ри. Новомосковск; М., 2006. С. 241-243; Из истории храмов Курской епархии: Обоянский и Суджанский р-ны. Курск, 2008. С. 144; Савочкин В. Н. Самый добрый батюшка на земле: Кн. об архим. Ипполите. М., 2010. Э. П. Р. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1319836.html

Одигитрии (ок. 1730?) в с. Извекове (Бабынинский р-н) и во Владимирской ц. (1730) в с. Зубове (Юхновский р-н): их нижние объемы - 2-светные четверики, несущие восьмерики, обработаны массивным ленточным «французским» рустом. Во 2-й пол. XVIII в. в К. и Б. е. было построено большое количество каменных церковных зданий разнообразных художественных типов: в 50-60-х гг. XVIII в. возведено ок. 50 храмов, в 70-80-х гг.- ок. 60, в 90-х гг.- более 20. К сер. XVIII в. разнообразие стилистических направлений и типов композиций храмов было весьма велико - от архаичного нарышкинского до столичного барокко. Среди сельских храмов, создававшихся, вероятно, местными строительными артелями, преобладали здания типа «восьмерик на четверике» с типичным для 1-й пол. XVIII в. декором - перспективными порталами, наличниками с колонками и фигурными завершениями: церкви Нерукотворного образа Спасителя в с. Пятницком Бабынинского р-на (с ложными 8-гранными окнами на фасадах), Петра и Павла (1755) в с. Маслихове Мещовского р-на - с четвериком, несущим 2 стройных восьмерика, с завершениями наличников в виде оторванных от колонок ступенчатых дугообразных сандриков на боковых кронштейнах. В уездных городах распространенным оставался тип храма с 2- или 3-светным четвериком и пятиглавием, напр. Никольский «старый» собор (60-е гг. XVIII в., позднее Пятницкая ц.; руинирован) на городище Мосальска со старомодными формами наличников - треугольными фронтонами с вогнутыми внутрь боковыми скатами; вверху боковых фасадов четверика - 6-угольные окна с «волнистыми» краями. Архаична архитектура Успенского собора (50-60-е гг. XVIII в.) бывш. Успенского Боровенского монастыря (с. Боровенск Мосальского р-на). Он был возведен в традициях монастырских храмов сер. XVII в.- вытянутый «кораблем», 2-этажный, с повышенным одноглавым четвериком летнего храма. Шатровая колокольня с запада от трапезной имеет 2 боковых всхода по сев. и юж. сторонам. В рисунке оконных обрамлений с крупными квадратными «выпусками» на углах очевидно влияние смоленской архитектуры.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010