Помимо этого по округу во многих селах работают в сторону Онуфрия даже низшие духовные чины - псаломщики. И «живая» церковь, не успевшая пустить прочных корней, атакованная организованным, воспрявшим духом реакционным духовенством, безусловно теряет под собой почву и терпит поражения» (ГА Одесской обл. Ф. П-3. Оп. 1. Д. 652. Л. 65-66, 97). К 1 окт. 1923 г. «Живая церковь» потеряла в Елисаветградском окр. почти 90% общин. Многое сделал для борьбы с обновленчеством в Александрийском окр. игум. Варсонофий (Юрченко), которого еп. Онуфрий в 1923 г. назначил миссионером по борьбе с обновленчеством: к кон. 1924 г. в Александрийском округе из 80 обновленческих храмов осталось ок. 10. 16 окт. 1923 г. еп. Онуфрий был арестован и перевезен в Харьков. Поводом для ареста послужило послание епископа к пастве против обновленцев, которое власти расценили как антисоветское. 16 янв. 1924 г. еп. Онуфрий был освобожден под подписку о невыезде из Харькова, откуда он продолжал управлять Елисаветградским вик-ством. 7 авг. 1924 г. Елисаветград был переименован в Зиновьевск. К 1 дек. 1924 г. на территории Зиновьевского вик-ства действовало 120 приходов: 87 патриарших, 30 обновленческих, 3 автокефалистских (Там же. Д. 1208. Л. 74), к 1 июля 1925 г.- 80 патриарших и 40 обновленческих, к 1 янв. 1926 г.- 105 патриарших, 35 обновленческих и 5 автокефалистских, к 1 янв. 1928 г.- 129 патриарших, 33 обновленческих и 6 автокефалистских. Изменение числа приходов зависело как от положения Церкви и раскольнических структур, так и от изменений адм. деления. В 1925-1927 гг. для Зиновьевского вик-ства, как и для всех укр. регионов, были характерны конфликты между религ. общинами, борьба за храмы (особенно в случаях, когда храм был разделен между общинами или сдавался в понедельное пользование). В авг. 1927 г. еп. Онуфрий принял «Декларацию» 1927 г. митр. Сергия и Временного синода, после чего ряд приходов Зиновьевского викариатства перешел в иосифлянство . 18 сент. 1930 г. во главе Зиновьевского викариатства встал еп.

http://pravenc.ru/text/1841109.html

100), в ц. Благовещения на Мячине (в Аркажах), в ц. свт. Николая на Липне (более 10), в ц. Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле (более 10). Г. встречаются на стенах храмов и в др. древнерус. городах: в Спасо-Преображенской ц. Евфросиниева полоцкого жен. мон-ря (ок. 15), в ц. Рождества Пресв. Богородицы псковского Снетогорского мон-ря , в др. древнерус. храмах. Топография Г. показывает, что практически любая поверхность стен, столбов и лестничных башен могла служить «писчим материалом» для грамотных людей из самых разных социальных слоев. Надпись в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры («В льто 6658 ископахомъ мьсто се на noлoжehie тьла») Надпись в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры («В льто 6658 ископахомъ мьсто се на noлoжehie тьла») Обычно нанесение Г. на стену храма во время богослужения имело молитвенную функцию, поэтому наиболее распространенными являются краткие молитвенные надписи с формулой «Господи, помози рабу Своему имярек»: «Г(оспод)и помози рабоу Своемоу Петрови» (XII в., киевский Софийский собор - Высоцкий. Средневековые надписи. С. 31, 106); «Г(оспод)и помози рабоу Своемоу Нжят Иваничоу» (XI в., новгородский Софийский собор - Медынцева. Древнерус. надписи. С. 67); «Г(оспод)и помози рабоу Своему Матфю» (XIII в., ц. Спаса на Нередице - Рождественская. Древнерус. надписи. С. 87). Новгородский архиеп. св. Мартирий в 90-х гг. XII в. оставил автограф в новгородском Софийском соборе: «Г(оспод)и помози Мартирию архиепископоу» ( Рыбаков. Рус. датированные надписи. С. 34. Табл. XXIV). Авторы Г. молились за своих архиереев, о чем свидетельствует, в частности, надпись XI в. в новгородском Софийском соборе: «П(о)мози Г(оспо)д(и) ар(ъх)иепискупу отъцу нашьму. Аминъ» - предположительно это молитва о Новгородском архиеп. св. Нифонте ( Медынцева. Древнерус. надписи. С. 112). Встречаются эмоционально окрашенные молитвенные Г., напр., надписи в киевском Софийском соборе: «Ох мне, не осуди меня, святой Онуфрий, направь меня на путь истинный, спаси душу грешную», XII в.; «Ох мне, грешнику, недостойному рабу Твоему, помилуй, Господи, и отведи меня от муки вечной, избавь… и от напасти.

http://pravenc.ru/text/166401.html

С 1924 г., когда мон-рь закрыли, «И.» и. хранилась у одного из монахов Новоафонского мон-ря, оставшегося жить в Абхазии. По окончании второй мировой войны он был определен приходским священником в открывшуюся в Гудауте ц. Покрова Пресв. Богородицы. Туда он принес чудотворную икону. До наст. времени в этом храме находится киот, сооруженный для «И.» и., очевидно, еще в дореволюционное время в Новоафонском мон-ре. В этом киоте хранится список чудотворного образа. По непроверенным сведениям, во 2-й пол. XX в. «И.» и. была вывезена на Украину в Почаевскую в честь Успения Пресвятой Богородицы лавру . Миниатюрная по размерам икона (ок. 14×13 см) написана на доске. На ней представлена Божия Матерь «Одигитрия» с благословляющим Младенцем Христом на левой руке. Богомладенец в левой руке держит опущенный вертикально свиток. «И.» и. была украшена ризой филигранной работы и вложена в медный позолоченный киот. Созданный в XIX в. в мастерской Новоафонского мон-ря образ отражает историю «И.» и., к-рая связывала Старо- и Новоафонскую обители: на иконе, на фоне собора Новоафонского мон-ря, изображены ап. Симон Кананит и вмч. Пантелеимон, держащие образ Божией Матери «Избавительница». Такие иконы встречались чаще, чем «И.» как отдельный образ. Один из ранних списков, очевидно нач. XX в., хранится в соборе Новоафонского мон-ря. В советское время он находился в Майкопе и был возвращен монастырю в 90-х гг. XX в. Новописаная икона той же иконографии была передана в дар мон-рю вмч. Пантелеимона на Афоне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, когда он посетил мон-рь в февр. 1998 г.; икона пребывает в соборе Покрова Пресв. Богородицы. В честь «И.» и. освящен один из храмов Новоафонского мон-ря. Лит.: Рус. паломник. 1887. 38. Ил. на с. 462; Сказание о чудотворной иконе, именуемой «Избавительница». Серг. П., 1893; Вышний покров над Афоном. М., 1997р. С. 112-122; Сказание о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой «Избавительница»//К свету. 1997. 16: Храмы и святыни Ново-Афонского Симоно-Кананитского мон-ря. С. 62-68; Поселянин. Богоматерь. С. 668-674.

http://pravenc.ru/text/293828.html

Подобная ситуация могла обернуться отпадением несостоятельных верующих от Церкви. Для понижения в дальнейшем налогов было решено в 1930 г. построить доходный дом в Сортавале и увеличить доходность церковного дома в Выборге. Средства для этого (ок. 3 млн. марок) были взяты из Валаамского монастыря, 2 млн. марок выделило Церковное Управление. Предполагалось, что в итоге Церковь будет иметь недвижимости на 12-13 млн. марок, которые будут давать чистого дохода 600000-700000 марок ежегодно. Уже в 1931 году по проекту архитектора Юхани Вийсте в Сортавале был построен Дом Церковного Управления, в котором размещалась резиденция архиепископа, духовная семинария, канцелярия Церковного Управления. В том же году была построена и семинарская церковь Иоанна Богослова, выполненная в традициях лютеранских храмов. Но Зимняя война 1939-х – 1940-х гг., окончившаяся присоединением к СССР Карельского перешейка с Выборгом и Сортавалой, не дала Финляндской Православной Церкви долго пользоваться данными источниками материальных доходов. О бедности Финляндской Церкви можно судить по таким фактам: для хиротонии новоизбранного епископа Выборгского 5 октября 1935 г. в Валаамский монастырь было направленно письмо архиепископа Германа (Аава) с просьбой одолжить два архиерейских облачения, две архиерейские мантии, два архиерейских посоха, две желтые митры, 12 орлецов, 18-24 хороших иерейских облачения и 10 стихарей . 3 июля 1935 года архиепископ Герман просил у Правления Валаамского монастыря пожертвовать из монастырской ризницы одно иерейское и одно диаконское облачения, из которых можно было бы изготовить архиерейское облачение . Игумен Харитон (Дунаев) сделал не одно, а два облачения: и для архиепископа, и для нового епископа Выборгского Александра (Карпина). По-видимому, вопрос о нехватке богослужебных облачений стоял очень остро, в связи с чем государство помогло выпустить специально разработанный материал для облачений желтого, голубого и фиолетового цветов. Уже в 1937 г. архиепископ Герман сообщает приходским советам и Правлениям монастырей, что через Церковное Управление они могут приобрести парчу по 80-90 марок за метр (облачения из этого материала можно еще сейчас увидеть в приходах Финляндской Православной Церкви).

http://bogoslov.ru/article/4231899

Вход в Иерусалим. Икона. 1670-е гг. Ярославль. 74х60 см. ЯМЗ Наряду с обычными сюжетами на тексты житий святых и Евангелия ярославские иконописцы середины XVII в. создавали немало аллегорических композиций, в образах которых воплощались замысловатые темы торжественных церковных песнопений, исполнявшихся в дни праздников. Эти сюжеты привлекали их своей красочностью, возможностью давать новые композиционные решения, насыщенные разнообразными сценами, в которых элементы реального причудливо переплетались с фантастическими. В отличие от столичных мастеров, строивших такие композиции по принципам строгой симметрии, ярославские иконописцы при решении подобных задач строгому соответствию всегда предпочитали гармоническое равновесие. Аллегорические изображения на иконах местных мастеров выглядят более живописными и менее шаблонными по композиции, нежели на иконах, созданных в Москве. Богоматерь Толгская (Тронная). Икона. Ок. 1327 г. Москва. 140х92 см. ГТГ Временем самой интенсивной творческой жизни Ярославля стала 2-я половина XVII столетия. В 1658г. огромный пожар «в одночасье» уничтожил в городе около 1500 домов, спалил 3 монастыря, 29 церквей, древнюю крепостную ограду кремля – Рубленого города, торговые ряды и мосты. Начиная с 1660г. и до конца 90-х годов XVII в. на посаде и в слободах города на месте старых деревянных храмов строятся одна за другой каменные церкви. Прежние каменные храмы, возведенные в 1-й пол. столетия, украшаются стенописями. В 1673–1674гг. создается роспись церкви Николы Мокрого, в 1680–1681гг. костромские мастера под руководством Гурия Никитина и Силы Савина пишут фрески в церкви Ильи Пророка, в 1683г. возникают стенописи церкви Рождества Христова, а в 1686г. – церкви Дмитрия Солунского. В 70-х годах начинают строить церковь Иоанна Предтечи в Толчковской слободе и колокольню при церкви Иоанна Златоуста в Коровниках. Большой объем живописных работ привлекал в Ярославль иногородних мастеров. Некоторое время в городе работал устюжанин Федор Евтихиев Зубов, приезжали мастера из Москвы и Переславля, писал иконы в Федоровскую церковь знаменитый Гурий Никитин. В середине 70-х годов XVII в. в Ярославль приехал из Холмогор иконописец Семен Спиридонов. Своеобразная манера этого мастера полюбилась ярославцам, и они охотно поручали ему исполнение наиболее важных храмовых и «местных» образов.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Церковь во имя вмц. Параскевы Пятницы в Вильнюсе. 1865 г. Фотография. 2003 г. Церковь во имя вмц. Параскевы Пятницы в Вильнюсе. 1865 г. Фотография. 2003 г. 11 марта 1990 г. было восстановлено независимое Литовское гос-во. По новой Конституции Литвы, Православие вошло в число 9 традиц. для края конфессий, к-рым правительство республики ежегодно выделяет средства, распределяющиеся пропорционально числу верующих; среднегодовая помощь правосл. Церкви из бюджета Литвы составляет ок. 60 тыс. долл. По закону о возвращении собственности, епархии вернули часть недвижимости, к-рой она владела до 1940 г., в частности 5 жилых многоэтажных зданий в Вильнюсе, неск. церковных зданий в провинции, жилые постройки, принадлежавшие отдельным приходам. Православным переданы Александро-Невская и Екатерининская церкви в Вильнюсе, Евфросиниевское кладбище, на к-ром возобновили Свято-Тихоновскую часовню; выделены средства на восстановление ц. вмц. Параскевы Пятницы. В кон. 90-х гг. в епархии освятили неск. новых храмов: во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в средней школе Клайпеды, во имя свт. Тихона в райцентре Шальчининкай, Иоанно-Предтеченский в Висагинасе. В 2002 г. в Паланге по проекту пензенского архит. Д. Борунова возведен храм в честь Иверской иконы Божией Матери, по проекту того же архитектора в Клайпеде возводится Покровско-Никольская ц., Никольский придел к-рой освящен в дек. 2002 г. В Висагинасе строится двухэтажный храм в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, в 2001 г. освящен Пантелеимоновский придел этого храма. Важнейшим событием в жизни правосл. Литвы стало посещение республики Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II 25-27 июля 1997 г., приуроченное к празднованию 650-летия кончины Виленских мучеников и 400-летия Свято-Духова мон-ря. Президент Литвы А. Бразаускас вручил Патриарху Алексию II высшую награду Литовской Республики - орден литов. вел. кн. Гедимина 1-й степени. В ходе визита Патриарх Алексий II посетил школу-интернат 3 в Вильнюсе и передал пожертвование на ее благоустройство. С балкона часовни, в к-рой находится виленская Остробрамская икона Божией Матери , почитаемая как православными, так и католиками, Предстоятель РПЦ выступил с обращением к народу Литвы. Просветительская, издательская деятельность

http://pravenc.ru/text/158622.html

Население И. быстро увеличивалось: более 60 тыс. чел. в 1922 г., 90 тыс. в 1931 г., ок. 160 тыс. чел. в 1944 г. При этом пропорции численности религ. общин в целом сохранялись: мусульман и христиан было поровну, иудеев - в 3 раза больше. Араб. недовольство англичанами и резким притоком евр. репатриантов привело к возникновению антиевр. погромов и восстаниям в 1920, 1921, 1929 и 1936-1939 гг. Евреи в свою очередь укрепляли отряды самообороны; некоторые евр. экстремистские группы организовывали теракты против англичан, обвиняя их в сотрудничестве с арабами и усложнении правил репатриации (с 1939 въезд евреев в Палестину был ограничен); одним из самых кровавых терактов был взрыв в отеле «Царь Давид» в 1946 г. Сионская горница. Интерьер. XII-XIV вв. Фотография. 2008 г. Сионская горница. Интерьер. XII-XIV вв. Фотография. 2008 г. Модель храма Гроба Господня. XVIII в. (Патриархия ИПЦ) Несмотря на растущую напряженность, в период протектората удалось осуществить ряд градостроительных проектов. И. впервые за много столетий вернул себе столичный статус. Появились здания англ. администрации Палестины, евр. и араб. орг-ций, открылись Еврейский ун-т (1925), медицинский центр Хадасса, Музей Рокфеллера. Приток людей сделал необходимым строительство новых жилых кварталов. Финансовый кризис правосл. Иерусалимского Патриархата, лишившегося поддержки России, привел к массовой продаже принадлежавших ему земель, на к-рых выросли жилые кварталы Тальпийот, Рехавия и Тальбия. Большинство новых кварталов было распланировано приехавшим из Германии архит. Рихардом Кауфманом; они застраивались небольшими домами, окруженными садами. Кварталы имели различную социальную окраску. Так, в Бейт-ха-Кереме селились преподаватели, в Тальпийоте - банковские служащие, Рехавии - евр. гос. служащие, позже - преподаватели Еврейского ун-та, в Тальбии (одном из самых богатых) - арабы-христиане и армяне. Отличительной чертой периода протектората стало резкое снижение роли религ. зданий в архитектуре города, что связано с резким сокращением финансирования религ. строительства европ. державами, ранее соперничавшими друг с другом в архитектуре И. Российская и Германская империи перестали существовать; Великобритания оказалась «хозяйкой» И. и потеряла необходимость в утверждении собственных претензий при помощи архитектуры. Только Правительство Франции в 1920 г. заложило грандиозный собор св. Сердца Иисусова на Елеоне, подобный парижскому Сакре-Кёр (1875-1914, освящен в 1919, архит. Поль Абади), но поздно начавшееся строительство (1927-1928) прекратилось из-за отсутствия средств. Единственными заказчиками католич. храмов остались монашеские ордены.

http://pravenc.ru/text/293782.html

При Патриархе Марке VI (1459-1484) АПЦ активно вела борьбу с лат. миссионерами в Сирии и на Крите, находившемся под властью Венеции. Для окончательного осуждения Флорентийской унии, к-рая так и не спасла К-поль от турок, но изрядно смутила правосл. мир, Вселенский Патриарх Максим I в кон. 1480 г. направил в Сирию, Египет и Палестину митр. Смирнского (позже Эфесского) Даниила с приглашением в адрес Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Церквей прибыть на К-польский Собор (1482-1484). Митр. Даниил, пробывший в Египте 4 месяца, видел там много древних храмов, построенных при визант. императорах, однако только 3 из них находились в руках православных - в большинстве своем храмы и мон-ри перешли к коптам. В кон. XV в. во главе АПЦ встал Патриарх Иоаким . Уроженец Афин, он вместе с родителями покинул Грецию после тур. вторжения; проведя 12 лет на Синае, в 1480 г. он прибыл в Палестину, где сблизился с буд. Патриархом Иерусалимским Германом . Часто посещая Египет, Иоаким завоевал известность и авторитет, и в 1487 г. в 38-летнем возрасте был избран на Александрийский престол. Патриарх Иоаким снискал славу аскета и подвижника, чье благочестие признавали даже иноверцы. По преданию, однажды он выпил чашу с ядом, предложенную мамлюкским султаном, в подтверждение истинности своей веры и остался невредим. Во время продолжительного Патриаршества Иоаким стал свидетелем резких политических перемен на Ближ. Востоке: в 1516-1517 гг. Сирию и Египет завоевали турки, после чего эти страны на неск. веков вошли в состав Османской империи. Общие замечания Тяжелый упадок, к-рый переживала АПЦ под мусульм. владычеством, обусловил крайнюю ограниченность исторических источников, позволяющих судить о ее внутренней жизни, общественном устройстве и т. д. Известно, что численность православных в Египте была крайне незначительной и постоянно сокращалась. С 300 тыс. чел. на момент араб. завоевания (ок. 5% от всего количества егип. христиан) мелькитская община уменьшилась до 90-100 тыс. к нач. XIII в. и до неск. тысяч к началу османской эпохи.

http://pravenc.ru/text/82070.html

П.) Иосифова: старец Досифей и старец Вассиан...» (Житие прп. Иосифа игум. Волоколамского. 1886. С. 23). В кон. 1510 - нач. 1511 г. прп. Иосиф написал окольничему Б. В. Кутузову: «...Церковь... Пречистыя с подписью и ыконами и с книгами и с ризами и сосуды боле тысячи рублев стала» (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 210). В обоих случаях неясно, к какому периоду относятся эти сведения. Существует предположение о более позднем создании росписи монастырского Успенского собора (ок. 1503) и ее принадлежности Феодосию ( Меняйло. 1989. С. 62). Состав икон храма неоднократно пополнялся после 1485 г. В отличие от Жития прп. Иосифа Волоцкого, написанного еп. Саввой (Чёрным) позже послания Б. В. Кутузову и перечислявшего, вероятно, всех участников «подписания» Успенского собора 1485 г., в описи 1545 г. названы авторы каждой из икон. Помимо Д., исполнившего основной объем заказа, это старец Паисий и Феодосий. Сын Д. Владимир и племянники прп. Иосифа Волоцкого Досифей и Вассиан Топорковы участвовали в работе, видимо, в качестве помощников. В отношении старшинства сыновей Д. традиц. опираются на порядок их упоминания (алфавитный?) в Житии прп. Иосифа Волоцкого, где Владимир назван 1-м. В пользу старшинства Феодосия может свидетельствовать его известность в 1-м и в нач. 2-го десятилетия XVI в. Интерьеры храмов Иосифова Волоколамского монастыря к времени составления самой ранней описи (1545) претерпели изменения, что затрудняет анализ деятельности Д. по их оформлению. Находившиеся там иконы могли менять местоположение (иконы «старого» иконостаса из деревянного храма 1479 оказались в сменившем его соборе 1485, со «старым» и «новым» приделами, в ц. «под колоколы» в честь Смоленской иконы Божией Матери (1495) и в трапезной палате с теплой Богоявленской ц. (1503-1506)). Часть икон были вкладными и могли появиться в обители в разное время, не все из них имеют четкую датировку. С периодом наибольшей близости Д. к Волоколамскому мон-рю в 80-90-х гг. XV в. связано появление приписываемых прп.

http://pravenc.ru/text/178357.html

Известно также предписание 1546 г. Сигизмунда I М. о созыве в Вильно в день Вознесения Господня Собора епископов Киевской митрополии для обсуждения темы борьбы с различными пороками, получившими распространение как среди духовенства, так и среди светских людей. В 1536 г. по требованию М. ему была представлена информация о спорах в Супрасльском в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыре по поводу порядка совершения богослужения, но о последующих действиях митрополита ничего не известно. Во время правления М. православные в Киевской митрополии не подвергались гонениям, хотя в части митрополии, входившей в состав Польского королевства, сохранялся ряд принятых в предшествующие годы ограничений прав православных; там сохранился достаточно многочисленный и влиятельный слой правосл. знати и шляхты. Притом что в 1-й пол. XVI в. заметно увеличилось количество католич. приходов на территории совр. Зап. Белоруссии (ок. 90 к сер. XVI в.), росло и число правосл. храмов, при поддержке благочестивых князей и панов основывались обители в Витебске, Новогрудке и Пинске. Предпринимавшиеся в нач. XVI в. попытки ослабить опеку правителей и светских патронов над церковными учреждениями (кафедрами, мон-рями, храмами) не привели к успеху. Кор. Сигизмунд I, хотя и пытался принимать меры по укреплению дисциплины и порядка в среде духовенства, часто использовал свое «право подаванья» для возведения на кафедры лиц (в ряде случаев светских) по протекции или в качестве вознаграждения за оказанные услуги. Уже в 40-х гг. XVI в. один из таких иерархов, Полоцкий архиеп. Симеон III, обвинялся в том, что он присваивает себе доходы находящихся под его опекой мон-рей. Такие же случаи наблюдались среди светских патронов. Ряд фактов такого рода зафиксирован в волынской ревизии 1545 г. Вместе с тем коллективная жалоба на Полоцкого архиепископа показывает, что в православном обществе стало проявляться недовольство ситуацией, ведущей к расстройству церковной жизни. М. активно поддерживал православных в Зап. Руси: от его имени получили привилеи Успенское и Благовещенское братства в 1542 г., а Никольское - в 1544 г. Митрополит добивался от кор. Сигизмунда I, чтобы тот подтвердил универсал (по сути общеземский привилей) польск. кор. Владислава III Варненчика от 1443 г., к-рый гарантировал широкий спектр прав и привилегий правосл. Церкви на территории Короны Польской и ВКЛ. Несмотря на все попытки, М. не удалось противостоять процессу ущемления в гос-ве Ягеллонов прав и автономии правосл. Церкви, к-рые начали девальвироваться на фоне политического давления католиков и развития в стране протестантизма.

http://pravenc.ru/text/2561426.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010