В области имеются 13 зарегистрированных католических приходов и ряд незарегистрированных общин: в Иркутске, Ангарске, Братске, Слюдянке, Усолье-Сибирском, Вихоревке (Братский р-н), селах Вершина (Боханский р-н), Пивовариха (Иркутский р-н), Пихтинск (Заларинский р-н). В 2000 г. в Иркутске открылся кафедральный собор Непорочного сердца Божией Матери. На территории И. о. действуют следующие католич. монашествующие ордены: сестер милосердия св. Карла Борромео, служительниц Св. Духа (в Иркутске), служительниц Непорочного зачатия Божией Матери (в Ангарске), кармелитов, кармелиток босых и альбертинок, служащих убогим (в Усолье-Сибирском). Как и в прошлом, среди католиков преобладают лица польск., нем. и литов. происхождения. В Иркутске имеется община армяно-католиков, включающая более 100 чел. Армяно-католики, как и греко-католики, не имеют собственных храмов и посещают римско-католич. приходы. Протестантские церкви, деноминации и секты Ок. 5% верующих в И. о.- представители различных направлений протестантизма. Лютеране . Сосланные в Прибайкалье шведы, которые были взяты в плен в 1709 г. под Полтавой, были здесь первыми лютеранами; часовня на лютеран. кладбище в Иркутске построена в 30-х гг. XVIII в. После присоединения к России Прибалтики лютеран. община Вост. Сибири увеличилась за счет поступивших на рус. службу нем. остзейских дворян. Лютеране занимали привилегированное положение в системе управления Российской империи, особенно в Сибири. Лютеранами были управлявший Иркутской пров. в 1740-1752 гг. Л. Ланг (пленный швед, перешедший на рус. службу), 1-й иркутский губернатор К. Л. фон Фрауендорф (1765-1767), еще 3 губернатора. В 1828-1918 гг. в Иркутске существовал лютеран. храм Вознесения Господня (разрушен в 1952, на его месте воздвигнут памятник В. И. Ленину). Строительство Транссибирской магистрали и столыпинские реформы способствовали переселению в Прибайкалье лютеран из Эстонии, Ингерманландии (Ингрии) и Латвии. Очередная волна перемещения лютеран в И. о. связана с репрессиями 40-х гг. XX в. Лютеран. община в Иркутске была разгромлена в 1937 г., возобновила деятельность в 90-х гг., в 1998 г. в Иркутске был зарегистрирован приход св. Марии Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. Небольшие общины лютеран имеются в Тулунском р-не, в Саянске и Усолье-Сибирском.

http://pravenc.ru/text/674057.html

Пещерный храм во имя ап. Андрея Первозванного. Фотография. 2009 г. Пещерный храм во имя ап. Андрея Первозванного. Фотография. 2009 г. С 1991 г., при еп. Симферопольском и Крымском Василии (Златолинском), началось возрождение древних храмов как приходских. 4 марта 1993 г., при архиеп. Симферопольском и Крымском Лазаре (Швеце), был официально зарегистрирован мон-рь сщмч. Климента. Много труда и сил положил на его возрождение, как и ряда др. древних святынь Крыма, архим. Августин (Половецкий; † 1996). За 7 лет подвижнической деятельности он восстановил из руин 3 севастопольских храма, скит и 2 мон-ря, первым из к-рых был Климентовский. Трагически погибший архим. Августин был погребен в ограде возрожденной им обители у подножия Монастырской скалы. В 2009 г. в И. м. действующими являются 5 храмов: пещерные Климентовский, Андреевский, Мартиновский, полупещерный Пантелеимоновский и наземный Троицкий. Готовятся к возрождению пещерный храм св. Димитрия Солунского и Никольский собор. Главная святыня обители - рака с частицей мощей сщмч. Климента Римского, переданная в 90-х гг. ХХ в. из Киево-Печерской лавры. Храм древнего мон-ря Св. Софии в 90-х гг. ХХ в. был освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и передан возрожденному И. м. К И. м. приписаны храм во имя прп. Евстратия Киево-Печерского в с. Терновка (перестроен из жилого дома архим. Августином и игум. Борисом; освящен в 1995) и Преображенский скит в окрестностях с. Терновка, в лесистом верховье глубокой Монастырской балки на бывш. монастырских землях. Восстановление было начато в 1995 г. архим. Августином. На территории скита находится древний источник св. Феодора, знаменитый своей целебной водой, и 2 действующих храма: Преображения Господня и прп. Кассиана, Учемского чудотворца. В И. м. проживает ок. 15 насельников, настоятель - игум. Иов (Бородулин). Арх.: Репников Н. И. Мат-лы к археологической карте юго-западного нагорья Крыма//Арх. ИИМК РАН. Ф. 10. Д. 1; Ведомость об Инкерманской св. сщмч. Климента киновии, а также о монашествующих и указанных послушниках за 1870 г.//ГА Автономной Респ. Крым. Ф. 118. Оп. 1. Д. 6065. Л. 454 об.

http://pravenc.ru/text/389605.html

Е., отсутствует. Особого места образ М. Е. в греч. иконописных подлинниках не нашел. В руководстве для иконописцев - «Ерминии» иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - имя святой упоминается 9-м в перечне 12 преподобных жен, все перечислены без описания (Ерминия ДФ. С. 178). В средневизант. период некоторые из редко встречающихся единоличных образов М. Е. отличаются своеобразной иконографией. Так, на миниатюре из Четвероевангелия из мон-ря Ставроникита на Афоне (Ath. Stauronik. 43. Fol. 10, сер. X в., К-поль) М. Е. представлена фронтально по пояс в медальоне в центре листа. Ее облик имеет привычные черты, нетипичным же является крест на длинном древке, который возник, очевидно, как напоминание о страстном желании святой поклониться в Иерусалимском храме Животворящему Кресту Господню. Единоличный поясной образ М. Е. представлен также на зап. стене ц. Пресв. Богородицы в Кинцвиси (нач. XIII в.), в освященной во имя М. Е. церкви мон-ря Бертубани (фреска утрачена, известна по фотографии, см.: Чубинашвили Г. Н. Пещерные мон-ри Давид-Гареджи. Тб., 1948. С. 102). Прп. Мария Египетская в числе праведников, шествующих в Ррай. Фрагмент композиции «Страшный Суд» на зап. апсиде ц. Атени Сиони, Грузия. 90-е гг. XI в. Прп. Мария Египетская в числе праведников, шествующих в Ррай. Фрагмент композиции «Страшный Суд» на зап. апсиде ц. Атени Сиони, Грузия. 90-е гг. XI в. В минейных циклах на миниатюрах рукописей, в иконописи, а также в росписи храмов единоличные образы М. Е. также редки, т. е. в день памяти святой, под 1 апр., предпочтительным является изображение сцены причащения. Эта особенность отмечена в рус. иконописных подлинниках в вариантах текстового описания под 1 апр. и в лицевой части, предлагающих писать сцены 1-й (с подаванием мантии) и 2-й (с причащением) встреч М. Е. с прп. Зосимой. Так, напр., в подлиннике сводной редакции XVIII в. по списку С. Т. Большакова сказано: М. Е. «стоит нага, плечо левое голо и ребра, власы коротки русы, мало седина бела, а Зосима дает мантию, назад зрит, а в другом месте дает Зосима причастие Святых Таин, а оба стоят на Иордане, гора низка вохра на Иорданом, около их деревца»; там же под 4 апр., в день памяти прп.

http://pravenc.ru/text/2562136.html

К кон. 90-х гг. XX в. уровень межконфессиональной напряженности епархии заметно снизился в связи с подписанием в Киеве в 1997 г. меморандума о недопущении насилия в межцерковных спорах. Тем не менее сторонниками «Киевского Патриархата» были захвачены храмы в с. Ульяники Рожищенского р-на (1997), с. Козлиничи Маневичского р-на (1998), с. Буркачи Гороховского р-на (1998). Однако после 1999 г. и вплоть до 2014 г. захваты храмов не происходили, что во многом являлось заслугой Н. Под рук. Н. в Луцкой епархии реализовывались новые миссионерско-просветительские и издательские проекты. В частности, в 2003 г. переиздан украиноязычный вариант Волынско-Почаевского патерика с прибавлением житий новомучеников XX в., связанных с Волынью. Неск. раз переиздавался 1-й на Украине украиноязычный учебник по Закону Божию (1-е издание - в 1994 г. под редакцией автора-составителя, ректора Волынской ДС прот. Петра Влодека). В кон. 2005 г. епархия выпустила 1-е в УПЦ каноническое издание НЗ (богослужебного формата) на укр. языке. Осуществленный по благословению Н. перевод на укр. язык богослужебного Евангелия был взят за основу при издании в 2011 г. в Киеве украиноязычного Апостола, а также при издании в 2013 г. в Ужгороде 1-го полного украиноязычного Служебника. В 2004-2005 гг. на Волыни вышли 2 издания молитвослова с церковнослав. фонетикой в укр. транскрипции, молитвослов с каноном и правилом ко Причастию (2006) и «Закон Божий» (2010), напечатанные шрифтом Брайля). Начиная с 2010 г. издавались сборники материалов международных конференций «История и современность Православия на Волыни», проводимых силами Волынского ЕУ и Волынской ДС. В 2011-2012 гг. осуществлены факсимильные издания памятников древнерус. письменности Луцкого Евангелия (ок. 1366) и Луцкой Псалтири (сер. XIV в.). Последним крупным культурно-просветительским проектом епархии, осуществленным по благословению Н., стало факсимильное переиздание рукописного Холмского Евангелия в кон. 2015 г. Н. стремился удовлетворять прошения приходов о переходе в богослужениях с церковнославянского на укр. язык, считал, что данная мера является компромиссом, направленным на недопущение уклонения правосл. общин из-за языковых споров в раскольнические юрисдикции. К нач. 2013 г. из 376 приходов Луцкой епархии в 51 храме все богослужения совершались на укр. языке, а еще 45 храмов имели смешанный язык богослужений (службы совершали по-украински и по-церковнославянски). При этом Н. являлся противником форсированной украинизации богослужений, почти не совершал литургий на укр. языке, аргументируя это тем, что не существует полного канонического перевода богослужебных книг на украинский язык.

http://pravenc.ru/text/2577729.html

В 542-543 гг. имп. Юстиниан I поручил ему миссионерскую деятельность среди сельского населения внутренних районов М. Азии. Этот период жизни И. Э. известен несколько лучше благодаря сохранившимся фрагментам его «Церковной истории». Сфера деятельности И. Э. распространялась на провинции зап. М. Азии (Асия, Фригия Пакатиана, Кария и Лидия). В окрестностях Тралл, на месте разрушенного языческого храма, им был основан монастырь Дарира. За годы миссионерства И. Э. крестил ок. 70 тыс. чел., построил более 90 храмов, 10 мон-рей и 4 странноприимных дома. И. Э. был миссионером не только среди язычников, но и среди иудеев (7 синагог он превратил в храмы). И. Э. столкнулся с остатками монтанизма: ок. 550 г. в дер. Пепуза он обнаружил пользовавшиеся почитанием останки Монтана и пророчиц Максимиллы и Прискиллы и повелел их сжечь. Деятельность И. Э. поддерживалась имп. казной: из К-поля ему присылали книги, сосуды и облачения для вновь основанных храмов. И. Э. получал помощь из родной Амиды, куда он ездил в 548 г. Благодаря имп. поддержке И. Э. имел свободу действий и независимость от местного правосл. епископата. В 548 г., когда между ним и епископом Тралл возник спор из-за того, кому принадлежит местность Дарира, и епископ, желавший устроить там свою летнюю резиденцию, обратился с жалобой к Юстиниану I, тот решил дело в пользу И. Э. Кроме того, епископ был обвинен в неумелом руководстве и вынужден был подчиниться И. Э., передать в его распоряжение городскую церковь и странноприимный дом. Рассказывая о миссионерской деятельности И. Э., Михаил Сириец утверждал, что все вновь обращенные становились халкидонитами ( Mich. Syr. Chron. T. 2. P. 207), однако ни в «Церковной истории», ни в Хронике Зукнина сведений об этом факте нет. Все это время И. Э., вероятно, формально сохранял пост настоятеля мон-ря св. Мары, регулярно бывал в К-поле и пользовался определенным влиянием в церковных кругах. В 546 г., когда ряд высших сановников империи, в т. ч. префект претория Востока Фока, были обвинены в занятиях магией и совершении языческих обрядов, И. Э. стал инициатором их изобличения. В 562 г. И. Э. принял участие в деле 5 языческих жрецов, обнаруженных в Константинополе, и лично сжигал языческие книги.

http://pravenc.ru/text/471574.html

На рубеже XIX-XX вв. были открыты древности христиан Египта, Нубии и Эфиопии. Внимание привлекли памятники письменности, ткани (напр., из раскопок 80-х гг. XIX в. в Ахмиме ), копт. храмы Каира (90-е гг. XIX в.- 10-е гг. XX в.; А. Дж. Батлер) и древнейшие христ. мон-ри (Асуан, Асьют, Бауит, Багават). Рус. путешественник В. С. Голенищев и сотрудник ГЭ В. Г. Бок начали сбор и атрибуцию копт. древностей; Й. Стржиговский составил их каталог в Каирском музее. В нач. XX в. приступили к изучению Эфиопии (германская экспедиция Кренкера и Э. Литтманна в 1906); в Нубии при строительстве Асуанской плотины (10-е гг. XX в.) англо-американ. группа провела систематическую разведку и массовые раскопки некрополей; сводку христ. памятников составил У. Моннере де Виллар. В 1-й трети XX в. предметами исследований стали архитектура, иконография и погребения мон-рей (напр., Вади-эн-Натрун ; экспедиции музея Метрополитен под рук. Э. Уайт). Как одна из областей А. х., христ. древности Египта получат особое развитие в 60-80-х гг. XX в. У. М. Рамсей У. М. Рамсей Национальные и конфессиональные научные сообщества соперничали в полевой деятельности. Гордостью франц. школы стали работы Ш. М. де Вогюэ в Сирии и Ш. С. Клермона-Ганно в Иерусалиме. Важнейшим предприятием австр. школы А. х. стали многолетние раскопки в Эфесе с его «двойной базиликой», пещерой Семи спящих отроков эфесских и мавзолеем над могилой ап. и евангелиста Иоанна Богослова. Стремление доказать историчность текстов Свящ. Писания было основой деятельности и англ. ученых сер. XIX в.: пастор Р. Уиллис создал исследование о храме Гроба Господня в Иерусалиме; У. М. Рамсей соединил методы исторической географии с археологией на примере евангельского рассказа о странствиях ап. Павла в М. Азии. Находки последнего уточнили обстоятельства истории ранней Церкви и показали их реальность ( Аверкия эпитафия , надгробия Сев. Фригии III - нач. IV в.). Начались исследования раннехрист. храмов (Г. Белл и др.) в труднодоступных районах Каппадокии. Триумф Мардохея. Роспись синагоги Дура-Европос (Сирия). Ок. 250 г.

http://pravenc.ru/text/археологии ...

В монументальной живописи П. изображен в росписи 1684 г., выполненной артелью ярославских и троицких мастеров под рук. Д. Г. Плеханова в Успенском соборе ТСЛ (юж. грань сев.-зап. столпа), в росписи 1686-1688 гг. артели Плеханова в Софийском соборе Вологды (на откосе центрального окна сев. стены, напротив прп. Иоасафа, царевича Индийского); в интерьерах храмов Ростовского кремля: в церквах Воскресения (ок. 1670; на откосе окна верхнего яруса сев. стены, вполоборота вправо, в руках П. свиток) и ап. Иоанна Богослова (1683; в алтаре на юж. стене). В ростовских храмах его образ (в виде средовека, позднее преимущественно в облике седовласого старца) имеется в росписях: 90-х гг. XVII в. на алтарной преграде ц. Спаса на Торгу; 1715 г. собора Рождества Пресв. Богородицы Рождественского женского мон-ря (на зап. стене наоса на откосе портала); 1-й пол. XIX в. ц. Толгской иконы Божией Матери (в медальоне на своде придела св. Иоанна Предтечи и сщмч. Власия Севастийского); 1889-1891 гг. ц. Спаса на Песках (исполнены по заказу еп. Амфилохия (Сергиевского-Казанцева) иконописцем К. Я. Леоновым из с. Боголюбова Владимирской губ.; П. на юж. стороне юж. столпа). В окрестностях Ростова: в ц. апостолов Петра и Павла с. Поречье (ныне пос. Поречье-Рыбное) (1782-1785, ярославские иконописцы под рук. А. А. Шустова; образ П. в сев. апсиде); в ц. вмч. Георгия в с. Юрьевском (1-я пол. XIX в.; на сев. стене, в паре с прп. Авраамием Ростовским); в ц. Казанской иконы Божией Матери в с. Козохове-Богородском (1-я пол. XIX в.; на юж. стене). В Борисоглебском р-не: в ц. Св. Троицы с. Вощажникова (кон. XVIII в.; П. представлен на откосе одного из окон на юж. стене); в ц. Богоявления с. Уславцева (нач. XIX в.; на оконном откосе сев. стены); в ц. Смоленской иконы Божией Матери с. Хмельники (1895; на своде трапезной). На иконах «Образ всех российских чудотворцев», созданных в кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. в Выговской пуст. (списки с образа 30-х гг. XVIII в. каргопольского мастера Даниила Матвеева из иконостаса Богоявленской соборной часовни - МИИРК, ГРМ (1814, П. Тимофеев), ГТГ, ГИМ, старообрядческие и частные собрания), П. изображен в правой верхней группе 2-м от центра; на нем монашеские или княжеские одежды и царский венец, волосы кудрявые, борода средней величины. Образ П. присутствует и в других старообрядческих «соборных» и минейных композициях с сонмами русских святых, исполненных в кон. XVIII - XIX в. (ГТГ, ЦМиАР, ГМИИРТ).

http://pravenc.ru/text/2580106.html

В соборе также располагались чтимые иконы Божией Матери в сребропозлащенных ризах: Иверская, Тихвинская (келейный образ прп. Амвросия (Гренкова), подаренный игум. Тихоне в Оптиной пустыни), «Знамение» (точная копия чудотворного образа из Серафимо-Понетаевского мон-ря ), «Взыскание погибших» (написана в Спасо-Преображенском Валаамском мон-ре ), «Умиление» (подарена сестрами Серафимова Дивеевского во имя Св. Троицы мон-ря ), святителей Тихона Задонского (прислан задонским архим. Прокопием), Феодосия Черниговского, Николая Чудотворца с чудесами в клемах, великомучеников Георгия Победоносца («на цинке, в золоченной раме») и Никиты с житием (в меднопозлащенной ризе с венцом, украшенной мелкими стразами), мч. Иоанна Воина в меднопосеребренной ризе с венцом. Здесь же размещались иконы Божией Матери «Троеручица» «Скоропослушница» и «Отрада и Утешение» и вмч. Пантелеимона, переданные в К. м. со Св. Горы Афон. В ковчеге «в виде гробницы» хранились монастырские святыни - Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» (принесена в нач. 40-х гг. XIX в. мон. Фомаидой из Москвы) в сребропозлащенной ризе с жемчужным убрусом и часть облачения прп. Серафима Саровского, над которым находилась икона прп. Серафима (написана на «золоточеканной» доске). Др. ковчег содержал частицы мощей апостолов Матфея, Андрея, Иакова, святителей Григория Богослова, Николая Чудотворца и Тихона Задонского, вмч. Феодора Тирона, вмц. Варвары, мучеников Иоанна Воина, Евстратия, мучениц Стефаниды и Фомаиды, преподобных Ефрема Сирина, Моисея Угрина, Нила Столобенского. В отдельном ковчежце сохранялась частица мощей вмч. Никиты (подарена обители Тульским еп. Алексием (Ржаницыным) ок. 1858), а над ним - резная икона великомученика в сребропозлащенной ризе с эмалевой отделкой. Крестные ходы с образом вмч. Никиты и др. иконами К. м. совершались 8 июля (вокруг обители) и 20 июля (из городских храмов в монастырь). Под 3-ярусной монастырской колокольней (1845) находилась небольшая церковь, освященная 24 мая 1855 г. соборным прот. Никанором Успенским в честь Преображения Господня (4 сент. 1906 переосвящена в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»). В 1902-1906 гг. было построено новое здание трапезной, объединенное переходом с Никитским храмом (среди жертвователей на строительство был св. мч. имп. Николай II Александрович , передавший обители 800 р.). В 60-х гг. XIX в. при мон. Макарии вместо деревянных домов были построены каменные корпуса, ограда (1 саж. 2 аршина высоты) с башнями по углам и фигурами ангелов, южные святые (1866) и 2 въездных ворот; к нач. XX в. устроен свечной завод, разбит плодовый и ягодный сад. Также был поставлен 2-этажный деревянный келейный корпус с просфорней и хлебной. К 1888 г. в обители было 7 каменных корпусов, 4 деревянных на каменном фундаменте и 4 ветхие кельи. В 90-х гг. XIX в. в К. м. были построены игуменский дом (1893), 2 келейных корпуса и сторожка близ ворот. Ризница и библиотека

http://pravenc.ru/text/1683975.html

Базилика св. равноап. имп. Константина в Трире. Ок. 310 г. Фотография. XX в. Базилика св. равноап. имп. Константина в Трире. Ок. 310 г. Фотография. XX в. Место Б. с их обширным и единым пространством заняли храмы меньшего размера, рассчитанные на небольшие группы молящихся, с фрагментарным, поделенным на отдельные ячейки интерьером. Так, в Испании вестготы модифицировали Б. в центричные миниатюрные здания с планом типа «греческого креста» и боковыми помещениями в коротком трансепте (ц. в Баньос-де-Серрато, 661); в перекрытиях начали использовать коробовые своды, центр здания мог быть отмечен их пересечением (ц. Сан-Педро де ла Наве). Строительство таких храмов было вызвано не только собственно западноевроп. процессами, но и усилившимся к тому времени визант. влиянием в Испании. Своеобразные базиликальные храмы строили и в Англии (кентская группа, построенная до обращения англосаксов, напр. церкви в Рекалвере, 699, и еп. Уилфреда в Хексеме, 672-678, и др.). Тем не менее в VI-VII вв. возведение Б. было редким явлением и возникла опасность их полного исчезновения как архитектурного типа. Однако во 2-й пол. VIII в. одним из важнейших элементов каролингского Ренессанса стало возрождение «большой формы» в архитектуре. Грандиозное по массовости строительство соборов в городах и мон-рях было ориентировано на рим. традицию и на раннехрист. святыни, особенно связанные с именем имп. Константина Великого. В этих условиях Б. была вновь востребована, и создание нового типа базиликального храма (прежде всего монастырского) стало главным достижением каролингской архитектуры. Отчасти вернулись к ранним решениям, но усложнение богослужения, потребность в дополнительных алтарях и организация поклонения мощам стали основными стимулами формирования Б. нового типа. Б. мон-ря в Фульде (90-е гг. VIII в.- 819) имела в качестве образца рим. собор Сан-Пьетро: как и там, в этой церкви огромный трансепт отделял зап. апсиду, где хранились мощи св. Бонифация, в результате чего появились 2 алтарных полукружия, на востоке и западе, и клуатр-атрий к западу.

http://pravenc.ru/text/77368.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАЗАРЬ Еп. Смоленский (не ранее 1205 - ок. 1225/26). Хиротонисан во епископа Смоленского Киевским митр. Никифором II (не ранее 70-х гг. XII в., до 1183 - не ранее 1199) или Матфеем (до 1210-1220); вопрос о том, кто из них занимал Киевский митрополичий престол в 1199-1210 гг., остается неясным. Л. был следующим епископом на Смоленской кафедре после свт. Игнатия (упом. под 1205 г.- ПСРЛ. Т. 18. С. 41). Его имя отсутствует в списке Смоленских владык в Симеоновской летописи кон. XV в. (Там же. С. 23), но этот список явно неполон в своей начальной части (в него не включен ни один епископ, занимавший кафедру между 1-м Смоленским еп. Мануилом и Феофилактом, рукоположенным в 1354-1356). В списке-помяннике Смоленских владык в Требнике смоленского происхождения (ГИМ. Син. 377. Л. 226 об., ок. 1518) Л. указан как 5-й Смоленский епископ, между Игнатием и Афанасием ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 224). Сведения о Л. содержатся в Житии прп. Авраамия Смоленского - памятнике смоленской литературы 2-й трети XIII в. (не ранее 1237), написанном учеником святого прп. Ефремом . Будучи священником одного из смоленских храмов, Л. защищал прп. Авраамия (который был запрещен церковным судом в служении литургии и сослан в пригородный Успенский Селищенский монастырь) от наветов его противников перед лицом свт. Игнатия: «Сьй бо виде и слыша, яко вся бес правды, яже на блаженаго Авраамиа ону крамолу въздвигнули... пришед глагола к епископу Игнатию: «Великой есть быти опитемьи граду сему, аще ся добре не опечалиши»; яко же и бысть. Блаженый Игнатий сего послуша, скоро посла по всем игуменом и к всем попом, заповедая и запрещая всем от всякого речениа зла престати, яже на блаженаго Авраамия» (Житие прп. Авраамия Смоленского. 1912. С. 11-12). В Житии прп. Авраамия Л. называется «блаженым» и указывается, что он был епископом после Игнатия, «истинною рещи, яко поборник и пастух Христовы Церкве словесных овець», однако вынужден был оставить кафедру: «...сьй бо беаше Бога ради оставил епискупью свою и за многое обидение святых церквеи, иже обидят и властели, отъимающе чюжая бес правды и обидящих вдовица и сироты» (Там же. С. 11). Пример Л., согласно Б. Н. Флоре , наряду с др. примерами показывает, что «в XIII в. русская церковная иерархия стремится пересмотреть традиционные отношения со светской властью, расценивая обычную практику светских патронов по отношению к церковному имуществу как «грабеж и насилие»» ( Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви: Древнерус. и слав. Средневековье. М., 2007. С. 90).

http://pravenc.ru/text/2462529.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010