От издателя К осуществлению своей цели издатель был приведен постепенно некоторыми непредвиденностями в своей жизни, и ясно сознает всю неотложную нужду в нем науки. То было очень давно, когда издатель, в должности законоучителя в прибалтийской окраине нашего отечества, слышал от одного высокопоставленного педагога-немца такие слова: «Как вы думаете? По моему мнению, наука о богослужении для ученика практически важнее Священного Писания ». Это говорил лютеранин. Для издателя, который раньше над таким вопросом никогда не задумывался, так как это было в начале законоучительства, столь умные слова послужили первым поводом высоко ценить науку о богослужении и содействовать ее значению в школе словом и делом, насколько можно было это делать там. Позже, уже на академической службе, ближайшим поводом заинтересоваться, именно, литургийным текстом было сделанное издателю предложение перевести греческую литургию Иоанна Златоуста , находящуюся в Патрологии Миня, для XII тома Творений этого отца церкви, законченных теперь изданием при С.-Петербургской Духовной Академии (СПб. 1906 г., стр. 394–424). К стыду своему, или таково общее явление, но переводчик впервые наблюдал тогда все особенности греческой литургийной речи: ее красоту, ее высокую поэзию, богатство ее изначально-христианской и кафолической мысли о вере и нравственности, изложенной при том в форме обильных заимствований из подлинного Слова Божия. У переводчика тогда зародилось скромное желание издать когда-нибудь свой улучшенный перевод, в параллели с греческим текстом, для общедоступного пользования. В то же время захотелось приблизить к слуху академического юношества подлинную литургийную речь в академическом храме, при богослужении. Приятно было уже одно сознание, что в храме Академии, где все науки с избытком питаются от роскошной трапезы греческого слова, произносятся лишь другими устами, но те же самые священные слова и звуки, которые слышатся почти 2000 лет на всем православном Востоке, и некогда произносились самими Василием Великим и Иоанном Златоустом , и, более того, – самими апостолами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Orlov/l...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Дополнения к творениям В третью книгу двенадцатого тома собрания творений свт. Иоанна Златоуста вошли следующие дополнения к его творениям: К Беседам: на святую Пятидесятницу, о покаянии ниневитян; О милостыне, и о богатом, и Лазаре; о десяти тысячах талантах, и десяти динариях, и о незлопамятстве; к тем которые высоко ценят настоящие блага и напрасно стремятся к житейской гордости; о молитве; на слова: «Всякий грех, который делает человек, есть вне тела» (1Кор.6:18); о том, что добродетельная душа драгоценнее всего; на слова: «уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа, Который верен Поставившем Его» (Евр 3:1). К Письмам: I. Златоуста царице Евдоксии. II. Златоуста к Кесарию. ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО Том XII Книга 3 ДОПОЛНЕНИЯ К ТВОРЕНИЯМ СВ. ИОАННА ЗЛАТОУСТА К Беседам: БЕСЕДА ПЕРВАЯ. На святую Пятидесятницу. БЕСЕДА ВТОРАЯ. О покаянии ниневитян. БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. О милостыне, и о богатом, и Лазаре. БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ. О десяти тысячах талантах, и десяти динариях, и о незлопамятстве.. БЕСЕДА ПЯТАЯ. К тем которые высоко ценят настоящие блага и напрасно стремятся к житейской гордости. БЕСЕДА ШЕСТАЯ. О молитве. БЕСЕДА СЕДЬМАЯ. На слова: " Всякий грех, который делает человек, есть вне тела " (1Кор.6:18). БЕСЕДА ВОСЬМАЯ. О том, что добродетельная душа драгоценнее всего. БЕСЕДА ДЕВЯТАЯ. На слова: " уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа, Который верен Поставившем Его " (Евр 3:1). К Письмам: I. Златоуста царице Евдоксии. II. Златоуста к Кесарию. Дополнения к творениям св. Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. К БЕСЕДАМ. БЕСЕДА I. На святую Пятидесятницу. 1. Благодать, разделившая в этот день языки, не позволяет мне страшиться за бедность слова, - благодать, неученых сделавшая наставниками миру, рыбарей поставившая провозвестниками безыскусственной премудрости, победившая мудрых мира. Отчего иначе обратились к благочестию столь многие люди, страдавшие идолослужением? Отчего они отвергли господствовавшее служение демонам? Как не многие ученики могли бороться с множеством людей и демонов, если они не были вооружены силой божественного огня? Сегодня излился источник благодатного огня и разливавшееся пламя уступило место веяниям Духа. Благовествуя об этой благодати, Христос говорил: " не оставлю вас сиротами: иного Утешителя пошлет вам Отец " (Ин. 14:18,16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Поклонение мощам свт. Николая Чудотворца в храме Христа Спасителя в Москве. Фотография. 11 мая 2017 г. [Греч. τ λεψανα; лат. reliquae, букв.- «останки»], в совр. рус. языке - останки человека, причисленного к лику святых, являющиеся объектом почитания. Слово «мощи» происходит от слав. глагола «мощи, можеши» и слова «мощь», к-рым переводятся греч. слова δναμις или σχς (мощь, сила, крепость) ( Фасмер М. Этимологический словарь рус. яз. М., 19862. Т. 2. С. 668); т. о., понятие «мощи» отсылает к некой силе, присущей останкам святого, и этимологически не связано с греч. аналогом. Оно фиксируется в церковнослав. и древнеболг. текстах с X в. (Български етимологичен речник. София, 1995. Т. 4. С. 269). Поскольку в греч. языке словом «останки» (λεψανα, λεψανον (ед. ч.)) могли называться останки любого усопшего человека, а не только святого, соответственно и в церковнослав. языке понятие «мощи», которым переводился греч. термин, относилось к телу любого умершего, примером чего является употребление слова «мощи» в чине погребения мирян; при необходимости обратить внимание на святость использовались особые эпитеты, напр. честные или святые М. Однако в Словаре древнерусского языка контексты, в которых слово «мощи» означает останки любого человека, не фиксируются ( Срезневский. Словарь. Т. 2. С. 181) - возможно, в чине погребения отражено более позднее словоупотребление. В древнерусском языке слово «мощи» также имеет значение «частица священного предмета»: «...предъ враты св. гроба... лежитъ камень, что ангелъ отвалилъ отъ двери гроба... и того камня немного оставлено, а то разобран на мощи...» (Там же). В греческом языке помимо самого распространенного слова λεψανα для обозначения тела почившего святого использовались также слова σκνος, σκνωμα (от глагола σκηνω - отдыхаю, вмещаюсь) и σμα - тело ( Kaplan M. De la dépouille à la relique: formation du culte des saints à Byzance du V au XII siècle//Les Reliques: Objets, cultes, symboles. Turnhout, 1999. P. 19-39). Распространенное на Западе слово «реликвии» по значению шире, чем слово «мощи», т. к. кроме тел святых в это понятие входят священные предметы, напр. Честное Древо Креста Господня, пояс Пресв. Богородицы, а также т. н. контактные реликвии.

http://pravenc.ru/text/2564262.html

Преподобный старец Феофил Новый, Киевский праведник (1929–1996) Преподобный Феофил Новый – один из великих старцев XX века. Его особые духовные дарования обнаружились еще во время учебы в Семинарии, к нему часто обращались за советом и помощью, и уже тогда Петр Россоха (так звали старца в миру) мог утешить и ободрить. После окончания Московской Духовной академии он был пострижен в монашество с именем Пафнутий. Через год молодой иеромонах Пафнутий по собственному прошению был переведен в Свято-Успенскую Киево-Печерскую лавру. Дар проповедника и наставника, проявившийся еще в годы учебы, все больше раскрывался в молодом иеромонахе. Люди тянулись к нему за живым словом, наставлением и утешение, хотя и было ему в ту пору всего двадцать семь лет от роду. Пребывание в Киево-Печерской лавре оказалось недолгим. В 1958 году за то, что он перефотографировал иконы и благословлял ими своих духовных чад, иеромонаха Пафнутия сослали в изгнание, и длинная вереница перемещений из епархии в епархию, с прихода на приход, длилась тридцать лет. В 1988 году игумен Пафнутий возвратился в Киев. После многочисленных испытаний, лишений и скорбей Господь сподобил Своего избранника множества духовных даров, возложив на него тяжкое бремя старчества. Китаевский скит – последнее место, где подвизался великий старец. В апреле 1994 года старец удостоился восприятия высшего ангельского образа – великой схимы. При пострижении ему дано было имя Феофил в честь преподобного Феофила, Христа ради юродивого. Наставления старца были кратки и немногословны. Будьте смиренны, кротки, терпеливы, – часто говорил он, подчеркивая особую значимость этих христианских добродетелей. Слова старца были просты, но удивительно мудры и преисполнены благодатной силы. «Много он не говорил. Скажет два-три слова – и все понятно. Дар слова Богом дается. У него слова были очень весомые. Он мало говорил. Бывало, скажет слово, выпустишь из головы, а потом вдруг вспомнишь эти два слова. А в них выражается все: и действительность, и будущее», – рассказывала одна из духовных дочерей старца, Таисия И.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Природа всякого духовного текста совершенно иная, нежели литературного или научного. Он не дает просто некую «информацию», когда, раз «прочитав» книгу; человек затем убирает ее на полку. Общение с духовным словом совсем иное по природе своей и по целям. Мы читаем Евангелие каждый день, входя каждый раз через слово в таинственное общение с Самим Христом. Слово движимое Духом Святым, несет в себе нетварную Божественную энергию, будучи тайноводителем Божественной благодати. Такое слово становится таинством. Цель его — сообщить благодать и Истину, устрояя спасение души читателя. Так, читая и открывая сердце такому слову, всякий непременно будет каждый раз входить в потоки дыхания Духа, пережитые, в данном случае, самим Старцем в глубокой молитве и в неуклонном предстоянии умом престолу Божию. Входя в мир его слов-идей, человек погружается духом в сферу Божественного присутствия, в которой постоянно жил сам Старец. И всякое пребывание сознанием в сей умной сфере таинственно воздействует на всего человека дух, душу и даже тело: «Царство Божие не приходит приметным образом» (см.: Лк. 17 :20), так и слово Старца, будучи плодом многолетнего плача и напряженной молитвы, незаметно для человека преображает его внутреннее устроение, возводя дух его в «горняя, где Христос сидит одесную Бога» (Кол. 3 :1). Такое «таинство слова» нам предано самим Христом: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6 :63). Они животворят и очищают человека чрез словесное причастие самому Христу — Богу Слову: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» (Ин. 15 :3). Старец был одним из немногих в наше время носителем сей величайшей христианской культуры духовного слова. К сожалению, в наше время эта культура, столь привычная для ранней Церкви, теперь понятна и доступна немногим. В первые века христианства вдохновленные последователи Христа неизменно пребывали в атмосфере евангельского слова, жили слово его как первую реальность и особенно интенсивно в моменты агапыевхаристии, причащаясь через слово, как через таинства, Самому Христу. Не зря святитель Ириней Лионский использует то же понятие «причащение», относя его и к причастию Христу через Святые Дары, и к евангельскому слову о Христе; и там, и здесь присутствует вся Личность Христа. Для первохристиан это было единой реальностью: общение и единение с Богом через Святую Чашу и Слово Его. В Старце мы видим редкий современный пример, который раскрывает для нас литургическую природу духовного слова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Проблемные вопросы христологии в диалоге с нехалкидонскими церквами. Замечания ко «Второму согласованному заявлению». Часть 2 Источник Аннотация Публикация заканчивает богословский анализ «Второго согласованного заявления Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Восточными Православными Церквами» (Шамбези, 1990 г.) («Заявление»). Во второй части рассматривается использование в «Заявлении» выражения: «одна природа Бога Слова воплощенная» (μα φσις του Θεο Λγου σεσαρκωμνη). Обращается внимание на его различное понимание у православных и умеренных монофизитов и отмечается, что в «Заявлении» нет уточнения, в каком именно смысле нужно его понимать. Далее рассматривается вопрос о природных волях и действиях Христа и указывается, что в «Заявлении» в этом вопросе допущен отход от учения VI Вселенского Собора. Затем идёт речь о статусе Вселенских Соборов, обращается внимание на утверждение «Заявления» об общности христологической веры православных и нехалкидонских Церквей и на выраженную в нём готовность отменить древние соборные анафемы. Отмечается необоснованность и недопустимость этих утверждений ввиду противоречия с Преданием Православной Церкви. Наконец, делается общий вывод о неудовлетворительности «Заявления» и о невозможности использования его в качестве основы для богословского диалога. Ключевые слова: христология, две природы во Христе, свт. Кирилл Александрийский , блж. Феодорит Кирский , Халкидонский Собор, нехалкидониты, Смешанная комиссия, Шамбези. «Одна природа Бога Слова воплощенная» (μα φσις το Θεο Λγου σεσαρκωμνη) В § 7 от лица православных утверждается 2 : 7. The Orthodox agree that the Oriental Orthodox will continue to maintain their traditional Cyrillian terminology of “one nature of the incarnate Logos” (μα φσις το Θεο Λγου σεσαρκωμνη), since they acknowledge the double consubstantiality of the Logos which Eutyches denied. The Ortodox also use this terminology. 7. Православные согласны, что восточные православные продолжат придерживаться своей традиционной Кирилловой терминологии «одна природа воплощенного Слова», поскольку они признают двойное единосущие Слова, отвергавшееся Евтихием.Православные также используют такую терминологию 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

протоиерей Александр Сорокин Приложение: новозаветные литургические чтения в православной Церкви 71. Древняя ветхозаветная традиция церковного чтения Священного Писания Слушание Слова Божия с самого начала было и остается главным источником, питающим веру каждого члена Церкви в отдельности и всей Церкви в целом как народа Божия. Еще древний Израиль – ветхозаветная Церковь – концентрировал свою жизнь вокруг слушания Слова Божия, сначала возвещенного устно через пророков, а потом записанного в букве богодухновенными мужами и их помощниками. Все они: и пророки, и их продолжатели – принадлежали к одному и тому же народу – Церкви. За записанным навсегда сохранился статус Слова Божия, обращенного к Церкви, первоначально провозглашенного устно, а затем ставшего Словом письменным, Священным Писанием. Оно обращено к Церкви как тогда, когда впервые произносилось устами конкретных пророков, так и во все времена ее истории. Вот почему центральным местом и временем, по преимуществу (из всех мест и времен жизни верующего) посвященным чтению и слушанию Святого Писания, является не частная, домашняя обстановка, а общественное, т.е. церковное собрание. Такое собрание (по-греч. e)kklhsi/a, что и переводится как Церковь ; или же в Ветхом Завете – близкое по значению sunagwgh/, синагога, означающее также собрание) есть со-брание прежде всего для совместного слушания Писания как Слова Божия. Еще в ветхозаветном Израиле сложилась традиция, предусматривающая чтение всего свода Священного Писания, распределенного на небольшие смысловые отрывки на каждый день или на определенные дни недели в ритмичном цикле. Отдельную дневную «порцию» составляла, как правило, пара чтений из двух разделов, на которые разделялось Писание – Закон и Пророки. 72. Апостол и Евангелие Пришествие в мир Господа Иисуса Христа, вызвавшее к жизни новый Израиль – Христианскую Церковь – привело к появлению новых Писаний, которые свидетельствуют об Иисусе как о Христе, воплотившемся Сыне Божием и Господе. Это Священное Писание Нового Завета. В свете новозаветных писаний – в свете Иисуса Христа – все дохристианское Писание Израиля, сохранив свое непреходящее значение Слова Божия, в Христианской Церкви стало называться Священным Писанием Ветхого Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте! Сталкиваюсь с некоторыми эпитетами в Православии, которые вводят меня в замешательство. Иереев именуем Владыкой, а Мать Христа — вовсе Владычицей НАШЕЙ и ЦАРИЦЕЙ Небесной. На основе каких мест из Библии и кто решил людям приписывать Божьи эпитеты? Разве наш общий и единственный Владыка — не Бог? Где в Библии Бог говорит, что хочет разделить власть с людьми? Прочитал в данном ресурсе, что, мол Дева Мария аж ангельским воинством руководит. Снова не понимаю — где такое написано в Библии? Кто это вывел и откуда? Как от “Един Бог, един и посредник между Богом и людьми — Человек Иисус Христос” мы пришли к Владычице и Царице небесной, которой служат ангелы? Ведь по Библии — ангелы служат только Богу? Также ставят в тупик слова, обращенные к Деве Марии в Молитвослове, слова, где мы, рабы ее (??), просим нас простить (? вроде это прерогатива исключительно Бога?) и призреть на нас, сирых и убогих. Почему мы сирые, если у нас есть Бог и Сын Его?? Понимаю, что чего-то не знаю или не понимаю, а Церковь не глупее меня, но найти ответа, успокоительного для сердца, не могу. Совершенно искренне пытаюсь разобраться, поэтому очень прошу помочь и как можно подробнее осветить эти вопросы. Похожие вопросы 4 Ответа Здравствуйте! Основания для того, чтобы называть Деву Марию Владычицей и Царицей находятся в самой Библии. Церковь считает эти слова псалмопевца пророчеством о Богородице: Дочери царей между почетными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте. Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему. И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лице Твое. Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом; в испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее, приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя ( Пс.44:10–16 ). Также ставят в тупик слова, обращенные к Деве Марии в Молитвослове, слова, где мы, рабы  ее  (??), просим нас простить (? вроде это прерогатива исключительно Бога?) и призреть на нас, сирых и убогих.

http://azbyka.ru/vopros/skolko-u-nas-vla...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление I. Введение Проповедь – проповедничество имеет в жизни Церкви огромное значение. Проповедание Слова Божия есть исполнение заповеди Христа Спасителя “научить все народы”, проповедовать Евангелие всей твари” ( Мф. 28, 19 ; Мк. 16, 15 ). Путем проповеди истина о Спасении через Господа Иисуса Христа возвещается по всему миру и достигает каждого отдельного человека. По слову св. ап. Павла, невозможно уверовать в Того, о Ком не слыхали, а слышать невозможно без проповедующего (ср. Рим. 10, 14 ). Заповедь проповедовать, данная Господом Иисусом Христом Апостолам, относится и к их преемникам – пастырям Церкви. И проповедь о Господе Иисусе Христе никогда не прекратится. Проповедничество всегда будет составлять важнейшую обязанность православного пастыря. Поэтому каждый, готовящийся стать пастырем, должен научиться проповедовать. Иногда говорят, что апостолы были простые люди (рыбаки) и никогда не учились. Но те, кто так говорит, не понимают того, о чем св. Димитрий Ростовский сказал: “Господь не книжных собра, но книжных посла”. Он Сам отверз им ум разуметь Писание. А мы для того, чтобы уразуметь Писание и удостоиться благодатной помощи Божией, должны приложить свой усердный труд для изучения всего нужного и полезного в пастырском служении. ГОМИЛЕТИКА (от греч. слова – беседа, наука о проповеди (русское и славянское слово “проповедь” происходит от славянского слова “ведение”, обозначающее знание важных (священных) предметов, от корня “вед”, от этого же корня происходят слова: “заповедь”, “совесть”, имеющие отношение к внутренней жизни человека) или о проповедничестве. Но что такое сама проповедь? – Проповедь есть возвещение истины о Господе Иисусе Христе и призыв к спасению через Слово”. В этом определении выражено самое важное и главное в проповеди – ее содержание, – призыв к спасению через Слово. И формы этого слова, формы проповеди были неодинаковы в истории Церкви. В настоящее время исторически сложившейся формой проповеди следует считать речь к народу (не к одному человеку, но ко многим). Там мы обычно и называем проповедь: проповедь – это речь к народу, произносимая проповедником в храме.

http://azbyka.ru/propovedi/konspekt-po-g...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление I. Слова Слово о мнимых нищих Чадо, животом просливым не живи ( Сир.40:29 ). С церковной кафедры если слышится слово о нищих, то это слово — за них и в пользу их. В настоящем случае мы желаем сказать свое слово не прямо в пользу нищих. Не оскорбитесь, братие, началом слова нашего и не закройте слуха и внимания вашего, привыкших слушать здесь только глаголы мира и любви, только вещания милосердия и человеколюбия. Таже любовь к Богу и ревность о благе ближнего, которая в устах служителей слова Божия возбуждает слово за нищих, — таже самая любовь и ревность заставляет и нас, хотя не без глубокого прискорбия, предстать пред лице ваше с словом вразумления и обличения людей, делающих себя нищими. Нельзя не видеть, братие мои, что между нищими очень, очень многие только прикрываются именем меньшей страждущей братии Христовой, в самом-же деле суть люди праздные и ленивые, боящиеся труда и работы, любящие праздность и покой, тунеядцы и бродяги в полном смысле слова, живущие и питающиеся именем Христовым, а в темноте своих углов, нередко совершающие такие дела, которые скорее достойны имени врага Христова — дела, о которых срамно есть и глаголати ( Еф.5:12 ). Ах, как горько, как тяжело согрешают эти жалкие братия наши таким постыдным образом жизни! Какую жалкую участь готовят они себе в жизни будущей, не смотря на то, что, кажется, более всех надеются в ней для себя счастия и блаженства!! Господь Бог, воззвавши человека к настоящей жизни, даровал ему известную долю сил, известную меру способностей для жизни. Чрез надлежащее развитие этих сил и правильное упражнение этих способностей человек и устрояет настоящую свою жизнь. Чем более и правильнее развивает кто свои силы и способности, тем более он устрояет земную жизнь свою истинно по-человечески. И наоборот: чем меньше кто трудится над своим развитием и усовершенствованием в жизни настоящей, тем меньше жизнь его походит на истинно человеческую. Правильное употребление телесных и душевных сил человеком в этой жизни имеет связь и с будущею жизнью. В слове Божием настоящая жизнь называется временем сеяния, а будущая — временем жатвы; в нем говорится, что в жизни будущей каждый получит по делом своим, восприимет мзду по своему труду. Это значит то, что судьба каждого из нас в будущей жизни будет соответствовать тому нравственному состоянию, до которого кто довел себя в жизни настоящей; что судьба эта будет не наградою только или наказанием, а первее всего — прямым и естественным следствием такого или иного образа поведения нашего в жизни настоящей.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-pouch...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010