И в притче о сеятеле слышится тот же литургический мотив: смерть и воскресение пшеничного зерна — Слова Божия — Господа Иисуса Христа. Чтобы войти в твою омертвевшую грехом душу сладким Хлебом причащения, зерно должно много пострадать: быть измолото в муку, пройти воду тестомешания и огонь печи. И главное — пресуществиться в литургии в Плоть Страдальца-Христа. Однако, кажется, по притче три почвы — три состояния души — не дают в ней взойти-воскреснуть умершему семени. Но ведь и нет безнадёжных для Бога кающихся. Если твоя душа поросла тернием суеты, — прополи её, положи предел своим пристрастиям, дай почву Тому, Кто её создал: Христу — Божию Слову. Он в центре жизни твоей, — Ему всё внимание удели; силой Его всходов, Его причащения — подави сорняки в осуетившейся душе. Если же окаменело нечувствием сердце и, кажется, ростку семени Слова Божия корней не пустить, — не унывай. При покаянной работе, внимании скорби, Богом посылаемые, терпеливо принятые, пробьют трещины в сердечном камне, — это и будет место, где на глубине укоренится в душе Господь. И важно не остановиться в труде духовном, да крепкий в корнях росток слышания и причащения плоды ожидаемые принесёт: любовь, радость, мир и прочее (Гал 5:22). Труднее дело обстоит, когда семя Божия Слова вообще не коснулось души — упало при дороге. Оно могло тебя напитать, дать силы — ты не заметил, не расслышал, не почувствовал его. И вновь нет места унынию — признай свою невнимательность, недостоинство своё, вернись чтением, благоговением к Тому, Кто некогда уязвил тебя любовию. Да не коснутся отвлекшие твоё внимание, пользующиеся твоей расслабленностью птицы — духи злобы поднебесные — дражайшего зерна Божия Слова. Будем же по силе возможности очищать трудами, удобрять терпением скорбей, всячески заботиться о доброте сердечной почвы нашей, да принесёт слушание слова и причащение соразмерный и достойный плод. И тогда много нового и живого воспримем и в самой литургии. Вспоминается текст из древнехристианского памятника Дидахе, Учения двенадцати Апостолов. Слова эти — от литургической молитвы, одной из первых в истории: “Как этот хлеб, некогда рассеянный по горам, был собран и стал единым, собери Церковь Твою от концов земли во Царствие Твое”. Аминь. Проповедь на Мф 18:1–4

http://pravmir.ru/propovedi-propoved-v-n...

Н.В.Маслов 1. Прежде всего схиархимандрит Иоанн дает определение: «Слово, которым владеет человек, есть особый, неоценимый дар Божий, посредством которого мы выражаем наши мысли о Боге, о человеке, о мире видимом и невидимом. Оно отличает нас от всех прочих земных тварей» (4, с. 161). Далее важно определить, зачем человеку дан этот дар. Каково назначение слова? 2. В своих трудах отец Иоанн приводит изречения святых отцов (святителей Тихона Задонского, Иоанна Златоуста и др.), из которых следует, что слово дано человеку для: – прославления Бога; – взаимного общения и назидания. «Христианин язык свой должен направлять к славословию Бога». Святитель Тихон Задонский «Язык наш дан, чтобы прославляли Бога и говорили то, что служит к назиданию, пользе». «Для того ты имеешь язык и уста, чтобы исправлять ближнего». «Уста Бог дал для того, чтобы ты бросал полезные семена, распространял через них благословение и любовь». Святитель Иоанн Златоуст «Слово дано, чтобы соединить нас узами взаимного общения и человеколюбия и украсить жизнь нашу кротостью». Святитель Григорий Богослов (7) Отец Иоанн делает вывод, что слово нужно употреблять для прославления Творца и на пользу ближних (4, с. 164). 3. Каково происхождение слова ? С одной стороны, слово порождает ум. «Слово – воплощенная мысль» (2, с. 24). «Наши слова, – пишет святитель Амвросий Медиоланский , – зеркало, видимое обнаружение нашего ума» (1, с. 192). «Слово есть слуга ума. Что хочет ум, то и слово выражает». Преподобный Антоний Великий С другой стороны: «Двигатель языка – сердце». «Слова открывают содержимое сердца: что в сердце человека имеется, добро или зло, во вне чрез слово проявляется». Святитель Тихон Задонский (3, с. 836) От воли же человека зависит – говорить или промолчать, удерживаться от слов или же не сдержать язык. Таким образом, слово – индикатор нравственного состояния человека (ума, воли, сердца). 4. О великой силе слова отец Иоанн пишет: «Не словом ли угодники Божии совершали чудеса с помощью благодати Божией? Не словом ли они повелевали природе, укрощали бури, исцеляли болезни, воскрешали мертвых?» (4, с. 161). 5. Далее он раскрывает действенность слова в ее различных аспектах:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

На слова: " кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все hoboe&quom. Том 12, книга 2, слово 55 На слова: " кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все hoboe&quom. Том 12, книга 2, слово 55 святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский   Сильное желание сеять семена является у земледельца, когда он увидит пашню очищенной и свободной как от сорных трав, вредных для произрастания посева, так и от камней, затрудняющих работу плуга. Подобное чувство в сильнейшей степени испытывается тем, кто приступает к сеянию слова, при виде слушателей в полной готовности к слушанию слова. Вот и я вижу пашню очищенной – и никаких следов на ней сорной травы. Сорной травой здесь была бы забота о богатстве, заглушающая слово. Это говорю я не потому, что здесь нет богатых, но чтобы показать, каким преимуществом располагают бедные для слушания слова. Дело ведь не в одном проповеднике: необходим и разумный слушатель. Писание требует того и другого – и мудрого учителя, и разумного слушателя, чтобы труд наш не оказался излишним при равнодушии слушателей. А забота о богатстве именно не допускает слово проникнуть в душу, но отвлекает внимание слушателей. И вот теперь, когда я вижу вас всех в полной готовности к слушанию, – тайные мысли ваши мне, конечно, неизвестны, но я наблюдаю глаза каждого из вас, вижу веки ваши поднятыми, подобно рогам, замечаю пристальные взоры ваши, свидетельствующие о напряжении вашего внимания, и заключаю отсюда, что все вы свободны от житейских забот, что каждый из вас того только ждет, о том только думает, как бы уловить слово, – сосредоточьте все свое внимание, откройте недра своей души, чтобы удобнее было бросать в нее семена. Я хочу надолго посвятить свой язык трапезе Павла: не перестану так называть его – этого простеца, невежду, безродного, делателя палаток. Это мое преимущество, это моя похвала, что я имею таких учителей, блистающих не житейскими достоинствами, но совершенством духовным. Если спросит меня эллин: " Какого ты имеешь учителя? " – я назову его, делателя палаток.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1596...

Никогда человек не говорил так, как этот «Человек»: нравственные наставления Спасителя в контексте раннего иудаизма Источник Скачать epub pdf Новые глубинные смыслы евангельского слова открывались современникам Спасителя посредством доступных и привычных средств языковой выразительности. Доцент протоиерей Леонид Грилихес подчеркивает особую роль межзаветной литературы и ближневосточного фольклора, послуживших источником ярких образов для языка евангельского богословия. Проповедуя по еврейским городам и весям, обращаясь ко многим толпам, Господь говорит на языке понятном для этих толп, т.е. на языке окружающих его людей. Вместе с тем в Евангелии  (в первую очередь, конечно в Евангелии от Иоанна) мы постоянно обнаруживаем, следующие утверждения: «слово, которое вы слышите не есть Мое, но пославшего Меня Отца» ( Ин 14:24 ), «как научил Меня Отец Мой так и Я говорю» ( Ин 8:28 ) «Мое учение не Мое, но Пославшего меня» ( Ин 7:16 ), или: «Слова, которые говорю Я вам– дух и жизнь» ( Ин 6:63 ). И действительно Господь провозглашает совершенно новые, удивительные вещи, которые далеко превосходят не только человеческие обычаи и привычки, но и  человеческую мудрость. Его слова нередко вызывают возмущение  и не укладываются в человеческой голове. Он обращается к иудеям «слово Мое не вмещается в вас», от Его слов происходит между ними распря ( Ин 10:19 ) и многие из них говорили: Он безумствует. Но не только фарисеи, но и «многие из учеников Его, слыша то (т.е. капернаумскую проповедь ) говорили: какие странные слова! Кто может это слушать!» ( Ин 6:60 ), и как сообщает Иоанн: с этого времени многие из учеников Его  отошли от Него, и уже не ходили с Ним ( Ин 6:66 ). Его слова вызывают удивление толпы: Он учит «не как книжники и фарисеи» ( Мф 7:29 ); «Никогда человек не говорил так, как этот Человек» ( Ин 7:46 ). И даже из уст самых близких учеников, из уст двенадцати часто вырываются слова недоумения: вспомним, после притчи о верблюде, которому легче пройти сквозь угольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное, «ученики Его весьма изумились» и  восклицают: «так кто же может спастись?»  ( Мф 19:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Новое издание двухтомника протоиерея Александра Шаргунова «Евангелие дня» 28.12.2018 Рубрика: Церковь В издательстве «Отчий Дом» вышло давно ожидаемое многими читателями новое, третье издание двухтомника протоиерея Александра Шаргунова «Евангелие дня» с толкованием евангельских текстов на каждый день богослужебного года. В этих толкованиях богословские глубины слова Божия раскрываются живым, ярким, понятным для современного человека языком. Книгу можно приобрести в храме святителя Николая в Пыжах, в православных магазинах и в интернет-магазине издательства «Отчий дом» (www.otdom.ru; 8 (800) 775-39-10; zakazotdom@gmail.com). Предлагаем вступительное слово автора к новому изданию. О чтении Евангелия Евангелие — книга жизни Господа. Оно существует для того, чтобы стать книгой нашей жизни. От того, как мы слушаем слово Божие, зависит вся наша жизнь. Не потому ли научиться читать Писание так не просто? Ведь недостаточно только услышать, важно сохранить услышанное — отвергнуться себя, чтобы принять судьбу, которая может быть только у Самого Христа, — по дару Его и Его Евангелия. Оно не для того написано, чтобы быть просто понятым, но чтобы приблизиться к нам вплотную и поставить нас на пороге тайны. Оно не для того существует, чтобы быть прочитанным, а чтобы быть принятым нами в себя. Каждое его слово ? дух жизни. Легкое и свободное, как огонь, оно ищет алчущие и жаждущие души, чтобы воспламениться в них. Исполненное жизни, оно как закваска, которая охватывает все тесто и заставляет его бродить. Слова обычных человеческих книг постигаются и взвешиваются нашим разумом. Слова Евангелия испытывают нас, и нам надо выдержать это испытание. Мы усваиваем слова обычных книг, слова Евангелия усваивают нас себе. Слова Евангелия ? чудодейственны. Если они не меняют нас, значит мы не хотим открыть им свою жизнь. Но в каждом слове Господа, в каждой Его притче и примере ? громоподобная сила, исцеляющая, очищающая, воскрешающая нас.

http://moral.ru/evangelie_dnia/

Огласительное поучение двенадцатое [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: воплотившагося и вочеловечившагося; также на слова Исаии: И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал: проси себе знамения у Господа и проч. ( Ис.7:10 ). Се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему, Еммануил, и проч. ( Ис.7:14 ).] 1 . Воспитанники чистоты и ученики целомудрия, восхвалим устами, исполненными чистоты, Бога, родившегося от Девы. Удостоившись вкушать мяса (см. Исх.12:9 ) духовного Агнца, вкусим от главы и вместе от ног, под главой разумея Божество, а под именем ног приемля человечество. Будучи слышателями Святого Евангелия, да веруем Иоанну Богослову. Он, сказав: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог ( Ин.1:1 ), присовокупил следующие слова: И Слово стало плотью ( Ин.1:14 ). Но есть дело святое – поклоняться Ему, как человеку простому, равно не есть благочестивое дело называть Его только Богом, не вочеловечившимся. Ибо если Христос есть Бог, как то и истинно, но не принял человечества, то мы чужды спасения. Итак, должно поклоняться Ему, как Богу, и верить, что Он и вочеловечился. Нет пользы говорить, что Он человек без Божества; равно нет спасения не признавать в Нем вместе с Божеством человечества. Да исповедуем пришествие Царя и Врача. Ибо Царь Иисус, желая врачевать, исцелил болящее, препоясавшись лентием человечества. Совершенный Учитель младенцев младенчествовал вместе с младенцами, чтобы умудрить неразумных. Хлеб небесный сошел на землю, чтобы напитать алчущих. 2 . Но дети иудеев, отвергая пришедшего и ожидая имеющего прийти на погибель, от истинного Христа отреклись, а в заблуждении своем принимают ложного. И в этом случае открывается истина слов Спасителя: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете ( Ин.5:43 ). Кстати здесь вопрос предложил иудеям: справедливы или ложны слова Исаии пророка, что Еммануил от Девы родится? (см. Ис.7:14 ). Если обвиняют его как лжеца, это нимало не удивительно. Ибо у них в обыкновении не только обвинять пророков, как лжецов, но и камнями побивать их. Если же пророк справедлив, то покажите Еммануила и скажите: имеющий прийти, Которого вы ожидаете, от Девы ли родится, или нет? Если не родится от Девы, то вы во лжи обвиняете пророка, а если ожидаете сего вы в будущем, то для чего отвергаете то, что уже сбылось?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Слова о воспитании детей Преподобный Порфирий Кавсокаливит (1906–1991) – один из самых почитаемых старцев Святой горы Афон. Многие родители обращались за помощью к старцу, не в силах преодолеть непослушание, своеволие или несчастья своих детей. И всегда опыт во Христе и мудрость святого старца делали его советы не только бесценным духовным сокровищем, но и практическим руководством в таком тонком и жизненно важном вопросе, как воспитание детей. Книга «Слова о воспитании детей» может послужить вам прекрасным помощником и ориентиром в общении с детьми и молодежью. Книга предоставлена издательством «Никея», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://nikeabooks.ru/ Старец Порфирий Кавсокаливит Слова о воспитании детей Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви ИС 10-022-2321 © Монастырь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Хрисопиги, 2011 © ООО «Никея», перевод на русский язык, 2011 Вместо предисловия Приснопамятный старец Порфирий ушел из этого мира, но продолжает пребывать в нем своим бессмертным словом, примером, святостью и благодатью, полученной от Христа, Жениха Церкви. Мы призываем молитвы и благословение старца на молодежь, прихожан, монашествующих – на весь благословенный народ нашей митрополии, а также на всю Полноту Православной Церкви, которой старец уже широко известен и почитается как святой. Архиепископ Критский Ириней, из предисловия к книге «Старец Порфирий Кавсокаливит, житие и слова» Книгу «Старец Порфирий Кавсокаливит, житие и слова» прочитали и полюбили тысячи людей. Многие читатели обращаются к нам, чтобы выразить радость, которую они получают от чтения этой книги, и просят нас издать ее небольшими частями для более удобного восприятия. Отвечая этим просьбам, наш монастырь подготовил книгу «Старец Порфирий Кавсокаливит. Слова о воспитании детей», поскольку очень важно, чтобы взгляды старца на воспитание получили широкое распространение и служили родителям ориентиром в общении с детьми и молодежью. Опыт во Христе и мудрость святого старца делают его советы не только бесценным духовным сокровищем, но и практическим руководством в таком тонком и жизненно важном вопросе, как воспитание детей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Полюби себя, не надоедай детям и не говори с безразличием Слова архимандрита Андрея (Конаноса) могут звучать практически революционно 22 февраля, 2018 Слова архимандрита Андрея (Конаноса) могут звучать практически революционно В книге “Добрый день, Господи!” , вышедшей в издательстве “Никея”,  известный греческий проповедник и миссионер архимандрит Андрей (Конанос) просто и вдохновенно говорит о духовной жизни человека. При этом многие слова священника могут звучать практически революционно. Помню слова пожилого священника. Это был шутливый разговор, но часто именно в шутки люди облекают самые серьезные переживания. Возможно, то была именно такая шутка.   Священник сказал: — Ты ведь знаешь, что людей вдохновляют личные примеры святости и любви, именно поэтому люди собирались вокруг святых, даже тех, которые только и делали, что от людей бегали. А у нас ни любви, ни святости, поэтому люди от нас бегут. Вот только и остается, что чувство вины эксплуатировать, страхи, да тревоги.     Но ведь в жизни так и получается: чем меньше любви, тем больше вины и страха, часто друг от друга неотделимых.  И если подлинное чувство вины, рожденное  трезвой оценкой собственных несовершенств,  желанием стать лучше,  любовью к Богу и ближнему – созидательно, то невротическое чувство вины всегда разрушительно и произрастает оно из нелюбви к самому себе, из страха людского и Божьего наказания и отторжения. Совершенная любовь — по слову Иоанна Богослова — изгоняет страх. Но если мучительные страхи не изгнаны, и религиозность ложится на эти страхи, то последние становятся неотъемлемой частью самой религиозности. Может именно здесь и нужно искать ответ, почему в наших глазах, глазах верующих людей,  окружающие часто видят не свет вечной жизни, а вселенскую тоску. «Мы обожествили вину» — это слова архимандрита Андрея (Конаноса) из его новой книги «Добрый день, Господи!», которая по сути целиком посвящена любви. Той любви, которую все мы ищем и желаем видеть в себе и ближних. Слова Христа «возлюби ближнего как самого себя», подразумевают, что мы имеем любовь к себе, а если таковой любви в нас нет, то едва ли мы сможем полюбить ближнего.

http://pravmir.ru/polyubi-sebya-ne-nadoe...

прот. Артемий Владимиров Часть 2. Дополнения к курсу лекций «Искусство речи». Лекции, семинары Крюковой Л.И 54 . Лекция 1. Эпистолярный жанр: Сходство устной проповеди и письма (Л.И. Крюкова) Сегодня мы поговорим с вами об особенностях эпистолярного жанра, т.е. о том, как в наше время православные люди могут отвечать на письма, и вообще, какое место в деле проповеди занимает весточка, которую ждут часто с великим-великим нетерпением. 1. Тропари о проповеди и письме «Яко апостолов единонравнии и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим велию милость». Эта молитва – тропарь трем святителям: Василию Великому , Григорию Богослову и Иоанну Златоустом у, мастерам средневекового красноречия и поэтому в какой-то мере покровителям наших занятий. Обратите внимание: равноапостольными их не называют, т.е. апостолам они не равны, но тем не менее нравом, т.е. характером, всем своим душевным устроением они оказываются сравнимыми с ними. Даже в самом построении тропаря сходство: «Яко апостолов единонравнии», а тропарь святым первоверховным апостолам Петру и Павлу, помните, как начинается? – «Апостолов первопрестольницы». А дальше? А дальше совершенно те же слова: «...и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим велию милость». Т. е. и те, и другие в равной мере признаются учителями вселенной. Но о чем мы просим их прежде всего? Не о даровании нам учености, а о мире, как раньше сказали бы, во всем мире, о мире во всей вселенной и, что еще важнее, о помиловании наших душ, о великой милости к нам от Владыки и Царя всех, Господа нашего, в Троице споклоняемого. Вспомним еще один тропарь: «Уст твоих якоже светлость огня возсиявши благодать, вселенную просвети: не сребролюбия мирови сокровища сниска высоту нам смиренномудрия показа. Но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте , моли Слова Христа Бога спастися душам нашим». Вы узнали, конечно, тропарь святителю Иоанну Златоустом у. Когда мы его слышим? (Ответ: в дни его памяти.) А еще? (Ответ: в благодарственных молитвах после причащения.) Да, после Причастия, приняв в себя Самого Христа, мы не только благодарим Бога и не только благодарим святителя как составителя Божественной Литургии, но как бы благославляемся им на то, чтобы и нам слово Божие нести людям. Чему учит этот тропарь прежде всего? Молить Бога Слова о спасении наших душ. Т. е. та задача спасения души , о которой говорилось на прошлой лекции, здесь лежит в основе всякого научения. И тогда от слова проповедника, как от слова Иоанна Златоустог о, может воссиять благодать, которая усладит, а потому и научит, и просветит всю вселенную. Здесь же сказано и об огне, который должен гореть в сердце и устах проповедника, что соотносится с призывом к подвижничеству, с «movere», о котором также говорилось на прошлой лекции. Вот как много вложено в слова: «Уст твоих якоже светлость огня возсиявши благодать, вселенную просвети».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою; воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Услыши мя, Господи. ( Пс.140:2 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Великий пост, который мы с вами по Божией милости проходим, призывает нас не только очистить свои души покаянием, но и познать сладость молитвенного подвига. Давайте задумаемся о том, что же значит в нашей жизни молитва? Каждый из нас для себя может определить и признать, что по сути своей молитва является непосредственной беседой с Богом, с Отцом нашим Небесным. Вкусивший радость этого общения, никогда и ни за что от него не откажется, что бы в обычной земной жизни ни происходило, какие бы препятствия ни вставали на пути и ни мешали этим взаимоотношениям. Господь рядом, Он с нами всегда и во всем. Это мы, грешные и неразумные, подверженные страстям и греховным желаниям, зачастую бежим от Бога, огорчаем Творца пристрастием к мирским соблазнам, поставив их выше Богообщения. Но ведь у этой греховной «дистанции» страшный «финиш» – духовная погибель. Неужели не хватит сил вовремя остановиться?! Мы слышали сегодня за Богослужением проникновенные слова древнего прокимна: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою». Кадильный дым, устремленный к небесам, символизирует наши молитвы, обращенные к Господу слова, идущие из глубины души. И как же велико желание быть услышанным и понятым! Но почему же порой так сложно сосредоточиться на молитве? Ведь бывает, что слова устами своими произносим, а ум при этом блуждает далеко-далеко или во время молитвы ненужные помыслы одолевают. Наверное, каждый из вас, братья и сестры, в большей или меньшей степени сталкивался с таким состоянием. Иногда немалые усилия требуются для того, чтобы вернуть молитве сосредоточенную глубину и искренность. Наверное, известна вам также поверхностная молитва, когда слова произносятся механически, не затрагивая душу и сердце? Или сбивчивая, торопливая молитва: скорее, скорее, лишь бы отдать долг Богу, вычитать положенное молитвенное правило? Да разве любовь по долгу бывает?! Разве этого ждет от нас Отец Небесный?!

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010